Судебный квартал и архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития Санкт-Петербурга XXI века
|
Введение 2
Историография 5
Глава 1. Формирование архитектурно-градостроительных концепций
пространственного развития территории «Судебного квартала» 15
Глава 2. Проекты застройки территории, предназначенной для строительства
«Судебного квартала» 25
Глава 3. Архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития в Санкт-Петербурге ХХ1 века 32
Заключение 44
Список литературы 50
Интернет источники 54
Список иллюстраций и приложений 56
Иллюстрации и приложения
Историография 5
Глава 1. Формирование архитектурно-градостроительных концепций
пространственного развития территории «Судебного квартала» 15
Глава 2. Проекты застройки территории, предназначенной для строительства
«Судебного квартала» 25
Глава 3. Архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития в Санкт-Петербурге ХХ1 века 32
Заключение 44
Список литературы 50
Интернет источники 54
Список иллюстраций и приложений 56
Иллюстрации и приложения
Данная работа посвящена анализу архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века. Санкт- Петербург — это город, который активно развивается в настоящее время, и пространственное развитие, происходящее стихийно и поддающееся контролю только в некоторых областях, требует искусствоведческого анализа для наилучшего понимания происходящих процессов и успешности их контроля со стороны градостроителей и архитекторов.
Предметом нашего исследования являются архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития Санкт- Петербурга XXI века. Объект исследования - архитектурные проекты для территории, расположенной между Тучковым и Биржевым мостами, на которой планируется возведение зданий по проекту, получившему название «Судебный квартал» (Ил. 1).
Целью данной работы является описание и анализ исторического развития, проектирования и застройки рассматриваемой территории в контексте современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать историю конкурсов на застройку территории Тучкова буяна, прошедших в XXI веке.
2. Проанализировать архитектурно-градостроительные концепции, предложенные для «Судебного квартала».
3. Провести описание и анализ современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт- Петербурге.
Для работы будут привлечены искусствоведческие и архитектуроведческие статьи, специализированная периодика , рассматривающая градостроительные концепции в Санкт-Петербурге XXI века. Автору необходимо провести анализ литературы по градостроительству, отражающей взгляд исследователей, архитекторов и градостроителей на современные концепции пространственного развития, принятые в Санкт- Петербурге.
Изучение Судебного квартала и архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития Санкт-Петербурга XXI века опирается на изложенную в трудах отечественных и зарубежных исследователей историю русской архитектуры в целом, а также на материалы архитектурно-градостроительных конкурсов в Петербурге.
Методология исследования основана на формально-стилевом анализе состоявшихся построек и неосуществлённых проектов в частном случае, что позволят раскрыть эстетические особенности архитектурных решений, предложенных для строительства в границах «Судебного квартала». В сочетании с теоретически-системным методом анализа представляется возможным определить принадлежность проектов к тому или иному направлению. С помощью научного и критического подходов возможно оценить градостроительные концепции развития Санкт-Петербурга. В результате, с помощью дедуктивного метода исследования, будут выведены архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития, характерные для Санкт-Петербурга XXI века.
Историографическая часть исследования была представлена на Международной научной студенческой конференции в 2017 году в секции
«История и теория искусств». Тезисы исследования изданы в сборнике конференции .
Историография
Специфика темы предполагает, в первую очередь, обращение к архитектурной периодике, современной разработке рассматриваемого проекта. Поэтому значительную часть историографии по избранной теме занимают материалы архитектурных конкурсов, проектов участников и победителей. На протяжении нескольких архитектурных конкурсов по проектированию застройки описываемой территории и по их завершении специализированные архитектурные журналы, интернет-источники и общественные информационные издания и порталы публикуют информационные и аналитические статьи; интервью участников конкурсов и исследователей, занимающихся изучением современной архитектуры в Санкт- Петербурге.
В первую очередь, после объявления конкурса на проектирование застройки определённой территории поднимается вопрос о необходимости устройства парковой зоны. Например, в начале конкурса на проектирование застройки территории Тучкова буяна, глава архитектурного Бюро «Литейная часть, 41» Р. Даянов объявил, что считает, что городу не хватает парковой зоны именно в этом районе. Его поддержал и руководитель архитектурного бюро «Балтсервисдизайн», занимающегося ландшафтным дизайном и устройством парков А. Шолохов . Историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, кандидат искусствоведения В. Г. Басс считает, что все разговоры про парк «выльются в очередную полоску замёрзших газонов среди гранитной плитки» . Так что для города, по мнению В. Г. Басса, лучшим вариантов решения вопроса будет именно появление качественной архитектурной вещи — не так важно даже, что классической.
Серьёзное обсуждение архитекторов и искусствоведов вызвала победа на конкурсе 2013 года концепции развития территории, предложенной М. Б. Атаянцем (Ил. 2). Высказывались исключительно полярные мнения. Главный архитектор Санкт-Петербурга, руководитель Комитета по градостроительству и архитектуре В. А. Григорьев считает решение «Архитектурной мастерской Максима Атаянца» жестко симметричной композиции парадного входа в судебный комплекс со стороны заезда на Биржевой мост (Ил. 3) конкурировала бы с сопоставимым по масштабам ансамблем Биржи и Ростральных колонн, вторгаясь в исторически сложившееся «главное городское пространство», сформированное Петропавловской крепостью, зданиями Эрмитажа и Стрелкой Васильевского острова. В этом проекте Дворец танцев, по его мнению, оказывается «зажат шорами» перекрывавших видовые перспективы высоких зданий, а его задний двор для разгрузки декораций оказывался на основном пути пешеходов — проспекте Добролюбова .
Архитектор и со-куратор выставки «АРХ Москва» К. Е. Асс считает, что художественный язык, выбранный М. Б. Атаянцем отвергает архитектуру модернизма в широком смысле слова. Проект М. Б. Атаянца, по мнению
К. Е. Асса, оказывается жертвой заботы о видимости Князь-Владимирского собора с Дворцовой набережной (Ил. 4). И вместо того, чтобы найти эффектное решение, позволяющее и продемонстрировать значительность суда и дать возможность прозвучать собору, архитектор «послушно понижает все строения к восточной оконечности участка, уничтожая пафос, необходимый для столь значительного объекта и заложенный в языке, который он выбрал». В анализе проекта М. Б. Атаянца К. Е. Асс приходит к выводу, что автор проекта предпринимает попытку продемонстрировать значимость власти используя неоклассику, опираясь на проект И. А. Фомина .
По мнению главного редактора журнала «Проект Балтия» В. В. Фролова, М. В. Атаянц в качестве стилевого лейтмотива выбрал Рим, помноженный на наследие архитектуры сталинского соцреализма. Но обоснование этого выбора непонятно, поскольку здание Тучкова буяна предлагается доделать в соответствии с проектом Ринальди, относящимся к раннему классицизму, ещё с большим влиянием барокко. Сходный стиль характерен и для Князь-Владимирского собора. В то же время, по мнению В. В. Фролова, архитектура М. В. Атаянца не полностью классицистична. Фасады театра танца украшены сложносоченённым декором, но при этом обрамлены мощными минималистичными светящимися изнутри пилонам (Ил. 5). Автор стремился обеспечить в своём проекте открытость, которой сегодня ждут от театра. Подобное взаимопроникновение интерьера и экстерьера — один из основных принципов модернизма, не имеющий отношения к классике .
В. В. Фролов считает, что проект М. Б. Атаянца отталкивает общественность радикально-классическим стилевым решением и строительство квартала по этому проекту привело бы к неудовлетворительным результатам и повторению недовольства, вызванного радикально-модернистским «Охта-центром» (Ил. 6) . По мнению
В. В. Фролова, проект М. Б. Атаянца является политическим манифестом, поддерживающим идею о том, что модернистское развитие искусства в XX веке происходило по ошибочному пути .
С точки зрения искусствоведа В. Г. Басса проект М. Б. Атаянца сделан человеком, который говорит на языке классической архитектуры и знает её как никто другой в Петербурге. В то время как проект, предложенный архитектурной мастерской «Евгений Г ерасимов и партнёры» (Ил. 7), является бизнес-архитектурой имитации, послушно откликающейся на пожелания заказчика. Проект М. Б. Атаянца — это первая за долгое время серьёзная именно классическая архитектура, а не архитектура, которая притворяется классикой .
Особое внимание специалистов привлекло осуществление важного для города архитектурного конкурса. В. Г. Басс отмечает, что на конкурсе по проектированию застройки Тучкова буяна в 2013 году сложилась уникальная для современности ситуация, когда «заказчики решили сыграть честно» . В 2013 году в первый раз за много лет, в результате, на конкурс была представлена настоящая большая архитектура, но «чем ближе к реализации проекта, тем меньше остаётся архитектуры и тем больше денег» .
В начале февраля 2016 г. Управление по делам президента провело закрытый тендер на новое проектирование, в котором были предъявлены следующие требования. Новый проект не должен требовать серьезной переработки уже существующего решения, получившего известность как «Набережная Европы», так как план территории проработан и готов.
Общие вопросы градостроительного развития Санкт-Петербурга поднимают отечественные и зарубежные исследователи. Для Петербурга, на первый взгляд, наиболее характерно развитие по определённым правилам, в границах известных архитекторам норм. По мнению немецкого архитектора, историка градостроительства А. Ленерера, правила всегда временны, они
превращают тенденции, зародившиеся в прошлом в руководящие принципы для будущего .
Особое внимание исследователей привлекает отношение регулирующих органов и архитекторов к застройке в историческом центре Санкт-Петербурга. А. Ленерер обращает внимание на то, что в XX веке городские власти многих городов придерживались мнения, что нормы и правила, которые хорошо действуют в одном городе, подойдут и для другого .
Исторический центр Петербурга требует особой аккуратности, наиболее правильный путь, по мнению одного из ведущих архитекторов Петербурга, Е. Герасимова, — это дополнение уже сложившегося и закрепившегося архитектурного образа .
По мнению почётного архитектора России, ведущего научного сотрудника Отдела современных проблем средоформирования и градорегулирования НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, кандидата архитектуры Э. А. Шевченко, понятие «городская среда» состоит из трёх составляющих:
• архитектурные и скульптурные формы;
• открытые элементы ландшафта;
• индивидуальное восприятие пространства, окружённого
материальными элементами.
Исходя из представленных групп и вне зависимости от индивидуальности духовного ощущения, одним из основных критериев оценки пространственной единицы города является сомасштабность. Для определения ценности конкретных городских территорий Э. А. Шевченко предлагает использовать данные об архитектурных постройках, которые являются утверждёнными объектами архитектурного наследия, целостность и подлинность которых характеризуют степень сохранности исторической среды .
Строительство за пределами центра города, также, подвергается анализу архитекторов и искусствоведов. Председатель КГА В. А. Григорьев придерживается мнения, что строительство за пределами зон регулируемой застройки необходимо подчинить процессу утверждения документации, что позволит архитекторам вернуться к композиционному проектированию города .
Архитектор Е. Герасимов считает, что большинство строящихся проектов экономичного жилья следует прекратить, поскольку для города они не несут пользы: «Петербург строит жильё для приезжих руками приезжих» . Именно эта ситуация, по мнению архитектора, провоцирует большинство городских проблем.
Вопросы экологии в Петербурге анализируют работники Управления ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству Санкт- Петербурга. Начальник Управления О. В. Конунникова пишет, о том, что Управлением ландшафтной архитектуры КГА был разработан экологический «Ландшафтный сценарий» Петербурга, в первую очередь, заложенный в генеральный план города. «Ландшафтный сценарий» (Ил. 8) должен стать целостной структурой элементов и звеньев города, встроенных в планировочный каркас и архитектурно-пространственную организацию развития городских территорий. Также, «Ландшафтный сценарий» включает в себя взаимосвязанную последовательность мероприятий, нацеленных на повышение экологической составляющей Петербурга .
Предметом нашего исследования являются архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития Санкт- Петербурга XXI века. Объект исследования - архитектурные проекты для территории, расположенной между Тучковым и Биржевым мостами, на которой планируется возведение зданий по проекту, получившему название «Судебный квартал» (Ил. 1).
Целью данной работы является описание и анализ исторического развития, проектирования и застройки рассматриваемой территории в контексте современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать историю конкурсов на застройку территории Тучкова буяна, прошедших в XXI веке.
2. Проанализировать архитектурно-градостроительные концепции, предложенные для «Судебного квартала».
3. Провести описание и анализ современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт- Петербурге.
Для работы будут привлечены искусствоведческие и архитектуроведческие статьи, специализированная периодика , рассматривающая градостроительные концепции в Санкт-Петербурге XXI века. Автору необходимо провести анализ литературы по градостроительству, отражающей взгляд исследователей, архитекторов и градостроителей на современные концепции пространственного развития, принятые в Санкт- Петербурге.
Изучение Судебного квартала и архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития Санкт-Петербурга XXI века опирается на изложенную в трудах отечественных и зарубежных исследователей историю русской архитектуры в целом, а также на материалы архитектурно-градостроительных конкурсов в Петербурге.
Методология исследования основана на формально-стилевом анализе состоявшихся построек и неосуществлённых проектов в частном случае, что позволят раскрыть эстетические особенности архитектурных решений, предложенных для строительства в границах «Судебного квартала». В сочетании с теоретически-системным методом анализа представляется возможным определить принадлежность проектов к тому или иному направлению. С помощью научного и критического подходов возможно оценить градостроительные концепции развития Санкт-Петербурга. В результате, с помощью дедуктивного метода исследования, будут выведены архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития, характерные для Санкт-Петербурга XXI века.
Историографическая часть исследования была представлена на Международной научной студенческой конференции в 2017 году в секции
«История и теория искусств». Тезисы исследования изданы в сборнике конференции .
Историография
Специфика темы предполагает, в первую очередь, обращение к архитектурной периодике, современной разработке рассматриваемого проекта. Поэтому значительную часть историографии по избранной теме занимают материалы архитектурных конкурсов, проектов участников и победителей. На протяжении нескольких архитектурных конкурсов по проектированию застройки описываемой территории и по их завершении специализированные архитектурные журналы, интернет-источники и общественные информационные издания и порталы публикуют информационные и аналитические статьи; интервью участников конкурсов и исследователей, занимающихся изучением современной архитектуры в Санкт- Петербурге.
В первую очередь, после объявления конкурса на проектирование застройки определённой территории поднимается вопрос о необходимости устройства парковой зоны. Например, в начале конкурса на проектирование застройки территории Тучкова буяна, глава архитектурного Бюро «Литейная часть, 41» Р. Даянов объявил, что считает, что городу не хватает парковой зоны именно в этом районе. Его поддержал и руководитель архитектурного бюро «Балтсервисдизайн», занимающегося ландшафтным дизайном и устройством парков А. Шолохов . Историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, кандидат искусствоведения В. Г. Басс считает, что все разговоры про парк «выльются в очередную полоску замёрзших газонов среди гранитной плитки» . Так что для города, по мнению В. Г. Басса, лучшим вариантов решения вопроса будет именно появление качественной архитектурной вещи — не так важно даже, что классической.
Серьёзное обсуждение архитекторов и искусствоведов вызвала победа на конкурсе 2013 года концепции развития территории, предложенной М. Б. Атаянцем (Ил. 2). Высказывались исключительно полярные мнения. Главный архитектор Санкт-Петербурга, руководитель Комитета по градостроительству и архитектуре В. А. Григорьев считает решение «Архитектурной мастерской Максима Атаянца» жестко симметричной композиции парадного входа в судебный комплекс со стороны заезда на Биржевой мост (Ил. 3) конкурировала бы с сопоставимым по масштабам ансамблем Биржи и Ростральных колонн, вторгаясь в исторически сложившееся «главное городское пространство», сформированное Петропавловской крепостью, зданиями Эрмитажа и Стрелкой Васильевского острова. В этом проекте Дворец танцев, по его мнению, оказывается «зажат шорами» перекрывавших видовые перспективы высоких зданий, а его задний двор для разгрузки декораций оказывался на основном пути пешеходов — проспекте Добролюбова .
Архитектор и со-куратор выставки «АРХ Москва» К. Е. Асс считает, что художественный язык, выбранный М. Б. Атаянцем отвергает архитектуру модернизма в широком смысле слова. Проект М. Б. Атаянца, по мнению
К. Е. Асса, оказывается жертвой заботы о видимости Князь-Владимирского собора с Дворцовой набережной (Ил. 4). И вместо того, чтобы найти эффектное решение, позволяющее и продемонстрировать значительность суда и дать возможность прозвучать собору, архитектор «послушно понижает все строения к восточной оконечности участка, уничтожая пафос, необходимый для столь значительного объекта и заложенный в языке, который он выбрал». В анализе проекта М. Б. Атаянца К. Е. Асс приходит к выводу, что автор проекта предпринимает попытку продемонстрировать значимость власти используя неоклассику, опираясь на проект И. А. Фомина .
По мнению главного редактора журнала «Проект Балтия» В. В. Фролова, М. В. Атаянц в качестве стилевого лейтмотива выбрал Рим, помноженный на наследие архитектуры сталинского соцреализма. Но обоснование этого выбора непонятно, поскольку здание Тучкова буяна предлагается доделать в соответствии с проектом Ринальди, относящимся к раннему классицизму, ещё с большим влиянием барокко. Сходный стиль характерен и для Князь-Владимирского собора. В то же время, по мнению В. В. Фролова, архитектура М. В. Атаянца не полностью классицистична. Фасады театра танца украшены сложносоченённым декором, но при этом обрамлены мощными минималистичными светящимися изнутри пилонам (Ил. 5). Автор стремился обеспечить в своём проекте открытость, которой сегодня ждут от театра. Подобное взаимопроникновение интерьера и экстерьера — один из основных принципов модернизма, не имеющий отношения к классике .
В. В. Фролов считает, что проект М. Б. Атаянца отталкивает общественность радикально-классическим стилевым решением и строительство квартала по этому проекту привело бы к неудовлетворительным результатам и повторению недовольства, вызванного радикально-модернистским «Охта-центром» (Ил. 6) . По мнению
В. В. Фролова, проект М. Б. Атаянца является политическим манифестом, поддерживающим идею о том, что модернистское развитие искусства в XX веке происходило по ошибочному пути .
С точки зрения искусствоведа В. Г. Басса проект М. Б. Атаянца сделан человеком, который говорит на языке классической архитектуры и знает её как никто другой в Петербурге. В то время как проект, предложенный архитектурной мастерской «Евгений Г ерасимов и партнёры» (Ил. 7), является бизнес-архитектурой имитации, послушно откликающейся на пожелания заказчика. Проект М. Б. Атаянца — это первая за долгое время серьёзная именно классическая архитектура, а не архитектура, которая притворяется классикой .
Особое внимание специалистов привлекло осуществление важного для города архитектурного конкурса. В. Г. Басс отмечает, что на конкурсе по проектированию застройки Тучкова буяна в 2013 году сложилась уникальная для современности ситуация, когда «заказчики решили сыграть честно» . В 2013 году в первый раз за много лет, в результате, на конкурс была представлена настоящая большая архитектура, но «чем ближе к реализации проекта, тем меньше остаётся архитектуры и тем больше денег» .
В начале февраля 2016 г. Управление по делам президента провело закрытый тендер на новое проектирование, в котором были предъявлены следующие требования. Новый проект не должен требовать серьезной переработки уже существующего решения, получившего известность как «Набережная Европы», так как план территории проработан и готов.
Общие вопросы градостроительного развития Санкт-Петербурга поднимают отечественные и зарубежные исследователи. Для Петербурга, на первый взгляд, наиболее характерно развитие по определённым правилам, в границах известных архитекторам норм. По мнению немецкого архитектора, историка градостроительства А. Ленерера, правила всегда временны, они
превращают тенденции, зародившиеся в прошлом в руководящие принципы для будущего .
Особое внимание исследователей привлекает отношение регулирующих органов и архитекторов к застройке в историческом центре Санкт-Петербурга. А. Ленерер обращает внимание на то, что в XX веке городские власти многих городов придерживались мнения, что нормы и правила, которые хорошо действуют в одном городе, подойдут и для другого .
Исторический центр Петербурга требует особой аккуратности, наиболее правильный путь, по мнению одного из ведущих архитекторов Петербурга, Е. Герасимова, — это дополнение уже сложившегося и закрепившегося архитектурного образа .
По мнению почётного архитектора России, ведущего научного сотрудника Отдела современных проблем средоформирования и градорегулирования НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, кандидата архитектуры Э. А. Шевченко, понятие «городская среда» состоит из трёх составляющих:
• архитектурные и скульптурные формы;
• открытые элементы ландшафта;
• индивидуальное восприятие пространства, окружённого
материальными элементами.
Исходя из представленных групп и вне зависимости от индивидуальности духовного ощущения, одним из основных критериев оценки пространственной единицы города является сомасштабность. Для определения ценности конкретных городских территорий Э. А. Шевченко предлагает использовать данные об архитектурных постройках, которые являются утверждёнными объектами архитектурного наследия, целостность и подлинность которых характеризуют степень сохранности исторической среды .
Строительство за пределами центра города, также, подвергается анализу архитекторов и искусствоведов. Председатель КГА В. А. Григорьев придерживается мнения, что строительство за пределами зон регулируемой застройки необходимо подчинить процессу утверждения документации, что позволит архитекторам вернуться к композиционному проектированию города .
Архитектор Е. Герасимов считает, что большинство строящихся проектов экономичного жилья следует прекратить, поскольку для города они не несут пользы: «Петербург строит жильё для приезжих руками приезжих» . Именно эта ситуация, по мнению архитектора, провоцирует большинство городских проблем.
Вопросы экологии в Петербурге анализируют работники Управления ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству Санкт- Петербурга. Начальник Управления О. В. Конунникова пишет, о том, что Управлением ландшафтной архитектуры КГА был разработан экологический «Ландшафтный сценарий» Петербурга, в первую очередь, заложенный в генеральный план города. «Ландшафтный сценарий» (Ил. 8) должен стать целостной структурой элементов и звеньев города, встроенных в планировочный каркас и архитектурно-пространственную организацию развития городских территорий. Также, «Ландшафтный сценарий» включает в себя взаимосвязанную последовательность мероприятий, нацеленных на повышение экологической составляющей Петербурга .
Данная работа посвящена анализу архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века.
Было проведено историографическое исследование соответствующих исторических описаний города, картографических и фотофиксационных источников. В работе использованы статьи искусствоведческого и публицистического характера, рассматривающие градостроительные концепции в Санкт-Петербурге XXI века. В работе проведён анализ литературы по градостроительству, отражающей взгляд исследователей, архитекторов и градостроителей на современные концепции пространственного развития, принятые в Санкт-Петербурге.
Проведён анализ статей, посвящённых архитектурным конкурсам, на которых на протяжении долгого времени происходил выбор проекта, по которому будет вестись застройка «Судебного квартала». Исследована отечественная и зарубежная литература по градостроительству и градопланированию.
Помимо аналитических статей автор работы обращается напрямую к источникам, так, в работе использованы материалы архитектурных конкурсов, проходивших в Санкт-Петербурге в XXI веке, для анализа используются непосредственно представленные на конкурсы проекты, мастер-планы и чертежи. В работе использованы топографические снимки территории Санкт- Петербурга, разновременные карты и генеральные планы развития города.
В работе проведено исследование архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века на примере территории, расположенной между Тучковым и Биржевым мостами на которой планируется возведение зданий по проекту, получившему название «Судебный квартал».
Также, в работе проведены описание и анализ современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге.
Характер взятой для анализа территории сильно менялся на протяжении существования города. Фактически, территория, предназначенная для строительства по планам проекта «Судебный квартал» является намывной естественным и искусственным образом. Строительство и переустройство разного рода построек на данной территории практически непрерывно ведётся с середины XVIII века.
После объявления конкурса на проектирование застройки для описываемой территории в первую очередь было предложено организовать на всей территории парк. Вторым важным этапом в освоении территории в центе Петербурга оказалась неожиданная смена проектировщика после объявления результатов архитектурного конкурса. В следующий раз проект был полностью заменён в 2016 году. Территория, на которой планировалось возведение «Набережной Европы», была перепрофилирована для переезда Высших судов из Москвы в Петербург. На сегодняшний день на описываемой территории началось строительство комплекса по проекту «Судебный квартал».
В ходе работы удалось установить, что в Санкт-Петербурге XXI века получил распространение следующий ряд архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития:
• Внимательное отношение к контексту для новой архитектуры;
• Стремление к распространению постмодернистких
архитектурных форм в пределах исторического центра Петербурга;
• Соединение работ разных архитекторов в границах одного мастер -
плана;
• Сохранение парков при строительстве новых жилых районов и создание новых зон атракции;
• Распространение высотного строительства на месте малоэтажного
• Первостепенность транспортной инфраструктуры над архитектурным планированием
• Использование генетического кода каркаса города для повышения эффективности деятельности городского сообщества
• Установление возможности круглосуточной транспортной связи внутри города
• Реформирование системы распределения транспортных и пешеходных потоков в зонах микрорайонной застройки
• Разработка поведенческих сценариев для пользователей территории, прежде создания архитектурно-градостроительного проекта развития
• Функциональное зонирование территорий в соответствии с ограничением «30/30/40»
• Сохранение строгой структуры Петербургской школы градостроительства (улица - двор - площадь)
• Превосходство ансамблевого пространства над индивидуальным объёмом
• Жёсткая регламентация архитектурно-градостроительного
проектирования
• План возвращения к композиционному проектированию за пределами зон регулируемой застройки
Все концепции пространственного развития, которые могли быть применены для территории, на которой планируется возведение проекта «Судебный квартал» нашли отражение в градопланировщиков и архитекторов с участком.
Для определения наиболее подходящей к существующему контексту архитектуры было проведено 3 архитектурно-градостроительных конкурса. На протяжении каждого из которых архитектурные объединения, принимавшие участие, использовали советы и пожелания жюри, высказанные на предшествующих этапах.
Стремление к распространению постмодернистких архитектурных форм в пределах исторического центра Петербурга нашло отражение в проекте Дворца танца Б. Эйфмана. В проекте классические архитектурные элементы соединены с новейшими технологиями остекления больших пространств.
В границах одного мастер-плана работают две мастерские: архитектурное бюро Е. Герасимова и «SPEECH» С. Чобана. Также, архитекторы учитывают идеи, предложенные другими участниками архитектурно¬градостроительных конкурсов на застройку территории Тучкова буяна.
На территории, предназначеной для строительства «Судебного квартала», планируется создание новой парковой зоны. В проекте Е. Герасимова и С. Чобана она получила название «Парк балетной славы».
Архитекторы используют генетический код каркаса данной территории для повышения эффективности деятельности городского сообщества. Территория «Судебного квартала» располагается непосредственно в историческом центре города и со всех сторон ограничена важнейшими внутригородскими транспортными магистралями. Проект Е. Герасимова и С. Чобана не замыкается внутри данной территории. Архитекторы живописно оформляют наиболее выигрышные видовые точки, которые остаются доступны для горожан и размещают жильё на наиболее успешном, с точки зрения передвижения транспорта, участке.
Поведенческих сценарий для пользователей данной территории, характеризуется особенностью организаций и контенгента, которые планируется разместить на данной территории.
Проект «Судебный квартал» полностью подчинён структуре градостроительства улица - двор - площадь. Территория квартала структурирована улицами. Жилой комплекс формирует полностью закрытый двор. Главный фасад Театра танца и парк формируют центральную площадь.
Единовременный подход к проектированию жилых, рабочих и рекреационных зон «Судебного квартала» иллюстрирует превосходство ансамблевого пространства над индивидуальным объёмом.
Все архитекторы, принимавшие участие в архитектурно-градостроительных конкурсах на застройку территории Тучкова буяна, столкнулись с жёсткой регламентацией архитектурно-градостроительного проектирования в центре Петербурга. Наиболее заметным ограничением является то, что максимальная высота зданий на данном участке не может превосходить 30 метров.
Проект «Судебный квартал» не отвечает рекомендации КГА по функциональному зонированию территории в соответствии с ограничением «30/30/40». Из-за особенностей расположения и требований общественности данная территория получила следующее функциональное распределение: 40 процентов рекреационных зон, 30 процентов рабочих зон и 30 процентов жилых пространств (Ил. 27).
Установление возможности круглосуточной транспортной связи внутри города не входило в задачи архитекторов, проектировавших «Судебный квартал», поскольку значительные преобразования в этой области были проведены до 2015 года и завершились открытием выхода со станции Спортивная на Васильевском острове.
Концепции возвращения к композиционному проектированию за пределами зон регулируемой застройки, реформирования системы распределения транспортных и пешеходных потоков в зонах микрорайонной застройки, распространения высотного строительства на месте малоэтажного не получили отражение в проекте «Судебный квартал» по понятным причинам.
В работе использован формально-стилевой анализ состоявшихся построек и неосуществлённых проектов в частном случае. Данный анализ позволяет в наибольшей степени раскрыть эстетические особенности архитектурных решений, предложенных для строительства в границах «Судебного квартала». С помощью теоретически-системного метода анализа определена принадлежность проектов к тому или иному направлению. С помощью научного и критического подходов оценены градостроительные концепции развития Санкт-Петербурга. В результате, с помощью дедуктивного метода исследования, выведены архитектурно- градостроительные концепции пространственного развития, характерные для Санкт-Петербурга XXI века.
Было проведено историографическое исследование соответствующих исторических описаний города, картографических и фотофиксационных источников. В работе использованы статьи искусствоведческого и публицистического характера, рассматривающие градостроительные концепции в Санкт-Петербурге XXI века. В работе проведён анализ литературы по градостроительству, отражающей взгляд исследователей, архитекторов и градостроителей на современные концепции пространственного развития, принятые в Санкт-Петербурге.
Проведён анализ статей, посвящённых архитектурным конкурсам, на которых на протяжении долгого времени происходил выбор проекта, по которому будет вестись застройка «Судебного квартала». Исследована отечественная и зарубежная литература по градостроительству и градопланированию.
Помимо аналитических статей автор работы обращается напрямую к источникам, так, в работе использованы материалы архитектурных конкурсов, проходивших в Санкт-Петербурге в XXI веке, для анализа используются непосредственно представленные на конкурсы проекты, мастер-планы и чертежи. В работе использованы топографические снимки территории Санкт- Петербурга, разновременные карты и генеральные планы развития города.
В работе проведено исследование архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века на примере территории, расположенной между Тучковым и Биржевым мостами на которой планируется возведение зданий по проекту, получившему название «Судебный квартал».
Также, в работе проведены описание и анализ современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге.
Характер взятой для анализа территории сильно менялся на протяжении существования города. Фактически, территория, предназначенная для строительства по планам проекта «Судебный квартал» является намывной естественным и искусственным образом. Строительство и переустройство разного рода построек на данной территории практически непрерывно ведётся с середины XVIII века.
После объявления конкурса на проектирование застройки для описываемой территории в первую очередь было предложено организовать на всей территории парк. Вторым важным этапом в освоении территории в центе Петербурга оказалась неожиданная смена проектировщика после объявления результатов архитектурного конкурса. В следующий раз проект был полностью заменён в 2016 году. Территория, на которой планировалось возведение «Набережной Европы», была перепрофилирована для переезда Высших судов из Москвы в Петербург. На сегодняшний день на описываемой территории началось строительство комплекса по проекту «Судебный квартал».
В ходе работы удалось установить, что в Санкт-Петербурге XXI века получил распространение следующий ряд архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития:
• Внимательное отношение к контексту для новой архитектуры;
• Стремление к распространению постмодернистких
архитектурных форм в пределах исторического центра Петербурга;
• Соединение работ разных архитекторов в границах одного мастер -
плана;
• Сохранение парков при строительстве новых жилых районов и создание новых зон атракции;
• Распространение высотного строительства на месте малоэтажного
• Первостепенность транспортной инфраструктуры над архитектурным планированием
• Использование генетического кода каркаса города для повышения эффективности деятельности городского сообщества
• Установление возможности круглосуточной транспортной связи внутри города
• Реформирование системы распределения транспортных и пешеходных потоков в зонах микрорайонной застройки
• Разработка поведенческих сценариев для пользователей территории, прежде создания архитектурно-градостроительного проекта развития
• Функциональное зонирование территорий в соответствии с ограничением «30/30/40»
• Сохранение строгой структуры Петербургской школы градостроительства (улица - двор - площадь)
• Превосходство ансамблевого пространства над индивидуальным объёмом
• Жёсткая регламентация архитектурно-градостроительного
проектирования
• План возвращения к композиционному проектированию за пределами зон регулируемой застройки
Все концепции пространственного развития, которые могли быть применены для территории, на которой планируется возведение проекта «Судебный квартал» нашли отражение в градопланировщиков и архитекторов с участком.
Для определения наиболее подходящей к существующему контексту архитектуры было проведено 3 архитектурно-градостроительных конкурса. На протяжении каждого из которых архитектурные объединения, принимавшие участие, использовали советы и пожелания жюри, высказанные на предшествующих этапах.
Стремление к распространению постмодернистких архитектурных форм в пределах исторического центра Петербурга нашло отражение в проекте Дворца танца Б. Эйфмана. В проекте классические архитектурные элементы соединены с новейшими технологиями остекления больших пространств.
В границах одного мастер-плана работают две мастерские: архитектурное бюро Е. Герасимова и «SPEECH» С. Чобана. Также, архитекторы учитывают идеи, предложенные другими участниками архитектурно¬градостроительных конкурсов на застройку территории Тучкова буяна.
На территории, предназначеной для строительства «Судебного квартала», планируется создание новой парковой зоны. В проекте Е. Герасимова и С. Чобана она получила название «Парк балетной славы».
Архитекторы используют генетический код каркаса данной территории для повышения эффективности деятельности городского сообщества. Территория «Судебного квартала» располагается непосредственно в историческом центре города и со всех сторон ограничена важнейшими внутригородскими транспортными магистралями. Проект Е. Герасимова и С. Чобана не замыкается внутри данной территории. Архитекторы живописно оформляют наиболее выигрышные видовые точки, которые остаются доступны для горожан и размещают жильё на наиболее успешном, с точки зрения передвижения транспорта, участке.
Поведенческих сценарий для пользователей данной территории, характеризуется особенностью организаций и контенгента, которые планируется разместить на данной территории.
Проект «Судебный квартал» полностью подчинён структуре градостроительства улица - двор - площадь. Территория квартала структурирована улицами. Жилой комплекс формирует полностью закрытый двор. Главный фасад Театра танца и парк формируют центральную площадь.
Единовременный подход к проектированию жилых, рабочих и рекреационных зон «Судебного квартала» иллюстрирует превосходство ансамблевого пространства над индивидуальным объёмом.
Все архитекторы, принимавшие участие в архитектурно-градостроительных конкурсах на застройку территории Тучкова буяна, столкнулись с жёсткой регламентацией архитектурно-градостроительного проектирования в центре Петербурга. Наиболее заметным ограничением является то, что максимальная высота зданий на данном участке не может превосходить 30 метров.
Проект «Судебный квартал» не отвечает рекомендации КГА по функциональному зонированию территории в соответствии с ограничением «30/30/40». Из-за особенностей расположения и требований общественности данная территория получила следующее функциональное распределение: 40 процентов рекреационных зон, 30 процентов рабочих зон и 30 процентов жилых пространств (Ил. 27).
Установление возможности круглосуточной транспортной связи внутри города не входило в задачи архитекторов, проектировавших «Судебный квартал», поскольку значительные преобразования в этой области были проведены до 2015 года и завершились открытием выхода со станции Спортивная на Васильевском острове.
Концепции возвращения к композиционному проектированию за пределами зон регулируемой застройки, реформирования системы распределения транспортных и пешеходных потоков в зонах микрорайонной застройки, распространения высотного строительства на месте малоэтажного не получили отражение в проекте «Судебный квартал» по понятным причинам.
В работе использован формально-стилевой анализ состоявшихся построек и неосуществлённых проектов в частном случае. Данный анализ позволяет в наибольшей степени раскрыть эстетические особенности архитектурных решений, предложенных для строительства в границах «Судебного квартала». С помощью теоретически-системного метода анализа определена принадлежность проектов к тому или иному направлению. С помощью научного и критического подходов оценены градостроительные концепции развития Санкт-Петербурга. В результате, с помощью дедуктивного метода исследования, выведены архитектурно- градостроительные концепции пространственного развития, характерные для Санкт-Петербурга XXI века.
Подобные работы
- Судебный квартал и архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития Санкт-Петербурга XXI века
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



