ЖАНРЫ «ГРОТЕСК» И «АРАБЕСКА» В НОВЕЛЛИСТИКЕ ЭДГАРА ПО
|
Введение 1
1. «Гротеск» и «арабеска» как художественный прием и жанр 3
1.1 «Гротеск» как литературный прием 3
1.2 «Арабеска» как литературный прием 10
1.3 Эстетика Эдгара Аллана По 15
1.4 Теория новеллы Э. А. По 19
2. Жанры «гротеск» и «арабеска» в новеллистике Э. А. По 24
2.1 Жанр «гротеск» в новеллистике Э. А. По 24
2.2 Жанр «арабеска» в новеллистике Э. А. По 37
Заключение 49
Список литературы 51
1. «Гротеск» и «арабеска» как художественный прием и жанр 3
1.1 «Гротеск» как литературный прием 3
1.2 «Арабеска» как литературный прием 10
1.3 Эстетика Эдгара Аллана По 15
1.4 Теория новеллы Э. А. По 19
2. Жанры «гротеск» и «арабеска» в новеллистике Э. А. По 24
2.1 Жанр «гротеск» в новеллистике Э. А. По 24
2.2 Жанр «арабеска» в новеллистике Э. А. По 37
Заключение 49
Список литературы 51
Художественные произведения, эстетика, а также личность Эдгара Аллана По являются предметом исследования многих учёных- литературоведов, лингвистов и культурологов. Его наследие составляют стихотворения, новеллы, повести, эссе. Важным вкладом Эдгара Аллана По в развитие американской и мировой новеллистике является теоретическая и практическая разработка жанра «новелла» в различных его вариациях. Его не без основания считают родоначальником жанров логического детектива, научно-фантастической и психологической новеллы, а также таких жанровых ее разновидностей как «гротеск» и «арабеска».
В зарубежном литературоведении изучением творчества Эдгара Аллана По занимались Руфус Гризвол, автор первой биографии Э. А. По исказивший личность писателя, американский библиограф Дж. Делани Гроссман (Edgar Allan Poe in Russia: Легенда и литературное влияние, 1998), Дж. Кратч (Krutch J. W. Edgar Allan Рое, 1926), Г. Аллен (Allen H. The Life and Times of Edgar Allan Рое, 1949), С. Беркович (Berkowitch S. Ideology and classic Ametrican Literature, 1986), Г. Р. Томпсон (Thompson G. R. Рое^ fiction Romantic irony in the Gothic tales, 1973).
В отечественном литературоведение изучением творчества Эдгара По и его влияния на мировую литературу занималась М. П. Тугушева «Под знаком четырех: о судьбе произведений Э. А. По, А. К. Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона»(1991), А. Н. Николюкин «Американский романтизм и современность»(1986), Э. Ф. Осипова «Загадки Эдгара По: исследования и комментарии»(2004), М. Н. Боброва «Романтизм в американской литературе XIX века»(1972). Одним из главных отечественных исследователей творчества По является Юрий Витальевич Ковалёв. В работе «Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт» (1984) затронута биография автора и поэта, аспекты творчества и теория жанра новеллы. Исследователи упоминают о гротесках и арабесках как жанровых формах новеллы в творчестве Э. По, но отдельных исследований, посвященных особенностям этих форм, не существует.
Цель данной работы - выявить особенности «гротеска» и «арабески» в новеллистике Э. По.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить понятия «гротеск» и «арабеска» как художественный приём;
2. выявить особенности теории «новеллы» Э. По;
3. рассмотреть представления Э. По о «гротесках» и об «арабесках» как приеме и жанре;
4. разграничить понятия «гротеск» и «арабеска» в новеллистке Э. По;
5. проанализировать жанровые особенности «гротеска» и «арабески» в новеллах Э. По;
Предметом исследования являются жанровые особенности «гротеска» и «арабески» в творчестве Э. По.
Объектом исследования выступают новеллы из сборника «Гротески и арабески» (1840).
Структура включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Первая глава посвящена характеристике литературных приемов «гротеск» и «арабеска», рассмотрению эстетических представлений Э. А. По о жанрах «новелла», «гротеск», «арабеска».
Вторая глава содержит анализ жанровых особенностей «гротеска» и «арабески» на примере следующих новелл Э. А. По: Без Дыхания (Loss of breath, 1832), Метценгерштейн (Metzengerstein, 1832), Сфинкс (Sphinx, 1846), Как писать рассказ для «Блэквуда» (How to Write a Blackwood Article, 1838), Страницы из жизни знаменитости (Lionizing, 1835), Чёрт на колокольне (The Devil in the Belfry, 1839), Морелла (Morella, 1835), Вильям Вильсон (William Wilson, 1839), Лигейя (Ligeia, 1838), Береника (Berenice, 1835), Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher, 1840).
В зарубежном литературоведении изучением творчества Эдгара Аллана По занимались Руфус Гризвол, автор первой биографии Э. А. По исказивший личность писателя, американский библиограф Дж. Делани Гроссман (Edgar Allan Poe in Russia: Легенда и литературное влияние, 1998), Дж. Кратч (Krutch J. W. Edgar Allan Рое, 1926), Г. Аллен (Allen H. The Life and Times of Edgar Allan Рое, 1949), С. Беркович (Berkowitch S. Ideology and classic Ametrican Literature, 1986), Г. Р. Томпсон (Thompson G. R. Рое^ fiction Romantic irony in the Gothic tales, 1973).
В отечественном литературоведение изучением творчества Эдгара По и его влияния на мировую литературу занималась М. П. Тугушева «Под знаком четырех: о судьбе произведений Э. А. По, А. К. Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона»(1991), А. Н. Николюкин «Американский романтизм и современность»(1986), Э. Ф. Осипова «Загадки Эдгара По: исследования и комментарии»(2004), М. Н. Боброва «Романтизм в американской литературе XIX века»(1972). Одним из главных отечественных исследователей творчества По является Юрий Витальевич Ковалёв. В работе «Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт» (1984) затронута биография автора и поэта, аспекты творчества и теория жанра новеллы. Исследователи упоминают о гротесках и арабесках как жанровых формах новеллы в творчестве Э. По, но отдельных исследований, посвященных особенностям этих форм, не существует.
Цель данной работы - выявить особенности «гротеска» и «арабески» в новеллистике Э. По.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить понятия «гротеск» и «арабеска» как художественный приём;
2. выявить особенности теории «новеллы» Э. По;
3. рассмотреть представления Э. По о «гротесках» и об «арабесках» как приеме и жанре;
4. разграничить понятия «гротеск» и «арабеска» в новеллистке Э. По;
5. проанализировать жанровые особенности «гротеска» и «арабески» в новеллах Э. По;
Предметом исследования являются жанровые особенности «гротеска» и «арабески» в творчестве Э. По.
Объектом исследования выступают новеллы из сборника «Гротески и арабески» (1840).
Структура включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Первая глава посвящена характеристике литературных приемов «гротеск» и «арабеска», рассмотрению эстетических представлений Э. А. По о жанрах «новелла», «гротеск», «арабеска».
Вторая глава содержит анализ жанровых особенностей «гротеска» и «арабески» на примере следующих новелл Э. А. По: Без Дыхания (Loss of breath, 1832), Метценгерштейн (Metzengerstein, 1832), Сфинкс (Sphinx, 1846), Как писать рассказ для «Блэквуда» (How to Write a Blackwood Article, 1838), Страницы из жизни знаменитости (Lionizing, 1835), Чёрт на колокольне (The Devil in the Belfry, 1839), Морелла (Morella, 1835), Вильям Вильсон (William Wilson, 1839), Лигейя (Ligeia, 1838), Береника (Berenice, 1835), Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher, 1840).
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В эссе «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (1850). Эдгар Аллан По формулирует теоретические принципы создания «совершенной новеллы»: лаконичность, единство впечатления (эффекта), гармоничное использование цвета, гармония традиционного и нового, литературная и философская, достоверность, особенности сюжета, композиции и «общей тональности» произведения.
2. В статье «Американские прозаики» (1845) Э. А. По даёт определение жанру «гротеск» и «арабеска». Он называет фантазию жанрообразующим принципом «гротеска». К свойствам гротеска он относит: «Ошибку», элемент неожиданности, негармоничное «искажение» реальности, сочетание, прежде несочетаемых явлений или предметов, «ужасное», «безобразное», но не возвышенное.
3. Воображение, Э. А. По называет, жанрообразующим принципом «арабески». К свойствам «арабески» он относит: гармоничное сочетание старых и новых форм, существующие и не существующие сочетания прекрасного и безобразного, которые в результате возвышаются. Центральный эффект принадлежит красоте, которая является единственной целью воображения, и его неизбежным мерилом.
4. Анализ жанровых особенностей новелл-гротесков выявил, что принципы, описанные По в статье, реализованы в его новеллах следующим образом: Сюжетно-композиционное построение новелл наполнено «ошибками», несоотносимыми частями, которые в своём единстве перерастают из фантастического в остроумное или саркастическое в зависимости от цели, поставленной автором. Прием гротескных ситуативных несоответствий помимо сюжетно-композиционного строя реализован через: языковую форму, мотив, цели и поступки героя.
5. Анализ жанровых особенностей новелл-арабесок выявил, что принципы, описанные По в статье, реализованы в его новеллах следующим образом: в отличие от гротеска, в котором царит фантазия, в арабеске главная роль отводится воображению, которое собирает в себе переплетения ужасного с прекрасными, безобразного с изящным, возвышает и превращает в истинную красоту. Главные мотивы: воскрешения и смерти, противостояние земного и небесного начала, противостояние рационального и иррационального начала, противостояние разума и безумия.
1. В эссе «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (1850). Эдгар Аллан По формулирует теоретические принципы создания «совершенной новеллы»: лаконичность, единство впечатления (эффекта), гармоничное использование цвета, гармония традиционного и нового, литературная и философская, достоверность, особенности сюжета, композиции и «общей тональности» произведения.
2. В статье «Американские прозаики» (1845) Э. А. По даёт определение жанру «гротеск» и «арабеска». Он называет фантазию жанрообразующим принципом «гротеска». К свойствам гротеска он относит: «Ошибку», элемент неожиданности, негармоничное «искажение» реальности, сочетание, прежде несочетаемых явлений или предметов, «ужасное», «безобразное», но не возвышенное.
3. Воображение, Э. А. По называет, жанрообразующим принципом «арабески». К свойствам «арабески» он относит: гармоничное сочетание старых и новых форм, существующие и не существующие сочетания прекрасного и безобразного, которые в результате возвышаются. Центральный эффект принадлежит красоте, которая является единственной целью воображения, и его неизбежным мерилом.
4. Анализ жанровых особенностей новелл-гротесков выявил, что принципы, описанные По в статье, реализованы в его новеллах следующим образом: Сюжетно-композиционное построение новелл наполнено «ошибками», несоотносимыми частями, которые в своём единстве перерастают из фантастического в остроумное или саркастическое в зависимости от цели, поставленной автором. Прием гротескных ситуативных несоответствий помимо сюжетно-композиционного строя реализован через: языковую форму, мотив, цели и поступки героя.
5. Анализ жанровых особенностей новелл-арабесок выявил, что принципы, описанные По в статье, реализованы в его новеллах следующим образом: в отличие от гротеска, в котором царит фантазия, в арабеске главная роль отводится воображению, которое собирает в себе переплетения ужасного с прекрасными, безобразного с изящным, возвышает и превращает в истинную красоту. Главные мотивы: воскрешения и смерти, противостояние земного и небесного начала, противостояние рационального и иррационального начала, противостояние разума и безумия.
Подобные работы
- ПОЭТИКА ЦВЕТА В НОВЕЛЛАХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ЖАНР СТРАШНОГО РАССКАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



