Введение 3-6
Глава 1. Историографический очерк 7-15
Глава 2. Источники мифа в творчестве Марка Шагала 16-30
2.1 Определение понятия миф 16-20
2.2 Хасидская культура как источник мифа в творчестве Марка
Шагала 21-23
2.3 Русское искусство начала XX века как источник мифа в творчестве
Марка Шагала 24-26
2.4 Искусство Западной Европы начала XX века как источник мифа в
творчестве Марка Шагала 26-30
Глава 3. Марк Шагал и Библия 31-46
3.1 Литографии Марка Шагала на библейские сюжеты 31-33
3.2 Церковь в Асси 34-35
3.3 «Библейское послание» 36-46
Заключение 47-49
Список литературы и источников 50-53
Список иллюстраций 54-55
Иллюстрации
Марк Захарович Шагал (1887 - 1985) - один из самых выдающихся и своеобразных художников XX века. Он прожил долгую и удивительную жизнь: родился в местечке Лиозно, рядом с Витебском, в семье грузчика, учился в Петербурге у Николая Рериха и Льва Бакста, жил и работал в Париже и США, пережил две революции, две Мировые войны, эмиграцию. Марк Шагал получил всемирное признание как художник-авангардист, чье творчество считают своим национальным достоянием Россия, Франция, США и Израиль.
Политиче ские потрясения XX века не могли не сказаться на состоянии изобразительного искусства. Социальная и национальная борьба, охватившая весь мир, вылилась в революции и мировые войны и, в результате, привела к становлению нового общественного строя. Хотя, во многом, духовная и материальная культура XX столетия - это развитие социокультурных процессов предыдущего века, которые привели к новому пониманию человеком своего места в мире, появлению нового языка искусства, но в то же время не оправдавших большинства надежд, что породило мировой кризис. Стремительные изменения, происходящие во всех сферах жизни привели к тому, что художественная культура XX века представляет собой симбиоз разных типов искусства: от первобытного творчества различных племен и народов до нового искусства капиталистических и социалистических стран. Кроме этого, в начале нового столетия связь между философией, литературой и изобразительным искусством становится еще более тесной.
В XX века появляется множество новых стилей и движений в культуре. Они отходят от общепринятых приемов художественного творчества и стремятся к разрыву с традиционными реалистическими движениями. Новая культура передает ощущение дисгармонии, нестабильности мира и человеческого существования, что проявляется во все большей склонности к абстрактности, мистицизму, стремлению к новаторству.
Все эти процессы нашли отражение в творчестве Марка Шагала. Его искусство не возможно заключить в какие-либо рамки, оно включает в себя общечеловеческую проблематику. Вместе с такими выдающимися представителями своего времени как Пабло Пикассо, Анри Матисс и Сальвадор Дали, Шагал отвергает взгляд на живопись как на «окно в мир», утвердившийся еще в эпоху Возрождения, и определяет новые пути развития изобразительного искусства.
Тема данной работы предполагает рассмотрение творчества Марка Шагала, в частности цикл его работ «Библейское послание», сквозь призму мифологического художественного восприятия.
Хронологические рамки исследования охватывают несколько периодов жизни и творчества Марка Шагала: с 1887 года, времени рождения художника и до 1966, года окончания работы над «Библейским посланием».
Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения значимости мифологического начала в творчестве Марка Шагала. Информация о роли мифа в творчестве художника фрагментарно рассматривалась ранее. Однако, многие вопросы, связанные с проявлением мифа в тех или иных работах мастера не были полноценно освещены.
Таким образом, предметом настоящего исследования являются черты мифологического мировосприятия в творчестве Марка Шагала, а объектом выступают его живопись, графика, тексты.
Цель данной работы заключается в анализе принципов реализации мифологического начала в творчестве Марка Шагала. Она предполагает решение следующих задач:
1. Определить степень изученно сти темы: проанализировать основные публикации;
2. Обозначить основные характеристики мифа и определить его роль в искусстве;
3. Рассмотреть источники сложения мифа в искусстве Марка Шагала;
4. Рассмотреть ранние работы художника связанные с Библией;
5. Проанализировать цикл работ Марка Шагала «Библейское послание» как пример реализации мифа в искусстве художника.
Исследование основано на комплексном подходе к изучению данной проблематики и включает в себя несколько методов. Во-первых, это формально-стилистический метод, который позволил детально изучить работы Марка Шагала и создать их целостную характеристику. Во-вторых, это сравнительный анализ, давший возможность сопоставить произведения Шагала с произведениями его современников, выявить истоки и образцы его творчества.
Обозначенные задачи определяют структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
История изучения данной проблематики до статочно подробно описана в первой главе «Историографическом очерк». В ней изучены, в основном, основные фундаментальные труды, посвященные творчеству Марку Шагалу, а также работы, затрагивающие проявление мифа в его работах.
Во второй главе приведены различные характеристики мифа, представлен краткий очерк о его свойствах и значении для искусства. Также в этой главе рассматриваются источники формирования мифологических образов в искусстве Марка Шагала.
В третьей главе подробным образом рассматривается творче ство художника, посвященное библейским текстам, упоминается его работа по оформлению церквей, также анализируется цикл работ «Библейское послание» как проявление мифологческого мировосприятия художника.
В заключении подводятся основные итоги исследования, намечена перспектива изучения данной темы, суммируется информация о роли мифа в творчестве Марка Шагала.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется тем, что автор впервые приводит комплексный анализ источников мифологического мышления Марка Шагала и анализирует проявление мифа в цикле работ «Библейское послание».
Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении границ исследуемой проблематики. В ней широко рассматриваются культурные истоки шагаловского мифа и анализируется творческое наследие художника.
Практическая значимость определяется тем, что материалы данного исследования могут быть использованы в научных и учебных целях.
В данном исследовании было продемонстрировано, что творчество Марка Шагала, как и творчество многих его современников, основывается на мифологическом начале.
Искусство отражает не реальный мир, а картину этого мира. С древности образ мира представляет собой сочетание мифологического и рационального, соединение символа, ритуала, мифа. Культура XX столетия становится интернациональной, соединяет в себе духовные ценности различных региональных типов, а значит становится более разнообразной. Появление новых течений в культуре, в частности авангарда, способствует возвращению мифологизма в качестве главной черты нового искусства.
В рамках данного исследования было проанализировано раннее творчество Марка Шагала. Были выявлены культурных влияний, которые помогли в формировании мифологического начала в творчестве художника.
В первую очередь на мастера оказала влияние хасидская культура - культура внутри которой Шагал вырос. Многие образы, которыми он наполнял свои работы в течении всего творческого пути, были взяты художником из еврейского народного искусства и собственных воспоминаний детства. Именно от хадиской культуры Шагал перенял некий пантеизм своего творчества. Мир природы на полотнах художника преодолевает все возможные границы бытового и пейзажного жанров. Изображения животных и растений становятся абстрактными символами, апеллирующими к бытию.
Большое влияние на формирование мифологического мышления Марка Шагала оказало русское искусство начала XX века. Общение с мирискуссниками и символистами погрузило художника в мир новой культуры, которой были свойственны театральность и мифологизм. Учеба у Льва Бакста, непосредственно связанного с миром театра и знакомство с Михаилом Александровичем Врубелем, который был настоящим кумиром Шагала, способствовали мифологизации творчества художника.
Еще одним источником мифа для Марка Шагала стало европейское искусство начала XX века. Переезд в Париж помог ему близко познакомиться со всеми современными течениями в культуре. Искусство авангарда напрямую связано с проявлением мифологического сознания. Художники - авангардисты были ориентированы на примитивное, экзотическое искусство, стремились к отказу от принятого ранее восприятия категорий времени и пространства. Кроме того, еще одной характерной чертой их творчества является по стоянное обращение к образам природы. Марк Шагал перенял все эти проявления мифологизма и реализовал в своем искусстве.
В 1930 годы искусство Марка Шагала развивается под влиянием двух важных факторов - Библии, которая теперь накладывает отпечаток на все произведения мастера, и современная история. XX век принес с собой сильные потрясения. Две мировые войны, тяжелые экологические катастрофы, крах международной солидарно сти и как следствие повсеместная нищета, безграмотность, политическая безнравственность и чудовищная коррупция. Все это не могло не найти отражение в творчестве художников того времени. Но, в отличие от своих современников, Марк Шагал не старался максимально реалистично передать все ужасы своей эпохи. Наоборот, его картины проникнуты постоянным ощущением чуда, присутствием некоего высшего порядка.
Искусству Марка Шагала нельзя дать однозначное определение. Художник изображает мир через призму иррационального. Его творчество наполнено образами-символами, образами-знаками, которые постоянно повторяются и которые не ограничены временем и пространством.
Действие в картинах Шагала практически никогда не развивается в одной точке времени или пространства. Все происходит будто во сне, поэтому и не нужны никакие механические условия для преодоления пространства. Люди, животные, растения зависают в воздухе, а отдельные сцены соотносятся друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению. Он мастерски соединяет в своем творчестве постоянное и временное, реальное и иллюзорное, мифическое.
Это в полной мере отразилось в цикле работ «Библейское послание». В этих полотнах мир природы уравнен с миром человека, животные выступают на равных с отцами церкви и первыми людьми. В этих работах художник отказывается от четкого обозначения пространства, помещая героев в условно обозначенные пейзажи, нередко объединяет несколько сюжетов в пространстве одного полотна. Время на картинах данного цикла также представлено в мифологическом ключе. Солнце и луна, библейские персонажи и герои в костюмах XX века, образы райского сада и родного города художника, Витебска, органично соседствуют на картинах мастера. «Библейское послание» - это воплощение веры и ценностей Марка Шагала, перенесенное на семнадцать полотен.
1. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
2. Апчинская Н. В. Марк Шагал. Графика. М., 1990.
3. Апчинская Н. В. Библейское послание Марка Шагала // Истина и жизнь. М., 2000.
4. Апчинская Н. В. Марк Шагал. Портрет художника. М., 1995.
5. Апчинская Н. В. Образы цирка в творчестве Марка Шагала // Бюллетень Музея Марка Шагала. Витебск, 2006.
6. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Batr/07.php (дата обращения: 01.02.2017).
7. Батракова С. П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М., 2002.
8. Батракова С. П. Театр-Мир и Мир-Театр: творческий метод художника ХХ века. Драма о драме. М., 2010.
9. Барт Р Мифологии. М., 1996.
10. Башляр Г. Введение в библию Шагала. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000338 (дата обращения: 07.12.2016).
11. Бенуа А. Н. По поводу «еврейской выставки» // Речь. 1916.
12. Березанская М. Д. Традиции русской исторической живописи XIX века в творчестве М. З. Шагала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013.
13. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006.
14. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М., 1990.
15. Бохм-Дучен М. Шагал и вопрос о еврейском искусстве в революционной России // Шагаловский сборник. Витебск, 2004.
16. Бубер М. М. Хасидские истории. Иерусалим, 2004.
17. Бычков В. В. Миф в пространстве художественной символизации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.vkarp.com/2014/01/14/ бычков-в-в-миф-в-пространстве-художест/ (дата обращения: 04.04.2017).
18. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1965.
19. Грабарь И. Э. Выставка современного французского искусства. Парижская школа // Красная панорама. 1928.
20. Зингерман Б. И. Парижская школа: Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал. М., 1993.
21. Йозеф Р Дороги еврейских скитаний. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/dorogi-evrejskih-skitanij- read-333081-1.html (дата обращения: 24.02.2017).
22. Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. М., 1988.
23. Каменский А. А. Марк Шагал. Художник из России. М., 2008.
24. Каменский А. А. Сказочно - гротесковые мотивы в творчестве Марка Шагала // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983
25. Крамп А. Вклад Марка Шагала в искусство театра. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.chagal-vitebsk.com/node/125 (дата обращения: 23.01.2017).
26. Коган Д. З. Новые течения в живописи 1907-1917 годов // История русского искусства. М., 1969.
27. Кэмпбэлл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997.
28. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2008.
29. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Санкт-Петербург, 2014.
30. Луначарский А. В. Молодая Россия в Париже. Марк Шагал // Киевская мыслю. 1914.
31. Мальцев В. Марк Шагал - художник театра (1918-1922 гг., Витебск - Москва). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chagal- vitebsk.com/node/87 (дата обращения: 07.02.2017).
32. Марк Шагал - книжный иллюстратор. Л., 1987.
33. Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., 1997.
34. Мухин А. С. Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья. Санкт-Петербург, 2008.
35. Носенко Е. Еврейские праздники в контексте народной культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.berkovich- zametki.com/Nomer20/Nosenko2.htm (дата обращения: 06.03.2017).
36. Пунин Н. Н. Выставка современной живописи // Северные записки. 1916.
37. Провуайер П. Шагал. Деяние и слово. М., 2015.
38. Ракитин В. И. Марк Шагал. 1887-1985. М., 2010.
39. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. М., 1989.
40. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt (дата обращения:
03.04.17).
41. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М., 1993.
42. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998.
43. Сорина И., Саган И. Пространства в живописи русского авангарда начала ХХ века. Санкт-Петербург, 2014.
44. Тарабукин Н. По художественным выставкам. I. Альтман, Шагал, Штернберг // Вестник искусств. М., 1922.
45. Телушкин Дж. Еврейский мир. - М., 2005.
46. Форестье. С., Азан-Брюне. Н., Кузьмина Е. Шагал. Библейские сюжеты. М., 2015.
47. Хмельницкая Л. В. Марк Шагал и Витебск. Минск, 2013.
48. Хренов Н. А. Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.
49. Шагал М. Ангел над крышами. М., 1989.
50. Шагал М. Речь по случаю открытия музея 7 июля 1973 года, в день празднования 86- летия художника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-chagall.ru/library/Ob-iskusstve-i-kulture41.html (дата обращения: 22.02.2017).
51. Шагал М. Моя жизнь. СПб., 2013.
52. Шагал М. Марк Шагал об искусстве и культуре // под ред. Б. Харшава. М., 2009.
53. Шатских А. C. Евреи в русском авангарде // Шагаловский сборник. Витебск, 2004.
54. Шатских А. C. Марк Шагал. Творящая ностальгия // Наше наследие, 1995.
55.Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000.
56.Эфрос А., Тугенхольд Я. Искусство Марка Шагала. М., 1918.
57. Musee National Message Biblique Marc Chagall. Nice - Paris, 1973.
58. Bohm-Duchen M. Marc Chagall. London, 2013.
59. Compton S. Chagall. London, 1985.
Список иллюстраций
1. М. З. Шагал. Деревенская ярмарка. 1908. Х., м. Галерея Пьера Матисса.
2. П. Пикассо. Авиньонские девицы. 1907. Х., м. 243,5 х 233,7. Музей современного искусства, Нью Йорк.
3. М. З. Шагал. Желтая комната.1911. Х., м. Фонд Байелер.
4. М. З Шагал. Посвящение Аполлинеру. 1911-1912. Х., м. 200 х 189,9. Городской музей Ван Аббе.
5. М. З Шагал. Голгофа. 1912. Х., м. 174 х 191. Музей современного искусства, Нью Йорк.
6. М. З Шагал. Переход через Красное море. 1952. Керамическое панно. Церковь Нотр-Дам-де-Тут-Грас.
7. М.З Шагал. Сотворение человека. 1960-1966. Х., м. 299 х 200,5. НММШ.
8. М.З Шагал. Рай. 1960-1966. Х., м. 198 х 288. НММШ.
9. М.З Шагал. Изгнание Адама и Евы из рая. 1960-1966. Х., м. 190,5 х 283,5. НММШ.
10. М.З Шагал. Ноев ковчег. 1960-1966. Х., м. 236 х 234. НММШ.
11. М.З Шагал. Ной и радуга. 1960-1966. Х., м. 120,5 х 292,5. НММШ.
12. М.З Шагал. Авраам и три ангела. 1960-1966. Х., м. 190 х 292. НММШ.
13. М. З Шагал. Авраам приносит в жертву своего сына. 1960-1966. Х., м. 230,5 х 235. НММШ.
14. М. З Шагал. Сон Иакова. 1960-1966. Х., м. 195 х 278. НММШ.
15. М.З Шагал. Борьба Иакова с Ангелом. 1960-1966. Х., м. 251 х 205. НММШ.
16. М. З Шагал. Моисей перед Неопалимой купиной. 1960-1966. Х., м. 195 х 312. НММШ.
17. М. З Шагал. Моисей высекает воду из скалы. 1960-1966. Х., м. 137 х 232. НММШ.
18. М. З Шагал. Моисей получает скрижали завета. 1960-1966. Х., м. 237 х 233. НММШ.
19. М. З Шагал. Песнь песней I. 1960. Бумага, наклеенная на холст, м. 146,5 х 171,5. НММШ.
20. М. З Шагал. Песнь песней II. 1957. Бумага, наклеенная на холст, м. 139 х 164. НММШ.
21. М. З Шагал. Песнь песней III. 1960. Бумага, наклеенная на холст, м. 149 х 210. НММШ.
22. М. З Шагал. Песнь песней IV. 1958. Бумага, наклеенная на холст, м. 144,5 х 210,5. НММШ.
23. М. З Шагал. Песнь песней V. 1965-1966. Бумага, наклеенная на холст, м. 150 х 226. НММШ.