ИГРОТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. РОЛЬ И МЕСТО МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ . 6
1.2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 11
1.3. ИГРОТЕХНОЛОГИИ И МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКЕ 25
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ 25
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. РОЛЬ И МЕСТО МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ . 6
1.2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 11
1.3. ИГРОТЕХНОЛОГИИ И МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКЕ 25
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ 25
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность. Современный этап развития общества связывают с четвертой промышленной революцией, которая заключается в повсеместной роботизации и автоматизации производства. Новые технологии - дополненная и виртуальная реальность, робототехника и аддитивное производство опираются на интегративные знания. В этой связи физика и информатика выступают как базовые школьные предметы, формирующие техническое мышление обучающихся и дающие представление о современных технологиях, которые стоят в основе развития общества.
Для чёткого понимания таких связей используется метод межпредметности. Она выступает как практико-ориентированный метод, направленный на воплощение связей не только в физике и информатике, но и в других областях. При этом одним из способов активизации обучения могут выступать игротехнологии, например, STEM-игры. Однако, их применение на уровне школы недостаточно распространено, так как требуют от учителя очень много времени для адаптации известных проектов или разработки новых. Поэтому тема выпускной квалификационной работы, посвященная разработке конкретных рекомендаций по применению игротехнологий как средства реализации межпредметных связей физики и информатики является актуальной.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению игротехнологий как средства реализации межпредметных связей физики и информатики в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения физике и информатике в основной школе.
Предмет исследования: педагогические технологии, используемые для реализации межпредметных связей.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- определить роль межпредметных связей в физике и информатике;
- обозначить межпредметные связи физики и информатики;
- изучить понятие «игротехнологии» и их виды;
- разработать методические рекомендации по применению игротехнологии для реализации межпредметности физики и информатики;
- разработать конспекты занятий;
- провести педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования: научные работы
отечественных педагогов Баксанский О.Е., Шмалов С.А., Кофтарёв А.Ф., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н.; публикации, посвященные интеграции образования: Пикадистый П.И., Добров Г.М., Кавтарадзе Д.Н.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и
систематизация информации, классификация понятий, моделирование и проектирование педагогического процесса, педагогический эксперимент с психолого-педагогическими методами сбора данных, их математическая обработка и интерпретация.
Этапы исследования:
1 этап (январь-апрель 2019 г.) - анализ литературы, изучение
психолого-педагогических и методических основ исследования;
2 этап (май-ноябрь 2019 г.) - разработка методических материалов;
3 этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.) - проведение педагогического эксперимента и доработка методических материалов;
4 этап (март-май 2020 г.) - обработка результатов эксперимента и оформление работы.
Практическая значимость: полученные результаты работы могут использоваться учителями физики и информатики.
Апробация исследования: выступление с докладом на Региональной научно-практической конференции «MENDELEEV.NEW GENERATION» в 2019 и 2020 гг.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе содержится 7 рисунков, 6 таблиц. Объем работы 39 страниц, общий объем работы 53 страницы.
Для чёткого понимания таких связей используется метод межпредметности. Она выступает как практико-ориентированный метод, направленный на воплощение связей не только в физике и информатике, но и в других областях. При этом одним из способов активизации обучения могут выступать игротехнологии, например, STEM-игры. Однако, их применение на уровне школы недостаточно распространено, так как требуют от учителя очень много времени для адаптации известных проектов или разработки новых. Поэтому тема выпускной квалификационной работы, посвященная разработке конкретных рекомендаций по применению игротехнологий как средства реализации межпредметных связей физики и информатики является актуальной.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению игротехнологий как средства реализации межпредметных связей физики и информатики в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения физике и информатике в основной школе.
Предмет исследования: педагогические технологии, используемые для реализации межпредметных связей.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- определить роль межпредметных связей в физике и информатике;
- обозначить межпредметные связи физики и информатики;
- изучить понятие «игротехнологии» и их виды;
- разработать методические рекомендации по применению игротехнологии для реализации межпредметности физики и информатики;
- разработать конспекты занятий;
- провести педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования: научные работы
отечественных педагогов Баксанский О.Е., Шмалов С.А., Кофтарёв А.Ф., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н.; публикации, посвященные интеграции образования: Пикадистый П.И., Добров Г.М., Кавтарадзе Д.Н.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и
систематизация информации, классификация понятий, моделирование и проектирование педагогического процесса, педагогический эксперимент с психолого-педагогическими методами сбора данных, их математическая обработка и интерпретация.
Этапы исследования:
1 этап (январь-апрель 2019 г.) - анализ литературы, изучение
психолого-педагогических и методических основ исследования;
2 этап (май-ноябрь 2019 г.) - разработка методических материалов;
3 этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.) - проведение педагогического эксперимента и доработка методических материалов;
4 этап (март-май 2020 г.) - обработка результатов эксперимента и оформление работы.
Практическая значимость: полученные результаты работы могут использоваться учителями физики и информатики.
Апробация исследования: выступление с докладом на Региональной научно-практической конференции «MENDELEEV.NEW GENERATION» в 2019 и 2020 гг.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе содержится 7 рисунков, 6 таблиц. Объем работы 39 страниц, общий объем работы 53 страницы.
Возможность реализовать межпредметные связи даёт экономию во времени при определении структуры учебного плана, программ, учебников, что позволяет создавать процесс рационализации в целом. Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний.
Затронутые в данной работе связи межпредметности физики и информатики позволяют сделать шаг вперёд, как процессу обучения этих наук, так и научно-техническому прогрессу в целом.
Основные выводы, полученные в исследовании:
1. Межпредметность - это способ отражения комплексного подхода к воспитанию и обучению, она связана с понятиями интеграции и мультипредметности. Её роль в процессе обучения состоит в обозначении взаимосвязей между учебными дисциплинами.
2. Взаимосвязь физики и информатики позволяет ученику развивать навыки и формировать знания на уровне применения. В результате анализа основных курсов физики и информатики было определено соответствие разделов этих предметов по времени изучения, которое может помочь учителю в реализации межпредметности. Были обозначены способы реализации межпредметных связей: использование знаний одного предмета на другом, метод интегрированного урока, исследовательская и проектная деятельность.
3. Был изучен потенциал игротехнологии как средства реализации межпредметности. Игротехнология является одним из эффективных методов обучения, актуализирующих интерес к учебе. Она может выступать как средство реализации межпредметных связей, т. к. показывает применение
знаний и умений в моделируемых практических ситуациях. Применение игротехнологий во время учебного процесса помогает детям осваивать знания на более глубоком уровне, формировать компетенции по использованию знаний в практических областях, а также способствует реализации интеграционного образования. Игры имеют классификацию и создаются по схеме, в зависимости от поставленной цели. К играм, содержащим в себе межпредметность, относят STEM-игры. Примеры таких игр: «Терра инкогнито», «Пандорра», «Индустрия 4.0: освоение ближнего космоса», «Орбита».
4. Выделили критерии отбора урока игры, помогающие определить содержание урока в изучении школьного предмета. На основе критерий подчёркнуты цели и этапы урока для реализации межпредметности на уроках физики и информатики. Разработаны методические рекомендации проведения сюжетно-ролевой игры с использованием междисциплинарных связей.
5. Для апробации сделанных разработок был проведен педагогический эксперимент. Он проводился в 7 классе МАОУ «Верхнеаремзянская СОШ им. Д. И. Менделеева», состоял из 3 этапов. На констатирующем этапе была сделана характеристика класса и определена качественная успеваемость по физике и информатике за 1 четверти. На формирующем этапе было проведено 6 интегрированных уроков с использованием игры. На контрольном этапе сделана рефлексия (наблюдения и опрос) и проведены проверочные работы по изученным в ходе эксперимента темам.
6. Результаты педагогического эксперимента показали, что игротехнологии вызывают высокий интерес школьников к предметам, а межпредметные связи способствуют усвоению материала на более высоком уровне. Об этом свидетельствуют значения качественной и общей успеваемости по изученным темам в сравнении со средними показателями третьей четверти.
Таким образом, разработанные методические рекомендации
подтверждают, что применение игротехнологий во время учебного процесса может использоваться для реализации межпредметных связей, помогает прививать интерес к предмету и осваивать знания на более глубоком уровне, что и подтверждается на контрольном этапе.
Результаты исследования могут быть полезны учителям физики и информатики для реализации межпредметных связей через применение игротехнологий. Поставленные в работе цели и задачи были решены.
Затронутые в данной работе связи межпредметности физики и информатики позволяют сделать шаг вперёд, как процессу обучения этих наук, так и научно-техническому прогрессу в целом.
Основные выводы, полученные в исследовании:
1. Межпредметность - это способ отражения комплексного подхода к воспитанию и обучению, она связана с понятиями интеграции и мультипредметности. Её роль в процессе обучения состоит в обозначении взаимосвязей между учебными дисциплинами.
2. Взаимосвязь физики и информатики позволяет ученику развивать навыки и формировать знания на уровне применения. В результате анализа основных курсов физики и информатики было определено соответствие разделов этих предметов по времени изучения, которое может помочь учителю в реализации межпредметности. Были обозначены способы реализации межпредметных связей: использование знаний одного предмета на другом, метод интегрированного урока, исследовательская и проектная деятельность.
3. Был изучен потенциал игротехнологии как средства реализации межпредметности. Игротехнология является одним из эффективных методов обучения, актуализирующих интерес к учебе. Она может выступать как средство реализации межпредметных связей, т. к. показывает применение
знаний и умений в моделируемых практических ситуациях. Применение игротехнологий во время учебного процесса помогает детям осваивать знания на более глубоком уровне, формировать компетенции по использованию знаний в практических областях, а также способствует реализации интеграционного образования. Игры имеют классификацию и создаются по схеме, в зависимости от поставленной цели. К играм, содержащим в себе межпредметность, относят STEM-игры. Примеры таких игр: «Терра инкогнито», «Пандорра», «Индустрия 4.0: освоение ближнего космоса», «Орбита».
4. Выделили критерии отбора урока игры, помогающие определить содержание урока в изучении школьного предмета. На основе критерий подчёркнуты цели и этапы урока для реализации межпредметности на уроках физики и информатики. Разработаны методические рекомендации проведения сюжетно-ролевой игры с использованием междисциплинарных связей.
5. Для апробации сделанных разработок был проведен педагогический эксперимент. Он проводился в 7 классе МАОУ «Верхнеаремзянская СОШ им. Д. И. Менделеева», состоял из 3 этапов. На констатирующем этапе была сделана характеристика класса и определена качественная успеваемость по физике и информатике за 1 четверти. На формирующем этапе было проведено 6 интегрированных уроков с использованием игры. На контрольном этапе сделана рефлексия (наблюдения и опрос) и проведены проверочные работы по изученным в ходе эксперимента темам.
6. Результаты педагогического эксперимента показали, что игротехнологии вызывают высокий интерес школьников к предметам, а межпредметные связи способствуют усвоению материала на более высоком уровне. Об этом свидетельствуют значения качественной и общей успеваемости по изученным темам в сравнении со средними показателями третьей четверти.
Таким образом, разработанные методические рекомендации
подтверждают, что применение игротехнологий во время учебного процесса может использоваться для реализации межпредметных связей, помогает прививать интерес к предмету и осваивать знания на более глубоком уровне, что и подтверждается на контрольном этапе.
Результаты исследования могут быть полезны учителям физики и информатики для реализации межпредметных связей через применение игротехнологий. Поставленные в работе цели и задачи были решены.



