Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТА «КРИЗИС» В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКИХ, АНГЛИЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СМИ)

Работа №73701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Исследование концептов в современной лингвистике 6
1.1. Определение понятия концепта 6
1.2. Разграничение понятий «концепт», «понятие», «смысл», «слово».13
1.3. Понятие национальной концептосферы 19
Выводы по ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. Анализ подходов к изучению дискурса 24
2.1. Функционирование концептов в дискурсивной практике 24
2.2. Политический дискурс 28
2.3. Роль языка в политическом дискурсе 32
Выводы по ГЛАВЕ II 35
ГЛАВА II. Сравнительный анализ концепта «КРИЗИС» в немецкой, английской и русской лингвокультурах (на примере печатных СМИ)...37
3.1. Концепт «Krise» в немецкой лингвокультуре на примере печатных СМИ 37
3.2. Концепт «crisis» в английской лингвокультуре на примере
печатных СМИ 49
3.3. Концепт «кризис» в русской лингвокультуре на примере печатных СМИ 58
3.4. Сравнительный анализ концепта «КРИЗИС» 70
Выводы по ГЛАВЕ III 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 82


Настоящее исследование обращено к лингвистическому изучению фрагмента действительности и предполагает анализ концепта «КРИЗИС» в современном немецко-, англо- и русскоязычном политическом дискурсе. Зависимость дискурса от ситуации, способность аккумулировать разные, в том числе противоречивые мнения участников ситуации о происходящем, живые реакции на сиюминутные события определяют богатство содержания концепта. Поэтому исследование концепта именно в пространстве дискурса позволяет вычленить тонкие, ситуативно обусловленные компоненты его структуры и соотнести их с конкретной внеязыковой ситуацией, объяснить содержание концепта через ее особенности, показать, как ситуация определяет актуализацию одних концептуальных слоев и компонентов и периферийность других.
Когнитивная лингвистика нацелена на описание и моделирование содержания исследуемого концепта как глобальной ментальной единицы концептосферы через анализ языковых единиц, объективирующих его содержание. Изучение концептов является одним из актуальных направлений в когнитивистике. Об этом свидетельствует обилие исследований, так или иначе разрабатывающих эту проблематику. Теоретические исследования представлены работами Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, С.Г. Воркачева, В.З. Демьянкова, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова и многих других ученых. Изучение объективации отдельных концептов является активно развивающимся сегментом научного поиска в когнитивистике.
Значимость работы обусловлена тем, что концепт «КРИЗИС» относится к числу наиболее социально значимых составляющих концептосферы современного человека. Актуальным является изучение сферы функционирования данного концепта - политики, как внешней, так и внутренней, а также экономической сферы. Страны современного мира подвергаются постоянному воздействию внешних факторов, что сказывается и на жизни людей внутри государства, и на положении страны на мировой экономической и политической арене. Все это объясняет высокую степень идеологической нагрузки концепта «КРИЗИС», а, следовательно, важность его анализа для выявления взаимосвязи языка и общества, языка и идеологии. Понимание того, что для данной культуры является проблемным, какие вопросы стоят остро в стране, облегчает налаживание контактов с тем или иным обществом.
Объектом исследования является концепт «КРИЗИС» в современном немецко-, англо- и русскоязычном политическом дискурсе. В качестве предмета исследования рассматриваются лексические средства вербализации его концептуальных признаков.
Цель состоит в анализе концепта «КРИЗИС», определении, систематизации и описании его составляющих компонентов, выявленных на материале немецких, английских и российских средств массовой информации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику понятия «концепт» и определить его статус в современном языковом пространстве;
• описать основные подходы к изучению концептов в исследованиях российских и зарубежных учёных;
• изучить основные типы концептов;
• выявить базовые компоненты концепта;
• проанализировать особенности англо-, немецко- и русскоязычного политического дискурса и выявить способы номинации концепта «КРИЗИС»;
• определить и проанализировать основные компоненты концепта «КРИЗИС» в немецком, английском и русском языке.
Основными источниками фактического материала являются официальные сайты государственных газет, где публикуются все важные политические новости и статьи (немецкоязычные издания: Die Bundesregierung, Die Welt, Spiegel, Suddeutsche Zeitung; англоязычные издания: Independent, The Guardian, The New York Times, The Washington Post; русскоязычные издания: Известия, Первый канал, РИА Новости, Российская газета). Эмпирический материал в количестве 300 примеров был получен методом сплошной выборки из вышеназванных изданий.
Методы исследования обусловлены поставленными задачами. Предполагается анализ лингвистических работ известных учёных - языковедов, а также словарей немецкого и английского языка. Анализ концепта «КРИЗИС» осуществляется в рамках лингвокультурологического направления (процедура анализа предложена Ю.С. Степановым). Наряду с описательным методом, используется метод компонентного анализа и анализ дефиниций, этимологический анализ, сравнительный анализ, а также метод дискурсивного исследования концептов и дискурсивный анализ публицистических текстов.
Апробация работы. Научные результаты деятельности представлены на VIII Международной научно-практической конференции «Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве», состоявшейся в ФГБОУ ВО «Дагестанский Государственный Университет» 10-12 ноября 2016 года; на секции «Лексикология и стилистика немецкого языка и межкультурная коммуникация» студенческой научной конференции, г. Белгород, апрель 2017 года, а также на Международной научно-практической конференции «Семиотическое пространство языка. Синхрония и диахрония» г. Новосибирск, 14-15 февраля 2017 года. По итогам конференций опубликовано пять статей по теме диссертации.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении теоретического материала по исследуемой проблеме было выявлено, что понятие концепта является ключевым в когнитивной лингвистике. Многомерность и сложность его структуры обуславливают не только множество методов его анализа, но и сложность выделения концепта в какой бы то ни было сфере жизнедеятельности человека. Реализация концепта в дискурсе позволяет анализировать содержание концепта, например, при помощи дискурсивного подхода к изучению текста.
Исследование немецко-, англо- и русскоязычного политического дискурса посредством полевого метода позволило выделить при анализе средств номинации основные области функционирования концепта и определить частотность использования различных средств вербализации концепта «КРИЗИС». Было установлено, что использование ситуативно обусловленных синонимов рассматриваемого концепта позволяет создать выгодное для политических деятелей представление о каких бы то ни было мировых событиях.
К перспективам исследования может быть отнесен анализ метафорических средств вербализации концепта кризис, так как особую важность этому способу вербализации изучаемого концепта придает его абстрактный характер, заставляющий говорящих пользоваться именно метафорой для передачи своего образа этой ситуации. Кроме того, представляется возможным рассмотрение различных механизмов порождения смыслов, выявление их особенностей и частотности использования.



1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 183 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. — М.: Флинта: Наука, 2010. - 224 с.
3. Алимурадов О.А. Смысл. Концепт. Интенциональность [Текст]: монография / О.А. Алимурадов. - Пятигорск: Из-во ПГЛУ, 2003. - 312 с.
4. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. — М., 1990. - 512 с.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. / Под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. — С. 267-279.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд. ВГУ, 1996. - 104 с.
7. Баранов А.Н. Политическая аргументация и ценностные структуры общественного сознания // Язык и социальное познание. М., 1990. - С. 166-177.
8. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации // Советский политический язык (от ритуала к метафоре). М.: Изд. Знание, 1991. - 64 с.
9. Бородько Д.А. Вербализация концепта "Вооруженный конфликт" в немецкоязычном новостном Интернет-дискурсе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Пятигорск, 2013. - 31 с.
10. Болдырев, Н.Н. Концепт и значение слова / Болдырев Н.Н. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под редакцией А.И. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 25-36. 
11. Бородько Д.А. Вербализация концепта "Вооруженный конфликт" в немецкоязычном новостном Интернет-дискурсе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Пятигорск, 2013. - 31 с.
12. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М., 1997. - 576 с.
13. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 287 с.
14. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // ФН. №1. - М., 2001. - С. 64-72.
15. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 192 с.
16. Гаврилова М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В. В. Путина и Б. Н. Ельцина). - СПб., 2004. - 295 с.
17. Газизулина Л.Р. Реализация концептов Насилие и VIOLENCE в дидактических текстах школьной литературы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2013. - 23 с.
18. Герасименко Н.А. Информация и фасцинация в политическом дискурсе // Политический дискурс в России. М., 1998. - 230 с.
19. Грушина Н.Б. Концепт «время» в дискурсе современных художественно-публицистических журналов (на материале журнала «Новый мир»): автореф. дис. . канд. филол. наук. - СПб., 2002. - 16 с.
20. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. № 3. - М., 2002. - С.32-43.
21. Дотдаева Ф.И. Языковые средства ценностного воздействия в американском президентском дискурсе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Пятигорск, 2013. - 22 с. 
22. Карасик В.И. Дискурс // Социальная психолингвистика: Хрестоматия: учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2007. - С. 162-197.
23. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 3-18.
24. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж: Изд. ВГУ,
2001. - С. 75-80.
25. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. - М.: ИТДГК "Гнозис", 2001. - 270 с.
26. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
27. Кубрякова Е.С. Слово в дискурсе (новые подходы к его анализу) // Текст и дискурс: традиционные и когнитивно-функциональные аспекты исследования. - Рязань: Рязанский гос. пед. ун-т, 2002. - С. 7-11.
28. Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - С. 90-93.
29. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. — М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
30. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. // Изв. РАН, серия литературы и языка. - №1. - СПб, 1993. - С. 280-287.
31. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М: Политиздат, 1976. - 144 с.
32. Ляпин С. X. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. — Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997.— Вып. 1. —С. 11-35. 
33. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: уч. пособие.
- 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 296 с.
34. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. - 3 изд., перераб. и доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 272 с.
35. Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2008. - С. 43-48.
36. Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма. // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск: ОмГПУ, 1998. - С. 80-85.
37. Нехорошева А.М. Концептуализация своего и чужого в немецком политическом дискурсе (на материале выступлений Ангелы Меркель): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2012. - 25 с.
38. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико¬
философский анализ языка. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
39. Павиленис Р.И. Язык, смысл, понимание // Язык. Наука. Философия. Логико-методологический и семиологический анализ. - Вильнюс, 1986. - С. 240-263.
40. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 30 с.
41. Попова З.Д. Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. - Воронеж, 2002. - С. 114-115
42. Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2007. - 389 с.
43. Прибылова О.В. Динамика вербализации концепта «терроризм» в институциональном дискурсе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - 20 с.
44. Прокофьева Т.А. Концепт "кризис" в современном политическом дискурсе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2006.
- 25 с.
45. Прохоров. Ю.Е. В поисках концепта. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 176 с.
46. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: Монографическое учебное пособие. - К.: Фитосоциоцентр,
2002. - 336 с.
47. Сеченов И.М. Психология поведения. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 320 с.
48. Скидан О.П. Математический концепт и его категориальная структура. / Концепты. Выпуск 1. Архангельск, 1997. - С. 36-68.
49. Сорокин Ю.А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия // Политический дискурс в России: Материалы рабочего совещания. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. - С. 57-62.
50. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. — М.: Языки славянских культур, 2007. - 248 с.
51. Степанов Ю.С. Слово. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 288¬305.
52. Сулейменова Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике. - Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 160 с.
53. Таратынова Н.В. Лингвопрагматическая актуализация концепта "HAPPINESS"в политическом дискурсе (на материале выступлений Х. Клинтон): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М.: Тип. «Ай-Клуб», 2013. - 29 с.
54. Телия В.Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 400 с.
55. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический,
прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Шк. "Языки рус. культуры", 1996. - 288 с.
56. Усманов Р.А. Лингвокультурологическая специфика текстов публичных выступлений в современном русском политическом дискурсе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М.: Тип. «11-й ФОРМАТ», 2013. - 35 с.
57. Худяков А.А. Понятие и концепт: опыт терминологического анализа. // Филология и культура: Мат-лы III междунар. конф. Ч. 2. - Тамбов: Изд. ТГУ, 2001. - С. 32-37.
58. Чудинов А.П. Фитонимная метафора в политической речи // Русская речь. №4. - М., 2003. - С. 51-55.
59. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.:
Перемена, 2000. - 368 с.
60. Яроцкая А.В. Лексические средства номинации сферы здоровья в англоязычных журнальных текстах: когнитивно-прагматический ракурс: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М.: Тип. «Реглет», 2012. - 27 с.
61. Hudson R.A. Sociolinguistics, Lecturer in linguistics. Cambrige; New York; London; Toronto; Harvester Wheatsheaf, 1993. - С. 73-84.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Александрова З.Е. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, 1990.
2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: в 4-х тт. М., 1982.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.
4. Синонимический словарь чувств и эмоций, М., 1993.
5. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Под ред. Ушакова Д.Н. М., 1940.
6. ABBYY Lingvo. www.lingvo.ru
7. CODCE. Concise Oxford Dictionary of Current English. - 7-th Edition. -Oxford at the Clarendon Press, 1984.
8. Duden. Band 8. “Die sinn- und sachvervandten Woerter”.- Zurich:Dudenverlag, 1986.-800 S.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Известия [Электронный ресурс] / ООО «МИЦ «Известия», ред. Пака М.Д. — Электрон. дан. — 2018 - Режим доступа:https://iz.ru,свободный. — Загл. с экрана.
2. Первый канал [Электронный ресурс] / ОАО «Первый канал». - Электрон. дан. — 2018 - Режим доступа:https://www. 1tv.ru,свободный. — Загл. с экрана. (дата обращения)
3. РИА Новости [Электронный ресурс] / МИА "Россия сегодня", ред. Анисимова А.С. — Электрон. дан. — 2018 - Режим доступа: https://ria.ru,свободный. — Загл. с экрана.
4. Российская газета [Электронный ресурс] / ФГБУ «Редакция «Российской газеты», ред. Фронина В.А. — Электрон. дан. — 2018 - Режим доступа:https://rg.ru,свободный. — Загл. с экрана.
5. Financial Times (2018). Available at:http://www.ft.com.
6. Independent (2018). Available at:www.independent.co.uk.
7. The Australian (2018). Available at: https://www.theaustralian.com.au.
8. The Guardian (2018). Available at:http://www.theguardian.com/uk.
9. The New York Times (2018). Available at:http://www.nytimes.com.
10. The Washington Post (2018). Available at:www.washingtonpost.com.
11. Die Bundesregierung (2018). Online verfugbar unter www.bundesre gierung. de.
12. Die Welt (2018). Online verfugbar unterhttps://www.welt.de.
13. Paperball (2018). Online verfugbar unterwww.paperball.de.
14. RP Online (2018). Online verfugbar unterwww.rp-online.de.
15. Spiegel (2018). Online verfugbar unterwww.spiegel.de.
16. Suddeutsche Zeitung (2018). Online verfugbar unter www. sueddeutsche. de.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ