Введение
1 Теоретические аспекты использования игрушки как средства развития и
воспитания дошкольника в условиях ДОО 7
1.1 Особенности использования игрушки в дошкольном возрасте 7
1.2 История создания и использования игрушки 17
1.3 Современная игрушка и ее роль в психическом развитии
дошкольника 28
2 Работы отечественных психологов и педагогов по теории и методике игрушки
как средства развития и воспитания дошкольников 38
2.1 Классификация игрушек и требования к их использованию
(Е. Аркин) 38
2.2 Классификация игрушек, особенности народной игрушки, требования к
игрушкам (Е.А.Флёрина) 49
2.3 Педагогический музей кукол как инновационная педагогическая
технология (г. Барнаул) 63
Заключение 73
Список литературы 75
Актуальность. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, овладения социальным опытом. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра и как ее средство - игрушка, с помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Функции игрушки - развивать и воспитывать, т.е социализировать личность человека.
В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для дошкольников. Важным остается вопрос о неправильном использовании игрушки, так как она негативно влияет на психику и здоровье детей.
Наиболее популярной игрушкой, больше всего отвечающей потребностям познавательной деятельности дошкольника, является кукла. К сожалению, игрушки современных детей стилизованы под героев иностранных мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Рукотворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Поэтому сегодня важнейшая задача воспитателей ДОО - расширить знания о традициях в использовании кукол, а также развить у детей интерес к их изготовлению и использованию.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что данная проблема актуальна в психологической и педагогической науке, так как при неправильном влиянии взрослых на игры детей происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Проблема влияния современной игрушки на психическое развитие и воспитание дошкольника состоит в том, что ребенок, вне зависимости от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, занимающих его внимание и обесценивающих создание воображаемых ситуаций. Устранение воображаемой ситуации и роли игры приводит к быстрому насыщению ребенка предметными действиями и по сути дела к устранению самой игры.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались такие отечественные психологи и педагоги, как Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.А.Шмаков, Р.С.Немов, Л.А.Венгер и другие.
Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики, как Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Р.И. Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Е.А.Флёрина и многие другие.
Предмет исследования: игрушка как средство влияния на развитие и воспитание дошкольника в условиях ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс влияния современной игрушки на развитие и воспитание дошкольника и определить рекомендации по ее использованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности использования игрушки в дошкольном возрасте.
3. Изучить историю создания и использования игрушки в дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть современную игрушку как средство развития и воспитания дошкольника.
5. Изучить работы отечественных психологов и педагогов по теории и методике игрушки как средства развития и воспитания дошкольника.
6. Проанализировать опыт работы педагогического музея кукол как инновационную педагогическую технологию (г. Барнаул).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; синтез, обобщение, сравнение.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Даная работа посвящена актуальной теме исследования: «игрушка как средство развития и воспитания дошкольника в условиях ДОО». Цель исследования: теоретически обосновать процесс влияния современной игрушки на развитие и воспитание дошкольника и определить рекомендацию по ее использованию. Для достижения цели в работе был поставлен ряд задач, решения которых позволило сформулировать теоретические выводы.
К основным теоретическим выводам относятся следующее:
— Дошкольное детство - самый благоприятный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, оказывает большое влияние на процесс их развития и воспитания. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника - все это определит будущее человека и гражданина. В современном мире, возможно, можем столкнуться с проблемой, когда намеренно переписывается история, вычеркиваются из жизни человечества самые значимые и поворотные события. Поэтому педагог не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа.
— Дошкольные образовательные организации ставят перед собой цель - создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение реального компонента в воспитательный процесс.
— Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно - образные достоинства, сама по себе без активного участия взрослого не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у дошкольника формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребенка. Игрушка оказывает больше влияние на психику ребенка. Разнообразные книжки - игрушки являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Картинка, представляющая близкий дошкольнику мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия - тетради с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников.
— Многие русские народные игрушки (неваляшка, пирамидка и др.) стали частью русской культуры, прежде всего, кукла. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. К сожалению, игрушки современных детей стилизованы под героев иностранных мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Рукотворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей. Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребенка, что, как доказано психологами, способствует его общему развитию, развивается глазомер, образное и пространственное мышление. Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута.
1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. Запророжца А.В. и Давыдова В.М. Просвещение. - 1967. - С.221 -235.
2. Аркин, Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3.-С. 8- 15.
3. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб, пособие / В.П.Арсентьева. - М.: ФОРУМ. - 2009. - 144 С.
4. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике // Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом Амонашвили, 1995. - 496 С.
5. Васильева, К.В., Гусев, Д.А. Народное декоративно - прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре родного края // Междун. Журнал прикладных и фундаментальных иссл. - 2015. - №10 - 3. - С.562 -565.
6. Воспитание детей в игре /Под ред. Менджерицкой Д.В. - М.: Просвещение. - 1979. - С.27 - 36.
7. Воспитание? Воспитание... Воспитание! теория и практика школьных воспитательных систем / Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. - М.: Новая шк., 1996.- 157 С.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение. - 1991. - 93 С.
9. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь. - 2004.-272 С.
10. Грановская,Р.М. Элементы практической психологии (гл. Включенность психологии в педагогику. (В основном на материале Вальдорфской школы). - СПб.: Свет, 1997. - С.429 - 440.
11. Гарбуза, Л.Г. Приобщение детей к русской народной культуре через разные формы образовательной деятельности // Дошкольная педагогика. - Март 2015.-С.34-44.
12. Давыдова, О.И. Педагогический музей кукол как инновационная педагогическая технология // Дошкольная педагогика. -Январь 2015. - С.12 - 14.
13. Ежкова, Н.С., Чуканова, И.С. Социо - культурные ценности и проблема приобщения к ним детей // Молодой ученый. - 2016. - №13.2. - С.32 - 34.
14. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие ддя воспитателей детского сада. - М.: Просвещение. - 1988. - С.50 - 69.
15. Игрушка. Ее история и значение: Сб. статей под редакцией Н.Д. Бертрам. -М.: Изд. Т-ваИ.Д. Сытина. - 1912 -246 С.
16. Ковалев, С.В., Психология современной семьи. - М.: Просвещение. - 1988.-С.205.
17. Крупская, Н.К. Об игрушках для дошколят. - Пед. Соч., т. 6. - 1999.
18. Князева, О.Л., Махачева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской нардной культуры: учеб. - метод, пособие -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ДЕТСТВО - ПРЕСС. - 2004. 304 С.
19. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.:Изд. Центр «Академия». 2000. - 232 С.
20. Лавриненко С.А. Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение // Молодой ученный. - 2017. - №10. - С. 432 - 434.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат. - 1975.
22. Менджерицкая, Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание. - 1969. - №3. - С. 15 - 24.
23. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Марковой Т.А. - М.: Просвещение. - 1982. - С.18-25.
24. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С123 - 128.
25. Макаренко, А.С. Соч. Т.4. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1957. - С.373.
26. Осорина, М.Б. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Изд - во «Питер». - 1999. -288 С.
27. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика. 1985.-208 С.
28. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола. - 1995. - 360 С.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим - Бад. М.-2008. -С.336, С. 417.
30. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. Шк., 2014.-С.79.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. - 2013.
32. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М.Ю. Юхневич. - М.: Академический проект; РЕПС - 2006. - С. 20 - 36.
33. Рыбалко, М.В. Народная кукла в игре современных детей // Педагогическое мастерство. - М.: Буки - Веди, 2016. - С. 151 - 153.
34. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 232 С.
35. Самольянова, Н.В. Игра в жизни ребенка // Дошкольная педагогика. - Декабрь 2016. С.58 - 59.
36. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979. - 228 С.
37. Урунтаева, Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2006, - 368 С.
38. Ушинский, К.Д. Вопросы воспитания. - Избр. пед. соч. Т. Т. - М., 1953.-С.55 - 137.
39. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие.
- СПб.: Питер. - 2005. - С.80-114.
40. Эльконин, Д.Б. Психология игры. -М.: - 1978.