Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИЙ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Работа №73874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение
Глава 1 Обзор литературы по теме исследования
1.1 Виды и особенности негативных факторов профессиональной деятельности в структуре МВД России и формы реакций на них
1.2 «Личность сотрудника, подвергающаяся изменению под влиянием ситуаций травматического характера профессиональной и личной направленности»
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Характеристика обследованных групп
2.3 Статистическая обработка данных
Глава 3 Описание результатов исследования
3.1 Анализ психологических характеристик сотрудников полиции, особенностей служебной деятельности и ситуаций травматического характера
3.2 Влияние субъективного переживания ситуации травматического характера на проявления травматизации и соматической дезадаптации сотрудников полиции
3.3 Взаимосвязь объема и сформированности компонентов идентичности с переживанием и выраженностью последствий ситуаций травматического характера
3.3 Взаимосвязь объема и сформированности компонентов идентичности с переживанием и выраженностью последствий ситуаций травматического характера
3.5 Сравнение средних показателей личностной деструктивности и дефицитарности по психодинамически ориентированному личностному опроснику (ПОЛО) «Ресурс»
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Актуальность исследования. В современных условиях деятельность сотрудников полиции предъявляет все более и более жесткие требования к их характерологическим качествам, к умению регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями окружающей ситуации.
В то же время в их работе, как и в обществе в целом, существенно возрастает значение и распространенность травматических ситуаций экстремального характера, ведь сотрудники полиции все чаще стали вовлекаться в работу по предотвращению локальных конфликтов и по проведению контртеррористических операций. При этом с объективной точки зрения наиболее значимым стрессором, приводящим к личностной трансформации, является воздействие боевого стресса. На данном этапе развития психологической науки общеизвестным и неоспоримым является факт того, что даже кратковременное участие в боевых действиях оказывает сильное психотравмирующее воздействие на сотрудников полиции и несет за собой серьезные психологические последствия (Стрельникова Ю. Ю. 2005, Inger Oster 2011, Змановская Е. В., Новикова И.А. 2009). Кроме того, в настоящее время психологическое сопровождение в структуре МВД организовано в основном для лиц, переживших психотравмирующие события и определяется нормативными документами (приказы МВД России от 11.02.2010 № 80, от 10.01.2012 № 5, от 30.04.2004 № 273 (ред. от 02.09.2013), от 24.12.2008 № 1142 (с изменениями, внесенными приказом МВД России от 04.12.2012 № 1076). Мероприятия по психологическому сопровождению ориентированы на участников служебно-боевых, крупномасштабных операций, оперативно-служебных мероприятий, связанных с реальной опасно стью для жизни и применивших оружие в местах постоянной дислокации (Тураносова В.В. 2015). Однако не стоит умалять значение различных стрессогенных факторов, являющихся особенностью несения службы в подразделениях полиции в обычных (мирных) условиях, которые также нередко препятствуют успешному несению службы.
Согласно результатам многочисленных научных работ российских и зарубежных исследователей, специфика деятельности полиции, как в России, так и за рубежом, заключается в том, что реализация служебных задач нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью сотрудника за принятые им решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием физических и психических перегрузок, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т.д. Эти факторы обычно заставляют психику сотрудника работать на максимальном пределе, «на износ», что в свою очередь неблагоприятно влияет на психическое здоровье и личность в целом (Антонова Н.А. 2009, Федотов А.Ю., Медведев И.Н. 2012, Zhen Wang. 2010, Serpil Aytaca. 2015).
Следует отметить, что существующие на данный момент нормативные документы учитывают не все категории сотрудников, оказавшихся в ситуациях травматического характера, которые подлежат медико- психологической реабилитации. Нередко, сотрудники полиции переживают травматические события, находятся в кризисных состояниях, связанных не только с профессиональной деятельностью, но и с ситуациями личного характера (утрата, развод, заболевание близкого и пр.), которые могут накладывать не меньший отпечаток на психическом и физическом состоянии сотрудников. Известно, что тип пережитой травматической ситуации менее важен в сравнении с ее тяжестью, а также индивидуальной восприимчивостью, уязвимостью [24].
Практическая значимость: Изучение наличия связей между личностью сотрудника и особенностями восприятия ситуаций травматического характера предоставляет возможность поиска личностных, глубинных структур, изменяющихся под неблагоприятным воздействием профессии, что может иметь значение для диагностики лиц, нуждающихся в оказании своевременной психологической помощи и поддержки. Это, в свою очередь, может быть полезным для процедуры совершенствования психологического сопровождения сотрудников полиции, находящихся под постоянным воздействием стрессогенных факторов, профилактики развития ПТСР, прогнозирования и поддержания профессионально-психологического здоровья, а также организации и реализации форм и методов психологической работы (приказ МВД России от 10.01.2012 № 5),в том числе с сотрудниками, находящимися в кризисных ситуациях.
Цель исследования: анализ связей между компонентами идентичности сотрудника полиции и наличием/отсутствием, интенсивностью переживания, а также выраженностью признаков травматизации и дезадаптации впоследствии наличия или отсутствия опыта нахождения в ситуациях травматического характера.
Гипотезы:
1) объем и сформированность компонентов идентичности взаимосвязаны с переживанием и выраженностью последствий ситуаций травматического характера;
2) уровень сформированности компонентов идентичности связан с типом реагирования (копинг-стратегия) на ситуации травматического характера, а также с базисными убеждениями, сложившимися на момент исследования;
3) на проявления травматизации и соматической дезадаптации оказывает влияние не сам факт наличия "травматического события", а субъективное его переживание;
4) показатель личностной деструктивности и дефицитарности выше в группе сотрудников, столкнувшихся с травматической ситуацией служебного или личностного характера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические характеристики сотрудников полиции, особенности служебной деятельности, ситуации травматического характера, с которыми сотрудникам приходилось сталкиваться, а также признаки наличия переживаний травматического опыта;
2. Изучить особенности идентичности, базисных убеждений и личностный профиль сотрудников.
3. Проследить существование взаимосвязи идентичности и психической устойчивости к травматическим ситуациям у сотрудников полиции.
4. Исследовать стратегии совладания с травматическими ситуациями профессиональной и личностной направленности, уровень травматизации и соматической адаптации сотрудников.
Объект исследования: сотрудники полиции ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и ЛО.
Предмет исследования: глубинные, «ядерные» структуры личности (особенности самосознания и самоидентификации, базисные убеждения).
Методы исследования: Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс». (В. А. Шаповал Санкт- Петербургский университет МВД России), опросник травматического стресса И. О. Котенев (Санкт-Петербургский университет МВД России), методика исследования базисных убеждений личности (М. А. Падун, А. В. Котельникова), Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса, Шкала соматической адаптации И.Н. Гурвич, Тест двадцати высказываний «Кто я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), анкета «Оценка травматического опыта» (Тураносова В. В - старший психолог отделения по организации психологической работы 10 отдела ФГКУ УВО ГУ МВД России по СПб и ЛО).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успешному несению службы, помимо воздействия боевого стресса, нередко препятствуют различные стрессогенные факторы, являющиеся служебной особенностью функционирования подразделений полиции в обычных (мирных) условиях. Таковыми, по мнению сотрудников, являются: эмоциональная нагрузка, чрезмерный документооборот и работа с людьми, которые находятся в тяжелом эмоциональном или физическом состоянии. Однако, как выяснилось, не менее травматическое воздействие оказывают тяжелые жизненные события, рано или поздно происходящие в жизни каждого человека. Особенность службы в вооруженных структурах такова, что зачастую, даже при возникновении сильных переживаний, сотрудники не обращаются за помощью специалистов. Безусловно, это может говорить о достаточно развитых навыках самопомощи у сотрудников полиции, но чаще всего является свидетельством нахождении большинства сотрудников под влиянием стигматизации общества, предполагающей отсутствие у них проблем, и уж тем более каких-либо травматических переживаний. Даже если трудности вдруг возникли, сотрудники пытаются их скрыть, во избежание осуждения со стороны коллег, начальства и ради сохранения своего служебного положения.
В ходе исследования было обнаружены негативные последствия переживания тяжелых жизненных событий личностного характера в виде наличия признаков ПТСР и повышения показателей соматической дезадаптации, при отсутствии субъективных переживаний в отношении опыта нахождения в ситуации угрозы жизни и здоровью. Более того, обнаружение важности внутрисемейных отношений и их травматизации (посредством выявления сформированности компонента идентичности «семейная принадлежность») в результате переживания тяжелого жизненного события говорит о значимости данной сферы для сотрудников, что также является фактором риска возникновения различных негативных последствий, которые могут отрицательно сказаться на психическом и соматическом состоянии сотрудников в частности, а также на эффективности службы в целом.
Нами уже говорилось, что существующие на данный момент нормативные документы о медико-психологической реабилитации и психологическому сопровождению учитывают в основном категории сотрудников-участников служебно-боевых, крупномасштабных операций, оказавшихся в экстремальных ситуациях с реальной угрозой жизни и здоровью и применивших оружие, что является неполным и недостаточным перечнем нуждающихся в повышенном внимании.
Изучение наличия связей между сформированностью компонентов идентичности сотрудника и особенностями восприятия ситуаций травматического характера предоставляет возможность поиска личностных, глубинных структур, изменяющихся под неблагоприятным воздействием профессии, что является новым и перспективным направлением прогнозирования поведения сотрудника в стрессогенной ситуации, а также диагностики лиц, нуждающихся в оказании своевременной психологической помощи и поддержки. Таким образом, возможно внесение конструктивных корректировок в существующую систему психологического сопровождения сотрудников полиции, находящихся под повседневным воздействием стрессогенных факторов, а также переживающих тяжелые жизненные события личностного характера. Это, в свою очередь, может быть полезным для процедуры поддержания профессионально-психологического здоровья сотрудников, в том числе, переживающих кризисные ситуации, а также профилактики несчастных случаев во время служебной деятельности, которых, к сожалению, с каждым годом становится все больше.



1. Антонова Н. А. Социально - психологические факторы нервно - психической дезадаптации сотрудников силовых структур / Дис. канд. психол. наук. - СПб, 2009.
2. Баранов П. П, Курбатов В. И, Юридическая психология, Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотипное/ под ред. А. Н. Ерыгина - М.: ЦОКР МВД России 2006. - 480 с.
3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
4. Буткова Т. Н, Митракова Е. Н, Полтавцева Л. И, Помаз Г. С, Упорникова- Пивоваров И. В. Формирование психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел, Методические рекомендации, Москва, 2011.
5. Водопьянова Н. Е., Старченко Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб, 2009, 336 с.
6. Гуриева С. Д., Соотношение личностного и социального в структуре этнического «Я-образа» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. №4.
7. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. М., 1990. 87 с.
8. Дилигенский Г.Г. Относительно теории человеческих потребностей // Вопросы философии, 1976, N 9; 1977, N 2.
9. Змановская Е. В., Новикова И.А, Сложеникин А. П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности // Вестник психотерапии , 2009. №29 (34). С 66 - 80.
10. Кобозев И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика / Дис. канд. психол. наук. - СПб, 2011. - с. 247.
11. Корехова М.В., Соловьев А .Г., Новикова И .А. Профилактика психологической дезадаптации сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012, № 1 (48). С. 66. (про дезадаптацию статья с. 66)
12. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. МЦ при ГУК МВД России. М., 1997. - 40 с.
13. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. №1. С. 76
14. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. - М.: МГУ, 1984. - С. 180-188.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
16. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
17. Методика исследования базисных убеждений личности - М. А. Падун, А. В. Котельникова, 2007 г.
18. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.103-112.
19. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников внутренних дел в экстремальных условиях: метод. пособие / под ред. В. М. Бурыкина. М., 2004. 240 с
20. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие), под ред. Боровина Б. Г, Мягких Н. И, Сафронова А. Д, Москва, 1997 г. МВД Рф - научно-исследовательский центр проблем медицинского обеспечения.
21. Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности: Учебное пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. - 161 с.
22. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В. М. Бурыкина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 144 с.
23. Пряхина М.В. Организация психологической службы в органах внутренних дел: Учебное пособие. СПб.: изд-во СПб Ун-та МВД России, 2011. - с. 380.
24. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия: учебник/ под ред. д-ра психол. Наук Н. С. Хрусталевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. - 375 с.
25. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1987.
26. Середина Н. В., Даниленко Е. В., Черныш Е. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. №2.
27. Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология: Учебное пособие. - СПб.: Национальный открытый институт России, 2009. - 128 с.
28. Стрельникова Ю . Ю. Психологические по следствия участия в вооруженных конфликтах [Электронный ресурс]: На примере сотрудников органов внутренних дел: Дис. канд. психолог. наук: 19.00.04. - М. : РГБ. 2005.
29. Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 319 с.
30. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
31. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. - М.: Когито-Центр, 2007. — 208 с. — (Психологический инструментарий).
32. Тураносова В.В, Покатович Д.И., Актуальные вопросы психологического сопровождения сотрудников полиции, переживших психическую травму// Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской федерации: практика применения, вопросы и проблемы реализации (Васильевские чтения) матер. всерос. науч.-практ. конф. //СПб университет МВД России, 16-17 июля 2015.
33. Федотов А.Ю., Медведев И.Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД и их преодоление// учебно-методическое пособие, Московский университет МВД России, 2012.
34. Франкл В. Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере; Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Альпина нонфикшн, 2011. - 239 с.
35. Франкл В. Человек в поисках смысла, перевод с англ. и нем. Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева, М., “Прогресс”, 1990.
36. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Глава 2, ст. 14.
37. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. гл. 16, ст. 105-125.
38. Шаповал В.А. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД: система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода. - Монография. - Санкт-Петербург: СПб Университет МВД России, 2012. - 142 с.
39. Шаповал В.А. Метод оценки и прогнозирования психологического здоровья и профессиональной идентичности кандидатов на службу и сотрудников МВД на основе Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс». - Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: СПб Университет МВД России, 2013. - 366 с.
40. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности.// Архетип, №1, 1995.
41. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996.
42. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. №3-4.
43. Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: Пособие для психологов и врачей. / Авт. сост.: Ю. Я. Тупицын, В. В. Бочаров, Т. В. Алхазова и др. - СПб., 1998.
44. Я-структурная модель личности Г.Аммона // Динамическая психиатрия, 1990. - 254 с.
45. Colby, Anne; Kohlberg, L. (1987). The Measurement of Moral Judgment Vol. 2: Standard Issue Scoring Manual. Cambridge University Press.
46. Freddy J.R., Hobfoll S.E., Traumatic stress. From theory to practice. New York: Plenum 1995.
47. Inger Oster, Christine Brulin, Susann Backteman-Erlanson , Ann Jacobsson Caring for traffic accident victims: The stories of nine male police officers// International Emergency Nursing// Volume 19, Issue 2, April 2011, Pages 90-95
48. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumption after traumatic life events: Coping process and outcomes // C.R. Snyder (Ed.) Coping: the psychology of what works. N.Y.: Oxford University Press, 1998.
49. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. // New York: Oxford University Press, 1992.
50. Kohlberg, Lawrence (1981). Essays on Moral Development, Vol. I: The Philosophy of Moral Development. San Francisco, CA: Harper & Row.
51. Kohlberg, Lawrence (1958). The development of modes of moral thinking and choice in the years 10 to 16. Unpublished doctoral dissertation, The University of Chicago.
52. Kuhn M. and Mc Partland T. An empirical investigation of self-attitudes. - American Sociological Review. 1954. v.19. № 1.
53. Serpil Aytaca, The Sources of Stress, The Symptoms of Stress and Anger Styles as a Psychosocial Risk at Occupational Health and Safety: A Case Study on Turkish Police Officers, Gorukle-16056 Bursa, Turkey// ScienceDirect//Procedia Manufacturing 3 (2015) 6421 - 6428.
54. Zhen Wang, Sabra S. Inslicht, Thomas J. Metzler, Clare Henn-Haase, Shannon E. McCaslin , Huiqi Tong , Thomas C. Neylan, Charles R. Marmar, A prospective study of predictors of depression symptoms in police// Psychiatry Research journal// 175 (2010), p 211-216.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ