Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фольлоризм прозы Н.М.Карамзина

Работа №7382

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы187стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Фольклор в теории и практике писателей-сентименталистов
1.1. Проблема фольклоризма литературы сентиментализма
в отечественной науке 11
1.2. Собирание и публикации фольклора в ХУШ веке 31
1.3. Фольклор в литературных памятниках ХУШ века 54
Глава 2. Эволюция подхода Н.М.Карамзина к фольклору 88
2.1. Место очерка «Сельский праздник и свадьба»
в эволюции подхода Н.М.Карамзина к фольклору 94
2.2. Идея свободы чувств в повести Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» и способы ее выражения 104
2.3. Роль фольклора в исторической повести
Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» 116
2.4. Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» как обобщение опыта Н.М.Карамзина в работе с жанром фольклорной сказки 139
2.5. Фольклорные мотивы в неоконченном романе Н.М.Карамзина «Рыцарь нашего времени» 144
Заключение 168
Список использованной литературы




Одним из наиболее перспективных направлений современной филологической науки является изучение взаимодействия литературы и фольклора. Впервые эта проблема была поставлена в конце Х1Х века, причем ее разрешение в это время иногда было еще малонаучным: обращение писателя к фольклору зачастую понималось только как его добавочная «этнографическая» деятельность (таким было, например, и название работы Вс. Миллера «А.С. Пушкин как поэт-этнограф» 1899 г.).
В советское время проблема взаимодействия литературы и фольклора сводилась к выявлению в произведениях элементов устной народной поэзии. В 60-е годы ХХ века появляется понятие «фольклоризм». Однако определение термину «фольклоризм» исследователями в этот период не дается.
В 70 - 80 гг. ХХ века проблема взаимодействия литературы и фольклора поднялась на качественно новую ступень. Основное внимание исследователей в этот период было направлено на определение типа фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором в разные общественно-исторические эпохи и на разных идейно-эстетических уровнях. Предметом глубокого изучения становится содержание понятия «фольклоризм».
В общеэстетическом (культурологическом) плане определение фольклоризма дал В.Е.Гусев. Фольклоризм - это «социально детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в каких развивался и бытовал традиционный фольклор. Как социальное явление фольклоризм появляется тогда, когда в жизни общества возникают объективные причины, затрудняющие развитие традиционного фольклора в народной среде, и тогда, когда сам фольклор воспринимается общественным сознанием как утрачиваемая ценность, как

4
источник и материал для создания или возрождения национальной культуры» [225, 7].
У.Б.Далгат в работе «Литература и фольклор» (1981) изложила свое понимание фольклоризма применительно к литературоведческой науке: «Сознательное обращение писателей к фольклорной эстетике принято называть фольклоризмом» [67, 4]. По мнению У.Б.Далгат, фольклоризм литературы возникает с момента «самозарождения художественной письменности», проходя в развитии два уровня: «уровень младописьменных литератур и уровень развитых литератур» [67, 13-15].
В появившихся в начале 80-х годов ХХ века работах Д.Н.Медриша литература и фольклор обозначены как две словесно-поэтические системы: «В реальное взаимодействие вступают не просто элементы одной системы с другой системой, а две целостные и взаимосвязанные системы - фольклор и литература» [129, 5-6]. Фольклоризм, таким образом, определяется как художественное качество литературного произведения, появившееся в результате взаимодействия двух разных словесно-поэтических систем.
Особое внимание изучению данного вопроса уделил А.И.Лазарев. В работе «Типология литературного фольклоризма» (1991) исследователь излагает свое понимание термина «фольклоризм», определяя его как «единство художественных принципов отражения действительности в фольклоре и литературе, несмотря на принадлежность их к различным художественным структурам» [225, 8]. А.И.Лазарев особо подчеркнул, что «факт использования в литературном произведении готовых форм фольклора (былинных образов, сказочных сюжетов, песенной стилистики и т. п.) не требует особого термина, хотя часто сам по себе является показателем фольклоризма данного произведения. Но еще чаще наличие в романе, поэме, стихотворении, пьесе выдержки из фольклора, цитирование песни, использование пословицы и поговорки не означает их фольклоризма» [225, 9].

5
В указанной работе А.И.Лазарев предлагает типологию литературного фольклоризма русской литературы Х1 - ХХ вв. Фольклоризм литературы ХУШ века анализируется автором в главе «Целевые, идейно-эстетические и технологические типы фольклоризма ХУШ века» (подробно см. гл. 1). За пределами внимания А.И.Лазарева остался, к сожалению, вопрос о фольклоризме прозы Н.М.Карамзина, ставший предметом нашего исследования.
Монографических работ, посвященных анализу взаимодействия литературы и фольклора в прозе Н.М.Карамзина, нет. Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в работах А.Н.Соколова, М.К.Азадовского, Ф.З.Кануновой, Н.Д.Кочетковой и др.
Так, А.Н.Соколов в работе «Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины Х1Х века» (1955) упоминает о роли Н.М.Карамзина в становлении национально-самобытной литературы (поэма «Илья Муромец»), но проза писателя автором исследования не анализировалась. А.Н.Соколов затронул, на наш взгляд, одну из важных проблем творчества Н.М.Карамзина - проблему соотношения в произведениях писателя западноевропейских и национально-русских традиций, справедливо отметив, что «внимание к национальному уживалось у Карамзина с «европеизмом» [217, 291].
В «Истории русской фольклористики» (1958 - 1963) М.К.Азадовским высказано спорное, с нашей точки зрения, мнение, что «Карамзин остался навсегда чужд культу народной поэзии, и в его собственное творчество фольклор вошел очень слабой струей» [11, 133]. Вслед за В.Г.Белинским М.К.Азадовский высоко оценил «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина: «История» Карамзина - одна из самых значительных вех в истории самопознания русского народа и в формировании идей народности» [11, 133]. Но в богатырской поэме Н.М.Карамзина «Илья Муромец» М.К. Азадовский увидел «приглаживание и прихорашивание народной поэзии под рыцарскую стать» [11, 140].

6
Одной из первых статей, затрагивающих проблему фольклоризма прозы Н.М.Карамзина, была работа Л.В.Крестовой «Романическая повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и семейные предания ХУП века» (1967). Л.В.Крестова справедливо отметила тесную связь повести и фольклора, проявляющуюся прежде всего на жанровом уровне, так как основой для создания произведения явились семейные предания ХУП века, былины, лирические песни и сказки. Автор исследования обратила также внимание на сходство мотивов и художественных приемов повести и произведений устного народного творчества. Но функции фольклорных элементов в произведении писателя Л.В.Крестовой не рассматривались.
В работе Ф.З.Кануновой «Из истории русской повести» (1967) отмечено наличие литературно-фольклорных взаимосвязей в таких произведениях Н.М.Карамзина, как «Бедная Лиза», «Сельский праздник и свадьба», «Наталья, боярская дочь» [84, 57]. Автор исследования говорит о фольклорных средствах, которые использовал Н.М.Карамзин для передачи душевного состояния героев. Особое внимание Ф.З.Канунова обратила на разнообразие фольклорного материала в повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь», подчеркнув его разнообразие. Использование писателем народной лексики, обращение к фольклорным жанрам и народной этнографии служит, по справедливому замечанию Ф.З.Кануновой, тому, что «писатель полнее и красочнее раскрывает душу своей героини» [84, 81].
Исследуя эволюцию мировоззрения Н.М.Карамзина в монографии «Русская литература и фольклор (Х1 - ХУШ вв.)» (глава 9. «Карамзин и литература сентиментализма»), Н.Д.Кочеткова попыталась проследить эволюцию отношения писателя к фольклору. По определению автора, важную роль в формировании взглядов Н.М.Карамзина сыграла литература Запада [202, 352]. Анализ статей, высказываний, рецензий, отдельных произведений Н.М.Карамзина привел Н.Д.Кочеткову к спорному выводу, что фольклор «в его глазах» имел слишком примитивные формы, «чтобы служить источником для

7
литературы будущего» [202, 386]. Вызывает сомнение и мысль Н. Д.Кочетковой об «учительной» роли фольклора в произведениях Н.М.Карамзина, впервые прозвучавшая в этой работе: «И несмотря на эту недооценку художественных достоинств фольклора, Карамзин существенно помог писателям Х1Х века решить проблему народности литературы. Не пустыми фразами, но большим серьезным трудом Карамзин доказал необходимость знать и любить прошлое своей страны. «История государства Российского» стала источником, вдохновившим Пушкина на создание истинно народных произведений» [202, 386].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования фольклоризма прозы Н.М.Карамзина мы пришли к следующим выводам:
1. Одной из актуальных проблем современной филологической науки является изучение роли фольклора в литературе сентиментализма. Фольклоризм литературы ХУШ века, по нашему мнению, нуждается в более детальном изучении, в пересмотре сложившихся точек зрения на место и роль народной культуры в творчестве писателей-сентименталистов.
2. В нашей работе высказывается мысль о присутствии фольклора в произведениях писателей сентиментализма, об их глубоком интересе к народной культуре, о понимании места и роли народного творчества в сентиментальной литературе. Нами было уточнено, что обращение писателей сентиментализма к национальным истокам было естественным в попытках понять свою историю и свой народ. В своих истоках и развитии фольклоризм сентиментальной литературы был национально-самобытным явлением, выросшим на русской почве.
3. Собирание и публикация фольклорных памятников - распространенное явление русской действительности ХУШ века. Важное место в нем отводится
Н.М. Карамзину, который принимал активное участие в издании памятников старины.
4. В творчестве Н.М.Карамзина можно выделить три периода, отражающих эволюцию его отношения к фольклору: 1) начальный - формирование интересов к устному народному творчеству (середина 80-х - 90-е гг.); 2) творчество писателя конца ХУШ - начала Х1Х вв. - широкое освоение и использование средств и принципов народного творчества; 3) 1803-1826 гг. - работа Н.М.Карамзина над «Историей государства Российского».
5. Начало второго периода в творчестве Н.М.Карамзина связано с созданием очерка «Сельский праздник и свадьба» (1791), который показывает отношение

169
молодого писателя к народности и народному языку, к крестьянскому быту и народно-поэтическому творчеству. Описание сельского праздника и свадьбы в очерке Н.М.Карамзина - значительный вклад в становление и развитие фольклористики и этнографии. Впервые в русской прозе художественным средством изображения внутреннего мира героев явился древнейший обряд свадьбы; мастерская русского фольклора была привлечена так полно и широко.
6. Идея свободы чувств, высказанная Н.М.Карамзиным в очерке «Сельский праздник и свадьба», становится определяющей в повести «Бедная Лиза» (1792). Сопоставление повести с очерком выявляет расширение объема фольклорного пласта в «Бедной Лизе», показывает углубленный интерес писателя к жанровой системе фольклора и фольклорным принципам создания характеров, фольклорной символике. Повесть «Бедная Лиза» явилась вторым этапом в эволюции отношения Н.М.Карамзина к фольклору. Взаимодействие литературной традиции и фольклорной выходит в повести на структурообразующий уровень. Нами отмечена ориентация Н.М.Карамзина на поэтику жанров баллады и народной лирической песни. Но, в отличие от первого этапа, связь развития сюжета с народной лирической песней здесь более сложная, внутренняя. Писатель обращается к психологическому параллелизму, который становится главным приемом в раскрытии тяжелых душевных переживаний героини. Опора на эстетический мир русского фольклора, на высоту его нравственных ценностей позволила Н.М.Карамзину изобразить яркую личность, ее неповторимый внутренний мир.
7. Следующим этапом в эволюции отношения Н.М.Карамзина к фольклору, где отмечается усиление интереса писателя к культуре народа, явилась повесть «Наталья, боярская дочь» (1792). Повесть позволяет говорить о творческом интересе Н.М.Карамзина к широкому спектру фольклорных жанров. Процесс работы над лирической песней был освоен писателем. Тема исторического прошлого требовала обращения к другим жанрам. Н.М.Карамзин использовал

170
поэтику разных фольклорных жанров; для раскрытия внутреннего мира героев, изображения эволюции их чувства автор опирался на поэтику лирической народной песни (жанровый фольклоризм). В «Наталье, боярской дочери» ярко проявляется опора на фольклорную стилистику: произведение включает в себя фольклорные мотивы «брака-убега» и «перемены пола», ставшими сюжетообразующими. Для повести характерен также фольклорный принцип изображения времени, отражение глубинных представлений о бытии, добре и зле.
8. Роман «Рыцарь нашего времени» заканчивает второй период творчества
Н.М. Карамзина. В сюжете предромантического романа занимают существенное место мотивы, связанные с фольклором и русской народной культурой вообще. Тема судьбы, воспитания, отношения к миру и людям увязана с фольклорными и историческими отголосками в романе самым непосредственным образом. Жанры лирической песни, сказки, обряд, мифология, верования, легенда, бытовой народный уклад, психология играют в романе важную роль. Роман Н.М.Карамзина стоит у начала складывающейся традиции произведений о герое времени. «Рыцарь нашего времени» воспринимается как очень значительное и новаторское литературное явление конца ХУШ - начала Х1Х века.
9. Таким образом, фольклоризм прозы Н.М.Карамзина, согласно классификации А.И. Лазарева, можно обозначить как народно-познавательный. Творчество писателя в обращении к фольклору с желанием с его помощью познать народ - новаторское, опережающее свое время. Поэтому оно во многом явилось образцом для подражания писателей Х1Х века.



1. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 127 с.
2. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза. - М.: Московский рабочий, 1986. - 525 с.
3. Карамзин Н.М. Избранное. - М.: Правда, 1984. - 463 с.
4. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. - М.-Л.: Худож. лит., 1964. - 2 т.
5. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. - М.: Современник, 1982. - 351 с.
6. Карамзин Н.М. Илья Муромец. Богатырская сказка //Литературная сказка пушкинского времени /Сост., вступ. ст. и комм. Н.А. Тарховой. - М.: Правда, 1988. - С. 43-54.
7. Карамзин Н.М. Марфа-посадница: Повести; Главы из «Истории государства Российского». - Л.: Худож. лит., 1989. - 432 с.
8. Карамзин Н.М., по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии, с примечаниями и объяснениями. - М., 1866. - 507 с.
9. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. - Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984. - 2 т.
10. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 171 с.

172
11. Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. - М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1958-63.- 2 т.
12. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. - М.-Л.: Худож. лит.,
1960. - 548 с.
13. Акимова Т.М. и др. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высш. шк., 1983. - 208 с.
14. Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей: Сб. ст. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 204 с.
15. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 122 с.
16. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.
17. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Высш. шк., 1987. - 286 с.
18. Арзуманова М. А. Русский сентиментализм в критике 90-х годов ХУШ века //Русская литература ХУШ века. Эпоха классицизма. - М.-Л.: Наука,
1964. - С. 197-224.
19. Балашов Д.М. и др. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). - М.: Современник, 1985. - 390 с.
20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.
21. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - М.: Худож. лит., 1976 - 1982.
Т. I: Статьи, рецензии и заметки 1834-1836 гг. - 736 с.
Т. 2: Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 - январь 1840 гг. - 631 с.
Т. 3: Статьи, рецензии, заметки, февраль 1840-февраль 1841 гг. - 614 с.
Т. 4: Статьи, рецензии и заметки, март 1841 - март 1842 гг. - 654 с.
Т. 5: Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 - ноябрь 1843 гг. - 631 с.
Т. 6. Статьи о Державине; Статьи о Пушкине; Незаконченные работы. - 678 с.

173
Т.7. Статьи, рецензии и заметки. Декабрь 1843 - август 1845 гг. - 799 с.
Т. 8. Статьи, рецензии и заметки, сентябрь 1845 - март 1848 гг. - 783 с.
22. Берков П.Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца ХУШ начала Х1Х вв. //Русская литература ХУШ века. Исследования советских ученых. - Минск: Университетское, 1988. - С. 208-221.
23. Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М.Карамзина //Н.М.Карамзин. Избр. сочинения: В 2-х т. - М.-Л., 1964. - Т. 1. - 142 с.
41. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи. - Л.: Худож. лит., 1981. - 496 с.
42. Бестужев-Рюмин К. Биографии и характеристики. (Летописцы России). Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг. - М.: Изд-во «ВЕК», 1997. - С. 172-195.
43. Благой Д.Д. Закономерности становления новой русской литературы //Исследования по славянскому литературоведению и стилистике: Доклады советских ученых на 1У Международном съезде славистов. - М., 1960. - С. 106-179.
44. Благой Д. Д. История русской литературы ХУШ века. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1945. - 420 с.
45. Благой Д. Д. История русской литературы ХУШ века. - 2-е изд. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1951. - 582 с.
46. Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней. - М.: Худож. лит., 1972. - Т.
1. - 560 с.
47. Богатырев П.Г. и др. Русское народное творчество. - М.: Высш. шк.,
1966. - 358 с.
48. Бочаров Д.В. «Беседа любителей русского слова» и отечественная фольклористика //Литература и фольклорная традиция. Тезисы докладов

174
научной конференции 15-17 сентября 1993 г. - Волгоград: Перемена, 1993. - С. 15-17.
49. Булгаков Н.Н. «Простонародность» в русской литературе конца ХУШ - начала Х1Х столетий //Ежегодник научных работ. 1960 г. Гуманитарные науки. Министерство просвещения УССР. Херсонский государственный пед. институт им. Н.К. Крупской. - Херсон, 1961. - С. 115-119.
50. Фаддей Булгарин. Встреча с Карамзиным //Ф. Булгарин. Сочинения. - М.: Современник, 1990. - С. 667-677.
51. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины». Из истории книги и прессы пушкинской поры. - М.: Книга, 1972. - 320 с.
52. Вербицкая В.В. Народ или нация? Употребление заимствованной лексики в русской литературе конца ХУШ - начала Х1Х в. (На примере произведений Н.М. Карамзина) //Карамзинский сборник. Национальные традиции и европеизм в русской культуре. - Ульяновск, 1999. - С. 3-7.
53. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. - М.: Наука, 1990. - 388 с.
54. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХУП-ХУШ веков. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 1982. - 530 с.
55. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Худож. лит.,
1961. - 614 с.
56. Вознесенский М.В. Народная музыкальная культура в русской сентиментальной повести //ХУШ век. Сборник 17. - Санкт-Петербург: Наука, С.-Петербургское отд-ние, 1991. - С. 203-206.
57. ХУШ век. Сборник 8. Державин и Карамзин в литературном движении конца ХУШ - начала Х1Х века. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. - 355 с.
58. Выходцев П.С. На стыке двух художественных культур (Проблема фольклоризма в литературе) //Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Сборник Х1Х. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - С. 3-30.

175
59. Глухов В.И. «Евгений Онегин» Пушкина, и повести Карамзина //Карамзинский сборник. Творчество Карамзина и историко¬литературный процесс: Сборник статей. - Ульяновск: УГУ, 1996. - С. 24¬35.
60. Гончаров Б.П. Фольклор в творчестве писателей //Литература в школе. - 1995. - № 3. - С. 48-51.
61. Горелов А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» //Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Сборник Х1Х. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - С. 31-48.
62. Грассгоф Х. О перспективе в повестях Карамзина //Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика В.В. Виноградова. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. - С. 95-101.
63. Гуковский Г. А. Карамзин //История русской литературы: В 5 т. - М.- Л., 1941. - Т. 5. - 345 с.
64. Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли ХУШ века. - Л.: Худож. лит., 1938. - 315 с.
65. Гуковский Г. А. Русская литература ХУШ века. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 453 с.
66. Гура В. Времен соединенье: Очерки, портреты, этюды, обзоры. - Архангельск, Вологда: Сев.-зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1985. - 335 с.
67. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. - М.: Наука, 1981. - 303 с.
68. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.- М., 1981-82. - Т. 4. - 534 с.
69. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 веков. - М.: Наука, 1988. - 344 с.
70. Державин и Карамзин в литературном движении ХУШ - начала Х1Х века. - Л., 1969. - 356 с.

176
71. Десницкий В. Избранные статьи по русской литературе ХУШ-Х1Х вв. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - 404 с.
72. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. - СПб: Тропа Троянова, 2000. - 432 с.
73. Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях ХУП-
ХХ вв. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр. отд-ние, 1963. - 348 с.
74. Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. - М.: Учпедгиз, 1956. - 239 с.
75. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. - 206 с.
76. Западов А.В. Н.М. Карамзин //Русская проза ХУШ века: В 2 т. - М.-Л.: Худож. лит., 1950. - Т. 2. - С. 225-237.
77. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе ХУШ века. - Санкт-Петербург: ИМА-пресс, 1995. - 79 с.
78. Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1997. - 192 с.
79. Историческая хрестоматия по истории русской словесности: В 3 т. - СПб и Москва, 1905. - Т. 1. - 530 с.
80. Исторические песни. Баллады. - М. : Современник, 1991. - 765 с.
81. Исторические песни. Баллады. - М. : Современник, 1986. - 622 с.
82. История русской литературы: В 4 т. /Под ред. Д.С. Лихачева, Г.П.Макогоненко. - Л.: Наука, Лен. отд-ние. 1980. - Т. 1. - 816 с.
83. Калугин В. «Залог возрождения». Фольклор и развитие русской литературы //Литературная учеба. - 1982. - № 5. - С. 186-197.
82. Каменецкая С.Б. Фольклорные мотивы в неоконченном романе Карамзина «Рыцарь нашего времени» //Карамзинский сборник. Творчество Карамзина и историко-литературный процесс: Сборник статей. - Ульяновск: УГУ, 1996. - С. 52-66.

177
84. Канунова Ф.З. Из истории русской повести (Историко-литерат. значение повестей Н. М. Карамзина). - Томск: изд-во Томского университета, 1967.
- 188 с.
85. Канунова Ф.З. Из истории русской повести конца ХУШ - первой трети Х1Х в. (Карамзин. Марлинский. Гоголь): Автореф. дис. ... доктора филол. наук. - Томск: изд-во Томского университета, 1969. - 113 с.
86. Канунова Ф.З. Карамзин и Жуковский (о восприятии трактата Руссо) //Карамзинский сборник. Национальные традиции и европеизм в русской культуре. - Ульяновск, 1999. - С. 16-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ