Введение 3
Глава 1. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе
1.1. Общие и теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения личности
1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
1.3. Структурные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников
Выводы 35
Глава 2. Эмпирическое исследование структуры профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. База и методы 39
2.2. Анализ результатов исследования 46
2.3. Результаты корреляционного анализа 54
Выводы 59
Глава 3. Развитие структурных компонентов профессионального 62
самоопределения у учащихся юношеского возраста
3.1. Содержание работы по развитию структурных компонентов 62 профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста
3.2. Обсуждение результатов формирующего эксперимента 67
Выводы 77
Заключение 79
Список литературы 82
Приложение 88
Актуальность исследования.
Интенсивность социально-экономических изменений, происходящих в обществе, обусловила необходимость повышения профессиональной мобильности и конкурентоспобности личности. Данные изменения породили множество вопросов, связанных с профессиональной жизнью человека. Одним из важнейших является профессиональное самоопределение старшеклассников на этапе выпуска из школы. Определенные сложности при выборе профессии вызывают возрастные особенности, а именно заниженная самооценка. Учащиеся не могут сделать объективный выбор сферы профессиональной деятельности, так как заниженная самооценка не позволяет ученикам оценить в полной мере свои возможности и способности.
Изучая вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников было выделено несколько проблем, одной из которых является профессиональный выбор с учетом внешних мотивов. То есть старшеклассники при выборе профессии основываются на престиже, востребованности и материальном обеспечении. Поэтому социально-экономические изменения не благоприятно влияют на выбор будущей профессии.
Сложность, противоречивость и специфичность процесса профессионального самоопределения старшеклассников, необходимость разработки целостной системы, позволяющей наиболее эффективно развивать структурные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников, отмечается многими специалистами. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения данной проблемы с разных углов зрения.
Профессиональное самоопределение личности рассматривалось в рамках профориентационной работы в особенности, как подготовка перед выбором будущей профессии (В.Г. Асеев, Е.А. Климов, Л.И. Божович и др.). В современных исследованиях следует отметить работы авторов, которые изучали профессиональное самоопределение, как сложный, многоуровневый процесс (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и др.). Изучением структуры и моделей профессионального самоопределения занимались многие авторы (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Н. Сендер и др.).
Итак, теоретический анализ литературы показал, что в науке наработана теоретика-методологическая база, создающая предпосылки для исследования развития компонентов структуры профессионального самоопределения старшеклассников. Однако проблема профессионального самоопределения и создание условий для его успешности, а также выбора еще не достаточно разработана и требует комплексного теоретического и практического решения, что и обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования - выявление различий в структуре профессионального самоопределения старшеклассников (старших подростков и юношей) и разработка программы развития структурных компонентов профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предмет исследования - структура профессионального самоопределения старшеклассников.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что профессиональное самоопределение старшеклассников состоит из связанных между собой структурных компонентов, связи между которыми образуют различный рисунок профессионального самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте. В частности, структура профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста отличается целостностью и включает компоненты самооценки и направленности личности, которые исключены из структуры профессионального самоопределения учащихся старшего под-росткового возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к изучению профессионального самоопределения старшеклассников.
2. Установить основные структурные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Выделить особенности профессионального самоопределения школьников старшего подросткового и юношеского возраста, эмпирически установить характер связи между компонентами структуры профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие структурных компонентов профессионального самоопределения старшеклассников и оценить ее эффективность.
В качестве методологической основы нашего исследования выступили базовые принципы, разработанные и развиваемые отечественной психологией: принцип системности (Б.Ф. Ломов), субъектности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский).
При изучении профессионального самоопределения мы опирались на общепсихологические теории гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Положения о структурных компонентов профессионального само-определения, разрабатываемые Е.А. Климовым, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжниковым, А.Н. Сендер, С.П.
Методы исследования.
В исследовании использовался широкий спектр методов и методических приемов анализ научных работ по проблеме исследования, формирующий эксперимент, психологическое тестирование, эмпирический и статистический анализ полученных результатов. При изучении структуры и содержания профессионального самоопределения применялся комплексный подход в подборе психодиагностических методик, позволяющий охватить разные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной «Опросник профессиональных склонностей», Е.М. Павлютенкова «Определение основных мотивов выбора профессии», В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности», С.В. Ковалева «Определение уровня самооценки».
Для обработки полученных данных использовались статистические методы, включая корреляционный анализ по критерию Спирмена и непараметринияеский t-критерий Вилкоксана для определения достоверности сдвигов с помощью программы STATISTICA.
База и этапы исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников. Были сформулированы проблема, цели, задачи, а также гипотеза исследования. На втором этапе изучались структурные компоненты профессионального самоопределения учащихся подросткового и юношеского возраста. Проводился качественный и количественный анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе проводился формирующий эксперимент. Качественно, количественно, статистически подтверждалась результативность и эффективность программы. Формулировались выводы и оформлялись результаты исследования.
Исследование осуществлялось на базе «МОУ Школы №30 г. Черемхово» в течение 2019-2020 года. Совокупную выборку исследования составили 88 человек учащихся 7-9 и 11 классов. Для анализа и описания результата совокупная выборка была поделена на 2 группы. I группа состоит из учащихся 7-9 классов в количестве 52 человек, в возрасте от 12 до 15 лет, II группа из учащихся 11 классов в количестве 35 человек, в возрасте от 16 до 18 лет. В формирующем эксперименте было задействовано 34 человека, учащихся 11 классов. В ходе проведения исследования из совокупной выборке было сформировано две группы экспериментальная и контрольная.
Научная новизна исследования: выявлена определенная структура взаимосвязей в профессиональном самоопределении учащихся юношеского возраста. Можно сказать, что данная структура отличается сложностью и множественностью связей по сравнению со структурой профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста. Главным отличием структуры учащихся юношеского возраста от структуры учащихся старшего подросткового возраста являются выявленные высокозначимые связи структурного компонента «самооценка» с творческой мотивацией и личностной направленностью, а также значимая связь с коллективисткой направленностью личности. Так, в группе респондентов подросткового возраста у само¬оценки не выявлено взаимосвязей с другими компонентами профессионального самоопределения.
Теоретическая значимость исследования.
Определены теоретические подходы к изучению проблемы структуры профессионального самоопределения старшеклассников, что позволило интерпретировать профессиональное самоопределение, как понятие сложное и многомерное, имеющее свою разветвлённую структуру.
Практическая значимость работы.
Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы для проектирования и внедрения в образовательный процесс учащихся старших классов, для более эффективного профессионального самоопределения старшеклассников. Предложенная программа, направленная на развитие структурных компонентов профессионального самоопределения может быть использована как в полном своем объеме, так и частично - отдельными блоками, технологиями, идеей проведения занятий.
Положения, выносимые на защиту.
- Профессиональное самоопределение есть сложный и многомерный феномен, имеющий разветвлённую структуры.
- Структурными составляющими профессионального самоопределения старшеклассников выступают следующие компоненты: направленность личности, мотивация, профессиональные склонности и самооценка.
Структура профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста значимо отличается от структуры профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста. В частности, в структуру профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста включены компоненты самооценка и направленности личности, которые выступают изолированными из структуры профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста.
- Предложенная программа, направленная на развитие структурных компонентов профессионального самоопределения старшеклассников, позволяет активизировать процесс профессионального самоопределения. Его эффективность достигается посредством организации системы целенаправленной работы на основе выработанных стратегий и алгоритма реализации программы. Путем использования активных методов, деловых игр достигается развитие компонентов структуры профессионального самоопределения старшеклассников.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в форме доклада на научно-практической конференции: г. Иркутск 22 апреля; и нашла свое отражение в статье «Профессиональное самоопределение старшеклассников: структура и развитие» (статья принята к публикации в мате-риалы VI конференции психологов образования Сибири с международным участием «Психология образования: образовательный потенциал развития личности»).
Структура и объем выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, с 61 включенными источниками и 1 приложением. Объем дипломной работы - 87 страниц текста. В работе содержится 21 рисунок, 2 таблицы.
Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению структуры профессионального самоопределения старшеклассников.
Теоретический обзор психолого-педагогической литературы позволил понять, что профессиональное самоопределение - понятие сложное и многомерное, имеющее разветвленную структуру. Оно включает в себя мотивацию. Под мотивацией понимаем побуждения, которые вызывают активность и определяют направленность данной активности. Мотивация, влияет на профессиональное самоопределение и удовлетворенность человека своим трудом.
Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Самооценка выступает как внутренний побудитель и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживания «Я»).
Кроме того, интересы личности являются значимыми мотивами при осуществлении выбора профессии. При этом важно, что интересы осознаются раньше и яснее других мотивов. Они обладают определенной динамикой развития. Понятие «интерес» неразрывно с понятием «склонность». Интерес является познавательным, рациональным явление, предрасположенностью к чему-либо. Интересы и склонности являются побудительными факторами, которые обуславливают профессиональное самоопределение.
Изучив уже имеющиеся компоненты структур профессионального самоопределения Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Н. Сендер, С.П. Крягжде, мы предположили, что структура профессионального само-определения старшеклассников состоит из по-разному связанных между собой структурных компонентов:
1. Направленность личности (направленность личности на себя, коллективистская направленность личности, направленность личности на задачу);
2. Мотивация (мотивы выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные);
3. Склонности (склонность к работе с людьми, склонность к исследовательской деятельности, склонность к практической деятельности, склонность к эстетическим видам деятельности, склонность к экстремальным видам деятельности, склонность к планово-экономическим видам деятельности).
4. Самооценка
Эмпирическое исследование обнаружило различия между структурами профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста и юношеского возраста. Выявлена определенная структура взаимосвязей в профессиональном самоопределении учащихся 11 классов. Можно сказать, что данная структура отличается сложностью и множественностью связей по сравнению со структурой профессионального самоопределения учащихся 7-9 классов. В структуре профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста обнаружены значимые и высокозначимые связи между компонентами структуры. Главным отличием структуры II группы от I является выявленные высокозначимые связи структурного компонента «самооценка» с творческой мотивацией и личностной направленности, кроме того выявлена значимая связь с коллективисткой направленностью личности. Так в группе учащихся подросткового возраста у данного компонента не вы-явлено взаимосвязей с другими компонентами.
Представленная в работе программа, направленная на развитие структурных компонентов профессионального самоопределения способствовала значимым изменениям в экспериментальной группе в следующих компонентах: склонность в работе с людьми, также видны значимые изменения в социальном мотиве и мотиве, связанным с содержанием труда, кроме того, отмечены значимые изменения направленности личности на задачу и самооценки.
В контрольной группе также видны изменения в направленности личности на себя и самооценки.
В заключении отметим, что проведенное исследование не претендует на завершенность. Изучение структуры профессионального самоопределения старшеклассников имеет несомненную практическую значимость, особенно развитие структурных компонентов у учащихся 11 классов. В перспективе планируется разработка программы для формирования структурных компонентов в старшем подростковом возрасте.
1. Абдалина Л.В., Ларина А.А. Характеристика стратегий в структуре личностно-профессионального самоопределения подростка. Перспектива науки, 2011. №5(20). С. 235-238. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=17803220
2. Альбуханова - Славская, К.А. Стратегия жизни. Мысль, 1991. С.
299. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-
abulh/strategiya.html
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. Том 2. С. 286. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ananyev izbrannye-trudy t2 1980
4. Анн, С.Л. Психологический тренинг с подростками. Питер, 2007.
С. 271. URL:
https://summercamp.ru/images/47152 ann l f psihologicheskiy trening s podrostkami.pdf
5. Арон И.С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Научно-методический электронный журнал концепт, 2012. №7. С. 79-83. URL:https: //elibrary.ru/item.asp?id= 17848969
6. Асеев В.Г. Структурные особенности ценностно-мотивационной
системы личности. Вестник Костромского государственного университета. Серия. Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. Том 14. С. 53-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-osobennosti-tsennostno-
motivatsionnoy-sistemy-lichnosti/viewer
7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Смысл, 2001. С. 416. URL:https://asmolovpsy.ru/ru/books/90
8. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания. Методология и история психологии, 2007. Том 2. №1. С. 86-99. URL:http://mhp-journal.ru/upload/2007 v2 n1/2007 v2 n 1 07.pdf
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер, 2008. С. 398. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich lichnost-i-ee-formirovanie__2008/fs,1/
10. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития со-временной психологии мышления. Национальный психологический журнал, 2013.№2(10). С. 10-16. URL:http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=4654
11. Булуева Ш.И., Гамзаева М.В. Эксперементальное исследование процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, 2018. С. 26-33. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36359194
12. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 2017. Том 9. №4. С. 57-67. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-nauchnoe-ponyatie/viewer
13. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников. Вестник Мордовская государственного университета им. Н.П. Огарева, 2004. № 14. С. 86-93. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/977/769/1231Z011.VINTIN.pdf
14. Гараева. Л.Ф. Профессиональное самоопределение личности как
предмет психологического исследования: структура профессионального самоопределения. Современная наука в системе ценностей мировой культуры. Современные концепции науки будущего, 2019. С.25-26. URL:
https://elibrary.ruZitem.asp?id=37482160
15. Дёмкина, Е.В. Типологизация личности студента в контексте
концепции идентификации с профессией. Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. № 4. С. 24-31. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-lichnosti-studenta-v-kontekste-kontseptsii-identifikatsii-s-professiey
16. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение:
сущность, структура, содержание. РАНхиГС, 2018. №1(65). URL:
https://elibrary.ruZitem.asp?id=32605671
17. Докукина Ю.В., Холуева К.А. Структура профессионального самоопределения старшеклассников. Современные наукоемкие
тех2012нологии, 2013. №7-2. С. 205. URL:
https://elibrarv.ruZitem.asp?id=20172311
18. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика. Сибирский психологический журнал, 2014. С. 67-78. URL:https://cyberleninka.ruZarticle/nZnauchno-prikladnye-osnovaniya-proforientatsii-teoriya-i-praktika/viewer
19. Дубровина И.В. Психологические проблемы профессионального
самоопределения школьников. Гуманизация образования, 2010. № 11. С. 26¬3 3. URL: https://cyberleninka.ruZarticle/n/psihologicheskie-problemy-
professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov/viewer
20. Железная А.Б. Проблема профессионального самоопределения школьников в подростковый период. Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения, 2019. С. 23-29. URL: https://elibrarv.ruZitem.asp?id=40355320
21. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в си¬
стеме непрерывного образования. Педагогическое образование в России, 2012. №5. С. 122-127. URL: https://cyberleninka.ruZarticle/n/kontseptsiya-
professionalnogo-razvitiva-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya
22. Зеер Э.Ф. Самоопределение человека в современных конфликту-ющих реальностях. Образование и наука. Известия УРО РАО, 2010. №7.С. 71-81. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15165424
23. Зеер. Э.Ф. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям. Образование и наука. Известия УРО РАО, 2005. №1(31). С.70¬79. URL:https://www.elibrary.ruZitem.asp?id=11031365
24. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и ее научно-практическая ценность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2010. №2. С. 15-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnaya-kontseptsiya-professionalnogo-truda-e-a-klimova-i-ee-nauchno-prakticheskaya-tsennost
25. Карпова М.А., Шиничева И.Ю., Туник О.А., Лебедева И.Л, Галкин Е.Ю. Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе профессионального самоопределения. Ученые записки РАО, 2018. №2(66). С. 139-145. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35689615
26. Климов Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности. Психологический журнал, 2005. Том 26. №3. С. 94-101. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9132832
27. Климов Е.А. Стремиться не к карьере, а старательно служить делу. Психологический журнал, 2004. №5. С. 104-114. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17699051
28. Кононова В.Н., Шмелев А.Г. ДДО и «Профориентатор»: преемственность отечественных профориентационных методик. Вестник Московского государственного университета. Серия 14, Психология, 2010. №2. С. 63-74. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ddo-i-proforientator-preemstvennost-otechestvennyh-proforientatsionnyh-metodik/viewer
29. Кремнева Т.Л., Рябова С.С. Проблема самоопределения личности в процессе профориентации.WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVA-TIONS, 2017. С. 294-297. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30456075
30. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Педагогика, 1975. С. 286. URL:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUDRYAVCEV Toviy Vasil%27evich/Kudryavcev T.V..html
31. Куимова Н.Н. Тарасюк А.А. К проблеме осознанного выбора профессии старшеклассниками. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 12. С. 1258-1260. URL:https://applied- research.ru/ru/article/view?id=11024
32. Кулакова А.И., Филиппова Ю.В. Роль рефлексивности и само¬
оценки в формировании профессиональной осознанности личности. Психолого-педагогический поиск, 2016. №1(37). С. 157-169. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25794046
33. Кулешова Л.Н., Шукуева Б.Г. Психологическая структура и со¬
держание профессионального самоопределения формирующейся личности. Психология обучения, 2012. №S4. С. 4-14. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21328865
34. Маслоу А.Г. Теория человеческой мотивации. Psychological Re-view. №50 С. 370-396. URL:
http://sergeychet.narod.ru/bibl psy/hummotiv1943.htm
35. Науменко М.В. Взаимосвязь представлений о профессии и склонностей личности с учетом различных типов этнической идентичности старшеклассников. Профессиональное образование в России и за рубежом,
2017. №4(28). С. 58-66. URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vzaimosvyaz-predstavleniy-o-professii-i-sklonnostey-lichnosti-s-uchetom-razlichnyh-tipov-etnicheskoy-identichnosti-starsheklassnikov/viewer
36. Нурмаматов А.Ш., Ибрагимов Н.И., Алимов Ф.А. Профессиональное самоопределение как процесс. Студенческий вестник, 2018. №24-1. С. 39-41. URL:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=36512989
37. Орлов А.Б. Психотерапевтическое завещание К. Роджерса. Вопросы психологии, 2012. №6. С. 117-121. URL:
https:ZZpublications.hse.ruZarticlesZ74435498
38. Панкратов В.В. Системный подход к изучению самореализации личности. Современные проблемы науки и образования, 2013. №5. URL: https:ZZwww.science-education.ru/ru/articleZview?id=10295
39. Парнов Д.А., Жундрикова С.В. Профориентация подростков: теория и практика. Автономная некоммерческая организация высшего образования, 2020. С. 262. URL:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=42701387
40. Пряжников Н.С., Молчанов М.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в под-ростковом возрасте. Психологические исследования (электронный журнал),
2018. Том 11. №61. С. 67-73. URL:
https:ZZistina.msu.ruZpublicationsZarticleZ157978909Z
41. Пряжников Н.С., Молчанов С.В. Психологическое обоснование проектирования методик профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Вестник современных исследований, 2018. №12-13(27). С. 217-222. URL:https:ZZistina.msu.ruZpublicationsZarticleZ279460213Z
42. Пряжникова Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения. Вопросы образования, 2006. №10. С. 224-230. URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-ob-istorii-razvitiya-proforientatsii-i-professionalnogo-samoopredeleniyaZviewer
43. Разуваев С.Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации. Известие Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. №28. С. 975-980. URL:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=18241685
44. Ренёва Г.Ф. Профессиональное самоопределение личности на
различных этапах профессионализации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2012. С. 126¬132. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/professionalnoe-samoopredelenie-
lichnosti-na-razlichnyh-etapah-professionalizatsiiZviewer
45. Ретивых М. В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема. Вестник Брянского государственного университета,2010. № 1. С 18-20. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema/viewer
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер. Серия: Мастера психологии, 2002. С. 720. URL:
http: //yanko .lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu obzhey psc. pdf
47. Сендер А.Н., Соколова Т.В. Волонтерская деятельность как средство формирования профессиональной направленности будущих специалистов социально-гуманитарного профиля. Сборник материалов XVII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи, 2017. С. 51-57. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/183008/1/Панорамаo%o20педопытаo%o20профориентация%202017.pdf
48. Сизихина Н.Н. Профессиональные пробы как компонент региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Профессиональное образование, 2016. №7. С.44-46. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26248835
49. Синельникова Н.А. Профориентация школьников в России. Цифровая наука, 2020. №1. С. 23-28. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42562137
50. Степанова Н.А. Профориентация как часть социально¬
педагогической деятельности в школе. Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых, 2002. №1. С. 26-31. URL:
http://childpsy.ru/lib/articles/id/10265.php
51. Толстолес Е.С. Специфика формирования и структура профессионального самоопределения личности в процессе обучения (на примере студентов-медиков). Вестник Томского государственного педагогического университета, 2013. №11(139). С. 113-118. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21062337
52. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. Питер,
2009. С. 160. URL: http://профориентация51.рф/wp-
content/uploads/docs/dlya specialistov/spec Tushev trening.pdf
53. Уварова М.Ю. Из опыта исследования структуры профессионального самоопределения будущих психологов. Известие Иркутского государственного университета. Серия: психология, 2012. Том 1. №1: С. 86-92. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18040190
54. Фурсов А.Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения. Гуманитарный научный журнал, 2013. №1. С. 32-39. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt-organizatsii-sistemy-professionalnoy-orientatsii-naseleniya/viewer
55. Халимова А.Н. Профессиональное самоопределение будущих офицеров. Форма организации внеурочной деятельности для формирования профессионального самоопределения учащихся. Вестник военного образования, 2020. №2(23). URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42676764
56. Хорева С.А., Онуфриева В.В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Глобальный научный потенциал, 2018. №7(88). С. 37-40. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35618199
57. Шкуратько К.В. Специфика психолого-педагогического сопровождения профориентации подростков. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, 2020. С. 235-243. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=41821127
58. Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников. Центр социологии образования Российской академии образования, 1994. С. 59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25688514
59. Юсупова Д.М., Шамсиддинов Х.М. Профессиональная направленность в учебно-воспитательном процессе - ведущий педагогический принцип. Ученые записки Худжандского государственного университета Б. Гуфарова. Гуманитарные науки, 2017. №1(50). С. 198-202. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-napravlennost-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-veduschiy-pedagogicheskiy-printsip/viewer
60. Molchanov S.V., Priazhnikov N.S., Chesnokova O.B., ChurbanovaS.M., Starostina Y.A. The Level of Moral Consciousness and the Personal Profes¬sional Perspective of Adolescents.European Proceedings of Social and Behav¬ioural Sciences, 2019. № 56, С. 430-435 URL:
https: //istina.msu.ru/publications/article/257647306/
61. Pryazhnikov N.S., Tsakhaeva A.A., Latipov Z.A., LitvishkovV.M., Vilkova A.V., Sannikova N.I. SELF-DEFINITION IN A CHOSEN PRO-FESSIONAL FIELD AS A MEASURE OF SPECIALIST'S COMPETENCELEVEL.Journal of Applied Sciences Research, 2018. № S5. С. 459-462. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/175549479/