Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа №73775

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
1.1 Сущность и виды мотивации учебной деятельности 9
1.2 Возможности уроков английского языка в формировании
коммуникативных навыков и умений обучающихся 13
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАЗВИТОСТИ ИХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Исследование мотивации обучающихся на примере Уфимского
филиала федеральной сети языковых школы
“ISpeak” 19
2.2 Исследование сформированности коммуникативных навыков
обучающихся на примере Уфимского филиала федеральной сети языковых школы “ISpeak” 25
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ ЯЗЫКОВЫХ ШКОЛЫ “ISPEAK”
3.1 Использование мультимедийных ресурсов с целью повышения мотивации обучающихся 30
3.2. Апробация методических рекомендаций по развитию мотивации обучающихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность данной работы связана с тем фактом, что в современном обществе любой человек должен обладать навыками общения на иностранном языке. В последнее время иностранные языки становятся объектом внимания и изучения не только ученых, но и большинства людей в прикладных целях. Не смотря на общее понимание необходимости изучения иностранного языка, внутренняя мотивация некоторых обучающихся остается низкой, что может повлиять и их процесс обучения.
Комплексность, теоретическая и практическая значимость проблемы мотивов обучения определили широту и интенсивность ее исследования в психологии и педагогике, необходимость вынесения на передний план разных аспектов данного феномена . Так, значительное внимание уделялось изучению природы мотивов (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, Г.И. Щукина, М. В. Матюхина, С. Г. Москвичов и др.), их связи с психическими процессами, эмоциями и чувствами, индивидуальными особенностями субъектов обучения (В.С.Мерлин, И.Рейнвальд, К.О. Н.М. И. Алексеева и др.), закономерностей формирования мотивационной сферы личности (Г.С. Костюк, С. Л. Рубинштейн, О. М. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Обосновывалась необходимость и делались попытки исследовать пути и методы формирования мотивов обучения (В.Г. Асеев, М. В. Гамезо, Г.И. Щукина, А.К. Маркова и др.). Значительное внимание уделялось изучению методики преподавания конкретных предметов и их аспектов как средству формирования мотивационной сферы субъекта обучения, исследовался мотивационный потенциал того или другого вида учебной деятельности (Е.И. Пассов, Г.В. Роговая, Т.И. Левченко и др.). Исследованию мотивационного компонента
учебной деятельности студентов и изучению средств его формирования посвященные работы Н.О. Савотиной, А.А. Вербицького, А.И. Епифанцевой и др.).
Мотивация является бесспорным фактором успешности учебы в целом и при изучении иностранного языка в частности. Она является пусковым механизмом любой деятельности. Многие исследователи в разных аспектах осуществляли анализ процесса мотивации, в частности: С. С. Занюк, А.К.Маркова, Б.Р.Монка, Е.И.Пасова, В.П.Кузовлева, В.В.Сафонова, Т.У.Тучкова, в своих работах внедряли современные подходы к проблеме мотивации с выведением культуры на первое место, где один из основных аспектов - умение ориентироваться в социокультурной среде страны.
Проблемы мотивации деятельности вообще, и учебной в частности, в последние годы привлекают внимание все большего количества исследователей: философов, социологов, экономистов, социальных
психологов, представителей других общественных наук 2.
Значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в психологических исследованиях и обусловили выбор темы дипломной работы «Управление мотивацией обучающихся при формировании коммуникативных навыков и умений в процессе обучения иностранному языку» .
Объект исследования: обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: управление мотивацией обучающихся при формировании коммуникативных навыков и умений в процессе обучения иностранному языку .
Цель исследования - выявить и экспериментально подтвердить целесообразность применения обучающих мультимедийных ресурсов для управления мотивацией при формировании коммуникативных навыков и умений в процессе обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования .
Гипотеза данного исследования заключается в выявлении взаимосвязи мультимедийных ресурсов и развития коммуникативных навыков и умений обучающихся. Чем выше внутренняя мотивация обучающегося к изучению иностранного языка, тем лучше будет развит его коммуникативный навык и тех больших результатов он добьется в процессе обучение.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить такие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования коммуникативных навыков и умений в процессе обучения иностранного языка .
2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению целесообразности применения дополнительных мультимедийных ресурсов.
3. Разработать методические рекомендации для управления мотивацией обучающихся при формировании коммуникативных навыков и умений в процессе обучения иностранному языку.
Базой исследования в данной работе является центр дополнительного образования, Уфимский филиал федеральной сети языковых школы “ISpeak”.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применены общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация теоретического и эмпирического материала . Прикладная часть выполнена с применением методов наблюдения, беседы, анкетирования и специализированных тестов. Количественная обработка результатов осуществлялась с помощью методов математически-статистического анализа .
Методологическая основа исследования опирается на методики и техники оценки коммуникативной компетентности, релевантные теме нашего исследования: личностные опросники как наборы стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа, а также анкетирования - инструмент для сбора информации. Наибольшую значимость имеют методы качественной оценки мотивации обучающихся иностранному языку.
Теоретическое значимость проведенного исследования заключается в определении специфики и обосновании содержания и структуры личностно-профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся иностранному языку ; критериев диагностирования (особенности
профессионально-коммуникативного самоопределения, склонность к обучению иностранному языку и наличие профессионально-важных коммуникативных качеств, обладания вербальными и невербальными средствами общения, наличие профессионально-управленческих задатков к обучению иностранному языку); теоретическом обосновании психологической модели формирования личностно-профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся иностранному языку .
Практическая значимость исследования обеспечивается разработкой методических рекомендаций обучения иностранному языку. Комплекс рекомендации в повышении мотивации может быть использован при дальнейшем обучении иностранному языку и развитию коммуникативного навыка и умений . 
Апробация данного исследования была представлена на международной научно-практической конференции «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе» в виде доклада о повышении мотивации обучающихся. По теме работы опубликованы 2 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прорабатывая научную литературу относительно исследуемой проблематики, нами установлено, что формирование мотивов, а следовательно и вызванную ими мотивацию личности можно отследить по схеме: принятие стимула (появление осознанной потребности, определения абстрактной и отыскания конкретной цели), поисковая активность (внутренняя активность как выделение условий для достижения цели, моральный контроль, оценка возможностей личности и внешняя активность как реальная цель, которая побуждает к действию), выбор конечной цели и принятия оптимальной деятельности для ее достижения (предвидение будущего позитивного результата, осознания и расчет самых успешных действий).
Процесс глобализации в сфере высшего образования рядом с другими заострил проблему мотивации к изучению иностранных языков . Новая политическая обстановка, международное сотрудничество и международные контакты - все это требует сегодня глубоких знаний иностранного языка .
Латинское слово «movere» (двигать) является основой понятия «мотивация». Более позднее понятие мотивации стали употреблять в значении «совокупность факторов», которые вызывают активность субъекта и определяют ее направленность и поведение .
Конечно, проблемы мотивации важны в учебе каждой дисциплины, но особенно они проявляются в изучении иностранного языка, поскольку специфика предмета требует от студента наличия определенной базы коммуникативных способностей. Нередко это вызывает сложность, и мотивация изучения языка порою слабеет или совсем исчезает.
Потому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относят к субъективному миру человека, который характеризуется его внутренним побуждением. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны студента. Человек может выучить любой язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет мотивирован. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются те, какие присущие определенному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызывать у студентов настоящую мотивацию .
Мотив должен стать той точкой опоры, на которой строится все содержание занятия английского языка. Для этого, преподаватель должен быть хорошим сценаристом, режиссером и актером, обладать лидерскими способностями и поддерживать комфортную атмосферу на занятии.
Мотивация изучения языка - это результат сочетания социально-познавательных, личностно-моральных и прагматичных мотивов.
Стимулирующее влияние внешней мотивации на процесс учебы может быть достаточно мощным, но необходимо чтобы присутствовала и внешняя мотивация, необходимо, чтобы процесс изучения иностранного языка приносил радость, пользу, понимание целей .
Внутренняя мотивация должна подталкивать обучающихся к общению и соответственно развивать коммуникативный навык. Коммуникативный навык является основным, потому что овладение умением общаться - это первая и естественная потребность тех, кто изучает иностранный язык.
Высокая мотивация на занятиях свидетельствует о стремлении студентов не только завладеть необходимыми знаниями, навыками и умениями иностранного языка для получения образования, но и к расширению своих знаний, связанных с культурно-историческим прошлым, особенностями его ментальности и накопленным за много веков опытом социальной жизни, традициями, обычаями и другими социокультурными сведениями. Это обычно приводит к таким результатам, как расширение лексического запаса слов и круга лексических значений, сравнение языковых явлений родного и иностранного языков, что укрепляет уровень знания неродного языка, тем же расширяет познавательный интерес и усиливает мотивацию в учебе .
Определяя мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, необходимо также признать и чрезвычайную значимость для производительности педагогической деятельности адекватного познания преподавателем мотивации субъектов учебной деятельности. При этом мотивация учебного поведения определяется социокультурными требованиями к образованию, ее престижем в обществе и тем, как эти требования проявляются в конкретной ситуации. С другой стороны, мотивация учебного поведения обусловлена системой ценностных ориентаций, сформированных на предыдущем этапе жизни. Следует отметить, что органическая взаимосвязь и взаимообусловленность социальный экономического развития общества и системы образования требуют усиления взаимодействия различных факторов, которые влияют, в итоге, на формирование мотивации учебы обучающихся.
Важную роль в мотивации обучения играет также содержание учебного материала. Мотивационное влияние может делать не весь учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого отвечает потребностям студента.
Многие преподаватели и исследователи предлагают свои эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению языка: создание специально разработанной системы упражнений, выполняя какие учащиеся чувствовали бы результат своей деятельности; привлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; педагогическое влияние преподавателя, в частности наличие стимулов и подкреплений; использования на занятиях аудиовизуальных средств; использование личностной индивидуализации .
Нами были разработаны дополнительные методические рекомендации для проведения занятий иностранного языка в Уфимском филиале федеральной сети языковых школ «Ispeak» с учетом использования мультимедийных технологий.



1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - СПС ГАРАНТ, 2011. - Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kzotrf.ru, свободный (дата обращения 15.02.16).
2. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятия при разных формах хозяйствования. - М.: ГАУ, 2014. - 328 с.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 560 с.
4. Базарова Г. Коммуникации в управлении персоналом: формируем корпоративную культуру / Базарова Г., А. Хмеленко // Маркетинг. Менеджмент, 2010. - №5. - С. 36-40.
5. Бацевич Ф. С. Основы коммуникативной лингвистики: учебник / Ф. С. Бацевич. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 344 с.
6. Башкатова Ю. И. Управленческие решения / Ю. И. Башкатова; Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 89 с.
7. Боднар А.В. Информация и коммуникация в управлении предприятием / А.В. Боднар // Маркетинг и менеджмент инноваций. - 2011. № 3, т. 2. - С. 219-227.
8. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. - М.: Изд-во «Финпресс», 2011. - 981 с.
9. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми
партнерами: Учебно-практическое пособие. - М.: ТД Элит-2010, 2003. - 592с.
10. Вольфовская Т. Коммуникативная компетентность молодежи как одна из предпосылок достижения жизненной цели / Т. Вольфовська // Путь образования, 2011. № 3. - С. 13-16.
11. Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 598 с.
12. Гринчук О. И. К проблеме социально -психологической и коммуникативной компетентности в управленческой деятельности / О. И. Гринчук // Актуальные проблемы психологии: Социальная психология. Психология управления. Организационная психология. 2012. Т. 1, ч. 4. - С. 128-134.
13. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 151 с.
14. Готлиб РА. Социальная востребованность знания иноостранного языка / РА.Готлиб // Социологические исследования. - 2009. № 2. - C.122-127
15. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. - СПб.: Питер, 2012. - 829 с.
16. Джонсон Девид В. Социальная психология: тренинг
межличностного общения / Девид В. Джонсон; пер. из англ. В. Хомика. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
17. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. - 398 с.
18. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология» / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1991. - 32 с.
19. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растенников. - М.: Изд-во МГУ 1990. - 104 с.
20. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие / П.В. Журавлев. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 448 с.
21. Заброцкий М. М. Коммуникативная компетентность учителя: сущность и пути формирования / М. М. Заброцкий, С. Д. Максименко. - М., Наука, 2010. - 32 с.
22. Завиниченко Н.Б. Особенности развития коммуникативной компетентности практического психолога системы образования: дис. канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая и вековая психология» / Н.Б. Завиниченко. - М., 2003. - 229 с.
23. Зязюн И.А. Мотивация и мотивы человеческого поведения / И.А.Зязюн // Начальная школа. - 1999. №6. - С. 3-6
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - СПб.: «Издательство Питер», 2000. - 546 с.
25. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / А. А. Кан-Калик. - М.: Роспедагентство, 1995. - 108 с.
26. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
27. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 675 с.
28. Корнияка О. М. Психология коммуникативной культуры школьника: монография / О. М. Корнияка. - М.: Миллениум, 2012. - 336 с.
29. Куницьина В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / Н.Куницьина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
30. Колкер Я.М. Практическая методика изучения иностранных языков / Я.М.Колкер. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 264 с.
31. Кухарук О. О. Педагогические условия формирования мотивации изучения иностранных языков студентами высших учебных заведений И-ИИ уровней аккредитации / О. О. Кухарук // Новые технологии учебы : Наук. - метод. сборник. - К., 2006. - Вип. 44. - С. 71-77
32. Кузовлев В.П., Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности. // Иностранные языки в школе, 1979, №1.
33. Латишев Л. К. Теория, практика и методика преподавания / Л. К.Латишев. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 192 с.
34. Маркова А.К. Формирование мотивации учебы / А.К.Маркова. - М.: Просветление, 1990. - 214 с.
35. Мазур И.И. Эффективный менеджмент: учеб. пособ. для вузов / И.И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. редакцией И. И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2014. - 555 с.
36. Максимова Р. А. Коммуникативный потенциал человека и эго влияние на разные стороны жизнедеятельности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология» / Р. А. Максимова - Ленинград, 1981 - 24 с.
37. Мельникова Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология» / Надежда Михайловна Мельникова. - М., 1992. - 19 с.
38. Мезенин С., Профессор Галина Владимировна Рогова. // Иностранные языки в школе, 1998 г, № 3.
39. Мудрик А.К. Социальный интеллект и социальная компетентность / А.К. Мудрик // Практическая психология и социальная работа. - 2006. № 3. - с. 6-9.
40. Носенко Э.Л., Пути реализации коммуникативного подхода к развитию навыков иноязычной речи, ИЯШ, №2, 1990
41. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - К.: Льибидь, 1990. - 192 с.
42. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально - психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 302 с.
43. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - Москва, Просвещение, 1998 г.
44. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
45. Петрушин С. В. Секреты открытого общения / С. В. Петрушин. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1994. - 112 с.
46. Пометун О. Компетентности и компетенции: к определению понятий в педагогическом контексте / О. Пометун // Открытый урок: разработки, технологии, опыт. - 2004. № 17-18. - с. 13-17. Рогова Г.В., Методика обучения иностранным языкам в школе. - Москва, Просвещение, 1991 г.
47. Соловова Е.Н., Апальков В.Г., Развитие и контроль
коммуникативных умений: традиции и перспективы. - Москва,
Педагогический Университет, “Первое Сентября”, 2006 г.
48. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Изд- во СПб-го гос. ун-та, 1993. - 234 с.
49. Социальная психология : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; под редакцией А.Н. Сухова, А. А. Коростели. - М.: Академия, 2001. - 600 с.
50. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 1996. - 190 с.
51. "The beginner's guide to what's what in TEFL". i-to-i TEFL. 2018. Retrieved 15 May2018.
52. Jump up to:a b c Bolos, Nicole (November 2012). "Successful Strategies For Teaching Reading to Middle Grades English Language Learners: Teachers Can Employ a Variety of Classroom-Tested Strategies To Teach Reading To English Language Learners". Middle School Journal. 44 (2): 14-20. JSTOR 41763115.
53. David Parmenter Key Performance Indicators : Developing,
Implementing and Using Winning KPI's. - New Jersey, USA: John Wiley & Sons, inc., 2007. - С. 233
54. Hybels S. Communicating effectively / S. Hybels, R.L. Weaver.
55. Willis, D. (1990) The Lexical Syllabus. Collins Cobuild


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ