Введение 3
1 Суть, принципы и особенности медиации как способа разрешения
конфликтов 6
1.1 Понятие медиации, ее задачи и функции 6
1.2 Основные принципы медиации и области её применения 9
2 Медиация в системе среднего образования 18
2.1 Нормативно-правовая основа школьной медиации, цели и задачи 18
2.2 Основные модели и программы служб школьной медиации 28
2.3 Пример работы служб СШМ в Приморском крае: цели, проблемы 39
3 Анализ состояния служб школьной медиации в Приморском крае 46
3.1 Глубинное интервью как метод анализа уровня состояния СШМ в Приморском крае 46
3.2 Школьная служба медиации в городах Владивосток Арсеньев: уровень и
перспективы развития 49
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение А 68
Глубинное интервью 68
Приложение Б 69
Таблица Б.1 - Уровень активности служб школьной медиации г.
Владивостока в 2016 - 2018 гг
Важнейшим этапом в жизни человека выступают школьные годы. На протяжении одиннадцати учебных лет человек познаёт основы различных наук, таких как математика, биология, физика, химия, обучается письму, чтению, истории возникновения мира и своего родного государства. Школа также является важнейшим этапом социализации личности, формирует его характер, силу воли, способствует развитию позитивного отношения к миру и принятию других, что впоследствии поможет ему без проблем стать достойным представителем современного общества.
Во время обучения в школе ребёнок переживает немаловажный и психологически сложный этап в своей жизни, во время которого осуществляется переход и из детства во взрослую жизнь. Переходный возраст сопровождается ярко выраженной эмоциональной нестабильностью и максимализмом. Данный этап характеризуется высокой конфликтной активностью у школьников. При разрешении конфликтов возникающих, как внутри школьника (внутриличностный конфликт), так и между его сверстниками, необходимо учитывать психологические особенности каждого подвергшегося, конфликтному взаимодействию. Одним из наиболее эффективных методов по разрешению конфликтов в сфере среднего образования может выступать медиация, зарекомендовавшая себя как способ разрешения противоборств с учётом интересов всех сторон. Ведь в сфере среднего образования очень важно создание гуманной и безопасной среды для развития, а также социализации детей.
Актуальность данной работы обуславливается возможностью оценки уровня школьной медиации в городах Владивосток Арсеньев, Приморского края, в частности выявление личностной/организационной модели развития СШМ. Оценка уровня необходима для дальнейшего развития и внедрения школьной медиации на территории Приморского края.
Среди научных работ посвящённых альтернативному способу разрешения конфликтов можно выделить работы Х. Бесемера, А.В. Вишневской, Ц. А. Шамликашвили, а также М. Пелья. Изучением медиации в системе среднего образования занимались такие учёные как А. Ю. Коновалов, М. А. Хазанова, Т.Э. Мариносян.
Объектом данной работы является медиация в системе среднего образования РФ.
Предметом, в свою очередь, выступает непосредственно развитие медиации в школе, прежде всего, в Приморском крае, проблемы и перспективы её использования.
Цель исследования - определение проблем и перспектив развития школьной медиации в Приморском крае.
Исходя из поставленной, цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть такой способ разрешения конфликта как медиация, познакомиться с её спецификой, задачами и проблемами.
2. Изучить особенности внедрения школьной медиации в систему среднего образования.
3. Провести анализ уровня развития, выявление проблем, а так же перспектив в развитии школьной медиации на примере Приморского края.
Гипотеза исследования: создание и развитие служб школьной медиации (СШМ) в различных образовательных организациях проходит разными способами, что проявляется в различных моделях СШМ.
Для достижения цели, в работе использованы следующие методы:
- Аналитический метод - поиск и рассмотрение литературы, затрагивающей тему конфликтов в системе среднего образования
- Метод обобщения, позволяющий представить результаты изучения конфликтов в системе среднего образования РФ в общем виде с целью дальнейшего анализа;
- Сравнительный метод, используемый для изучения концепций разрешения конфликтов различных авторов, а также для осуществления сравнительного анализа по итогам исследования;
- Феноменологический метод - предназначен для исследования сущности понятий.
- Для третей эмпирической, главы используется метод социологического качественного исследования - метод глубинного интервью, целью которого является освещение событий жизни школы, а также мнения о каком-либо явлении со стороны рассказчика так, как они были им пережиты и интерпретированы конкретно для себя.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
1. Откроет возможности определять источники возможных проблем развития медиации в системе среднего образования Приморского края, а так же позволит ознакомиться с мнением педагогического коллектива школ о внедрении медиативных процедур .
2. Позволит дополнить общие представление людей по отношению к проблеме школьной медиации в Приморском крае.
Источниковой базой послужили неопубликованные документы «Управления по работе с учреждениями образования города Владивостока»: «Об опыте работы служб школьной медиации во Владивостокском городском округе», «Анализ планов работы служб школьной медиации муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока на 2016-2017 учебный год».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
На сегодняшний момент медиация в школе занимает немаловажную нишу в процессе становления подростков, учеников школы как личностей. Ведь школа является одним из самых важных институтов общества, где человек от самого начало обучения до его окончания переживает множество кризисов, конфликтов, как внутриличностных, так и межличностных, которые впоследствии повлияют на его развитие и становление в обществе.
Цель школьной медиации заключаются в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков. Ведь именно на школьные годы выпадает переходный возраст детей, возраст, характерный повышенной импульсивностью, активностью, а также склонностью к девиантному поведению, вследствие чего возникает множество конфликтов. Задача школьной службы медиации, в свою очередь, состоит в том, чтобы помочь ученикам спокойно реагировать на возникающие конфликты и научиться разрешать их, не прибегая к физической силе, которые впоследствии могут привести к деструктивным последствиям для школьников.
В настоящее время происходит активное внедрение медиации систему среднего образования. Связано это, в первую очередь, с принятием законопроектов, обязывающих внедрение примирительных процедур в школы. Делается это для того, чтобы создать в стенах среднеобразовательных учреждений гуманную и безопасную обстановку, которая поспособствует успешному становлению личности и научит её правильному социальному взаимодействию. Активно разрабатываются программы для обучения не только педагогов психологов, но и школьников, явным примером является программа «Круг сообщества», чьей задачей является помощь школьникам решать возникшие конфликтные ситуации при помощи всё таких же школьников, прошедших необходимые курсы. Также, не редкостью стали и различные акции, посвящённые СШМ. К примеру, в городе Владивостоке в начале апреля стартовала акция «Владивосток - город мира и добра». Целью данной акции являлось привлечение внимания общественности и самих школьников к тому, что бесконфликтному общению надо обучать.
В рамках данной работы было проведено исследование методом глубинного интервью в школах Приморского края, а в частности городов Владивосток и Арсеньев с целью оценки уровня внедрения примирительных процедур в школы. Внедрение СШМ в школы Приморского края активно началось с 2016 года. На данном этапе уровень внедрения СШМ в городе Владивосток находится на среднем уровне. Связано это, в первую очередь, огромной загруженностью педагогического состава школ, которые не способны в полной мере посвятить себя развитию примирительных процедур. Также стоит отметить, что отсутствие мотивации к развитию СШМ у педагогов вызвано тем, что такая работа не поощряется дополнительными материальными выплатами, а ограничивается обычной зарплатой. Также был выявлено что, в школах города Владивостока в большей степени преобладает организационная модель развития примирительных процедур, иными словами развитие СШМ ложиться на плечи непосредственно педагогов.
В городе Арсеньеве уровень внедрения СШМ находиться на достаточно высоком уровне, вызвано это, сравни с Владивостоком, небольшим уровнем загруженности педагогов. И в большей степени, именно этот фактор способствует динамичному развитию СШМ в школах города. В ходе исследования так же было выявлено то, что в школах города Арсеньев с внедрением СШМ заметно сократился уровень возникновения конфликтов не только по типу ученик-ученик, но и по типу ученик-учитель. Данное явление вызвано тем, что любая конфликтная ситуация немедленно разрешается школьным психологом, прошедшим необходимое обучение. Регулярно в школах города проводятся лекции в игровом формате для учеников, как младших, так и старших классов. Школам города Арсеньев в большей степени присуща личностная модель, так как руководители выбранных для опроса
школ, осознают всю ценность введения медиации в школы, и соответственно следят за реализацией внедрения СШМ, а также за повышением его уровня.
При обработке результатов глубинного исследования было выявлено, что наиболее перспективной моделью СШМ является личностная модель. В школах, где развитие медиации происходит по типу личностной модели (г. Арсеньев) процесс развития полностью контролируется руководителем среднеобразовательного учреждения, вследствие чего наблюдается хорошая динамика развития СШМ. В отличие от города Арсеньев, в школах Владивостока преобладает организационная модель, где развитие медиации происходит за счёт работы администрации и школьного психолога, как следствие развитие происходит самостоятельно без участия руководства и с его стороны контролируется лишь косвенно.
Основываясь на проведённом исследовании, были разработаны практические рекомендации о способах создания и развития СШМ:
Увеличение проводимых среди педагогов, обучающих медиативному подходу в школе, тренингов. Это поспособствует укреплению знаний о СШМ и соответственно повысит уровень квалификации школьных педагогов, благодаря чему в дальнейшем разрешение возникших противоречий будет качественным.
Создание в рамках развития СШМ открытых уроков, где педагоги подробно объяснят школьникам, что же такое конфликт, обозначат его плюсы и минусы, а так же подробно познакомятся с таким альтернативным способом разрешения споров, как медиация. Цель данной рекомендации заключается в том, чтобы помочь детям самостоятельно понять, что конфликт не всегда несёт собой лишь деструктивные последствия, и то, что при его возникновении он должен быть устранён. В чем и поможет служба школьной медиации. Подробные занятия рекомендовано проводить в «игровой форме», путём решения поставленных пред группой лиц задач.
Активное проведение различных акций, которые помогут привлечь к развитию школьной медиации не только педагогов и учеников, но и родителей, которые, как показали исследования, знают о процедуре лишь косвенно, либо вообще не знают. Привлечение родителей к процедуре поспособствует более активному внедрению СШМ именно за счёт того, что прохождение всех необходимых курсов позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления. В результате чего, нагрузка, оказываемая на школьных педагогов, сократиться, что в свою очередь поможет дать толчок к развитию СШМ.
Исходя из вышеизложенного следует, что гипотеза подтвердилась, так как развитие СШМ в различных общеобразовательных организациях проходит разными способами. И проявляется в том, что личностной модели присущ высокий уровень развития СШМ в общеобразовательных организациях. В свою очередь, организационная модель показывает средние показатели.
1. Аллахвердова, О.В. Карпенко, А.Д. Медиация - переговоры в ситуации конфликта: учеб. пособие / О.В. Аллахвердова, А.Д. Карпенко. - СПб. : Питер, 2010. - 178 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник. - 4-е изд., испр. и доп. / А.Я. Анцупов. - М. : Эксмо, 2009. - 512 с.
3. Аболонин, В.О. Коммерческая медиация в России: особый вектор развития / В.О. Аболонин. - М. : Закон, - 2012. - 67 с.
4. Агеева, Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л.Г. Агеева. - Ульяновск. : УлГТУ, 2010. - 200 с.
5. Бесемер, Х. Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н.В. Маловой. - Калуга. : Духовное познание, 2004. - 176 с.
6. Белановского, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановского. - М. : Изд-во Магистр, 1996. - С. 94.
7. Брейтуэйт, Д. Преступление, стыд и воссоединение / Пер. с англ Н.Д. Хариковой; под общ. ред. М.Г. Флямера. - М. : МОО Центр «Судебно¬правовая реформа», 2002. - 51 с.
8. Вишневская, А.В. Медиация как технология регулирования конфликта / А.В. Вишневская. - Пермь. : Дайджест, 2009. - 10 с.
9. Восковский, А. Медиация в России: легализация и перспективы развития // Еженедельник "Экономика и жизнь". - СПб. : Питер, 2010. - №31. - 44 с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта, 2-е изд. / Н.В. Гришина. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.
11. Европейский кодекс поведения медиаторов [Электронный ресурс], Режим доступа:http://arbimed.ru/kodeks mediatora
12. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - СПб. : Питер, 2009. - 215 с.
13. Журавлева, И.В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований // Вопросы методики и техники социологических исследований. - М. : Статистика, 2006. - С. 92 - 103.
14. Загайнова, С.К., Ярков, В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / С.К. Загайнова, В.В. Ярков. - М. : Infotropic media,2011.- 12 с.
15. Зинова, Е.Ю. Организация школьной службы примирения (методические рекомендации) / Е.Ю. Зинова. - Ханты-Мансийск. : ЦПР, 2011. - 107 с.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2005. - 320 с.
17. Карнозова, Л.М. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 148 с.
18. Карнозова, Л.М. Медиативный метод: классическая и
восстановительная медиация // Вестник восстановительной юстиции. Вызовы и стратегии. Вып.10. - М. : МОО «Судебно-правовая реформа», 2013. - 260 с.
19. Карнозова, Л.М. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательной организации. / Л.М. Карнозова. - М. : ФБГУ «Федеральный институт медиации», 2015. - 15 с.
20. Коновалов, А.Ю. Модели работы с конфликтами на основе восстановительной медиации в системе образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. - №3. Режим доступа: http://psyedu.rU/journal/2014/3/Konovalov.phtml
21. Коновалов, А.Ю. Восстановительная медиация и службы примирения в образовательной сфере / А.Ю. Коновалов // Директор ССУЗа, - № 03. 2014. - С. 29 - 35.
22. Литвинов, А.В. Введение в медиацию [Электронный ресурс] / А.В.
Литвинов - Режим доступа:
http:/samlib.ru/i/liwindiw fktrcfndr walentinowich/medl.shtml
23. Мариносян, Т.Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования / Т.Э. Мариносян // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - М. : Эксимо, 2012. №1 - С. 50 - 55.
24. Максудов, Р.Р. Восстановительная медиация и службы примирения в образовательной сфере // Директор ССУЗа, - № 03. 2014. - 35 с.
25. Мельниченко, Р.Г. Медиация: учебное пособие для бакалавров. / Р. Г. Мельниченко. - М. : «Дашков и Ко», 2016 - 192 с.
26. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. // Российская газета, 2010. - №5247.
27. Области применения медиации [Электронный ресурс] / Официальный сайт арбитражного суда республики Бурятия. - режим доступа: http://buryatia.arbitr.ru/process/mediation
28. Особенность работы семейного психолога [Электронный ресурс] / Официальный сайт института инновационных психотехнологий. - Режим доступа: http://www.psyin.ru/library/Osobennost raboty semeynogo psihologa.html
29. Пель, М. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации / М. Пель. - М. : Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. - 400 с.
30. Пинкевич, А.Г., Сунами А.Н. Прикладные технологии
педагогической конфликтологии / А.Г. Пинкевич, А.Н Сунами. - М. : Peer mediation. 2014. - 175 с.
31. Плотников, В.И. Социально-биологическая проблема / В.И. Плотников. - Свердловск. : УрГУ, - 1975. - 190 с.
32. Правовое регулирование медиации [Электронный ресурс], Режим доступа:http://imright.ru/pravovoe-regulirovanie-mediacii/)
33. Стандарты восстановительной медиации // Вестник
восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. - М. : МОО «Судебно - правовая реформа», 2010. - №7 - С. 139 - 145.
34. Сталберг, Д. Третий голос. Успешная медиация конфликта / Д. Сталберг, - М. : «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2014. - 224 с.
35. Хачатурова, М. А. Роль третьей стороны в разрешении межличностных конфликтов/ М. А. Хачатурова, // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. - №3. - С.164-176.
36. Хазанова М.А. Путь становления личности. Психологические основы и социальная значимость «школьной медиации» // Медиация и право. - СПб. : Питер, 2016. - №2. - С. 18 - 23.
37. Хазанова, М.А. Значение и возможности метода медиации в современной образовательной системе // Медиация и право . - СПб. : Питер,
2012.- №4. - С. 66 - 74.
38. Чумиков, А.Н. Переговоры - фасилитация - медиация: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Чумиков. - М. : «Аспект Пресс», 2014. - 160 с.
39. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации: Учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М. : Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. - 49 с.
40. Шамликашвили, Ц.А., Харитонов С.В. Вестник федерального института медиации / Ц.А. Шамликашвили, С.В. Харитонов. - М. : Экскимо, 2017. - № 1. - С. 30 - 50 .
41. Шамликашвили, Ц.А. Секреты медиации / Ц.А. Шамликашвили, - М. : Экскимо, 2008. - № 2. - С. 92 - 94.
42. Шамликашвили, Ц.А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей [Эллектронный ресурс]: Ц.А. Шамликашвили - Режим доступа:http ://www. garant.ru/ia/ opinion/shamlikashvili/7/#ixzz4R6oi2t 1F
43. Шамликашвили, Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: Метод. пособие. М. : ООО Межригиональной центр управленческого и политического консультирования, 2013. - 128 с.
44. Эберг, А. Посредничество как эффективный инструмент разрешения споров // Хоз-во и право. М. : Эксмо, 2008. - № 12. - С. 78 - 83.
45. Ядов, В. А. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // 3-е изд.,. - Москва. : Омега - Л, 2007. - С. 92 - 103.