РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Конструирование как один из видов продуктивных видов деятельности: понятие, виды, особенности 16
1.3. Педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ) 39
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Конструирование как один из видов продуктивных видов деятельности: понятие, виды, особенности 16
1.3. Педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ) 39
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. Математическое развитие дошкольников - это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций (А.А. Столяр, А.В. Белошистая, Е.И. Щербакова). Элементарные математические представления являются средством математического развития дошкольников. Формирование и развитие математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Вопросам развития математических представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы следующих авторов: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Е.С. Демина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
Эффективным средством развития математических представлений у дошкольников считаются различные виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.). К
продуктивным видам деятельности относится конструирование. Оно интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Вопросами развития ребенка в продуктивных видах деятельности, в том числе конструирования занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова,
З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Оно основано на действенном развитии, а в развитии элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т. д).
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) и разработать методические рекомендации педагогам.
Объект исследования - процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
Гипотеза исследования - развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования будут способствовать следующие педагогические условия:
- повышать компетентность педагогов в использовании конструирования для развития математических представлений у детей;
- включать в содержание непосредственно образовательной деятельности по математике проблемно-игровые ситуации с использованием конструирования;
- обогащать математическую зону в развивающей предметно - пространственной среде группы детского сада различными конструкторами: тематическими, напольными, строительными, лего-конструкторами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть понятие, виды, особенности конструирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
4. Выявить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации для педагогов по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
Для исследования были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Центр развития ребенка» №57, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Вопросам развития математических представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы следующих авторов: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Е.С. Демина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
Эффективным средством развития математических представлений у дошкольников считаются различные виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.). К
продуктивным видам деятельности относится конструирование. Оно интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Вопросами развития ребенка в продуктивных видах деятельности, в том числе конструирования занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова,
З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Оно основано на действенном развитии, а в развитии элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т. д).
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) и разработать методические рекомендации педагогам.
Объект исследования - процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
Гипотеза исследования - развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования будут способствовать следующие педагогические условия:
- повышать компетентность педагогов в использовании конструирования для развития математических представлений у детей;
- включать в содержание непосредственно образовательной деятельности по математике проблемно-игровые ситуации с использованием конструирования;
- обогащать математическую зону в развивающей предметно - пространственной среде группы детского сада различными конструкторами: тематическими, напольными, строительными, лего-конструкторами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть понятие, виды, особенности конструирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
4. Выявить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации для педагогов по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
Для исследования были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Центр развития ребенка» №57, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Математическое развитие детей является важной задачей дошкольного образования, так как оно имеет существенное значение для умственного развития ребенка, влияет на развитие умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира. Под математическим развитием следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.М. Щербакова).
Проблемой математического развития, в том числе и развитием математических представлений, занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование и развитие математических представлений у воспитанников, что связано с их умственным развитие, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В теоретической главе нашего исследования мы раскрыли сущность понятий «математическое развитие» и «математические представления», проанализировали задачи образовательной области «Познавательное развитие» (математический аспект), рассмотрели формы, методы и средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Остановились на одном из таких средств - конструировании, которое условно делят на 2 группы: художественное и техническое. На основе анализа научной литературы нами были выделены педагогические условия, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 21 ребенок старшей группы МБДОУ д/с №57 г. Белгорода. Эксперимент состоял из одного этапа - констатирующего.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные А.В. Белошистой. Результаты диагностики показали, что высокий уровень выявлен у 2 детей (9,5%); нормальный уровень - у 11детей (52,4%); ниже среднего уровень - у 5 детей (23,8%); низкий уровень - у 3 детей (14,3%).
Также, в рамках констатирующего этапа нами было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления уровня компетентности педагогов в вопросах развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. В анкетировании принимали участие 4 воспитателя старшей группы МБДОУ д/с №57 г. Белгорода. Анкета не вызвала трудностей у педагогов, они активно используют конструирование в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в основном это тематические, напольные, строительные и лего-конструкторы.
На основе результатов нашего исследования мы дали методические рекомендации воспитателям, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем они могут быть использованы в практической деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Проблемой математического развития, в том числе и развитием математических представлений, занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование и развитие математических представлений у воспитанников, что связано с их умственным развитие, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В теоретической главе нашего исследования мы раскрыли сущность понятий «математическое развитие» и «математические представления», проанализировали задачи образовательной области «Познавательное развитие» (математический аспект), рассмотрели формы, методы и средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Остановились на одном из таких средств - конструировании, которое условно делят на 2 группы: художественное и техническое. На основе анализа научной литературы нами были выделены педагогические условия, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 21 ребенок старшей группы МБДОУ д/с №57 г. Белгорода. Эксперимент состоял из одного этапа - констатирующего.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные А.В. Белошистой. Результаты диагностики показали, что высокий уровень выявлен у 2 детей (9,5%); нормальный уровень - у 11детей (52,4%); ниже среднего уровень - у 5 детей (23,8%); низкий уровень - у 3 детей (14,3%).
Также, в рамках констатирующего этапа нами было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления уровня компетентности педагогов в вопросах развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. В анкетировании принимали участие 4 воспитателя старшей группы МБДОУ д/с №57 г. Белгорода. Анкета не вызвала трудностей у педагогов, они активно используют конструирование в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в основном это тематические, напольные, строительные и лего-конструкторы.
На основе результатов нашего исследования мы дали методические рекомендации воспитателям, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем они могут быть использованы в практической деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - ИКТ как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как средство развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016



