ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ВЫСШАЯ ШКОЛА В АРМЯНСКОМ ЦАРСТВЕ 14
БАГРАТИДОВ (IX-XI ВВ.)
1.1. Нарекская риторическая школа 17
1.2. Высшая школа Ани 20
Глава 2. ВЫСШАЯ ШКОЛА В АРМЕНИИ ЭПОХИ 26
ЗАКАРИДОВ (XII - 1 ПОЛОВИНЫ XIII ВВ.)
2.1. Монастырские школы 26
2.2. Средневековые академии (чемаран). Санаин 32
Глава 3. УНИВЕРСИТЕТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ 35
КОНЦА XIII-XV ВВ.
3.1 Гладзорский университет (1282-1338) 36
3.2 Татевский университет (1345-1435) 48
3.3. Мецоп и другие высшие школы XIV-XV вв. 53
3.4. Цорцорская и Крнайская католические школы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность.
Принятие христианства в Армянском государстве в 301 г. вызвало огромный культурный подъем. За первое столетие новой эпохи в стране родилась новая, христианская литература на греческом и сирийском языках. Появилась и новая, христианская школа двух типов, которые в Армении традиционно называются грекофильской и сирофильской .
В 406 г. просветитель Месроп Маштоц изобрел буквы армянского национального алфавита . Это событие придало новый импульс развитию как армянской словесности, так и армянской школы. По сути, рождение алфавита привело к обновлению национальной идентичности (вкупе с принятием христианства особого толка под эгидой Армянской апостольской церкви) и началу новой эпохи в истории Армении.
Вершиной раннесредневековой учености Армении стала деятельность и труды философа и ученого-энциклопедиста VII в. Анания Ширакаци, чья известность вышла далеко за рамки Армении.
Раннесредневековая история Армении не была благоприятной для развития культуры, образования и школы. Впервые была на несколько столетий прервана линия исторического развития под эгидой национальной государственности. Ликвидация армянского государства в V в. (раздел между Византией и Ираном) и арабо-исламское завоевание в VII в. стали серьезными препятствиями для развития национальной школы.
Однако, уже с VIII в. княжеский род Багратидов добился автономии, а в 885 г. было восстановлено Армянское государство во главе с династией Багратидов. Эпоха Багратидов стала очень важной вехой в возрождении национальной культурно-исторической традиции Армении. Несмотря на то, что в эпоху Багратидов существовало не только царство со столицей в Ани , но и еще ряд небольших государств, Анийская эпоха в значительной мере способствовала новому культурному подъему .
Во 2-й половине XI в. армянская государственность вновь была ликвидирована византийцами и сельджуками. Однако, с 1080 г. существовало армянское государство в Киликии , а в самой Армении в течение XII-XV вв., несмотря на феодальную раздробленность и верховную власть сельджуков, Грузии, монголо-татар и туркмен племени коюнлу, на местах продолжали существовать княжества Закаридов, Прошьянов, Орбелянов и др., которые продолжали сохранять и поддерживать традиции высшей школы.
В IX—XV веках в Армении функционировали десятки школ высшего типа (вардапетараны). По византийской традиции их можно разделить на следующие уровни:
- риторическая школа;
- философская школа;
- христианская богословская школа (монастырская; академия; университет).
Типология средневековых высших школ (вардапетаранов) Армении:
1. Риторические школы: Нарек.
2. Философская светская школа в Ани.
3. Монастырские школы повышенного типа: Ахпат, Гошаванк (Нор- Гетик), Ерзынкац, Сагмосаванк, Дпреван (в Шираке), Аршарунянц, Ерасхадзор, Айридзор, Кохб, Салмаст, Техеник, Тарон, Ереван, Дзораван (в Киликии), и др.
4. Духовные академии (чемаран): Санаин, Бжни, Карс, Сис, Ани.
5. Университеты: Гладзор, Татев, Мецоп.
6. Католические высшие школы: Крнай, Цорцор.
Среди высших школ первых типов особенно выделялись Нарекская риторическая школа, Анийская философская школа, в дальнейшем на первые роли выдвинулись монастырская школа Ахпат, академия Санаин, университеты Гладзор и Татев.
Увеличилась и роль монастырских библиотек, существенно повысился интерес к книге, к книжному знанию, которые вновь стали важнейшей составляющей ценностной системы. Весьма примечательно, что многие князья и богатые горожане («пароны») жертвовали или дарили свои сады, виноградники и деньги не только самим монастырям, но и непосредственно монастырским школам и библиотекам. Нередко в качестве ценного дара преподносились рукописные книги. Эти и другие факты свидетельствуют об относительной самостоятельности, автономности научно-образовательных и культурных центров при монастырях.
Армянское Средневековье — это эпоха сосуществования и борьбы элементов «старого» и «нового» во всех сферах общественной, культурной и школьно-образовательной жизни. Начинают пробиваться ростки новой культуры, нового образа мышления и мировоззрения. Имена Григора Нарекаци, Григора Магистроса, Ованеса Саркавага стоят на рубеже становления нового направления в теоретической мысли армянского народа. Но это новое явилось органическим развитием научных и культурно¬образовательных традиций народа, которые своими корнями уходили в глубокую древность.
Цель исследования - изучение генезиса и развития высших школ и университетов средневековой Армении.
Задачи:
- составление типологии высших школ и университетов средневековой Армении,
- изучение высшей школы эпохи Багратидов и Закаридов (домонгольского времени): риторическая школа, философская школа, монастырская школа, академия-чемаран;
- исследование университетов XIII-XV вв. на примере Гладзора и Татева;
- изучение католической школы XIV-XV вв.
Объект исследования: высшая школа и университет средневековой Армении.
Предмет исследования: генезис, эволюция и специфика каждого типа высших школ, выделенных в отношении средневековой Армении.
Хронологические рамки работы: IX-XV вв. Они определяются временем от восстановления Армянского государства Багратидами до исчезновения последних относительно автономных княжеств в Армении в результате покорения страны туркменскими племенами коюнлу, Османами и затем Сефевидами.При этом период IX-XV вв. - расцвета средневековой армянской культуры - нередко именуется Армянским Возрождением .
Территориально-географические рамки охватывают территорию исторической Великой Армении, т.е. земли совр. Республики Армении и восточных районов совр. Турции.
Методологическая основа работы - принцип объективности и историзма, а также теория локальных цивилизаций, которая рассматривает каждую конкретную культурно-историческую общность через призму смены культурно-исторических циклов и сравнения стадиальных закономерностей.
Методыисследования: общенаучные (анализа и синтеза) и
специально-исторические. Среди последних наиболее важны:
- сравнительно-исторический, который дает возможность на основе сопоставления близких феноменов выявить в них общее и особенное; применительно к данной работе можно сравнивать различные типы школ в самой Армении, а кроме того, можно подвергнуть сравнению армянскую высшую школу с аналогичными (и синхронными) феноменами в Византии и Западной Европе;
- историко-генетический метод позволяет увидеть истоки и зарождение рассматриваемых явлений, в данном случае - генезис различных видов и типов высшей школы средневековой Армении;
- метод контент-анализа нацелен на внимательное и систематическое ознакомление с информативными возможностями письменных источников.
В работе также нашли применение и другие специальные методы исторического исследования, эпизодически применявшиеся в необходимых случаях.
Источники.
Основная доказательная база исследования опирается на нарративные источники. Армянская письменная традиция сохранила одну из наиболее развитых в мире базу специальных исторических сочинений. Относительно средневековой Армении их не следует разделять на светские и церковные, так как они являются носителями скорее единой традиции, в которой нашли отражение события как церковной, так и светской истории.
Жанр истории сложился в армянской словесности уже с V в. После «золотого века» армянской письменности (V-VII вв.) новый подъем исторической мысли пришелся на время с IX-Х вв. Все историки, писавшие в то время, уделяли определенное, хотя и небольшое внимание, событиям из истории культуры и, в частности, из истории высшей школы.
На рубеже IX-X вв. работал первый историк из этого ряда - Товма Арцруни . Хотя он был связан с одним из локальных царств этого периода - Васпураканом - историк касался событий и в более широком контексте истории как всей Армении, так и соседних с ней стран и народов.
Особенную ценность представляет «История Армении»Ованеса Драсханакертци , завершённая ок. 924г.Ованес Драсханакертци, живший во второй половине IX - начале X вв., изложил в своём труде основные события в жизни Армении с древнейших времен (от всемирного потопа) до 924 г., когда князья Багратуни основали в области Ширак независимую династию, столицей которой вскоре стал город Ани. Вторая часть сочинения имеет исключительно познавательную ценность, т.к. написана на основании непосредственных впечатлении и анализа автора — очевидца и участника событий. «История» Драсханакертци содержит ценные данные о социально¬экономической жизни, географических и топографических условиях, имеет богатый фактологический материал.
В конце X в.Мовсес Каганкатваци пишет «История страны Алуанк» , где в основном описаны исторические события в двух восточных провинциях Армении - Арцахе и Утике.
Значительный исторический труд эпохи - «Всеобщая история» Степаноса Таронеци (Асохика) (жил во 2-й половине X - начале XI вв.) был закончен ок. 1004 г. В этом труде дана хроника жизни и деятельности царей Армении, Персии, Египта, Сирии и других стран.
Крупнейшим историком XI в. является Аристакес Ластивертци , написавший свою «Историю» между 1072—1079 гг. В ней он описывает важнейшие события 1001—1072 гг., включая сельджукские походы в Закавказье. Труд имеет большое значение не только для изучения истории Армении, но также и Византии, Сельджукской империи и крестовых походов.
Из историков XII века наиболее известен Маттеос Урхаеци , родом из города Урфы (Эдессы), — автор «Хронологии», представляющей собой подробную летопись событий 952—1136 гг. Урхаеци работал над своим произведением около 40 лет. В нём содержатся важные сведения об Армении, Грузии и Сирии.
В XII-XIII веках были созданы свыше 10 значительных трудов, представляющих важную ценность для изучения монгольской эпохи в истории Армении (Самуэл Анеци, Вардан Аревелци, Степанос Орбелян и др.).
Крупнейший историк, рассказывающий о монгольском нашествии в Армению - Киракос Гандзакеци (1200-1271) . Вторая часть его труда — самостоятельное изложение достоверной истории монгольского нашествия на Армению, написанное очевидцем и участником событий, перемежающееся различными документами богословского и церковно- канонического характера.
Смбат Спарапет Гундстабль (XIII в.) - главный историк Киликийской Армении.
В XIV в. армянская историография вступила в полосу упадка, связанного с последствиями нашествия татаро-монгольских племён. Упадок этот растянулся на два-три столетия, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьезных исторических трудов. Исторические события этого периода дошли до нас главным образом благодаря мелким хроникам и памятным записям армянских рукописей.
Особое значение для рассматриваемой нами темы имеет Мхитар Гош (ок. 1120-1213) и его сочинения. Это крупнейший мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник, один из деятелей Армянского Возрождения, оставивший более 10 сочинений. Важнейшее значение в истории культуры Армении имеет сборник из 190 басен. Эти произведения полны философской мудрости и моральных поучений. В 1188 г. Г ош создает школу в монастыре Нор-Г етик и преподает в ней. Он является также автором наиболее авторитетного в средние века в Армении «Судебника» .
Важное значение также имеют различные сочинения педагога и философа Ованеса Саркавага , «Скорбные песнопения» Григора Нарекаци , а также сочинения средневековых ученых Григора Магистроса, Ованеса Ерзынкаци, Есаи Нчеци, деятеля католической высшей школы Ованеса Крнеци и др.
Археологические источники важны также в определенной степени. Изучение материальной культуры, в частности, относительно школьных зданий значительно облегчается благодаря тому, что многие монастырские комплексы Восточной Армении сохранились до наших дней.
В целом имеющихся в нашем распоряжении источников достаточно для решения задач, поставленных перед исследованием.
Историография.
Рассматриваемая тематика не была предметом специального исследования ни в зарубежной, ни в отечественной историографии.
Отдельные аспекты данной проблематики затрагивались лишь в армянских исторических и историко-педагогических сочинениях, только небольшая часть из которых была опубликована на русском языке.
История культуры Армении эпохи Багратидов и Закаридов нашла отражение в ряде трудов. Одним из наиболее важных здесь является монография Татевоса Акопяна «Ани», где затронута тема высшей школы и образования .
О деятелях армянского Возрождения, об историках и деятелях образования и высшей школы Ованесе Саркаваге и Мхитаре Гоше, в частности, рассказывается в монументальной «Истории древнеармянской литературы» Манука Абегяна , которая осталась неоконченной.
Главным историком средневековой армянской философской школы стал С.С. Аревшатян . Одним из предметов его изучения стали католические латинские школы в Армении XIV в.- своеобразное явление в религиозной и культурной жизни средневековой Армении.
Собственно истории армянской школы в Средние века посвящено важное, но крайне малодоступное ныне сочинение А. Алподжаяна .
Небольшая брошюра специально посвящена истории Гладзорского средневекового университета . Такая же небольшая книга рассматривает историю риторической школы в Нареке . К сожалению, даже подобных исследований нет о Татевском университете.
Среди работ историков педагогики и школы необходимо отметить книги П.Р. Симоняна , А.Х. Мовсесяна и особенно Карлена Мирумяна . Однако, работы последнего посвящены скорее трудам отдельных просветителей и деятелей высшей школы, нежели собственно истории самой высшей школы.
Поэтому, рассмотрев степень изученности темы, можно сделать вполне обоснованный вывод об отсутствии в отечественной исторической науке систематического и комплексного исследования истории высшей школы и университетов средневековой Армении в контексте как истории образования, так и истории культуры в целом.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественной исторической науке:
- разработана типология высших школ и университетов средневековой Армении,
- дан систематический исторический очерк высших школ средневековой Армении на основе всего комплекса имеющихся письменных источников.
Средневековая Армения - государство высокоразвитой письменной культуры и образования. В условиях враждебного этно-конфессионального окружения в течение многих столетий армянский народ хранил и передавал знание - через систему высших школ и университетов.
В X-XIV веках в городах и поселениях средневековой Армении существовали как светские учебные заведения, так и монастырские высшие школы, академии и университеты.
Школы высшего типа (вардапетараны) являлись крупными культурными центрами.В них кроме богословских предметов, преподавались также математика, астрономия, геометрия, история, география, грамматика, музыка, философия, риторика и т. д. Выпускники этих школ получали разностороннее образование, владели языками. Многие из них стали известными деятелями культуры, учеными, педагогами, писателями, художниками.
Среди армянских высших школ особенно славились вардапетараны Ани (XI—XIII вв.), Сиса (XII—XIII вв.) и, в частности, Гладзора (XIII—XIV вв.), Татева (XIV—XV вв.), являвшиеся университетами того времени.
Их педагоги-лекторы Григор Магистрос, Ованнес Саркаваг, Есаи Нчеци, Ованнес Воротнеци, Григор Татеваци и другие были видным представителями армянской средневековой науки, литературы и искусства.
Выдающуюся роль в деле организации и развития школьно-образовательного дела и педагогической мысли в средневековой Армении сыграли крупные мыслители и педагоги Анания Нарекаци (нач. X — кон. X
в.), Григор Магистрос (ок. 990—1058 гг.), Ованес Саркаваг Имастасер (1045—1129 гг.), Нерсес Шнорали (1098—1173 гг.), Нерсес Ламбронаци (1153—1198 гг.), Мхитар Гош (ок. 1130—1213 гг.), Вардан Аревелци (1200— 1271 гг.), Нерсес Мшеци (ум.в 1284 г.), Есаи Нчеци (ок. 1260—1338 гг.), Ованес Воротнеци (1315—1386 гг.), Григор Татевеци (1346—1409 гг.), Товма
Мецопеци (1378—1446 гг.), Аракел Сюнеци (1355—1425 гг.), Маттеос
Джугаеци и многие другие, которые в своей научно-литературно-педагогической деятельности не только обобщили завоевания армянской педагогической мысли предшествующего периода, но и подняли ее на качественно новый уровень, обогатив целым рядом интересных и оригинальных идей и положений.
Исторический опыт высших школ и университетов средневековой Армении важен не только для армянской традиции, но имеет значение и для всей культуры христианских стран.
1. Аристакес Ластивертци. Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци / Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К.Н. Юзбашяна. — М., 1968. - 374 с.
2. Армянская средневековая лирика. - М.: Художественная литература, 1972. - 486 с.
3. Армянские жития и мученичества / Пер. с древнеарм. К.С. Тер-Давтян. - Ереван, 1994. - 233 с.
4. Григор Нарекаци. Скорбные песнопения. - М.: Наука, 1988. - 412 с.
5. Григор Татеваци. Толкование притчей Соломоновых / Пер. с древнеарм. С.С. Аревшатяна. - Ереван, 1999. - 176 с.
6. Есаи Нчеци. Анализ грамматики / Текст подготовил и снабдил предисловием Л. Г. Хачерян, - Ереван, 1966. - 238 с.
7. Закарий Канакерци. Хроника. - М.: Наука, 1969. - 282 с.
8. Карапет Випох. В назидание ученикам // Вестник ЕГУ. 1986. № 3. - С. 65-89.
9. Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер. с древнеарм., предисл. и комм. Л.А. Ханларян. - М.: Наука, 1976. - 411 с.
10. МатфейЭдесский. Хронография /
http: //www.vo stlit. info/T exts/rus3/Matfei_II/frametext32. htm
11. Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с древнеарм. Ш.В. Смбатяна. - Ереван: Изд. АН АрмССР, 1984. - 258 с.
12. Мхитар Гош. Армянский Судебник. - Ереван: Наири, 1954. - 382 с.
13. Ованес Драсханакертци. История Армении / Перевод с древнеармянского М.О. Дарбинян-Меликян. — Ереван: ЕГУ, 1984. - 412 с.
14. Ованес Имастасер. Труды. - Ереван, 1956 (на арм. яз.). - 222 с.
15. Письма Григора Магистра. - Александрополь, 1910 (на арм. яз.). - 222 с.
16. Смбат Спарапет. Летопись. - Ереван: Айастан, 1974. - 184 с.
17. Средневековая армянская поэзия. - М.: Художественная литература, 1981. - 400 с.
18. Степанос Асохик. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия / перевод Н. Эмина. - М., 1864. - 266 с.
19. Степанос Орбелян. История Сисакана. - Тифлис, 1910. - 188 с. (на арм. яз.).
20. Thomas Artsruni. History of the House of Artsrunik / Trans. and edited by Robert W. Thomson. - Detroit: Wayne State University Press, 1985. - 377 р.
Исследования
1. Абаза В.А. История Армении. - СПб.:Типография И.Н. Скороходова. 1888. - 128 с.
2. Абегян М. История древнеармянской литературы. - Ереван: АН АрмССР, 1975. - 608 с.
3. Абрамян А. Гладзорский университет: краткий очерк. - Ереван: Айастан, 1983. - 88 с.
4. Абрамян А.Г. Труды Ованеса Имастасера. - Ереван, 1956 (на арм. яз.). - 122 с.
5. Агаян Э. Месроп Маштоц // Видные деятели армянской культуры (V¬XVIII вв.). - Ереван: ЕГУ, 1982. - С. 7-17.
6. Адамян А.А. Эстетические воззрения средневековой Армении. - Ереван: Айк, 1955. - 146 с.
7. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. - Ереван: ЕГУ, 1971. - 526 с.
8. Акопян Т.Х. Ани - столица средневековой Армении. - Ереван: ЕГУ, 1985. - 320 с.
9. Алишан Г. Ованес Саркаваг вардапет. - Венеция: Базмавеп, 1847 (на арм. яз.). - 177 с.
10. Алпояджян А. История армянской школы. - Каир: Нор астх (Новаязвезда), изд-во "Армянско-египетский учебный союз", 1946. Т. 1 (на западно-арм. яз.). - 432 с.
11. Аревшатян С.С. К истории философских школ средневековой Армении (XIV в.). - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980. - 80 с.
12. Аревшатян С.С. Философские взгляды Григора Татеваци. - Ереван: Грох, 1957. - 221 с.
13. Аревшатян С.С., Матевосян А.С. Гладзорский университет — центр просвещения средневековой Армении. - Ереван: Айастан, 1984. - 65 с.
14. Арутюнян А.Ж. Армения, государства Восточного
Средиземноморья и Иран (189 г. до н.э. - 298 г. н.э.). - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. - 372 с.
15. Болгова А.М., Денисова И.В. К истории образования и школы в Армении IV-VII вв. // Классическая и византийская традиция. 2015. - Белгород: БелГУ, 2015. - С. 157-163.
16. Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа // Брюсов и Армения: в 2-х книгах. Кн. I. - Ереван: АН АрмССР, 1988. - С. 32¬59.
17. Грен А.Н. Династия Багратидов в Армении // ЖМНП. 1893, ноябрь. - С. 52-139.
18. Григорян Г.М. Очерки истории Сюника. IX—XV вв. / [Отв. ред. Х.А. Торосян, Б. А. Улубабян]; АН АрмССР. Ин-т археологии и этнографии.- Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1990. — 390 с., 31 л. ил.
19. Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М.: Педагогика, 1989. - 480 с.
20. Зарбаналян Г. История древнеармянской литературы. - Венеция, 1897 (на арм. яз.). - 233 с.
21. Иоанн (Казарян). Краткий очерк истории Армянской Церкви с I по VIII века. - Ереван: св. Эчмиадзин, 2000. - 226 с.
22. Кафадарян К. Ахпат. - Ереван: ЕГУ, 1963. - 188 с.
23. Манандян Я. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в. до н.э. - XV в. н. э.) // Труды. Т. VI. - Ереван: АН АрмССР, 1985. - С. 3-128.
24. Марр Н. Ани. Книжная история города и раскопки на месте городища. - Л.-М.: Академия, 1934. - 328 с.
25. Микаелян Г. История Киликийского Армянского государства. - Ереван: ЕГУ, 1952. - 422 с.
26. Мирумян К.А. Очерки по истории армянской педагогической мысли. - Ереван: Зангак, 2013. - 182 с.
27. Мирумян К.А. Научно-педагогическая деятельность и учебно-образовательная концепция Анания Ширакаци // Анания Ширакаци. Сочинения. - Ереван: Айк, 1989. - С. 3-22.
28. Мирумян К.А.О роли школы и системы образования в контексте национального бытия в эпоху армянского высокого Средневековья // Вестник РАУ: гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 2. - С. 23-43.
29. Мирумян К.А. Школа, просвещение и педагогическая мысль в Армении. - М.: Педагогика, 1989. - 444 с.
30. Мовсесян А.Х. Из истории армянской школы и педагогики. - Ереван: Айастан, 1968. - 284 с.
31. Мовсесян А.Х. Очерки по истории армянской школы и педагогики(10-15 вв.). - Ереван: Армучпедгиз, 1958 (на арм.яз.). - С. 3-31.
32. Нарек. - Константинополь, 1902 (на арм. яз.). - 102 с.
33. Овсепян Г. Жизнь Товмы Мецопеци. - Вагаршапат, 1914 (на арм. яз.). - 88 с.
34. Овсепян Г. Мхитар Саснеци. - Вагаршапат, 1889 (на арм. яз.). - 90 с.
35. Овсепян Г. Хахбакяны или Прошяны в армянской истории. - Антилиас, 1969 (на арм. яз). - 210 с.
36. Симонян П.Р. Очерки по истории армянской школы и
педагогической мысли. - Ереван: ЕГУ, 1971 (на арм. яз.). - 376 с.
37. Симонян Ц. История армянской педагогики с древнейших
времендо наших дней. - Ереван: Ван, Арьян, 2012. - 112 с.
38. ТамразянГ.Г. Нарекская школа. - Ереван: ЕГУ, 1999 (на арм. яз.). - 92 с.
39. Халпахчьян О.Х. Санаин. - М.: Искусство, 1973. - 112 с.
40. Хачикян Л.С. Крнайский духовно-культурный центр и научная деятельность Ованеса Крнеци // Ованес Крнеци. О грамматике. - Ереван: ЕГУ, 1977 (на арм. яз.). - С. 3-76.
41. Чалоян В.К. Армянский Ренессанс. - М.: Наука, 1963. - 344 с.
42. Читая Нарекаци. Отклики на русские переводы «Книги скорбных
песнопений». Предисловие и составлениеЛ. Мкртчяна. - Ереван: Наири,
1997. - 168 с.
43. Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. - СПб.: Алетейя, 2011. - 512 с.
44. Шахназарян, Арташес. Княжество Ваграмянов. - Ереван, 1990. - 312 с.
45. Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX—XI вв. - М.: Наука, 1988. - 386 с.
46. Якобсон А.Л. Сагмосаванк: (Монастырь). - Ереван: Айастан, 1984. - 111 с.
47. Hewsen, Robert. Armenian Van - Vaspurakan / Ed. Richard G. Hovannisian. - Mazda Publishers, 2000. - 422 p.
48. Matteos Ur hayeci and His Chronicle: History as Apocalypse in a Crossroads of Cultures/ Ed. Tara L. Andrews.— Brill, 2016. - 225 p.