Введение 4
1. Теоретические основы разработки и реализации бюджетной политики на
субфедеральном уровне 7
1.1. Сущность, содержание и необходимость бюджетной политики субъектов РФ 7
1.2. Основные направления, цели и задачи региональной бюджетной политики 17
1.3. Нормативно-правовая база формирования и реализации бюджетной политики в
Российской Федерации 25
2. Методические аспект разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ 29
2.1. Методические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования 29
2.2. Бюджетная политика в системе формирования доходов и планирования расходов на
субфедеральном уровне 34
2.3. Методические подходы к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ 44
3. Практические аспекты реализации бюджетной политики и оценка ее влияния
на социально-экономическое развитие региона 55
3.1. Анализ качества бюджетной политики Ярославской области 55
3.2. Оценка влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона 60
3.3. Проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Ярославской
области 69
Заключение 74
Список использованных источников
Расширение потенциала сбалансированного развития требует проведения экономической политики, направленной, с одной стороны, на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а с другой — на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в том числе с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике. На решение этих задач и нацелена бюджетная политика, являющаяся ядром финансовой политики государства в целом и его субъектов в частности. В этом и состоит актуальность исследования, обусловленная необходимостью более детальной проработки складывающихся в бюджетной сфере правоотношений.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические, методические и практические аспекты разработки и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне, оценить ее влияние на социально-экономическое развитие региона, а также выявить проблемы и предложить направления их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. изучение сущности бюджетной политики как одной из составляющих экономической политики субъектов РФ;
2. изучение основных направлений, целей и задач региональной бюджетной политики;
3. рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей основы формирования бюджетной политики субъектов РФ;
4. обращение к методическим аспектам бюджетного планирования и прогнозирования на региональном уровне;
5. рассмотрение методик прогнозирования доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов;
6. систематизация методических подходов к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ;
7. анализ качества бюджетной политики Ярославской области и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона;
8. выявление проблем и направлений совершенствования бюджетной политики на региональном уровне.
Предметом исследования выступает совокупность финансовых, правовых, социальных отношений, возникающих в процессе разработки и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне.
Объектом исследования является совокупность инструментов, используемых региональными органами государственной власти в рамках реализации бюджетной политики.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, нормативные и законодательные акты РФ и ее субъектов, а также электронные ресурсы интернета и др.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, являются работы Романовского М.В., Ивановой Н.Г., Поляка Г.Д., Крохиной Ю.А., Нешитого А.С. и др. В данных источниках подробно описаны вопросы, касающиеся сущностных характеристик разработки и реализации бюджетной политики. В значительной степени освещена теоретическая составляющая предмета исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили акты правового поля, иерархично выстроенные по трем уровням: законодательные, нормативные и методические, которые, в свою очередь, классифицируются по уровням регулирования на акты федеральные и региональные.
Информационную базу исследования составили различные Интернет-ресурсы, такие как официальные сайты Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Государственной службы статистики РФ, порталы органов государственной власти и статистические сборники, содержащие необходимую информацию для проведения исследования.
Несмотря на широкую представленность научных трудов и теоретическую значимость работ научного сообщества, недостаточно проработанным остается вопрос о влиянии бюджетной политики на социально-экономическое развитие регионов, выраженное в уровне качества жизни населения соответствующей территории, что определило необходимость настоящего исследования.
Во введении обозначены актуальность, изученность, предмет, объект, цель, задачи исследования.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ, представлены основные направления, цели и задачи региональной бюджетной политики, а также освещена нормативно-правовая база, ее регулирующая.
Во второй главе исследованы методические основы формирования бюджетной политики. В частности, акцентируется внимание на увязке стратегического и бюджетного планирования, приводятся методики прогнозирования доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов, а также рассматриваются различные подходы к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ.
В третьей главе был представлен анализ деятельности органов государственной власти Ярославской области в сфере реализации бюджетной политики, на основе которого проводилась оценка влияния качества бюджетной политики на социально-экономическое развитие региона.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Результаты исследования - раскрыты теоретические и методические аспекты, на основе которых были реализованы практические аспекты по проведению анализа качества бюджетной политики Ярославской области. Указанный анализ позволил оценить влияние бюджетной политики на социально-экономическое развитие региона, что способствовало выработке направлений совершенствования региональной бюджетной политики.
Подводя итоги по проделанной работе, можно отметить, что в ходе исследования были рассмотрены основные вопросы, касающиеся разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ. Проведение рациональной бюджетной политики является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития публично-правовых образований, получения населением государственных и муниципальных услуг, реализации долгосрочных приоритетов и целей развития субъектов РФ, а также важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности на региональном уровне.
Резюмируя результаты по изучению теоретических аспектов, можно говорить о том, что были изложены сущностные характеристики исследуемого явления, рассмотрены позиции различных авторов относительно трактовки понятия бюджетной политики. Кроме того, была приведена ее классификация по различным типам, видам и формам. Обращение к научной литературе и разработка признаков, по которым можно классифицировать бюджетную политику, позволило сделать вывод о том, насколько широко содержание исследуемой категории.
Анализ источников, затрагивающих основные направления, цели и задачи бюджетной политики, позволил развести в теоретическом плане указанные категории. Также стоит отметить, что целеполагание в рамках бюджетной политики не является ее отличительной чертой. Цели исходят из потребностей экономики и общей финансовой конъюнктуры, а вот механизм бюджетной политики, то есть ее инструментарий, определяет специфику воздействующего регулирования.
Данное регулирование происходит на основе юридически оформленной законодательной и нормативной базы. Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений. Изучение нормативно-правовой базы позволило заключить, что правовое поле, в рамках которого формируется и реализуется бюджетная политики субъектов РФ, во многом перенимает положения федерального центра. Бюджетный федерализм, как один из принципов функционирования бюджетной системы РФ, предполагает наделение регионов определенными полномочиями в бюджетной сфере. Субъекты РФ реализуют указанные полномочия через проведение бюджетной политики на конкретной территории. Основы данных процессов устанавливаются на федеральном уровне, а вот их детализация происходит на уровне субфедеральном.
Разработка теоретической части исследования позволила создать базу, необходимую для рассмотрения методических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне. Методические аспекты любого процесса подразумевают совокупность таких характеристик, которые позволяют ответить на вопросы о механизмах реализации данного процесса, о центрах ответственности, об используемых инструментах, критериях оценки эффективности и т.д.
Отсюда возникла потребность взглянуть на реализацию стратегических приоритетов развития субъектов РФ через призму программно-целевых методов бюджетного планирования. Анализируя взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, были получены выводы о том, что утверждение в бюджетном прогнозе долгосрочных тенденций изменения объемов доходов и предельных размеров расходов, в том числе по государственным программам, обеспечивает предсказуемость и позволяет устанавливать цели и показатели результатов, достижимые в рамках имеющихся объемов финансовых ресурсов.
Следующим шагом по разработке методических аспектов бюджетной политики стало рассмотрение методик прогнозирования поступлений доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов. В частности, были представлены алгоритмы расчетов прогнозных объемов налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также охарактеризован программный принцип планирования бюджетных расходов, предполагающий четкую формулировку целей и средств их достижения. Отсюда, обозначенные в документах стратегического планирования цели социально-экономического развития должны достигаться при помощи формирования и реализации программного бюджета, призванного повысить эффективность системы управления общественными финансами.
Накопленный теоретический и методический опыт по разработке и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне, а также ключевых положений программ социально-экономического развития Ярославской области за последние пятнадцать лет позволили сформировать авторский подход к оценке влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона. Предложенная методика позволяет оценить эффективность регионального управления с точки зрения достижения приоритетной цели деятельности органов публичной власти - динамичное повышение качества жизни населения Ярославской области.
Резюмируя представленное в выпускной квалификационной работе исследование о влиянии бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона, можно отметить, что с помощью модели корреляционно-регрессионного анализа, была установлена и обоснована тесная положительная связь интегральных показателей социально-экономического развития Ярославской области и качества проводимой бюджетной политики. Так, при изменении качества бюджетной политики, рассчитанного по предложенной методике, на 1 % произойдет соответствующее изменение социально-экономической обстановки внутри Ярославской области на 0,897 %, что свидетельствует о чрезвычайной важности формируемой регионом бюджетной политики.
Оценка влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона указывает на необходимость акцентирования внимания по каждому из направлений оздоровления государственных финансов в отдельности: увеличению доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и управлению долговой политикой на субнациональном уровне. При этом важно, чтобы не происходило концентрации на реализации точечных мероприятий по повышению доходов и/или сокращению расходов областного бюджета. Приоритетной должна быть реализация комплексной системы мер, направленных на улучшение качества проводимой регионом бюджетной политики. В этом случае речь идет о синергирующем эффекте используемых в рамках бюджетной политики инструментов.
Увеличение доходной базы, как налоговой, так и неналоговой, посредством мобилизации налогов и сборов, оптимизации налоговых льгот, совместно с оптимизацией расходов областного бюджета Ярославской области и совершенствованием долговой политики региона окажут мультиплицирующее воздействие на оздоровление субфедеральных финансов и социально-экономическое положение региона, выраженное в повышении качества жизни населения Ярославской области.
Таким образом, результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что цели и задачи, установленные во введении в качестве некоторого ориентира по изучению различных аспектов разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ, были достигнуты и реализованы путем планомерного исследования использованных источников.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019)
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 (ред. от 18.05.2019)
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию"
8. О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2015 г. N 914 (ред. от 19.07.2018)
9. О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период (вместе с "Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период"): Постановление Правительства РФ от 31.08.2015 N 914 (ред. от 18.05.2019)
10. Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 N 326 (ред. от 29.01.2020)
II. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства РФ от 23.02.2019 N 189 (ред. от 07.03.2020)
12. Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в
бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: Постановление
Правительства РФ от 23.06.2016 N 574 (ред. от 05.06.2019)
13. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 558-р
14. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 31.08.2019)
15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по порядку публикации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, подлежащей размещению в открытом доступе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (утв. Минфином России)
16. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России)
17. Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Федеральной налоговой службы от 23 августа 2017 г. № ММВ-7-1/645@
18. О Порядке формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований: Приказ Минфина России от 28.02.2020 N 32н (зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2020 N 58201)
19. О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами: Приказ Минфина России от 03.12.2010 N 552 (ред. от 29.07.2019)
20. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России)
21. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)
II. Специальная литература
22. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10038-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 37 — Текст: непосредственный
23. Гордиенко, М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10 / Гордиенко Михаил Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики]. - Москва, 2014. - 251 с. — Текст: непосредственный
24. Грязнова, А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 1168 с. - ISBN 5-279-02306- - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. С. 356 — Текст: непосредственный
25. Дворядкина, Е.Б. Региональная бюджетная политика как инструмент развития
региональной социально-экономической системы / Дворядкина, Е.Б., Беликова О.А. // Известия уральского государственного экономического университета. - Издательство: Уральский государственный экономический университет
(Екатеринбург) ISSN: 2073-1019. - 2016 г. - №5. - С. 70-75. — Текст:
непосредственный
26. Иванова, Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09792-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 197 — Текст: непосредственный
27. Иванова, О.Б., Бюджетная политика: региональный аспект: монография - РГЭУ
«РИНХ»- Ростов-на-Дону:. 2003. 153 с. ISBN 5-79-72-0578-5 — Текст:
непосредственный
28. Казаковцева, М.В. Методологическое обеспечение влияния факторов на финансовую устойчивость бюджетов субъектов РФ // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3 (21). - С. 152-155. — Текст: непосредственный
29. Курченко, Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 252 с. — Текст: непосредственный
30. Масгрейв, Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. М. : Бизнес Атлас, 2009. — Текст: непосредственный
31. Найденова, Т.А. Теоретические аспекты разработки и реализации бюджетной политики региона / Т.А. Найденова, И.Н. Швецова // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. - Издательство: Сыктывкарский
государственный университет ISSN: 2578-1239. - 2014 г. - №7. - С. 17-25. — Текст: непосредственный
32. Олейникова, А.А. Особенности реализации бюджетной политики в регионах/ А.А.
Олейникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013 г. - № 1. - С. 3-7. — Текст:
непосредственный
33. Поляк, Г.Д. Бюджетная система России / под ред. Г.Д. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с. — Текст: непосредственный
34. Самуэльсон, П.Э. Чистая теория общественных расходов // Review of Economics and Statistics. 1954. Vol. 36. No. 4. P. 387—389. — Текст: непосредственный
35. Шаш, Н.Н. Приоритеты бюджетной политики России и бюджетные проблемы регионов / Шаш, Н.Н., Бородин А. И // Вестник Удмуртского университета. - 2016
- №1. - С. 147-152. — Текст: непосредственный
36. Юрга, В. А. Модельный подход в формировании сбалансированного бюджета (экономические и экологические аспекты // Пространство экономики. - 2012. - № 2. - С. 68-73. — Текст: непосредственный
37. Яшина, Н.И. Совершенствование методологии определения бюджетной устойчивости субъектов РФ: два подхода к оценке в современных социально-экономических условиях/ Н.И. Яшина, Поющева Е.В., Прончатова-Рубцова Н.Н. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 9.
- С. 34-38. — Текст: непосредственный
III. Электронные средства информации
38. Единый портал бюджетной системы РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/page home?adfctrlstate=iznrowqj5 4®ionId=78(дата обращения: 13.05.2020 г.).
39. Крохина, Ю. А. Бюджетное право России : учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11136-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 14 —URL: https://urait.ru/bcode/449695/p.14(дата обращения: 17.04.2020).
40. Малис, Н.И. Налоговая политика государства : учебник и практикум для
академического бакалавриата / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 361 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08783-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 13 —URL:
https://urait.ru/bcode/433105/p.13(дата обращения: 17.04.2020).
41. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. - 12-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 308 с. - ISBN 978-5-394-03334-6. - Текст : электронный. - URL:https://znanium.com/catalog/product/1093691 (дата обращения: 16.04.2020 г.).
42. Официальный сайт PEFA. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.pefa.org/(дата обращения: 27.05.2020 г.).
Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.minfin.ru/ru/(дата обращения: 28.05.2020 г.).
43. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/(дата обращения:
30.05.2020 г.).
44. Официальный сайт Федерального казначейства РФ.https://roskazna.ru/[Электронный ресурс] - Режим доступа: (дата обращения: 15.06.2020 г.).
45. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.gks.ru/(дата обращения: 17.06.2020 г.).
46. Портал налоговой системы РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nalognalog.ru/nalogovaya sistema rf/byudzhetnonalogovaya politika ponyati(дата обращения: 14.04.2020 г.).
47. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник и
практикум для вузов / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00241-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 70— URL:
https://urait.ru/bcode/450824/p.70(дата обращения: 04.04.2020).
48. Рогозин, Д. О. Война и мир в терминах и определениях /Д.О. Рогозин — Москва :
Издательство Вече, 2016. — 272 с. — ISBN: 978-5-4444-5501-2 — Текст: электронный// Лабиринт [сайт].с.43—URL:
https://www.labirint.ru/books/551082/(дата обращения: 05.04.2020).
49. Романовский, М.В, Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов /
М. В. Романовский [и др.] ; под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. —3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 523 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5035-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 165 —URL:https://urait.ru/bcode/449615/p.165(дата обращения: 20.04.2020).
50. Романовский, М.В. Финансы в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / М. В.
Романовский [и др.] ; под редакцией М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8656-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 139—URL: https://urait.ru/bcode/452209/p.139(дата обращения: 20.04.2020).
51. Сабитова, Н. М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) : монография / Н.М. Сабитова. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 199 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-102496-6. - Текст : электронный. - URL:https://znanium.com/catalog/product/872830(дата обращения: 05.04.2020).