Введение 1
1. «Гротеск» и «арабеска» как художественный прием и жанр 3
1.1 «Гротеск» как литературный прием 3
1.2 «Арабеска» как литературный прием 10
1.3 Эстетика Эдгара Аллана По 15
1.4 Теория новеллы Э. А. По 19
2. Жанры «гротеск» и «арабеска» в новеллистике Э. А. По 24
2.1 Жанр «гротеск» в новеллистике Э. А. По 24
2.2 Жанр «арабеска» в новеллистике Э. А. По 37
Заключение 49
Список литературы 51
Художественные произведения, эстетика, а также личность Эдгара Аллана По являются предметом исследования многих учёных- литературоведов, лингвистов и культурологов. Его наследие составляют стихотворения, новеллы, повести, эссе. Важным вкладом Эдгара Аллана По в развитие американской и мировой новеллистике является теоретическая и практическая разработка жанра «новелла» в различных его вариациях. Его не без основания считают родоначальником жанров логического детектива, научно-фантастической и психологической новеллы, а также таких жанровых ее разновидностей как «гротеск» и «арабеска».
В зарубежном литературоведении изучением творчества Эдгара Аллана По занимались Руфус Гризвол, автор первой биографии Э. А. По исказивший личность писателя, американский библиограф Дж. Делани Гроссман (Edgar Allan Poe in Russia: Легенда и литературное влияние, 1998), Дж. Кратч (Krutch J. W. Edgar Allan Рое, 1926), Г. Аллен (Allen H. The Life and Times of Edgar Allan Рое, 1949), С. Беркович (Berkowitch S. Ideology and classic Ametrican Literature, 1986), Г. Р. Томпсон (Thompson G. R. Рое^ fiction Romantic irony in the Gothic tales, 1973).
В отечественном литературоведение изучением творчества Эдгара По и его влияния на мировую литературу занималась М. П. Тугушева «Под знаком четырех: о судьбе произведений Э. А. По, А. К. Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона»(1991), А. Н. Николюкин «Американский романтизм и современность»(1986), Э. Ф. Осипова «Загадки Эдгара По: исследования и комментарии»(2004), М. Н. Боброва «Романтизм в американской литературе XIX века»(1972). Одним из главных отечественных исследователей творчества По является Юрий Витальевич Ковалёв. В работе «Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт» (1984) затронута биография автора и поэта, аспекты творчества и теория жанра новеллы. Исследователи упоминают о гротесках и арабесках как жанровых формах новеллы в творчестве Э. По, но отдельных исследований, посвященных особенностям этих форм, не существует.
Цель данной работы - выявить особенности «гротеска» и «арабески» в новеллистике Э. По.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить понятия «гротеск» и «арабеска» как художественный приём;
2. выявить особенности теории «новеллы» Э. По;
3. рассмотреть представления Э. По о «гротесках» и об «арабесках» как приеме и жанре;
4. разграничить понятия «гротеск» и «арабеска» в новеллистке Э. По;
5. проанализировать жанровые особенности «гротеска» и «арабески» в новеллах Э. По;
Предметом исследования являются жанровые особенности «гротеска» и «арабески» в творчестве Э. По.
Объектом исследования выступают новеллы из сборника «Гротески и арабески» (1840).
Структура включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Первая глава посвящена характеристике литературных приемов «гротеск» и «арабеска», рассмотрению эстетических представлений Э. А. По о жанрах «новелла», «гротеск», «арабеска».
Вторая глава содержит анализ жанровых особенностей «гротеска» и «арабески» на примере следующих новелл Э. А. По: Без Дыхания (Loss of breath, 1832), Метценгерштейн (Metzengerstein, 1832), Сфинкс (Sphinx, 1846), Как писать рассказ для «Блэквуда» (How to Write a Blackwood Article, 1838), Страницы из жизни знаменитости (Lionizing, 1835), Чёрт на колокольне (The Devil in the Belfry, 1839), Морелла (Morella, 1835), Вильям Вильсон (William Wilson, 1839), Лигейя (Ligeia, 1838), Береника (Berenice, 1835), Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher, 1840).
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В эссе «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (1850). Эдгар Аллан По формулирует теоретические принципы создания «совершенной новеллы»: лаконичность, единство впечатления (эффекта), гармоничное использование цвета, гармония традиционного и нового, литературная и философская, достоверность, особенности сюжета, композиции и «общей тональности» произведения.
2. В статье «Американские прозаики» (1845) Э. А. По даёт определение жанру «гротеск» и «арабеска». Он называет фантазию жанрообразующим принципом «гротеска». К свойствам гротеска он относит: «Ошибку», элемент неожиданности, негармоничное «искажение» реальности, сочетание, прежде несочетаемых явлений или предметов, «ужасное», «безобразное», но не возвышенное.
3. Воображение, Э. А. По называет, жанрообразующим принципом «арабески». К свойствам «арабески» он относит: гармоничное сочетание старых и новых форм, существующие и не существующие сочетания прекрасного и безобразного, которые в результате возвышаются. Центральный эффект принадлежит красоте, которая является единственной целью воображения, и его неизбежным мерилом.
4. Анализ жанровых особенностей новелл-гротесков выявил, что принципы, описанные По в статье, реализованы в его новеллах следующим образом: Сюжетно-композиционное построение новелл наполнено «ошибками», несоотносимыми частями, которые в своём единстве перерастают из фантастического в остроумное или саркастическое в зависимости от цели, поставленной автором. Прием гротескных ситуативных несоответствий помимо сюжетно-композиционного строя реализован через: языковую форму, мотив, цели и поступки героя.
5. Анализ жанровых особенностей новелл-арабесок выявил, что принципы, описанные По в статье, реализованы в его новеллах следующим образом: в отличие от гротеска, в котором царит фантазия, в арабеске главная роль отводится воображению, которое собирает в себе переплетения ужасного с прекрасными, безобразного с изящным, возвышает и превращает в истинную красоту. Главные мотивы: воскрешения и смерти, противостояние земного и небесного начала, противостояние рационального и иррационального начала, противостояние разума и безумия.
1. Апенко Е. Н. Американская романтическая новелла. / Е. Н. Апенко. Л.: РНБ, 1979. 16 с.
2. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. / М. Н. Боброва. М.: Наука, 1972. 258 с.
3. Бодлер Шарль. Цветы зла./ Ш. Бодлер. М.: Наука, 1970. 35 с.
4. Борисенко Ю. И. Гипербола и гротеск: проблема соотношения понятий// Мир науки, культуры, образования, 2009. С. 65-69.
5. Буренина О. Д. Поэтика абсурда // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М.: Intrada, 2008. С. 7-9.
6. Валери Поль. Об искусстве / Поль Валери. М.: Искусство, 1976. 623 с.
7. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1996. 397 с.
8. Гюго В. Предисловие к «Кромвелю». / В. Гюго. Собрание сочинений в 14 томах. Том 9. Терра, 2003. 688 с.
9. Дземидок Б. О комическом. / Редактор Тугушева М. М.: Прогресс, 1974. 223 с.
10. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. / Я. Н. Засурский. М.: МГУ, 1984. 504 с.
11.Злобин Г. Эдгар По - романтик-рационалист / Г. Злобин. М.: «Художественная литература», 1976. 896 с.
12. Кант. И. Критика способности суждения. / И. Кант. М.: Искусство, 1994. С. 231-402.
13. Кобленкова Д. В. Проблемы становления теории гротеска//
Д. В. Кобленикова. М.: Новый филологический вестник, 2006. С. 26-36.
14. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. / Ю. В. Ковалев Монография. Л.: Худож. лит., 1984. 296 с.
15. Козлова В. И. Жанр как инструмент прочтения / В. И. Козлова. Ростов- на-Дону: Инновационные гуманитарные проекты, 2012. 234 с.
16. Козлова Д.В. Основные подходы к определению понятия «Гротеск»// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. НН.: Филология, 2000. С. 119-124.
17. Кожинов В. В. Жанр // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия Т 2, 1962-1978. С. 914-917.
18. Кривонос В. Ш. Алогизм абсурда // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М.: Intrada, 2008. С.18.
19. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. / Романтизм : учеб. Пособие. М.: Флинта. Наука, 2010. 208 с.
20. Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы. / Научные редакторы М. Н. Липовецкий, С. И. Ермоленко. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. 904 с.
21. Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Е. А. Цургановой. М.: Intrada, 2004. С. 145-148.
22. Манн Ю. В. Гротеск // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1964. С. 401- 402.
23. Манн Ю. В. О гротеске в литературе. / Ю. В. Манн. М.: Наука, 2008. 123с.
24. Манн Ю. В. «Сквозь видный миру смех»: Жизнь Н. В. Гоголя. 1809¬1835. / Ю. В. Манн. М: Аспент Пресс, 2004. 813 с.
25. Монтень М. Опыты. Книга первая Глава XXVIII / Перевод А. С. Бобовича и др. Michel de Montaigne. Les Essais. М: Голос, 1992. С.167.
26. Николюкин А. Н. Романтическая фантастика / Одоевский В. Ф. Н. В. Гоголь и Эдгар По // Взаимосвязи литератур России и США. М.: Наука, 1987. С. 46-69.
27. Николюкин А. Н. // Эстетика американского романтизма./ Эстетика
американского романтизма. [Гл. ред. Овсянников М. Ф.]. М.:
Искусство, 1977. С. 12-13.
28. Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. /
Э. Ф. Осипова. СПб.: Филологический факультет СП6ГУ, 2004. 171с.
29. По Эдгар Аллан. Поэтический принцип // Эдгар Аллан По. Сочинения. М.: Книжная палата, 2000. 1008 с.
30. По Эдгар Аллан. Философия творчества // Эдгар Аллан По.
Сочинения. М.: Книжная палата, 2000. 1008 с.
31. По Эдгар Аллан. Философия обстановки// Эдгар Аллан По.
Сочинения. М.: Книжная палата, 2000. 1008 с.
32. Полубряринова Л. В. Новелла // Поэтика, Словарь актуальных терминов и понятий. / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. М.: Intrada, 2008. С. 146.
33. Скотт Вальтер. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана. / В. Скотт. Собрание сочинений в 20 томах. Т. 20. М.: Художественная литература, 1965. С. 267-271.
34. Смирнов И. П. О литературное время. (Гипо) теория литературных жанров. М.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2008. 264 с.
35. Смирнов И. П. Гротеск // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М.: Intrada, 2008. С. 50-52.
36. Спиллер Р. Торп У. Литературная история США. Том 1/ Р. Спиллер. М.:Прогресс, 1977. 605 с.
37. Тугушева М. П. Под знаком четырех. О судьбе произведений Э. По, А. К. Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона / М. П. Тугушева. М.: Книга, 1991. С. 87.
38. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. / О. М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997. 450 с.
39. Цейтлин А. Жанры // Литературная энциклопедия. В 11 т. М.: Ком. Акад., 1930. С. 109-154.
40. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л. В. Чернец. М.: Издательство МГУ, 1982.
41. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. / Ю. Н. Попова. М.: Искусство, 1983. С. 312-461.
42. Шлегель Ф. Разговор о поэзии. //Литературные манифесты
западноевропейских романтиков. М.: Искусство, 1980. С. 64.
43. Эльсберг Я. Е., Гачев Г. Д. Роды и жанры литературы // Теория литературы. Т. 2. М.: Наука, 1964. 488 с.
44. Юнович М. Новелла // Литературная энциклопедия. В 11 т. М.: Сов.Энциклоп, 1934. C.114-129.
45. Ямпольский М. Ткач и визионер. / Очерки истории репрезентации, или о материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007. С. 347-355.
46. Abel D. А Key to the House of Usher // Twentieth century interpretations of The Fall of The House of Usher. A Coll. of critical essays. Ed by Thomas Woodson; Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice Hall, 1969. 122 p.
47. Bloom, H. Edgar Allan Poe's the Tales of Poe / H. Bloom. Facts On File, Incorporated, 1988. 150 p
48. Brown A.A. Literature and the impossibility of death; Poe's «Berenice» Nineteenth-cent. lit. Berkeley etc., 1996, Vol. 50, N4.
49. Cobb P. The Influence of E. T. A. Hoffmann on the Tales of Edgar Allan Poe / P. Cobb. Chapel Hill: The University Press, 1908. 113 p
50. Dameron and Tamara Miller. A Study in Legend and Literary Influence, Colloquium Slavicum 3, Wutzburg: Jal-Werlag, 1973 P. 238.
51. Haggerty G. E. Gothic Fiction/ Gotic Form. Pennsylvania State University Press, 1989. 208 p.
52. Quinn, A.H. Edgar Allan Poe: A Critical Biography / A.H. Quinn. Johns Hopkins University Press, 1997. 804
53. Ross Donald H. The Grotesque: A Speculation, Poe Studies. Washington, Washington State University 1971, pp. 10- 11
54. Whitley J. S. Рое Edgar Allan. Tales of Mystery and Imagination. Wordsworth Editions Limited, 1993. 287 p
Электронные ресурсы:
1. Бахтин М. М. Гротескный образ тела у Рабле и его источники. [Режим
доступа]:http: //ec-dej avu.ru/g/Grotesque. html
2. Дежуров A.C. Гротеск в немецкой литературе XVIII века: Автореферат
на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
[Режим доступа]: http://cheloveknauka.com/grotesk-v-nemetskoy-
literature-xviii-veka
3. Дъяконова Н. Я., Яковлева Г. В. Философско-эстетические воззрения С.
Т. Кольриджа. [Режим доступа]: http://www.fedy-
diary.ru/html/102013/2910013-01a.html
4. Жаткин Д. Н., Яшина Т. А. Стихотворение Томаса Мура «Oh! Breathe
not his name...» в русских переводах XIX - начала XX века. [Режим доступа]:https://cyberleninka.ru/article/n/stihotvorenie-tomasa-mura-oh-breathe-not-his-name-v-russkih-perevodah-xix-nachala-xx-veka
5. Литературный словарь терминов. Арабеска. [Режим доступа]:
https://www.litdic.ru/arabeska-arabesk/
6. Максимов Б. А. Особенности сюжетной структуры в авторской сказке
и фантастической новелле эпохи романтизма». [Режим доступа]: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/maksimov-o sobenno sti-syuzhetnoj - struktury. htm
7. Манн Ю. В. Сквозь видный миру смех: Жизнь Н. В. Гюго. 1809-1835.
[Режим доступа]:https://www.litdic.ru/arabeska-arabesk/
8. По. Э. А. Избранное. М., Художественная литература, 1984. [Режим
доступа]:http://lib.ru/INOFANT/POE/essays.txt
9. По Э. А. Философия обстановки. Перевод З. Александровой./ Э. А. По.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима.М.: НФ "Пушкинская библиотека, АСТ, 2003. [Режим доступа]:http://www.lib.ru/INOFANT/POE/poe1 2.txt
10. По. Э. А. Философия творчества. Перевод В. Рогова. / Э. А. По. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. М.: НФ Пушкинская библиотека, АСТ, 2003.
[Режим доступа]:http://lib.ru/%3E%3C/INOFANT/POE/poe1 3.txt
11. По. Э. А. Поэтический принцип. Перевод В. Рогова. / По Э. А. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. М.: НФ Пушкинская библиотека, ACT, 2003.
[Режим доступа]:http://lib.ru/INOFANT/POE/poe1 4.txt
12. По Э. А. Американские прозаики. Воображение - Фантазия - Фантастическое. Юмор - Остроумие - Сарказм. По переводу З. Александровой.
[Режим доступа]:http://poe.velchel.ru/index.php?cnt=9&sub=3
13. По Э. А. Без дыхания. По переводу Беккера М. И. СПб.: Кристалл, 1999. [Режим доступа]:http: //www.lib.ru/INOFANT/POE/breathe.txt
14. По Э. А. Метценгерштейн. По переводу Александровой. З. Е. СПб.:
Кристалл, 1999. [Режим доступа]:
http://lib.ru/%3E%3C/INOFANT/POE/metz.txt
15. По Э. А. Страницы из жизни знаменитости. По переводу
Рогова В. В. СПб: Кристалл, 1999 [Режим доступа]:
http://lib.ru/%3E%3C/INOFANT/POE/znam.txt
16. По Э. А. Как писать рассказ для «Блэквуда» По переводу Александровой 3. Е. СПб.: Кристалл, 1999. [Режим доступа]: http://lib.ru/%3E%3C/INQFANT/PQE/storv.txt
17. По Э. А. Лигейя. По переводу Гурова И. / Э. А. По. Избранное. М.:
Худ. Лит., 1984. [Режим доступа]:
http://lib.ru/INQFANT/POE/ligeia.txt
18. По Э. А. Морелла. По переводу Гурова И. / Э. По. Стихотворения. Проза. М.: Худ. Лит., 1976. [Режим доступа]: http://lib.ru/INQFANT/POE/morella.txt
19. По Э. А. Береника. По переводу Неделина В. А. СПб.: Кристал,
1999. [ ] :• http,//hb*rii/1NQFANT/POE/berenikuNt• •
20. По Э. А. Падение дома Ашеров. По переводу Галь Н. [Режим доступа]: http://lib.ru/INQFANT/POE/asher.txt
21. По Э. А. Вильям Вильсон. По Переводу Облонской Р./ Э. По. Стихотворения. Проза. М.: Худ. Лит., 1976. [Режим доступа]: http://lib.ru/INQFANT/POE/wilson.txt
22. Скотт. В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана, 1827. [Режим доступа]: http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/scott2Q 6.txt
23. Ямпольский М. Арабески. [Режим доступа]: http://ec-
dej avu. ru/a/Arabesque. html
24. Bit.ua. - независимое сетевое медиа. [Режим доступа]: https://bit.ua/2015/12/arabesque/
25. Domestic Terror and Poe’s Arabesque Interior Jacob Rama Berman University of California, Santa Barbara. [Режим доступа]: https://joumals.librarv.ualberta.ca/index.php/ESC/article/viewFile/1052/697
26. Howard, L. Artificial Sensitivity and Artful Rationality: Basic Elements in the Creative Imagination of Edgar Allan Poe. Poe Studies, Dark
Romanticism, 1987, Vol. XX, No. 1, 20:1-9 [Режим доступа]:
https: //www.eapoe.org/pstudies/PS1970/p1974101.html.
27. Smith P. C. Poe’s Arabesque. [Режим доступа]: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1754-6095.1974.tb00235.x
28. Poe E. A. Philosophy of Composition. Essay on Theory. [Режим
доступа]: https://www.poetryfoundation.org/articles/69390/the-
philosophy-of-composition
29. Poe E. A. The Philosophy of Furniture. Burton’s Gentleman’s Magazine, vol. VI, no. 5, May 1840, pp. 243-245 [Режим доступа]: https: //www.eapoe.org/works/essays/philfurn.htm
30. Poe E. A. Essays: English and American. The Harvard Classics. 1909- 1914.The Poetic Principle By Edgar Allan Poe. [Режим доступа]: https: //www.bartleby.com/2 8/14.html
31. Poe E. A. The Devil in the Belfry. [Режим доступа]: http://xroads.virginia.edu/~hyper/poe/belfry.html