ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение
1 Теоретические аспекты использования игрушки как средства развития и
воспитания дошкольника в условиях ДОО 7
1.1 Особенности использования игрушки в дошкольном возрасте 7
1.2 История создания и использования игрушки 17
1.3 Современная игрушка и ее роль в психическом развитии
дошкольника 28
2 Работы отечественных психологов и педагогов по теории и методике игрушки
как средства развития и воспитания дошкольников 38
2.1 Классификация игрушек и требования к их использованию
(Е. Аркин) 38
2.2 Классификация игрушек, особенности народной игрушки, требования к
игрушкам (Е.А.Флёрина) 49
2.3 Педагогический музей кукол как инновационная педагогическая
технология (г. Барнаул) 63
Заключение 73
Список литературы 75
1 Теоретические аспекты использования игрушки как средства развития и
воспитания дошкольника в условиях ДОО 7
1.1 Особенности использования игрушки в дошкольном возрасте 7
1.2 История создания и использования игрушки 17
1.3 Современная игрушка и ее роль в психическом развитии
дошкольника 28
2 Работы отечественных психологов и педагогов по теории и методике игрушки
как средства развития и воспитания дошкольников 38
2.1 Классификация игрушек и требования к их использованию
(Е. Аркин) 38
2.2 Классификация игрушек, особенности народной игрушки, требования к
игрушкам (Е.А.Флёрина) 49
2.3 Педагогический музей кукол как инновационная педагогическая
технология (г. Барнаул) 63
Заключение 73
Список литературы 75
Актуальность. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, овладения социальным опытом. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра и как ее средство - игрушка, с помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Функции игрушки - развивать и воспитывать, т.е социализировать личность человека.
В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для дошкольников. Важным остается вопрос о неправильном использовании игрушки, так как она негативно влияет на психику и здоровье детей.
Наиболее популярной игрушкой, больше всего отвечающей потребностям познавательной деятельности дошкольника, является кукла. К сожалению, игрушки современных детей стилизованы под героев иностранных мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Рукотворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Поэтому сегодня важнейшая задача воспитателей ДОО - расширить знания о традициях в использовании кукол, а также развить у детей интерес к их изготовлению и использованию.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что данная проблема актуальна в психологической и педагогической науке, так как при неправильном влиянии взрослых на игры детей происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Проблема влияния современной игрушки на психическое развитие и воспитание дошкольника состоит в том, что ребенок, вне зависимости от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, занимающих его внимание и обесценивающих создание воображаемых ситуаций. Устранение воображаемой ситуации и роли игры приводит к быстрому насыщению ребенка предметными действиями и по сути дела к устранению самой игры.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались такие отечественные психологи и педагоги, как Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.А.Шмаков, Р.С.Немов, Л.А.Венгер и другие.
Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики, как Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Р.И. Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Е.А.Флёрина и многие другие.
Предмет исследования: игрушка как средство влияния на развитие и воспитание дошкольника в условиях ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс влияния современной игрушки на развитие и воспитание дошкольника и определить рекомендации по ее использованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности использования игрушки в дошкольном возрасте.
3. Изучить историю создания и использования игрушки в дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть современную игрушку как средство развития и воспитания дошкольника.
5. Изучить работы отечественных психологов и педагогов по теории и методике игрушки как средства развития и воспитания дошкольника.
6. Проанализировать опыт работы педагогического музея кукол как инновационную педагогическую технологию (г. Барнаул).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; синтез, обобщение, сравнение.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, овладения социальным опытом. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра и как ее средство - игрушка, с помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Функции игрушки - развивать и воспитывать, т.е социализировать личность человека.
В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для дошкольников. Важным остается вопрос о неправильном использовании игрушки, так как она негативно влияет на психику и здоровье детей.
Наиболее популярной игрушкой, больше всего отвечающей потребностям познавательной деятельности дошкольника, является кукла. К сожалению, игрушки современных детей стилизованы под героев иностранных мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Рукотворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Поэтому сегодня важнейшая задача воспитателей ДОО - расширить знания о традициях в использовании кукол, а также развить у детей интерес к их изготовлению и использованию.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что данная проблема актуальна в психологической и педагогической науке, так как при неправильном влиянии взрослых на игры детей происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Проблема влияния современной игрушки на психическое развитие и воспитание дошкольника состоит в том, что ребенок, вне зависимости от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, занимающих его внимание и обесценивающих создание воображаемых ситуаций. Устранение воображаемой ситуации и роли игры приводит к быстрому насыщению ребенка предметными действиями и по сути дела к устранению самой игры.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались такие отечественные психологи и педагоги, как Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.А.Шмаков, Р.С.Немов, Л.А.Венгер и другие.
Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики, как Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Р.И. Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Е.А.Флёрина и многие другие.
Предмет исследования: игрушка как средство влияния на развитие и воспитание дошкольника в условиях ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс влияния современной игрушки на развитие и воспитание дошкольника и определить рекомендации по ее использованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности использования игрушки в дошкольном возрасте.
3. Изучить историю создания и использования игрушки в дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть современную игрушку как средство развития и воспитания дошкольника.
5. Изучить работы отечественных психологов и педагогов по теории и методике игрушки как средства развития и воспитания дошкольника.
6. Проанализировать опыт работы педагогического музея кукол как инновационную педагогическую технологию (г. Барнаул).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; синтез, обобщение, сравнение.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Даная работа посвящена актуальной теме исследования: «игрушка как средство развития и воспитания дошкольника в условиях ДОО». Цель исследования: теоретически обосновать процесс влияния современной игрушки на развитие и воспитание дошкольника и определить рекомендацию по ее использованию. Для достижения цели в работе был поставлен ряд задач, решения которых позволило сформулировать теоретические выводы.
К основным теоретическим выводам относятся следующее:
— Дошкольное детство - самый благоприятный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, оказывает большое влияние на процесс их развития и воспитания. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника - все это определит будущее человека и гражданина. В современном мире, возможно, можем столкнуться с проблемой, когда намеренно переписывается история, вычеркиваются из жизни человечества самые значимые и поворотные события. Поэтому педагог не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа.
— Дошкольные образовательные организации ставят перед собой цель - создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение реального компонента в воспитательный процесс.
— Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно - образные достоинства, сама по себе без активного участия взрослого не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у дошкольника формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребенка. Игрушка оказывает больше влияние на психику ребенка. Разнообразные книжки - игрушки являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Картинка, представляющая близкий дошкольнику мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия - тетради с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников.
— Многие русские народные игрушки (неваляшка, пирамидка и др.) стали частью русской культуры, прежде всего, кукла. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. К сожалению, игрушки современных детей стилизованы под героев иностранных мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Рукотворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей. Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребенка, что, как доказано психологами, способствует его общему развитию, развивается глазомер, образное и пространственное мышление. Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута.
К основным теоретическим выводам относятся следующее:
— Дошкольное детство - самый благоприятный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, оказывает большое влияние на процесс их развития и воспитания. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника - все это определит будущее человека и гражданина. В современном мире, возможно, можем столкнуться с проблемой, когда намеренно переписывается история, вычеркиваются из жизни человечества самые значимые и поворотные события. Поэтому педагог не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа.
— Дошкольные образовательные организации ставят перед собой цель - создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение реального компонента в воспитательный процесс.
— Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно - образные достоинства, сама по себе без активного участия взрослого не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у дошкольника формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребенка. Игрушка оказывает больше влияние на психику ребенка. Разнообразные книжки - игрушки являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Картинка, представляющая близкий дошкольнику мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия - тетради с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников.
— Многие русские народные игрушки (неваляшка, пирамидка и др.) стали частью русской культуры, прежде всего, кукла. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. К сожалению, игрушки современных детей стилизованы под героев иностранных мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Рукотворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей. Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребенка, что, как доказано психологами, способствует его общему развитию, развивается глазомер, образное и пространственное мышление. Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Комплекс занятий «Тестопластика» как средство развития мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Комплекс занятий «Тестопластика» как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИГРЕ В ФЛОРБОЛ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



