Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвопоэтический аспект оценочных значений в творчестве Игоря Северянина

Работа №7385

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы238стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
913
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Предисловие
Глава I. Художественное мировосприятие Игоря Северянина и его языковая картина мира
§1. Роль категории оценки в формировании идиостиля языковой личности
1.1. Языковая личность и идиостиль
1.2. Идиостиль и идиолект языковой личности
1.3. Семантика эмоциональной оценки и средства ее выражения в идиостиле языковой личности
1.4. Оценка и эмоция
1.5. Субъективность эмоциональной оценки и средства ее выражения в дискурсе Игоря Северянина
§2. Ироническое восприятие действительности и ироническая оценка в идиостиле Игоря Северянина
§3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества
3.1. Художественный мир поэта как отражение его творческих установок
3.2. Эксплицитность оценочных значений в поэтических образах времени эмиграции
§4. Ключевые семантические поля в художественном мире Игоря Северянина
4.1. Семантическое пространство и слово
4.2. Ключевые семантические поля в художественном мире Игоря Северянина
Выводы
Глава II. Метафора в поэтических текстах Игоря Северянина
§ 1. Когнитивные и структурные основания метафоры §2. Оценочная метафора в художественной речи Игоря Северянина
2.1. Семантическая структура метафоры
2.2. Метафорическое сравнение и автометафора
§3. Психологические основы метафоры
3.1. Синкретическая метафора
3.2. Оценочная метафора с ведущим зрительным модусом перцепции
3.3. Оценочная метафора с ведущим вкусовым модусом перцепции
§4. Сирень — символический метафорический образ в идиостиле Игоря
Северянина
Выводы
Глава III. Поэтические неологизмы как важнейший компонент идиостиля Игоря Северянина
§ 1. Окказиональное слово
§2. Поэтические неологизмы, созданные на базе ключевых слов поэтической речи И. Северянина
§3. Текстоморф, как словообразовательная доминанта
Выводы
Заключение
Список сокращений
Список источников
Библиографический список



Объектом исследования является поэтика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева). Художественная речь этого «короля поэтов», талантливого и самобытного мастера слова, занимает особое место в истории русского литературного языка XX столетия. Языковое сознание личности, народа, эпохи отражается в текстах поэта как наиболее яр¬кого выразителя национальной индивидуальности, оригинального интерпретатора фактов культуры, расширяющего представление о языковой «картине мира» России предреволюционного и первых послереволюционных десятилетий.
Предметом исследования избраны ключевые семантические поля, метафорические конструкции и неологизмы как средства выражения оценочного значения (иронического и эмоционального), их семантические и стилистические функции, принцип организации их в поэтических текстах Игоря Северянина.
Актуальность исследования определяется тремя причинами: во-первых, общенаучным стремлением завершить систематизацию представлений об оценке и оценочности, выявить их взаимодействие со смежными языковыми процессами и отражение в языке художественной литературы на материале семантически неисчерпаемых поэтических текстов. В последние годы многогранная и сложная аксиологическая проблематика рассматривается . не только в традиционных аспектах: логическом (Н.Д. Арутюнова, И.И. Ивин), функционально-семантическом (Е.М. Вольф, Н.М. Лукьянова, Т.В. Маркелова, М.А. Ягубова), функционально-грамматическом (Г.А. Золотова, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, В.В. Лопатин, Т.В. Шмелева, А.Н. Шрамм), функционально¬стилистическом (Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Т.Г. Винокур, Л.А. Новиков, И.А. Стернин, В.Н. Телия, В.И. Шаховский), национально¬культурном (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, Т.И. Вендина, Ю.С. Степанов, А.Д. Шмелев), но и в свете получивших широкое распространение когнитивных и прагматических (Ю.Д. Апресян, В.Г. Гак, В.Н. Цоллер) и текстовых исследова¬ний (В.П. Григорьев, Е.И. Диброва, В.В. Леденева, Т.С. Монина, О.Г. Ревзина,

Г.Я. Солганик). Предпринимаются попытки системного изучения оценочных единиц, функционирующих в рамках дискурсов разного типа (JI.T. Елоева,
А.Ю. Кузнецов, О.И. Рыбальченко, О.В. Новикова). Значимость этих исследований детерминирована важностью аксиосферы в национальном, культурном, языковом сознании говорящей личности;
во-вторых, своевременным обращением к когнитивно¬коммуникативному принципу исследования художественного текста, включающему три измерения: языковую личность — творца текста, содержательную структуру текста и его формальную структуру. Образные средства в поэтической речи с позиций этих параметров недостаточно исследованы в русистике, в том числе в текстах, закрепленных в лучших художественных образцах литературы. В нашем исследовании - это метафорическая и неологическая системы и их моделирование в русской поэзии «серебряного века» — лирике Игоря Северянина. Предпринята попытка изучения новых аспектов оценочной мета¬форы в художественном тексте - когнитивного, семиолого-семантического, психобиологического, коммуникативно-прагматического (наряду с традиционными семантико-стилистическим и функциональным) - не получивших до настоящего времени комплексного описания в лингвистической науке, но чрезвычайно важных для выражения отношений творческой личности и мира. Важность этой проблемы поддерживается неугасающим интересом других смежных с лингвистикой отраслей науки к человеческой личности, различным ее проявлениям;
в-третьих, описание языкового портрета автора актуально, ибо является неотъемлемой составной частью языкового портрета нации в переломную (как в нашем случае) эпоху ее социально-экономического и культурного развития. Язык оценок раскрывает индивидуальный способ осмысления картины мира, ценностные ориентации автора и выражается стратегией использования слова в высказывании. Языковые средства интерпретации семантики оценки формируют индивидуальный творческий стиль автора, несущий обязательный биографический отпечаток.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе диссертационного описан оценочный фрагментязыковой «картины мира» творческой личности — поэта Игоря Северянина. В поэтическом языке автора последовательно раскрываются новые возможности языковой системы: расширение семантики ключевых слов в семантическом пространстве художественного текста, обогащение словообразовательных гнезд словконцептов, развитие синкретической оценочной метафоры. В их основе лежит соотношение лирики и иронии, в единстве отражающих особенности мировоззрения поэта.
Многоликий и противоречивый художественный мир Игоря Северянина («лирического ироника»), реализуясь в системе поэтических образов и «голосов» своих героев, находит отражение в организации оценочных средств. Их специфика - во взаимопроникновении положительного и отрицательного, в диффузности элементов оценочной шкалы, несоответствии положительного значения и отрицательного подтекста, обусловленных эмоциональным переживанием поэта, в произведениях которого «пошлое» соединено с «высоким», парадокс лежит в основе скептического, а фарс и трагедия оказываются взаимо- необходимыми частями единого целого.
Характерные для иронии стилистические приемы - энантиосемия, оксюморон, хиазм и др. позволили поэту не только отразить несовершенство, дисгармонию мира, но и направили его на поиск и утверждение гармонии контрастов:
Нет творчества без разрушенья —
Без ненависти нет любви
(«Гармония контраста»)
«Плач и хохот» лиры Северянина создают яркую картину противостояния истоинного Поэта благополучной толпе и ремесленникам от искусства, которых он называл «лириками без лиры».
Динамика оценочных значений отражает тесное взаимодействие когнитивного, психологического и коммуникативного аспектов шкалы оценки и играет значительную роль в ухдожественном становлении творческой индивидуальности Игоря Северянина.
Явления поэтического синтаксиса и стихотворного размера исследовались в работе только во взаимодействии с лексической семантикой. Тем не менее анализ их имеет широкую перспективу. Поэтический синтаксис отражает особое мироощущение автора, необычную широту и масштабность поэтического восприятия: гамму эмоций, их позитивный или негативный характер (императив или оптатив), ироническое отстранение от окружающего мира (риторические вопросы) либо стремление повлиять на него. Не менее важно и создание поэтического словаря поэта с включением в него деривационного аспекта.
Самобытность и оригинальность таланта Северянина позволили ему открыть новые «неклассические» способы словесного художественного познания. Описание их эмотивной природы расширяет представление об оценочном фрагменте языковой «картины мира» - многообразии оценочной семантики (романтическая ирония - саркастическая ирония) и разноуровневых средствах выражения оценки в их взаимодействии




1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1994. - 502 с.
2. Александрова О.И. О формировании моделей поэтического словотворчества // Актуальные вопросы лексики, словообразования, синтаксиса и стили- стики русского языка. Научн. труды Куйб. пед. ин-та. - Т. 120. — Куйбышев, 1973. — С.16-31.
3. Александрова О.И. Поэтические неологизмы начала XX века // Русская речь. - 1974. - № 1. - С.42-46.
4. Алисова Т.Б. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы языкознания. — 1971. - № 1. — С.54-65.
5. Аннинский J1.A. Лесковские ожерелье. - М.: Книга, 1982.
6. Апресян Ю.Д Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика: Сб. научн. ст. - Вып.28. - М., 1986. - С.5-34.
7. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. - Т.1. Лексическая семантика (синонимические средства языка). — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
8. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. - Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры»,
1995.
>
9. Апресян Ю.Д. Источники нового словаря синонимов русского языка // Русская речь. — 1994. - №1. — С.89.
10. Апресян Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова // Русский язык: Проблемы грамматической семантики о оценочные факторы в языке. — М.,
1992. -С.45-64.
* 11.Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания.
- 1995. - №2. - С.17-19.
12. Аржанов А.А. Закон есть закон // Журналист. — 1968. - №3. - С.20.
13. Аристотель. Собрание сочинений: В 4-х т. - М.: Мысль, 1984.

222
14. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. — 1985. - №3, - С. 13-25.
15. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988.-341 с.
16. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — 2-е изд., испр. - М.: Языки рус¬ской культуры, 1999. -1 - XV, 896 с.
17. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека: Субъект - предикат - связка; Сравнение — метафора - метонимия; Истина — правда - судьба; Норма - анома¬лия; Стихия - воля. - 2-е изд., исп. - М.: Языки русской культуры, 1999,1 - XV, 896 с.
18. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ ху¬дожественного текста: Учебник для вузов по спец. «Филология». — Екатерин¬бург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 534 с.
19. Бабичева Ю.В. «Аще не умрет..»: Игорь Северянин // Игорь Северянин. Классические розы. Медальоны. - М., 1990. - С.5-26.
20. Бакина М.А. Словотворчество // Языковые процессы современной рус¬ской художественной литературы. Поэзия. - М.: Наука, 1977. - С.78-127.
21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
23. Береговская Э.М. Экспрессивный синтаксис. - Смоленск, 1984.
24. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. - М., 1990. — С. 153-172.
25. Бондарко А.В. Семантика предела // Вопросы языкознания. - 1986. - №1. -С. 14-26.
26. Брюсов В.Я. Пушкин - мастер // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1975. -С.167.
27. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-19924: Манифесты, статьи, рецензии. - М.: Советский писатель, 1990. - 720с.
28. Васильев Я.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. — 1971. - №1. - С.35-46.

223
29. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры. — М., 1990. - С.133-152.
30. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Рус. словари, 1997.
ЗКВендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразо¬вания (макрокосм). - М.: Индрик, 1998.
32. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отраже¬ниях поэтического стиля // Историческая поэтика. - М., 1989. - С. 101-155.
33. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. - 143 с.
34. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии).-М., 1989.
35. Виноградов В.В. Наука о языке художественной литературы и ее задачи (не материале русской литературы). - М., 1958.
36. Виноградов В.В. О художественной прозе // О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - С.56-240.
37. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959.
38. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII -XIX в. - М.: ВШ, 1982.
39. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976.
40. Виноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей. - М.: ГИХЛ, 1961.
41. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. — М.: Наука, 1967.
42. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). — М.: ВШ, 1972.-614 с.
43. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М..
1963.
44. Виноградова В.Н. Окказионализмы и звукопись // Текст. Интертекст. Культура: Сборник докладов междунар. научн. конференции / РАН. Ин-т рус. яз. им. Виноградова. - М.: «Азбуковник», 2001. — 608 с.
45. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - С.221- 256, 443-467.

46. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. — М., 1991. - С.27-28.
47. Волохова К.А. Иронизирующее дитя // Каприз. — М., 1994. - №1. — С. 12-
18.
48. Волохова К.А. Эволюция творчества Игоря Северянина: Автореф. ... дисс. канд. филол. наук. - М., 1999. - 23 с.
49. Вольф Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте. — М., 1988.
- С.52-65.
50. Вольф Е.М. Функионапьная семантика оценки. — М.. 1985.
51. Выготский J1.C. Мышление и речь. — М.: ОГИЗ, 1934.
52. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - С. 11 -26.
53. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. - М., 1971. — С.87-
97.
54. Герасименко Н.А. Бисубстантивный тип русского предложения. — М.: Сигналь, 1999.
55. Греков В. «Вернуться в дом Россия ищет троп..» // Игорь Северянин. Стихотворения. — М., 1990. — С.5-15.
56. Григорьев В.П. Опыт описания идиостилей. Велимир Хлебников // Очер¬ки истории языка русской поэзии 20 века. Поэтический язык и идиостиль. Об-щие вопросы / Под ред. В.П. Григорьева. - М., 1990. - С.96-164.
57. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. — М.: Наука, 1986.
58. Гумилев Н. «Стих Нелли» // Гумилев Н. Золотое сердце России. - Киши¬нев, 1990.-С.615.
59. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 1-4. — М., 1978-1980.
60. Диброва Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. — С.250-

225
61. Диброва Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. — Т.2. -М., 1996. - С.133-139.
62. Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конферен¬ции.-М., 1999. - С.91-138.
63. Дмитриенко Н.П. Средства выражения величины в литературных порт¬ретных характеристиках // Семантика языковых единиц: Доклады VI Междуна¬родной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.258-260.
64. Елоева Л.Т. Психобиологические и социальные основания художествен¬ной метафоры // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. - С.260-263.
65. Ермакова О.П. Лексическое значение производных слов в русском языке. -М., 1984.
66. Ефремов В.А. Ассоциативные связи ключевого слова «счастье» в лириче¬ском цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Семантика языковых единиц: Док¬лады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.263-266.
67. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
68.3агрузная И.Л. Семантическая и словообразовательная структура окка-зионализмов в поэзии Н. Асеева: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Л., 1980.-21 с.
69.Земская Е.А. Словообразование и текст // Вопросы языкознания. - 1990. - №6. - С.17-30.
70.Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 1992. - 221 с.
71.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Про¬свещение, 1973. - 304 с.
72.Золотова Г.А. Категория оценки в русском языке // Русский язык в школе.
- 1987. - №2. — С.84-88.
73.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982.-С.274.

74.Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грам¬матика русского языка. — М., МГУ, 1998.
75.3убакина О.Н. К вопросу о поэтическом языке К. Бальмонта // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998.
- С.268-270.
76. Ивин А.А. Основания логики оценок. — М., 1970. — 230 с.
77. Исаков С. Игорь Северянин в Эстонии // Таллин. — Таллин, 1987. - №3. - С.79-86.
78. Кандинский В. О духовном в искусстве // Психология цвета. — М.-Киев,
1996.
79. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. - М., 1999.-180 с.
80. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. - 262 с.
81. Караулов Ю.Н., Красильникова Е.В. Русская языковая личность и задачи ее изучения И Язык и личность. — М.: Наука, 1989. - С.3-8.
82. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. - М., 1990. - С.33-43.
83. Ковалева Е.И. К вопросу о прагматике и семантике языковых средств в публичной речи // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. — С.278-281.
84. Кожевникова Н.А. О словоупотреблении И. Северянина // О И. Северя¬нине. Тезисы докладов науч. конференции, посвященной 100-летию со дня ро-ждения И. Северянина. — Череповец, 1987. — С.54-57.
85. Кожин А.Н. Культурно-исторический ореол стилистической ориентации слова // Проблемы исторической лексикологии и лексикографии восточно- славянских языков. - Днепропетровск, 1988. - №2.
86. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М.: ВШ, 1982.
87. Колесникова С.М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. - М., 1998.

227
Ш
88. Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально¬типологический аспект): Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. - Краснодар, 1998.
89. Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Основные направления семантиче¬ского развития поэтического слова-образа «солнце» // Семантика языковых
I
единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. — С.286- 288.
90. Константинова С.К. Олицетворение в художественном тексте: семанти¬ческие и грамматические аспекты. — Белгород, 1996.
91. Кошелев В. «Поэт с открытой душой» // Северянин И. Стихотворения. —
* М., 1988.-С.5-20.
92. Круус Р. Жизнь и творчество Игоря Северянина: материалы к историо-графии темы // О Игоре северянине. Тезисы докладов науч. конференции, по-священной 100-летию со дня рождения И. Северянина. — Череповец, 1987. — С.70-74.
»
93. Круус Р. Новые данные о жизни и творчестве И. Северянина // Ученые записки Тарт. ун-та.-Вып.683-Тарту, 1986. — С.79-82.
94. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного сло¬ва.-М., 1981.
95. Кудашева О.Н. Семантические особенности авторских неологизмов в no¬li
эзии М.И. Цветаевой // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международ¬ной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.291-293.
96. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. - М.: ВШ, 1989.
97. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М., 1988.
98. Лапиня Э.Я. Метафора в терминологии микроэлектроники // Метафора в
* языке и тексте / Под ред. В.Н. Телии. — М., 1988.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ