ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ 6
1.1. Проксемические средства общения: сущность и классификация 6
1.2. Особенности и педагогические условия эффективности использования проксемических средств в процессе педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке 13
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА
УРОКЕ 22
2.1. Методика исследования и её
обоснование 22
2.2. Особенности организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на разных этапах и типах урока 27
2.3. Рекомендации учителям по обеспечению педагогических условий эффективной организации пространства педагогического
общения с младшими школьниками на урока 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Ю.Г. Абрамова, С.К. Нартова-Бочавер, А. Пиз, М. Хайдметс, М. Черноушек и др) обосновывается важная роль невербальных средств общения как факторов его эффективности. Проксемические средства общения - средства его пространственной организации - являются одной из групп невербальных средств, в существенной мере определяющих успешность коммуникативного процесса[23, с. 56]. К группе средств пространственной организации общения относятся дистанция контакта, взаимное расположение партнеров по общению, угол поворота к собеседнику, конфигурация персонального пространства, пространственные передвижения, определяющие динамику общения.
В социально-психологических исследованиях убедительно доказано, что пространство общения является важным знаковым его элементом, обусловливающим активность коммуникантов, порядок контактов, длительность интеракций и другие стороны общения[43, с.68]. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации делового общения, в частности - проведения деловых переговоров.
В психолого-педагогических исследованиях проблемы пространственной организации общения исследовались ограниченно - в плане особенностей пространственного поведения дошкольников в группе детского сада, привлечения младших школьников к построению образовательного пространства [32, с.47].
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок - учитель” начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Впервые отношения “ребенок - учитель" становится отношением “ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки [15, с.91].
Проблема организации коммуникативного пространства вычленяется в рамках изучения образовательной среды школы, но практически неизученной остается предметная область построения пространства педагогического общения учителем на уроке [2, с.157]. Проведение специальных исследований в этой области позволило бы выявить резервы совершенствования педагогического общения учителя и учащихся с целью повышения его эффективности. Указанное обстоятельство определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования определяется попыткой разрешения актуального противоречия, имеющего место в современной педагогике, между значимостью научно обоснованной организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке и недостаточной разработанностью проблемы проксемических средств общения в педагогических и психолого-педагогических исследованиях;
Цель исследования: изучить особенности организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке, определяющие его эффективность.
Объект исследования - процесс педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке.
Предмет исследования - педагогические условия, определяющие эффективность организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке.
Гипотеза исследования: организация пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• пространственное расположение учащихся, допускающее зрительный контакт с учителем;
• оптимальное построение дистанции педагогического общения с учетом этапа урока (опрос, закрепление, объяснение) и типа урока (изучение нового материала, закрепление, контроль);
• адекватное (соответствующее целям и задачам урока) пространственное поведение учителя на уроке (передвижения по классу, остановки);
• целесообразная в пространственном плане динамика проведения опроса учащихся, предполагающая такую последовательность обращения к ученикам, которая будет описана воображаемой ломаной линией, охватывающей все пространство классной комнаты.
Задачи исследования:
1) проанализировать состояние проблемы организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке;
2) рассмотреть особенности и педагогические условия эффективности использования проксемических средств общения учителем начальной школы на уроках;
3) разработать методику эмпирического исследования;
4) провести эмпирическое исследование особенностей организации пространства педагогического общения с младшими школьниками на разных этапах урока и на разных типах уроков.
5) разработать практические рекомендации учителям начальной школы по обеспечению педагогических условий эффективной организации пространства педагогического общения с учащимися на уроках.
Методы исследования:
теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и теоретическое обобщение материалов исследования;
эмпирические - наблюдение, беседа с учителями.
В данной работе мы рассматривали педагогические условия организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке. Проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что грамотно организованное педагогическое пространство на уроке, оказывает большое влияние на эффективность изучения материала и становление личности каждого ребенка в целом. Не стоит легкомысленно относиться к его организации. Следует приложить максимум усилий для организации пространства педагогического общения, где могло бы проходить полноценное взросление детей и в котором каждый ребёнок чувствовал бы себя комфортно. Необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка и особенности здоровья, и исходя из этого организовывать его пространство соответственно его потребностям.
Нами была разработана и использована методика эмпирического исследования организации пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке, а также подготовлены рекомендации учителям по предотвращению погрешностей в организации пространства педагогического общения. На основании проведенного исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что организация пространства педагогического общения учителя с младшими школьниками на уроке будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• пространственное расположение учащихся, допускающее зрительный контакт с учителем;
оптимальное построение дистанции педагогического
общения с учетом этапа урока (опрос, закрепление, объяснение) и типа урока (изучение нового материала, закрепление, контроль);
• адекватное (соответствующее целям и задачам урока) пространственное поведение учителя на уроке (передвижения по классу, остановки);
• целесообразная в пространственном плане динамика проведения опроса учащихся, предполагающая такую последовательность обращения к ученикам, которая будет описана воображаемой ломаной линией, охватывающей все пространство классной комнаты.
Таким образом, в ходе нашего исследования поставленные задачи были решены и исходная гипотеза доказана.
Перспективой дальнейших исследований проблемы является изучение проксемических средств невербального общения учителя с младшими школьниками на уроке; кроме того, в будущем было бы интересно пронаблюдать и выявить типичные недостатки использования данных средств в педагогической деятельности большинства педагогов начальных классов, проследить статистику и составить более развернутые рекомендации для учителей.
1. Абрамова, Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития. Вопросы психологии [Текст]: учебник / Ю.Г. Абрамова. - Москва: Алвиан, 2008. - 150 с.
2. Александрова, Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды [Текст]: учебное пособие / Н.М. Александрова, Д.Г. Колодан // Мир психологии. - 2005. - № 1 (41). -300 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева - М.: Наука. - 1994. -189 с.
4. Ахьямова, И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми. [Электронный ресурс] / И.А. Ахьямова / Режим доступа: - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnoe-obschenie-v- sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi. - Дата обращения: 14.04.2019.
5. Бер, У. Все тайны цвета [Текст]: учебник / У.Бер // Серия «1000 секретов успеха» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. -154 с.
6. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / М.Р. Битянова / - М.: МПА, 1994. -230 с.
7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие / П.П. Блонский / М.: Педагогика, 1997. - 240 с.
8. Валединская, О. Р. Личное пространство человека и возможности его измерения [Текст]: учебник / О.Р. Валединская, С.А. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. - 2002. - № 2(18). - С. 60-75.
9. Гарипова, С.Р. Влияние визуальной среды интерьера на психологические характеристики учащихся [Текст]: учебник / С.Р. Гарипова, М.В. Кириенко // Экология человека. - 2003. - № 4. - С. 54-56.
10. Голованова, Н.Ф. Воспитательное пространство в группе продленного дня [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Голованова . - М.: Педагогика, 1993. -149 с.
11. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2015. -176 с.
12. Гордеева,Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. Влияние пространственного смешения зрительной обратной связи на успешность выполнения действия [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Гордеева. - М.: Тривола, 1995. -182 с.
13. Горелов, И.И. Умеете ли вы общаться? [Текст]: книга для учащихся / И.И. Горелов, В.Ф. Житников, М.Ф. Зюзько, Л.А. Шкатова - М.: Просвещение, 1994. -211 с.
14. Гостев, А.А. Конференция по психологическим проблемам предметно-пространственной среды [Текст] / А.А. Гостев, Т. Нийт, М. Хейдметс, Н.Б. Шконоров // Психологический журнал. -1982. - № 6. - Т. 3. -158 с.
15. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьников [Текст]: учебное пособие / В.В. Давыдов - М.: Просвещение, 2008. -165 с.
16. Дементьева, Т.Н. Преобразование внутренней и внешней среды школы [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Дементьева // Научно-методический журнал ЗДВ. - 2008. - №4.- С.138-142.
17. Ермолаева, Е.А. Психометрический анализ жестов как знаковых средств общения в соотношении с языком [Текст]: учебное пособие/ Е.А. Ермолаева // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. - М.: МГЗПИ, 1983. -159 с.
18. Ефимова, Т.Е. Об умственном развитии детей младшего школьного возраста [Текст]: учебник / Т.Е. Ефимова // Начальная школа.- 1995, - № 10. - С. 31-35.
19. Ефремова, О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя [Текст]: учебное пособие / О.И. Ефремова - Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2012. -127 с.
20. Зейгарник, Б.В. Теория личности К.Левина [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во МГУ, 1981. -215 с.
21. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной работе женщин, детей и семьи [Текст]: учебное пособие для студентов / Т.С.Зубкова, Н.В.Тимошина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -226 с.
22. Ильин Е.П. Психология для педагогов. [Электронный
ресурс] / Е.П. Ильин. - Режим доступа: https://psyera.ru/avtoritet-pedagoga 7558.htm. - Дата
обращения: 10.02.2019.
23. Касимова, Э.Г. Психология и педагогика общения [Текст]: учебное пособие / Э.Г. Касимова.- Уфа: УГУЭС, 2013. -234 с.
24. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса [Текст]: пособие для педагогов / С.С. Кашлев.- М.: Университетское, 2000. -167 с.
Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и
жизненная среда [Текст]: учебное пособие / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 13-23.
26. Коломинский, Я.Л. Человек среди людей [Текст]: учебник / Я.Л. Коломинский. - М.:Молодая гвардия, 1970. -152 с.
27. Кочеткова, Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников [Текст]: учебник / Г.Г. Кочеткова //Начальная школа. -1996, - № 2. - С. 18-24.
28. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебное пособие / Т.А. Куликова. - М.: Педагогика, 1999. -193 с.
29. Лабунская, В.А. Невербальные средства общения [Текст]: учебник / В.А. Лабунская.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1979. -157 с.
30. Ладанов, И.Д. Мастерство делового взаимодействия [Текст]: учебник / И.Д. Ладанов // Методическое пособие для менеджера. - М.: Научно-технический кооператив «Менеджер», 1989. -251 с.
31. Линч, К. Образ города [Текст]: учебник / К. Линч. - М.: Прогресс, 1961. -198 с.
32. Метленков, Н.Ф. Социопространственная педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Метленков // Начальное образование в России: инновация и практика. - М.: Изд-во ВНИК «Школа», 1994. - С. 47-50.
33. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]: учебное пособие / А.В. Мудрик.- М: Педагогическое общество России, 2001. -216 с.
34. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «Психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение [Текст]: учебное пособие / С.К. Нартова- Бочавер // Психологический журнал. - 2006. - Т. 24. - № 6. - С. 27-36.
35. Нартова-Бочавер, С.К. Теория приватности как направление зарубежной психологии [Текст]: учебное пособие /С.К. Нартова-Бочавер //Психологический журнал.- 2006. - №5. - С. 57-67.
36. Никитаева, М.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в новой предметно¬пространственной среде образовательной организации согласно реализации ФГОС ОО [Текст]: офиц.текст / М.В. Никитаева. - М.: Маркетинг, 2014. - № 26. - С. 198-200.
37. Нэпп, М. Невербальное общение [Текст]: учебник / М.Нэпп, Холл Д. - СПБ.:«Прайм - Еврознак», 2004. -187 с.
38. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст]: учебное пособие / ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1978. -139 с.
39. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе [Текст]: учебное пособие / Е.А. Петрова.- М.: Моск. городское пед. общество, 2001. -С.89-94.
40. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком [Текст]: руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - 134 с.
41. Пиз, А. Язык телодвижений [Текст]: учебник / А.Пиз. - М.:Ай-Кью, 1995. -257 с.
42. Плюсин, Ю.М. Пространственное поведение и социальный статус ребёнка в группе [Текст]: учебник / Ю.М.Плюсин, О.А.Богатырёва, О.Е. Бикенкова // Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1993. - №2. - С. 112-118.
43. Робер, М.А. Психология индивида и группы [Текст]: учебник / М.А.Робер, Ф. Гильман. - М: Прогресс, 1988. - 231с.
44. Рыжиков, А. И. Феномен территориальности в психике человека [Текст]: учебник / А. И. Рыжиков // Вопросы психологии. - М: Прогресс, 1991.- №6. - С. 167-172.
45. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Н.Я. Семаго.- М.: Изд-во Айрис-Пресс. - 2007. —112 с.
46. Слободская, Е.Р. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста [Текст]: учебник / Е.Р. Слободская //Вопросы психологии. - М.: Изд-во Айрис- Пресс, 1987. - №3. - С. 96-105.
47. Фельдштейн, Д.И. Анализ научной проблемы «человек и среда обитания» на современном этапе исторического развития [Текст]: учебник / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. -М.: Мысль, 1995. - № 2. - 163 с.
48. Хайдметс, М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ «средовые условия групповой деятельности» [Текст]: учебник / ред. Х. Миккина. - М.: Айрис-Пресс,1988. -.211 с.
49. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения [Текст]: учебник / В.М.
Целуйко.- М.: Гуманит.-изд. центр «ВЛАДОС», 2007. -137 с.
50. Черноушек, М. Психология жизненной среды [Текст]: учебник / М.Черноушек.-М.: Мысль,1989. -251 с.
51. Шушпанова, Е. В. Коммуникативная культура
педагога [Электронный ресурс]/Е.В.Шушпанова.-Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?
id=2925. - Дата обращения: 15.03.2019.
52. Яковенко, Т.В. Проектирования образовательного пространства современного урока [Текст]: учебник / Т.В. Яковенко // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.практ. конф.— М.:Изд. «МЦНО», 2017. — № 2(4). —12-21 с.