ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОФЕССИИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9 ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА
1.1. Основные подходы к пониманию психологического благополучия 9 личности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Роль психологического благополучия в управленческой деятельности 18
1.3. Роль значимых отношений в профессии в обеспечении 24 психологического благополучия личности руководителей образовательных учреждений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМЫХ 28 ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов 35
2.3. Программа тренинга по поддержанию и повышению уровня 85 психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза путем изменения значимых отношений в профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 103
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 151
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 184
Приложение 4.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9 ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА
1.1. Основные подходы к пониманию психологического благополучия 9 личности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Роль психологического благополучия в управленческой деятельности 18
1.3. Роль значимых отношений в профессии в обеспечении 24 психологического благополучия личности руководителей образовательных учреждений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМЫХ 28 ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов 35
2.3. Программа тренинга по поддержанию и повышению уровня 85 психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза путем изменения значимых отношений в профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 103
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 151
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 184
Приложение 4.
Актуальность проблемы исследования. В последние десятилетия общество претерпевает стремительные изменения, которые затронули все сферы жизни человека: карьеру, отношения, здоровье, личностный и духовный рост, социально-экономическую и политическую сторону. И это не могло не коснуться образовательного пространства. Образование выступает в качестве важнейшего социального института, основной миссией которого является формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научного потенциала подрастающего поколения к жизни и успешной профессиональной деятельности. Таким образом, возникает усиленная конкуренция среди российских и мировых вузов, порождающая новые требования и соответствия им на высшем уровне успешного и продуктивного управления деятельностью всех структурных подразделений высшей школы. В соответствии с этим управленческая деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность руководителя. Это порождает столкновение перестройки стратегии, тактики и психологии управления деятельности структурными подразделениями. Высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей перед необходимостью адаптации к изменяющейся среде управленческой деятельности личностного и профессионального характера. Современный руководитель является не только управленцем, но и выполняет педагогическую деятельность, т.е. выступает в роли преподавателя, что уже накладывает свои ожидания к выполнению профессиональных задач, в рамках организации и функционирования структурным подразделением, а также взаимодействия со студентами университета. Надо полагать, что такое влияние и большая ответственность за результаты деятельности может вполне стать причиной развития стресса, неудовлетворенности, конфликтного личностного смысла, психологической небезопасности
Актуальность проблемы психологического благополучия личности руководителя предопределяет выявление значимых отношений в управленческой деятельности, которые могут оказывать влияние на внутреннюю гармонизацию и реализацию развития потенциала субъекта профессионального пространства в управленческой должности в структуре высшей школы.
Проблема сохранения профессионального здоровья приобретает все больше внимания с каждым годом. И прежде всего, заинтересованность в изучении позитивного функционирования личности руководителей структурных подразделений вуза обуславливает поиск наиболее осмысленного и обоснованного подхода к научным достижениям в области многогранного конструкта эпохи XXI века - психологического благополучия личности в управленческой деятельности.
Изучением проблемы психологического благополучия личности занимались такие ученые, как Л.В. Жуковская, О. А. Идобаева, Л. Б. Козьмина, Л.В. Куликов, Е.Г. Трошихина, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионов, Н. Брэдберн, С. Любомирски, К. Рифф, М. Яхода, и др.
Изучением взаимосвязи психологического благополучия и категорией отношений занималась Я.И. Павлоцкая.
В связи с этим определена проблема исследования: связаны ли и как значимые отношения в профессии с уровнем психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза?
Цель исследования: изучить значимые отношения в профессии как условие психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза и разработать программу тренинга
Предмет исследования: характер связи между значимыми отношениями в профессии и психологическим благополучием личности руководителей структурных подразделений вуза.
Гипотеза исследования: значимые отношения в профессии и их иерархия будут влиять на уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза, а именно:
а) позитивное отношение к профессии и к себе как профессионалу создают благоприятные условия для повышения уровня психологического благополучия личности руководителей;
б) доминирование мотивов, связанных с решением профессиональной задачи и взаимодействием с членами коллектива, над эгоцентрическими мотивами также способствует повышению уровня их психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологической литературы с точки зрения имеющихся подходов к решению проблемы связи значимых отношений в профессии и психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза;
2. Разработать модель эмпирического исследования и организовать его проведение;
3. Изучить значимые отношения в профессии, уровни психологического психологическом благополучии личности руководителей и характер связи между этими переменными;
4. На основе полученных результатов эмпирического исследования разработать программу тренинга по поддержанию и повышению уровня
Теоретическая основа исследования: концепция психологического благополучия личности И. В. Заусенко, Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, К. Рифф; исследование, посвященное вопросу изучения взаимосвязи психологического благополучия и доминирующих отношений в структуре личности Я.И. Павлоцкой.
Методы исследования: теоретические методы анализ, систематизация, сравнение, обобщение психологической, психолого-педагогической, социологической и управленческой литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, статистический критерий Н-Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ Спирмена, регрессионный анализ.
Методики исследования: 1) первичная версия методики оценки профессионального благополучия (МОПБ) (Л. И. Августова, Е. И. Рут); 2) опросник «Метафоры профессиональной деятельности» (МПД) (К. В. Карпинский, Т. В. Гижук); 3) «Профессиональное самоотношение личности» (К. В. Карпинский, А. М. Колышко); 4) опросник деловой направленности личности (ОДН) (В. И. Тараненко).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института внутренних дел российской федерации имени И. Д. Путилина. В нем приняли участие руководители структурных подразделений вузов: деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами и др. Всего - 133 респондента: из них - 59 мужчин и 74 женщины в возрасте от 21 до 70 лет. Исследование проводилось во второй половине четвертого семестра (март-май 2018 года).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений позитивной психологии менеджмента, педагогической психологии и психологии управления о специфике психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза; в возможности использования результатов исследования и для психологического сопровождения управленческой деятельности руководителей структурных подразделений в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный тренинг, направленный на поддержание и повышение уровня психологического благополучия руководителей структурных подразделений вуза, может быть использован в работе специалистов психологической службы университета. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей структурных подразделений образовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Позитивное отношение к должности руководителя, к себе как руководителю, а также направленность на коллектив являются условиями психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза;
2. Реализация специалистами психологической службы программы тренинга, направленного на изменение значимых отношений к управленческой деятельности повысит уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза.
База и выборка исследования: исследование организовано на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета приняли участие - 114 человек, а также Белгородского юридического института внутренних дел российской федерации имени И.Д. Путилина - всего 19 человек. Исследованием было охвачено 133 руководителя структурных подразделений высших образовательных учреждений. Всего из них - 59 мужчин и 74 женщины в возрасте от 21 до 70 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
Структура и объём исследования.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (97 наименований) и приложений. Объем работы составляет 102 страницы машинописного текста.
Актуальность проблемы психологического благополучия личности руководителя предопределяет выявление значимых отношений в управленческой деятельности, которые могут оказывать влияние на внутреннюю гармонизацию и реализацию развития потенциала субъекта профессионального пространства в управленческой должности в структуре высшей школы.
Проблема сохранения профессионального здоровья приобретает все больше внимания с каждым годом. И прежде всего, заинтересованность в изучении позитивного функционирования личности руководителей структурных подразделений вуза обуславливает поиск наиболее осмысленного и обоснованного подхода к научным достижениям в области многогранного конструкта эпохи XXI века - психологического благополучия личности в управленческой деятельности.
Изучением проблемы психологического благополучия личности занимались такие ученые, как Л.В. Жуковская, О. А. Идобаева, Л. Б. Козьмина, Л.В. Куликов, Е.Г. Трошихина, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионов, Н. Брэдберн, С. Любомирски, К. Рифф, М. Яхода, и др.
Изучением взаимосвязи психологического благополучия и категорией отношений занималась Я.И. Павлоцкая.
В связи с этим определена проблема исследования: связаны ли и как значимые отношения в профессии с уровнем психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза?
Цель исследования: изучить значимые отношения в профессии как условие психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза и разработать программу тренинга
Предмет исследования: характер связи между значимыми отношениями в профессии и психологическим благополучием личности руководителей структурных подразделений вуза.
Гипотеза исследования: значимые отношения в профессии и их иерархия будут влиять на уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза, а именно:
а) позитивное отношение к профессии и к себе как профессионалу создают благоприятные условия для повышения уровня психологического благополучия личности руководителей;
б) доминирование мотивов, связанных с решением профессиональной задачи и взаимодействием с членами коллектива, над эгоцентрическими мотивами также способствует повышению уровня их психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологической литературы с точки зрения имеющихся подходов к решению проблемы связи значимых отношений в профессии и психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза;
2. Разработать модель эмпирического исследования и организовать его проведение;
3. Изучить значимые отношения в профессии, уровни психологического психологическом благополучии личности руководителей и характер связи между этими переменными;
4. На основе полученных результатов эмпирического исследования разработать программу тренинга по поддержанию и повышению уровня
Теоретическая основа исследования: концепция психологического благополучия личности И. В. Заусенко, Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, К. Рифф; исследование, посвященное вопросу изучения взаимосвязи психологического благополучия и доминирующих отношений в структуре личности Я.И. Павлоцкой.
Методы исследования: теоретические методы анализ, систематизация, сравнение, обобщение психологической, психолого-педагогической, социологической и управленческой литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, статистический критерий Н-Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ Спирмена, регрессионный анализ.
Методики исследования: 1) первичная версия методики оценки профессионального благополучия (МОПБ) (Л. И. Августова, Е. И. Рут); 2) опросник «Метафоры профессиональной деятельности» (МПД) (К. В. Карпинский, Т. В. Гижук); 3) «Профессиональное самоотношение личности» (К. В. Карпинский, А. М. Колышко); 4) опросник деловой направленности личности (ОДН) (В. И. Тараненко).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института внутренних дел российской федерации имени И. Д. Путилина. В нем приняли участие руководители структурных подразделений вузов: деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами и др. Всего - 133 респондента: из них - 59 мужчин и 74 женщины в возрасте от 21 до 70 лет. Исследование проводилось во второй половине четвертого семестра (март-май 2018 года).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений позитивной психологии менеджмента, педагогической психологии и психологии управления о специфике психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза; в возможности использования результатов исследования и для психологического сопровождения управленческой деятельности руководителей структурных подразделений в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный тренинг, направленный на поддержание и повышение уровня психологического благополучия руководителей структурных подразделений вуза, может быть использован в работе специалистов психологической службы университета. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей структурных подразделений образовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Позитивное отношение к должности руководителя, к себе как руководителю, а также направленность на коллектив являются условиями психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза;
2. Реализация специалистами психологической службы программы тренинга, направленного на изменение значимых отношений к управленческой деятельности повысит уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза.
База и выборка исследования: исследование организовано на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета приняли участие - 114 человек, а также Белгородского юридического института внутренних дел российской федерации имени И.Д. Путилина - всего 19 человек. Исследованием было охвачено 133 руководителя структурных подразделений высших образовательных учреждений. Всего из них - 59 мужчин и 74 женщины в возрасте от 21 до 70 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
Структура и объём исследования.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (97 наименований) и приложений. Объем работы составляет 102 страницы машинописного текста.
Проведенный теоретический анализ проблемы психологического благополучия свидетельствует о том, что субъективное благополучие оказывает существенное влияние на самореализацию личности во всех сферах ее проявления. Наиболее надежным средством формирования психологического благополучия является культивирование эвдемонических ценностей. Эвдемоническое благополучие сопровождается гедонистическим, не являясь по сути полярным первому или исключающим его. Оба эти понятия являются необходимыми компонентами личностного благополучия. Личностное благополучие отражает единство воспринимаемого уровня счастья и удовлетворенности жизнью, баланса положительных и отрицательных эмоций, психологического и социального благополучия. Опираясь на И.В. Заусенко и Е.И. Рут, мы рассматриваем психологическое благополучие как результат позитивного функционирования личности в управленческой деятельности.
Психологическое благополучие в управленческой деятельности характеризуется профессиональной идентичностью, погружением в состояние потока, ценностями и смыслами, способностью делегировать полномочия, позитивному отношению руководителя к себе и своему коллективу, а также гармоничному соотношению трех факторов (эмоциональному, поведенческому и когнитивному) профессионального здоровья.
В ходе проведения исследования выявлено, что у руководителей преобладает средний уровень распределения по общим показателям психологического благополучия и позитивного профессионального самоотношения. По отдельным показателям психологического благополучия наиболее выраженными на высоком уровне оказались «автономность в профессиональной деятельности», «позитивные отношения в коллективе» и «профессиональный рост».
Мы разработали программу тренинга по поддержанию и повышению уровня психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза путем изменения значимых отношений в профессии.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Значимые отношения в профессии и их иерархия будут влиять на уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза, а именно: позитивное отношение к профессии и к себе как профессионалу создают благоприятные условия для повышения уровня психологического благополучия личности руководителей; доминирование мотивов, связанных с решением профессиональной задачи и взаимодействием с членами коллектива, над эгоцентрическими мотивами также способствует повышению уровня их психологического благополучия.
Психологическое благополучие личности руководителей структурных подразделений вуза складывается на основе позитивного отношения и самоотношения к управляющей должности, а также направленности на коллектив. С нашей точки зрения, именно переживание характера значимости определенной структуры отношений и направленности на взаимодействие с коллективом субъекта управления (руководителя) определяет уровень психологического благополучия или неблагополучия личности в управленческой деятельности, задает новую осмысленность профессионального мировоззрения в структурной организации вузовской среды. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только выявление взаимосвязи и определения влияния значимых отношений в профессии на уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений высший учебных заведений, но и в категории установок и отношений, связанных с представлениями менеджера среднего звена (руководителя структурного подразделения) о себе и его способе взаимодействия с коллегами, подчиненными, студентами, а также родителями студентов.
Психологическое благополучие в управленческой деятельности характеризуется профессиональной идентичностью, погружением в состояние потока, ценностями и смыслами, способностью делегировать полномочия, позитивному отношению руководителя к себе и своему коллективу, а также гармоничному соотношению трех факторов (эмоциональному, поведенческому и когнитивному) профессионального здоровья.
В ходе проведения исследования выявлено, что у руководителей преобладает средний уровень распределения по общим показателям психологического благополучия и позитивного профессионального самоотношения. По отдельным показателям психологического благополучия наиболее выраженными на высоком уровне оказались «автономность в профессиональной деятельности», «позитивные отношения в коллективе» и «профессиональный рост».
Мы разработали программу тренинга по поддержанию и повышению уровня психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза путем изменения значимых отношений в профессии.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Значимые отношения в профессии и их иерархия будут влиять на уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений вуза, а именно: позитивное отношение к профессии и к себе как профессионалу создают благоприятные условия для повышения уровня психологического благополучия личности руководителей; доминирование мотивов, связанных с решением профессиональной задачи и взаимодействием с членами коллектива, над эгоцентрическими мотивами также способствует повышению уровня их психологического благополучия.
Психологическое благополучие личности руководителей структурных подразделений вуза складывается на основе позитивного отношения и самоотношения к управляющей должности, а также направленности на коллектив. С нашей точки зрения, именно переживание характера значимости определенной структуры отношений и направленности на взаимодействие с коллективом субъекта управления (руководителя) определяет уровень психологического благополучия или неблагополучия личности в управленческой деятельности, задает новую осмысленность профессионального мировоззрения в структурной организации вузовской среды. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только выявление взаимосвязи и определения влияния значимых отношений в профессии на уровень психологического благополучия личности руководителей структурных подразделений высший учебных заведений, но и в категории установок и отношений, связанных с представлениями менеджера среднего звена (руководителя структурного подразделения) о себе и его способе взаимодействия с коллегами, подчиненными, студентами, а также родителями студентов.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Волевая саморегуляция руководителей государственной гражданской службы в контексте командных ролей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



