ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОДИКОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОПИСИ 8
1. КОДИКОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 9
2. ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 17
ГЛАВА 2. С ТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОПИСНОГО
СБОРНИКА А8 ИЗ СОБРАНИЯ ИВР РАН 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
1. ИСТОЧНИК 60
2. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению рукописного сборника под шифром А8 из фонда Института восточных рукописей Российской академии наук (далее — ИВР РАН).
В Санкт-Петербурге находится одна из крупнейших коллекций иудаики в мире . Так, в одной только Российской национальной библиотеке собрание еврейских рукописных кодексов и документов насчитывает 18 000 единиц хранения . Жемчужинами этой коллекции можно назвать самые древние во всем мире датированные рукописи библейских текстов: Торы, или Пятикнижия, Пророков и всей Еврейской Библии. В этом же фонде находятся многочисленные списки средневековых философских, галахических (законоведческих), литургических, научных, богословских еврейских сочинений. К сожалению, к настоящему времени большая часть этих рукописей еще не исследована.
Объектом настоящего исследования является средневековая еврейская рукописная традиция создания литургических сборников и молитвенников. Предметом данного исследования выступает рукописный кодекс А8 из собрания ИВР РАН, который представляет собой яркий пример выше указанной традиции.
Литургический сочинения были одним из основных направлений жанрового репертуара еврейской средневековой письменной культуры. Согласно имеющимся сегодня данным, первый записанный сборник молитв и благословений принадлежал Натронаю Гаону, и был создан в IX в. До этого времени, скорее всего, не существовало традиции фиксировать литургические произведения письменно, по крайней мере, на сегодняшний день свидетельств, опровергающих данное утверждение, не обнаружено. Существует множество разнообразных вариантов составления молитвенников: сборники молитв на весь год (такие молитвенники обычно называются сиддур (тто) или махазор (ттпа)); сборники молитв на определенный праздник (например, Пасхальная агада (поз 3® тап)); комплексные сборники, в которые помимо литургических произведений могли быть включены другие материалы (сюда относится исследуемый молитвенник). Каждый из них создавался для личного пользования, а потому сегодня невозможно найти два абсолютно идентичных средневековых рукописных молитвенника.
Целью данной работы является комплексное рассмотрение литургического сборника А8, предпринятое для того, чтобы определить значение данного памятника еврейской рукописной традиции как историко-культурного источника.
К задачам исследования относятся:
а) подробное кодикологическое и палеографическое изучение и описание молитвенника А8, характеристика письменных материалов, видов и типов почерков, используемых в рукописи;
б) определение времени и места создания данного рукописного сборника, если возможно; подтверждение или опровержение ранее предложенных вариантов датировки и теорий происхождения кодекса;
в) подробное структурное рассмотрение текстов, включенных в состав сборника, их основных характеристик и особенностей;
г) рассмотрение некоторых текстологических особенностей литургического материала, содержащегося в рукописи;
д) выявление характерных черт данного сборника при сравнении с другими подобными сочинениями и рукописями.
Одной из важнейших задач, которую необходимо решать исследователям, является определение времени и места создания того или иного памятника. Все средневековые рукописи можно разделить на датированные и недатированные. К первым относятся те списки рукописей, в которых прямо указан год, когда они были написаны, или же когда они поддаются косвенной датировке . Сложнее установить происхождение недатированных рукописей. Молитвенник А8 относится как раз к последним.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день не установлено точное происхождение исследуемой рукописи, никогда не был проведен полный анализ текста настоящего молитвенника как историко-культурного источника.
В разные годы описываемым в данной работе кодексом занимались д.ф.н. К. Б. Старкова и д.и.н. С. М. Якерсон. Так, например, К. Б. Старкова, будучи заведующей рукописного отдела ИВР РАН, составила в 1961 г. лист заверки настоящей рукописи, без указания даты и места ее создания. Она озаглавила данный кодекс как «Сборник гимнов и молитв. in^N "ПО» (вторую часть можно перевести как «Порядок молитв по Элияху»), отметила общее количество листов (193+02+002) и отличное сохранное состояние пергамена. В 2003 г. С. М. Якерсон впервые публикует одну страницу из рукописи (Л. 2а) с ее подробным описанием в приложении к своей монографии «Еврейская средневековая книга: кодикологические, палеографические и
книговедческие аспекты» . В описании указаны следующие данные: название — «Сборник благословений и молитв», место создания — [Италия], время создания — [XV в.?], писец — Иуда («имя писца выделено графически на л. 98б, стк. 9.»). Однако, за исключением последних данных (о переписчике), время и место происхождения представлены как предположительные. В «Еврейских сокровищах Петербурга» в 2009 г. были опубликованы некоторые другие (в основном, иллюминированные) страницы рукописи . Все указанные здесь исходные данные повторяют данные из монографии 2003 г. Таким образом, ни в одном из источников нет обоснования подобной датировки и происхождения рукописи. Данная же работа, основываясь на предыдущих исследованиях, представляет собой попытку детализации материала настоящего письменного памятника и его последующего комплексного анализа с целью подтверждения/отрицания выдвинутых прежде теорий происхождения рукописи и ее датировки.
В данной работе применяется метод сравнительно-исторического анализа источника. Для изучения и описания памятника используются фотографии рукописи А8 из фонда ИВР РАН и издания текстов, по которым проводилось сравнительная работа, библейские и талмудические тексты и конкорданции.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложения. Во введении в развернутом виде формулируются цели и задачи настоящего исследования. Первая глава посвящена подробному кодикологическому и палеографическому описанию рукописного памятника, с выявлением особенностей писчего материала, используемых в рукописи видов и типов почерков и т.д.. Вторая глава рассматривает данный источник с точки зрения его структуры и содержания, здесь указаны основные характеристики и особенности составления молитвенника как целостного литургического сборника. В заключении собраны выводы и результаты, полученные в ходе исследовательской работы.
В настоящей работе был рассмотрен литургический рукописный сборник А8 из собрания ИВР РАН в Санкт-Петербурге. Данное исследование представляет собой комплексный анализ указанной рукописи как историко-культурного источника. Были рассмотрены палеографический и кодикологический аспекты, структура памятника, а также выявлены его некоторые текстологические особенности.
В литургический сборник А8 отсутствует указание даты и места создания рукописи. В ходе исследования было выявлено, что весь текст молитвенника был переписан тремя мастерами: основной текст (лл. 1б-192б) принадлежит писцу по имени «Иехуда», два дополнения к нему (лл. 193а и 193б-194б соответственно) созданы позднее анонимными писцами. Во всех трех частях использован итальянский тип письма, что может свидетельствовать о происхождении переписчиков и о предположительном месте появления самой рукописи (северная Италия). На это также указывает факт обработки писчего материала (пергамена): хорошая обработка мясной стороны и пренебрежение волосяной стороной, которая была характерна для юга Европы.
Тем не менее, вопрос о времени написания рукописи остается открытым. Предложенная ранее С. М. Якерсоном версия датировки рукописи XV веком не находит опровержения, равно как и подтверждения. С одной стороны, молитвенник богато иллюминирован, он небольшой, карманный, по формату. Мода на такие литургические сборники началась в Италии в эпоху Возрождения, т.е. можно говорить, что, возможно, он был создан в XV в. С другой стороны, одно из дополнений представлено пиютом Иммануэля Хая бен Узиэля Азриэли, жившего во Флоренции на рубеже XV-XVI вв. Соответственно оно могло появиться в рукописи только либо при жизни автора, либо после его смерти. Однако, в данном случае речь идет о второй части текста, занимающей всего одну страницу, тогда как весь предыдущий текст остается недатированным. Таким образом, временными рамками создания рукописи можно считать период с XV в. до начала XVI в.
С точки зрения структуры в исследуемом сборнике было выделено 15 крупных разделов, самостоятельно обозначенных первым мастером («Иехудой»). Автор молитвенника много внимания уделяет каббалистическим течениям и трактовкам различных литургических произведений. Для переписчика одной из важнейших тем в молитвах и благословениях выступает литургия о раскаянии (тешува) и искуплении грехов (виддуй). Они присутствуют почти в каждом разделе. Еще одной характерной чертой настоящего сборника является наличие целого ряда оберегов и амулетов, которые сопровождаются подробными инструкциями по их созданию и использованию.
Наравне с литургической часть мастер приводит также выдержки из этических произведений еврейских авторитетов, например, из «Послания святости» Рамбана.
Таким образом, перед нами персональный молитвенник XV-начала XVI вв., созданный, предположительно, в северной Италии. Его внешний вид и богатое декорирование страниц свидетельствуют о моде того времени, а представленный в нем текст позволяет увидеть философские и каббалистические тенденции, имеющие хождение в среде итальянских еврейских общин эпохи Возрождения. Учитывая также, что эта была личная, а не синагогальная книга, она в некоторой степени раскрывает для нас образ владельца рукописи (возможно, именно писца «Иехуды», если он создавал сборник для себя, а не на заказ). Присутствие в молитвеннике определенных тем (к примеру, раскаяния) и обилие персональных, т.е. имеющих автора, молитв могут позволить нам увидеть сферу его интересов и предпочтений, в том числе и в религиозном плане (каббалистическая трактовка молитв).
Так, каждый подобный молитвенник заслуживает отдельного рассмотрения. Только их комплексное изучение позволит понять, чем жила еврейская община в Средние века.