Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СКЛОННОСТЬ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №73883

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОТЕРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СКЛОННОСТЬ К
МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 9
1.1. Управленческая деятельность педагогов 9
1.2. Особенности самоактуализации педагогов 16
1.3. Специфика манипулятивных приемов, применяемых в
педагогической практике классными руководителями 21
1.4. Манипуляции в условиях управленческого педагогического
общения 29
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СКЛОННОСТЬ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3. Рекомендации для администрации образовательного учреждения по развитию самоактуализации у классных
руководителей 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 86
Приложение 2. Сводная таблица полученных данных о показателях самоактуализации манипулятивных приемов классных руководителей (в баллах) 109
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных изучаемых показателей 112


Актуальность проблемы исследования. Система образования сейчас оказалась в центре тех основательных перемен, которые затрагивают буквально все сферы жизнеустройства общества и определенных людей. Развитие информационного общества, становление инновационной экономики, «экономики знаний» формируют новые запросы перед образовательными институтами. Ожидается, собственно, в стенах данных учебных заведений станет формироваться человек, отвечающий запросам времени, т.е. человек способный на деятельное, самостоятельное серьезное поведение, владеющий потенциалом к реализации собственных возможностей, одаренный к креативному самоосуществлению. Прогрессивной школе приходится отказываться от множества устаревших ценностных нормативов, что приводит к пересмотру педагогических управленческих средств, которыми эти цели достигались, и поиску свежих образовательных технологий,
Важной задачей современной образовательной системы становится проектирование ценностных основ отношений между участниками образовательного процесса учителями, классными руководителями и учениками.
Манипуляции в педагогическом общении всегда сопровождали образовательный процесс. Так было даже в периоды гуманизации образования, когда отношение к ученику опиралось на ценности свободы и уважения к личности (феномены манипулятивного общения учителей в планах безотметочного обучения Ш.А. Амонашвили, в «свободном обучении». В последние
годы был проведен ряд исследований предпосылок, технологий и механизмов манипулятивного поведения (Г. Шиллер, Э. Шостром, Г.В. Грачев, Е.Л. Доценко ДГС. Кабаченко, С.Г. Кара-Мурза, И.К. Мельник, Е.Л. Марголина, Л.И. Рюмшина, О. Connor, S. Langston, Paine, Riker, Rozenberg, J. Rudinow,» др.); психологические особенности людей1Ъ высоким уровнем макиавеллизма (В.Ю. Гладких, O.B. Каракулова, Т.Е. Левицкая, Л.И.Рюмшина, М. Ames, R. Christie, F. Geis, A. Kidd, P. Mudrack, C.A.Богомаз и др.,); связь [макиавеллизма с ложью и правдой (В.В. Знаков, Б.Г. Мещеряков, А.В. Некрасова);1зозрастные и тендерные различия людей с разным уровнем макиавеллизма (В.В. Знаков, О.В. Каракулова М. Ames, P. Blumstein, А. Cataldi,it. Dietch, D. DomelsmithlA. Kidd, R. KrautJM. Laupa, J. Price, R. Reardon, D. Wilson,); [манипуляции в педагогическом общении (Э. Шостром Ж.И. Рюмшина, А.И. Тарелкин).
В проводимых исследовательских работах остается неразработанной проблема манипулятивного (поведения в профессиональном общении, в частности в педагогическом общении и в управленческой деятельности классных руководителей.
Цель работы: изучить характер влияния [уровня самоактуализации личности классных руководителей на склонность к манипулятивному поведению в профессиональной деятельности.
Объект исследования: манипулятивное поведение в профессиональной деятельности классного руководителя.
Предмет исследования: характер влияния уровня самоактуализации личности на склонность к манипулятивному поведению профессиональной деятельности классного руководителя.
Гипотеза исследования: уровень самоактуализации личности классных руководителей оказывает влияние на их склонность к манипулятивному поведению в профессиональной Деятельности, а именно: независимая ориентация на собственные жизненные цели способствует повышению макиавеллизма личности, а креативность, спонтанное выражение своих чувств и умение целостно воспринимать окружающий мир и людей понижают макиавеллизм личности классных руководителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы влияния самоактуализации личности классных руководителей на склонность к манипулятивному поведению.
2. Изучить особенности самоактуализации личности классных
руководителей.
3. Выявить склонность к манипулятивному поведению классных руководителей.
4. Определить особенности самоактуализации классных руководителей в зависимости от типов манипулятивных приемов и уровня макиавеллизма личности
5. Изучить направленность связей между самоактуализацией и макиавеллизмом личности классных руководителей
6. Исследовать влияние самоактуализации личности классных руководителей их манипулятивное поведение.
7. Разработать! рекомендации по развитию самоактуализации для классных руководителей с учетом их склонности к манипулятивному поведению.
Теоретическая основа исследования: теории манипуляции в межличностном общении (Э. Шостром, Е.Л. Доценко, Г.В. Грачев, И.К. Мельникв и др.); концепция макиавеллизма личности (В.В. Знаков).
Методы исследования:
1. Теоретические методы - изучение литературы по проблеме исследования.
2. Организационные методы!- сравнительный метод1сопоставление отдельных Групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними).
3. Эмпирические методы сбора данных к психодиагностические методы.
4. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 22, критерий ЦО-Манна-Уитни, критерий H-Крускала-Уоллиса; Множественный регрессионный анализ (МРА)).

Положения, выносимые на защиту:
1. Такой показатель самоактуализации как Поддержка» повышает уровень макиавеллизма, следовательно, респонденты с высокими показателями по шкале макиавеллизма в большей степени склонны к независимости ценностей» поведения от воздействия извне.
2. Показатели самоактуализации «Спонтанность», «Синергия» и «Креативность» понижают макиавеллизм, из этого следует, что респонденты с низкими показателями макиавеллизма будут проявлять спонтанность и непосредственность в выражении своих чувств, будут склонны к нерассчитанному заранее способу поведения, а также, к целостному восприятию мира и людей, и имеют творческую направленность личности.
3. Развитию склонности к манипулированию способствуют эгоцентрическая направленность личности общие негативные установки, толерантность в межличностном общении, коммуникативные установки, в которых проявляется отношение к людям как к средству достижения значимых целей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что установлена взаимосвязь влияния уровня самоактуализации личности классных руководителей их склонность к манипулятивному поведению в профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования: 1) Результаты диссертационного исследования были представлены на педагогическом совете МКОУ Степнянская СОШ №7 Ольховатского района Воронежской области. 2) [Итоги эмпирической части были переданы директору школы учреждения для организации дальнейшей работы. 3) Рекомендации для классных руководителей, разработанные в процессе работы над диссертацией, решением (заседания методического объединения учителей были рекомендованы к использованию классными руководителями в процессе уроков, внеурочной деятельности и неаудиторной занятости. 4) Результаты исследования могут быть использованы в процессе психотерапевтической работы, направленной на оказание помощи людям с осознанным или неосознанным манипулятивным поведением, которое затрудняет взаимоотношения р людьми; в работе тренинговых курсов по развитию способностей конструктивного общения и навыков (косвенного педагогического действия.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты диссертационного исследования были представлены на педагогическом совете МКОУ Степнянская СОШ №7, итоги эмпирической части были переданы администрации учреждения для организации дальнейшей работы в педагогическом процессе.
Структура и объем работы: Диссертационная работа содержит введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список использованных источников и приложения. Объем работы без приложений - 84 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное диссертационное исследование посвящено изучению феномена манипуляции в профессионально-педагогической деятельности классных руководителей. Проблема психологического манипулирования была рассмотрена с позиций теории деятельности, содержания понятий установки и личностного смысла. В результате была предложена трехуровневая структура манипулирования, в соответствии с которой были выделены операциональный, тактический и стратегический уровни манипулирования, согласно которым манипуляции могут использоваться как отдельные неосознаваемые (или мало осознаваемые) приемы, тактические действия или преобладающая стратегия поведения. Предложенная структура позволяет объяснить механизм и особенности применения манипуляции в межличностном взаимодействии в зависимости от условий, в которых оно осуществляется, а также целей и мотивов субъекта воздействия; позволяет описать особенности манипулирования окружающими в зависимости от личностных установок субъекта воздействия.
Проведенное исследование позволило взглянуть на проблему психологического манипулирования с двух ракурсов, не только когда манипуляции имеют эгоистический оттенок, ориентированы на использование других людей в качестве средств, орудий для достижения личных корыстных целей, но и когда манипуляции, являясь приемами косвенного действия, применяются для активизации деятельности и ориентированы на социально-желательные цели. В первом случае манипуляции препятствуют конструктивному общению, во втором являются способом выхода из затрудненного общения, применяются, когда другие способы не действенны или малоэффективны, они управляют механизмом саморазвития, самообразования, самосовершенствования учащихся.
Материалы, полученные в результате эмпирического исследования, позволили детально подойти к изучению проблемы психологического манипулирования: выделить составляющие признаки макиавеллизма;
объяснить сложную тенденцию склонности к манипулированию у классных руководителей влиянием профессиональных особенностей; описать специфику манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике; установить взаимосвязь склонности к манипулированию с самоактуализационными установками личности; конкретизировать представление о внутренних и внешних причинах, способствующих выбору манипуляции в качестве преобладающей стратегии поведения и развитию склонности к манипулированию.
На основании полученных в исследовании данных можно сделать следующие выводы:
1. Склонность классных руководителей к манипулированию представляет собой общеличностный конструкт, существующий в форме психологической готовности к актуализации у учащихся намерений, не совпадающих с их актуально существующими желаниями, потребностями и мотивами и проявляющийся в виде воздействий на учеников, которые могут выступать как в форме педагогического воздействия, так и выходить за его пределы, в предельных случаях полностью замещая его (макиавеллизм).
2. Макиавеллизм представляет собой качество личности, характеризующееся негативным представлением о природе человека, размытостью морально-нравственных норм и манипулятивной коммуникативной установкой.
3. Манипулирование в управленческо-педагогической деятельности классных руководителей может принимать различные формы: выступать в роли неосознаваемых или мало осознаваемых операций, спровоцированных конкретными условиями и направленных на адаптацию или сохранность личностных структур от негативных воздействий; применяться в качестве действий, направленных на достижение конкретных целей, содержание которых определяет амбивалентность манипулятивных приемов (во благо манипулятора или для достижения социально-значимых целей); представлять собой стратегию поведения, подчиненную личностным смыслам и ценностям, отражающим эгоистическую направленность и макиавеллистские убеждения.
4. В педагогической практике распространены два вида манипулятивных приемов: 1) манипуляции как средство самоутверждения педагогов за счет ущемления личности учащихся и 2) манипуляции как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса путем активизации учебных и нравственно-поведенческих действий учащихся. При этом первые являются скорее отражением макиавеллизма личности, а вторые - профессионализма и педагогического мастерства.
5. Классные руководители, склонные к манипулированию, характеризуются экстернальностью, убежденностью в неспособности контролировать жизненные события и управлять ими, низкой степенью самоуважения и самопринятия. По мере роста склонности к манипулированию ухудшается отношение не только к другим людям, но и к себе.
Наша гипотеза о том, что уровень самоактуализации личности классных руководителей оказывает влияние на их склонность к манипулятивному поведению в педагогической управленческой деятельности, а именно: независимая ориентация на собственные жизненные цели способствует повышению макиавеллизма личности, а креативность, спонтанное выражение своих чувств и умение целостно воспринимать окружающий мир и людей понижают макиавеллизм личности классных руководителей подтвердилась.
Подтверждена актуальность исследования в том, что в проводимых исследовательских работах мало представлен профессиональный аспект манипулятивного поведения. Помимо этого, манипуляция большей частью рассматривается как преобладающая стратегия поведения, и ведущий акцент делается на ее деструктивных проявлениях.
Моменты реализации программы состоят в том, что рекомендации для классных руководителей, разработанные в процессе работы над диссертацией, решением заседания методического объединения учителей были рекомендованы к использованию классными руководителями в процессе уроков, внеурочной деятельности и неаудиторной занятости.
Наше исследование выявило ряд интересных данных, касающихся того, что манипулятивное поведение складывается из предпосылок, находящихся в самоактуализационных установках, влияющих на склонность к манипулятивному поведению педагогов, классных руководителей. На наш взгляд, это является перспективным направлением исследований, в которых можно в дальнейшем выявить конкретные Педагогические манипулятивные приемы, в разы повышающие положительную активизацию учащихся, и способствующих максимальному гармоничному развитию, в кризисные этапы образовательного периода.



1. Albert Ellis «New Approaches to Psyhotherapy», Journal of Clinical Psychology, Monograph Supplement, 1955, p. 11.
2. Amanda A.A. Historiometric Examination of Machiavellianism and a
New Taxonomy of Leadership. 2006.— Режим свободного доступа:
http: //www.allbusiness.com.
3. Ames M., Kidd A. M. Machiavellianism and women's grade point averages // Psychological Reports. 1979. - V. 44. N 1. P. 223-228.
4. Christie R., Geis F.L. (eds). Studies in Machiavellianism. N.Y.: Acad. Press, 1970.
5. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. - 176с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с. 2.
7. Баженова К.А. Диагностика сформированности организационно -
управленческой компетентности педагогов - руководителей
исследовательской деятельностью школьников //Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2010. № 1. С. 35-41.
8. Баженова К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Чита, 2009.
9. Битянова М. Силы влияния. // Еженедельник «Школьный психолог», №38, 2000.
10. Богомаз С.А. Макаренко О.В. Личностные особенности студентов-психологов, склонных к манипулированию другими // Вестник ТГУ. -2005.-№286.-С. 105-109.
11. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.
12. Виноградова С.А. Самоактуализация личности в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов //В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. 2015. С. 13-14.
13. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.
14. Гончарова Е.В., Воронцова Е.В. Профессиональное выгорание и самоактуализация педагога в условиях профессиональной деятельности //Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 197-199.
15. Горюнова Л.В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 239 с.
16. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация,способы и технологии информационно-психологического воздействия.- Режим свободного доступа: //http://www.zipsites.ru.
17. Гроссман И.Б. Модель подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 43-48.
18. Гроссман И.Б. Сущность и содержание управленческой деятельности педагога //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 3. С. 4-7
19. Гроссман И.Б., Морозова И.М. Проблема формирования готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 2-40. С. 87-92.
20. Дмитриева Ю.Н. Жизненные ценности и самоактуализация личности в контексте переживания возрастного кризиса педагогами //Симбирский научный вестник. 2015. № 4. С. 32-35.
21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 206 с.
22. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии. - Режим свободного доступа: http://www.aquaran.ru, изучая технологии скрытого принуждения человека в межличностных взаимодействиях и массовых информационных процессах, неоднократно описывали в своих работах «корыстную манипуляцию».
23. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии. - Режим свободного доступа: http://www.aquaran.ru
24. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2003. - 344 с.
25. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
26. Заславская О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатики: автореф. дисс. канд. пед. наук - Москва, 2008.
27. Знаков В. В. Психология понимания проблемы и перспективы. — М.,2005.-446 с.
28. Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. -1999. №6.- С. 59-70.
29. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6. - С. 45-54.
30. Кан-Калик В.А. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
31. Климов Е.А. Путь в профессию. — Л., 1974. — 143 с
32. Костенчук И. Сценки из школьной жизни, или что такое манипуляция //Директор школы. - М., 2005. - С. 45-53.
33. Краткий психологический словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского / ред. - составитель Л. А. Карпенко.— 2 - е изд. - Ростов - на - Дону.,1998. - 431с.
34. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике
менеджера образования. - СПб., 2001. - 304 с.
35. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
36. Макаренко О.В., Гладких А.Г., Богомаз С.А. Особенности
эмоциональной сферы людей склонных к манипулированию // «Актуальные
проблемы современной социальной психологии», Якутск 2005.-С. 54-61.
37. Макаренко О.В., Макаркина А.А. Оценка агрессивности и склонности к манипулированию у студентов-психологов // Сб. тезисов XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Т. П. М., 2005. - С. 248-249.
38. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - Ростов/н Д.: Феникс, 1998. - 571 с.
39. Марголина Е.Л., Рюмшина Л.И. Манипуляция как психологический феномен // Прикладная психология. - М.: Магистр, 1999. №4. - С. 65-74.
40. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55-63.
41. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
42. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.
43. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. - М.,1982. - 117с.
44. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - Спб.: Питер, 2006. - 351 с.
45. Маслоу А.Г. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 207 с.
46. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: автореф. дис. канд. психол. наук/ Ю.А. Менджерицкая. - Ростов/н Д.: Изд-во РГУ, 1998. - 26 с.
47. Мещеряков Б.Г., Некрасова А.В. Макиавеллизм, ложь и правда в повседневной жизни / Человек. - 2005, №6. - Режим свободного доступа: http://studlib.ru.
48. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности. - Томск: Томский государственный университет, 2003. — 118 с.
49. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. — СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
50. Ночевник М.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988. -126с.
51. Олейник Н.М. Вербальные и невербальные паттерны у лиц с различной направленностью в общении в ситуации конфликтного взаимодействия.// Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19-21 октября 2006. Психологический институт РАО. - М.: Академия имиджелогии, 2006. - С. 397-403.
52. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока - психологические механизмы формирования. — М.: Институт практической психологии, 1997.-136 с.
53. Панкратов А.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 201 с.
54. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. -М.: Знание, 1973. - 86 с.
55. Первин Л., Джон О. Психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.
56. Петровская Л.А. Общение — компетентность - тренинг.
Избранные труды. - М.: Смысл, 2007. - 283 с.
57. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. -255 с.
58. Поговорим о наших детях. Сборник передач Центрального радио для родителей. - М., 1968. — 32 с.
59. Погольша В.М. Личное влияние. Манипулирование и власть.//
Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы
конференции 19-21 октября 2006. Психологический институт РАО. — М.: Академия имиджелогии, 2006. - С. 444-452.
60. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Знание, 1987.-80 с.
61. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 667 с.
62. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
63. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия. Теория, современная практика и применение. - М.: Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, 2002. -506с.
64. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 414 с.
65. Родионов В., Лангуева Е. Манипуляция: игры, в которые играют все // Школьный психолог. - 2005. №№ 2,5,6,7.
66. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.-508 с.
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. -705 с.
68. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств
индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. - М.: Институт
психологии РАН, 1997. - 46 с.
69. Руслина А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: автореф. дис. канд. психол. наук / А.О. Руслина. - М., 2008. - 24 с.
70. Рыбакова Н.А. Личность педагога ХХ1 века: самоактуализация
или манипуляторство //В сборнике: Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций материалы международной научно-практической
конференции. 2016. С. 26-34.
71. Санхаева А.Н. Значение готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в системе 12-летнего образования //Успехи современного естествознания. 2015. № 5. С. 194-197.
72. Сенько Ю.В., Флоровская М.Н. Педагогика понимания: Учеб. пособие. -М.: Дрофа, 2007.
73. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2006. - 256 с.
74. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
75. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1630 с.
76. Тарелкин А.И. Манипуляции в педагогическом общении в высшей школе // Психология обучения. - М, 2009, № 5. - С. 56 - 79.
77. Тимофеева А.И., Будникова Т.Л. Самоактуализация личности педагога в профессиональной сфере //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-3 (83). С. 93-96.
78. Турбовской Я.С. Средства и методы педагогического действия. - М.: Знание, 1980.-82 с.
79. Филоненко А.Л., Богомаз С.А. Алексетимия как детерминанта низкой степени осмысленности жизни у лиц, склонных к манипулированию // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - С. 212-214.
80. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Акад. Прект., 2007. - 270 с.
81. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, 2000. - 478 с.
82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследования и применение. — СПб.: Питер, 2007. - 606 с.
83. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. —Киев, 1985. - 159 с.
84. Чалдини Р. Психология влияния - СПб.: Питер, 2007. — 286 с.
85. Челнокова Е.А. Тьютор как менеджер образовательного процесса. В сборнике: В мире научных открытий. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. - М., 2013. - С. 110-113
86. Челнокова Е.А., Коровина Е.А., Агаев Н.Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога //Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-1. С. 165-168.
87. Чернышев В.В. Большой толковый словарь, 2008. - Режим
свободного доступа: //http://e-slovar.ru
88. Чечельницкая Е.М. Стратегии манипулятивного общения у пациентов с искажением образа Я при пограничной личностной организации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.М. Чечельницкая. - М., 1999. — 26с.
89. Чудновский В.Э. Смысложизненные ориентации как фактор педагогического общения // Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19-21 октября 2006. Психологический институт РАО. - М.: Академия имиджелогии, 2006.-С. 350-352.
90. Шалаева В.А. Управленческая деятельность классного руководителя в условиях современной школы //Интеграция образования.
1999. № 4. С. 23-26.
91. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. - М.: АСТ-Пресс,
2000. -280 с.
92. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. -М.: Мысль, 1980. - 326 с.
93. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социального регулирования поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 278-296.
94. Шлягина Е.И., Бархатова А.Б. Толерантность в общении: копинг-
стратегия или личностная диспозиция.// Общение - 2006: на пути к
энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19-21 октября 2006. Психологический институт РАО. — М.: Академия имиджелогии, 2006.-С. 142-143.
95. Шостром Э. Анти - Карнеги. - Мн.: ООО «Попурри», 2004. - 127 с.
96. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. — М.: Апрель-Пресс, 2004. — 196 с.
97. Шпаковская О.А. Современный образовательный процесс как повышение эффективности управленческой деятельности педагога //Вестник ТОГИРРО. 2015. № 1 (31). С. 75-77.
98. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, изменения и функции // Перспективы социальной психологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 228-264.
99. Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и
способы их изменения // Перспективы социальной психологии. - М.:
ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 265-302.
100. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2008. - 268 с.
101. Энциклопедический словарь. - Режим свободного доступа: // http://lib.deport.ru
102. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978.-391 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ