Введение 4
Глава 1. Состояние разработанности проблемы профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо- экономическим дисциплинам 11
1.1. Особенности процесса обучения управленческо-экономическим
дисциплинам в колледже 11
1.2. Выученная беспомощность у студентов колледжа как психолого-педагогическая проблема 20
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики выученной
беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо- экономическим дисциплинам 32
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Методическое обеспечение реализации профилактики выученной беспомощности в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам в колледже 53
2.1. Программа опытно-экспериментальной работы по созданию условий
профилактики выученной беспомощности обучающихся колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам 53
2.2. Анализ программно-методического обеспечения междисциплинарного
курса «Продвижение товаров и услуг» 59
2.3. Конспекты учебных занятий по управленческо-экономическим
дисциплинам на основе использования совокупности психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у обучающихся колледжа 71
Выводы по второй главе 126
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-
экономическим дисциплинам 127
3.1. Диагностика исследования состояния выученной беспомощности у
студентов колледжа 127
3.2. Реализация психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо- экономическим дисциплинам 137
3.3. Результаты опытно-экспериментальной по проверке эффективности психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам 149
Выводы по третьей главе 162
Заключение 164
Список литературы 168
Аннотация 177
Приложения 179
Современное общество подталкивает систему профессионального образования в лице государства, колледжей выдвигать новые требования к квалифицированным рабочим и специалистам среднего звена. В связи с этим сегодня конкурентоспособным специалистом на рынке труда является личность с развитыми волевыми качествами, способная выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию с целью достижения наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности, стремиться к саморазвитию и самореализации. Однако не все обучающиеся и выпускники способны соответствовать предъявляемым требованиям, они проявляют пассивность и безволие в различных ситуациях, считают, что любое поведение не принесет результата, то есть их действия никак не повлияют на ситуацию. Такие студенты не могут преодолеть трудности, которые встречаются ими на пути становления специалистом, но и в жизни, потому что имели негативный опыт в схожей ситуации. Это связано с тем, что у них уже выработалась привычка не оказывать сопротивления и не брать ответственности за поступки. В требованиях образовательных стандартов одно из главенствующих мест занимает развитие профессиональных и личностных качеств будущего работника, но выученная беспомощность, напротив, мешает выполнению этого требования, потому что становится препятствием для развития личности в целом и характеризуется появлением, отрицательно влияющих на различные сферы личности студентов, психологических свойств и особенностей, к примеру депрессии и тревожности.
В настоящее время распространяется проблема появления выученной беспомощности как у взрослых людей, так и у подростков. Данный феномен исследовался как зарубежными учеными, начиная с 1960-ых годов: М. Селигман, Д. Хирото, Л. Абрамсон, Дж. Тисдейл, Р. Соломон, Ю. Куль, Х. Хекхаузен, так и отечественными, начиная с 1990-ых: Е.В. Веденеева, Н.А. Батурин, Д.А. Циринг, И. О. Девятовская, Е.В. Забелина, И. В. Пономарева, Т.О. Гордеева, В.Г. Ромек, Н.В. Солнцева, О.Э. Афрамойвич и Г.П.
Геранюшкина. В нынешних условиях до сих пор не разработана диагностическая методика определения наличия выученной беспомощности, хотя такие попытки предпринимались отечественными исследователями.
В связи с этим образовательным организациям, в частности педагогам, необходимо модернизировать образовательный процесс для наблюдения за поведением обучающихся, выявления проблем при помощи диагностических методик, а также создавать определенные условия профилактики или преодоления выученной беспомощности в процессе обучения.
Процесс обучения изучали такие отечественные исследователи, как Т.И. Шамова, Н.В. Кузьмина, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.А. Якунин, И.Е. Видт и др. Ученые изучали и рассматривали процесс обучения по-разному, но пришли к общему выводу о невозможности организации обучения, без взаимодействия педагога и обучающихся.
Рассматривая процесс обучения, стоит отметить, что профилактика выученной беспомощности, проводимая на управленческо-экономических дисциплинах, будет эффективна по ряду причин. Во-первых, этот блок дисциплин позволяет формировать навыки и умения, например, организовывать собственную деятельность и принимать решения в ситуациях и нести за них ответственность, которые осложнят появление выученной беспомощности. Во-вторых, оказывать влияние на мотивационную сферу при помощи педагогических стимулов. В-третьих, разрабатывать и использовать профессионально-ориентированные задания для удовлетворения учебно-профессиональных потребностей обучающихся для уменьшения риска появления рассматриваемого феномена.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что профилактика выученной беспомощности у обучающихся колледжа исследована незначительно, но стоит отметить, что исследования профилактики и коррекции в детском и подростковом периодах имеются. Все это доказывает актуальность проблемы исследования.
В связи с вышесказанным, возникает ряд противоречий:
-между потребностью общества в специалистах, которые могут быстро адаптироваться к изменяющейся социально-экономической ситуации с целью преодоления возникающих профессиональных проблем и недостаточным количеством выпускников, которые способны удовлетворить эту потребность;
-между необходимостью отсутствия выученной беспомощности в процессе становления будущего работника и ее явными признаками проявления у обучающихся колледжа;
-между необходимостью профилактики выученной беспомощности у обучающихся колледжа и отсутствием обоснованной совокупности психолого-педагогических условий в процессе обучения управленческо- экономическим дисциплинам.
Проблема исследования:
-Совокупность каких психолого-педагогических условий обеспечит профилактику выученной беспомощности у обучающихся колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам?
Объект исследования:
-Процесс обучения управленческо-экономическим дисциплинам в колледже.
Предмет исследования:
-Совокупность психолого-педагогических условий, которая обеспечит профилактику выученной беспомощности у обучающихся колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам.
Цель исследования:
-Выявить совокупность психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам и проверить эффективность выявленной совокупности условий опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования:
Если в процессе обучения использовать совокупность психолого-педагогических условий, влияющих на эмоциональную, мотивационную, когнитивную и волевую области студентов колледжа:
1. Использование педагогических стимулов в процессе обучения экономико-управленческим дисциплинам- эти стимулы позволят оказывать влияние на мотивационную область выученной беспомощности через повышение самооценки, притязаний (результаты учебной деятельности необходимо подкреплять жизненным опытом и общественной значимостью выполненной работы) и формирование ценностных ориентаций, обучающихся;
2. Использование активных методов обучения на учебных занятиях имитационные неигровые (решение кейсов) влияет на когнитивную, волевую и эмоциональную области через повышение гибкости мышления, уровня креативности; игровые (элементы деловой игры- воспроизведение определенных ролей) способствует преодолению замкнутости, снижению тревожности и депрессии при активном включении обучающихся в игру/ситуацию и неимитационные (проблемные лекции, учебные дискуссии) служит повышением настойчивости и целеустремленности при условии свободного обсуждения темы обмен позициями между самими обучающимися и между ними и педагогом;
3. Создание ситуаций успеха для обучающихся на учебных занятиях воздействует на мотивационную и эмоциональную области через повышение самооценки, появление мотивации на успех, если педагог будет способствовать появлению чувства удовлетворения, радости у обучающихся от выполненной работы;
то это обеспечит профилактику выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам и будет проявляться в положительной динамике: становление уровней самооценки и притязаний до адекватных значений; повышение креативности личности, гибкости мышления, настойчивости и надежды на успех; снижение тревожности и депрессии, развитие умения целеполагания.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявить причины возникновения, виды, области, особенности проявления выученной беспомощности у студентов колледжа.
2. Обосновать совокупность психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам.
3. Определить критерии эффективности совокупности психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам.
4. Проверить эффективность совокупности психолого-педагогических
условий профилактики выученной беспомощности опытно-экспериментальным путем.
Методологическая основа исследования:
- Системный подход (Н.В. Кузьмина), согласно которому процесс обучения рассматривается как система, состоящая из структурных и функциональных компонентов, подчиненных друг другу.
- Личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя), согласно которому процесс обучения способствует профилактике выученной беспомощности обучающегося через субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.
Теоретические основы исследования:
- концепция феномена выученной беспомощности (Х.Хекхаузен, М. Селигман, Н. А. Батурин, Ю. Куль);
- концепция личностной беспомощности (Е.В. Забелина, Д. А. Циринг, Е.В. Веденеева);
- технология создания ситуаций успеха (А.С. Белкин);
- концепция поисковой активности (В. С. Роттенберг, В. В. Аршавский);
- идеи теории активного обучения (А. А. Вербицкий, В.А.Сластенин);
- концепция педагогического стимулирования (З. И. Равкин).
-концепция организации процесса обучения (И.М. Чередов).
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, эксперимент).
- эмпирические (наблюдение, тестирование, опрос, анализ документации).
- метод математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
-Подобраны диагностические методики, позволяющие определить первоначальный уровень развития показателей выученной беспомощности у обучающихся колледжа и оценить динамику критериев этой беспомощности, а также выявить эффективность совокупности психолого-педагогических условий, которые могут быть использованы преподавателями в колледже.
-Разработаны конспекты учебных занятий по управленческо-экономическим дисциплинам с использованием совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающей профилактику выученной беспомощности у обучающихся, которые могут быть полностью или частично (взяты за основу) использованы в деятельности преподавателей управленческо-экономических дисциплин в колледже.
Апробация:
1. Паринов В.Е. Проблема преодоления выученной беспомощности в процессе обучения экономике в колледже // Развитие идей академика С. Я. Батышева в системе профессионального образования : сб. материалов II региональных студенческих Батышевских чтений (Омск, 2 ноября 2017 г.). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. - С. 67-71.
2. Паринов В.Е. Педагогические условия преодоления выученной беспомощности у студентов колледжа в преподавании управленческо- экономических дисциплин // Развитие идей академика С.Я. Батышева в системе профессионального образования // Материалы III региональных студенческих Батышевских чтений (02 ноября 2018 г., г. Омск,.). - Омск: Изд- во ОмГПУ, 2018. - С. 57-59.
3. Паринов В.Е. Психолого-педагогические условия профилактики выученной
беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо- экономическим дисциплинам // «Современные проблемы профессионального образования»: сб. материалов внутривузовской студенческой научно-практической конференции Батышевские чтения (Омск, 31 октября 2019 г.). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. - С. 50-53.
4. Паринов В.Е. Проект «Психолого-педагогические условия, способствующие проведению профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам». VII Всероссийский студенческий научный форум «Будущее региона- в руках молодых», 2020 г.
База исследования:
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омский региональный многопрофильный колледж"
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, аннотации и приложений.
Проблема профилактики выученной беспомощности является особенно актуальной в нынешних условиях стремительной адаптации современного информационного общества к постоянно изменяющимся экономическим и социальным условиям. Данный феномен способен значительно снизить конкурентоспособность специалиста на рынке труде, оказать негативный эффект на развитие его профессиональных компетенций, а также на стремление достичь успеха в деятельности. Именно поэтому ученые и исследователи занимаются феноменом выученной беспомощности и его влиянием на студентов колледжей.
Наше исследование опиралось на решение четырех задач, которые позволили достичь необходимого результата.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил обосновать выученную беспомощность, как состояние, возникающее в результате повторения неудач при попытке их преодоления и последующего угасания активности, направленной на решения такой ситуации. Проанализировать работы М. Селигмана, Д.А. Циринг и других ученых для выявления областей проявления данного феномена:
-когнитивная, трудность в обучении действиям, которые могли бы оказаться эффективными для решения похожих ситуаций;
-мотивационная, неспособность осуществлять какие-либо активные действия в возникающей ситуации;
-эмоциональная, подверженность тревожности, депрессии и
невозможности контролировать свои действия;
-волевая, неспособность освободиться от влияния внешних обстоятельств.
Помимо этого, были выделены показатели, отражающие выученную беспомощность в каждой из этих вышеперечисленных областей. Стоит отметить и выделенные особенности процесса обучения управленческо- экономических дисциплин, такие как формирование экономического мышления, имитация управлением деятельности сотрудников, практическая направленность выполняемых заданий и преобладание в них творческой составляющей, а также самостоятельность в решении.
В рамках второй задачи была обоснована следующая совокупность психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам на основе выделенных ранее областей ее проявления:
1. Использование педагогических стимулов в процессе обучения экономико-управленческим дисциплинам по классификации- эти стимулы позволили оказать влияние на волевую и мотивационную области проявления выученной беспомощности через повышение самооценки и уровня притязаний (результаты учебной деятельности необходимо подкреплять жизненным опытом и общественной значимостью выполненной работы), формирование ценностных ориентаций студентов (идеалы, к примеру известные экономисты и управленцы), а также их подготовки к активной деятельности и выполнению учебных заданий.
2. Использование активных методов обучения на учебных занятиях оказало влияние на все области проявления выученной беспомощности через повышение гибкости мышления, уровня креативности; преодолению замкнутости, снижению уровня тревожности при активном включении обучающихся игровую ситуацию, и повышению настойчивости и целеустремленности при условии свободного обсуждения темы обмен позициями между самими обучающимися и между ними и педагогом.
3. Создание ситуаций успеха для обучающихся на учебных занятиях воздействовало на эмоциональную, волевую и мотивационную области проявления выученной беспомощности через повышение самооценки, появления настойчивости и мотивации на успех, а также способствование появлению чувства удовлетворения, радости у обучающихся от выполненной работы.
В рамках третьей задачи нами были определены критерии эффективности совокупности психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам. Определяется положительная динамика областей проявления выученной беспомощности через следующие показатели, определяющие минимальный риск появления данного феномена: выраженная надежда на успех; адекватный уровень самооценки; адекватный уровень притязаний; высокий уровень креативности личности; гибкость мышления (низкий уровень ригидности); низкий уровень тревожности и депрессии; высокий уровень самоконтроля; отсутствие затруднений в целеполагании; устойчивое стремление к достижению отдаленных во времени целей - положительный уровень настойчивости.
В рамках четвертой задачи для опытно-экспериментальной работы был разработан фрагмент календарно-тематического плана, позволяющего реализовать вышеперечисленную совокупность психолого-педагогических условий на учебных занятиях и специально разработанные конспекты таких занятий в количестве 7 штук.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности совокупности психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо- экономическим дисциплинам проводилась на базе БПОУ ОО «Омский региональный многопрофильный колледж». Она была разделена на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику влияния на области проявления выученной беспомощности, также они были подтверждены методом математической статистики Т-критерием Вилкоксона и находились в зоне значимости.
Таким образом, выполнение вышеперечисленных задач позволило нам достигнуть цели исследования: выявить совокупность психолого-педагогических условий профилактики выученной беспомощности у студентов колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам и проверить эффективность выявленной совокупности условий опытно-экспериментальным путем. Следовательно, можно утверждать, что в основном гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662—р (ред. от
28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально—экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально—экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата
обращения: 28.07.2019).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 29.07.2019).
3. Авдеева Т.И., Высокое М.И., Зыкова С.И. Применение метода case-study в преподавании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №10-2. - С. 3.
4. Амирова Д.Р. Преимущества использования инструментов интернет- маркетинга для современных компаний // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 14-17.
5. Амирова Д.Р., Запорожец О.И. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №2. - С. 18-26.
6. Амренова М.М. Организация методической работы в колледже: Рекомендовано УМО по НПО [Текст]: учебное пособие. /М.М. Амренова. - Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2013.- 226 с.
7. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №2. С. 17-21.
8. Андреева, Ю.В. Ситуация успеха как возможность развития радости в учебно-педагогическом сотрудничестве // Вестник ВЭГУ. - 2015. - № 1 (75). - С. 5-10.
9. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
10. Батурин, Н. А. Ситуативная и личностная беспомощность // Материалы 52 научной конференции преподавателей факультета психологии / Под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. - С.21-22.
11. Белкин, A. C. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст]: Кн. для учителя / A. C. Белкин. - Екатеринбург, 1997. - 185 с.
12. Вайндорф—Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф—Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3—е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 197 с.
13. Васюкова М.В., Степанова Т.Ю. Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - №2 (13). -С. 3.
14. Веденеева, Е.В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах // Вестн. Том. гос. ун-та. -2009. -№322. -С. 186-189.
15. Геранюшкина Г.П., Афраймович О.Э. Сценарии выученной беспомощности // Психология в экономике и управлении. - 2013. - № 1. - С. 17-22.
16. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как атрибутивного стиля (опросник СТОУН). - М. : Смысл, 2008. - 154 с.
17. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
18. Далгатов, М.М. Оптимистический стиль атрибуции как фактор мотивации и успешности педагогической деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. - 2009. - № 1. - С. 25-28.
19. Данченок Л.А. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-
маркетинговые коммуникации: учебник / Л.А. Данченок. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
20. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
21. Девятовская И.В. Выученная беспомощность как профессиональная
деструкция и психологический барьер развития личности //
Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и
деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Международной научно¬практической конференции / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова - Ярославль: Изд. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 155-156.
22. Девятовская, И. В. Подходы к коррекции выученной беспомощности у педагогов // Психология сегодня: материалы VI региональной студенческой научно-практической конференции (Екатеринбург). - 2004. - С. 21-26.
23. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 560 с.
24. Есенков Ю.В. Научно—методическое сопровождение внедрения ФГОС среднего профессионального образования третьего поколения // Методист. - 2013. — №7. — С. 36-38.
25.Забелина Е.В. Взаимосвязь беспомощности и коммуникативной активности в подростковом возрасте // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2008. -№70-2. -С. 58-61.
26.Залевский В.Г., Козлова С.А., Козлова Н.В. Психическая ригидность- флексибильность в структуре личности будущего журналиста // СПЖ. - 2009. -№34. -С. 40-43.
27.Зверков, А.Г., Эйдман, Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) [Текст]: Практикум по психодиагностике.
Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
28.Зимняя И. А. Личностно—деятельностный подход как основа
организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — С. 244—252.
29.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А.Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. — 385 с
30. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация // General and Professional Education.
2012. № 1. С. 8-14.
31. Исмаилова, З. К. Профессиональное образование как достояние личности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 204—205.
32. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
33. Картушина Е.Н. Условия реализации проблемной лекции по
специальности «Управление персоналом» и ее возможности в обучении студентов // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №8. - С. 107-110.
34. Коростелёва И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 60¬
71.
35. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
36. Лактионова Е.Б., Яневская С.Ю. Роль образовательной среды в формировании личностной беспомощности у подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - №187. - С. 95-101.
37. Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое
консультирование // Наш проблемный подросток: понять и
договориться. - 2001. - С. 45-73.
38. Малкина-Пых И. Г. М 18 Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
39. Машарова Т.В., Агафонова Е.А. Особенности педагогического стимулирования учебной деятельности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. - Спецвыпуск. -С. 78-81.
40. Методика профессионального обучения. Основные термины и понятия: справочное пособие / составители Л. Н. Аксенова. — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2015. — 93 с.
41. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие,
смыслообразование, преемственность поколений: препятствия и ошибки воспитания // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2020. - №XXV. - С. 30-34.
42. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. - Казань: ТРИ «Школа»,
2013. - 360 с.
43. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ. - 668 с.
44.Ольшевский Д. SMM-продвижение как эффективный инструмент интернет-маркетинга // Наука и инновации. -2017. -№175. - С. 59-63.
45. Палеха С.А. Выученная беспомощность (learned helplessness) в системе обучения // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - №5. - С. 10.
46. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 3-еизд. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
47. Панченко Т.А., Долгих Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности // Проблемы высшего образования. - 2016. - № 1. - С. 231-233.
48. Педагогика профессионального образования [Текст]/ под ред.
В.А.Сластенина. - М., 2004. С.254.
49. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
50. Полякова М.В. Управление стрессом учебы // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - №8. - С. 161-177.
51. Пономарева И.В. Из истории изучения феномена беспомощности в отечественной и зарубежной психологии // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. -2010. -№ 4. - С. 57-61.
52. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128.
53. Пряникова В.Г. Развитие концепции педагогического стимулирования. - Советская педагогика. - 1985. - № 11. - С. 28-33.
54. Пучкова О.А. Формирование экономических компетенций студентов политехнического колледжа в условиях информатизации образования // Наука и школа. - 2011. - №4. - С. 55-60.
55. Равкин З.И. Актуальные вопросы теории педагогического
стимулирования. - Советская педагогика. - 1974. - № 10. - С. 69-79.
56. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд- во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
57. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, 2000. - № 3-4. - С. 218-235.
58. Ромек, В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана //Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. - Ростов н/Д, 2000. - 389 с.
59. Ротенберг, В. С., Аршавский, В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, -2013. - 193 с.
60. Рыбалко Н.А. Особенности преподавания экономических дисциплин обучающихся экономических и неэкономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-2. - С. 164-168.
61. Савельева Д.В. Деловая игра как форма активного обучения в образовательном процессе технического колледжа // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 4. С. 159- 166
62. Селигман, М. Как научиться оптимизму. М.: «Персей», 2010 - 432 с.
63. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
64. Солнцева, Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: материалы науч.- практ. конф. «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей»; под ред. В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб, 2011. - С. 174-180.
65. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Бусов, Н. Н. Лябах, Т. С. Саткалиева, Г. А. Таспенова; под общей редакцией В. И. Бусова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 279 с.
66. Ушаков Д.А. Толковый словарь современного русского языка - М.: Аделант», - 2013,- 800 с.
67. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Психотерапия, 2009. - 544 с.
68. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск: БГУ, 2006. - 116 с.
69. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
70. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / пер. с англ. СПб: Речь. - 2011. - 256 с.
71. Циринг Д.А. Травмирующие события как фактор,
детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей // Образование и наука. -2008 -. - №6. -С. 85-91.
72. Циринг Д.А. Концепция личностной беспомощности с позиции субъектно-деятельностного подхода // Психология человека в современном мире. - М.: Институт психологии РАН. - 2009. - С. - 84-91.
73. Циринг Д.А. Психология выученной беспомощности: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 456 с.
74. Циринг Д.А. Современные подходы к коррекции выученной
беспомощности у детей и подростков // СПЖ. -2008. - №29. - С. 63-66.
75. Циринг, Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Здравоохранение. Физическая культура. - 2013. - Вып. 6. - № 15. - 52 с.
76.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе [Текст]/ И.М. Чередов. -Москва: «Просвещение», 1998. -56 с.
77.Чернова О.Н. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности учителя как предмет психологического исследования // World science: problems and innovations. Наука и Просвещение. 2017. С. 309-317.
78. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
79. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов: Сб. - М.: МНИИПУ, 1983.
80.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
81. Яковлева, Ю.В. Самостоятельность в студенческом возрасте
(аксиологический аспект) / Ю.В. Яковлева // Психология и педагогика. - Кострома: Костром.гос. пед. ун-т, 2011. - С.153-155.
82. Яновская М.Г. Эмоциональное стимулирование как педагогическая технология образовательного процесса. // Вестник Вятского государственного университета. -2007 -С.109-116.
83. Abramson L.Y., Alloy L.B., &Metalsky G.I. Hopelessness depression // Explanatory style. - Hillsdale, N.J.: Erlbaum. - 1995.