Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Танцевальная молодежная культура как социальный феномен

Работа №73642

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4775 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования танцевальной культуры как социального явления
1.1. Историко-социологический анализ становления танцевальной культуры в обществе 5
Глава 2. Молодежная культура и ее особенности
2.1. Подходы к изучению молодежной культуры 20
2.2. Функции танцевальной культуры в контексте молодежной культуры 26
Глава 3. Исследовательская часть
3.1. Программа исследования 28
3.2. Результаты исследования 31
3.3 Анализ результатов интервью 42
3.4 Общие выводы 47
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 53


В последние несколько лет наблюдается рост интереса молодежи к танцевальной культуре. С каждым годом открывается все большее количество различных танцевальных студий и школ по всему миру, широкое распространение получают новые направления танцевального искусства, в особенности уличного танца. Тенденцию увлеченности танцами подкрепляют СМИ - создаются танцевальные проекты и ток-шоу, транслируемые по телевидению и освещаемые в прессе и на радиостанциях, появляется все большее количество видеоматериалов в социальных сетях, сообщества для увлеченных тем или иным направлением. Популяризация танцев, в особенности современных, или, как их еще называют, уличных прослеживается и в мировом кинематографе - уже на протяжении 10 лет каждые два года в прокат выходит новая часть фильма об уличных танцах «Шаг Вперед», собирая в кинотеатрах большое количество зрителей. В различных областях современной гуманитарной науки также можно наблюдать значительный рост интереса исследователей к танцу и танцевальной культуре: танец рассматривается как досуговая практика, как профессиональная деятельность, как вид сценического искусства. Танцевальная культура разных народов мира углубленно изучается в антропологии, танцевально-двигательная терапия и ее роль в лечении психологических заболеваний анализируется психологами. Танец также может быть предметом внимания философии, культурологии, социологии, рассматриваться как часть общения и невербальной коммуникации. С точки зрения данных позиций танец рассматривается в работах С. Н. Худекова, М. С. Кагана, И. А. Герасимовой, Л. П. Мориной, С. Н. Куракиной, Н. В. Атитановой, Н. В. Осинцевой, Т. А. Григорьянц, А.С. Фомина, Е.В Самойленко, Н.В. Курюмовой. Исследователи уделяют внимание всем разновидностям танцевального искусства, в данной же работе, ориентируясь на молодежную культуру, мы уделяем большее внимание направлениям, которые имеют наибольшую популярность среди молодежи. Проблематику молодежной культуры в отечественных исследованиях в своих работах поднимали такие исследователи как Е.Л. Омельченко, А.С. Запесоцкий, Е.Л. Омельченко З.В. Сикевич, С.И. Левикова, В.А. Бобахо, С.П. Цаплина, Т.Б. Щепанская. Обращаясь к особенностям молодежной культуры и ее месту в системе господствующей культуры, исследователи рассматривают молодежную культуру с точки зрения различных аспектов: выполняемых ей функций, предпочтений молодежи, многообразия представляемых в молодежной культуре субкультур. В данной работе основным фокусом является танцевальная культура, ее особенности в контексте молодежной культуры.
Цель дипломной работы - разработать модель исследования танцевальной культуры молодежи с социологической точки зрения.
Объект дипломной работы: танцевальная молодежная культура
Предмет дипломной работы: особенности танцевальной молодежной культуры города Санкт- Петербурга.
Задачи дипломной работы:
- выявить характеристики понятия «танцевальная культура»
- выявить основные подходы к исследованию молодежной культуры
- проанализировать функции танцевальной и молодежной культуры
-определить особенности, роль и значение танцевальной молодежной культуры в Санкт- Петербурге
- выяснить основные аспекты формирования увлечения танцами у молодежи
- проанализировать факторы, влияющие на увлечение молодежи танцами
Дипломная работа состоит из трёх глав, отражающих пути достижения поставленной в работе цели.
Первая глава посвящена рассмотрению танцевальной культуры с историко-социологической точки зрения. В ней освящены основные подходы к определению понятия танец, танцевальная культура. Анализ теорий позволяет раскрыть понятие и содержание танцевальной культуры, а также выявить его значимость для конкретной социально-демографической группы - студенческой молодёжи.
Во второй главе рассмотрено понятие молодежная культура, его особенности и подходы к изучению, а также анализ функций молодежной и танцевальной культуры.
В третьей главе представлены анализ и результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на увлечение молодёжи г. Санкт-Петербурга танцами. Данные исследования обработаны с помощью программы Ехсе1, программы SPSS и представлены в виде диаграмм и таблиц. Также представлен анализ данных, полученных в результате интервью с экспертами - руководителями танцевальных школ Санкт-Петербурга.
Методологической базой исследования выступает идея системного анализа взаимосвязи танцевальной и молодежной культуры. На ее основе рассматриваются причины популярности направлений танца и факторы, влияющие на формирование у молодежи интереса к танцевальной культуре.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Популярность танцевальной культуры в среде молодежи может быть объяснена множеством факторов. В отличие от молодежи прошлых поколений, у современного поколения существует больше возможностей выбора танцевального направления и степени увлеченности. Как показывают результаты исследования, важную роль играет тот факт, что танцевальная культура дает молодежи то, что так ей ценится: возможность самореализоваться, общаться со сверстниками, просто хорошо провести время. Фильмы, видео, телешоу о танцах также играют свою роль.
В данной квалификационной работе были рассмотрены основные подходы к изучению и анализу понятий «танцевальная культура» и «молодежная культура». Так как большинство исследований по танцевальной культуре проведено в области культурологии, был использован междисциплинарный подход.
В ходе анализа функций танцевальной и молодежной культуры было выделено множество общих моментов, что немаловажно. Также проанализированы составляющие танцевальной культуры как комплексного понятия.
Исследовательская часть включила в себя анкетный опрос 200 человек - представителей молодежи, а также шесть экспертных интервью с руководителями танцевальных школ города Санкт-Петербурга. Основные вопросы были направлены на выявление факторов, влияющих на популярность танцевальной культуры непосредственно в среде молодежи.
Были выделены основные проблемы в танцевальной культуре - недостаток поддержки государства, непрофессионализм педагогов, коммерциализация танцевальных школ. Для решения данных проблем должны приниматься комплексные меры и мероприятия. По мнению экспертов, танцевальная культура Санкт-Петербурга и Росси в целом пока находится в «зачаточном состоянии» и только начинает развиваться. Но развитие идет - открывается все больше танцевальных школ, появляются проекты на телевидении и обучающие уроки в сети интернет - что говорит о большом количестве желающих учиться танцевать.
В заключение стоит сказать, что главная причина увлеченности молодежи города Санкт- Петербурга танцами и молодежи в целом - это соответствие танцевальной культуры предпочтениям молодежи, ее ценностям и стремлениям. Молодежь привлекает мода, новые направления, что-то необычное и непохожее на прошлые поколения. Именно поэтому классические направления отходят на второй план, а молодежь стремится к самовыражению, созданию чего-то принципиально нового и соответствующего их личному духу времени.



1. Антонова Л.Ю., Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды, Тюмень, 2012, 24 с.
2. Атитанова Н.В., Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов, Саранск, 2000, 163 с.
3. Аркина Н.Е. , Языком танца, М., 1975, 56 с.
4. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий/сост. Н.А. Александрова - СПб, 2008, 320 с.
5. Блок, Л. Д., Классический танец: История и современность, М., 1987, 556 с.
6. Борзов А.А., Танцы народов мира, М., 496 с.
7. Борзова Т.А. «Культурно-антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры (на примере современной российской молодежной субкультуры)» Владивосток 2006, 28 с.
8. Брешин А.А. , Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ, М., 2010, 23 с.
9. Ванслов В.В., Хореография, М., 1981.
10. Герасимова И. А., Танец: эволюция кинестезического мышления, М., 2000, 130 с.
11. Коган, Л.Н., Теория культуры, Екатеринбург, 1993, 160 с.
12. Нархова Е.Н., Чегодаева Т.А. «Социология культуры и студенческого досуга: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 080000 - Менеджмент, 100100 - Сервис» Екб, 2013, 279 с.
13. Никитин В.Ю. «Современный танец в России: тенденции и перспективы», вестник МГУКИ, М., 2013, 234 с.
14. Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни: сборник научных статей кафедры социально-культурной деятельности, 2011,Казань, 122 с.
15. Каган М.С., Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств, Л., 1972, 440 с.
16. Карпиленя С.С., «Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества», Ростов-на-Дону, 2009, 23 с.
17. Кэмп Д., Философские проблемы танцевальной критики. М., 1981, 206 с.
18. Куракина, С.Н. Феномен танца (социально-философский анализ),Р н/Д, 1994, 131 с.
19. Курюмова, Н. В. Современный танец в культуре XX века: смена моделей
20. телесности, Екатеринбург, 2011, 26 с.
21. Левикова С.И., Молодежная культура, М., 2007, 360 с.
22. Левикова С.И. , Молодежная субкультура: Учебное пособие, М., 2004, 608 с.
23. Луговая, Е.К. Философия танца, СПб, 2008, 131 с.
24. Манхейм К. Диагноз нашего времени./ Пер. с англ. СВ. Карпушиной.// Манхейм К., М. 1994, 446 с.
25. Морина, Л.П.. Танец в системе массовой культуры. // Российская массовая культура конца XX века. Серия “Symposium”, Выпуск 15/ Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г., Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001, 125 с.
26. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000
27. слов и фразеологических выражений, М., 2004, 944 с.
28. Парсонс Т , Система современных обществ, Т Парсонс, М., 1998.
29. Пасютинская В.М. , Путешествие в мир танца, СПб, 2011, 534 с.
30. Ромм В.В., «Танец и секреты древнейших цивилизаций», Новосибирск, 2002, с.60.
31. Русский балет: энциклопедия. М.: Большая росс, энциклопедия, 1997. 632 с.
32. Самойленко Е.В., «Феномен танцевальной культуры: особенности генезиса, функционирования и трансформации (на материале культуры России XX-XXI вв.)», Екатеринбург, 2012, 161 с.
33. Сикевич З.В., Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога, Л., 1990, 206 с.
34. Танец // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1986, 2190 с.
35. Танец // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2004,1240 с..
36. Фомин А.С., «Социокультурные аспекты философии танца» ,Философия Образования,2007, №4 (21, с.229-230)
37. Щепанская Т.Б., Система: тексты и традиции субкультуры, М., 2004, 286 с.
38. Худеков С.Н., «Искусство танца: История. Культура. Ритуал», М., 2010, 245 с.
39. Цаплина С. П., «Молодежная культура в России: современное состояние, перспективы развития», М., 2006, с. 14
40. Blacking, John, Kealiinohomoku, Joann W. «The Performing arts: music and dance”, Berlin, 1979, 95 p.
41. Kraus R. , History of the dance in art and education, New Jersey, 1969, 71 p.
Электронные источники
1. Лебина, Н.Б. Танцы XX век: Словарь повседневности.
URL:http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1844&n=95. (дата обращения 17.02.16)
2. Лукиан, О пляске,ЦКЕ: http://lib.rus.ec/b/176843 (дата обращения 16.12.15)
3. Зейналова О. В. ,Проблемы классификации танцев : ритм и идея пластики ,URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-klassifikatsii-tantsev-ritm-i-ideya-plastiki (дата обращения 16.12.15)
4. Танцевальные направления и стили: общая классификация URL: http://goo.gl/dXIBzL ( дата обращения 13.03 15)
5. Танец // Театральная энциклопедия, URL:
http://culture.niv.rU/doc/theatre/encyclopedia/414.htm#ab8353 (дата обращения 16.12.15)
6. Танец // Театральная энциклопедия, URL:
http://culture.niv.rU/doc/theatre/encyclopedia/414.htm#ab8353 (дата обращения 16.12.15)
7. Dance // The New Encyclopedia Britanica, URL :
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/150714/dance (дата обращения 16.12.15)
8. Словари, , URL: http://su0.ru/F6DZ, (дата обращения 17.12.15)
9. Молодежная культура и контркультура, URL:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html (дата обращения 16.12.15)
10. Социальные танцы, URL: http://qps.ru/h9lTi (дата обращения 14.02.15)
11. Первые танцы человека,
URL: http://www.idance.ru/show.php?id_a=754 , (дата обращения:17.12.15)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ