ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ ВАЛУЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА
ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ НА ВАЛУЙСКОМ ТАМОЖЕННОМ
ПОСТУ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ
31
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА
ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ НА ВАЛУЙСКОМ ТАМОЖЕННОМ
ПОСТУ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ
31
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИМПОРТОМ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность темы дипломного исследования. Транспортная железнодорожная система России изначально создавалась в первую очередь для нужд граждан страны (например грузовладельцев), государства, различных производственных и иных отраслей с целью обеспечения ускоренной и качественной, кроме того безопасной и недорогой перевозки грузов.
Железнодорожный транспорт имеет большое значение для ускорения товарооборота. Популярность использования железнодорожного транспорта обусловлена сравнительно невысокой себестоимостью перевозок, высокой скоростью доставки грузов, особенно тяжеловесных грузов, на большие расстояния. Также железнодорожный транспорт выгоден тем, что транспортировка грузов возможна при любых погодных условиях. Высокая значимость железнодорожного транспорта для России характеризуется тем, что Российская Федерация обладает весьма большой протяженностью, и поэтому транспортировка грузов по железной дороге является наиболее безопасным, экономичным и удобным; железнодорожный транспорт обеспечивает максимальную сохранность грузов и является самым доступным транспортом и т.д.
Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, как правило, предусматривает таможенный контроль. На сегодняшний день таможенный контроль исполняется в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. «Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций» .
«Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, которые предпринимаются для обеспечения процессов соблюдения таможенного законодательства» .
Проведение таможенного контроля должно обеспечить:
- создание условий, необходимых для ускорения
внешнеэкономического оборота;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д.;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Российской Федерации и другое.
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы контролируют деятельность подконтрольных субъектов, получают сведения о выполнении ими предписаний, анализируют ее, предупреждают и выявляют неправомерные деяния в сфере внешней торговли.
Формы таможенного контроля могут применяться в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в пределах таможенной территории ТС.
Для того чтобы эффективность таможенного контроля за
перемещением товаров на железнодорожном транспорте через таможенную границу Таможенного союза оставалась на высоком уровне, необходимо совершенствование информационных технологий для целей взаимодействия
между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
Имеющаяся система взаимодействия государственных органов и участников ВЭД является малоэффективным и требует совершенствования. Применительно к железнодорожным перевозкам отсутствие эффективного механизма взаимодействия проявляется в простоях транспорта на границе, использование в большей степени «бумажных» форм документов в целях реализации государственного контроля и т. д.
Итак, перевозка товаров железнодорожным транспортом выгодна и с экономической и с практической стороны, т.е. соотношение цены и времени является самым главным достоинством перевозки грузов вагонами в отличие от других видов грузоперевозок. Но, несмотря на то, что железнодорожные перевозки являются распространенными и выгодными на территории Российской Федерации, имеются все же определенные трудности при таможенном контроле за железнодорожными перевозками, например недостаточное информационное взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что данная тема раскрыта лишь частично и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.
Степень разработанности темы. Вопросы осуществления таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом освещалась многими авторами, в том числе П.Н. Афониным, А.П. Джабиевым, В.В. Покровской, Ю.Н. Самолаевым, С.В. Сенотрусовой и др .
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом и малой разработанностью способов решения данной проблемы. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению качества работы таможенных органов и результативности таможенного контроля.
Объектом дипломного исследования является таможенный контроль за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
В качестве предмета исследования выступает осуществление порядка таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом на примере Валуйского таможенного поста Белгородской таможни.
Цель исследования - разработать рекомендации по повышению качества таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Исходя из поставленной цели исследования, выделим следующие задачи:
- изучить теоретические основы таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом;
- проанализировать практику осуществления таможенного контроля импортируемых сырьевых товаров железнодорожным транспортом на примере Валуйского таможенного поста Белгородской таможни;
- предложить совершенствование таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают положения системного подхода, которые изложены в исследованиях российских и зарубежных ученых: В.В. Макрусев, Д.Г. Зеркин, М.А. Месяц , О.Ч. Синкевич и др., и позволившего рассмотреть таможенный контроль за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом как систему, модифицирующуюся в следствие взаимодействия отдельных компонентов с внешней средой.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного, сравнительного анализа, наблюдения. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования включает в себя: Таможенный кодекс Таможенного союз , Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311- ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ , Приказ от 1 июня 2011 г. № 1157 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом» и т.д.
Научно-практическая значимость. Проведенный в данном исследовании анализ позволит расширить знания о правовых основах и об особенностях осуществления таможенного контроля на Валуйском таможенном посту Белгородской таможни за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Исследование содержит основные рекомендации по
совершенствованию таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, которые позволят обеспечить эффективность таможенного контроля и ускорить процесс проведения таможенного контроля на Валуйском таможенном посту Белгородской таможни.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Железнодорожный транспорт имеет большое значение для ускорения товарооборота. Популярность использования железнодорожного транспорта обусловлена сравнительно невысокой себестоимостью перевозок, высокой скоростью доставки грузов, особенно тяжеловесных грузов, на большие расстояния. Также железнодорожный транспорт выгоден тем, что транспортировка грузов возможна при любых погодных условиях. Высокая значимость железнодорожного транспорта для России характеризуется тем, что Российская Федерация обладает весьма большой протяженностью, и поэтому транспортировка грузов по железной дороге является наиболее безопасным, экономичным и удобным; железнодорожный транспорт обеспечивает максимальную сохранность грузов и является самым доступным транспортом и т.д.
Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, как правило, предусматривает таможенный контроль. На сегодняшний день таможенный контроль исполняется в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. «Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций» .
«Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, которые предпринимаются для обеспечения процессов соблюдения таможенного законодательства» .
Проведение таможенного контроля должно обеспечить:
- создание условий, необходимых для ускорения
внешнеэкономического оборота;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д.;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Российской Федерации и другое.
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы контролируют деятельность подконтрольных субъектов, получают сведения о выполнении ими предписаний, анализируют ее, предупреждают и выявляют неправомерные деяния в сфере внешней торговли.
Формы таможенного контроля могут применяться в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в пределах таможенной территории ТС.
Для того чтобы эффективность таможенного контроля за
перемещением товаров на железнодорожном транспорте через таможенную границу Таможенного союза оставалась на высоком уровне, необходимо совершенствование информационных технологий для целей взаимодействия
между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
Имеющаяся система взаимодействия государственных органов и участников ВЭД является малоэффективным и требует совершенствования. Применительно к железнодорожным перевозкам отсутствие эффективного механизма взаимодействия проявляется в простоях транспорта на границе, использование в большей степени «бумажных» форм документов в целях реализации государственного контроля и т. д.
Итак, перевозка товаров железнодорожным транспортом выгодна и с экономической и с практической стороны, т.е. соотношение цены и времени является самым главным достоинством перевозки грузов вагонами в отличие от других видов грузоперевозок. Но, несмотря на то, что железнодорожные перевозки являются распространенными и выгодными на территории Российской Федерации, имеются все же определенные трудности при таможенном контроле за железнодорожными перевозками, например недостаточное информационное взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что данная тема раскрыта лишь частично и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.
Степень разработанности темы. Вопросы осуществления таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом освещалась многими авторами, в том числе П.Н. Афониным, А.П. Джабиевым, В.В. Покровской, Ю.Н. Самолаевым, С.В. Сенотрусовой и др .
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом и малой разработанностью способов решения данной проблемы. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению качества работы таможенных органов и результативности таможенного контроля.
Объектом дипломного исследования является таможенный контроль за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
В качестве предмета исследования выступает осуществление порядка таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом на примере Валуйского таможенного поста Белгородской таможни.
Цель исследования - разработать рекомендации по повышению качества таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Исходя из поставленной цели исследования, выделим следующие задачи:
- изучить теоретические основы таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом;
- проанализировать практику осуществления таможенного контроля импортируемых сырьевых товаров железнодорожным транспортом на примере Валуйского таможенного поста Белгородской таможни;
- предложить совершенствование таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают положения системного подхода, которые изложены в исследованиях российских и зарубежных ученых: В.В. Макрусев, Д.Г. Зеркин, М.А. Месяц , О.Ч. Синкевич и др., и позволившего рассмотреть таможенный контроль за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом как систему, модифицирующуюся в следствие взаимодействия отдельных компонентов с внешней средой.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного, сравнительного анализа, наблюдения. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования включает в себя: Таможенный кодекс Таможенного союз , Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311- ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ , Приказ от 1 июня 2011 г. № 1157 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом» и т.д.
Научно-практическая значимость. Проведенный в данном исследовании анализ позволит расширить знания о правовых основах и об особенностях осуществления таможенного контроля на Валуйском таможенном посту Белгородской таможни за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Исследование содержит основные рекомендации по
совершенствованию таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, которые позволят обеспечить эффективность таможенного контроля и ускорить процесс проведения таможенного контроля на Валуйском таможенном посту Белгородской таможни.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Тема таможенного контроля считается одной из основных в сфере таможенного дела. Таможенный контроль в значительной мере определяет характер и содержание деятельности таможенных органов и считается значимым элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики.
Таможенный контроль предполагает осуществление действий должностных лиц таможенного органа в установленной последовательности и нацеленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств под определённой таможенной процедурой.
Производство таможенного оформления и таможенного контроля зависит от товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Одним из самых востребованных транспортных средств является железнодорожный транспорт. Поскольку перевозка товаров
железнодорожным транспортом выгодна и с экономической и с практической стороны, т.е. соотношение цены и времени является самым главным достоинством перевозки грузов вагонами в отличие от других видов грузоперевозок.
Что касается видов товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза железнодорожным транспортом, то основная доля принадлежит сырьевому товару.
Проведение таможенного контроля над сырьевыми товарами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, осуществляется с момента их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также с момента принятия таможенной декларации и до пересечения таможенной границы Таможенного союза в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу.
В результате нашего исследования мы выяснили, что основными формами таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом выступают проверка документов и сведений, таможенный осмотр и таможенный досмотр.
Проверка документов и сведений проводится в первую очередь, так как именно документы и содержащиеся в них сведения служат источником информации, которая может использоваться для выбора иных форм проведения таможенного контроля.
Далее, согласно принципу выборочности, проводится таможенный осмотр - это внешний визуальный осмотр сырьевых товаров, железнодорожного транспорта, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации сырьевых товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенных органов. И если выявлены нарушения или есть подозрения на данные нарушения, то таможенный орган, в зависимости от полномочий, на общих основаниях могут провести таможенный досмотр - это действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства или емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Все эти меры нужны с целью соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза, а также с целью защиты функционирования национальной экономики.
Один из самых крупных постов в структуре Федеральной таможенной службы является Валуйский Таможенный пост. Таможенный контроль и проведение таможенных операций в отношении импорта сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом на Валуйском таможенном посту осуществляет Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 3 (ОТО и ТК № 3).
Проанализировав деятельность ОТО и ТК № 3, мы выяснили, что в процессе таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, с каждым годом, начиная с 2013 и по 2015, объем ввозимых сырьевых товаров начал падать.
Кроме того, в ходе исследования дипломной работы, было установлено то, что причиной снижения динамики импортируемых сырьевых товаров железнодорожным транспортом на Валуйский ТП, имела возможность быть недостаточная разработанность информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Исходя из этого, основными направлениям совершенствования таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, можно выделить следующие:
1. расширение практики электронного декларирования;
2. развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрению информационно-технических средств;
3. развитие механизма «единого окна».
С целью формирования подходящих условий применения электронного декларирования необходимо развитие системы электронного
межведомственного взаимодействия и приобретение данных о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, следует завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов, внедрение которой должно увеличить эффективность таможенного контроля при их проверке и уменьшить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций, дальнейшему повышению качества таможенного администрирования следует осуществлять планомерную работу по развитию информационно- технического обеспечения таможенных органов. Совершенствование и развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов осуществляется с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.
В условиях роста трансграничных перемещений на первый план выходит поиск инструментов для упрощения таможенных формальностей. Механизм «единого окна» является одним из действенных инструментов упрощения процедур торговли, и потому данный вопрос сегодня активно обсуждается на различных площадках.
Основные направления развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности следующие: сближение подходов к развитию национальных механизмов единого окна, собственно саморазвитие национальных механизмов единого окна, гармонизация и унификация данных, то есть взаимное признание электронных документов, и организация информационного взаимодействия.
Таким образом, механизм «единое окно» позволит в автоматическом режиме обрабатывать однократно представленную информацию и запрашивать дополнительные сведения, только если какие-то необходимые данные не были представлены ранее либо они недостаточны.
Таким образом, для того чтобы достичь развития основных направлений совершенствования необходимо выполнить следующие рекомендации:
- содействие в совершенствовании процедур пересечения границы на основе укрепления взаимодействия с таможенными и пограничными органами за счет активного применения информационных технологий в целях создания условий для ускорения пропуска грузовых поездов при пересечении государственных границ;
- разработку технических и организационных мер по повышению качества услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, предусматривающих сохранность и качество перевозимых грузов;
- развитие информационных технологий на железнодорожном транспорте. Совершенствование общего информационного пространства;
- информационные технологии должны обеспечить эффективную поддержку реализации основных направлений сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта.
Таможенный контроль предполагает осуществление действий должностных лиц таможенного органа в установленной последовательности и нацеленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств под определённой таможенной процедурой.
Производство таможенного оформления и таможенного контроля зависит от товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Одним из самых востребованных транспортных средств является железнодорожный транспорт. Поскольку перевозка товаров
железнодорожным транспортом выгодна и с экономической и с практической стороны, т.е. соотношение цены и времени является самым главным достоинством перевозки грузов вагонами в отличие от других видов грузоперевозок.
Что касается видов товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза железнодорожным транспортом, то основная доля принадлежит сырьевому товару.
Проведение таможенного контроля над сырьевыми товарами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, осуществляется с момента их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также с момента принятия таможенной декларации и до пересечения таможенной границы Таможенного союза в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу.
В результате нашего исследования мы выяснили, что основными формами таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом выступают проверка документов и сведений, таможенный осмотр и таможенный досмотр.
Проверка документов и сведений проводится в первую очередь, так как именно документы и содержащиеся в них сведения служат источником информации, которая может использоваться для выбора иных форм проведения таможенного контроля.
Далее, согласно принципу выборочности, проводится таможенный осмотр - это внешний визуальный осмотр сырьевых товаров, железнодорожного транспорта, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации сырьевых товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенных органов. И если выявлены нарушения или есть подозрения на данные нарушения, то таможенный орган, в зависимости от полномочий, на общих основаниях могут провести таможенный досмотр - это действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства или емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Все эти меры нужны с целью соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза, а также с целью защиты функционирования национальной экономики.
Один из самых крупных постов в структуре Федеральной таможенной службы является Валуйский Таможенный пост. Таможенный контроль и проведение таможенных операций в отношении импорта сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом на Валуйском таможенном посту осуществляет Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 3 (ОТО и ТК № 3).
Проанализировав деятельность ОТО и ТК № 3, мы выяснили, что в процессе таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, с каждым годом, начиная с 2013 и по 2015, объем ввозимых сырьевых товаров начал падать.
Кроме того, в ходе исследования дипломной работы, было установлено то, что причиной снижения динамики импортируемых сырьевых товаров железнодорожным транспортом на Валуйский ТП, имела возможность быть недостаточная разработанность информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Исходя из этого, основными направлениям совершенствования таможенного контроля за импортом сырьевых товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, можно выделить следующие:
1. расширение практики электронного декларирования;
2. развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрению информационно-технических средств;
3. развитие механизма «единого окна».
С целью формирования подходящих условий применения электронного декларирования необходимо развитие системы электронного
межведомственного взаимодействия и приобретение данных о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, следует завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов, внедрение которой должно увеличить эффективность таможенного контроля при их проверке и уменьшить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций, дальнейшему повышению качества таможенного администрирования следует осуществлять планомерную работу по развитию информационно- технического обеспечения таможенных органов. Совершенствование и развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов осуществляется с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.
В условиях роста трансграничных перемещений на первый план выходит поиск инструментов для упрощения таможенных формальностей. Механизм «единого окна» является одним из действенных инструментов упрощения процедур торговли, и потому данный вопрос сегодня активно обсуждается на различных площадках.
Основные направления развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности следующие: сближение подходов к развитию национальных механизмов единого окна, собственно саморазвитие национальных механизмов единого окна, гармонизация и унификация данных, то есть взаимное признание электронных документов, и организация информационного взаимодействия.
Таким образом, механизм «единое окно» позволит в автоматическом режиме обрабатывать однократно представленную информацию и запрашивать дополнительные сведения, только если какие-то необходимые данные не были представлены ранее либо они недостаточны.
Таким образом, для того чтобы достичь развития основных направлений совершенствования необходимо выполнить следующие рекомендации:
- содействие в совершенствовании процедур пересечения границы на основе укрепления взаимодействия с таможенными и пограничными органами за счет активного применения информационных технологий в целях создания условий для ускорения пропуска грузовых поездов при пересечении государственных границ;
- разработку технических и организационных мер по повышению качества услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, предусматривающих сохранность и качество перевозимых грузов;
- развитие информационных технологий на железнодорожном транспорте. Совершенствование общего информационного пространства;
- информационные технологии должны обеспечить эффективную поддержку реализации основных направлений сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта.



