Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антрополгия советскости: философский анализ

Работа №7391

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы200стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
731
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты анализа надэтнической идентичности
1.1. Макросоциальная идентичность: сущность, содержание, типология 18
1.2. Надэтническая идентичность как тип макросоциальной идентичности 40
1.3. Социокультурная идентичность советского человека: основные направления исследования 60
ГЛАВА II. Содержание и механизмы социокультурной динамики советскости
2.1. Сущностные характеристики советскости как социокультурного явления 83
2.2. Советский человек как социально-культурный тип личности 106
2.3. Советская идентичность в современной социокультурной ситуации 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 171




Актуальность темы исследования. В условиях глубоких политических и социокультурных трансформаций, которые происходят на территории бывшего СССР в последнее десятилетие XX - начале XXI вв., кризис надэтнической идентичности и возрастающая роль этнического фактора в постсоветских идеологических, культурных и социально-политических реалиях стали важнейшими параметрами общественной и культурной жизни. С исчезновением общесоветской гражданской корпоративности и культурной целостности происходит тотальное вторжение этничности в постсоветский социальный мир.
Россия в настоящее время находится в процессе преобразования макросоциальной социокультурной идентичности и механизмов консолидации социальных общностей, что обусловлено исчезновением прежней советской культуры, разрушением коммунистической идеологии и распадом Советского Союза. В России надэтническая идентичность остается неясной: этническое самосознание народов бывшего СССР было настолько тесно связанным с надэтнической идеей, что крах общесоветской культуры оставил многие этносы без ясного ответа на вопрос о социокультурной принадлежности. Общегражданская консолидация, унаследованная от эпохи Советского Союза, в современной социокультурной ситуации остается достаточно сильной, но целенаправленно расшатывается этническими, этнорелигиозными, этнотерриториальными и новыми социально-политическими консолидациями.
Кризис национальной идеи и фрагментация общекультурной идентичности в современной России являются прямым следствием трансформации советскости, или советской идентичности. Этнизация всех сторон общественной жизни в постсоветской действительности ставит под вопрос классические ценности гражданского общества, прежде всего, равенство людей перед законом. Одновременно подрываются основы международной стабильности - государственный суверенитет и нерушимость границ. Действие вышеназванных тенденций делает проблематичным реальное становление общенационального и общекультурного единства как в посткоммунистической России, так и в ряде государств бывшего Советского Союза. В этой связи представляется наиболее актуальным теоретико-методологическое осмысление концепций надэтнической идентичности и в равной степени философско-антропологический анализ сущности и механизмов советской макросоциальной надэтнической идентификации. Для решения поставленных задач необходимо переосмыслить социокультурный опыт формирования надэтнической культуры советских людей, раскрыть механизмы становления и динамику советскости - социокультурной идентичности советского человека, выявить специфику развития уникальной социально-культурной общности, явившейся фундаментом для формирования советской идентичности.
Научные исследования, посвященные изучению надэтнической общности и соответствующей идентичности в контексте проблемы этнонациональных и межкультурных отношений в СССР, лишены целостности и являются в на¬стоящее время одними из наиболее слабо разработанных и, наоборот, сильно идеологизированных. В связи с этим все большее значение имеет постановка рассматриваемой проблемы в контексте новых культурных, социальных и политических явлений постсоветской эпохи.
Изучение социокультурных характеристик советскости представляется как проблема теоретической реконструкции исходного состояния советского человека, надэтническая идентичность которого конкретизируется в концепте «советский народ как новая историческая общность людей». В современных российских условиях проблема макросоциальной надэтнической идентичности становится все более актуальной, ее изучение все шире включается в теорию и практику философских и социогуманитарных исследований. Таким образом, анализ проблемы становления и развития надэтнической социокультурной идентичности советского человека - советскости - в условиях поиска социальных, нравственных и культурных ориентиров современного общества пред-ставляется научно оправданным и практически актуальным. Степень научной разработанности проблемы. На протяжении послед¬них десятилетий в отечественном обществоведении значительное внимание уделяется изучению макросоциальной идентичности в различной терминологической постановке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Духовная ситуация конца XX - начала XXI вв. ставит в качестве актуальной проблему осмысления советского социокультурного наследия во всей разнородности его культурных и социально-антропологических особенностей. Отечественная культура советского периода, несомненно, принадлежит к разряду наиболее своеобразных явлений мировой истории. Это касается не только завершившегося века, но соотносится и с более широкой перспективой. Анализ генезиса и развития советскости как макросоциальной надэтнической идентичности и культуры советского человека является плодотворной почвой для понимания современных социокультурных процессов.
Советскость в контексте философской антропологии и философии культуры рассмотрена в диссертационном исследовании как уникальной тип макросоциальной надэтнической идентичности, выступающей в качестве элемента субъективной реальности, структуры самосознания, и элемента объективной реальности - надэтнической общности, создаваемой макросоциальными социокультурными отношениями. Социально-культурная специфика советского человека предполагала, что он стремится к включению в общесоветскую социокультурную общность и вместе с тем - к выделению из социума в качестве индивидуальности.
В диссертационном исследовании делается вывод о том, что макросоциальная идентичность есть осознание, переживание своей принадлежности к культуре. Чувство принадлежности советского человека к единой трансиндивидуальной культуре было призвано выполнять важные социокультурные и социально-психологические функции: обеспечивать подчинение советской социокультурной системе - конформность, коллективность, но вместе с тем - групповую защиту и критерий оценки и самооценки.
В содержательном отношении макросоциальная надэтническая идентичность советского человека, формируя единое социокультурное пространство и опосредуя институциональные нормы, выступала регулятором социального по¬ведения и определялась двумя идентификационными моделями: во-первых, имманентным процессом выстраивания универсального, надличностного образа мира; во-вторых, интенциональностью, прямой направленностью субъекта на себя.
Инструментальный характер советскости был связан с конструированием идеологией и пропагандой поликультурной общегражданской консолидации в целях сохранения государственно-политического единства страны. Объективный характер советской идентичности создавался едиными для советского на¬рода культурными институтами, системой образования, средствами массовой информации, единообразием институциональной организации в сферах социальной, политической и повседневной жизни: едиными нормами права, информационной инфраструктурой, системой социального обеспечения.



1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. / Под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 2000. - 272 с.
2. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. - М.: Наука, 1979. - 288 с.
3. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: В 2 ч. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. Ч. 1. - 153 с.; Ч. 2. - 168 с.
4. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной пара¬дигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.
5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с., илл.
6. Адорно Т. Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.
7. Алексеев П. В. Революция и научная интеллигенция. - М.: Политиздат, 1987. - 270 с.
8. Амелин В. В. Вызовы мобилизованной этничности: Конфликты в исто¬рии советской и постсоветской государственности / Серия «Националь¬ные движения в СССР и в постсоветском пространстве». - М.: ИЭА РАН; ЦИМО, 1997. - 320 с.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 351 с.
10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - 288 с.
171

11. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм. - М.: Праксис,
2002. - 416 с.
12. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-пресс,
1997. - 239 с.
13. Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе: (Теоре-тические направления). - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 270 с.
14. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психоло¬гии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 77-91.
15. Арендт Х. Vita activia, или о деятельности жизни / Пер. с нем. и англ. В.
В. Бибихина. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.
16. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
- С. 31-47.
17. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер с фр. И. Г. Семенова. - М.: Текст; Лит.-изд. студия «Риф», 1993. - 301 с.
18. Арон Р. Мнимый марксизм / Пер с фр., предисловие И. А. Гобозова. - М.: Прогресс, 1993. - 382 с.
19. Арутюнов С. А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 4. - С. 27-39.
20. Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. - М.: Наука, 2003. - 207 с.
21. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни пародов СССР. - М.: Мысль, 1987. - 303 с.
22. Архангельский Л. М. Племя, народность, нация как исторические фор¬мы общности людей. - М.: Высшая школа, 1961. - 40 с.
23. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.
24. Афанасьев Ю. А. Опасная Россия: традиции самовластья сегодня. - М.: РГГУ, 2001. - 432 с.
172

25. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сибирский хроно¬граф, 1997. - Т. 1: От прошлого к будущему. - 804 с.
26. Ахиезер А. С., Давыдов А. П., Шуровский М. А., Яковенко И. Г., Ярко- ва Е. Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. - Новоси¬бирск: Сибирский хронограф, 2002. - 610 с.
27. Ахиезер А. С., Козлова Н. Н., Матвеева С. Я. и др. Модернизация в России и конфликт ценностей. - М.: Ин-т философии РАН, 1994. - 250 с.
28. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. - М.: Логос-Альтера, 2003. - 272 с.
29. Барботько Л. М., Войтов В. А., Мирский Э. М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. - 2000. - № 11 - С. 12-37.
30. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Про¬гресс», «Универс», 1994. - 616 с.
31. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: ИКЦ Академкнига, 2002. - 411 с.
32. Барулин В. С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретение себя.
- СПб.: Алетейя, 2000. - 411 с.
33. Белинская Е. П.. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. - C. 40-46.
34. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 162 с.
35. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Московский философский фонд и др., 1995.
- 322 с.
36. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990.
- 220 с.
173

37. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. - В 2 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.
38. Бернс Э. Введение в марксизм / Пер. с англ. / Под общ. ред. Ф. В. Кон-стантинова. - М.: Изд. иностран. лит., 1961. - 96 с.
39. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 417 с.
40. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 320 с.
41. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 - 1994 / Пер. с ит. Хаустовой Л. Я. - М.: Международные отношения,
1996. - 320 с.
42. Бочаров В. В. Этнография и изучение политических традиций общества // Советская этнография. - 1989. - № 3. - С. 18-34.
43. Бромлей Ю. В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики // Советская этнография. - 1989. - № 6. - С. 105-129.
44. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых под¬ходов. - М.: Наука, 1988. - 207 с.
45. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
46. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современ¬ность. - М.: Наука, 1987. - 334 с.
47. Бромлей Ю. В., Шкаратан О. И. О соотнесении предметных областей этнографии, истории и социологии // Советская этнография. - 1978. - №
4. - С. 56-83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ