Введение 3
1 Теоретические аспекты продвижения с помощью
социальных сетей 5
1.1 Сущность продвижения 5
1.2 Социальные сети как эффективный инструмент
продвижения 14
1.3 Методика разработки стратегии продвижения в
социальных сетях и оценка эффективности продвижения 21
2 Анализ маркетинговой деятельности Уральской
индустриальной биеннале современного искусства 32
2.1 Характеристика Уральской индустриальной биеннале
современного искусства 32
2.2 Анализ продвижения Уральской индустриальной
биеннале современного искусства в социальных сетях 49
3 Разработка рекомендаций по продвижению Уральской
индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях 61
3.1 Выявление целевой аудитории Уральской
индустриальной биеннале современного искусства 61
3.2 Разработка стратегии продвижения Уральской
индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях 77
3.3 Критерии оценки эффективности продвижения
Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях 90
Заключение 96
Список использованных источников
В реалиях сложившегося в современных условиях рынка покупателя предложение значительно превышает спрос, в результате чего возникает высокая конкуренция между продавцами. Делать выбор в пользу каких-либо товаров или услуг потребителю становится все сложнее, а производители вынуждены постоянно совершенствовать свои маркетинговые коммуникации, в том числе такой их элемент, как продвижение.
Существует огромное разнообразие традиционных инструментов продвижения, однако в связи с развитием информационных технологий активно набирают популярность онлайн-каналы продвижения.
Таким образом, Интернет является высокоперспективной площадкой для выстраивания коммуникаций между компаниями и потребителем. Так, современная тенденция заключается в снижении эффективности традиционных способов продвижения, в результате чего интернет-маркетинг превращается в отдельное и важнейшее направление маркетинговой деятельности организаций.
Особое место принадлежит такому онлайн-каналу, как социальные сети. Придя в Россию сравнительно недавно, в последние годы активно развивается и совершенствуется SMM (social media marketing), представляющий собой комплекс мероприятий по использованию социальных сетей в качестве канала для продвижения и решения других бизнес-задач.
Широкий функционал данного инструмента обеспечивает его актуальность для различных организаций, в том числе и для культурных институций.
Объектом данного исследования является проект Уральская индустриальная биеннале современного искусства.
Предметом исследования - маркетинговая деятельность Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка стратегии продвижения Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты продвижения с помощью социальных сетей.
- Проанализировать маркетинговую деятельность Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
- Разработать рекомендации по продвижению Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях.
В процессе работы были использованы различные теоретические и практические методы исследования, в частности, индукция, дедукция, сравнение, синтез, а также SWOT-анализ, контент-анализ, маркетинговая модель 7P и другие.
Информационную базу составили труды отечественных и зарубежных авторов, в своих работах рассматривающих различные аспекты продвижения. В их числе Акулич М. В., Жильцова О. Н., Кожушко О. А., Котлер Ф., Овсянников А. А., Романенкова О. Н., Синяева И. М., Халилов Д., Хейвуд Р., Чумиков А. Н. и многие другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами - она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 36 наименований.
Содержание выпускной квалификационной работы изложено на 102 страницах, включает в себя 24 таблицы и 40 рисунков, необходимых для наглядного представления полученных в ходе исследования данных.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы были получены результаты как теоретического, так и практического характера.
Рассмотрим выводы, которые можно сделать на основе проделанной работы.
Первая задача заключалась в рассмотрении теоретических аспектов продвижения с помощью социальных сетей.
Было выявлено, что сегодня для достижения своих целей организации вынуждены эффективно взаимодействовать со своей целевой аудиторией.
Выбор способов такого взаимодействия должен происходить в рамках коммуникационной политики компании, которая реализуется путем осуществления маркетинговых коммуникаций.
Так, организациям необходимо постоянно совершенствовать свои маркетинговые коммуникации, в том числе такой их элемент, как продвижение.
В комплексе продвижения существует пять основных средств воздействия на целевую аудиторию, среди которых реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи и прямой маркетинг.
Подбору наиболее целесообразного сочетания этих средств способствует разработка стратегии продвижения, которая, в свою очередь, должна основываться на анализе факторов внутренней и внешней среды компании.
Также было установлено, что в связи с развитием информационных технологий сегодня набирает популярность такой канал продвижения, как социальные сети.
Достижению высоких результатов от его использования способствует SMM-стратегия, поскольку успех во многом зависит от определяемых в её рамках особенностей продвижения конкретной организации.
Методика разработки данной стратегии включает в себя девять этапов: от изучения сообществ конкурентов и собственной компании до определения общих характеристик контента, конкретных рубрик и составления контент-плана.
Помимо этого, в соответствии с целями маркетинговых коммуникаций подбирается уникальная система оценки эффективности продвижения, которая позволят понять, выполняются ли поставленные задачи и требуется ли корректировка осуществляемых действий.
Вторая задача заключалась в анализе маркетинговой деятельности Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Так, была выявлена высокая роль культурных учреждений, одним из которых является Государственный центр современного искусства.
Деятельность его Уральского филиала заметна в российском и мировом масштабе в первую очередь за счет проведения Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
В рамках данного вопроса по элементам комплекса маркетинга 7P был проведён анализ данного проекта, в ходе которого было выявлено, что на сегодняшний день он уникален и не имеет прямых конкурентов.
В первую очередь, это связано со следующими особенностями:
- Уральская биеннале одновременно является точкой притяжения для мирового профессионального арт- сообщества и широкой зрительской аудитории.
- Она выделяется обширной программой, которая помимо основной выставки включает в себя специальные проекты на сторонних площадках, исследовательский проект, арт-резиденции, интеллектуальную платформу и публичную программу.
- Она тесно связана с индустриальной спецификой региона, в связи с чем главные её выставки проходят на территории памятников индустриальной культуры.
Также был проанализирован текущий уровень присутствия Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях.
Проект имеет официальные представительства на основных платформах, среди которых VK, Facebook и Instagram.
В целом, они регулярно обновляются и имеют достаточно грамотное оформление.
Однако основной недостаток этих сообществ - однообразный и сложный для восприятия контент, который без какой-либо адаптации дублируется между социальными сетями.
Это негативно сказывается на результатах продвижения проекта, в особенности - на показателях активности пользователей.
Помимо этого, был проведен SWOT-анализ Уральской индустриальной биеннале современного искусства, по результатам которого был сделан вывод, что проект имеет ряд проблем, связанных с маркетинговыми коммуникациями, в частности, с продвижением своих услуг в социальных сетях.
Также в рамках него был дан ряд рекомендации по использованию возможностей и устранению угроз данным проектом, в том числе была выявлена необходимость разработки SMM-стратегии.
Третья задача заключалась в разработке рекомендаций по продвижению Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях.
Во-первых, в рамках данного вопроса была выявлена и охарактеризована целевая аудитория проекта. Она включает в себя три сегмента: ядро, периферию и перспективу, которые в первую очередь различаются уровнем вовлеченности в деятельность институций современного искусства.
Далее в соответствии с глобальной целью проекта были определены задачи его присутствия в социальных сетях.
Для каждого целевого сегмента были обозначены наиболее релевантные услуги, а также сформулированы уникальные торговые предложения, основанные на их мотивах и критериях выбора, которые будут транслироваться в социальных сетях.
Затем была сформирована бренд-платформа, включающая в себя уже используемые социальные сети (VK, Facebook и Instagram).
Также были запланированы к использованию различные инструменты, в числе которых: размещение контента, проведение конкурсов, использование репостов, хэштегов, отметок, таргетированной рекламы, органической рекламы, а также создание сообществ-мероприятий и инвайтинг в них.
Затем были определены общие характеристики контента: планируется использование всех его форматов, среди которых рекламный, обучающий, вовлекающий и пользовательский.
В рамках этих форматов были сформулированы основные темы для публикаций, на основании которых был составлен примерный шаблон контент-плана.
Помимо этого, были разработаны рекомендации по использованию таргетированной рекламы: решено продвигать посты для всех сегментов аудитории с учетом воронки прогрева.
Также было решено, что выбор площадок для размещения органической рекламы будет осуществляться в соответствии с интересами и поведением сегментов целевой аудитории.
Кроме того, были предложены варианты оформления, ведения и распространения сообществ-мероприятий в социальных сетях VK и Facebook.
В завершении на основе поставленных задач была подобрана уникальная система метрик для оценки коммуникативной и экономической эффективности продвижения проекта.
Таким образом, в соответствии с алгоритмом, представленным в теоретической главе, была разработана стратегия продвижения Уральской индустриальной биеннале современного искусства в социальных сетях.
Однако в связи с широтой анализируемой темы были затронуты не все её аспекты. В связи с этим представляется возможной дальнейшая работа по изучению данного вопроса.
1. Акулич, М. В. Интернет-маркетинг [Текст] : учеб. / М. В. Акулич. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 352 с.
2. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход [Текст] : учеб. / Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб : Питер, 2016. - 864 с.
3. Горнштейн, М. Ю. Современный маркетинг [Текст] : монография / М.Ю. Горнштейн. - Москва : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 404 с.
4. Жильцова, О. Н. Маркетинговые коммуникации [Текст] : учеб. / О.Н. Жильцова. - Москва : Юрайт, 2017. - 458 с.
5. Кобзева, Н.М. Управление маркетингом [Текст] : учеб. / Н. М. Кобзева - Липецк, 2016. - 106 с.
6. Кожушко, О. А. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования [Текст] : учеб. / О.А. Кожушко, И. Чуркин, А. Агеев и др. - Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. - 327 с.
7. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : краткий курс / Ф. Котлер. - Москва : Вильямс, 2015. - 488 с.
8. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. Часть 2 [Текст] : учеб. / А.А. Овсянников. - Москва : Юрайт, 2017. 219 с.
9. Паршукова, Г. Б. Реклама в коммуникационном процессе [Текст] : учеб. / Г.Б Паршукова. - Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 2016. - 64 с.
10. Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг: учебное пособие / Е.В. Попов. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
11. Прудникова, А. Ю. Что-то новое и необычное. Аудитория современного искусства в крупных городах России [Текст] : монография / А.Ю. Прудникова, Л.Е. Петрова. - Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2018. - 400 с.
12. Романенкова, О. Н. Интернет-маркетинг [Текст] : учеб. / О.Н. Романенкова. - Москва : Юрайт, 2015. - 288 с.
13. Синяева, И. М. Маркетинг [Текст] : учеб. / И.М. Синяева. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
14. Скоробогатых, И. И. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности [Текст] : учеб. / И.И. Скоробогатых, Р.Р. Сидорчука, С.Н. Андреева. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 589 с.
15. Суслова, Ю. Ю. Маркетинг [Текст] : учеб. / Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, О.С. Веремеенко, О.Г. Алёшина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 380 с.
16. Сухарев, О. С. Функциональный и интернет-маркетинг: монография / О.С. Сухарев, Н.В. Курманов, К.Р. Мельковская. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 352 с.
17. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях [Текст] : учеб. / Д. Халилов. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 240 с.
18. Хейвуд, Р. Все о Public Relations [Текст] : учеб. / Р. Хейвуд. - Москва : Лаборатория Базовых Знаний, БИНОМ, 2007. - 256 с.
19. Чумиков, А. Н. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 [Текст] : учеб. / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - Москва : Альпина Паблишерз, 2015. - 132 с.
20. Якобсон, А. Я. Маркетинг [Текст] : учеб. / А.Я. Якобсон. - Москва : Омега-Л, 2016. - 795 с.
21. Jackson, G. Dawn of the digital age and the evolution of the marketing mix [Text] / G. Jackson, V. Ahuja // Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. - 2016. - № 3 (17). - P. 170-186.
22. Morgan N. A. Research in Marketing Strategy [Text] / N.A. Morgan, H. Feng, K.A. Whitler, S. Chari // Journal of the Academy of Marketing Science. - 2018. - P. 52-79.
23. Vinerean, S. Importance of Strategic Social Media Marketing /
S. Vinerean // Expert Journal of Marketing. - 2017. - Vol. 5. - №1. - P.28-35.
24. Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: web-canape.ru, свободный. (дата обращения: 18.04.2020)
25. Государственный центр современного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ncca.ru, свободный. (дата обращения: 21.04.2020)
26. Директ-маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: e-xecutive.ru, свободный. (дата обращения: 26.04.2020)
27. Интернет маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: elama.ru, свободный. (дата обращения: 13.04.2020)
28. Концепция маркетинг — микс (4P, 5P, 7P) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: powerbranding.ru, свободный. (дата обращения: 07.04.2020)
29. Культура и культурные индустрии в РA 2017-2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: intermedia.ru, свободный. (дата обращения: 18.04.2020)
30. Культура сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: све.рф, свободный. (дата обращения: 18.04.2020)
31. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: un.org, свободный. (дата обращения: 18.04.2020)
32. Продвижение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: marketch.ru, свободный. (дата обращения: 21.03.2020)
33. Система продвижения товара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: marketing.wikireading.ru, свободный. (дата обращения: 06.04.2020)
34. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: br-analytics.ru, свободный. (дата обращения: 03.05.2020)
35. Уральская индустриальная биеннале современного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: uralbiennale.ru, свободный. (дата обращения: 24.04.2020)
36. KPI в SMM: 30+ метрик эффективности маркетинга в социальных сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: texterra.ru, свободный. (дата обращения: 15.05.2020)