Введение 4
Глава 1. Исследовательское обучение по химии 6
1.1 Методическое и психологическое сопровождение
исследовательской деятельности 6
1.2 Исследовательское обучение химии 16
1.3 Исследовательская деятельность учащихся 21
Глава 2. Организация исследовательской деятельности 24
2.1 Планирование исследовательской деятельности в школе 24
2.2 Организация и сопровождение исследовательской деятельности
учащихся по неорганической химии 37
2.3 Организация и сопровождение исследовательской деятельности
учащихся по органической химии 51
Глава 3. Методика организации исследовательских проектов 53
3.1 Проект «Биоиндикатор - сосна обыкновенная» 53
3.2 Проект «Природные красители» 59
Выводы 72
Список литературы 73
Приложение
Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм обучения. Это процесс творческого взаимодействия учителя и ученика, трудоемкий, но наиболее результативный.
Современный выпускник должен не только владеть набором знаний, а уметь мыслить, самостоятельно планировать свою деятельность, ставить цель и прогнозировать результаты. Стандартная система оценок на уроке часто ограничивает возможности мышления ребенка, число вариантов ответа. Мы говорим: «Это так, а не иначе, и ты должен выучить». Исследовательский метод обучения позволяет искать правильный ответ путем проб и ошибок, включает другую систему поощрения: выступления на конференциях, публикации тезисов, взаимодействие с научными сотрудниками. Самое главное достоинство метода заключается в том, что он дает педагогу возможность повышать мотивацию учеников и формировать стойкий интерес к исследуемой теме, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности ребенка. Именно поэтому большую популярность получили научные общества старшеклассников, которые организованы сейчас во многих школах страны. Исследовательско-экспериментальная работа интересна тем, что требует от ребенка нестандартного мышления и ясного видения своей цели. Она предлагает не принимать на веру и не заучивать все, что написано в учебнике, а пробовать самому убедиться в правильности того или иного суждения. В процессе исследования ребята удовлетворяют природную любознательность. Учатся высказывать свою точку зрения и, в идеале, самостоятельно находить истину. Исследовательская работа предполагает индивидуальный подход, в большой степени реализуется во внеурочное время и с детьми, которым она интересна.
Таким образом, целью работы является разработка методики организации и сопровождения исследовательской деятельности учащихся 8-10 классов при выполнении проектов по химии.
Исходя из поставленной цели, выделили задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме сопровождения и организации исследовательской деятельности учащихся по химии.
2. Разработка методики реализации проекта «Сосна обыкновенная как индикатор приземного воздуха г. Уссурийска и Уссурийского района».
3. Разработка методики реализации проекта «Природные красители».
4. Поведение апробации разработанных проектов в рамках работы инновационной площадки кафедры естественнонаучного образования Школы педагогики с учениками 8-10 классов МБОУ СОШ №11
г. Уссурийска.
1. Проведен анализ научно-методической литературы, связанной с организацией и сопровождением исследовательской деятельности учащихся по химии во внеурочное время.
2. Раскрыты современные методологические подходы организации и реализации проектов по химии в современной школе.
3. Разработана методика реализации проекта «Сосна обыкновенная как индикатор приземного воздуха г. Уссурийска и Уссурийского района» в рамках внеурочной деятельности учащихся.
4. Разработана методика реализации проекта «Природные красители» в рамках внеурочной деятельности учащихся.
5. Разработанные проекты апробированы в МБОУ СОШ №11 г. Уссурийска с учащимися 8-10 классов в рамках работы инновационной площадки «Современные подходы к организации исследовательской деятельности школьников в естественнонаучном образовании».
6. По результатам выпускной квалификационной работы опубликована статья:
Холмецкая К.К., Шишлова М.А. Организация и сопровождение исследовательской деятельности обучающихся по химии // Животный и растительный мир Дальнего Востока, 2018. - Выпуск 31. - С. 13-19.
1. Абасов, З.А. Технология обучения проектной деятельности / З.А. Абасов - Химия в школе, 2009. - 16-20с.
2. Афанасьев, Ю.А, Фомин, С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. Учеб. пособие в двух частях: Часть 2. Специальная / Ю.А. Афанасьев, С.А. Фомин - М.: МНЭПУ, 2001. - 337с.
3. Баженова, К.А., Аронов, А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников / К.А. Баженова, А.М. Аронов - Национальный книжный центр, 2016. - 128 с.
4. Белоусова, Т.Н., Мазниченко, М.А. Сценарный подход к
управлению исследовательской деятельностью школьников / Т.Н. Белоусова, М.А. Мазниченко - М.: Научно-методический журнал
«Исследователь» №3-4 (9-10), 2012. - 48 с.
5. Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А.А. Богомолова - М.: Биология в школе, 2006. - 35-38 с.
6. Васильева, Т.В. Опыт развития исследовательской деятельности учащихся в школе / Т.В. Васильева - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №1-2 (7-8), 2012. - 276 с.
7. Воскресенская, О.Л., Грошева, Н.П. Физиология растений / О.Л. Воскресенская, Н.П. Грошева - Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008. - 148 с.
8. Гильманшина, С.И. Организация исследовательской
деятельности как мотивация к познанию химических явлений / С.И. Гильманшина - Химия в школе, 2006. - 58-62 с.
9. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И.З. Гликман - М.: Школьные технологии, 2006. - 91-95 с.
10. Глушенков, О.В. Организация исследовательской и проектной деятельности в школе / О.В. Глушенков - М.: Школьные технологии, 2017. - 112 с.
11. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев - М.: Народное образование, 2001. - 127 с.
12. Гурвич, Е.М. Индивидуальная исследовательская работа с учащимися / Е.М. Гурвич - М.: Научно-методический и информационно-публицистический журнал, гл.ред. А.Обухов, №4, 2008. - 26 с.
13. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко - М.: Педагогика, 1989.
14. Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л.Я. Зорина - М.: Педагогика, 1978. - 128 с.
15. Иванов, Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов - М.: Педагогические технологии, 2006. - 22-28 с.
16. Израель, Ю.А., Цыбань, А.В. Атмосферные переносы загрязняющих веществ и их влияние на процессы взаимодействия океана и атмосферы / Ю.А. Израель, А.В. Цыбань - Л.: Гидрометеоиздат, 1985, 156 с.
17. Киселева, Е.В. Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения / Е.В. Киселева - Учитель, 2017. - 107 с.
18. Кленова, И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова - М.: Учитель, 2006. - 23-24 с.
19. Ковалева, С.Я. Интегративно- дифференцированный подход в
организации исследовательской деятельности учащихся
общеобразовательных школ / С.Я. Ковалева - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №1-2 (7-8), 2012. - 66 с.
20. Королев, Л.Н. Курс лекций по анатомии пищевого сырья / Л.Н. Королев - Омск: ЛНО ВПО «Омский экономический институт», 2014. - 203 с.
21. Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И.А. Кудрова - М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2006. - 14-21 с.
22. Кузнецова, И.В., Саблина, Н.Б. Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы / И.В. Кузнецова, Н.Б. Саблина - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №1-2 (7-8), 2012. - 85 с.
23. Кузнецова, Л.М. Новая технология обучения химии. 8 класс / Л.М. Кузнецова - Мнемозина, 2014. - 272 с.
24. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т. П. Современный урок. Ч.3: Проблемные уроки / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - Ростов н/Д, 2006. - 25 с.
25. Лебедева, Н.А. Организация исследовательской деятельности в условиях Научного лицейского общества / Н.А. Лебедева - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №1-2 (7-8), 2012. - 121 с.
26. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся / А.В. Леонтович - М.; 2003.
27. Леонтович, А.В., Обухова А.С. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников / А.В. Леонтович, А.С. Обухова - М.: Лицей 1553, 2003. - 14 с.
28. Мельникова, О.В. Организация и сопровождение
исследовательской деятельности учащихся / О.В. Мельникова - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №1-2 (7-8), 2012. - 112 с.
29. Меняева, И.Н. Организация поисковой, исследовательской работы в школе / И.Н. Меняева - М.: Педагогическая мастерская, 2005. - 12-15 с.
30. Милейко, И.П. Технология проведения уроков с применением диагностики исследовательских умений учащихся / И.П. Милейко - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №1-2 (7-8), 2012. - 151 с.
31. Мухина, В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина - Народное образование, 2006. - 123-127 с.
32. Обухов, А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? / А.С. Обухов - Исследовательская работа школьников, 2003. - 18-23 с.
33. Обухов, А.С. Проблема оценки качества образования / А.С. Обухов - Исследовательская работа школьников, 2008. - 17-23 с.
34. Пазынин, В.В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / В.В. Пазынин - М.; 2006. - 473-478 с.
35. Пазынин, В.В. Модель исследовательского урока: рекомендации учителям, внедряющим исследовательский подход в обучении / В.В. Пазынин - М.: Научно-методический и информационно-публицистический журнал, гл.ред. А.Обухов, №4, 2008. - 58 с.
36. Пидкасистый, П.Н. Самостоятельная познавательная
деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П.Н. Пидкасистый - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
37. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Школьные технологии - 2006, №3, 85-90 с.
38. Прокофьев, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л.Б. Прокофьев - Школьные технологии, 2006. - 108-114 с.
39. Русских, Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Русских - Дополнительное образование, 2001. - №7-8
40. Савенков, А.И. Исследовательское обучение - возможность преодолеть «образовательный предел» / А.И. Савенков - Директор школы, 2003. - 35-40 с.
41. Савенков, А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Под общей редакцией А.С. Обухова / А.И. Савенков - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 60-66 с.
42. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко - М.: НИИ Школьных технологий, 2006.
43. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин - М., 1971
44. Слюсарева, Е.П. Программа исследовательской индивидуальной работы с учащимся / Е.П. Слюсарева - М.: Научно-методический журнал «Исследователь» №3-4 (9-10), 2012. - 104 с.
45. Сосновская, Т.Г. Малая академия наук: организация
исследовательской работы учащихся / Т.Г. Сосновская - Химия в школе, 2005. - №6
46. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В. Степанова - С-П.: КАРО, 2006. - 93 с.
47. Тищенко, Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет вредных веществ и их распределение в воздухе / Н.Ф. Тищенко - М: Химия, 1991. - 368 с.
48. Федорова, А.И., Никольская, А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. И. Федорова, А.Н. Никольская - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
49. Холмецкая, К.К., Шишлова, М.А. Организация и сопровождение исследовательской деятельности обучающихся по химии // Животный и растительный мир Дальнего Востока, 2018. - Выпуск 31. - С. 13-19.
50. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель - М.: Сентябрь, 1998.
51. Шишлова, Н.А., Христофорова Н.К. Запыленность приземного воздуха г. Уссурийска / Н.А. Шишлова, Н.К. Христофорова - Проблемы региональной экологии, 2009. - 59-64 с.
Электронные ресурсы
52. Изучаем фотосинтез. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.future4you.ru/index .php
53. Флавоноиды растительных клеток. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/498672