Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты управления формированием руководителя
ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов 10
1.1. Требования профессиональных стандартов к руководителю ДОУ 10
1.2. Будущий руководитель ДОУ: характеристика потенциала для развития
организации 17
1.3. Особенности управления формированием будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов 33
Глава 2 Практическое исследование управления формированием будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов . .41
2.1 Организация и процедура исследования 41
2.2 Условия подготовки будущего руководителя ДОУ 51
2.3 Результаты контрольного этапа исследования 58
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложение
Одна из важнейших особенностей, характеризующих управление образованием в настоящее время, состоит в постепенном утверждении трактовки образования как инвестиций в человеческий капитал. На основе современных тенденций образования личность должна раскрыть собственный творческий потенциал, развить свои способности, формировать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное развитие. Главная особенность конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования - ориентация на личностные и метапредметные результаты образования. Это продиктовано тем, что в современном динамичном мире надпрофессиональные навыки человека становятся важными для специалистов разных отраслей.
В настоящее время разнообразие конкретных задач обучения и воспитания связано с региональными, национальными,
микросоциокультурными различиями, с появлением разнородных по экономическим и образовательным запросам групп населения. Законодательные акты и стандарты определяют только общие принципы и ориентиры, а установление конкретных целей и задач обучения и воспитания есть сфера самоопределения самих педагогических коллективов и отдельных педагогов. В такой ситуации открывается большая свобода для самоопределения и самореализации, но возрастает степень ответственности педагогов и руководителей образовательных учреждений.
В условиях модернизации системы дошкольного образования растут требования к современному руководителю ДОУ, как к
высокопрофессиональному, конкурентоспособному, творческому специалисту, способному оптимально реализовывать свой профессиональный потенциал. Интенсивное развитие общественного дошкольного воспитания вызывает необходимость совершенствования подготовки будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения, формирования их
4
профессиональной компетентности для способности в будущем квалифицированно управлять сложным процессом образования и воспитания подрастающего поколения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.», Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения ориентируют вузы на подготовку специалистов на основе компетентностного подхода.
Будущий руководитель ДОУ должен обладать широким кругозором, глубокими и прочными знаниями в своей области; владеть основами организационной, исследовательской, аналитической и научно-педагогической деятельности; иметь личностные характеристики, необходимые для работы со всеми социальными слоями населения. К сожалению, в быстро меняющихся условиях невозможно выделить универсальный набор знаний, гарантирующий успешность будущей практической деятельности. Теоретические знания, полученные в вузе, не всегда соответствуют практическим требованиям профессии, осваивая рабочее место, специалисту приходится прорабатывать большие объемы информации заново, нарабатывать навыки и умения, которыми в идеале он уже должен был бы обладать, окончив обучение по выбранной специальности. Поэтому одним из аспектов успешного формирования профессиональной компетентности будущих руководителей ДОУ является создание в образовательном процессе специальных педагогических условий, направленных на развитие у них необходимых компетенций.
Одновременно с этим наблюдается и относительно низкая практическая готовность значительной части современного менеджмента дошкольного образования к результативной (эффективной, продуктивной) деятельности, к принятию адекватных управленческих решений.
Многие ученые рассматривают вопросы профессионального становления специалистов образования с практической точки зрения (О.А. Абдуллина, С.И.
Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина и др.). Труды А.Н. Борисовой, А.А. Вербицкого, А.А. Орлова и др. направлены на теоретическое обоснование новых маршрутов процесса обучения в вузе для его модернизации и совершенствования. Вопросам формирования профессиональных умений у студентов факультетов дошкольного воспитания посвящены исследования Е.А. Аркина, В.П. Дубровой, И.Ю. Ерофеевой, Е.П. Милашевич, Н.И. Пинчук.
При этом вопрос о специальных педагогических условиях успешного управления формированием будущих руководителей ДОУ освещен слабо, что обусловило выбор темы нашего исследования: «Управление процессом формирования будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта педагога».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты управления формированием руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов и разработать систему диагностики и поддержки будущего руководителя ДОУ.
Объект исследования: управление карьерой руководителя ДОУ.
Предмет исследования: управление процессом формирования будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Гипотеза исследования: управление процессом формирования будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения профессиональных стандартов педагога будет боле успешным, если:
1) процесс формирования профессиональной компетентности руководителей ДОУ будет основан на современных профессиональных стандартах педагога с учетом требований реального времени;
2) у будущего руководителя ДОУбудет формироваться, развиваться и поддерживаться мотивация на построение профессиональной карьеры;
3) развитие компетентности будущих руководителей ДОУ будет осуществляться при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и высшей школы в научном и образовательно-практическом направлении.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и характеристику профессионального стандарта педагога;
2) выявить требования к профессиональной компетентности современного руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов;
3) изучить методы и способы управления формированием будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов;
4) выявить педагогические условия эффективного управления формированием будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовали следующие методы: а) теоретические: теоретический анализ философских, социологических и психолого-педагогических исследований, литературы по теории управления; анализ нормативно-правовых актов, документов, учебно-методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; б) эмпирические - эксперимент; анкетирование; праксиметрический метод (изучение документации и результатов деятельности); в) статистические-количественная и качественная обработка результатов исследования.
Экспериментальная база исследования и контингент испытуемых. Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Комсомольска-на-Амуре № 118. В эксперименте приняли участие 12 педагогов, работающих в ДОУ и желающих стать руководителями ДОУ.
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (2017 г.) - аналитико-констатирующий - изучение и анализ литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования. В результате определили проблемное поле исследования, конкретизировали категориальный аппарат, выработали основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентирныв управлении формированием будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов. Выстраивалась программа опытно¬экспериментальной работы.
Второй этап (2017-2018 гг.) - опытно-экспериментальный - разработка и реализация условий подготовки будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Третий этап (2018-2019 гг.) - заключительно-обобщающий - количественный и качественный анализ экспериментальных данных; коррекции выводов, полученных на предыдущих этапах исследования; систематизация и обобщение результатов исследования; оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации системы управления подготовкой будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней уточнено понятие профессиональных стандартов, рассмотрен правовой статус руководителя ДОУ, выявлены и обобщены функции современного руководителя ДОУ; определены основные критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности будущих руководителей ДОУ; выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия управление процессом формирования будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов руководителя; расширено понимание развития профессиональной компетентности руководителя ДОУ в процессе непрерывного образования; раскрыты и конкретизированы представления об особенностях управления формированием будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов; теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному управлению процессом формирования будущего руководителя ДОУ в условиях внедрения профессиональных стандартов руководителя.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- выявлены условия формирования и развития будущего руководителя ДОУ, которые основываются на современных профессиональных стандартах педагога с учетом требований реального времени; способствуют формированию, развитию и поддержанию мотивации по построению профессиональной карьеры будущего руководителя ДОУ; осуществляются при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и высшей школы в научном и образовательно-практическом направлении;
- предложены диагностические методики изучения состояния управленческого потенциала педагогов ДОУ.
Материалы исследования могут применяться в практике подготовки студентов педагогических вузов, педагогов дошкольного образовательного учреждения на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Профессиональный стандарт руководителя определяет и закрепляет функциональные обязанности руководителя образовательного учреждения. Он является инструментом создания определенных организационных условий, в рамках которых происходит управление образовательной организацией и ведет к росту уровень требований к уровню общекультурной, образовательной, социальной и профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций.
Ключевой фигурой в обеспечении качества дошкольного образования является руководитель образовательной организации, от профессионализма которого во многом зависит потенциал дошкольного учреждения. Следовательно, повышение уровня профессиональной компетентности будущего руководителя ДОУ - это одна из важных составляющих потенциала для развития образовательной организации.
Профессиональная компетентность будущего руководителя ДОУ - это сложная системная характеристика личности и деятельности, которая формируется в процессе профессиональной подготовки и реализуется на практике через систему профессиональных компетенций, в которые входят: общая профессиональная компетентность, которая позволяет решать внутренние и внешние проблемы ДОУ, определять прогнозируемые результаты, осуществлять их оценку, четко организовывать образовательный процесс, определять причины, препятствующие успешной деятельности образовательного учреждения, принимать решения по их устранению; специальная компетентность - готовность будущих руководителей ДОУ к решению актуальных задач управления на основе освоения современных управленческих технологий и на основе глубокого исследовательского подхода к профессионально-управленческой деятельности; наличие высокой общей, профессиональной и инновационной культуры, позволяющей адаптироваться к новым требованиям и новым условиям управления.
Педагогическими условиями, способствующими формированию компетентности будущего руководителя ДОУ могут быть следующие: сотрудничество преподавателей и будущих руководителей ДОУ в процессе формирования их профессиональной компетентности на основе организации непрерывного образования и самообразования будущих руководителей ДОУ; ориентации содержания обучения будущих руководителей ДОУ в направлениях, отвечающих на запросы реалий дошкольного образования; организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и высшей школы в научном и образовательно-практическом направлении для развития компетентности будущих руководителей ДОУ; совершенствование программы подготовки и повышения квалификации при подготовке будущих руководителей ДОУ.
Эффективность процесса формирования профессиональной
компетентности будущих руководителей ДОУ может быть увеличена, если в процессе подготовки моделировать реальные практические трудности с помощью активного внедрения в образовательный процесс таких форм подачи материала, как кейс-технологии, практические тренинги и т.п.; вовлекать будущих руководителей ДОУ в группы научных школ, творческих коллективов, ученый резерв; поощрять навыки самостоятельного ведения научно-исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах, развитие инициативы.
В ходе теоретического изучения проблемы мы научились анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование.
Практическое исследование управления формированием будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения проводили в три этапа.На первом этапе провели исследование состояния управленческого потенциала педагогов ДОУ, в результате чего научились исследоватьи оценивать управленческий процесс использованием инновационных 72
технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы. На втором этапе разработали и апробировали психолого-педагогические и методические условия по управлению подготовкой будущего руководителя ДОУ, что сформировало готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов. На третьем этапе провели повторную диагностику и анализ полученных результатов.
Констатирующий этап исследования показал, что педагоги, которые хотят стать руководителями ДОУ в недостаточной степени владеют знаниями и умениями, соответствующими компетентности руководителя ДОУ. Они обладают недостаточными знаниями в области экономики образования и принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности. Особые затруднения они испытывают при выявлении наиболее значимых проблем и нахождения эффективных путей их решения и разработке нормативно-организационной документации образовательного учреждения; недостаточный уровень управленческого потенциала.
Для проверки гипотезы нами разработана система управления подготовкой будущего руководителя ДОУ, которая включала ряд последовательных этапов: диагностику и самоанализ, которые позволили оценить соответствия педагога требованиям Профстандарта, выявить потенциал, определить цели; создание индивидуального образовательного маршрута и его реализацию.
Контрольный этап исследования показал, что после проведенной работы у педагогов ДОУ выявлен значительный рост профессиональной компетенции педагогов ДОУ по компонентам «Знания» и «Умения» для работы руководителем ДОУ и произошел значительный рост уровня управленческого потенциала.
1. Абашина, В.В. К вопросу о качестве дошкольного образования в условиях его модернизации [Электронный ресурс]/ В.В. Абашина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - №1 (46).
- Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kachestve- doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-modernizatsii.
2. Абрамян, А.А. Возможности исследования развития
профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ [Электронный ресурс] / А.А. Абрамян // Народное образование. Педагогика. - 2014. - Режим доступа:ФURL: http://cyberleninka.ru/.
3. Айварова, Н.Г. Социально-психологические компетенции педагога и менеджера образования в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Н.Г. Айварова // Вестник Югорского государственного университета.
- 2017. - Выпуск 1 (44). - С. 9 - 18.
4. Аскарова, Л.П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Л.П. Аскарова // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2015/75131.htm.
5. Бадахова, И.Т. Формирование профессионально-значимых качеств у будущих управленцев в процессе профессиональной подготовки / И.Т. Бадахова // Современный ученый. - 2017. - № 7. - С. 81 - 84.
6. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: АСТ, 2006. - 68 с.
7. Белоусова, С.А. Партнерство высшей школы и образовательной практики в развитии менеджмента в образовании / С.А. Белоусова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 3. - С. 27 - 32.
8. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием / В.П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - № 2. - С. 31-36.
9. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов.
Русские словари, АСТ, Астрель, 2007. - 957 с.- ISBN: 5-98010-025-3.
10. Большой толковый словарь русского языка: [БТС : А-Я] / Рос.акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2004. - 1534 с. - ISBN 5-7711-0015-3.
11. Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла. - М.: «Просвещение», 1984. - 223 с.
12. Боровикова, Т.В. Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в системе муниципального управления образованием / Т.В. Боровикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - С. 20-27.
13. Васильев, Ю.К. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю.К. Васильев. - М.: Педагогика. - 1990. - 144 с.
14. Воробьева, Е.П. Становление профессионально-значимых качеств личности будущих руководителей ДОУ в процессе магистерской подготовки / Е.П. Воробьева, Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования . - 2015. - № 46 (3). - С. 35 - 40.
15. Гавриленко, Л.С. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности: компетентностный подход [Электронный ресурс] / Л.С. Гавриленко // Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». 2015. - № 1 (03). - Режим доступа: http://ce.if-mstuca.ru.
16. Гордиенко, Т.П. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего руководителя ДОУ / Т.П. Гордиенко, Т.Л. Удод // Вестник магистратуры. - 2017. - № 9 (72). - С. 43 - 45.
17. Горина, Т.Е. Роль руководителя в совершенствовании профессионализма педагогических кадров ДОУ [Электронный ресурс] / Т.Е. Горина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
- 2012. - №1. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-
rukovoditelya-v-sovershenstvovanii-professionalizma-pedagogicheskih-kadrov-dou.
18. Горюнова, Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Горюнова. - Нижний Новгород, 2002. - 218 с.
19. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 - 2020 годы, утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792 / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: ZZwww.rg.ru/2014Z04Z24Zobrazovanie-site-dok. html.
20. Дахин, А.Н. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / А.Н. Дахин // Научно-публицистический альманах. - Новокузнецк. - 2005 (вып. 8).
21. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения: с учетом Федер. закона N 122-ФЗ от 22 авг. 2004 г. / Н. Ф. Дик, Н. Б. Иванова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 379 с. ; 21 см. - (Сердце отдаю детям). - Библиогр.: с. 370-372. - 4000 экз. - ISBN 5-222-06266-X (в пер.)
22. Долгова, В.И. Инвариантность профессионально важных качеств: Монография/ В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 314 с. - ил., табл. ISBN 978-5-87039-300-1.
23. Дрыганова, Л.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности
руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.В. Дрыганова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - № 3. - Режим доступа: URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/normativno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti- rukovoditelya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii.
24. Ерофеева, Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7. - С. 78-81.
25. Ершова, Е.В. Формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации / Е.В. Ершова // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 3 (32). - С. 56 - 62.
26. Ибраимова, С.Р. Содержание и структура понятия профессиональная компетентность будущего руководителя ДОУ / С.Р. Ибраимова // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. - 2015. - № 1. - С. 32 - 34.
27. Каменная, Н.Н. Компетентность педагога как важное условие его профессиональной деятельности: монография / Н.Н. Каменная. - Севастополь: Рибзст, 2006. - 24 с.
28. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 66 с. - ISBN 5-93134¬066-1
29. Кириллов, А Г. Методическая система формирования управленческих компетенций [Электронный ресурс] / А.Г. Кириллов, В.М. Гордиевских // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Том 7. - № 4 - Режим доступа: http: //naukovedenie.ru/PDF /105PVN415.pdf
30. Кодин, В.Н. Лидерские качества и Билль о правах личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
31. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога Текст.: пособие / под.ред. Ю.М. Забродина/Г.М. Коджаспирова.- М.: Б.И., 1994.-342 с.
32. Козлов, О.А. Подготовка руководителя образовательной организации к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в аспекте требований профессионального стандарта / О.А. Козлов //Управление образованием: теория и практика. - 2016. - № 3 (23). - С. 53 - 59.
33. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление /
Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 224 с. - ISBN 5¬
901030-23-0.
34. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М.: Академия, 2002. - 112 с.
35. Крутой, К.Л. Мониторинг как современное средство управления качеством образования в дошкольном учреждении: монография / К.Л. Крутой. - М.: Липс. ЛТД, 2012. - 172 с.- ISBN 5-222-03161-5.
36. Кузьмин, С.В. Эволюция взглядов на качество дошкольного
образования [Электронный ресурс] / С.В. Кузьмин // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования: сб. науч. ст. по матер. Межд. науч.-практ. конф. к 150-летию открытия первого детского сада в России / под ред. И.В. Муштавинской [и др.]. - СПб.: Санкт-
Петербургская академия постдипломного педагогическ