ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ 6
1.1. Проксемические средства общения: сущность и классификация 6
1.2. Особенности и педагогические условия эффективности использования проксемических средств в процессе педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке 13
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА
УРОКЕ 22
2.1. Методика исследования и её
обоснование 22
2.2. Особенности организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на разных этапах и типах урока 27
2.3. Рекомендации учителям по обеспечению педагогических условий эффективной организации пространства педагогического
общения с младшими школьниками на урока 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ 6
1.1. Проксемические средства общения: сущность и классификация 6
1.2. Особенности и педагогические условия эффективности использования проксемических средств в процессе педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке 13
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА
УРОКЕ 22
2.1. Методика исследования и её
обоснование 22
2.2. Особенности организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на разных этапах и типах урока 27
2.3. Рекомендации учителям по обеспечению педагогических условий эффективной организации пространства педагогического
общения с младшими школьниками на урока 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Ю.Г. Абрамова, С.К. Нартова-Бочавер, А. Пиз, М. Хайдметс, М. Черноушек и др) обосновывается важная роль невербальных средств общения как факторов его эффективности. Проксемические средства общения - средства его пространственной организации - являются одной из групп невербальных средств, в существенной мере определяющих успешность коммуникативного процесса[23, с. 56]. К группе средств пространственной организации общения относятся дистанция контакта, взаимное расположение партнеров по общению, угол поворота к собеседнику, конфигурация персонального пространства, пространственные передвижения, определяющие динамику общения.
В социально-психологических исследованиях убедительно доказано, что пространство общения является важным знаковым его элементом, обусловливающим активность коммуникантов, порядок контактов, длительность интеракций и другие стороны общения[43, с.68]. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации делового общения, в частности - проведения деловых переговоров.
В психолого-педагогических исследованиях проблемы пространственной организации общения исследовались ограниченно - в плане особенностей пространственного поведения дошкольников в группе детского сада, привлечения младших школьников к построению образовательного пространства [32, с.47].
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок - учитель” начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Впервые отношения “ребенок - учитель" становится отношением “ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки [15, с.91].
Проблема организации коммуникативного пространства вычленяется в рамках изучения образовательной среды школы, но практически неизученной остается предметная область построения пространства педагогического общения учителем на уроке [2, с.157]. Проведение специальных исследований в этой области позволило бы выявить резервы совершенствования педагогического общения учителя и учащихся с целью повышения его эффективности. Указанное обстоятельство определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования определяется попыткой разрешения актуального противоречия, имеющего место в современной педагогике, между значимостью научно обоснованной организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке и недостаточной разработанностью проблемы проксемических средств общения в педагогических и психолого-педагогических исследованиях;
Цель исследования: изучить особенности организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке, определяющие его эффективность.
Объект исследования - процесс педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке.
Предмет исследования - педагогические условия, определяющие эффективность организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке.
Гипотеза исследования: организация пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• пространственное расположение учащихся, допускающее зрительный контакт с учителем;
• оптимальное построение дистанции педагогического общения с учетом этапа урока (опрос, закрепление, объяснение) и типа урока (изучение нового материала, закрепление, контроль);
• адекватное (соответствующее целям и задачам урока) пространственное поведение учителя на уроке (передвижения по классу, остановки);
• целесообразная в пространственном плане динамика проведения опроса учащихся, предполагающая такую последовательность обращения к ученикам, которая будет описана воображаемой ломаной линией, охватывающей все пространство классной комнаты.
Задачи исследования:
1) проанализировать состояние проблемы организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке;
2) рассмотреть особенности и педагогические условия эффективности использования проксемических средств общения учителем начальной школы на уроках;
3) разработать методику эмпирического исследования;
4) провести эмпирическое исследование особенностей организации пространства педагогического общения с младшими школьниками на разных этапах урока и на разных типах уроков.
5) разработать практические рекомендации учителям начальной школы по обеспечению педагогических условий эффективной организации пространства педагогического общения с учащимися на уроках.
Методы исследования:
теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и теоретическое обобщение материалов исследования;
эмпирические - наблюдение, беседа с учителями.
В социально-психологических исследованиях убедительно доказано, что пространство общения является важным знаковым его элементом, обусловливающим активность коммуникантов, порядок контактов, длительность интеракций и другие стороны общения[43, с.68]. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации делового общения, в частности - проведения деловых переговоров.
В психолого-педагогических исследованиях проблемы пространственной организации общения исследовались ограниченно - в плане особенностей пространственного поведения дошкольников в группе детского сада, привлечения младших школьников к построению образовательного пространства [32, с.47].
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок - учитель” начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Впервые отношения “ребенок - учитель" становится отношением “ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки [15, с.91].
Проблема организации коммуникативного пространства вычленяется в рамках изучения образовательной среды школы, но практически неизученной остается предметная область построения пространства педагогического общения учителем на уроке [2, с.157]. Проведение специальных исследований в этой области позволило бы выявить резервы совершенствования педагогического общения учителя и учащихся с целью повышения его эффективности. Указанное обстоятельство определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования определяется попыткой разрешения актуального противоречия, имеющего место в современной педагогике, между значимостью научно обоснованной организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке и недостаточной разработанностью проблемы проксемических средств общения в педагогических и психолого-педагогических исследованиях;
Цель исследования: изучить особенности организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке, определяющие его эффективность.
Объект исследования - процесс педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке.
Предмет исследования - педагогические условия, определяющие эффективность организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке.
Гипотеза исследования: организация пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• пространственное расположение учащихся, допускающее зрительный контакт с учителем;
• оптимальное построение дистанции педагогического общения с учетом этапа урока (опрос, закрепление, объяснение) и типа урока (изучение нового материала, закрепление, контроль);
• адекватное (соответствующее целям и задачам урока) пространственное поведение учителя на уроке (передвижения по классу, остановки);
• целесообразная в пространственном плане динамика проведения опроса учащихся, предполагающая такую последовательность обращения к ученикам, которая будет описана воображаемой ломаной линией, охватывающей все пространство классной комнаты.
Задачи исследования:
1) проанализировать состояние проблемы организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке;
2) рассмотреть особенности и педагогические условия эффективности использования проксемических средств общения учителем начальной школы на уроках;
3) разработать методику эмпирического исследования;
4) провести эмпирическое исследование особенностей организации пространства педагогического общения с младшими школьниками на разных этапах урока и на разных типах уроков.
5) разработать практические рекомендации учителям начальной школы по обеспечению педагогических условий эффективной организации пространства педагогического общения с учащимися на уроках.
Методы исследования:
теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и теоретическое обобщение материалов исследования;
эмпирические - наблюдение, беседа с учителями.
В данной работе мы рассматривали педагогические условия организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке. Проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что грамотно организованное педагогическое пространство на уроке, оказывает большое влияние на эффективность изучения материала и становление личности каждого ребенка в целом. Не стоит легкомысленно относиться к его организации. Следует приложить максимум усилий для организации пространства педагогического общения, где могло бы проходить полноценное взросление детей и в котором каждый ребёнок чувствовал бы себя комфортно. Необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка и особенности здоровья, и исходя из этого организовывать его пространство соответственно его потребностям.
Нами была разработана и использована методика эмпирического исследования организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке, а также подготовлены рекомендации учителям по предотвращению погрешностей в организации пространства педагогического общения. На основании проведенного исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что организация пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• пространственное расположение учащихся, допускающее зрительный контакт с учителем;
оптимальное построение дистанции педагогического
общения с учетом этапа урока (опрос, закрепление, объяснение) и типа урока (изучение нового материала, закрепление, контроль);
• адекватное (соответствующее целям и задачам урока) пространственное поведение учителя на уроке (передвижения по классу, остановки);
• целесообразная в пространственном плане динамика проведения опроса учащихся, предполагающая такую последовательность обращения к ученикам, которая будет описана воображаемой ломаной линией, охватывающей все пространство классной комнаты.
Таким образом, в ходе нашего исследования поставленные задачи были решены и исходная гипотеза доказана.
Перспективой дальнейших исследований проблемы является изучение проксемических средств невербального общения учителя с младшими школьниками на уроке; кроме того, в будущем было бы интересно пронаблюдать и выявить типичные недостатки использования данных средств в педагогической деятельности большинства педагогов начальных классов, проследить статистику и составить более развернутые рекомендации для учителей.
Нами была разработана и использована методика эмпирического исследования организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке, а также подготовлены рекомендации учителям по предотвращению погрешностей в организации пространства педагогического общения. На основании проведенного исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что организация пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• пространственное расположение учащихся, допускающее зрительный контакт с учителем;
оптимальное построение дистанции педагогического
общения с учетом этапа урока (опрос, закрепление, объяснение) и типа урока (изучение нового материала, закрепление, контроль);
• адекватное (соответствующее целям и задачам урока) пространственное поведение учителя на уроке (передвижения по классу, остановки);
• целесообразная в пространственном плане динамика проведения опроса учащихся, предполагающая такую последовательность обращения к ученикам, которая будет описана воображаемой ломаной линией, охватывающей все пространство классной комнаты.
Таким образом, в ходе нашего исследования поставленные задачи были решены и исходная гипотеза доказана.
Перспективой дальнейших исследований проблемы является изучение проксемических средств невербального общения учителя с младшими школьниками на уроке; кроме того, в будущем было бы интересно пронаблюдать и выявить типичные недостатки использования данных средств в педагогической деятельности большинства педагогов начальных классов, проследить статистику и составить более развернутые рекомендации для учителей.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



