Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА ЦВЕТА В НОВЕЛЛАХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО

Работа №73913

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Эстетика Эдгара По
1.1 Творчество Э. По в историко-литературном контексте
1.2 Традиции европейского и американского романтизма творчестве Эдгара По
1.3 Цели творчества и категория прекрасного в эстетике Эдгара По
1.4 Принцип единого эффекта в эстетической концепции По
1.5 Романтическая эстетика и поэтика новелл Эдгара По
Глава 2. Поэтика цвета в новеллах Э. А. По
2.1 Поэтика цвета в арабесках Э. А. По
2.2 Поэтика цвета в гротесках Э. А. По
Заключение
Список литература

Эдгар Аллан По (1809-1849) - великий американский классик, оказавший большое влияние на развитие мировой литературы. Именно он стоит у истоков американской новеллистики, оставив большое литературное наследие в данном жанре. Творчество Эдгара По глубоко и многосторонне исследовано как в нашей стране, так и за рубежом. Изучением творчества американского романтика занимались Ю. В. Ковалев, М. Н. Боброва, Э. В. Осипова, Т. Кестхейи, А. Мисрахи, Герви Аллен, У. О. Клаф, Э. Э. Андерсон, Б. Циммерман и другие ученые. Исследователи в своих научно-критических работах неизменно обращают внимание на биографический аспект творчества писателя: «...Рассказы добавляют многое к портрету По, и если, к примеру, товарищи по университету говорят нам, что в личном общении было невозможно узнать, каков этот человек на самом деле, то в рассказах автор являет нам свою истинную сущность, со всеми своими комплексами, фобиями - во всей неприглядности и блеске» . Как отечественные, так и зарубежные исследователи анализируют поэтику и эстетические принципы Э. По, подчеркивая влияние романтизма , отмечают значение его творчества в становлении символизма и роль писателя в формировании жанрового канона американской новеллы, в том числе, новеллы психологической и детективной . О последнем говорит Т. Кестхейи в своей работе «Анатомия детектива»: «Два писательских и человеческих качества делали Э. По особенно пригодным для формирование детективного жанра - исключительная восприимчивость к мистике, тайне и блестящий талант дедуктивного мышления» . Ю. В. Ковалев и А. Мисрахи отмечают значимость символики в творчестве Э. По. Б. Циммерман затрагивает тему цветового символизма при анализе новеллы «Маска Красной смерти». Подчеркивая сложность этой проблемы, он пишет: «G. R. Thompson reminds us that ‘one of the favorite pastimes of critics is trying to identify the symbolic meaning of the colors of the seven rooms’ of Prince Prospero’s imperial suite, but they have had difficulty agreeing on the significance of the colors or if they have any significance at all» . Сам исследователь предполагает, что цвет каждой комнаты в новелле символизирует одну из стадий жизни человека. Э. Ф. Осипова в работе «Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии» упоминает о том, что одной из особенностей Э. По было «искусство владения звуком и цветом» . Она пишет: «Эдгар По, как никто другой из современных ему писателей, за исключением разве Э. И. А. Гофмана или С. Т. Колриджа, умел заворожить читателя и слушателя волшебными созвучиями, удивительным ритмом и сочетанием музыкальности и живописи». Далее Э. Ф. Осипова довольно подробно анализирует музыкальность произведений писателя, но не углубляется в цветовой аспект. У. О. Клаф в своей работе «The Use of Color Words by Edgar Allen Рое», статистически исследует использование слов, означающих цвет в новеллах писателя, но практически не обращает внимания на его семантику . Э. Э. Андерсон пишет о символизме смерти на примере анализа нескольких новелл, где эпизодически выделяет черный цвет, но все же не уделяет ему должного внимания . В целом можно сказать, что исследователи отмечали важность цвета в творчестве американского романтика, его символическую природу, изучали цвет в отдельных новеллах писателя, но исследования, посвященного особенностям поэтики цвета в новеллистике По в целом, не проводилось. Таким образом, исследование поэтики цвета в новеллах Эдгара По является актуальной темой. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проанализированы особенности цветопоэтики в новеллах, созданных Эдгаром По на протяжении десятилетия (1833-1843 годы), и исследовано своеобразие цвета в двух жанровых разновидностях новеллы - гротесках и арабесках.
Целью работы является исследование поэтики цвета, его роль в новеллах Эдгара По. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- проанализировать и описать эстетику Эдгара Аллана По;
- уточнить понятия «гротеск» и «арабеск» в творчестве писателя;
- выявить особенности цветовой палитры гротесков и арабесков;
- выявить особенности употребления цвета и его семантики в новеллах Э. По.
Объектом данной исследовательской работы являются 13 новелл Эдгара Аллана По, рассмотренных в порядке первой публикации. Для анализа поэтики цвета данные новеллы были разделены на 2 группы, в зависимости от принадлежности к жанру гротеска либо арабеска. В числ£ арабесок проанализированы следующие новеллы: Рукопись, найденная (MS. Found In A Bottle, 1833), Тень (Shadow - A Parable, 1835), Лиг 1838), Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Us Низвержение в Мальстрем (A Descent Into The Maelstrom, 184 Г (Eleonora, 1841), Маска красной смерти (The Masque Of The Red Death, 1842) и Черный кот (The Black Cat, 1843). Гротески включают Метценгерштейн (Metzengerstein, 1832), Бон-Бон (Bon-Bon, 1832), Свидание (The 1834), Как писать рассказ для Блэквуда (How То Write A Blackwood Article, 1838), и Черт на колокольне The Devil In The Belfry, 1839). Данные новеллы, созданные на протяжении 1833-1844 годов, были выбраны для анализа ввиду своей значимости в творчестве Э. По, а также из-за наибольшей выразительности цветовых образов - в таких новеллах, как «Маска красной смерти» и «Черный кот» они возникают уже в названии. Предметом данной исследовательской работы является поэтика цвета в отмеченных произведениях писателя.
В работе были использованы описательный и культурно-исторический методы. Теоретической основой исследования послужили труды таких известных литературоведов-американистов, как М. Н. Боброва, Я. Н. Засурский, Ю. В. Ковалев, Э. В. Осипова, А. Б. Танасайчук, а также исследования в области европейского романтизма И.Г. Неупокоевой и В. В. Ванслова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам. Такие факторы, как стремительный упадок экономической и духовной жизни американского юга, разрушение былых обычаев и идеалов, которые уступали место «коммерческому духу» северо-западных штатов, промышленная революция США отразились в творчестве писателя в тяготении к теме смерти. Эта тема отчетливо прозвучала в образе умирающей женщины, который Э. По считал самым возвышенным из возможных, а также в проблеме «власти мертвых над живыми» - души, не способной вырваться из прошлого и вступить в будущее.
Эстетика и поэтика Э. По близка романтической традиции. Героев произведений европейских романтиков и американского новеллиста объединяют общие черты. Они стремятся к уединению, скрываясь Е старинных замках, а за их плечами имеется тайна, повелевающая их судьбой. Как правило, они люди широко образованные, а их разум сосредоточен на себе и собственных эмоциях. Писатель уделяет большое внимание чувствам своих героев, создавая их подробные и кропотливые описания. Общим свойством романтической прозы европейских авторов и американских романтиков - предшественников По - было стремление к правдоподобию фантастики, фантастическим сюжетам, полным мистики и трагических настроений, тяготение к музыкальности и к символике, что равным образом характерно для новеллистики писателя. Также, Э. По так высоко ценил символ, что символисты увидели в его стихах и теоретических идеях истоки собственной эстетики.
Кроме того, мы выяснили, что целью творчества для Э. По является приобщение читателя к Высшей Красоте через эмоциональный подъем, который последний испытывает при знакомстве с произведениями писателя. Он видел главный смысл человеческого сознания в постижении Высшей Истины, приближение к которой возможно только через Высшую Красоту. Новеллист полагал, что красота и этика являются понятиями противоположными, и находил Красоту даже в уродстве.
Одной из особенностей эстетической концепции По является подходил к созданию своих произведений со стороны точного подчинен одному из главных эстетических принципов его творчества - вызову задуманного писателем единого эффекта у читателя. Он верни, что все элементы произведения должны быть взаимосвязаны и составлять стройную, целостную структуру, а она, в свою очередь, служить осуществлению замысла и достижению единого эффекта. Писатель уделял большое внимание сюжету, объему, оригинальности и построению произведения, считал финал новеллы, подготовкой которого должно стать все повествование. Для новеллиста было очень важно, чтобы в сюжете была потайная мысль. Также он сформировал жанровые модификации романтической новеллы - арабеск и гротеск, - считая арабеск воображения, а гротеск - фантазии.
В ходе анализа поэтики цвета в новеллах Э. По, мы выяснили, что в нескольких новеллах цвет играет особенно большую роль и даже помещен в название: «Маска красной смерти», «Черный кот». Однако, в целом цветовых образов не много, а в некоторых новеллах цвета нет вообще - например, в новелле «Продолговатый ящик», «На стенах Иерусалимских».
Цветовая палитра и особенности ее употребления в новеллах напрямую зависят от природы его новелл - арабесков или гр цветовую доминанту арабесок входят черный и красный цвета, о:[раниченно встречается белый и серый. Очень редко писатель использует друьие цвета и оттенки (зеленый, желтый, золотой). Черный и красный цвета узнаваемым признаком арабесок По и тесно связаны с темой смерти, выполняет преимущественно символическую функцию, а также служат для нагнетания мрачной и зловещей атмосферы.
Символические значения цветов в арабесках По достаточно традиционны, однако имеют и индивидуальные, авторские значения. Черный цвет здесь прежде всего цвет смерти. В черный окрашены образы, воплощающие саму смерть, стихии, поглощающие или грозящие навечно поглотить героя, пространственные образы, окружающие его со всех сторон, словно могила. Красный, цвет крови, - также цвет смерти. Но он приобретает у Э. По уникальную семантику предзнаменования несчастья, чаще всего - предвестия гибели. Это цвет обреченности смерти. Часто он проявляется лишь как сияние, отблеск, сполох. В редких случаях красный - это цвет любовной страсти. Но учитывая, что темы любви и смерти в творчестве По неразрывно связаны, соединение этих символических значений оказывается закономерным. Белый цвет в арабесках предстает как цвет чистоты и непорочности, так и цвет мертвенной бледности, отсутствия жизни. Наконец, серый цвет - визуальное воплощение скорби, тоски, мрачной меланхолии, овладевшей героем новеллы. Символика смерти, доминирующая в цветовых решениях арабесок, не случайна, ведь именно она является одной из центральных тем творчества писателя.
В гротесках цвет обладает двойственным характером — он распадается на две палитры. Первая повторяет цветовую доминанту арабесок, в которую входят черный, красный и очень экономично белый. Вторая палитра - избыточно пестрая, и в нее входят самые разнообразные яркие цвета. В гротесках черный, красный и белый хотя и иллюстрируют «ужасные» элементы, которые им свойственны, но используются избыточно. Автор применяет эти цвета скорее как характерную особенность поэтики «ужасных» рассказов. Пестрая разноголосица ярких цветов появляется у Э. По при описании внешнего вида персонажей и обстановки в гротесках. Соединение оттенков негармонично и доходит до крайности, что укладывается в логику гротесков и нацелено на создание комического и пародийного эффекта. Зачастую в гротесках Э. По встречается и пересечение двух палитр: избыточные «цвета арабесок» усиливают пародийность повествования, комизм образов, подчеркнутый дисгармоничным, аляповатым цветовым решением. В результате автором воплощается принцип двойного воздействия, в результате которого смешное усиливается благодаря ужасному. Таким образом, избыточность цвета становится одним из важных средств, которые Э. По для создания новеллы-гротеска.
На основании проведенного исследования можно сказать.
составляет неотъемлемую часть новеллистки и эстетики Э. По. Рассматривая эстетические принципы в творчестве писателя и благодаря проведенному
анализу поэтики цвета стало ясно, что цвет идеально эстетическую концепцию Э. По. Он обладает той эмоционально-экс нагруженностью, в том числе благодаря которой реализуется принцип единства эффекта.



1. Аллен, Г. Эдгар По : пер. с англ. / Жизнь замечательнь Г. Аллен. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 334 с.
2. Бальмонт, К. Гений открытия // Горные вершины [Электорннь
К. Бальмонт. - М.: Книгоиздательство «Гриф», 1904. - С. 49—-53 - URL: https://ru.wikis0urce.0rg/wiki/rений_открытия_(Бальмонт)/1904_(В
3. Белека, Я. Синий - цвет жизни и смерти. Метафизика цвета : пер. с чешек. / Я. Белека. - М.: Искусство XXI, 2008. - 408 с.
4. Бердников, Г. П. История всемирной литературы в 9 томах. Том Г. П. Бердников. - М.: Наука, 1989. - 880 с.
5. Боброва, М. Н. Романтизм в американской литературе X М. Н. Боброва - М.: Наука, 1972. - 285 с.
6. Бодлер, Ш. Эдгар Эллень-Поэ. Северо-американский поэт :
[Электронный ресурс] / Ш. Бодлер. - URL: http://ru.wikisoUrce.nym.by/ш1к1/ЭдгарЭллень-Поэ._Северо-американский_поэт_ (Бодлер/Пайтеон).
7. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. - М.: Искусство, 1966. -397 с.
8. Достоевский, Ф. М. Три рассказа Эдгара Поэ. / Ф. М. Достовет Время, том I, № 1, 1861. - С. 230-231.
9. Засурский, Я. Н. Американская литература XX века. / Я. Н. Засурский - М.:
Издательство Московского университета, 1984. - 504 с.
10. Засурский, Я. Н. История зарубежной литературы XIX века: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Я. И. Засурский, С.В. Сураев, - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.
11. Исаева, Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма / Е. В. Исаева - М.: Директ-медиа, 2014. - 230 с.
12. Кестхейи, Т. Анатомия детектива: пер. с венг. / Т. Кестхейи. - Будапешт: Корвина, 1989. - 260 с.
13. Ковалев, Ю. В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: Статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю. В. Ковалев - СПб.: Изд-во С. Петерб. Ун-та, 2003. - 260 с.
14. Ковалев, Ю. В. Эдгар По. Новеллист и поэт / Ю. В. Ковалев - Л.: Художественная литература, 1984. - 298 с.
15. Ковалева, О. В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Учебное пособие / О. В. Ковалева, Л. Г. Шахова. - М.: Издательство Оникс, 2005. - 272 с.
16. Козлова, Г. А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей/ Г. А. Козлова - Армавир, АГПА, 2011. - 308 с.
17. Купер, Дж. Энциклопедия символов: пер. с англ. / Дж. Купер - М.: Ассоциация Духовного единения «Золотой Век», 1995. -420 с.
18. Литературная энциклопедия терминов / ред. А. И. Николюкин - М.: НИК «Интелвак», 2001. - 1600 с.
19. Мещеряков, В. П. Основы литературоведения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул. - М.: Дрофа, 2003. - 268 с.
20. Мисрахи, А. Эдгар Аллан По: пер. с исп. / А. Мисрахи. - М.: ACT, 2007. - 316 с.
21. Морской энциклопедический справочник: В двух томах. Том 1. / ред. Н. И. Исанин. - Л.: Судостроение, 1987. - 512 с.
22. Неупокоева, И. Г. Европейский романтизм / И. Г. Неупокоева. - М.: Наука, 1973., - 504 с.
23. Осипова, Э. В. Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии / Э. В. Осипова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 172 с.
24. По, Э. А. Американские прозаики: пер. с англ. // Эстетика американского
романтизма /А.Н. Николюкин. - М.: Искусство, 1977. -
С 106- 109.
// Эстетика
25. По, Э. А. Новеллистика Натаниеля Готорна: пер. с англ.
американского романтизма / А. Н. Николюкин. - М.: Искусство, 1977. - С 122-131.
26. По, Э. А. Поэтический принцип: пер. с англ. // Эстетика американского романтизма / А. Н. Николюкин. - М.: Искусство, 1977. - С 132 -
27. По, Э. А. Полное собрание рассказов. / отв.ред. А. А. Елистратова - М.: Наука, 1970. - 811 с.
28. По, Э. А. Философия творчества: пер. с англ. // Эстетика аме романтизма / А. Н. Николюкин. - М.: Искусство, 1977. - С 110 —
29. Словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной, 2008. - 358 с.
30. Словарь Средневековой культуры / ред. А. Я. Гуревич - М.: изд. политическая энциклопедия, 2003. - 656 с.
31. Танасейчук, А.Б. Эдгар По: Сумрачный гений / А. Б. Танасе Молодая гвардия, 2015. -436 с.
32. Andreson, Е. A. The Symbolic Covers of Death: Analyzing Various 5 by Edgar Allan Poe: dis. ... master of science [Электронный Anderson E. A. - Ann Arbor, USA, 1999. - 57 p. https://search.proquest.com/docview/304565612?accountid= 152445.
33. Bloom, H. Edgar Allan Poe's the Tales of Poe / H. Bloom. - Facts On File, Incorporated, 1988. - 150 p.
34. Brooks, V. W. The world of Washington Irving New York: Dutton, 1950.-514 p.
35. Clough, W. O. The Use of Color Words by Edgar Allen Poe // PMLA, Vol. 45, No. 2 (Jun., 1930) [Электронный ресурс] / Clough W. O. - Moderi Association, 1930. - 16 p. - URL: https://www.jstor.org/joumal/pmla.
36. Cobb, P. The Influence of E. T. A. Hoffmann on the Tales of Edgar
P. Cobb. - Chapel Hill: The University Press, 1908. - 113 p.
37. Forclaz, R. Recent German Criticism // Poe Studies, December IS78, Vol. XI,
Forclaz. - R. No. 2, 11:49-55 [Электронный ресурс] /
URL: https://www.eapoe.org/pstudies/ps 1970/p 1978209.html.
38. Halmi, N. The Genealogy of the Romantic Symbol / Oxford University Press, 2008. - 222 p.
39. Hoffman, G. Space and Symbol in the Tales of Edgar Halmi.
Allan Poe //
й ресурс] /
Poe Studies, June 1979, Vol. XII, No. 1, 12:1-14 [Электроннь
G. Hoffman. - URL: https://www.eapoe.org/pstudies/psl970/pl979101.htm.
40. Howard, L. Artificial Sensitivity and Artful Rationality: Bas
c Elements
in the Creative Imagination of Edgar Allan Poe // Poe Studies, Dark Romanticism, June 1987, Vol. XX, No. I, 20:1-9 [Электронный ресурс] / L. Howard. - URL: https://www.eapoe.org/pstudies/psl986/pl987101.htm.
41. Jannaccone, P. The Aesthetics of Edgar Рое [Электронный ресурс] / P.
Jannaccone. - 2012. - URL: https://www.eapoe.
org/pstudies/
PSI 970/p 1974101.html.
42. Lewis, R. P. A study of imagery in the poems of Edgar Allan Poe / R. P. Lewis. - ProQuest, 2014. - 130 p.
43. McClanahan, С. E. Romantic manifestoes in European literature / С. E. McClanahan. - Ann Arbor: University Microfilms International, 1981. - 282 p.
44. Poe, E. A. The Complete works / Е.А. Poe. - СИ, 2013. - 1274 p.
45. Quinn, A. H. Edgar Allan Poe: A Critical Biography / A. H. Quinn. - Johns Hopkins University Press, 1997. - 804 p.
46. Wertz, S. K. On Poe’s Use of “Mystery” // Poe Studies, vol. IV, no. 1, 4:7-10 [Электронный ресурс] / S. К. Wertz., L. URL: https://www.eapoe.org/pstudies/psl970/pl971102.htm.
47. Zimmerman, B. The Puzzle of the Color Symbolism in «The Masqw Death»: Solved at Last? [Электронный ресурс] / В. Zimmerman - http://brettzimmerman.ca/html/joumalarticles.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ