Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ТЕЙСИНТАЙ: ИСТОРИЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Работа №73718

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОФОРМЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТЕЙСИНТАЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ 11
§ 1. Сущность феномена тейсинтай: понятие и историко-культурные детерминанты формирования 11
§ 2. Оформление феномена тейсинтай в процессе становления самурайского сословия
§ 3. Самурайские ценности как фактор формирования феномена тейсинтай 40
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ТЕЙСИНТАЙ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 51
§1. Феномен тейсинтай в период японской агрессии 30-х гг 51
§ 2. Феномен тейсинтай в период Второй мировой войны на Тихом океане в 1941-1945 гг 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ 112


Актуальность выбранной темы исследования определяется следующими обстоятельствами: Япония является загадочной страной, с которой у каждого человека ассоциируются слова «самурай», «икебана», «гейши». Существует немало работ по истории и культуре Японии, но большинство касается того периода, когда страна была закрытой. В XIX в. произошло насильственное «открытие», но, в отличие от других азиатских стран, которые стали колониями западных держав, Япония не только сохранила свой суверенитет, но и сумела добиться сравнительно короткий срок отмены неравноправных договоров и стать в один ряд с передовыми странами Запада. Как одна из мировых держав Япония вступила во Вторую мировую войну и явила миру такой феномен, как тейсинтай - тактика самоубийственных атак. В истории практически каждой страны были случаи, когда человек на смерть ради победы. Но эти случая представляли собой стихийное явление, признавали героическим поступком, подвигом, и восхищались силой воли и самопожертвованием. Однако только в Японии самоубийство стало специально запланированной атакой, и более того, для них создавались специальное оружие и машины.
Характеризуя степень изученности проблемы, стоит отметить, что история Японии изучается сравнительно недавно - начиная с XVI-XVII вв., когда в страну впервые прибыли европейцы, которые составили путевые заметки о Японии, книги по истории, культуре и грамматике японского языка. Среди них были такие исследователи, как Ф. Зибольд, Э. Кемпфер, Ж. Родригиш, Ф. Ксавье и другие.
В России сведения об этой стране стали собирать несколько позже, в XVII-XVIII вв. По мере продвижения на Восток составлялись этнографические заметки о народах, которые там проживали. В их число попали и айны, проживавшие на Курильских островах, Сахалине и в Приамурье. Русский врач М.М. Добротворский, который составил первый русско-айнский словарь . Помимо этого, были описания И.Ф. Крузерштерна, капитана П.И. Рикорда, капитана В.М. Головнина и других.
Как наука японоведение оформилось в конце XIX в. В это время Япония стремительно развивалась и вошла в мировое сообщество как капиталистическая страна. Возрос интерес к науке, которая до открытия страны была уделом знати и отличалась консервативностью.
Историографию изучения истории Японии можно условно разделить на три периода:
1) XVI-XVII вв. - сбор фактического материала, путевые заметки и дневники европейских и русских мореплавателей, деятельность миссионеров;
2) Вторая половина XIX-XX вв. - насильственное открытие Японии. Благодаря возросшему интересу к загадочной стране и стремительному развитию науки и образования начала развиваться и историческая наука. Оформление японоведческих школ: изучением Японии занимались английские исследователи - Б. Чемберлен, Л. Бринкли, У. Астон и другие перевели ряд японских письменных источников, таких как Кодзики и Нихонги, французские - А.Р. Мазельер, Папино и т.д., которые занимались в основном японской культурой, немецкие историки под руководством К. Флоренца перевели и исследователи японские мифы, а американские миссионеры У. Гриффис и Э. Феноллос занимались историей и культурой. В России Японию изучали в Петербургском университете и в созданном в 1899 г. Восточном институте во Владивостоке. Исследованием занимались такие ученые, как В. Я. Костылёв, Т. Богданович, А. А. Николаев, занимавшиеся лингвистикой и историей культуры до 1917 г., после чего начала формироваться марксистская школа;
3) После Первой мировой войны. Эта война вызвала очередной всплеск интереса к Японии. Объектом для изучения стала социально-экономическая история страны, из-за экономических кризисов, а также обострения противоречий как во внутренней политике, так и во внешней. Вышли работы М.Кеннеди, Т. Деннет, М. Рено, Г. Бортон, П. Ноэль, Р. Гастон, Г. Норман и других, по новой и новейшей истории. Также продолжались исследования по истории культуры, проблемам древней и средневековой истории Японии;
4) После Второй мировой войны. В это время своего расцвета достигает советская школа японоведения. Помимо трудов по истории, экономике, этнографии и искусствоведения, были исследования по источниковедению и методологии. Данными исследованиями занимались С.Б. Маркарьян, Я. А. Певзнер, В. А. Власов, Е. Л. Леонтьева, И. А. Латышев, Д. И. Гольдберг. В этот период идет разделение на специализации, создаются центры изучения Японии в Австралии, США, Франции, Германии, Великобритании и других.
Объектом исследования выступает история войны на Тихом океане в 1941-1945 гг.
Предметом исследования является феномен тейсинтай - применение тактики самоубийственных атак.
Хронологические рамки охватывают историю Японии до 1945 г. Ранняя история и средневековый период рассматривается для анализа становления самурайской идеологии и отношения между государством и человеком, а также отношение к самоубийству. Начиная с конца XIX в. происходит трансформация японского общества, однако, несмотря на отмену сословного строя, многие черты по-прежнему сохраняются.
Географические рамки определяются территорией Тихоокеанского региона.
Цель дипломного исследования может быть сформулирована следующим образом: изучить историю становления феномена, его интерпретация и реализация в годы Второй мировой войны.
Исходя из данной цели, ставятся следующие задачи исследования:
1) проследить оформление феномена тейсинтай в процессе становления самурайского сословия;
2) проследить реализацию феномена в период Второй мировой войны.
Научно-практическое значение изучения данной темы. Феномен тейсинтай привлекает как историей своего становления, так и реализацией. Факторами, которые сформировали возможность применения такой тактики, являются воспитание нации, переход к модернизации государства, общества и экономики в короткие сроки и при этом сохранение традиций. На фоне стремительно меняющегося мира, морали и культуры подобное сочетание вызывает интерес и вопрос, можно ли использовать подобные методы для воспитания других наций.
Источниковая база исследования. Изучение развития и становления феномена тейсинтай предполагает изучение ряда источников.
Во-первых, это источники по истории традиционной Японии вплоть до середины XIX в. В свою очередь, они делятся на нормативные акты, художественную литературу, этнографические исследования, религиозные тексты и изобразительные источники.
К нормативным документам относятся такие источники, как: «Конституция Сетоку», которая содержит законодательную основу японского традиционного общества, «Кодзики» - сборник мифологических текстов, относящийся и к религиозным текстам, однако он содержит раннюю историю Японии и принцип ранжирования знатных родов, кодекс «Тайхорё» - о социальном устройстве, «Уложение о самурайских родах». Данные документы отражают взаимоотношение между обществом и государством -
фактор, который в значительной степени повлиял на феномен тейсинтай, а также отражает культуру и обычаи самурайского сословия.
Художественная литература представлена «Повестью о доме Тайра», «Жизнеописания рода Фудзивара» и рядом произведений, которые описывают кодекс Бусидо - основополагающий для идеологии самурайства.
К этнографическим источникам относятся собрание айнского фольклора Н.А. Невским, М.М. Добротворским, путевые заметки Марка Поло и европейских миссионеров, китайских и корейских путешественников. Отдельно стоит отметить книгу М.Поло «О разнообразии мира» - записи о японцах ведутся со слов китайских путешественниках и в значительной степени приукрашены.
Религиозные тексты занимают важное место в изучении феномена тейсинтай. «Кодзики» как синтоистская произведение обосновывал божественное происхождение императора Японии, на чем впоследствии возник тэнноизм - особая форма монархии, популяризованный в годы Второй мировой войны. Этой концепции придерживаются и другие тексты, такие как Секу Нихонги, Нихонги и другие.
Изобразительные источники представлены различными гравюрами, отображающими жизнь японского общества, в частности, воинского сословия Японии.
Ко второй группе относятся источники середины XIX в. - 40-х гг. XX в. Они также делятся на нормативные и художественные, а также средства массовой информации.
Из нормативных источников были использованы документы, относящиеся к внешней политики страны - договора с европейскими и азиатскими странами, императорские эдикты и указы, а также внутренние - относящиеся к организации образования, армии и других институтов общества.
Художественные источники - это произведения, которые касаются военной и патриотической тематики, а также биографические рассказы о жизни тейсинтай, написанные выжившими участниками. Помимо них, были использованы видеозаписи, содержащие съемки военных действий в океане, аудиозаписи и средства пропаганды - плакаты, журналы и газеты. При анализе учитывались особенности работы военного командования Японии - приукрашивание действительности в свою пользу.
Теоретическая и методологическая основа. В данной работе исследуются история и реализация феномена тейсинтай с помощью общенаучных методов - анализа, сравнения и других, и специально- исторических (генетический, аналогия и системный) методов.
Положения, выносимые на защиту:
1) природно-географические условия в значительной степени повлияли на японский менталитет. В условиях Японского архипелага человек куда больше зависит от коллектива, чем в европейских странах, в том числе и Великобритании, имеющую сходную территориальную обособленность, и это спровоцировало сильнее развитую групповую психологию, что повлияло на масштабность тейсинтай и банзай- атак;
2) феномен тейсинтай обусловлен существованием в течение долгого времени Японии самурайского сословия. Самураи отличаются от европейского рыцарства не только по типу создания, но и идеологией. Беспрекословное подчинение господину, буддистские идеалы и конфуцианская система взглядов на строение общества, государства и семьи во многом предопределило появление тейсинтай. Бесконечные войны сначала за объединение страны, потом с племенами айнов и междоусобицы придают Японии милитаристский характер - вкупе с консервативностью японского общества это повлияло на настроения в армии и флоте. Многие военнослужащие не только добровольно шли в тейсинтай или банзай-атаки, но и совершили самоубийство после капитуляции Японии;
3) синтоизм. Религия занимает важное место в изучении истории Японии. Синтоизм представляет собой совокупность местных религиозных представлений и культов, он легко синкретизировался с другими религиями - конфуцианством и буддизмом. Один из постулатов синто - божественное происхождение японцев. Император является прямым потомком главной богини пантеона - Аматэрасу, и династия не прерывалась со времен появления. Из божественного происхождения японцев вытекает следующее явление - тэнноизм. Император в японской истории давно являлся не официальным лицом, предназначение которого выполнять церемонии и синтоистские ритуалы. Вплоть до 1945 г. он являлся живым богом. Пропаганда особенно выделяла этот момент, используя как инструмент для выделения японцев в особенную нацию с миссией для всего мира. Презрение к остальным нациям и гордость за свою страну стало отличительными чертами японских военных;
4) путь самурая - это смерть. Средневековые самураи презирали смерть и считали почетным умереть в бою. Особое место в японской культуре заняло сеппуку - ритуальное самоубийство путем вспарывания живота. В отличие от христианских цивилизаций, которые порицали самоубийство, в Японии позором считалось не суметь умереть. Учитывая групповую психологию - позор являлся страшным грехом. Это отразилось на поведении японцев в период агрессии - большинство пленных стремилось умереть или убить противника. Никто не осмеливался отказываться в участии самоубийственных атаках по этой причине;
Апробация была проведена на конференциях «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие». Рассматривались вопросы:
1. Лаздовская Е.Н. Айнский след в истории и культуре самураев. - Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. - Белгород: Политерра, 2016. - С.69-70;
2. Лаздовская Е.Н. Значение смерти как духовно-моральной ценности в традиционной Японии. Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. - Белгород: Политерра, 2017. -С.185-188.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тейсинтай являются продуктом долгой эволюции военной идеологии самураев, национального менталитета, истории и культуры японского народа. Самураи, которые обязаны своим возникновением военным отрядам, охранявших границу государства Ямато от набегов дикарей-эмиси, со временем стали не просто военным сословием, а управляющими жизнью государства, потеснив придворную знать. Долгое время вся власть была сосредоточена в руках сёгуната. Идеология японских рыцарей, в отличие от европейской касавшаяся только самих самураев, за долгое время их властвования пронизала все японское общество.
Природные условия островов делали человека зависимым от коллектива. Власть общины была неоспоримой и превращала человека в часть своего механизма. Ответственность и трудолюбие, скромность и послушание стали главными добродетелями японского общества, в котором весьма сильны традиции и обычаи, имеющие вековые корни.
Влияние других стран на Японию (сначала Кореи и Китая, потом европейских стран) всегда оставалось поверхностным, не затрагивая сути японского менталитета. В конце XIX - начале XX веков был возрожден не только термин «камикадзе», а произошло полноценное возвращение к традициям Кодекса Бусидо: в школе начиналась массовая военная подготовка, широко пропагандировались идеалы самураев, в божественный ранг официально была возведена фигура императора, как потомка богини- покровительницы Аматэрасу. Фильмы и выставки, театральные постановки, музыка - все это имело целью популяризировать преданность императору и Японии. Японцы называли себя потомками богов, призванными править миром.
Особое внимание в идеологии японцев уделялось смерти. Кодекс Бусидо гласил, что путь самурая - это смерть. Японские адмиралы погибали вместе с кораблем, летчики не возвращались, предпочитая умереть, чем оказаться в плену. Поэтому тактика тейсинтай быстро набирала сторонников, получив опору в идеологии и национальном менталитете.
Синтоистская вера, которая наделяла японцев божественным происхождением, прошлое, которое изобиловало войнами и распрями в условиях изолированности Японского архипелага от остального мира, веками складывавшийся этикет смерти как Пути воина, культ императора и императорской власти, от которой исходили приказы о массовых акциях самопожертвования - таковы предпосылки для массовых самоубийств в годы Второй мировой войны и применения тактики, которая неспособна привести к победе. Несмотря на то, что большинство исследователей считает, что возникновение этой тактики обязано фанатизму японцев, в науке набирает вес мнение, что ее появление следует рассматривать как последствие ряда кризисов, пережитых Японией в первой половине XX в. В этот период истории она переходила к капиталистическому укладу жизни, шел поиск рынков сбыта товаров и приобретения ресурсов, которые сопровождались ростом экспансионистских настроений в различных слоях общества, готовых к захватам территории, порабощению и эксплуатации населения.
С начала XX века и до самой капитуляции милитаристской Японии смерть представлялась не просто как источник сакрального, а как смысл жизни и деятельности самурая, чья идеология была воскрешена и активно пропагандировалась в японском обществе. Принципы кодекса Бусидо использовались не только в армии, но и в школе, закладывая основы для идеологии воинского сословия XX в.
После капитуляции Япония пошла по иному пути развития. Последним свидетельством о глубоких корнях самурайской идеологии в японском обществе стала творческая и общественная деятельность писателя Юкио Мисима попытка государственного переворота который сделал, и совершил сеппуку на глазах у многих людей. Он стал последним самураем.
В предвоенные годы в Японии царили шовинистические настроения. Несмотря на то, что правящие группировки делились на три политические силы, все они стремились к господству Японии и агрессивной политике. Экспансия на материк должна была дать стране ресурсы, которых отчаянно не хватало, а также удовлетворить народные массы, которые находились в бедственном положении. Для контроля над обществом правительство использовало различные методы, начиная от пропаганды националистических и милитаристских идей и заканчивая репрессиями и практикой доносов. Создавая различные общества правящие круги контролировали население, позже такие общества сопровождали молодых солдат на войну, создавая обстановку праздника и ритуала.
Идеалы групповой психологии толкали солдат на совершение массовых самоубийственных атак, потому что правило «не выделяться» действовало и действует в настоящее время. Однако она не являлась единственным фактором становления феномена тейсинтай. Будущих солдат готовили с раннего возраста - посредством патриотического воспитания в образовательных учреждениях, а затем жесткой муштрой в армии, целенаправленно воспитывая в духе самурайского кодекса Бусидо, требовавшего без раздумий отдать свою жизнь за императора и страну.
В период Второй мировой войны было совершено много подвигов, она создала условия для проявления совершенно разных ценностей и явлений. Таким новым явлением стали и тейсинтай. В начале боевых действий в Тихом океане самоубийственные атаки носили стихийный характер. Их совершали солдаты разных стран, в том числе и японцы, движимые весьма высокими побудительными мотивами: они стремились отдать свою жизнь, забрав жизни врагов. И если к середине войны в войсках союзников такие проявления уменьшились из-за технического и количественного превосходства над противником, а также благодаря росту боевого опыта, то в Японии напротив, самоубийственный атаки не только увеличились количественно, но и приобрели качественно иной характер - характер тактики. С помощью такой тактики нельзя было выиграть войну, но руководство само устанавливало для себя такие рамки - отчасти под влиянием пропаганды самурайских традиций, отчасти потому, что не могли признать бессмысленности и бесполезности гибели, отчасти потому, что затраченные ресурсы на создание специальной техники для тейсинтай не оправдали себя.



1. Конституция Сётоку. Законодательные акты средневековой Японии. -
М.: Наука, 1984. - URL:
http: //www. vo stlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/ VII/600620/Konst_S etoku/f rametext.htm;
2. Кодзики. Запись о деяниях древности // Дневная звезда. Восточный альманах, Вып. 2. М. Художественная литература. - URL: 1974http: //www. vo stlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/VIII/700- 720/Kodziki/textl ,phtml?id=12467;
3. Нихон сёки / пер. Игнатович А.Н. - 1997. -
URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/VIII/720740/Nichong i/frametext.htm;
4. Сёку Нихонги / пер. Ермакова Л. М. - URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/VII/680700/Seku_nihongi/t ext.phtml?id=l 1297;
5. Тайхорё / пер. Попов К.А. - URL: http: //www. vostlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/VIII/700720/T aj hore_I/red. phtml?id=11302;
6. Уложение о самурайских родах / пер. Подпаловой Г. И. - URL: http: //www. vostlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/X VI/1560-
1580/Jap_pet_dvizen/frametextl .htm
7. Речь Императора при объявлении конституции (И февраля 1889 года)/ Пер. Шрейдер М. А., Займовский С. Г. - 1906. - URL: https://ru. wikisource.ощЛ¥1к1/Речь_императора_Японии_(1889);
8. Императорский рескрипт о народном воспитании (30 октября 1890 года) / Пер. Шрейдер М. А., Займовский С. Г. - 1906. - URL: https://m. wikisource.о^/мдкх/РескриптимператораЯпонииЦ 890);
9. Речь императора к Соединенному Сейму в первый день его открытия (29 ноября 1890 года) / Пер. Шрейдер М. А., Займовский С. Г. - 1906. - URL: https://ru. wikisource.о^Лу1к1/Речь_императора_Японии_(1890);
10. Заявление императорского правительства по поводу шанхайского инцидента (29 января 1932 года). - URL: http: //mil iter а. 1 ib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
И. Императорский эдикт о выходе Японии из Лиги Наций (27 марта 1933 года) . - URL:
http: //mil iter а. 1 ib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
12. Правительственное заявление, разъясняющее сущность национального государственного строя Японии (3 августа 1935 года) . - URL: http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
13. Тройственный пакт между Японией, Германией и Италией (27 сентября
1940 года). - URL:
http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/25. html;
14. Программа урегулирования китайского инцидента (13 ноября 1940
года). - 1958. - URL:
http://militera.lib.rU/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06.html;
15. Договор об основах взаимоотношений между Японией и Китайской
республикой (30 ноября 1940 года). - 1958. - URL:
http://militera.lib.rU/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06.html;
16. Проект достижения взаимопонимания между Японией и США (16
апреля 1941 года). - URL:
http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
17. Тройственный пакт между Японией, Германией и Италией. - URL: http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/2 5. html;
18. Программа национальной политики империи в соответствии с изменением обстановки (2 июля 1941). - 1958. - URL: http://militera.lib.rU/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06.html;
19. Общие положения предлагаемой основы для соглашения между Соединенными Штатами и Японией (Нота Хэлла от 26 ноября 1941 г.).
- URL: http://militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06.html;
20. Нота Соединенным Штатам Америки (8 декабря 1941 г.) . - URL: http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
21. Эдикт (Императорский эдикт об объявлении войны, 8 декабря 1941 г.)
- URL: http://militera.lib.ru/h/istoriy a_voyny_na_tihom_okeane/06.html;
22. Доклад Коноэ императору (Доклад императору, представленный на
аудиенции 14 февраля 1945 года) . - URL:
http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
23. Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего
Востока (Текст выработан на Ялтинской конференции в феврале 1945 года). - URL:
http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
24. Императорская конференция от 9 августа (9 августа 1945 года. Запись
Хосина Дзэнсиро) . - URL:
http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
25. Заявление начальника информационного управления (10 августа 1945
года, 16 часов 30 минут) . - URL:
http: //militera. lib. ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/06. html;
26. Обращение военного министра от 10 августа (10 августа 1945 года) . - URL: http://militera. lib. ru/h/istoriy a_voyny_na_tihom_okeane/06.html;
27. Кампании войны на Тихом океане. — М.: Воениздат, 1949. - URL: http: //nozdr. ru/militera/h/sherman/25. html;
Публицистика:
28. Дайдодзи Ю. Будосёсинсю (напутствие вступающему на Путь Воина) /
Ю. Дайдодзи. - 2001. - URL:
http://modemlib.ru/books/daydodzi_yudzan/budosesinsyu_naputstvie_vstupa yuschemu_na_put_voina/read;
29. Ямамото Ц. Кодекс Бусидо. Сокрытое в листве / Ц. Ямамото. - М.: ЭКСМО, 2004. - 256 с.
30. Инадзо Н. Бусидо - душа Японии / Н. Инадзо. - 2003. - URL: http: //www. sacred-texts. com/shi/bsd/#fn_0;
31. Наставления купца Симаи Сосицу // Кюнеровский сборник. Материалы
восточноазиатских и юго-восточноазиатских исследований, Вып. 5. РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - СПб., 2008. - URL:
http://www. vostlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/XVII/16001620/Simai_Sosic u/frametext.htm;
32. Добротворский М.М. Айнско-русский словарь / М.М. Добротворский. - Казань: Типография Казанского Университета, 1875. — 488 с.;
33. Невский Н.А. Айнский фольклор / Н.А. Невский. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972. - 286 с.;
34. Федоров И.И. О путешествии на Сахалин и в Японию Ивана Ивановича
Федорова / И.И. Федоров. - 2013. - URL:
http: //www. vostlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/XIX/1800-
1820/F edorov_I_I/text.phtml?id=12389;
35. Вполне А. Япония и ее империя / А. Вполне. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. - 143 с.;
36. Сакагути А. Жемчужины / А. Сакагути. - 1942. - URL: http://www.aozora.gr.jp/cards/001095/files/45872_30602.html
37. Самоубийства в Японии: статистика и причины. - URL: http: //www. nippon. com/ru/features/h00075/
Документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма):
38. Поло М. Книга о разнообразии мира / М. Поло. - URL: http: //az. lib. ru/p/polo_m/text_0020. shtml;
39. Рикорд П.И. Освобождение капитана Головнина из японского плена /
П.И. Рикорд. - 2008. - URL:
http: //www. vostlit. info/T exts/Dokumenty/Japan/XIX/1800- 1820/Rikord_l/befr_golovnin_l.phtml?id=11758
40. Кувахара Я., Оллред Г. Т. Камикадзе. Эскадрильи летчиков-смертников / Пер. с англ. Сотникова И. В. — М.: Центрполиграф, 2004. — URL: http: //militera. lib. ru/memo/other/kuwahara_y/index. html;
41. Футида M., Окумия M. Сражение у атолла Мидуэй / М. Футида, М.
Окумия. — М.: Воениздат, 1958. - URL:
http: //militera. lib. ru/memo/other/fuchida_okumiya/index. html;
42. Хара T. Одиссея самурая / T. Хара. — СПб.: Облик, 1997. - URL: http: //mil itera. lib. ru/memo/other/hara/index. html;
43. Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. - М.: ACT, 1999. -URL: http://militera.lib.rU/h/sherman/index.html;
Литературные произведения:
44. Сокровенное сказание монголов. -
URL: http: //royal 1 ib. com/read/avtor_neizvesten/sokro vennoeskazaniemon golov.html#0;
45. Кадэн. Жизнеописание рода Фудзивара // Политическая культура
древней Японии (Труды института восточных культур и античности, Вып. VII). РГГУ. - 2006. - URL:
http: //www. vo stlit. info/Texts/Dokumenty/Japan/VII/620- 640/Zizneop_F udzivara/framepred. htm;
46. Повесть о доме Тайра / пер. Львовой И.. - URL:
http://libok.net/writer/6810/kniga/21410/yukinaga_monah/povest_o_dome_t ayra/read;
47. Исикава T. Лирика / Т. Исикава. Пер.с яп. В.Марковой. - 1981. - URL: http://lib.ru/JAPAN/TAKUBOKU/lirika.txt;
Источники на иностранном языке:
48. Laughton J. A Cargo Doomed to Boom / Laughton J. - URL: http: //www. kamikazeimages. net/j apanese/index. htm
49. Ryuji N. I Was a Kamikaze / N. Ryuji. - 1973. - URL: http: //www. kamikazeimage s. net/books/personal/nagatsuka/index. htm
50. Shigeo I. Shig: The True Story of an American Kamikaze / Shigeo I. - 2001.
- URL: http://www.kamikazeimages.net/japanese/index.htm
51. Kazuo S. I Attacked Pearl Harbor / S. Kazuo. - 1949. - URL: http: //www. kamikazeimages. net/books/personal/sakamaki/index. htm
52. Yoshida M. Requiem for Battleship Yamato / M. Yoshida. - 1985. - URL: http://www.kamikazeimages.net/books/personal/yoshida/index.htm
53. ЖЙс. - 1942. - URL:
http://www.aozora.gr.jp/cards/001095/files/45872_30602.htnil
54. - 1942. - URL: http://militarydekadansu.blogspot.ru
55. - 1938. - №13. - URL: http://militarydekadansu.blogspot.ru
II. Литература
56. Акулов А.Ю. Интерпретации догу, инау и связи с традициями дзиндзя синто // Серия «Symposium», Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Проблема методов, Выпуск 10 / Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока, 2001. - С.82.
57. Аратюнов С.А., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии: Судьбы племени айнов / С.А. Аратюнов, В.Г. Щебеньков. - М.: Наука, 1992. - 208 с.
58. Бакшиев Е. Японская книга мертвых / Е. Бакшиев. - 2005 - URL: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1469&page=l
59. Брайант Э. Самураи / Э. Брайант. - М.: ACT, 2005. - 72 с.
60. Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке / С.В. Волков. -М.: АН СССР, 1999. - 312 с.
61. Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии / А.Л. Гальперин. - М.: Восточная литература, 1963. - 254 с.
62. Григорьева Т.П. Буддизм в Японии / Т.П. Григорьева. - М.:Наука, 1993. - 704 с.
63. Жуков А.Е. История Японии / А.Е. Жуков. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 703 с.
64. Журко С., Булах А., Цветков С. Бомбардировщик- торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти» /С. Журко, А. Булах, С. Цветков // История авиации, спецвыпуск № 1. - 2010. - URL: http: //mdk-arbat. ru/bookcard?book_id=3302280
65. Иванов Ю.Г. Камикадзе: пилоты-смертники / Ю.Г. Иванов. -
Смоленск: Русич, 2001. - URL:
http: //militera. lib. ru/research/ivanov_ygO 1 /index, html.
66. Кузнецов Ю.Д. История Японии / Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая, И.М. Сырицын. -М.: Наука, 1988. -460 с.
67. Куланов А. Обратный взгляд на Японию / А. Куланов. - М.: Астрель, 2008.-350 с.
68. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история / М. Курэ; пер. с англ. У. Сапциной. -М.: ACT, 2007. - 191 с.
69. Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904—1905 гг. / Н.А. Левицкий.
— М.: Эксмо, Изографус, 2003. - URL:
http: //militera. lib. ru/h/levicky_na/01. html
70. Лейко О. Ю. Камикадзе / О.Ю. Лейко. — М.: Изд-во ВЗПИ, 1989. - 74 с.
71. Лим С.Ч. История образования в Японии (конец XIX - первая половина XX века) / С.Ч. Лим. - М.: ИВ РАН, 2000. - 368 с.
72. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава / Н.Ф. Лещенко. - М.: Крафт +, 2010.-352 с.
73. Мак-Клейн Дж. Л. Япония. От сёгуната Токугавы - XXI в. / Дж. Л. Мак-Клейн. Пер. с англ. Е. А. Красулина. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 930 с.
74. Маслов А.А. Бусидо. Кодекс чести самурая / А.А. Маслов. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. - 288 с.
75. Мендрин В.М. История сёгуната в Японии. Нихон гайси. Тт.2/ В. Мендрин. - Сиб.: Летний сад, 1999. - 383 с.
76. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония / А.Н. Мещеряков
А.Н. - М.: Наталис, 2009. - URL: http://www.e-
reading. club/book.php?book= 1020859.
77. Мещеряков А.Н. Япония при сёгунате Токугава / А.Н. Мещеряков. // Знакомьтесь - Япония. - 2008. - № 48. - С. 72-78.
78. Мещеряков А.Н. Япония: географические условия и историко-культурный процесс / А.Н. Мещеряков. - URL: http://trubnikovarm.narod.ru/Meshl .htm;.
79. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии. XX век / В.Э. Молодяков, Э.В. Молодякова, С.Б. Маркарьян. - М.: ИВ РАН, 2007. - 528 с.
80. Молодяков В.Э. Подсудимые и победители / В.Э. Молодяков. — Токио, 1996. - 82 с.
81. Нукария К. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии / К. Нукария. - М.: Наука, 2003.-245 с.
82. Окумия М. Зеро! История боев военно-воздушных сил Японии на Тихом океане. 1941-1945. - URL: https://topwar.ru/70284-legendamyy- zero.html.
83. Прасол А.Ф. Япония: лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере / А.Ф. Прасол. - М.: Наталис, 2009. - 416 с.
84. Ротманн Г.Л., Палмер Я. Японские укрепления на островах Тихого океана 1941-1945/ Г. Л. Ротманн, Я. Палмер. - М.: ACT, 2005. - 72 с.
85. Сахоко К., Норико X., Райс Д. Эти странные японцы/ К. Сахоко, X.
Норико, Д.Райс. - М., 1999. - URL:
file: ///D: /Му Works/Диплом/Литература%20книги/Эти%20странные%20 японцы/oglavl. html.
86. Светлов Г.Е. Путь богов / Г.Е. Светлов. - М.: Мысль, 1985. - 256 с.
87. Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. - М., 2006. - 288 с.
88. Сигрейв С., Сигрейв П. Династия Ямато / С. Сигрейв, П. Сигрейв. - М.: ACT, ЛЮКС, 2005. - 496 с.
89. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии / Т.Г. Сила-Новицкая. -М.: Наука, 1990. -206 с.
90. Синицын А.Ю. Самураи - рыцари Страны восходящего солнца. История, традиции, оружие / А.Ю. Синицын. - М.: Паритет, 2011. - 352 с.
91. Соколов А.М. Айны: от истоков до современности (Материалы к истории становления айнского этноса) / А.М. Соколов. - СПб., МАЭ РАН, 2014.-766 с.
92. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов / А.Б. Спеваковский. -М.: Наука, 1988. - ИЗ с.
93. Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии /
A. Б. Спеваковский. -М.: Наука, 1981. - 345 с.
94. Таксами Ч.М., Косарев В.Д. Кто вы, айны? Очерки истории и культуры / Ч.М. Таксами, В.Д. Косарев. - М.: Мысль, 1990. - 322 с.
95. Уинстон У.Л. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая / У.Л. Уинстон. -М.: Мысль, 2002. - 167 с.
96. Фредерик Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи / Л. Фредерик. - М.: Молодая гвардия, 2007. — 352 с.
97. Хани Г. Японская империя. История страны самураев / Г. Хани. - М.,
2014. - URL:
http: //fictionbook. ru/author/hani_goro/y aponskay aimperiyaistoriy astrany i samuraev/read online.html.

98. Хироаки С. Самураи: История и легенды / С. Хироаки. - СПб.: Евразия, 1999. - URL: http://ec-dejavu.rU/s/Samurai.html.
99. Шахнович М.М. Религии мира / М.М. Шахнович. - СПб.: Издательство С.-Петерб. университета, 2006. -290 с.
100. Шерзад Т. Камикадзе: сила воды. - М., 2015. - URL: https://fakel- history.ru/kamikadze-1.
101. Энциклопедия Второй мировой войны / пер. с англ. М.П. Телеснина,
B. Д. Тарасова. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 128 с.
102. Andressen С., Osborne М. A Short History of Japan: From Samurai to Sony / C. Andressen, M. Osborne. - Allen & Unwin, 2003. - 262 p.
103. Brinkley F., Kikuchi D. A History of the Japanese People From the Earliest Times to the End of the Meiji Era / F. Brinkley, D. Kikuchi. - Encyclopaedia Britannica Company, 1915. - 784 p.
104. Deal W.E. Handbook To Life In Medieval And Early Modem Japan / W.E. Deal. -N.-Y.: Facts on File, 2005. -415 p.
105. Turnbull S. Samurai: The World of the Warrior / S. Turnbull. - Osprey Publishing, 2003. - 224 p.
106. Turnbull S. Hatamoto Samurai Horse and Foot Guards (1540-1724) / S. Turnbull. - Osprey Publishing, 2003. - 64 p.
107. Turnbull S. Japanese Warrior Monks-Ad (949-1603) / S. Turnbull. - Osprey Publishing, 2003. - 68 p.
ВИДЕОИЗДАНИЯ
108. За тех, кого мы любим [Видеозапись] / Таку Синдзё. - Япония, 2007. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/272935.
109. НГО: Нерассказанные истории Второй мировой войны [Видеозапись] /
Стивен Барнс. - США, 1998. - URL:
http://filmyhd720.ru/online/ngo_nerasskazannie_istorii_vtoroy_mirovoy_vo ynitv.
110. Орел Тихого океана [Видеозапись] / Исиро Хонда. - Япония, 1953. - URL: http://kino-go.co/20795-orel-tihogo-okeana.html.
111. Письма с Иводзимы [Видеозапись] / Клинт Иствуд. - США, 2006. - URL: http://kinogo.club/1956-pisma-s-ivodzimy-2006.html;.
112. Тора! Тора! Тора! [Видеозапись] / Киндзи Фукасаку. - США, 1970. - URL: http: //baskino. club/films/boeviki/1016-tora-tora-tora. html;
ИЗ. Флаги наших отцов [Видеозапись] / Клинт Иствуд. - США, 2006. - URL: http: //kinogo. club/3562-flagi-nashih-otcov-2006. html.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
114. Карта Японии. Подробная географическая карта Японии. - 2012. - URL: http://mir-map.ru/map438719 0 0.htm;
115. Айны Сахалина и Хоккайдо на фотографиях конца XIX - начала XX в. - Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 2012,- URL: http: //sakhalinmuseum. ru/kids_interesting_id_4. php.
116. Утагава К. Ято Ёмосити Нориканэ с копьем в руке, пьющий из фарфоровой чаши / Серия гравюр «108 героев Суйкодэн». - 1827. - URL: http://hi-braa. spb. ru/nihhon/engraves/47samurai.php.
117. Утагава К. Иси-ё, жена Обоси Ёсио с нагинатой. - 1848. - URL: http: //www. samuraimaster, com/women.
118. Утагава К. 47 ронинов. - 1840. - URL: http://nevsepic.com.ua/art-i- risovanaya-grafika/9819-gravyury-utagava-kuniesi. -samurai-34-rabot.html.
119. Утагава К. Сказания о Великом мире. - 1850. - URL: http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/9819-gravyury-utagava- kuniesi.-samurai-34-rabot.html.
120. Беато Ф. Японские самураи. - 1882. - URL:
http://www.kulturologia.ru/blogs/040615/24766.
121. Беато Ф. Самураи символически демонстрируют превосходство японских традиций над западными знаниями. - 1882. - URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/040615/24766.
122. Беато Ф. Амуниция самурая. - 1882. - URL:
http://www.kulturologia.ru/blogs/040615/24766.
123. Пропагандистский плакат времен войны на Тихом океане. - 1938. - ЖЙ®^.-№13. - URL: http://militarydekadansu.blogspot.ru.
124. Спуск «Кайтен». - 1943. - URL:
http: //www. ddoughty.com/kamikaze. html.
125. Водители «Кайтен». - 1943. - URL:
http: //www. ddoughty.com/kamikaze. html.
126. Японский пилот-камикадзэ капрал Юкио Араки (в центре фото со
щенком в руках) с товарищами по 72-й эскадрилье «Синбу» на аэродроме Бансей. - 1944. - URL: http://foto-
history. livej ournal. com/7804387. html.
127. Взрыв на авианосце Сент-Ло после атак камикадзе. Битва в заливе Лейте, 25 октября 1944 г. - 1944. - URL: http://foto- history. livej ournal. com/7804387. html.
128. Групповой снимок шести японских летчиков камикадзе в летной форме
и личными подписями. - 1945. - URL: http://foto-
history.livejournal.com/7804387.html.
129. 12 апреля 1945 года школьницы провожают лейтенанта Тосио Анадзава на смерть, которая ждет его в районе Окинавы, размахивая ему вслед ветками вишни. Ответный салют пилота адресован не столько школьницам, сколько родной стране и вообще жизни. На борту его самолета «Hayabusa» 250-килограммовая бомба. - Окинава, 1945. - URL: http://foto-history.livejournal. com/7804387.html.
130. Самый большой американский военный корабль - линкор «Миссури» -
за мгновения до того, как его поразит камикадзе на самолете «Zero». - U.S. Naval Historical Center, 1945. - URL: http://foto-
history. livej ournal. com/7804387. html.
131. Пилот-камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер-Хилл». - Окинава, 1945. - URL: http://foto- history. livej ournal. com/7804387. html.
132. Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. - Окинава, 1945. - URL: http://foto- history. livej ournal. com/7804387. html;
133. Лёгкий крейсер «Колумбия» атакован камикадзе в заливе Лингаен; 6
января 1945 г. - 1945 - URL: http://foto-
history. livej ournal. com/7804387. html.
134. Самолёт Mitsubishi A6M Zero. - 1945. - URL:
http: //www. ddoughty. com/kamikaze. html.
135. MacArthur D. Map titled «Allied landings — August 1942 to August 1945».
- 1950. - URL: https://ru.wikipedia.Org/wiki/#/media/File:US_landings.jpg.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ