МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ КГБУСО «СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "ПАРУС НАДЕЖДЫ"»)
|
Введение 4
1 Теоретический анализ феномена межкультурных конфликтов 9
1.1 Понятие, причины и виды межкультурных конфликтов 9
1.2 Структура и динамика межкультурных конфликтов 14
1.3 Управление межкультурными конфликтами 19
2 Социальное сопровождение семьи в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды") 26
2.1 Социальное сопровождение семьи как современная технология в деятельности
социально-реабилитационных центров 26
2.2 Организация социального сопровождения семьи в КГБУСО «Социально -
реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"» 30
3 Специфика межкультурных конфликтов и управления ими в процессе социального
сопровождения семей (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды") 37
3.1 Причины и виды межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального
сопровождения семей 37
3.2 Особенности управления межкультурными конфликтами в процессе социального
сопровождения семей 44
3.3 Уровень межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению в профилактике конфликтов (на материалах теоретико-прикладного исследования) 52
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
1 Теоретический анализ феномена межкультурных конфликтов 9
1.1 Понятие, причины и виды межкультурных конфликтов 9
1.2 Структура и динамика межкультурных конфликтов 14
1.3 Управление межкультурными конфликтами 19
2 Социальное сопровождение семьи в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды") 26
2.1 Социальное сопровождение семьи как современная технология в деятельности
социально-реабилитационных центров 26
2.2 Организация социального сопровождения семьи в КГБУСО «Социально -
реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"» 30
3 Специфика межкультурных конфликтов и управления ими в процессе социального
сопровождения семей (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды") 37
3.1 Причины и виды межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального
сопровождения семей 37
3.2 Особенности управления межкультурными конфликтами в процессе социального
сопровождения семей 44
3.3 Уровень межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению в профилактике конфликтов (на материалах теоретико-прикладного исследования) 52
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
В современных условиях в российском обществе увеличивается число разводов, и детей, рожденных вне брака, наблюдается расширение масштабов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и других проблем.
В связи с этим возрастает значение, во-первых, социальных служб, осуществляющих помощь детям и их родителям, в частности, социально-реабилитационных центров, во-вторых, системной и адресной помощи семье, реализуемой в рамках социального сопровождения.
Социальное сопровождение - новый вид государственной помощи, направленный на предоставление семьям, при возникновении нуждаемости, различных видов помощи .
В Приморском крае социальное сопровождение осуществляется на базе десяти социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Деятельность по сопровождению является сложным, трудоемким, но в то же время перспективным направлением в оказании помощи семьям с детьми. Ее эффективность зависит от многих факторов, среди которых особая роль отводится межкультурной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров.
В процессе социального сопровождения, специалист, налаживая и поддерживая коммуникацию с представителями разных культур (семьями, работниками других ведомств), нередко оказывается в противоречивых, напряженных и даже конфликтных ситуациях. Именно поэтому обладание компетенциями в сфере межкультурной коммуникации помогает социальному работнику не только успешно «сопровождать семью», но и предупреждать возникновение конфликтов, а в ситуации открытого столкновения регулировать и конструктивно завершать его.
Таким образом, определение специфики межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального сопровождения, выявление способов их урегулирования, является актуальной задачей.
Необходимость изучения проблемы межкультурных конфликтов в социальном сопровождении семьи также обусловлена ее сложностью и недостаточной изученностью.
Феномен межкультурных конфликтов исследован глубоко. В числе основных авторов: А. П. Садохин , Н. К. Ионникова , М. С. Лукьянчикова , О. Г. Лопухова , Н. И. Пушина , Т. Б. Фрик , М. О. Гузикова , Л. А. Шкутина . Но изучению его структурно-динамических параметров, не было уделено должного внимания. Специфика управления межкультурными конфликтами также слабо отражена в научной литературе. Основой написания данных параграфов стали учебные пособия по общей конфликтологии, в числе основных авторов: М. Ю. Зеленков , А. Я. Анцупов11, Л. Г. Король , С. М. Емельянов , О. Н. Громова .
Деятельность социально-реабилитационных центров изучена глубоко. В числе авторов, внесших значительный вклад в исследование данной области, А. О. Дробинская , Е. Н. Коломасова .
Основой изучения деятельности социально-реабилитационных центров, в том числе социального сопровождения стал Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» , а также информационно методические сборники, ответственными редакторами в которых выступают: Н. В. Панкова, Н. Н. Влох , М. В. Гордеева, О. И. Волжина .
Обращение к литературе по данной проблематике показывает отсутствие фундаментальных работ, системно отражающих специфику возникновения, развития и управления межкультурными конфликтами в процессе социального сопровождения семьи.
Объект: социальное сопровождение семьи в социально¬
реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"»).
Предмет: межкультурные конфликты в социальном сопровождении семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в том числе в КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"»).
Цель: определение роли и характеристик межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального сопровождения семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на примере КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»).
Задачи:
1) проанализировать феномен межкультурных конфликтов (понятие, причины, виды, структуру, динамику и способы управления ими);
2) раскрыть понятие и процесс социального сопровождения семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в том числе в КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»);
3) определить специфику межкультурных конфликтов (причины, виды, особенности управления), возникающих в процессе социального сопровождения семей в социально-реабилитационных центрах (на примере КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»), а также значение межкультурной компетентности работников;
4) выполнить на основе теоретико-прикладного исследования диагностику уровня межкультурной компетентности специалистов , осуществляющих социальное сопровождение семей в центре;
5) разработать комплексные рекомендации по развитию межкультурной компетентности специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семьи в центре.
Гипотеза данного исследования: межкультурные конфликты постоянно возникают в социальном сопровождении семьи, осуществляемом в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что делает необходимым развитие межкультурной компетентности его работников.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, наблюдение, интервьюирование и психодиагностические методы.
Полученные результаты и выводы могут быть полезны работникам социально-реабилитационных центров в диагностике и управлении возникающими межкультурными конфликтами, а также студентам- конфликтологам, планирующим профессиональную карьеру в сфере социальной защиты детей.
Источниковой базой написания ВКР послужили упомянутые выше законодательные акты, пособия, публикации, а также неопубликованные документы КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних "Парус надежды"»: Примерное положение о службе социального сопровождения семей, проживающих на территории Приморского края; Порядок межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае; Положение о территориальном Координационном совете по организации социального сопровождения семей; Перечень категорий семей нуждающихся в социальном сопровождении; Примерная должностная инструкция специалиста службы социального сопровождения семей с детьми.
Также значимым источником явились результаты теоретико -прикладного исследования, проведенного в апреле 2018 г. в КГБУСО «Социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"».
В связи с этим возрастает значение, во-первых, социальных служб, осуществляющих помощь детям и их родителям, в частности, социально-реабилитационных центров, во-вторых, системной и адресной помощи семье, реализуемой в рамках социального сопровождения.
Социальное сопровождение - новый вид государственной помощи, направленный на предоставление семьям, при возникновении нуждаемости, различных видов помощи .
В Приморском крае социальное сопровождение осуществляется на базе десяти социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Деятельность по сопровождению является сложным, трудоемким, но в то же время перспективным направлением в оказании помощи семьям с детьми. Ее эффективность зависит от многих факторов, среди которых особая роль отводится межкультурной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров.
В процессе социального сопровождения, специалист, налаживая и поддерживая коммуникацию с представителями разных культур (семьями, работниками других ведомств), нередко оказывается в противоречивых, напряженных и даже конфликтных ситуациях. Именно поэтому обладание компетенциями в сфере межкультурной коммуникации помогает социальному работнику не только успешно «сопровождать семью», но и предупреждать возникновение конфликтов, а в ситуации открытого столкновения регулировать и конструктивно завершать его.
Таким образом, определение специфики межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального сопровождения, выявление способов их урегулирования, является актуальной задачей.
Необходимость изучения проблемы межкультурных конфликтов в социальном сопровождении семьи также обусловлена ее сложностью и недостаточной изученностью.
Феномен межкультурных конфликтов исследован глубоко. В числе основных авторов: А. П. Садохин , Н. К. Ионникова , М. С. Лукьянчикова , О. Г. Лопухова , Н. И. Пушина , Т. Б. Фрик , М. О. Гузикова , Л. А. Шкутина . Но изучению его структурно-динамических параметров, не было уделено должного внимания. Специфика управления межкультурными конфликтами также слабо отражена в научной литературе. Основой написания данных параграфов стали учебные пособия по общей конфликтологии, в числе основных авторов: М. Ю. Зеленков , А. Я. Анцупов11, Л. Г. Король , С. М. Емельянов , О. Н. Громова .
Деятельность социально-реабилитационных центров изучена глубоко. В числе авторов, внесших значительный вклад в исследование данной области, А. О. Дробинская , Е. Н. Коломасова .
Основой изучения деятельности социально-реабилитационных центров, в том числе социального сопровождения стал Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» , а также информационно методические сборники, ответственными редакторами в которых выступают: Н. В. Панкова, Н. Н. Влох , М. В. Гордеева, О. И. Волжина .
Обращение к литературе по данной проблематике показывает отсутствие фундаментальных работ, системно отражающих специфику возникновения, развития и управления межкультурными конфликтами в процессе социального сопровождения семьи.
Объект: социальное сопровождение семьи в социально¬
реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на примере КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"»).
Предмет: межкультурные конфликты в социальном сопровождении семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в том числе в КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"»).
Цель: определение роли и характеристик межкультурных конфликтов, возникающих в процессе социального сопровождения семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на примере КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»).
Задачи:
1) проанализировать феномен межкультурных конфликтов (понятие, причины, виды, структуру, динамику и способы управления ими);
2) раскрыть понятие и процесс социального сопровождения семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в том числе в КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»);
3) определить специфику межкультурных конфликтов (причины, виды, особенности управления), возникающих в процессе социального сопровождения семей в социально-реабилитационных центрах (на примере КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"»), а также значение межкультурной компетентности работников;
4) выполнить на основе теоретико-прикладного исследования диагностику уровня межкультурной компетентности специалистов , осуществляющих социальное сопровождение семей в центре;
5) разработать комплексные рекомендации по развитию межкультурной компетентности специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семьи в центре.
Гипотеза данного исследования: межкультурные конфликты постоянно возникают в социальном сопровождении семьи, осуществляемом в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что делает необходимым развитие межкультурной компетентности его работников.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, наблюдение, интервьюирование и психодиагностические методы.
Полученные результаты и выводы могут быть полезны работникам социально-реабилитационных центров в диагностике и управлении возникающими межкультурными конфликтами, а также студентам- конфликтологам, планирующим профессиональную карьеру в сфере социальной защиты детей.
Источниковой базой написания ВКР послужили упомянутые выше законодательные акты, пособия, публикации, а также неопубликованные документы КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних "Парус надежды"»: Примерное положение о службе социального сопровождения семей, проживающих на территории Приморского края; Порядок межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае; Положение о территориальном Координационном совете по организации социального сопровождения семей; Перечень категорий семей нуждающихся в социальном сопровождении; Примерная должностная инструкция специалиста службы социального сопровождения семей с детьми.
Также значимым источником явились результаты теоретико -прикладного исследования, проведенного в апреле 2018 г. в КГБУСО «Социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"».
Межкультурные конфликты, являются значимым феноменом социальной реальности. Они представляют собой идеологически обусловленное столкновение противоположно направленных ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений, правил и норм поведения, в рамках уникальных, самоценных и самобытных культур.
Диапазон причин межкультурных конфликтов предельно широк. Ряд исследователей считают, что они кроются не столько в объективных культурных противоречиях, сколько в скрытых мотивах, которые нечетко осознают даже сами участники конфликтов. С этой спецификой связана и особенная трудноразрешимость межкультурных конфликтов.
Ведущую роль в конструктивном управлении межкультурными конфликтами играют его структурные и динамические параметры, знание содержания и специфики которых позволяет не только осуществлять глубокий анализ объективного и субъективного содержания конфликта, но и прогнозировать, предупреждать, регулировать и разрешать межкультурные противоречия.
Особое место межкультурные конфликты занимают в деятельности социально-реабилитационных центров, осуществляющих социальное сопровождение семей.
Изучив опыт социального сопровождения семьи в КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"», мы выявили, что в этой сфере могут возникать противоречия и конфликтные ситуации. Так, социальное сопровождение, объединяя усилия и ресурсы различных ведомств и организаций, ориентируясь на различные целевые группы (семьи), является, по сути, деятельностью, в которой представители разных культур часто контактируют, взаимодействуют, влияют друг на друга и нередко конфликтуют.
Ключевыми субъектами конфликтного взаимодействия могут быть куратор случая и семья, стоящая на социальном сопровождении, а также команда специалистов, представляющих разные ведомства. Причины конфликтов могут быть абсолютно разными. В рамках взаимодействия куратора случая с семьей - это различия в ценностях, мировоззренческих установках, нормах и стандартах поведения; высокий уровень конфликтности внутрисемейных отношений; личностные особенности субъектов межкультурного взаимодействия. В рамках межведомственного взаимодействия - недостаточная сплоченность команды специалистов, направленность каждого учреждения или организации на выполнение «своих» приоритетных задач.
Сложность самого процесса управления, а также многовариантность технологий воздействия на конфликт, обуславливают необходимость формирования у специалистов социально-реабилитационных центров определенной совокупности компетенций (знаний, умений и навыков), при помощи которых появляется возможность эффективно выстроить межкультурную коммуникацию, как с семьями, так и в рамках межведомственного взаимодействия, так называемой межкультурной компетентности.
На основе теоретических представлений о феномене межкультурной компетентности, анализа практического опыта специалистов «СРЦН "Парус надежды"» в сфере социального сопровождения семьи, была разработана комплексная методика исследования, направленная на диагностику значимых элементов интересующего нас явления: эмпатии, толерантности,
коммуникационных навыков и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
В результате предпринятого в КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"» теоретико-прикладного исследования был выявлен приемлемый уровень межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению. При этом показатели низкой самооценки, среднего уровня эмпатии, сочетания как толерантных, так и интолерантных черт, недостаточная ориентация в конфликтном поведении на стратегию сотрудничества, весьма важную в сопровождении семей, - все это актуализирует вопросы развития межкультурной компетентности специалистов по работе с семьей и социальными педагогами в центре.
Таким образом, в ходе исследования подтвердилась выдвинутая теоретическая гипотеза - межкультурные конфликты постоянно возникают в социальном сопровождении семьи, осуществляемом в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что делает необходимым развитие межкультурной компетентности его работников.
В связи с необходимостью развития межкультурной компетентности работников были разработаны следующие рекомендации (приложение Т).
Во-первых, для новых сотрудников, не имеющих опыта работы в сфере социального сопровождения семей, необходимы разработка и внедрение специальных курсов, так называемых «культурных ассимиляторов». Прохождение таких обучающих курсов позволит за короткое время узнать о специфике семей, других субъектов социального сопровождения как о представителях другой культуры.
Во-вторых, для специалистов, имеющих опыт социального сопровождения семей, организация круглых столов как внутри СРЦН (между сотрудниками службы сопровождения), так и вне центра - со специалистами других ведомств, для обсуждения значимых проблем взаимодействия с семьями, членами межведомственной команды.
В-третьих, развивать конфликтологическую компетентность
специалистов по социальному сопровождению.
В-четвертых, систематически осуществлять мониторинг уровня межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению.
Диапазон причин межкультурных конфликтов предельно широк. Ряд исследователей считают, что они кроются не столько в объективных культурных противоречиях, сколько в скрытых мотивах, которые нечетко осознают даже сами участники конфликтов. С этой спецификой связана и особенная трудноразрешимость межкультурных конфликтов.
Ведущую роль в конструктивном управлении межкультурными конфликтами играют его структурные и динамические параметры, знание содержания и специфики которых позволяет не только осуществлять глубокий анализ объективного и субъективного содержания конфликта, но и прогнозировать, предупреждать, регулировать и разрешать межкультурные противоречия.
Особое место межкультурные конфликты занимают в деятельности социально-реабилитационных центров, осуществляющих социальное сопровождение семей.
Изучив опыт социального сопровождения семьи в КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"», мы выявили, что в этой сфере могут возникать противоречия и конфликтные ситуации. Так, социальное сопровождение, объединяя усилия и ресурсы различных ведомств и организаций, ориентируясь на различные целевые группы (семьи), является, по сути, деятельностью, в которой представители разных культур часто контактируют, взаимодействуют, влияют друг на друга и нередко конфликтуют.
Ключевыми субъектами конфликтного взаимодействия могут быть куратор случая и семья, стоящая на социальном сопровождении, а также команда специалистов, представляющих разные ведомства. Причины конфликтов могут быть абсолютно разными. В рамках взаимодействия куратора случая с семьей - это различия в ценностях, мировоззренческих установках, нормах и стандартах поведения; высокий уровень конфликтности внутрисемейных отношений; личностные особенности субъектов межкультурного взаимодействия. В рамках межведомственного взаимодействия - недостаточная сплоченность команды специалистов, направленность каждого учреждения или организации на выполнение «своих» приоритетных задач.
Сложность самого процесса управления, а также многовариантность технологий воздействия на конфликт, обуславливают необходимость формирования у специалистов социально-реабилитационных центров определенной совокупности компетенций (знаний, умений и навыков), при помощи которых появляется возможность эффективно выстроить межкультурную коммуникацию, как с семьями, так и в рамках межведомственного взаимодействия, так называемой межкультурной компетентности.
На основе теоретических представлений о феномене межкультурной компетентности, анализа практического опыта специалистов «СРЦН "Парус надежды"» в сфере социального сопровождения семьи, была разработана комплексная методика исследования, направленная на диагностику значимых элементов интересующего нас явления: эмпатии, толерантности,
коммуникационных навыков и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
В результате предпринятого в КГБУСО «СРЦН "Парус надежды"» теоретико-прикладного исследования был выявлен приемлемый уровень межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению. При этом показатели низкой самооценки, среднего уровня эмпатии, сочетания как толерантных, так и интолерантных черт, недостаточная ориентация в конфликтном поведении на стратегию сотрудничества, весьма важную в сопровождении семей, - все это актуализирует вопросы развития межкультурной компетентности специалистов по работе с семьей и социальными педагогами в центре.
Таким образом, в ходе исследования подтвердилась выдвинутая теоретическая гипотеза - межкультурные конфликты постоянно возникают в социальном сопровождении семьи, осуществляемом в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что делает необходимым развитие межкультурной компетентности его работников.
В связи с необходимостью развития межкультурной компетентности работников были разработаны следующие рекомендации (приложение Т).
Во-первых, для новых сотрудников, не имеющих опыта работы в сфере социального сопровождения семей, необходимы разработка и внедрение специальных курсов, так называемых «культурных ассимиляторов». Прохождение таких обучающих курсов позволит за короткое время узнать о специфике семей, других субъектов социального сопровождения как о представителях другой культуры.
Во-вторых, для специалистов, имеющих опыт социального сопровождения семей, организация круглых столов как внутри СРЦН (между сотрудниками службы сопровождения), так и вне центра - со специалистами других ведомств, для обсуждения значимых проблем взаимодействия с семьями, членами межведомственной команды.
В-третьих, развивать конфликтологическую компетентность
специалистов по социальному сопровождению.
В-четвертых, систематически осуществлять мониторинг уровня межкультурной компетентности специалистов по социальному
сопровождению.



