ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КРИТЕРИИ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА НА САМОИЗМЕНЕНИЕ 12
1.1 ПОНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.2 УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА НА САМОИЗМЕНЕНИЕ 17
1.3 ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА НА САМОИЗМЕНЕНИЕ 22
1.4 СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ
СТАНОВЛЕНИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ 26
1.5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СОВМЕСТНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 32
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВЫБОРКИ 32
2.2 МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА .... 33
2.3 ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 34
2.3.1 Поисковая активность: исходный уровень 34
2.3.2. Учебное действие оценки: исходный уровень 38
2.4 ДИНАМИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В 1 - 3 КЛАССАХ 44
2.5 ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ ДЕТЕЙ В 1 - 3 КЛАССАХ 50
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ИСХОДНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ 63
2.6.1 Внутренняя позиция школьника 63
2.6.2 Когнитивно - деятельностная сторона школьной готовности ....68
2.6.3 Интеллектуальное развитие 78
2.6.4 Учебная успешность 82
2.6.5 Уровень школьной тревожности 84
2.6.6 Эмоциональное благополучие 91
2.6.7 Познавательная направленность 94
2.6.8 Самооценка 97
2.6.9 Социометрический статус 106
2.7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОИСКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 111
3.1. УЧЕБНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОВМЕСТНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 112
3.2. ГИПОТЕЗА ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТКРЫТОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ВКЛЮЧЕНИЯ
В УЧЕБНОЕ СООБЩЕСТВО 124
3.3 СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 127
3.4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
ВЫВОДЫ 147
БИБЛИОГРАФИЯ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК, ПО КОТОРЫМ БЫЛИ ОБСЛЕДОВАНЫ УЧАСТВОВАВШИЕ В ЛОНГИТЮДЕ УЧАЩИЕСЯ В 1999/2003 УЧ.
ГОДАХ 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАМЯТКА ЭКСПЕРТАМ, ОЦЕНИВАЮЩИМ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ НЕШКАЛИРОВАННЫХ
"ЛИНЕЕЧЕК" 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. БЛАНК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 164
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО УРОВНЮ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
(ПА) 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ДИКТАНТ»,
(ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, 5 КЛАСС) 166
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ИНДЕКСА
ТРЕВОЖНОСТИ (ИТ) 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ДАННЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ОСНОВАНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПО РИСУНОЧНОМУ ТЕСТУ
«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» (ЦВЕТНОЙ) 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПО КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ,
МЕТОДИКА В.С.ЮРКЕВИЧ 173
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. БЛАНК МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ПОКАЗАТЕЛИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО - РУБИНШТЕЙН, СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО КАЖДОЙ ГРУППЕ 180
Актуальность темы исследования. Умение учить себя самостоятельно, то есть по собственной инициативе изменять (расширять, преобразовывать) свои знания и умения, возглавляет сегодня список умений, которыми должен обладать выпускник школы. В умении учить, изменять самого себя, выделяются две составляющие. (1) Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться. (2) Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться (В.В. Давыдов, Г.А.Цукерман). Обе составляющие умения учиться культивируются средствами учебной деятельности, успешность их формирования и развития зависит от степени субъектной включенности ребенка в учебную деятельность.
Ни один первоклассник не садится за парту готовым субъектом предстоящей учебной деятельности, однако все дети, приходящие в школу, располагают значительным опытом субъектного поведения, приобретенным в дошкольных видах деятельности. У каждого ребенка этот опыт уникален, он может, как способствовать, так и препятствовать включению ребенка в совместную учебную деятельность. Задача учителя - обеспечить всем детям возможность субъектного участия в учебной деятельности, новообразованием которой является умение учиться. Для решения этой задачи необходимы такие знания об индивидуально-типологических особенностях включения разных детей в совместную учебную деятельность, которые могут быть положены в основу педагогической практики. На поиск таких знаний и было направлено данное исследование.
5
Этот поиск был ограничен рамками младшего школьного возраста, где учебная деятельность существует в совместно-распределенной форме, а ее субъектом является класс как учебное сообщество, способное под руководством учителя ставить учебные задачи и искать способы их решения. Выделено два критерия субъектности в учении:
1. Умение (или способность) отделять известное от неизвестного, определять наличие или отсутствие средств и способов действия в новой ситуации. В структуре учебной деятельности это умение называется действием оценки.
2. Поиск способа решения новой задачи, проявляющийся прежде всего в детских догадках о природе неизвестного (искомого) способа действия и в вопросах - запросах на доопределение новой учебной задачи.
Объект исследования: практика формирования учебной деятельности у младших школьников.
Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности включения в учебную деятельность младших школьников с разным исходным уровнем развития действия оценки и поисковой активности.
Цели данного исследования:
(а) найти основания педагогических действий по включению каждого ребенка в совместный поиск знаний и умений, недостающих для решения задач;
(б) понять, что способствует и что препятствует субъектному поведению младшего школьника в учебной деятельности класса;
(в) выявить в современной теории и практике организации учебной деятельности класса те дефициты, которые затрудняют включение в учебное сообщество детей с определенными индивидуально-типологическими особенностями.
6
Задачи исследования.
1. Выявить исходный уровень развития действия оценки и поисковой активности первоклассников.
2. Проследить становление действия оценки и поисковой активности младших школьников на протяжении всего начального обучения.
3. Выделить и описать индивидуально-типологические особенности детей с разным типом включенности в учебную деятельность.
4. Сформулировать требования к такому проекту учебной деятельности младших школьников, в котором были бы созданы условия для включения в совместную учебную деятельность детей с разными индивидуально-типологическими особенностями.
1. Направленность человека на самоизменение в контексте учебной деятельности проявляется в способности учить себя самостоятельно, т.е. определять границы собственного знания и участвовать в поиске и опробовании новых способов действия. Учебное действие оценки и поисковая активность - эти относительно независимые характеристики учебной самостоятельности могут быть положены в основу типологии младших школьников как субъектов учебной деятельности.
2. Разные типы включения детей в совместно-распределенную учебную деятельность не жестко детерминированы дошкольным уровнем развития детей. Некоторые индивидуальные особенности первоклассников (интеллектуальное развитие выше среднего в классе, относительное эмоциональное благополучие) служат предпосылкой успешного школьного старта, но не являются достаточным условием субъектного поведения детей в учебной деятельности на втором - третьем годах обучения.
3. В начальной школе исходный уровень поисковой активности ребенка в ситуации учебной задачи является наиболее сильным предиктором субъектного участия ребенка в учебной деятельности по сравнению с учебным действием оценки. На освоение новых рефлексивных способов и средств действия влияет не столько исходный уровень рефлексивного развития, обнаруживающий себя в учебном действии оценки, сколько уровень поисковой активности при овладении этими средствами.
4. Практикуемые сегодня педагогические средства организации поисковых действий детей исчерпывают свои развивающие возможности на втором году обучения. Необходимы новые, отсутствующие в современных проектах учебной деятельности способы фасилитации поисковой активности школьников 8 - 10 лет. Основанием для нового проекта организации учебной
148
деятельности на третьем - четвертом годах обучения может служить представленная типология включения младших школьников в совместный поиск и опробование средств решения новых учебных задач.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Агеев В.В., Давыдов В.В., Рубцов В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. - 1985. - №4. - С. 120 - 129.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 318 с.
4. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 591 с.
5. Берцфаи Л.В., Захарова А.В. Особенности оценки школьниками процесса решения задач // Вопросы психологии. - 1975. - № 6. - С. 59 - 67.
6. Берцфаи Л.В. Поливанова К.Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981. - С. 29 - 40.
7. Берцфаи Л.В., Романко В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии. - 1981. - № 2. - С. 68 - 72.
8. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 69 - 80.
9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.
10. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова.
- М., 1979. - С. 155 - 161.
150
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 23 - 35.
13. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Характеристика уровней рефлексии в оценке и самооценке качеств личности / Новые исследования в психологии / АПН СССР. - 1984. - № 1. - С. 28 - 30.
14. Бугрименко Е. А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М, 1981. - 22 с.
15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС - Пресс, 2003. - 159 с.
16. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002. - 45 с.
17. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск: Пеленг, 1993. - 69 с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.3. Проблемы развития психики. - 367 с.
19. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
20. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд. МГУ, 1985. - 45 с.
21. Голубева Э.А. Электрофизиологическое изучение свойств нервной системы и некоторые индивидуальные особенности памяти человека: Дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 1975. - 329 с.
22. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для
151
школьного психолога / Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова - Томск: Пеленг, 1992. - 90 с.
23. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
24. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйс, 1981. - 220 с.
25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
- 240 с.
26. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 542 с.
27. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3 - 4. - С. 14 - 19.
28. Диагностика умственного развития дошкольников. - М.: Педагогика, 1978.
- С. 111 - 131, 228 - 230.
29. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. АПН [СССР], НИИ общ. педагогики / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 1981. - С. 56 - 61.
30. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. -1998. - № 1. - C. 17 - 24.
31. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды. Т. 2. - М., 1986. - 296 с.
32. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1989. - 44 с.
33. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Б.и., 1993. - 99 с.
34. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М., 1977.
- С. 242 - 249.
152
35. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого¬педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
36. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 60 - 70.
37. Кравцов Г.Г. Психологические особенности младших подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1977. - 16 с.
38. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. - М.: Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1996. - 117 с.
39. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 280 с.
40. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М., 1980. - С. 114 - 124.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 304с.
42. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М: Из-во МГУ, 1981. - 584с.
43. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Знание, 1975. - 61 с.
44. Лисина М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугодия жизни. - В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1966. - С.16-48.
45. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 143с.
46. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослым и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18