ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОДВИЖЕНИИ БРЕНДА ТЕАТРА 5
1.1. Характеристика театральной сферы в России 5
1.2. Роль бренда в театральной сфере 10
1.3. Применение интегрированных маркетинговых коммуникаций в театре 13
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРА ИМ. Е. ВАХТАНГОВА 29
2.1. Анализ коммуникационной деятельности театра им. Е.Вахтангова 29
2.2. Анализ SMM-продвижения театра им. Е.Вахтангова 39
2.3. Рекомендации по развитию SMM-направления 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена исследованию коммуникационных технологий, которые используют театры для развития собственных брендов. Бренд является одним из важнейших нематериальных активов, который создает для своего обладателя дополнительные конкурентные преимущества. Театры в виду высокой конкуренции в сфере досуга вынуждены бороться за зрителя и укреплять позиции бренда с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Актуальность работы обусловлена необходимостью театров искать новые формы продвижения театрального искусства. Так как с каждым днем каналы коммуникации изменяются и расширяются, на данный момент можно наблюдать, что театры начинают использовать технологии в сфере рекламы и маркетинга, активно изучают свою целевую аудиторию, совершенствуют и расширяют PR-отделы. В некоторых театрах появились новые должности: бренд-менеджер, SMM и SEO-специалисты. Однако стоит отметить, что во многих, даже в федеральных учреждениях культуры еще присутствует доля консерватизма, который проявляется в непонимании использования новых методов продвижения, в особенности в онлайн-среде.
В работе будут исследованы коммуникационные технологии, которые применяют ведущие театральные бренды, в частности, Государственный академический театр им. Е.Вахтангова, который занимает лидирующие позиции в театральной сфере.
Степень научной разработанности проблемы. Особенностям коммуникационной деятельности театров, технологиям брендинга, а также специфике использования новых медиатехнологий в сфере культуры посвящено небольшое количество исследований и литературы. Данная работа внесет свой исследовательский вклад и выявит наиболее эффективные коммуникационные технологии для продвижения театрального искусства.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, бенчмаркинг, экспертное интервью, анализ СМИ, изучение PR-документов организации, открытых источников и информационных ресурсов.
Объектом дипломной работы является коммуникационная деятельность театров.
Предмет исследования - коммуникационные технологии, которые используются для продвижения Государственного академического театра им. Е.Вахтангова.
Цель исследования: определить наиболее эффективные коммуникационные технологии в сопровождении театрального бренда.
Задачи исследования:
- исследовать и обобщить теоретическую базу отечественных и зарубежных авторов, посвященную особенностям продвижения в сфере культуры;
- проанализировать технологии продвижения театров, дать оценку состояния, выявить основные тренды;
- проанализировать PR- и рекламную активность Государственного академического театра им. Е.Вахтангова и оценить ее эффективность;
- предложить эффективные PR- и рекламные технологии для оптимизации коммуникационной составляющей Государственного академического театра им. Е.Вахтангова.
Структура работы обусловлена целями и задачами, описанными выше, и представлена введением, двумя главами, заключением, приложениями и списком, использовавшихся источников и литературы.
Коммуникационные технологии играют большую роль в успехе театра. Сейчас театральные менеджеры все больше осознают важность применения PR-технологий, ведь это не только формирует бренд театра, но и прямо влияет на количество зрителей на спектаклях - один из важнейших показателей эффективности для Министерства культуры РФ.
Каждый театр использует по-своему коммуникационные технологии. Подход зависит от управленческого состава, директора по коммуникациям и бюджета, который в большинстве случаев небольшой. В основном все театры используют классические коммуникации, и долгое время не изменяют своим традициям - взаимодействие со СМИ, собственный сайт и реклама спектаклей. Также театры стараются привлечь внимание не только спектаклями, но и образовательными лекциями, встречами с актерами, режиссерами и другими событиями. Федеральные театры начинают использовать digital-коммуникации: виртуальную реальность, виртуальные музеи и экскурсии по театру. Многие учреждения культуры весьма консервативны, редко можно заметить креативные решения, не считая отдельных современных театров, которые не боятся использовать взрывной и эпатажный PR. Также стоит отметить, что важную роль в формировании бренда театра играют личные бренды режиссеров и актеров, которые привлекают внимание лояльных к ним зрителей.
Анализ коммуникационной деятельности театра им. Е.Б. Вахтангова показал, что театр эффективно занимается маркетинговой и PR- деятельностью. Театр использует всевозможные средства коммуникации и идет в ногу со временем, применяя как офлайн, так и онлайн-технологии в продвижении бренда. Театр имеет четкое позиционирование и выполняет все коммуникации исходя из стратегии бренда. Каждая премьера, участие в фестивалях, получение наград и любое событие из жизни театра громко освещается ведущими СМИ, это связано с тем, что за 95-лет своей деятельности театр создал сильнейший бренд. В первую очередь, основа бренда театра им. Вахтангова это его история, верность традициям, которые были заложены отцом-основателем и те спектакли, которые идут сейчас в театре, являясь предметом для обсуждений всего театрального сообщества. По мнению директора театра, никакие коммуникационные инструменты не помогут создать сильный бренд, если нет сильного спектакля, а в театре им. Е.Б. Вахтангова на данный момент каждый спектакль является предметом гордости для всего театрального сообщества. Как результат своей деятельности - театр им. Е.Б. Вахтангова возглавляет всевозможные театральные рейтинги и оценен министерством культуры РФ не только за художественные, но и за управленческие заслуги.
Последние 10 лет происходит не только большой творческий подъем театра, но и территориальное расширение: открытие новой сцены, арт-кафе, создание Симоновской сцены Вахтанговского театра (филиал). Все происходящее получило негласное название «Вахтанговская империя искусства», которая день за днем укрепляет свой бренд. Проанализировав коммуникационных технологии, которые применяет театр, можно сказать, что в центре всех коммуникаций стоит история, традиции и служение искусству.
1. Афанасьева А. Корпоративная пресса в России (или особенности использования газет в России) // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2004. — № 3.
2. Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учеб. пособие. - М.: Форум: инфа-м, 2007. - 45-89с.
3. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2012.- 20с.
4. Домнин В.Н. Маркетинг брендов: учебное пособие / В.Н. Домнин. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - с. 22-23.
5. Каверина Е.А. Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций // Журнал Ценности и смыслы. - № 2 (11). - 2011. - с. 57.
6. Капферер Ж.Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Жан-Ноэль Капферер ; пер. с англ. Е. В. Виноградовой; под. общ. ред. В. Н. Домнина. — М: Вершина, 2007. — 22с.
7. Корпоративная пресса: определения и функции / Агафонов Л.С. / Вестник университета Российской академии образования // №5, 2008. - 76c.
8. Котлер Ф., Шефф Д. «Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств - М.: Классика XXI века, 2004. - 70 с.
9. Литвина Д.В. Театральная критика как фактор воспитания театра зрителя // Омский научный вестник. - 2012. - №2 (106) - 128 с.
10. Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты // Молодой ученый. — 2015. — №2. — 294-297с.
11. Санкова Л.П. Литературно- художественная критика и журналистика: историко-культурный контекст // Вестник БДУ. - 2009. - №1. - с. 87
12. Bernstein J.S. Arts Marketing Insights: The Dynamics of Building and Retaining Performing Arts Audiences. - San-Francisco: Jossey-Bass, 2007.
- p. 109.
13. Bernstein J.S. Marketing Insights for Engaging Performing Arts Audiences.
- New York: Palgrave Macmillan, 2014. - 432 p.
14. Carr E. Wired For Culture: How E-mail is Revolutionizing Arts Marketing.
- Cameroon: Patron Pub Bamenda, 2006. - p. 32-33.
15. Rein I.High Visibility: Transforming Your Personal and Professional Brand.
- New York: Currency, 2006, - p. 92
16. Rosen E. The Anatomy of Buzz: How to Create Word of Mouth Marketing.
- New York: Currency, 2002, - p. 6.
II
17. Акимов И. Пустой театр - явление противоестественное// Газета.ру.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.gazeta.ru/culture/2016/10/21/a_10262921. shtm (дата
обращения: 10.02.2017).
18. БДТ // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:
https://bdt.spb.ru/(дата обращения 25.03.2017).
19. Болгова. Е. Министр культуры предложил бесплатно пускать блогеров
в музеи и театры // Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/online/news/2678618(дата обращения:
29.03.2017).
20. Большой театр // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/newspaper/(дата обращения: 25.03.2017).
21. В Москве открыт памятник Евгению Вахтангову // ТАСС.
[Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/kultura/1504835(дата
обращения: 11.04.2017).
22. Всероссийский центр изучения общественного мнения// Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/(дата обращения: 10.02.2017).
23. Дадамян Г. Культурную жизнь страны будут проектировать продюсеры / Г. Дадамян. [Электронный ресурс]. URL: http.www.newslab.ru(дата обращения: 17.02.2017).
24. Департамент культуры Москвы: цена билетов в столичные театры занижена вдвое // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/moskva/3273769(дата обращения 15.02.2017).
25. Жигулина.О. Красивый Пустой Большой // Tjournal. [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/p/empty-bolshoi(дата обращения: 29.03.2017).
26.Зораб.Р. Лучшее время для постинга во ВКонтакте или как собрать больше лайков? // Cossa. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cossa.ru/155/23989/(дата обращения: 28.04.2017).
27. Каверина Е.А. Игры с целью: Феномен креатива / [Электронный
ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/igry-s-tselyu-fenomen-
kreativa (дата обращения 28.04.2017).
28. Как театральная реклама осваивает Интернет-пространство // Театрал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.teatral-online.ru/news/5231/(дата обращения: 25.03.2017).
29. Куракина Е. Фрумкин К. Бюджет Мелпомены // Компания. [Электронный ресурс]. URL: http://ko.ru/glavnoe/item/133746-byudzhet- melpomeny(дата обращения: 15.02.17).
30. Маркетинговая классификация брендов. [Электронный ресурс]. URL:http://studme.org(дата обращения: 11.03.2017)
31. МГТ // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://m-g-t.ru/(дата обращения: 17.02.2017).
32. Медиалогия - автоматизированная система, осуществляющая мониторинг СМИ и медиа анализ // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mlg.ru/ratings/(дата обращения: 12.04.2017).
33. Милиненко Е. Вахтанговская империя добра // Театр онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://onlineteatr.com/site/page/349(дата обращения 11.04.2017).
34. Министерство Культуры РФ // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru(дата обращения: 25.03.2017).
35. Мирошниченко.А. Газета умирает // Colta. [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/media/6337(дата обращения: 12.04.2017).
36. Михайловский театр / Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mikhailovsky.ru(дата обращения 25.03.2017).
37. МХТ им. Чехова // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mxat.ru/(дата обращения: 17.02.2017).
38. Онлайн-магазин OZON // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozon.ru(дата обращения 25.03.2017).
39. Пресс-служба телеканала "Россия К". К 95-летию театра Вахтангова
//Культура. [Электронный ресурс]. URL:
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/158440/(дата обращения
11. 04.2017).
40. Проект Hello Blogger // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://helloblogger.ru(дата обращения 25.03.2017)
41. Радио Мариинского театра // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:https://mariinsky.fm(дата обращения: 25.03.2017).
42. Социальная сеть Facebook // Рекламный кабинет. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.facebook.com/ads(дата обращения:
29.04.2017).
43. Социальная сеть Facebook // Рекламный кабинет. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.facebook.com/ads(дата обращения:
29.04.2017).
44. Счетная палата РФ // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:
http://audit.gov.ru/press_center/news/29921?sphrase_id=3955098 (дата обращения: 15.02.2017).
45. Театр им.Вахтангова // Официальный сайт. [Электронный ресурс].
URL: http://www.vakhtangov.ru/(дата обращения 11.04.2017).
46. Театр Наций // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://theatreofnations.ru/(дата обращения: 17.02.2017).
47. Терехов.Д. Говорит и показывает YouTube // Известия. [Электронный ресурс]. URLhttp://izvestia.ru/news/692735(дата обращения 11.04.2017).
48. Фестиваль «Золотая маска» // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.goldenmask.ru/(дата обращения: 10.02.2017).
49. Церебро // Сбор аудитории для Вконтакте. [Электронный ресурс] URL: https://www.церефбро.рф. (дата обращения: 29.04.2017).
50. Шоу «Вернувшиеся» // Официальный сайт. [Электронный ресурс].
URL: http://dashkov5.ru/(дата обращения 25.013.2017).
51. Instagram // Профиль Ирины Горбачевой с 1,8 млн подписчиков.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.mstagram.com/irina_gorbacheva/7hDru(дата обращения 16.02.2017).