Исследование художественной одарённости у второклассников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Одарённость: понятие, концепции, виды одаренности, нормативно -
правовые работы с одарёнными детьми 7
1.2. Индивидуальный образовательный маршрут: понятие, структура,
современные требования 17
1.3. Современные подходы к развитию художественной одарённости у
младших школьников в педагогической практике 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА С ПРИЗНАКАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ 29
2.1. Методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Результаты исследования художественной одарённости у обучающихся
второго класса 39
2.3. Состояние проблемы художественной одаренности у второклассников в
практике базового образовательного учреждения 48
2.4. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося второго
класса с признаками художественной одарённости 52
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 72
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Одарённость: понятие, концепции, виды одаренности, нормативно -
правовые работы с одарёнными детьми 7
1.2. Индивидуальный образовательный маршрут: понятие, структура,
современные требования 17
1.3. Современные подходы к развитию художественной одарённости у
младших школьников в педагогической практике 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА С ПРИЗНАКАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ 29
2.1. Методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Результаты исследования художественной одарённости у обучающихся
второго класса 39
2.3. Состояние проблемы художественной одаренности у второклассников в
практике базового образовательного учреждения 48
2.4. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося второго
класса с признаками художественной одарённости 52
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 72
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире государство и общество в целом выражает усиленную заинтересованность в обучении и воспитанию талантливого поколения. Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявлять и диагностировать одарённых детей, создавать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей. 7 мая 2018 года вышел указ Президента РФ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ создан в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека . Одной из задач указа является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [39].
Также в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утвержденной Президентом РФ 03.04.2012 говорится о поддержки талантливых и одаренных людей. Концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования [18].
Поддержка и развитие одаренных детей одна из самых важных проблем нашего современного общества. Не смотря на то, что создаются отдельные школы для одарённых детей, например, образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, центр искусств для одаренных детей Севера в городе Ханты- Мансийске и многие другие, но этого не достаточно для развития всех детей с признаками одарённости. В малочисленных городах России, селах 3
городского типа, поселках и т.п. такие школы отсутствуют, и дети с признаками одарённости обучаются в общих классах. Здесь перед педагогами стоит основная задача - содействовать развитию личности одаренного ребенка и выявлению его способностей, а для этого необходимо наличие специальных пособий и материалов для работы, которых в наше время в избытке.
Изучением данной темы занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Е.С. Белова, А.И. Доровской. Модели одаренности были разработаны рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Э.П. Торренс, А. Таннебаум и другими. Данная тема привлекла внимание и советских ученых, таких как Ю.А. Полуянов, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Лейтеса, А.И. Савенков.
Все эти особенности построения системы образования привели к возникновению противоречия между необходимостью развития одаренных детей младшего школьного возраста и отсутствием программ, учебных пособий, индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих учитывать особенности развития детей с признаками одаренности.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков индивидуальный образовательный маршрут развития художественной одаренности обучающегося второго класса.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального
исследования разработать индивидуальный образовательный маршрут развития художественной одаренности обучающегося второго класса.
Объект исследования: процесс развития одаренных детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие художественной одаренности у обучающихся второго класса.
Гипотеза исследования: развитие художественной одаренности у
4
обучающихся второго класса будет более продуктивным, если:
• определить содержание понятий «одаренность», «художественная
одаренность», «индивидуальный образовательный маршрут»;
•разработать индивидуальный образовательный маршрут для развития художественной одаренности у обучающегося второго класса на основе результатов исследования данного вида одаренности у младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятий «одаренность», «художественная одаренность», «индивидуальный образовательный маршрут».
2. Проанализировать состояние проблемы развития художественной одаренности младших школьников.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить обучающихся второго класса с признаками художественной одаренности.
4. Методически обосновать проект индивидуального образовательного маршрута развития художественной одаренности у обучающегося второго класса.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования о проблеме одарённости в младшем школьном возрасте (И.А Савенков, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, А.А. Никитин, A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн);
- исследования о проблеме художественной одарённости (А.А. Мелик-Пашаев, И.А Савенков);
- теоретическая модель одарённости (Дж. Рензулли).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ, обобщение и сравнение психолого¬
педагогических, научно-методических источников по вопросам обучения и развития одарённых детей;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий этап), анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе МБОУ СШ №13 г. Нижневартовска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2 «Б» и 2 «В» в количестве 45 человек.
Исследование проводилось в 2019-2020 учебном году в три этапа:
На первом этапе (сентябрь - октябрь 2019 г.) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, составлялся план исследования.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2019 г.) проводилась
экспериментальная работа по выявлению детей с признаками художественной одаренности.
На третьем этапе (январь - май 2020 г.) была проведена систематизация теоретического и экспериментального материала, разрабатывался индивидуальный образовательный маршрут обучающегося второго класса, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный индивидуальный образовательный маршрут для развития художественной одаренности у обучающегося второго класса может быть использован в практике учителей начальных классов.
Также в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утвержденной Президентом РФ 03.04.2012 говорится о поддержки талантливых и одаренных людей. Концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования [18].
Поддержка и развитие одаренных детей одна из самых важных проблем нашего современного общества. Не смотря на то, что создаются отдельные школы для одарённых детей, например, образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, центр искусств для одаренных детей Севера в городе Ханты- Мансийске и многие другие, но этого не достаточно для развития всех детей с признаками одарённости. В малочисленных городах России, селах 3
городского типа, поселках и т.п. такие школы отсутствуют, и дети с признаками одарённости обучаются в общих классах. Здесь перед педагогами стоит основная задача - содействовать развитию личности одаренного ребенка и выявлению его способностей, а для этого необходимо наличие специальных пособий и материалов для работы, которых в наше время в избытке.
Изучением данной темы занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Е.С. Белова, А.И. Доровской. Модели одаренности были разработаны рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Э.П. Торренс, А. Таннебаум и другими. Данная тема привлекла внимание и советских ученых, таких как Ю.А. Полуянов, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Лейтеса, А.И. Савенков.
Все эти особенности построения системы образования привели к возникновению противоречия между необходимостью развития одаренных детей младшего школьного возраста и отсутствием программ, учебных пособий, индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих учитывать особенности развития детей с признаками одаренности.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков индивидуальный образовательный маршрут развития художественной одаренности обучающегося второго класса.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального
исследования разработать индивидуальный образовательный маршрут развития художественной одаренности обучающегося второго класса.
Объект исследования: процесс развития одаренных детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие художественной одаренности у обучающихся второго класса.
Гипотеза исследования: развитие художественной одаренности у
4
обучающихся второго класса будет более продуктивным, если:
• определить содержание понятий «одаренность», «художественная
одаренность», «индивидуальный образовательный маршрут»;
•разработать индивидуальный образовательный маршрут для развития художественной одаренности у обучающегося второго класса на основе результатов исследования данного вида одаренности у младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятий «одаренность», «художественная одаренность», «индивидуальный образовательный маршрут».
2. Проанализировать состояние проблемы развития художественной одаренности младших школьников.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить обучающихся второго класса с признаками художественной одаренности.
4. Методически обосновать проект индивидуального образовательного маршрута развития художественной одаренности у обучающегося второго класса.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования о проблеме одарённости в младшем школьном возрасте (И.А Савенков, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, А.А. Никитин, A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн);
- исследования о проблеме художественной одарённости (А.А. Мелик-Пашаев, И.А Савенков);
- теоретическая модель одарённости (Дж. Рензулли).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ, обобщение и сравнение психолого¬
педагогических, научно-методических источников по вопросам обучения и развития одарённых детей;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий этап), анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе МБОУ СШ №13 г. Нижневартовска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2 «Б» и 2 «В» в количестве 45 человек.
Исследование проводилось в 2019-2020 учебном году в три этапа:
На первом этапе (сентябрь - октябрь 2019 г.) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, составлялся план исследования.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2019 г.) проводилась
экспериментальная работа по выявлению детей с признаками художественной одаренности.
На третьем этапе (январь - май 2020 г.) была проведена систематизация теоретического и экспериментального материала, разрабатывался индивидуальный образовательный маршрут обучающегося второго класса, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный индивидуальный образовательный маршрут для развития художественной одаренности у обучающегося второго класса может быть использован в практике учителей начальных классов.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому проблема выявления, развития, воспитания и обучения одарённых детей имеет важнейшее государственное значение.
Одаренность в целом - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В свою очередь, художественную одаренность - это творческий потенциал, направленный на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности.
Теоретический анализ литературы по проблеме развития художественной одаренности младших школьников позволил раскрыть сущность понятия «одаренность», «художественная одаренность»; рассмотреть различные концепции одаренности, нормативно-правовые документы, используемые при работе с одаренными детьми, современные подходы к развитию художественной одаренности у младших школьников в педагогической практике; определить критерии и показатели и на их основании выявить обучающегося с признаками художественной одаренности; разработать индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося второго класса с признаками художественной одаренности.
Для определения критериев и показателей художественной одаренности была использована трехкольцевая модель Джозефа Рензулли, в которой основные компоненты это: интеллектуальные способности, мотивация и творчество.
При анализе результатов экспериментального исследования по всем проведенным методикам, высокие показатели были выявлены у Полины К. Для этой ученицы был разработан индивидуальный образовательный маршрут «Волшебная кисточка», целью которого является развитие художественной одаренности. При разработке маршрута учитывались индивидуальные особенности обучающегося.
Содержательный курс индивидуального образовательного маршрута делится на две части и реализуется в ходе урочной и внеурочной деятельности. Маршрут включает в себя не только организацию деятельности обучающегося, но и организацию деятельности родителей, организацию деятельности педагога-психолога.
Реализация индивидуального образовательного маршрута «Волшебная кисточка» позволит развитию художественного потенциала Полины К.
Одаренность в целом - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В свою очередь, художественную одаренность - это творческий потенциал, направленный на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности.
Теоретический анализ литературы по проблеме развития художественной одаренности младших школьников позволил раскрыть сущность понятия «одаренность», «художественная одаренность»; рассмотреть различные концепции одаренности, нормативно-правовые документы, используемые при работе с одаренными детьми, современные подходы к развитию художественной одаренности у младших школьников в педагогической практике; определить критерии и показатели и на их основании выявить обучающегося с признаками художественной одаренности; разработать индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося второго класса с признаками художественной одаренности.
Для определения критериев и показателей художественной одаренности была использована трехкольцевая модель Джозефа Рензулли, в которой основные компоненты это: интеллектуальные способности, мотивация и творчество.
При анализе результатов экспериментального исследования по всем проведенным методикам, высокие показатели были выявлены у Полины К. Для этой ученицы был разработан индивидуальный образовательный маршрут «Волшебная кисточка», целью которого является развитие художественной одаренности. При разработке маршрута учитывались индивидуальные особенности обучающегося.
Содержательный курс индивидуального образовательного маршрута делится на две части и реализуется в ходе урочной и внеурочной деятельности. Маршрут включает в себя не только организацию деятельности обучающегося, но и организацию деятельности родителей, организацию деятельности педагога-психолога.
Реализация индивидуального образовательного маршрута «Волшебная кисточка» позволит развитию художественного потенциала Полины К.



