Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ ГАЛИЛЕЯ

Работа №73658

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГАЛИЛЕЯ КАК РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ МИКРОРЕГИОН 13
1.1 Общая характеристика Галилеи как микрорегиона Византии в IV-VII в. 13
1.2 Социально-экономическое развитие Галилеи в ранневизантийский период
(IV-VII в.) 24
1.3 Иудаизм и христианство в Галилее в ранневизантийский период 33
Глава 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГАЛИЛЕИ В РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
2.1 Археологические памятники Галилеи в ранневизантийский период 45
2.2 Литературные памятники Галилеи в ранневизантийский период 56
2.3 Христианские храмы в Галилеи в ранневизантийский период 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение данной проблемы помогает раскрыть основные этапы развития Галилеи - исторической области Палестины, особенности истории которой в ранневизантийский период освещены в источниках и научной литературе неодинаково.
Галилея, самая северная область географической Палестины, а также западный сектор Декаполиса, составляла в ранневизантийское время провинцию Палестину Вторую с административным центром в Бейт-Шеане (Скифополе). Центральный район географической Палестины — т. е. территория севернее линии Масада-Беершева-Риноколура, вплоть до Галилеи, а также район Заиорданья, соответствовавший территории расселения древнеизраильских племен Реувен, Дан и Менассе, составляли провинцию Палестину Первую с административным центром в Кесарии. Третья Палестина состояла из южных полупустынь. Все три палестинские провинции ранневизантийского времени входили в так называемый диоцез Восток. По-настоящему плодородной и выгодной для занятия сельским хозяйством в Палестине во все века древности была только Галилея. Это дает основание говорить, что изучение данного региона важно для полного понимания исторического развития Палестины в ранневизантийский период IV- VII в.
Научная новизна исследования. В современной историографии боль-шее внимание уделяется характеристике Палестины в отдельных работах и исследованиях, но нет специальных работ по истории микрорегиона - от-дельной области этой провинции - Галилеи в IV- VII в. Также рассматриваемый микрорегион практически не изучался отечественными исследователями. Еще одной особенностью можно отметить то, что источники по данной проблеме лишь частично переведены на русский язык. В работе представлен первый в отечественной науке очерк как социально-экономической, так и культурной истории Галилеи в IV-VII вв.
Методологической основой данного исследования являются принципы историзма и объективности, а также социально-антропологический и модернизационный подходы на основе теории локальных цивилизаций. Выбор данной методологической основы обусловлен тем, что в процессе исследования объектом является Галилея в IV-VII в. по-настоящему плодородный и выгодный регион для занятия сельским хозяйством в Палестине во все века. Изучение данного региона важно для полного понимания исторического раз-вития Палестины в ранневизантийский период IV-VII в.
Методы. В данном исследовании использовались следующие методы: историко-генетический, историко-сравнительный методы, в совокупности с комплексным анализом источников. Также, при работе с большим количеством источников и их разнообразии, использовался историко-типологический метод, для выявления общих черт в работах разных авторов. Сравнения осуществлялись относительно других регионов Палестины и всей империи. Историко-генетический метод призван показать происхождение рассматриваемых исторических феноменов. Был применен общенаучный метод анализа и синтеза.
В целом данные методы в своей сумме позволяют сделать репрезентативные выводы.
Объект исследования: Галилея, как микрорегион Византийской империи (регион Палестины) в IV-VII вв.
Предмет исследования: социально-экономическое и культурное развитие Галилеи в ранневизантийский период IV-VII вв.
Цель: рассмотреть основные аспекты социально-экономического и культурного развития Галилеи в ранневизантийский период (IV-VII в.)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику Галилее как микрогегиону империи в IV-VII вв.;
2. Рассмотреть социально-экономическое и культурное развитие Галилеи в ранневизантийский период (IV-VII вв.);
3. Проанализировать взаимодействие иудаизма и христианства в Галилее в ранневизантийский период;
4. Рассмотреть основные литературные источники по Галилее в ранневизантийский период;
5. Проанализировать основные археологические данные по Галилее в ранневизантийский период.
Источники. Источники по теме исследования:
а) теологические трактаты — сочинения, или иные работы охватывающие богословскую тематику ;
б) сочинения по истории христианства, авторы которых доказывали вторичность античной культуры по отношению к ветхозаветной мудрости. Принципиально важно отметить следующий факт: авторы таких сочинений, превознося ветхозаветную мудрость, фактически выступали апологетами иудаизма. Сюда относятся — из числа сохранившихся — сочинения Иосиф Флавия, Евсевия Кесарийского, Климента Александрийского;
в) легенды — фантастические переосмысления ученых диспутов христиан и иудеев, проходивших вплоть до конца IV в. достаточно мирно;
г) многочисленные апологетические сочинения раннехристианских авторов — полемические сочинения, адресованные язычникам вообще и иудеям в частности, и направленные на прославление христиан и христианства с очевидным намерением пополнить ряды своих сторонников (Ориген, Тертуллиан ).
Многочисленные упоминания о Палестине и, в частности, о Галилее, содержатся в многочисленных исторических сочинениях общего характера, церковных историях, хрониках, сводах законов, письмах (Иоанн Малала, Кодекс Феодосия, Кодекс Юстиниана ). Что касается последних, то здесь, прежде всего, следует упомянуть эпистолярное наследие Иеронима. Он много лет жил в Палестине, и поэтому региональная проблематика появляется во многих его письмах.
В настоящее время все более возрастает роль папирусных источников в истории Палестины. Речь идет о большом количестве документов, обнаруженных в 50-60-х гг. XX в. в Иудейской пустыне. Их публикация по- настоящему не закончена до сих пор. Подавляющее большинство этих находок составляют хорошо известные кумранские документы, однако среди этих находок есть несколько десятков папирусов социально-экономического характера.
И наконец, несколько общих замечаний по поводу информации, касающейся иудеев и иудаизма в раннехристианской литературе, а также — в юридических источниках IV-VI вв. Эта информация не систематизировалась в той мере, в какой это относится к авторам язычникам, хотя количество упоминаний на иудейские сюжеты у Отцов церкви и апологетов весьма велико. Последнее, впрочем, легко объяснимо, ибо ввиду тесной в историческом плане связи христианства и иудаизма вопрос об иудейской вере и ее адептах приобрел в каком-то смысле общегосударственное значение в период IV-VI вв.
Некоторое значение также имеют опубликованные материалы археологических раскопок, проводившихся преимущественно в послевоенный период.
В целом, имеющихся в нашем распоряжении источников достаточно для решения задач, стоящих перед исследованием.
Обзор отечественной и зарубежной историографии.
Из авторов, начавших свои исследования еще до революции (и продолживших их затем) можно выделить многотомный труд А. А. Васильева «История Византийской империи» - это прекрасный образец работы общего плана, где кратко, ясно, с большим количеством ссылок на основные источники и исследования дана характеристика всех периодов истории Византии. Внешнеполитическая история изложена полностью. Проблемы внутренней истории рассмотрены неравномерно, хотя основные проблемы внутренней жизни каждого периода затронуты или упомянуты.
Еще одной важной работой является труд Г. Гретца «История евреев от древнейших времен до настоящего» . Работа написана очень сдержанно, в консервативном духе, евангельское повествование здесь принимается как исторический документ. Вместо предполагавшихся 3-х томов, сочинение состоит из 12-ти томов.
Можно отметить также сборник «История Израиля и Иудеи. Общественная и политическая жизнь» . Составители сборника С. А. Шумов и А. Р. Андреев объединили под одной обложкой целую серию научно-популярных изданий, опубликованных в России между 1869 и 1922 гг.
Важные работы по данной проблематике были созданы в советское время, они во многом не потеряли своего значения до сих пор.
Из отечественной историографии можно отметить следующие труды. Работа А. И. Тюменева «Евреи в древности в Средние века» имеет раздел «Евреи в римскую эпоху». Для своего времени работа очень хороша, в основном не устарела она и до сих пор. В отличие от С. Я. Лурье, чья работа была издана в том же году, А. И. Тюменев предпочитает излагать только факты и не заниматься теоретизированием.
«Антисемитизм в Древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины» - книга российского антиковеда С. Я. Лурье, в которой автор анализирует причины недоброжелательного отношения к евреям в древности.
К важным работам советского времени можно отнести труд А. Б. Рановича «Восточные провинции Римской империи в I—III вв.» Восточные провинции занимали весьма важное место в системе империи, и их изучение дает многое для понимания существа этого важного этапа всемирной истории.
Из работ по археологии можно отметить труд И. А. Крывелева «Рас-копки в библейских странах», археологические исследования последних 150 лет в странах Средиземноморского бассейна дали огромный материал, проливающий свет на вопрос об историчности или мифичности ряда библейских повествований и персонажей.
Серьезные изменения в общественной жизни России после 1991 г. при-вели к коренным сдвигам и в историографии изучаемого периода. За последние годы появилось несколько исследований, содержащих краткие, но весьма ценные очерки по рассматриваемой проблематике. В хронологическом порядке, прежде всего, следует назвать коллективную монографию «История Востока. Восток в древности» . Интересующий нас материал написан в основном И. П. Вейнбергом и И. С. Свенцицкой.
Из новейших работ хотелось бы отметить монографию Ю. Б. Циркина «История библейских стран». Работа Ю. Б. Циркина может считаться лучшим кратким изложением на русском языке общего характера истории Ближнего Востока, в том числе, и иудеев в Палестине — в рамках истории Древнего Востока и античности.
Также из отечественных работ необходимо отметить труд А. Г. Грушевого «Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи». Данная работа является обработкой лекций, читавшихся автором в 2000-2002 годах в нескольких высших учебных заведениях Санкт- Петербурга. История иудеев и иудаизма в настоящее время изучается во многих вузах, однако лишь за последние 10-15 лет на русском языке стали появляться отдельные работы, чаще всего переводные, отражающие современный уровень исследования данной проблемы. История Галилеи занимает там небольшую часть, а хронология частично охватывает время по VI столетие включительно.
К достижениям новейшей зарубежной историографии можно отнести коллективную монографию под редакцией израильского историка и археолога Ли Левина «Галилея в Поздней античности» . Данное издание рассказывает о Галилее как о центре еврейской жизни в Палестине после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Материалы, включенные в это издание, были представлены на первой Международной конференции по Галилее в Поздней античности, состоявшейся в 1989 г. Конференция прошла под эгидой научного Центра по изучению Галилеи, созданного в Израиле.
В 2008 г. вышла в свет монография известной исследовательницы позднеантичной и ранневизантийской эпохи, профессора Университета Канзас (США) Хагит Сиван «Палестина в Поздней античности» . Этот блестяще написанный очерк истории этноконфессиональных общин, которые жили в Святой Земле во время Поздней античности, использует теорию конфликта как организующий принцип для огромного количества первичных и вторичных источников, которые представляют собой истории христианской свято-отеческой, имперской традиции, общин коренного населения - самаритян, евреев, окруженных остатками языческих политеистических общин в позднеантичной Палестине.
Также к важным исследованиям по данной проблематике относятся:
- M. Aviam «Galilee: The Hellenistic to Byzantine Periods» : эта работа включает в себя данные по исследованию 400 археологических памятников в Израиле, Иордании и Синае. Над энциклопедией работали около 180 ведущих исследователей;
- сборник D. R. Edwards «Religion and Society in Roman Palestine: Old Questions, New Approaches» сочетает в себе важные археологические и текстуальные свидетельства, рассматривая различные аспекты религии и общества в Римской Палестине;
- Eric M. Meyers «Galilee through the Centuries: Confluence of Cultures» представил выступления на второй Международной конференции по Галилее в древности, это конференция проходила в университете Дьюка и Музее искусств штата Северная Каролина в 1997 г. Цель конференции заключалась в изучении значимости Галилеи и ее богатой и разнообразной культуры в течение длительного периода времени;
- A. M. Chancey «Myth of a Gentile Galilee: The Population of Galilee and New Testament Studies» - это исследование Галилеи демонстрирует, что, вопреки представлениям многих исследователей Нового Завета, подавляющее большинство населения Галилеи первых веков н.э. были евреями. Используя Евангелия, сочинения еврейского историка Иосифа Флавия, и опубликованные археологические отчеты, автор прослеживает историческое развитие населения региона и подробно рассматривает конкретные города и села. Это единственная книга, рассматривающая данные вопросы и являющаяся полным обобщением имеющихся археологических и литературных свидетельств о Галилее первых веков н.э.;
- David A. Fiensy «Population, Architecture, and Economy in Lower Galile-an Villages and Towns in the First Century» рассказывает, об экономической ситуации в Галилеи в первые века нашей эры.
Следует отметить, что основные достижения в разработке интересующего нас круга проблем совершили в основном зарубежные авторы. Однако большое количество статей отечественных историков также оказало важное влияние на формирование доказательной базы и фактологического материала настоящей дипломной работы.
Хронологические рамки исследования: первая половина IV - начало VII вв.
Положения, выносимые на защиту. Данная работа призвана доказать что:
- Галилея была самостоятельным микрорегионом ранневизантийской Палестины;
- в ней имело место сочетание сложных этнических и конфессиональных факторов (евреи, христиане);
- в рассматриваемый период Галилея была наиболее плодородным регионом Палестины с успешным хозяйством.
Апробация. В течение ряда лет работы над темой было подготовлено несколько выступлений на научных конференциях различного уровня, а также подготовлено несколько публикаций в сборниках, выпущенных по итогам работы этих конференций (Белгород, Харьков, Псков, Москва).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведённого дипломного исследования были сделаны следующие выводы.
Галилея была самой северной областью Палестины, вместе с западным сектором Декаполиса, они составляли в Ранневизантийской империи провинцию Вторую Палестину с административным центром в г. Скифополе (Бейт-Шеан).
Три провинции Палестины в ранневизантийское время входили в состав, так называемого диоцеза Восток.
Центр еврейской жизни после разрушения Иерусалима и опустошения Иудеи переместился на север. Галилея стала ведущим центром еврейской жизни.
Относительно большое количество источников, написанных или отредактированных в Галилее, отражает эту реальность и, в то же время, проливает свет на почти все аспекты последующей жизни Галилеи.
В плане административного управления в Галилее в III-VII веке очевидно, что империя относилась к этому региону в большинстве аспектов политической жизни, как и к любой другой части Восточной империи.
Местные власти были достойно представлены городскими советниками. Любопытное исключение из этой ситуации было только то, что по духовным причинам некоторые, возможно, многие жители города добровольно, по крайней мере, в некоторых отношениях подчинялись религиозной и светской юрисдикции выдающегося религиозного деятеля «наси».
Социально-экономическое развитие Галилеи в ранневизантийский период, очень неоднозначно. Наряду с высоким уровнем урбанизации, она не достигала большого экономического могущества. Во многом это было вы-звано, политическими событиями в регионе.
Еще одним важным элементом можно считать, что климатические условия для сельскохозяйственной деятельности евреев в полупустынной и центральной экономических зонах Палестины были очень различны, что во многом было определено неравномерностью распределения водных ресурсов и климата в различных историко-географических регионах Палестины. В действительности самой выгодной и плодородной для занятия сельскохозяйственной деятельностью в Палестине во все века была именно Галилея. Это дало возможность этому микрорегиону стать и торговым и административным центров в Палестине.
Нет оснований преуменьшать роль культурного взаимовлияния ранневизантийского мира и иудейского общества в Галилее IV-VII вв. Контакты этих культур были весьма разноплановы по сути и по форме, но при всем при этом и античная, и иудейская культура сохранили свою неповторимость и свои корни.
Необходимо также помнить, что иудаизм для византийских городов, Восточной Римской империи всегда был лишь одним из многих периферийных народностей со своей самобытной культурой, где ярким примером этого оставались города Галилеи. Во-вторых, на протяжении всей истории Галилеи, к югу и к востоку, и в том числе, прилегающих к ней территорий, лежат впечатляющие руины десятков древних синагог. Эти остатки являются существенными для доказательства существования еврейских поселений в регионе в различные периоды, особенно с III по VII вв., вплоть до арабского завоевания.
Византийская Галилея в IV-VII века произвела большую часть еврейской литературы, почти все наши эпиграфические свидетельства, тысячи стихотворений из синагог (piyyutim) - все это свидетельствует о ярком еврейском присутствии в этот период.
Говоря об административных центрах Галилеи, нельзя не отметить город Сепфорис. Он был городом большого разнообразия и великолепия. Важное место в городе занимали театр Диониса и комплекс мозаик.
Хотя литературные источники документируют смешанное население - евреев, христиан и римлян, археология освещает лишь еврейское и римское
(языческое) присутствие к IV веку. Однако, эта картина в дальнейшем изменилась, и христиане стали доминировать на этом месте.
Основной археологический материал по истории Галилеи - это сохранившиеся останки синагог на территории региона. Всего их насчитывается около двухсот, они имеют схожую технику строительства и интерьер. Для синагог конца IV - начала VII вв. хочется отметить влияние римского и византийского искусства в архитектуре и оформлении этих синагог. Тем не менее, следует подчеркнуть, что различные восточные и римские архитектурные и художественные традиции, выраженные в этих зданиях синагог, были сохранены в оригинальной еврейской традиции.
Относительно литературного наследия галилейского еврейства в поздней античности и в дальнейшем, можно сказать, что оно состоит из различных групп текстов, происходящих, по меньшей мере, из двух разных центров культурной и литературной деятельности: Дома Учения и синагоги. Различие между этими двумя институтами не является существенным - во многих местах, особенно в небольших деревнях, оба здания служили тем и другим по функциональности. Каждое из них служит различным потребностям для разных аудиторий.
Литература изучаемого периода также интересна тем, что в ней можно встретить много упоминаний о частной жизни евреев Галилеи IV-VII веков. Информацию о популярных обычаях, убеждениях и некоторых суевериях, можно найти в Таргумах, где дополнительный текст сопровождает перевод различных стихов.
Можно отметить многие из популярных обычаев, упомянутых в Таргуме, а также народных пословиц и повторяющихся упоминаний о синагогах, как о «доме святости». Делаем вывод, что этот материал может служить надежным источником для понимания еврейского общества в поздней античности.
Таким образом - Галилея - важнейший микрорегион ранневизантийской Палестины, в котором наиболее полно для данного периода сохранились еврейское население и культура.
Вместе с тем, Галилея рассматриваемого времени - важнейший перекресток культур и эпох: античной и христианской, западной и восточной, где действовали и общеисторические закономерности ранневизантийского времени.



1. Амусин И. Д. Документы из вади Мураббаат // ВДИ. 1958. № 1. - С. 104-124.
2. Иосиф Флавий. Иудейская война / Перевод М. Финкельштейна, А. Вдовиченко / под редакцией А.Б. Ковельмана. - М.: ФРеС, 2004. - 437 с.
3. Евсевий. Церковная история / Пер. М. Е. Сергеенко / Богословские труды. - М.: Космос, 1992. - 412 с.
4. Иоанн Малала. Хронография. Книги XIII—XVIII / Отв. ред. Н. Н. Болгов. Сост. Н. Н. Болгов, А. М. Болгова, А. В. Кобзева, К. О. Попков / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 2. - Белгород: БелГУ, 2014. - 200 с.
5. Кодекс Феодосия / Пер. Е. В. Сильвестровой. История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч. 2. - М., 2005. - 320 с.
6. Ориген. О началах / Пер. Н. Петрова. — Новосибирск, 1993. — 320 с.
7. Речи Либания / Пер. С.П. Шестаков. Т. II. - Казань, 1916. - 574 с.
8. Талмуд Вавилонский. - В 12 тт. - М., 1888-1912.
9. Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Под редакцией Н. В. Брагинской. - М.: Слово, 1997. - 632 с.
Исследования
1. Болгов Н. Н. Ранневизантийская Газа в Палестине: город и его писатели // Античная древность и средние века. — 2014. — № 42. — С. 38-52.
2. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока VII — середина XII вв. - М.: Культура, 1984. - 376 с.
3. Васильев А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). - СПб.: Полис, 1998. - 421 с.
4. Грант, Майкл. История Древнего Израиля. — М.: Терра-Книжный клуб, 1998. — 336 с.
5. Грец Г.История евреев от древнейших времён до настоящего. — Одесса, 1906. — Т. V. — 394 с.
6. Грушевой А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.¬495 с.
7. Грушевой А. Г. Нессанские папирусы. Основные проблемы социально-экономической и политической истории Южной Палестины IV-VII ве-ков // ППС. Вып. 96 (33). - СПб., 1998. - 118 с.
8. Грушевой А. Г. История формирования византийской провинции Палестина Третья // Византийский временник. — 1990. — Т. 51. — С. 124¬131.
9. Грушевой А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской Республики и Римской империи. - СПб.: СПбГУ, 2008. - 512 с.
10. Еврейские культуры: новый взгляд на историю: Сб. / Под ред. Давида Биля. — М.: Книжники, 2013. — 352 с.
11. Крывелев И. А.Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965. — 320 с.
12. Кулаковский Ю. А. История Византии. Том III. - СПб.: Просвещение, 1996. - 621 с.
13. Левченко М. В. Материалы для внутренней истории Восточной Римской империи V-VI вв. // Византийский сборник. - М.; Л., 1945. - С. 12-95.
14. Нюстрем Э. Библейский словарь. - СПб.: ГЛОС, 1999. - 472 с.
15. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. - М.: Культура, 1949. - 362 с.
16. Рыбаков Р.Б. История Востока. Восток в древности. - М: Вост. лит., 2002. — 688 с.
17. Сюзюмов М. Я. Византийский город (середина VII — середина IX
в.) // Византийский временник. Т. 27. 1967. - С. 38-70.
18. Тюменев А. И. Евреи в древности в Средние века. - М.: Хронос, 1922. - 423 с.
19. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «АСТ», Астрель, Транзиткнига, 2003. — 576 с.
20. Чаковская Л.С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли IIIVI вв. н.э. - М.: Промос, 2011. - 321 с.
21. Шифман И. Ш.Ветхий Завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — 240 с.
22. Amir R. Style as a Chronological indicator: On the Relative Dating of the Golan Synagogues. — 2012. — С. 337-370.
23. Aviam M. First-century Jewish Galilee: An archaeological perspective // Edwards. Religion and Society in Roman Palestine: Old Questions, New Ap-proaches. - New York / London: Routledge, 2004. - Р. 7-27.
24. Aviam M. Galilee: The Hellenistic to Byzantine Periods // The New En-cyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. - Jerusalem: Carta, 1993. - Р. 452-458.
25. Aviam M. Galilee: The Hellenistic to Byzantine Periods," in The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1993. - Р. 452-458.
26. Aviam M. Jews, Pagans and Christians in the Galilee. - Rochester NY.: University of Rochester Press, 2004. - 321 р.
27. Chancey A. M. Myth of a Gentile Galilee: The Population of Galilee and New Testament Studies. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 321 р.
28. Chancey M. A. Greco-Roman Culture and the Galilee of Jesus. - Cam-bridge: Cambridge University Press, 2006. - 238 р.
29. Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. by B. Bitton-Ashkelony and A. Kofsky. — Leiden: Brill, 2004. - 410 р.
30. Fiensy, David A. Population, Architecture, and Economy in Lower Gali-lean Villages and Towns in the First Century. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 571 р.
31. Freyne S. Galilee and Judea in the First Century // Margaret M. Mitchell, Frances M. Young. Cambridge History of Christianity. From Origins to Constan-tine. -Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - Р. 163-194.
32. Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review // Christian Gaza in Late Antiquity. — Р., 2004. — Р. 61-88.
33. Irshai O. Confronting a Christian Empire: Jewish Life and Culture in the World of Early Byzantium. — L., 2012. — 433 p.
34. Lapin H. Economy, Geography, and Provincial History in Later Roman Palestine. — Mohr Siebeck, 2001. — 227 p.
35. Levine Lee I. The Galilee in late antiquity. - London.: Distributed by Harvard University Press Cambridge, 1992. - 410 p.
36. Levine L. The Ancient Synanogue. — Yale University Press, 2005. — 796 p.
37. Mayerson P. Libanius and the Administration of Palestine // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. — 1987. — Vol. 69. — P. 251-260.
38. Meyers E. M. Galilee through the Centuries: Confluence of Cultures. - Winona Lake: Eisenbrauns, 1999. - 274 p.
39. Parker T. S. An Empire's New Holy Land: The Byzantine Period // Near Eastern Archaeology. — 1999. — Vol. 62, № 3. — P. 134-180.
40. Roll I. The Roads in Roman-Byzantine Palaestina and Arabia. The Madaba Mosaic Map. — Leiden: Brill, 2007. — 297 p.
41. Rozenfeld B. Markets And Marketing in Roman Palestine. — Leiden: Brill, 2005. — 281 p.
42. Safrai S. The Jewish Cultural Nature of Galilee in the First Century. The New Testament and Christian-Jewish Dialogue: Studies in Honor of David Flusser. - Р., 1990. - 186 p.
43. Segni L. The Territory of Gaza: Notes of Historical Geography // Chris-tian Gaza in Late Antiquity. — Р., 2004. — P. 41-60.
44. Sivan H. Palestine in Late Antiquity. - Oxford - New York, 2008. - 430 p.
45. Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. Tabula Imperii Romani: ludaea Palaes- tina: Eretz Israel in the Hellenistic, Roman and Byzantine Periods: Maps and Gaz-etteer. Jerusalem, 1994. - 321 p.
46. Zangenberg J., Harold W. Religion, Ethnicity and Identity in Ancient Galilee: A Region in Transition. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 371 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ