ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОГРАФИКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ 6
1.1 Теоретико-методологические аспекты изучения инфографики 6
1.2. Инфографика как элемент дизайна 12
1.3. Инфографика как средство формирования контента издания 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОГРАФИКИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ 25
2.1 Типологические характеристики изданий «The New York Times» и «Esquire» 25
2.2 Инфографика в газете «The New York Times» 36
2.3 Использование инфографики в журнале «Esquire» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные СМИ вынуждены вести конкуренцию за аудиторию, которая все более требовательно относится к получаемой информации. Чтобы стать интересным для читателя, издание должно не только оперативно предоставить актуальную и интересную информацию, но и максимально облегчить ее восприятие и понимание. Форма подачи материала сегодня имеет такую же значимость, как его содержание. Это связано с тем, что современное общество является обществом, ориентированным на визуальные образы, для него изображение является гораздо более понятным, нежели текст. В связи с этим журналисты вынуждены прибегать к использованию различных изобразительных средств, среди которых сегодня наряду с фотографией и рисунком выделяется инфографика-передача данных графическим путем.
Визуализация информации - одно из требований времени к средствам массовой информации. Информация в виде карт, графиков, схем и диаграмм позволяет печатным, интернет- и телевизионным СМИ оперативно иллюстрировать важнейшие события. Будучи средством эффективной «упаковки» информации, инфографика становится все более популярной. Кроме того, современная инфографика позволяет уменьшать объем печатных изданий, благодаря лаконичному размещению информации. Таким образом, инфографика сегодня является одним из наиболее перспективных направлений в журналистике.
Журнал «Esquire» считается уникальным изданием, сочетающим в себе элементы журнала о стиле жизни и качественного издания. Газета «TheNewYorkTimes» - старейшая американская газета, ставшая на сегодняшний день одной из самых востребованных газет Америки. Оба издания демонстрирует большое количество примеров использования инфографики, что делает их опыт в этой области актуальным для понимания общих процессов и тенденций в этой сфере.
Отметим также, что инфографика в российские СМИ пришла значительно позже, чем в американские и европейские. Отечественные издания только начинают активно применять визуализацию данных, именно поэтому опыт использования инфографики зарубежными СМИ несомненно может послужить примером для отечественных изданий.
Цель данного исследования - выявить специфику использования инфографики в газете «TheNewYorkTimes» и журнале «Esquire» с учетом ее содержательной составляющей и эффективных дизайнерских решений.
Цель исследования предполагает решение
следующих задач:
- рассмотреть основные функциональные и теоретические аспекты инфографики;
- проанализировать специфику инфографики с точки зрения дизайнерских решений;
- определить роль инфографики в формировании контента издания;
- изучить типологические характеристики изданий «The NewYorkTimes» и «Esquire»;
- проанализировать возможности инфографики в формировании контента и визуального облика изданий The NewYorkTimes» и «Esquire»
Объект исследования-инфографика как способ репрезентации информации в современных СМИ
Предмет исследования-специфика использования инфографики в изданиях «TheNewYorkTimes» и «Esquire».
Методологическая база работы определяется особенностями изучаемого материала и задачами его исследования. Ведущим методом исследования стал описательный метод; использовались также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и элементы контент-анализа.
Материалом исследования послужили медиатексты, содержащие элементы инфографики англоязычных изданий «NYTimes» (50) и «Esquire» (50), полученные методом сплошной выборки за период 2014-2016 гг. Для цитирования в тексте дипломной работы были отобраны наиболее яркие и убедительные примеры.
Теоретическую базу работы составили исследования теоретиков в области изучения графического дизайна и инфографики - прежде всего А.Кайро, В.В. Тулупова, Е.Н. Тихоновой, Е.А. Смирновой и др..
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обозначена цель и задачи исследования, сформулирована актуальность исследования, определены его методологические основы. Первая глава имеет обзорно-теоретический характер и посвящена теоретико-методологическим аспектам изучения инфографики как
содержательно-визуального компонента современных СМИ, а также как средства формирования контента изданий. Вторая глава посвящена функциональным и содержательным возможностям инфографики в газете «The NewYorkTimes» и журнале «Esquire», а также выявлению на этой основе потенциала данного способа представления информации в периодических изданиях.
Одной из тенденций современной журналистики является визуализация информации, что связано с особенностями восприятия информации современным обществом. Современные исследователи определяют инфографику как быстрый и точный способ передачи вербальной информации с помощью визуальных образов. Визуальные образы являются более понятными и эргономичными по сравнению с текстом и числовыми данными, но не менее важно и такое свойство визуальных средств, как возможность компактно представить значительный массив однотипной или разнотипной информации. Таким образом, инфографика, будучи одним из средств визуализации, выступает как инструмент структурирования и лаконизации информации, что позволяет значительно сократить объемы печатных текстов. Среди основных функций инфографики выделяют информативную и эстетическую. Первая важна при рассмотрении инфографики как средства формирования контента, вторая играет ключевую роль в формировании дизайна периодического издания.
В данном исследовании нами были проанализированы два издания - англоязычная ежедневная качественная газета «TheNewYorkTimes» и русскоязычная версия журнала о стиле жизни. Инфографика в данных изданиях представлена в разных ракурсах и выполняет различные функции.
Газета «TheNewYorkTimes» является качественным изданием, несмотря на то, что современные исследователи относят ее к качественно-массовым, сохраняет строгий стиль, ее основная функция - информирование аудитории, которая представлена образованными людьми, интересующимися вопросами экономики, политики, экологии, развития науки и техники. Использование инфографики в «TheNewYorkTimes» сводится, главным образом, к предоставлению серьезной и объемной информации в максимально доступной оболочке. Среди основных видов инфографики в газете представлены графики и диаграммы, отражающие вопросы экономики и финансов. Большое количество инфографики представлено также в разделе, посвященном политике, где также используются различные графики, таблицы и схемы. Часто газета обращается к помощи различного вида карт, которые отражают те или иные вопросы жизни общества, связанные с географическим расположением. Нередко с помощью инфографики адекватно репрезентируются сложные научные проблемы и открытия.
Большая часть инфографики в газете представлена как дополнение к текстовому материалу и служит средством визуализации описанной информации.
Важной составляющей инфографики в газете является минималистический подход дизайнеров. «TheNewYorkTimes» использует, как правило, приглушенные тона и оттенки, а также старается минимально разнообразить цветовую гамму. В случаях, когда требуетсяразнообразие цветов, дизайнеры издания используют различные оттенки одного цвета. Яркие цвета появляются, как правило, в тех случаях, когда в инфографике представлены один или два цвета. Кроме этого, важно отметить, что в газете практически не применяются никакие дополнительные графические элементы.
На сегодняшний день большая роль отводится интернет-версии издания, которое также публикует различные инфографические материалы. Их преимуществом является мультимедийность. Пользователи сайта газеты могут проделывать различные операции с инфографическими компонентами: увеличивать или уменьшать изображения, выбирать различные географические области на интерактивных картах и так далее.
В журнале «Esquire» инфографика выполняет несколько другие функции, основными среди которых являются эстетическая и рекреативная.
Инфографика «Esquire» представлена крайне разнообразно. К ней относятся фотоиллюстрации со схематическими подписями, расположенными на фоне или под фотографией. Также к инфографике можно отнести различные схематические изображения, которые позволяют визуализировать информацию, представленную в материале. В журнале присутствует большое количество символических графических элементов.
Интернет версия журнала публикует также интерактивную инфографику, что способствует привлечению внимания интернет-пользователей, а также их вовлечению в коммуникативный процесс.
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что одной из главных функций инфографики в журнале является привлечение внимание читателя.
Дизайнеры журнала уделяют большое внимание художественной составляющей как журнала в целом, так и инфографике. Они стремятся оформить ее максимально привлекательно.
Верстка журнала позволяет говорить о гармонизации элементов дизайнерского оформления издания. А его уникальная по своим визуальным характеристикам инфографика подчеркивает индивидуальность журнала, а также подтверждают высокий уровень креативности редакции и самого издания. Таким образом журнал удерживают свою постоянную аудиторию и привлекает новых читателей.
Следует подчеркнуть, что на современном медиарынке именно уникальные издание, отличающиеся индивидуальностью и креативностью имеют наиболее высокие шансы для успешного существования.
Анализ данных изданий позволил сделать вывод о том, что для газеты «TheNewYorkTimes» инфографика является средством формирования контента, однако она не выбивается из общего стиля газеты, является сдержанной и максимально информативной. Инфографика в журнале «Esquire» с большей степени является средством художественного оформления издания, она демонстрирует креативный подход дизайнеров, и при этом в целом соответствует общей концепции дизайна издания.
Инфографика как знаковая система полифункциональна и обладает значительным функционально-содержательным потенциалом. Следовательно, ее применение в конкретном издании укрепляет его позиции на медиарынке и создает возможности для дальнейшего развития.
1. Блинова М. В. Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России [Электронный ресурс] // Медиаскоп : электрон. журн. фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/480
2. Вартанова, Е.Л. СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2011.
3. Газета «The NewYorkTimes» как качественный тип издания// СМИ в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. - СПб. - 2011.-С. 188
4. Голикова, Л.Б. Деловой журнал в России - успешный бизнес? // Журналистика и медиарынок. - 2011. - № 10.
5. Голикова, Л.Б. Типология деловых журналов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 3.
6. Голубятников, И.В. Мильчакова, Н.Е. Визуализация и
дизайн// Дизайн. Теория и практика. - 2012. - №10. - С. 61-66.
7. Грабельников, А.А. Русская журналистика на рубеже
тысячелетий. - М., 2011.
8. Гуревич, С.М. Газета:вчера,сегодня,завтра. Учебное пособие для вузов. - М.:Аспект Пресс, 2012.
9. Деловая журналистика / А. Афанасьева, М. Блинова, Д. Борисяк и др. отв. ред. А. В. Вырковский. М., 2012.
10. Доброва, И. Плотность данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infоgraphеr.ru/plоtnоst-dannyx
11. Доброва, И. Три уровня визуализации: данных, информации,
знания. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //infоgraphеr.ш/3 d^nt^ns/
12. Еременко, А.В. Деловая пресса в системе современной российской газетно-журнальной периодики // Труды аспирантов и соискателей РГУ: Т. 11. — Ростов н/Д, 2005.
13. Еременко, А.В. Деловая пресса: проблемы идентификации и типологизации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез. науч.-практ. конф. — СПб., 2004.
14. Еременко, А.В. Теоретико-типологический подход к характеристике изданий журнального типа в системе деловой прессы // Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы: Тез. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2004.
15. Еременко, А.В. Деловая пресса в России: история, типология,
моделирование изданий. Дисс.канд. филол. наук URL: //
www.dissеrr.ruhttp://www.dissеrr.ru
16. Желязны И. Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей. М. 2004
17. Зиновьев, И. В. Современные электронные СМИ и
профессионализм журналиста. Новая журналистика в деловых электронных СМИ// Деловая журналистика и бизнес-коммуникация: информационно-образовательный сайт. Режим
доступа: http://www.bj.pu.ru/upload/files/doc 1182459137.doc
18. Инфографика в примерах [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://infосhart.wоrdprеss.соm/сatеgоry/уроки-инфографики/
19. Инфографика и интерактивная графика как журналистский текст[Электронный ресурс] ЬЬ:р:/^^рЬи.ги/со^егепсе/4279/4419.Ь1ш1
20. Картер, М. Современный дизайн газет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://еvartist.narоd.ru/tеxt4/19.htш
21. Корконосенко, С. Г.Основы журналистики. - М., 2013.
22. Кулёв, В.С. Деловая пресса России // Вестник Московского университета. - Сер.10. - Журналистика. - 2014. - № 5. С.145.
23. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / Владимир Лаптев. - СПб.:Эйдос, 2012. Бертен, Ж. Семиология графики/ Ж. Бертен. - М., 2011.
24. Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
25. Мельник, Г.С., ТепляшинаА.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2012.
26. Мисонжников, Б.Я. Деловая журналистика в печатных СМИ: магистерская программа дисциплины специализаций. СПб, 2011.
27. Мордовская, Е.И. Деловая пресса в системе периодической печати. Типологические факторы, характеристики становления и развития. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1012.
28. Мурзин Д. А. Деловая пресса// Типология периодической печати/ под ред. М. В.Шкондина, Л. Л.Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2013.
29. Мурзин Д. А. Очерк типологии деловой прессы // Вестн. МГУ. Сер., Журналистика. -2001. - № 6. - С. 64-75.
30. Нечаев, Д.Н., Тулупов, В.В. Деловые печатные издания России: становление, специфика, тенденции развития. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2015. 224 с.
31. Развитие газеты «New..YorkTimes» на современном этапе //Филологический вестник Ростовского университета. - Ростов н/Д.,- №1 (17). - 2014.- С. 63.
32. Рева Е. К. Инфографика в современных российских журналах // Актуальные вопросы филологических наук : материалы междунар. науч. конф., г. Чита, нояб. 2011 г. Чита, 2011. С. 156-158.
33. Роэм, Д. Визуальное мышление [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.sommen.nu/templates/flash_player/7A
34. Санаев, А. Деловые СМИ между бизнесом и пиаром.- М., 20110.
35. Сергачев, В.Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития. Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10: Санкт-Петербург, 2011. 24с.
36. Симакова С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента Симакова // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2012. С. 219-226.
37. Смирнова, Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Вестник ВолГУ. Серия 8. - Вып. 11. - 2012. - С.74-79.
38. Сурнин, Д. Газетный дизайн-2014.
39. Теплова Л. А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов (на примере журналов "Коммерсантъ-Weekly", "Деньги", "Эксперт", "Итоги", "Профиль", "Коммерсант-Власть" и "Компания"): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2015.
40. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика. - М., 2011.
41. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет / В. В. Тулупов [и др.]. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2013. - 320 с.
42. Тихонова, Е.М. Инфографика в арсенале журналиста современной газеты// Вестник Томского университета. Филология. - 2011.- №2(14). - С. 172-178.
43. Толстунова, М.А. Жанровая система нижегородской деловой
прессы на современном этапе// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 1. - 302-308.
иКТ:Ь11р://^^^.а8р1гап1.У8и.ги/ге1/рЬр?сап4=1572
44. Толстунова, М.А.Нижегородская деловая пресса на
современном этапе: начало ХХ1в.: диссертация ... кандидата
филологических наук : 10.01.10 / Толстунова Марина Андреевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 381 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/224URL:http://www.lib.ua-ш.nеt/diss/соnt/397360.html]
45. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. / В.В. Тулупов. - СПб: Михайлова В.А., 2013. - 315 с.
46. Чемякин, Ю. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры; вып. 24. - 2010. - № 60. - С. 126-132.
47. Шкондин, М. В. Типология периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2012.
48. Шостак, М. И. Система журнальной периодики // Журналы России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2010.
49. Эдвард Тафти об инфографике [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //info дга.ги/Ь1од/&ацгат/256.html
50. Kоsaгa,R.ThеDiffегеnсеЬеtwееnInfogгaphiсsandVisua1izatiоn[Е1е Стошсгезоигсе] /Е.Козага// ЕадегЕуез. 2011. -Aссеssmоdе:http://еagегеyеs. огg/Ь1оg/2010/thе-diffегеnсе-Ьеtwееn-infogгaphiсsand-Visua1izatiоn.