ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения 8
1.1. Характеристика учебного сотрудничества младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Современные подходы к изучению художественных текстов
на уроках литературного чтения 16
1.3. Приёмы формирования навыков учебного сотрудничества
младших школьников на уроках литературного чтения 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения 37
2.1. Диагностика навыков учебного сотрудничества учащихся экспериментального класса 37
2.2. Реализация педагогических условий по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках
литературного чтения 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59
Глава 1 Теоретические основы формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения 8
1.1. Характеристика учебного сотрудничества младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Современные подходы к изучению художественных текстов
на уроках литературного чтения 16
1.3. Приёмы формирования навыков учебного сотрудничества
младших школьников на уроках литературного чтения 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения 37
2.1. Диагностика навыков учебного сотрудничества учащихся экспериментального класса 37
2.2. Реализация педагогических условий по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках
литературного чтения 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты.
С точки зрения разработчиков Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, коммуникативная сторона развития личности считается одной из приоритетных задач начального образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллектив¬ном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослы¬ми.
Психологические аспекты формирования навыков учебного сотрудничества представлены в работах А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, Й. Ломпшера, А.А. Люблинской, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, А.В. В.П. Панюшкина, Петровского, Н.И. Поливанова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других. Психологи утверждают, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения, и такая зависимость оказывает серьезное влияние на младшего школьника.
Разработка проблемы, связанной с организацией учебного сотрудничества в учебном процессе представлена в педагогических исследованиях Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, М.С. Соловейчик, А.В. Сухомлинского и других педагогов.
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах начального обучения. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Владение навыками учебного сотрудничества в условиях деятельностного метода обучения является обязательным, поскольку они входят в перечень регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе изучения предметных дисциплин. Однако не всегда можно найти в учебниках «Литературное чтение» специальные задания, способствующие формированию навыков учебного сотрудничества при изучении художественных произведений.
Таким образом, актуальность определяется тем, что учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающему запросам общества, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Организация учебного сотрудничества - это необходимое условие успешного овладения изучаемым на уроке материалом, в том числе на уроках литературного чтения при изучении художественных текстов.
В связи с вышеизложенными фактами мы остановили свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс изучения художественных текстов на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализуется коммуникативно-деятельностный подход к обучению;
- используются различные методические приёмы работы над художественным текстом, предполагающие взаимодействие обучающихся в парах и группах в соответствии с изучаемой темой урока.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт по исследуемой теме.
3. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования использована совокупность следующих методов:
- изучение теории исследуемого вопроса;
- изучение педагогического опыта;
- эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- математическая и графическая обработка результатов;
- моделирование учебного процесса.
База исследования: МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, учащиеся 4 «А» класса.
Практическая значимость исследования. Определены и апробированы педагогические условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательной школы.
Структура выпускного квалификационного исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, база исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков учебно¬го сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения» даётся характеристика учебного сотрудничества младших школьников, представленная в психолого¬педагогических исследованиях; рассматриваются современные подходы к изучению художественных текстов на уроках литературного чтения и приёмы формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения» представлена диагностика навыков учебного сотрудничества у учащихся экспериментального класса, описана работа по реализации педагогических условий по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
В заключении обобщены результаты выпускного квалификационного исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Библиографический список литературы состоит из 54 источников. Квалификационная работа включает в себя 58 страниц.
В приложении имеются материалы экспериментальной работы: описание диагностических методик исследования, конспекты уроков по литературному чтению.
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты.
С точки зрения разработчиков Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, коммуникативная сторона развития личности считается одной из приоритетных задач начального образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллектив¬ном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослы¬ми.
Психологические аспекты формирования навыков учебного сотрудничества представлены в работах А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, Й. Ломпшера, А.А. Люблинской, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, А.В. В.П. Панюшкина, Петровского, Н.И. Поливанова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других. Психологи утверждают, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения, и такая зависимость оказывает серьезное влияние на младшего школьника.
Разработка проблемы, связанной с организацией учебного сотрудничества в учебном процессе представлена в педагогических исследованиях Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, М.С. Соловейчик, А.В. Сухомлинского и других педагогов.
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах начального обучения. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Владение навыками учебного сотрудничества в условиях деятельностного метода обучения является обязательным, поскольку они входят в перечень регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе изучения предметных дисциплин. Однако не всегда можно найти в учебниках «Литературное чтение» специальные задания, способствующие формированию навыков учебного сотрудничества при изучении художественных произведений.
Таким образом, актуальность определяется тем, что учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающему запросам общества, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Организация учебного сотрудничества - это необходимое условие успешного овладения изучаемым на уроке материалом, в том числе на уроках литературного чтения при изучении художественных текстов.
В связи с вышеизложенными фактами мы остановили свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс изучения художественных текстов на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализуется коммуникативно-деятельностный подход к обучению;
- используются различные методические приёмы работы над художественным текстом, предполагающие взаимодействие обучающихся в парах и группах в соответствии с изучаемой темой урока.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт по исследуемой теме.
3. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования использована совокупность следующих методов:
- изучение теории исследуемого вопроса;
- изучение педагогического опыта;
- эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- математическая и графическая обработка результатов;
- моделирование учебного процесса.
База исследования: МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, учащиеся 4 «А» класса.
Практическая значимость исследования. Определены и апробированы педагогические условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательной школы.
Структура выпускного квалификационного исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, база исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков учебно¬го сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения» даётся характеристика учебного сотрудничества младших школьников, представленная в психолого¬педагогических исследованиях; рассматриваются современные подходы к изучению художественных текстов на уроках литературного чтения и приёмы формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения» представлена диагностика навыков учебного сотрудничества у учащихся экспериментального класса, описана работа по реализации педагогических условий по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
В заключении обобщены результаты выпускного квалификационного исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Библиографический список литературы состоит из 54 источников. Квалификационная работа включает в себя 58 страниц.
В приложении имеются материалы экспериментальной работы: описание диагностических методик исследования, конспекты уроков по литературному чтению.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что проблема изучения формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников остаётся актуальной. И поэтому перед учителями и методистами стоит задача поиска эффективных способов её развития.
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах начального обучения. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Владение навыками учебного сотрудничества в условиях деятельностного метода обучения является обязательным, поскольку они входят в перечень и регулятивных, и коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе изучения предметных дисциплин, в том числе и на уроках литературного чтения.
В ходе работы мы изучили психологические аспекты формирования навыков учебного сотрудничества, которые представлены в работах
А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, Й. Ломпшера, А.А. Люблинской, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.П. Панюшкина А.В. Петровского, Н.И. Поливанова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других. учёных. Мы установили, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения.
В ходе теоретического изучения проблемы настоящего исследования мы установили, что подразумевается под термином «учебное сотрудничество» и кто из современных учёных и учителей-практиков занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с его развитием у учащихся начальной школы.
Считаем, что, использование методических приёмов на уроках литературного чтения, основанных на парной и групповой формах работы будет способствовать развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников. Проведённое исследование позволяет утверждать, что методические приёмы, использованные нами при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения, улучшили взаимоотношения между четвероклассниками.
Экспериментальная работа позволила нам подтвердить гипотезу и реализовать задачи исследования. К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили на в полной мере исследовать проблему формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах начального обучения. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Владение навыками учебного сотрудничества в условиях деятельностного метода обучения является обязательным, поскольку они входят в перечень и регулятивных, и коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе изучения предметных дисциплин, в том числе и на уроках литературного чтения.
В ходе работы мы изучили психологические аспекты формирования навыков учебного сотрудничества, которые представлены в работах
А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, Й. Ломпшера, А.А. Люблинской, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.П. Панюшкина А.В. Петровского, Н.И. Поливанова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других. учёных. Мы установили, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения.
В ходе теоретического изучения проблемы настоящего исследования мы установили, что подразумевается под термином «учебное сотрудничество» и кто из современных учёных и учителей-практиков занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с его развитием у учащихся начальной школы.
Считаем, что, использование методических приёмов на уроках литературного чтения, основанных на парной и групповой формах работы будет способствовать развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников. Проведённое исследование позволяет утверждать, что методические приёмы, использованные нами при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения, улучшили взаимоотношения между четвероклассниками.
Экспериментальная работа позволила нам подтвердить гипотезу и реализовать задачи исследования. К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили на в полной мере исследовать проблему формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.
Подобные работы
- Реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения (Педагогика, психология)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Наглядные средства на уроках литературного чтения в начальной школе (Татарский Педагогический Колледж (Новосибирская область))
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Наглядные средства на уроках литературного чтения как средство достижения планируемых результатов младшего школьника (Татарский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Театрализация как способ развития творческих способностей обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения (Свердловский областной педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетенции у младших
школьников на уроках литературного чтения средствами
игровой деятельности
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



