Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №73834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
571
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Конструирование как один из видов продуктивных видов деятельности: понятие, виды, особенности 16
1.3. Педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ) 39
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66


В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. Математическое развитие дошкольников - это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций (А.А. Столяр, А.В. Белошистая, Е.И. Щербакова). Элементарные математические представления являются средством математического развития дошкольников. Формирование и развитие математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Вопросам развития математических представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы следующих авторов: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Е.С. Демина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
Эффективным средством развития математических представлений у дошкольников считаются различные виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.). К
продуктивным видам деятельности относится конструирование. Оно интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Вопросами развития ребенка в продуктивных видах деятельности, в том числе конструирования занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова,
З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Оно основано на действенном развитии, а в развитии элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т. д).
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования) и разработать методические рекомендации педагогам.
Объект исследования - процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
Гипотеза исследования - развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования будут способствовать следующие педагогические условия:
- повышать компетентность педагогов в использовании конструирования для развития математических представлений у детей;
- включать в содержание непосредственно образовательной деятельности по математике проблемно-игровые ситуации с использованием конструирования;
- обогащать математическую зону в развивающей предметно - пространственной среде группы детского сада различными конструкторами: тематическими, напольными, строительными, лего-конструкторами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть понятие, виды, особенности конструирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
4. Выявить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации для педагогов по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на примере конструирования).
Для исследования были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Центр развития ребенка» №57, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Математическое развитие детей является важной задачей дошкольного образования, так как оно имеет существенное значение для умственного развития ребенка, влияет на развитие умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира. Под математическим развитием следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.М. Щербакова).
Проблемой математического развития, в том числе и развитием математических представлений, занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование и развитие математических представлений у воспитанников, что связано с их умственным развитие, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В теоретической главе нашего исследования мы раскрыли сущность понятий «математическое развитие» и «математические представления», проанализировали задачи образовательной области «Познавательное развитие» (математический аспект), рассмотрели формы, методы и средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Остановились на одном из таких средств - конструировании, которое условно делят на 2 группы: художественное и техническое. На основе анализа научной литературы нами были выделены педагогические условия, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 21 ребенок старшей группы МБДОУ д/с №57 г. Белгорода. Эксперимент состоял из одного этапа - констатирующего.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные А.В. Белошистой. Результаты диагностики показали, что высокий уровень выявлен у 2 детей (9,5%); нормальный уровень - у 11детей (52,4%); ниже среднего уровень - у 5 детей (23,8%); низкий уровень - у 3 детей (14,3%).
Также, в рамках констатирующего этапа нами было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления уровня компетентности педагогов в вопросах развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. В анкетировании принимали участие 4 воспитателя старшей группы МБДОУ д/с №57 г. Белгорода. Анкета не вызвала трудностей у педагогов, они активно используют конструирование в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в основном это тематические, напольные, строительные и лего-конструкторы.
На основе результатов нашего исследования мы дали методические рекомендации воспитателям, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем они могут быть использованы в практической деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.


1. Атаханов Р. Уровни развития математического мышления / Р. Атаханов / Под ред. В.В.Давыдова. - Душанбе, 1993. - 174 с.
2. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 6-17.
3. Белошистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания / А.В. Белошистая // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С. 31-38.
4. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика): Автореф. дис. ... д-ра пед. Наук / А.В. Белошистая. - М., 2003. - С. 1
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики /А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400с.
6. Белошистая А.В. О диагностике математического развития детей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. С. 11-18.
7. Браташ Э.Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Э.Е. Браташ // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5 - С. 2.
8. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский - М., 1985. - 96с.
9. Бурачевская О.В. Формирование пространственных
представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015.- №2. - С.55-57.
10. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2000. №1. - С. 7-11.
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Питер,
2013. - 464 с.
12. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1976. - 790 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М., 1986. - 240 с.
14. Демина Е.С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. Дисс. канд. пед. наук / Е.С. Демина. - Барнаул,
1999. - 248 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.:
Детство Пресс, 2014. - 352 с.
16. Зязюн И.А. Онтология педагогического творчества / И.А.Зязюн// Педагогическая техника. - 2014. - С. 154-156.
17. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М., 1981. - 200 с.
18. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
19. Колесникова Е.В Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова, 2017. - 112 с.
20. Колягин Ю.М. Русская школа математического образования / Ю.М. Колягин. - М., 2001. - 318 с.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 168 с.
22. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе:
Теоретико-методологический аспект тема дис. и автореф. д.п.н. / В.Н.
Кругликов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет,
2000. - 424 с.
23. Крутецкий В.А. Психология математических способностей / А.В. Крутецкий. - М., 1968. - 432 с.
24. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 240 с.
25. Куцакова Л.В. Занятие по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 64с.
26. Леушина А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.:
Просвещение, 1974. - 368 с.
27. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя
дет.сада / З.В. Лиштван. - М., 2001. - 159 с.
28. Лучкина Т.В. Конспект работы с родителями в форме
родительского клуба по формированию математических представлений детей с помощью ЛЕГО конструирования. 2016. URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2016/09/10/konspekt-raboty-s-roditelyami-v- forme (дата обращения: 11.04.2018).
29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2009. - 168 с.
30. Микляева Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебник / Н.В. Микляева. - М.: Академия, 2015. - 352с.
31. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Ю.В. Ярова. - М.: Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2005. - 93 с.
32. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, А.М. Вербенец. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 384 с.
33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М., 1981. - 240 с.
34. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. - М., 1992. - 160 с.
35. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / В.В. Нестеров, А.С. Белкин. - Екатеринбург, 2013. - 186 с.
36. Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 48 с.
37. Новикова В.П. Авторская парциальная программа «Математика в детском саду» / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 94 с.
38. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез,
2014. - 368 с.
39. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование / Л.А. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - С.76-84.
40. Парамонова Л.А., Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
41. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
42. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С.16-19.
43. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
44. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д Рихтерман. - М., 1991. - 45 с.
45. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А.А. Смоленцева, О.В. Суворова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
46. Столяр, А.А. Формировние элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
47. Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / О.В. Суворова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 112 с.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология/ Г.А. Урунтаева. - М., 2010. - 368 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
50. Фешина Е. Лего-конструирование в детском саду / Е. Фешина. - М.: Сфера, 2016. - 136с.
51. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 88 с.
52. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О.А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя . - 2014. - №3. - С.4.
53. Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Е.В. Шаталова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005. - 75 с.
54. Щербакова Е.И., Фунтикова О.А. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели / Е.И. Щербакова, О.А. Фунтикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - №7.
55. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 392 с.
56. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 2004. - 150 с.
57. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 362 с.
58. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ