Бюджетная политика на субфедеральном уровне: разработка и реализация
|
Введение 4
1. Теоретические основы разработки и реализации бюджетной политики на
субфедеральном уровне 7
1.1. Сущность, содержание и необходимость бюджетной политики субъектов РФ 7
1.2. Основные направления, цели и задачи региональной бюджетной политики 17
1.3. Нормативно-правовая база формирования и реализации бюджетной политики в
Российской Федерации 25
2. Методические аспект разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ 29
2.1. Методические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования 29
2.2. Бюджетная политика в системе формирования доходов и планирования расходов на
субфедеральном уровне 34
2.3. Методические подходы к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ 44
3. Практические аспекты реализации бюджетной политики и оценка ее влияния
на социально-экономическое развитие региона 55
3.1. Анализ качества бюджетной политики Ярославской области 55
3.2. Оценка влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона 60
3.3. Проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Ярославской
области 69
Заключение 74
Список использованных источников
1. Теоретические основы разработки и реализации бюджетной политики на
субфедеральном уровне 7
1.1. Сущность, содержание и необходимость бюджетной политики субъектов РФ 7
1.2. Основные направления, цели и задачи региональной бюджетной политики 17
1.3. Нормативно-правовая база формирования и реализации бюджетной политики в
Российской Федерации 25
2. Методические аспект разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ 29
2.1. Методические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования 29
2.2. Бюджетная политика в системе формирования доходов и планирования расходов на
субфедеральном уровне 34
2.3. Методические подходы к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ 44
3. Практические аспекты реализации бюджетной политики и оценка ее влияния
на социально-экономическое развитие региона 55
3.1. Анализ качества бюджетной политики Ярославской области 55
3.2. Оценка влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона 60
3.3. Проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Ярославской
области 69
Заключение 74
Список использованных источников
Расширение потенциала сбалансированного развития требует проведения экономической политики, направленной, с одной стороны, на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а с другой — на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в том числе с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике. На решение этих задач и нацелена бюджетная политика, являющаяся ядром финансовой политики государства в целом и его субъектов в частности. В этом и состоит актуальность исследования, обусловленная необходимостью более детальной проработки складывающихся в бюджетной сфере правоотношений.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические, методические и практические аспекты разработки и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне, оценить ее влияние на социально-экономическое развитие региона, а также выявить проблемы и предложить направления их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. изучение сущности бюджетной политики как одной из составляющих экономической политики субъектов РФ;
2. изучение основных направлений, целей и задач региональной бюджетной политики;
3. рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей основы формирования бюджетной политики субъектов РФ;
4. обращение к методическим аспектам бюджетного планирования и прогнозирования на региональном уровне;
5. рассмотрение методик прогнозирования доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов;
6. систематизация методических подходов к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ;
7. анализ качества бюджетной политики Ярославской области и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона;
8. выявление проблем и направлений совершенствования бюджетной политики на региональном уровне.
Предметом исследования выступает совокупность финансовых, правовых, социальных отношений, возникающих в процессе разработки и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне.
Объектом исследования является совокупность инструментов, используемых региональными органами государственной власти в рамках реализации бюджетной политики.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, нормативные и законодательные акты РФ и ее субъектов, а также электронные ресурсы интернета и др.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, являются работы Романовского М.В., Ивановой Н.Г., Поляка Г.Д., Крохиной Ю.А., Нешитого А.С. и др. В данных источниках подробно описаны вопросы, касающиеся сущностных характеристик разработки и реализации бюджетной политики. В значительной степени освещена теоретическая составляющая предмета исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили акты правового поля, иерархично выстроенные по трем уровням: законодательные, нормативные и методические, которые, в свою очередь, классифицируются по уровням регулирования на акты федеральные и региональные.
Информационную базу исследования составили различные Интернет-ресурсы, такие как официальные сайты Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Государственной службы статистики РФ, порталы органов государственной власти и статистические сборники, содержащие необходимую информацию для проведения исследования.
Несмотря на широкую представленность научных трудов и теоретическую значимость работ научного сообщества, недостаточно проработанным остается вопрос о влиянии бюджетной политики на социально-экономическое развитие регионов, выраженное в уровне качества жизни населения соответствующей территории, что определило необходимость настоящего исследования.
Во введении обозначены актуальность, изученность, предмет, объект, цель, задачи исследования.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ, представлены основные направления, цели и задачи региональной бюджетной политики, а также освещена нормативно-правовая база, ее регулирующая.
Во второй главе исследованы методические основы формирования бюджетной политики. В частности, акцентируется внимание на увязке стратегического и бюджетного планирования, приводятся методики прогнозирования доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов, а также рассматриваются различные подходы к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ.
В третьей главе был представлен анализ деятельности органов государственной власти Ярославской области в сфере реализации бюджетной политики, на основе которого проводилась оценка влияния качества бюджетной политики на социально-экономическое развитие региона.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Результаты исследования - раскрыты теоретические и методические аспекты, на основе которых были реализованы практические аспекты по проведению анализа качества бюджетной политики Ярославской области. Указанный анализ позволил оценить влияние бюджетной политики на социально-экономическое развитие региона, что способствовало выработке направлений совершенствования региональной бюджетной политики.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические, методические и практические аспекты разработки и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне, оценить ее влияние на социально-экономическое развитие региона, а также выявить проблемы и предложить направления их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. изучение сущности бюджетной политики как одной из составляющих экономической политики субъектов РФ;
2. изучение основных направлений, целей и задач региональной бюджетной политики;
3. рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей основы формирования бюджетной политики субъектов РФ;
4. обращение к методическим аспектам бюджетного планирования и прогнозирования на региональном уровне;
5. рассмотрение методик прогнозирования доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов;
6. систематизация методических подходов к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ;
7. анализ качества бюджетной политики Ярославской области и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона;
8. выявление проблем и направлений совершенствования бюджетной политики на региональном уровне.
Предметом исследования выступает совокупность финансовых, правовых, социальных отношений, возникающих в процессе разработки и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне.
Объектом исследования является совокупность инструментов, используемых региональными органами государственной власти в рамках реализации бюджетной политики.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, нормативные и законодательные акты РФ и ее субъектов, а также электронные ресурсы интернета и др.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, являются работы Романовского М.В., Ивановой Н.Г., Поляка Г.Д., Крохиной Ю.А., Нешитого А.С. и др. В данных источниках подробно описаны вопросы, касающиеся сущностных характеристик разработки и реализации бюджетной политики. В значительной степени освещена теоретическая составляющая предмета исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили акты правового поля, иерархично выстроенные по трем уровням: законодательные, нормативные и методические, которые, в свою очередь, классифицируются по уровням регулирования на акты федеральные и региональные.
Информационную базу исследования составили различные Интернет-ресурсы, такие как официальные сайты Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Государственной службы статистики РФ, порталы органов государственной власти и статистические сборники, содержащие необходимую информацию для проведения исследования.
Несмотря на широкую представленность научных трудов и теоретическую значимость работ научного сообщества, недостаточно проработанным остается вопрос о влиянии бюджетной политики на социально-экономическое развитие регионов, выраженное в уровне качества жизни населения соответствующей территории, что определило необходимость настоящего исследования.
Во введении обозначены актуальность, изученность, предмет, объект, цель, задачи исследования.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ, представлены основные направления, цели и задачи региональной бюджетной политики, а также освещена нормативно-правовая база, ее регулирующая.
Во второй главе исследованы методические основы формирования бюджетной политики. В частности, акцентируется внимание на увязке стратегического и бюджетного планирования, приводятся методики прогнозирования доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов, а также рассматриваются различные подходы к оценке качества бюджетной политики субъектов РФ.
В третьей главе был представлен анализ деятельности органов государственной власти Ярославской области в сфере реализации бюджетной политики, на основе которого проводилась оценка влияния качества бюджетной политики на социально-экономическое развитие региона.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Результаты исследования - раскрыты теоретические и методические аспекты, на основе которых были реализованы практические аспекты по проведению анализа качества бюджетной политики Ярославской области. Указанный анализ позволил оценить влияние бюджетной политики на социально-экономическое развитие региона, что способствовало выработке направлений совершенствования региональной бюджетной политики.
Подводя итоги по проделанной работе, можно отметить, что в ходе исследования были рассмотрены основные вопросы, касающиеся разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ. Проведение рациональной бюджетной политики является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития публично-правовых образований, получения населением государственных и муниципальных услуг, реализации долгосрочных приоритетов и целей развития субъектов РФ, а также важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности на региональном уровне.
Резюмируя результаты по изучению теоретических аспектов, можно говорить о том, что были изложены сущностные характеристики исследуемого явления, рассмотрены позиции различных авторов относительно трактовки понятия бюджетной политики. Кроме того, была приведена ее классификация по различным типам, видам и формам. Обращение к научной литературе и разработка признаков, по которым можно классифицировать бюджетную политику, позволило сделать вывод о том, насколько широко содержание исследуемой категории.
Анализ источников, затрагивающих основные направления, цели и задачи бюджетной политики, позволил развести в теоретическом плане указанные категории. Также стоит отметить, что целеполагание в рамках бюджетной политики не является ее отличительной чертой. Цели исходят из потребностей экономики и общей финансовой конъюнктуры, а вот механизм бюджетной политики, то есть ее инструментарий, определяет специфику воздействующего регулирования.
Данное регулирование происходит на основе юридически оформленной законодательной и нормативной базы. Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений. Изучение нормативно-правовой базы позволило заключить, что правовое поле, в рамках которого формируется и реализуется бюджетная политики субъектов РФ, во многом перенимает положения федерального центра. Бюджетный федерализм, как один из принципов функционирования бюджетной системы РФ, предполагает наделение регионов определенными полномочиями в бюджетной сфере. Субъекты РФ реализуют указанные полномочия через проведение бюджетной политики на конкретной территории. Основы данных процессов устанавливаются на федеральном уровне, а вот их детализация происходит на уровне субфедеральном.
Разработка теоретической части исследования позволила создать базу, необходимую для рассмотрения методических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне. Методические аспекты любого процесса подразумевают совокупность таких характеристик, которые позволяют ответить на вопросы о механизмах реализации данного процесса, о центрах ответственности, об используемых инструментах, критериях оценки эффективности и т.д.
Отсюда возникла потребность взглянуть на реализацию стратегических приоритетов развития субъектов РФ через призму программно-целевых методов бюджетного планирования. Анализируя взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, были получены выводы о том, что утверждение в бюджетном прогнозе долгосрочных тенденций изменения объемов доходов и предельных размеров расходов, в том числе по государственным программам, обеспечивает предсказуемость и позволяет устанавливать цели и показатели результатов, достижимые в рамках имеющихся объемов финансовых ресурсов.
Следующим шагом по разработке методических аспектов бюджетной политики стало рассмотрение методик прогнозирования поступлений доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов. В частности, были представлены алгоритмы расчетов прогнозных объемов налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также охарактеризован программный принцип планирования бюджетных расходов, предполагающий четкую формулировку целей и средств их достижения. Отсюда, обозначенные в документах стратегического планирования цели социально-экономического развития должны достигаться при помощи формирования и реализации программного бюджета, призванного повысить эффективность системы управления общественными финансами.
Накопленный теоретический и методический опыт по разработке и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне, а также ключевых положений программ социально-экономического развития Ярославской области за последние пятнадцать лет позволили сформировать авторский подход к оценке влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона. Предложенная методика позволяет оценить эффективность регионального управления с точки зрения достижения приоритетной цели деятельности органов публичной власти - динамичное повышение качества жизни населения Ярославской области.
Резюмируя представленное в выпускной квалификационной работе исследование о влиянии бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона, можно отметить, что с помощью модели корреляционно-регрессионного анализа, была установлена и обоснована тесная положительная связь интегральных показателей социально-экономического развития Ярославской области и качества проводимой бюджетной политики. Так, при изменении качества бюджетной политики, рассчитанного по предложенной методике, на 1 % произойдет соответствующее изменение социально-экономической обстановки внутри Ярославской области на 0,897 %, что свидетельствует о чрезвычайной важности формируемой регионом бюджетной политики.
Оценка влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона указывает на необходимость акцентирования внимания по каждому из направлений оздоровления государственных финансов в отдельности: увеличению доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и управлению долговой политикой на субнациональном уровне. При этом важно, чтобы не происходило концентрации на реализации точечных мероприятий по повышению доходов и/или сокращению расходов областного бюджета. Приоритетной должна быть реализация комплексной системы мер, направленных на улучшение качества проводимой регионом бюджетной политики. В этом случае речь идет о синергирующем эффекте используемых в рамках бюджетной политики инструментов.
Увеличение доходной базы, как налоговой, так и неналоговой, посредством мобилизации налогов и сборов, оптимизации налоговых льгот, совместно с оптимизацией расходов областного бюджета Ярославской области и совершенствованием долговой политики региона окажут мультиплицирующее воздействие на оздоровление субфедеральных финансов и социально-экономическое положение региона, выраженное в повышении качества жизни населения Ярославской области.
Таким образом, результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что цели и задачи, установленные во введении в качестве некоторого ориентира по изучению различных аспектов разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ, были достигнуты и реализованы путем планомерного исследования использованных источников.
Резюмируя результаты по изучению теоретических аспектов, можно говорить о том, что были изложены сущностные характеристики исследуемого явления, рассмотрены позиции различных авторов относительно трактовки понятия бюджетной политики. Кроме того, была приведена ее классификация по различным типам, видам и формам. Обращение к научной литературе и разработка признаков, по которым можно классифицировать бюджетную политику, позволило сделать вывод о том, насколько широко содержание исследуемой категории.
Анализ источников, затрагивающих основные направления, цели и задачи бюджетной политики, позволил развести в теоретическом плане указанные категории. Также стоит отметить, что целеполагание в рамках бюджетной политики не является ее отличительной чертой. Цели исходят из потребностей экономики и общей финансовой конъюнктуры, а вот механизм бюджетной политики, то есть ее инструментарий, определяет специфику воздействующего регулирования.
Данное регулирование происходит на основе юридически оформленной законодательной и нормативной базы. Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений. Изучение нормативно-правовой базы позволило заключить, что правовое поле, в рамках которого формируется и реализуется бюджетная политики субъектов РФ, во многом перенимает положения федерального центра. Бюджетный федерализм, как один из принципов функционирования бюджетной системы РФ, предполагает наделение регионов определенными полномочиями в бюджетной сфере. Субъекты РФ реализуют указанные полномочия через проведение бюджетной политики на конкретной территории. Основы данных процессов устанавливаются на федеральном уровне, а вот их детализация происходит на уровне субфедеральном.
Разработка теоретической части исследования позволила создать базу, необходимую для рассмотрения методических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне. Методические аспекты любого процесса подразумевают совокупность таких характеристик, которые позволяют ответить на вопросы о механизмах реализации данного процесса, о центрах ответственности, об используемых инструментах, критериях оценки эффективности и т.д.
Отсюда возникла потребность взглянуть на реализацию стратегических приоритетов развития субъектов РФ через призму программно-целевых методов бюджетного планирования. Анализируя взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, были получены выводы о том, что утверждение в бюджетном прогнозе долгосрочных тенденций изменения объемов доходов и предельных размеров расходов, в том числе по государственным программам, обеспечивает предсказуемость и позволяет устанавливать цели и показатели результатов, достижимые в рамках имеющихся объемов финансовых ресурсов.
Следующим шагом по разработке методических аспектов бюджетной политики стало рассмотрение методик прогнозирования поступлений доходов и планирования расходов субфедеральных бюджетов. В частности, были представлены алгоритмы расчетов прогнозных объемов налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также охарактеризован программный принцип планирования бюджетных расходов, предполагающий четкую формулировку целей и средств их достижения. Отсюда, обозначенные в документах стратегического планирования цели социально-экономического развития должны достигаться при помощи формирования и реализации программного бюджета, призванного повысить эффективность системы управления общественными финансами.
Накопленный теоретический и методический опыт по разработке и реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне, а также ключевых положений программ социально-экономического развития Ярославской области за последние пятнадцать лет позволили сформировать авторский подход к оценке влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона. Предложенная методика позволяет оценить эффективность регионального управления с точки зрения достижения приоритетной цели деятельности органов публичной власти - динамичное повышение качества жизни населения Ярославской области.
Резюмируя представленное в выпускной квалификационной работе исследование о влиянии бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона, можно отметить, что с помощью модели корреляционно-регрессионного анализа, была установлена и обоснована тесная положительная связь интегральных показателей социально-экономического развития Ярославской области и качества проводимой бюджетной политики. Так, при изменении качества бюджетной политики, рассчитанного по предложенной методике, на 1 % произойдет соответствующее изменение социально-экономической обстановки внутри Ярославской области на 0,897 %, что свидетельствует о чрезвычайной важности формируемой регионом бюджетной политики.
Оценка влияния бюджетной политики Ярославской области на социально-экономическое развитие региона указывает на необходимость акцентирования внимания по каждому из направлений оздоровления государственных финансов в отдельности: увеличению доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и управлению долговой политикой на субнациональном уровне. При этом важно, чтобы не происходило концентрации на реализации точечных мероприятий по повышению доходов и/или сокращению расходов областного бюджета. Приоритетной должна быть реализация комплексной системы мер, направленных на улучшение качества проводимой регионом бюджетной политики. В этом случае речь идет о синергирующем эффекте используемых в рамках бюджетной политики инструментов.
Увеличение доходной базы, как налоговой, так и неналоговой, посредством мобилизации налогов и сборов, оптимизации налоговых льгот, совместно с оптимизацией расходов областного бюджета Ярославской области и совершенствованием долговой политики региона окажут мультиплицирующее воздействие на оздоровление субфедеральных финансов и социально-экономическое положение региона, выраженное в повышении качества жизни населения Ярославской области.
Таким образом, результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что цели и задачи, установленные во введении в качестве некоторого ориентира по изучению различных аспектов разработки и реализации бюджетной политики субъектов РФ, были достигнуты и реализованы путем планомерного исследования использованных источников.
Подобные работы
- УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)(08.00.05 )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Оптимизация межбюджетных отношений как фактор повышения эффективности бюджетной политики РФ
Дипломные работы, ВКР, управление библиотечным делом. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация межбюджетных отношений как фактор повышения эффективности бюджетной политики РФ
Дипломные работы, ВКР, бюджетное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСЕРТЫ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация межбюджетных отношений как фактор повышения эффективности бюджетной политики РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Облигации как инструмент финансирования дефицита региональных
бюджетов
Магистерская диссертация, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



