Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Работа №73843

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический обзор исследований временной перспективы личности
1.1 Исследование временной перспективы личности в зарубежной
психологической науке 6
1.2 Современные подходы к изучению временной перспективы личности 7
1.3 Влияние возрастных и психологических особенностей студенческого
возраста на формирование временной перспективы 15
1.4 Особенности проявления временной перспективы у студентов ВУЗов в
исследованиях отечественной психологической науки 18
1.5 Роль психологического будущего в структуре временной перспективы у
современных студентов 19
Выводы по главе 1 23
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей временной
перспективы современных студентов ВУЗов 26
2.1 Организация, этапы и методы исследования психологических особенностей
временной перспективы современных студентов ВУЗов 26
2.2 Описание и анализ результатов исследования психологических
особенностей временной перспективы студентов ВУЗов г. Уфы 28
2.2.1 Анализ по U-критерию Манна-Уитни особенностей временной
перспективы в студенческом возрасте на основе двух групп студентов 1-2 курсов и студентов 3-4 курсов ВУЗов г. Уфы 35
2.2.2 Факторная структура соотношения особенностей временной перспективы
в студенческом возрасте на основе двух групп студентов 1-2 курсов и студентов 3-4 курсов 40
2.3 Рекомендации по оптимизации временной перспективы для современных студентов ВУЗов 48
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения

В настоящее время в психологии наблюдается возросший интерес к проблеме временной перспективы личности. Увеличение объема перерабатываемой информации современным индивидом, ускорение темпа жизни, а также насущная необходимость постоянно приспосабливаться к стремительно изменяющемуся миру, вновь дало толчок к более глубокому изучению особенностей временной перспективы. Это связано с проблемой молодежи валюативно распоряжаться своим временем, разумно выстраивать временную перспективу, создавать, наполненные личностным смыслом, цели в ближайшем и отдаленном будущем. Своеобразием психологического изучения времени является его разноаспектность. Временная перспектива представляет собой мысленные представления личных осознаваемых перспектив, проектов, устремлений, притязаний, опасений, так или иначе связанных с прошлым, настоящим или будущим.
По мнению Курта Левина, временная перспектива представляет собой, соответствующие моменту представления человека о своем будущем, настоящем и прошлом. Само изменение перспективы представляет собой масштабирование: от настоящего к будущему, планирование, начиная от ближайших - на несколько дней, до удаленных в несколько лет. В структурообразовании временной перспективы осуществляется разделение будущих идеальных и реальных целей. Таким образом, у человека выстраивается план. Этот план позволяет структурировать временную перспективу, учитывая при ее организации как идеальные цели и ценности, так и их осуществимость.
Сегодня практическая психология помогает человеку развивать действенное отношение к будущему, с учетом личного позитивного опыта прошлого и настоящего. Позволяет формировать умения планировать свою жизнь, дает возможность брать под свой контроль будущие события, вырабатывать стратегическое мышление.
Вопрос об исследовании временной перспективы личности приобретают особую значимость применительно к студенческому периоду жизни в связи с тем, что именно в данный период идет активное совершенствование данного образования. Изыскания, проведенные в этой работе, позволяют дополнить и обобщить существующие теоретические и эмпирические исследования, взглянуть на данный вопрос свежим взглядом.
Цель исследования - выявить особенности временной перспективы студентов.
Исходя из цели исследования целесообразно решение следующих задач:
- подбор адекватных, заявленной теме исследования, методик;
-выявление психологических особенностей временной перспективы у студентов;
-анализ полученных результатов и формулирование выводов;
- рекомендации студентам по оптимизации временной перспективы.
В качестве методов исследования использовались:
1) теоретические - анализ психолого - педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;
2) эмпирические:
-тест оценки жизненной и временной перспективы личности, в адаптации Н.И.Никольской;
-опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, в адаптации А. Сырцовой и коллег;
-шкала временных установок Ж. Нюттена;
3) методы статистической обработки данных:
-тест Шапиро—Уилка;
-расчет непараметрического критерия Манна-Уитни;
-факторный анализ.
Объект исследования: временная перспектива личности.
Предмет исследования: особенности временной перспективы у современных студентов.
Гипотеза исследования: студенты 1-2 курсов в преобладающем большинстве имеют краткосрочную перспективу, связанную с гедонистическим настоящим и текущими учебными задачами, а студенты 3-4 курсов имеют пролонгированную временную перспективу, связанную с личной реализацией во взрослости.
Теоретико-методологическую основу работы составляют принципы:
-культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский);
-деятельностной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
-культурно-деятельностной методологии и психологии;
-деятельностно-смысловой подход как динамическая парадигма в культурно-деятельностной психологии (А.Г. Асмолов, И.В. Абакумова, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед- Эминов, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, Ю.К. Стрелков и др.);
-теория психологического пространства и временной перспективы Курта Левина;
-мотивационный подход к изучению временной перспективы будущего Ж. Нюттена;
-концепция временной перспективы Ф. Зимбардо;
-событийный подход Е. И. Головаха и А. А. Кроник и др.;
-положения подходов к изучению юношеского периода личности (Л.И. Божович, А.А. Кроник, И.С. Кон и др.).
База исследования: эмпирическое исследование проводилось с декабря 2018 года по май 2019 года. В декабре 2018 года на базе экологического факультета Башкирского Нефтяного Государственного Университета, в апреле - мае 2019 года на базе филологического факультета Башкирского Государственного Университета, в мае 2019 на базе экономического факультета Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета города Уфы. В исследовании приняли участие студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов. Количество людей, принявших участие в исследовании - 90, в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет.
Научная значимость исследования связана с тем, что на сегодняшний день происходит интенсивное изучение временной перспективы личности. Данная работа позволит дополнить и систематизировать особенности временной перспективы и временной установки в студенческом возрасте, а также выявить их специфику в процессе обучения. Изучение данного вопроса необходимо для оценки личностно-профессионального развития будущего специалиста, и выявления специфики ценностного осмысления и формирования личной жизненной позиции в период освоения профессии.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога по формированию и расширению временной перспективы у студентов, в проведении тренинговых и консультативных занятий.
Александрова Ольга Вячеславовна приняла участие в Международной научно-практической конференции, прошедшей в городе Уфа, 7-8 декабря 2018 года, по результатам которой была опубликована статья: Сафронова Е.В., Александрова О.В. «Проблемы современной семьи» в сборнике «Семья- территория психологической безопасности».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка используемой литературы (всего 50 источников), 10 рисунков, 6 таблиц, а также 6 приложений, изложена на 75 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение в ВУЗе является достаточно продолжительным этапом в жизни современной молодежи. В этот важный период времени основным видом активности является учебно-профессиональная деятельность, в которой закладывается фундамент для будущей профессиональной реализации индивида. Особую значимость приобретает изучение временной перспективы в студенческом возрасте, когда репрезентация своего будущего, осмысление прошлого, моделирование своего жизненного пути, является базисом жизненной самоидентификации, оказывает существенное влияние на последующие значимые выборы человека. Построение временной перспективы представляет собой выставление поэтапных целей, создание маршрутов их достижения, а также саморефлексию смысла целедостижения. Временная перспектива личности, ее глубина, широта и дальность зависят от личности, от её общественной и консциентальной деятельности и уровня сформированности.
В этой связи нами было организовано исследование по выявлению психологических особенностей временной перспективы студентов 1-2 и 3-4 курсов ВУЗов города Уфы. В основу исследования была положена гипотеза о том, что студенты 1-2 курсов в преобладающем большинстве имеют краткосрочную перспективу, связанную с гедонистическим настоящим и текущими учебными задачами, а студенты 3-4 курсов имеют пролонгированную временную перспективу, ориентированную на будущее и связанную с личной реализацией во взрослости.
Исследование проводилось с декабря 2018 года по апрель2019 года. В декабре 2018 года на базе экологического факультета Башкирского Нефтяного Государственного Университета, в марте 2019 года на базе филологического факультета Башкирского Государственного Университета, в апреле 2019 на базе экономического факультета Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета города Уфы. Исследованию были подвергнуты студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов. Количество людей, принявших участие в исследовании, - 90, из которых девушек-65 человек и юношей-25 человек в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет.
Исходя из данных, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
-современные студенты ВУЗа в целом имеют сбалансированную временную перспективу с тенденцией позитивной реконструкцией прошлого, гедонистического настоящего и общей ориентацией на будущее;
-молодежи свойственно стремление к целям и также стремление к получению удовольствия, наслаждения в настоящем.
Это во многом обусловлено возрастным аспектом и соответствует норме. Психологические различия во временной перспективе между двумя группами студентов состоят в том, что студентов 1-2 курсов отличает ведущая роль гедонистического настоящего и повышенная эмоциональность отношения к прошлому. У студентов 3-4 курсов отмечается высокий уровень представленности в сознании мыслей о своем будущем, о предстоящем выборе профессии и т. д. Ими приобретаются навыки организации своего времени и постановки целей, а также у них возрастает значимость достижения поставленных целей. Студенты 3-4 курсов обычно задумываются о создании семьи и построении карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. В этот период преобладающий способ мышления переходит от инсайтов к настойчивости, дисциплинированности, контролируемому экспериментированию и целенаправленности.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская, - М.: Мысль, 1991.- 299 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности.// Психология личности и образ жизни. Под ред. Шороховой Е. В. М., 1987. - С.137-145.
3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста/ Б.Г. Ананьев //Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - 280 с.
4. Арестова О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Психология. 1999. № 3. - С. 64-75.
5. Бегидова С. Н., Хазова С. А., Бегидов В. С. Личностные качества конкурентоспособного социального работника // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3. Педагогика и психология. 2013. Вып. 3 (123). - С.11-16.
6. Белановская О.В. Будущее во временной перспективе у студентов /
О.В. Белановская // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. - 2013. № 2 (24). - С. 32 - 41.
7. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. № 3. - С. 34 - 47.
8. Будников М.Ю. Хранитель времени: к 85-летию Филиппа Зимбардо // Медицинская психология в России. - 2018. T. 10, № 2. - C. 1.
doi: 10.24411/2219-8245-2018-12011
9. Вечканова Е. М. К вопросу о специфике временной перспективы лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях // Личность в экстремальных условиях: сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. А. В. Серый,
М. С. Яницкий; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. Вып. 2. - С. 119 - 125.
10. Вечканова Е. М., Неяскина Ю. Ю. Особенности временной перспективы личности при различных типах актуального смыслового состояния// Вестник КРАУНЦ. 2011. № 2(18). - С. 167 - 178.
11. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла//Учебное пособие-М.: Издательство Флинта, НОУ ВПО «МПСИ» 2012. - С. 5
12. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. - 209 с.
13. Енькова Л. П. Структура и содержание временной компетентности в контексте психолого-педагогического образования // Вектор науки ТГУ 2011. № 4 (7). С. 97-100.
14. Жданова С.Ю. Особенности представлений о будущем у лиц студенческого возраста// [Текст] / С. Ю. Жданова // Вестник Пермского университета. 2009. - Вып. 6 (32). Серия: Унив. образование. - С. 151-157.
15. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 118 с.
16. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - Спб.: Речь, 2010. - 352 с.
17. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. - 371с.
18. Кошельская Т.В. // Содержание понятия «временная перспектива личности»// Т.В. Кошельская // Инновационная наука - 2016-№1 - С. 256 - 260.
19. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. / А.А. Кроник // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 149 - 152.
20. Кузьмина О. В. Типологические особенности временной компетентности личности // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 1. - С. 30 - 36.
21. Купчигина И. М., Недбаева К. М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях // Молодой ученый. - 2017. - №48. - С. 156 - 158.
URLhttps://moluch.ru/archive/182/46852
22. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - С. 304.
23. Леснянская Ж.А. Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников// Актуальные проблемы общей психологии //Учёные записки ЗабГУ. 2015. № 5 (64). - С.104 - 109.
24. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
25. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст]/ Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал 2008. т. 29, №4. - С. 54 - 65.
26. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии / О.В. Митина, А. Сырцова //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - №4. - С. 67 - 90.
27. Молокостова A. M. Жизненные цели студентов в связи с профессиональным самоопределением // Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. M.: Смысл, 2004. - С. 155-156.
28. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия. 2004. - 456 с.
29. Недбаева К. М. Взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения в юношеском возрасте// Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017. - С. 349 - 354.
30. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.- 688 с.
31. Неяскина Ю. Ю., Мазуркевич А. В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. 2014. № 1(23). - С. 94—105.
32. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2008. - 608 с.
33. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально ценностная система М. 1991. - 110 с.
34. Проконич О.А. Взаимосвязь характеристик временной перспективы личности студентов ВУЗа со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения// Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3. - С.117-122.
35. Проконич О.А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов ВУЗА в процессе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №1(45) 2015. - С. 207 - 219.
36. Савлакова Н. М., Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы / Н.М. Савлакова // Философия и социальные науки.- 2010. - №3. - С. 18-24.
38. Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
39. Серый А.В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности// Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) т. 3.- С. 238-247.
40. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия [Текст]/ М. В. Соколова. Второе издание. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 22 с.
41. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук - Москва, 2008. -317 с.
42. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. №2. - С. 41 - 54.
43. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. №1. C. 85 - 106.
44. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. т. 29. №3.- С. 101-109.
45. Ткаченко В. Использование проективных методик в изучении целепологания // Культура народов Причерноморья. 2005. №58. - С.103-107.
46. Уваров Е.А. Влияние осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы современной молодежью// Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2017. т. 3. вып. 1 (9). - С. 66 - 75.
47. Усова Е.Б. Возрастная психология [Текст]/ Е.Б. Усова-Минск: Изд-во МИУ. 2010. - 220 с.
48. Хекхаузен. Х. Мотивация и деятельность. СПб.: М.: Смысл, 2003. - 860 с.
49. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
50. Юдин С.А. Взаимосвязь показателей самоорганизации учебной деятельности студентов ВУЗА и временной перспективы// Вестник Кемеровского государственного университета 2016 № 2. - С.151-155

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ