Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ КГБУСО «СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "ПАРУС НАДЕЖДЫ"»)

Работа №73653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретический анализ феномена межкультурных конфликтов 9
1.1 Понятие, причины и виды межкультурных конфликтов 9
1.2 Структура и динамика межкультурных конфликтов 14
1.3 Управление межкультурными конфликтами 19
2 Социальное сопровождение семьи в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды") 26
2.1 Социальное сопровождение семьи как современная технология в деятельности
социально-реабилитационных центров 26
2.2 Организация социального сопровождения семьи в КГБУСО «Социально -
реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"» 30
3 Специфика межкультурных конфликтов и управления ими в процессе социального
сопровождения семей (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды") 37
3.1 Причины и виды межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального
сопровождения семей 37
3.2 Особенности управления межкультурными конфликтами в процессе социального
сопровождения семей 44
3.3 Уровень межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению в профилактике конфликтов (на материалах теоретико-прикладного исследования) 52
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение


В современных условиях в российском обществе увеличивается число разводов, и детей, рожденных вне брака, наблюдается расширение масштабов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и других проблем.
В связи с этим возрастает значение, во-первых, социальных служб, осуществляющих помощь детям и их родителям, в частности, социально-реабилитационных центров, во-вторых, системной и адресной помощи семье, реализуемой в рамках социального сопровождения.
Социальное сопровождение - новый вид государственной помощи, направленный на предоставление семьям, при возникновении нуждаемости, различных видов помощи .
В Приморском крае социальное сопровождение осуществляется на базе десяти социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Деятельность по сопровождению является сложным, трудоемким, но в то же время перспективным направлением в оказании помощи семьям с детьми. Ее эффективность зависит от многих факторов, среди которых особая роль отводится межкультурной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров.
В процессе социального сопровождения, специалист, налаживая и поддерживая коммуникацию с представителями разных культур (семьями, работниками других ведомств), нередко оказывается в противоречивых, напряженных и даже конфликтных ситуациях. Именно поэтому обладание компетенциями в сфере межкультурной коммуникации помогает социальному работнику не только успешно «сопровождать семью», но и предупреждать возникновение конфликтов, а в ситуации открытого столкновения регулировать и конструктивно завершать его.
Таким образом, определение специфики межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального сопровождения, выявление способов их урегулирования, является актуальной задачей.
Необходимость изучения проблемы межкультурных конфликтов в социальном сопровождении семьи также обусловлена ее сложностью и недостаточной изученностью.
Феномен межкультурных конфликтов исследован глубоко. В числе основных авторов: А. П. Садохин , Н. К. Ионникова , М. С. Лукьянчикова , О. Г. Лопухова , Н. И. Пушина , Т. Б. Фрик , М. О. Гузикова , Л. А. Шкутина . Но изучению его структурно-динамических параметров, не было уделено должного внимания. Специфика управления межкультурными конфликтами также слабо отражена в научной литературе. Основой написания данных параграфов стали учебные пособия по общей конфликтологии, в числе основных авторов: М. Ю. Зеленков , А. Я. Анцупов11, Л. Г. Король , С. М. Емельянов , О. Н. Громова .
Деятельность социально-реабилитационных центров изучена глубоко. В числе авторов, внесших значительный вклад в исследование данной области, А. О. Дробинская , Е. Н. Коломасова .
Основой изучения деятельности социально-реабилитационных центров, в том числе социального сопровождения стал Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» , а также информационно методические сборники, ответственными редакторами в которых выступают: Н. В. Панкова, Н. Н. Влох , М. В. Гордеева, О. И. Волжина .
Обращение к литературе по данной проблематике показывает отсутствие фундаментальных работ, системно отражающих специфику возникновения, развития и управления межкультурными конфликтами в процессе социального сопровождения семьи.
Объект: социальное сопровождение семьи в социально¬
реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"»).
Предмет: межкультурные конфликты в социальном сопровождении семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в том числе в КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"»).
Цель: определение роли и характеристик межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального сопровождения семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на примере КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»).
Задачи:
1) проанализировать феномен межкультурных конфликтов (понятие, причины, виды, структуру, динамику и способы управления ими);
2) раскрыть понятие и процесс социального сопровождения семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в том числе в КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»);
3) определить специфику межкультурных конфликтов (причины, виды, особенности управления), возникающих в процессе социального сопровождения семей в социально-реабилитационных центрах (на примере КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»), а также значение межкультурной компетентности работников;
4) выполнить на основе теоретико-прикладного исследования диагностику уровня межкультурной компетентности специалистов , осуществляющих социальное сопровождение семей в центре;
5) разработать комплексные рекомендации по развитию межкультурной компетентности специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семьи в центре.
Гипотеза данного исследования: межкультурные конфликты постоянно возникают в социальном сопровождении семьи, осуществляемом в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что делает необходимым развитие межкультурной компетентности его работников.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, наблюдение, интервьюирование и психодиагностические методы.
Полученные результаты и выводы могут быть полезны работникам социально-реабилитационных центров в диагностике и управлении возникающими межкультурными конфликтами, а также студентам- конфликтологам, планирующим профессиональную карьеру в сфере социальной защиты детей.
Источниковой базой написания ВКР послужили упомянутые выше законодательные акты, пособия, публикации, а также неопубликованные документы КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних "Парус надежды"»: Примерное положение о службе социального сопровождения семей, проживающих на территории Приморского края; Порядок межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае; Положение о территориальном Координационном совете по организации социального сопровождения семей; Перечень категорий семей нуждающихся в социальном сопровождении; Примерная должностная инструкция специалиста службы социального сопровождения семей с детьми.
Также значимым источником явились результаты теоретико -прикладного исследования, проведенного в апреле 2018 г. в КГБУСО «Социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межкультурные конфликты, являются значимым феноменом социальной реальности. Они представляют собой идеологически обусловленное столкновение противоположно направленных ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений, правил и норм поведения, в рамках уникальных, самоценных и самобытных культур.
Диапазон причин межкультурных конфликтов предельно широк. Ряд исследователей считают, что они кроются не столько в объективных культурных противоречиях, сколько в скрытых мотивах, которые нечетко осознают даже сами участники конфликтов. С этой спецификой связана и особенная трудноразрешимость межкультурных конфликтов.
Ведущую роль в конструктивном управлении межкультурными конфликтами играют его структурные и динамические параметры, знание содержания и специфики которых позволяет не только осуществлять глубокий анализ объективного и субъективного содержания конфликта, но и прогнозировать, предупреждать, регулировать и разрешать межкультурные противоречия.
Особое место межкультурные конфликты занимают в деятельности социально-реабилитационных центров, осуществляющих социальное сопровождение семей.
Изучив опыт социального сопровождения семьи в КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"», мы выявили, что в этой сфере могут возникать противоречия и конфликтные ситуации. Так, социальное сопровождение, объединяя усилия и ресурсы различных ведомств и организаций, ориентируясь на различные целевые группы (семьи), является, по сути, деятельностью, в которой представители разных культур часто контактируют, взаимодействуют, влияют друг на друга и нередко конфликтуют.
Ключевыми субъектами конфликтного взаимодействия могут быть куратор случая и семья, стоящая на социальном сопровождении, а также команда специалистов, представляющих разные ведомства. Причины конфликтов могут быть абсолютно разными. В рамках взаимодействия куратора случая с семьей - это различия в ценностях, мировоззренческих установках, нормах и стандартах поведения; высокий уровень конфликтности внутрисемейных отношений; личностные особенности субъектов межкультурного взаимодействия. В рамках межведомственного взаимодействия - недостаточная сплоченность команды специалистов, направленность каждого учреждения или организации на выполнение «своих» приоритетных задач.
Сложность самого процесса управления, а также многовариантность технологий воздействия на конфликт, обуславливают необходимость формирования у специалистов социально-реабилитационных центров определенной совокупности компетенций (знаний, умений и навыков), при помощи которых появляется возможность эффективно выстроить межкультурную коммуникацию, как с семьями, так и в рамках межведомственного взаимодействия, так называемой межкультурной компетентности.
На основе теоретических представлений о феномене межкультурной компетентности, анализа практического опыта специалистов «СРЦН "Парус надежды"» в сфере социального сопровождения семьи, была разработана комплексная методика исследования, направленная на диагностику значимых элементов интересующего нас явления: эмпатии, толерантности,
коммуникационных навыков и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
В результате предпринятого в КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"» теоретико-прикладного исследования был выявлен приемлемый уровень межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению. При этом показатели низкой самооценки, среднего уровня эмпатии, сочетания как толерантных, так и интолерантных черт, недостаточная ориентация в конфликтном поведении на стратегию сотрудничества, весьма важную в сопровождении семей, - все это актуализирует вопросы развития межкультурной компетентности специалистов по работе с семьей и социальными педагогами в центре.
Таким образом, в ходе исследования подтвердилась выдвинутая теоретическая гипотеза - межкультурные конфликты постоянно возникают в социальном сопровождении семьи, осуществляемом в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что делает необходимым развитие межкультурной компетентности его работников.
В связи с необходимостью развития межкультурной компетентности работников были разработаны следующие рекомендации (приложение Т).
Во-первых, для новых сотрудников, не имеющих опыта работы в сфере социального сопровождения семей, необходимы разработка и внедрение специальных курсов, так называемых «культурных ассимиляторов». Прохождение таких обучающих курсов позволит за короткое время узнать о специфике семей, других субъектов социального сопровождения как о представителях другой культуры.
Во-вторых, для специалистов, имеющих опыт социального сопровождения семей, организация круглых столов как внутри СРЦН (между сотрудниками службы сопровождения), так и вне центра - со специалистами других ведомств, для обсуждения значимых проблем взаимодействия с семьями, членами межведомственной команды.
В-третьих, развивать конфликтологическую компетентность
специалистов по социальному сопровождению.
В-четвертых, систематически осуществлять мониторинг уровня межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению.



1. Андреева, Е. А. Коммуникативная компетентность будущих специалистов социальной сферы как основа высокого профессионализма и гарантия успешной деятельности // Общество: психология, социология, педагогика. - 2015. - Вып. 1. - С. 20-34.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
4. Ахиезер, А. С. Модернизация в России и конфликт ценностей / А. С. Ахиезер, С. Я. Матвеева. - М. : ИНФРА-М, 1994. - 250 с.
5. Бабосов, Е. М. Конфликтология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - Минск. : ТетраСистемс, 2000. - 464 с.
6. Базрова, Е. Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства // Вестник Бурятского Государственного университета. - 2015. - №5. - С. 116-119.
7. Боенкина, Е. А. Организация комплексного сопровождения замещающих семей как профилактика вторичного сиротства // Вестник факультета психологии и педагогики. - 2016. - № 1. - С. 46-53.
8. Влох, Н. Н. Сборник информационно-методических материалов по внедрению социального сопровождения семей с детьми / Н. Н. Влох, М. В. Долгова. - Владивосток : ЗАО «ЛИТ», 2017. - 122 с.
9. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология : учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М. : Инфра-М, 2003. - 243 с.
10. Гордеева, М. В. Социальной сопровождение семей с детьми / М. В. Гордеева, О. И. Волжина. - М. : ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
11. Громова, О. Н. Конфликтология : курс лекций / О. Н. Громова. - М. : Экмос, 2000. - 151 с.
12. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : учеб. пособие / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. - Екатеринбург : Урал, 2015. - 124 с.
13. Дедов, Н. П. Социальная конфликтология : учеб. пособие / Н. П. Дедов, А. В. Морозов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
14. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. - М. : Шк. Пресса, 2005. - 96 с.
15. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии : учеб. пособие для вузов / С. М. Емельянов. - СПб. : Питер, 2013. - 386 с.
16. Жуков, В. И. Социальная работа : российский энциклопедический словарь / В. И. Жуков. - М. : Союз, 1997. - 359 с.
17. Жуков, В. И. Технологии социальной работы : учебник / В. И. Жуков. - М. : «Омега-Л», 2011. - 388 с.
18. Зеленков, М. Ю. Конфликтология : учебник / М. Ю. Зеленков. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с.
19. Ионникова, Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. - 1995. - № 11. - С. 26-34.
20. Ионникова, С. Н. Теория культуры : учеб. пособие / С. Н. Ионникова, В. П. Большакова. - СПб. : Питер, 2008. - 592 с.
21. Кармин, А. С. Конфликтология : учеб. пособие / А.С. Кармин. - СПб. : Лань, 1999. - 448 с.
22. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты : учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина. - 2-е изд. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - 287 с.
23. Колесникова, Г. И. Психологическое консультирование : учеб. пособие / Г. И. Колесникова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 288 с.
24. Коломасова, Е. Н. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект социальной защиты детей / Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева // Вестник Мордовского университета. - 2012. - № 1. - С. 79¬82.
25. Корнилов, И. С. Проблемы межкультурного общения и межкультурных конфликтов // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2011. - № 3. - С. 52-57.
26. Король, Л. Г., Малимонов, И. В. Конфликтология : учеб. пособие / Л. Г. Король. - Ульяновск : Зебра, 2015. - 248 с.
27. Кузина, И. Г. Социальное сопровождение как инструмент оказания помощи семьям с детьми / И. Г. Кузина, Н. В. Панкова [Электронный ресурс]: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Владивосток, 9-10 ноября 2017. - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/science/publishing-activities/catalogue-of-books-fefu/
28. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы : учеб. пособие / Л. П. Кузнецова. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
29. Левит, С. Я. Культурология ХХ век : энциклопедия. Т. 1. - СПб. : ООО «Алетейя», 1998. - 907 с.
30. Лопухова, О. Г. Психология этнического самосознания и межкультурного общения : учебное пособие / О. Г. Лопухова. - Казань : Изд-во Бриг, 2015. - 160 с.
31. Лукьянчикова, М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции // Россия и Запад: диалог культур. - 2000. - Вып. 8. - С. 289-294.
32. Морозова, А. В. Социальная конфликтология : учеб. пособие / А. В. Морозова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
33. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.
: указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2012 г. № 761.
[Электронный ресурс] : принят ГД 1 июня 2012 г. // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 130516/
34. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. [Электронный ресурс] : принят ГД 23 декабря 2013 г. // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156558/
35. Об утверждении государственной программы Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2020 годы» (с изменениями на 5 февраля 2018 г.) : Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. № 393-па. [Электронный ресур] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494223029
36. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания : Приказ Минтруда России от 31 декабря 2013 г. № 792. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consuhant.ru/cons/cgi/onhne.cgi?req=doc&base=LAW&n=157297&fld= 134&dst=100001,0&rnd=0.7821250748365733#08697368924652757
37. Панкова, Н. В. Основные направления развития системы социального обслуживания и социального сопровождения в Приморском крае : сборник информационно-методических материалов по внедрению социального сопровождения семей с детьми. - Владивосток : ЗАО «ЛИТ», 2017. - 122 с.
38. Пушина, Н. И. Коммуникативные неудачи в межкультурной коммуникации: причины, типология, стратегии минимизации / Н. И. Пушина, Н. В. Махонькова // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - № 6. - С. 28¬34.
39. Савченко, В. В. Проблемы формирования готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми / В. В. Савченко, Н. К. Маяцкая [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - Режим доступа: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=26367
40. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
41. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - № 1. - С. 125-139.
42. Садохин, А. П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. - 2007. - № 3. - С. 39-56.
43. Сеньковская, Е. К. Основное содержание деятельности Службы социального сопровождения семей с детьми на базе КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» : сборник информационно-методических материалов по внедрению социального сопровождения семей с детьми. - Владивосток : ЗАО «ЛИТ», 2017. - 122 с.
44. Соколова, М. А. Социально-психологическое направление социальной работы с несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству / М. А. Соколова, О. В. Никулина // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы, 2009. - № 1. - С. 67-70.
45. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности / Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаева // Психологи о мигрантах и миграции в России : информационно-аналитический бюллетень, 2002. - №4. - С. 59-65.
46. Столяренко, Л. Д. Основы Психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на Дону : Феникс, 2002. - 704 с.
47. Терехова, Т. А. Методы и средства формирования межкультурной компетентности // Психология в экономики и управлении, 2012. - № 2. - С. 56-63.
48. Фрик, Т. Б. Основы теории межкультурной коммуникации : учеб.
пособие / Т. Б. Фрик. - Томск : Изд-во Томского политехнического
университета, 2013. - 100 с.
49. Шкутина, Л. А. Межкультурная компетентность: понятие, структура и содержание // Вестник Кандагарского университета. - 2012. - № 3. - С. 61-74.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ