Танцевальная молодежная культура как социальный феномен
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования танцевальной культуры как социального явления
1.1. Историко-социологический анализ становления танцевальной культуры в обществе 5
Глава 2. Молодежная культура и ее особенности
2.1. Подходы к изучению молодежной культуры 20
2.2. Функции танцевальной культуры в контексте молодежной культуры 26
Глава 3. Исследовательская часть
3.1. Программа исследования 28
3.2. Результаты исследования 31
3.3 Анализ результатов интервью 42
3.4 Общие выводы 47
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 53
Глава 1. Теоретические основы исследования танцевальной культуры как социального явления
1.1. Историко-социологический анализ становления танцевальной культуры в обществе 5
Глава 2. Молодежная культура и ее особенности
2.1. Подходы к изучению молодежной культуры 20
2.2. Функции танцевальной культуры в контексте молодежной культуры 26
Глава 3. Исследовательская часть
3.1. Программа исследования 28
3.2. Результаты исследования 31
3.3 Анализ результатов интервью 42
3.4 Общие выводы 47
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 53
В последние несколько лет наблюдается рост интереса молодежи к танцевальной культуре. С каждым годом открывается все большее количество различных танцевальных студий и школ по всему миру, широкое распространение получают новые направления танцевального искусства, в особенности уличного танца. Тенденцию увлеченности танцами подкрепляют СМИ - создаются танцевальные проекты и ток-шоу, транслируемые по телевидению и освещаемые в прессе и на радиостанциях, появляется все большее количество видеоматериалов в социальных сетях, сообщества для увлеченных тем или иным направлением. Популяризация танцев, в особенности современных, или, как их еще называют, уличных прослеживается и в мировом кинематографе - уже на протяжении 10 лет каждые два года в прокат выходит новая часть фильма об уличных танцах «Шаг Вперед», собирая в кинотеатрах большое количество зрителей. В различных областях современной гуманитарной науки также можно наблюдать значительный рост интереса исследователей к танцу и танцевальной культуре: танец рассматривается как досуговая практика, как профессиональная деятельность, как вид сценического искусства. Танцевальная культура разных народов мира углубленно изучается в антропологии, танцевально-двигательная терапия и ее роль в лечении психологических заболеваний анализируется психологами. Танец также может быть предметом внимания философии, культурологии, социологии, рассматриваться как часть общения и невербальной коммуникации. С точки зрения данных позиций танец рассматривается в работах С. Н. Худекова, М. С. Кагана, И. А. Герасимовой, Л. П. Мориной, С. Н. Куракиной, Н. В. Атитановой, Н. В. Осинцевой, Т. А. Григорьянц, А.С. Фомина, Е.В Самойленко, Н.В. Курюмовой. Исследователи уделяют внимание всем разновидностям танцевального искусства, в данной же работе, ориентируясь на молодежную культуру, мы уделяем большее внимание направлениям, которые имеют наибольшую популярность среди молодежи. Проблематику молодежной культуры в отечественных исследованиях в своих работах поднимали такие исследователи как Е.Л. Омельченко, А.С. Запесоцкий, Е.Л. Омельченко З.В. Сикевич, С.И. Левикова, В.А. Бобахо, С.П. Цаплина, Т.Б. Щепанская. Обращаясь к особенностям молодежной культуры и ее месту в системе господствующей культуры, исследователи рассматривают молодежную культуру с точки зрения различных аспектов: выполняемых ей функций, предпочтений молодежи, многообразия представляемых в молодежной культуре субкультур. В данной работе основным фокусом является танцевальная культура, ее особенности в контексте молодежной культуры.
Цель дипломной работы - разработать модель исследования танцевальной культуры молодежи с социологической точки зрения.
Объект дипломной работы: танцевальная молодежная культура
Предмет дипломной работы: особенности танцевальной молодежной культуры города Санкт- Петербурга.
Задачи дипломной работы:
- выявить характеристики понятия «танцевальная культура»
- выявить основные подходы к исследованию молодежной культуры
- проанализировать функции танцевальной и молодежной культуры
-определить особенности, роль и значение танцевальной молодежной культуры в Санкт- Петербурге
- выяснить основные аспекты формирования увлечения танцами у молодежи
- проанализировать факторы, влияющие на увлечение молодежи танцами
Дипломная работа состоит из трёх глав, отражающих пути достижения поставленной в работе цели.
Первая глава посвящена рассмотрению танцевальной культуры с историко-социологической точки зрения. В ней освящены основные подходы к определению понятия танец, танцевальная культура. Анализ теорий позволяет раскрыть понятие и содержание танцевальной культуры, а также выявить его значимость для конкретной социально-демографической группы - студенческой молодёжи.
Во второй главе рассмотрено понятие молодежная культура, его особенности и подходы к изучению, а также анализ функций молодежной и танцевальной культуры.
В третьей главе представлены анализ и результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на увлечение молодёжи г. Санкт-Петербурга танцами. Данные исследования обработаны с помощью программы Ехсе1, программы SPSS и представлены в виде диаграмм и таблиц. Также представлен анализ данных, полученных в результате интервью с экспертами - руководителями танцевальных школ Санкт-Петербурга.
Методологической базой исследования выступает идея системного анализа взаимосвязи танцевальной и молодежной культуры. На ее основе рассматриваются причины популярности направлений танца и факторы, влияющие на формирование у молодежи интереса к танцевальной культуре.
Цель дипломной работы - разработать модель исследования танцевальной культуры молодежи с социологической точки зрения.
Объект дипломной работы: танцевальная молодежная культура
Предмет дипломной работы: особенности танцевальной молодежной культуры города Санкт- Петербурга.
Задачи дипломной работы:
- выявить характеристики понятия «танцевальная культура»
- выявить основные подходы к исследованию молодежной культуры
- проанализировать функции танцевальной и молодежной культуры
-определить особенности, роль и значение танцевальной молодежной культуры в Санкт- Петербурге
- выяснить основные аспекты формирования увлечения танцами у молодежи
- проанализировать факторы, влияющие на увлечение молодежи танцами
Дипломная работа состоит из трёх глав, отражающих пути достижения поставленной в работе цели.
Первая глава посвящена рассмотрению танцевальной культуры с историко-социологической точки зрения. В ней освящены основные подходы к определению понятия танец, танцевальная культура. Анализ теорий позволяет раскрыть понятие и содержание танцевальной культуры, а также выявить его значимость для конкретной социально-демографической группы - студенческой молодёжи.
Во второй главе рассмотрено понятие молодежная культура, его особенности и подходы к изучению, а также анализ функций молодежной и танцевальной культуры.
В третьей главе представлены анализ и результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на увлечение молодёжи г. Санкт-Петербурга танцами. Данные исследования обработаны с помощью программы Ехсе1, программы SPSS и представлены в виде диаграмм и таблиц. Также представлен анализ данных, полученных в результате интервью с экспертами - руководителями танцевальных школ Санкт-Петербурга.
Методологической базой исследования выступает идея системного анализа взаимосвязи танцевальной и молодежной культуры. На ее основе рассматриваются причины популярности направлений танца и факторы, влияющие на формирование у молодежи интереса к танцевальной культуре.
Популярность танцевальной культуры в среде молодежи может быть объяснена множеством факторов. В отличие от молодежи прошлых поколений, у современного поколения существует больше возможностей выбора танцевального направления и степени увлеченности. Как показывают результаты исследования, важную роль играет тот факт, что танцевальная культура дает молодежи то, что так ей ценится: возможность самореализоваться, общаться со сверстниками, просто хорошо провести время. Фильмы, видео, телешоу о танцах также играют свою роль.
В данной квалификационной работе были рассмотрены основные подходы к изучению и анализу понятий «танцевальная культура» и «молодежная культура». Так как большинство исследований по танцевальной культуре проведено в области культурологии, был использован междисциплинарный подход.
В ходе анализа функций танцевальной и молодежной культуры было выделено множество общих моментов, что немаловажно. Также проанализированы составляющие танцевальной культуры как комплексного понятия.
Исследовательская часть включила в себя анкетный опрос 200 человек - представителей молодежи, а также шесть экспертных интервью с руководителями танцевальных школ города Санкт-Петербурга. Основные вопросы были направлены на выявление факторов, влияющих на популярность танцевальной культуры непосредственно в среде молодежи.
Были выделены основные проблемы в танцевальной культуре - недостаток поддержки государства, непрофессионализм педагогов, коммерциализация танцевальных школ. Для решения данных проблем должны приниматься комплексные меры и мероприятия. По мнению экспертов, танцевальная культура Санкт-Петербурга и Росси в целом пока находится в «зачаточном состоянии» и только начинает развиваться. Но развитие идет - открывается все больше танцевальных школ, появляются проекты на телевидении и обучающие уроки в сети интернет - что говорит о большом количестве желающих учиться танцевать.
В заключение стоит сказать, что главная причина увлеченности молодежи города Санкт- Петербурга танцами и молодежи в целом - это соответствие танцевальной культуры предпочтениям молодежи, ее ценностям и стремлениям. Молодежь привлекает мода, новые направления, что-то необычное и непохожее на прошлые поколения. Именно поэтому классические направления отходят на второй план, а молодежь стремится к самовыражению, созданию чего-то принципиально нового и соответствующего их личному духу времени.
В данной квалификационной работе были рассмотрены основные подходы к изучению и анализу понятий «танцевальная культура» и «молодежная культура». Так как большинство исследований по танцевальной культуре проведено в области культурологии, был использован междисциплинарный подход.
В ходе анализа функций танцевальной и молодежной культуры было выделено множество общих моментов, что немаловажно. Также проанализированы составляющие танцевальной культуры как комплексного понятия.
Исследовательская часть включила в себя анкетный опрос 200 человек - представителей молодежи, а также шесть экспертных интервью с руководителями танцевальных школ города Санкт-Петербурга. Основные вопросы были направлены на выявление факторов, влияющих на популярность танцевальной культуры непосредственно в среде молодежи.
Были выделены основные проблемы в танцевальной культуре - недостаток поддержки государства, непрофессионализм педагогов, коммерциализация танцевальных школ. Для решения данных проблем должны приниматься комплексные меры и мероприятия. По мнению экспертов, танцевальная культура Санкт-Петербурга и Росси в целом пока находится в «зачаточном состоянии» и только начинает развиваться. Но развитие идет - открывается все больше танцевальных школ, появляются проекты на телевидении и обучающие уроки в сети интернет - что говорит о большом количестве желающих учиться танцевать.
В заключение стоит сказать, что главная причина увлеченности молодежи города Санкт- Петербурга танцами и молодежи в целом - это соответствие танцевальной культуры предпочтениям молодежи, ее ценностям и стремлениям. Молодежь привлекает мода, новые направления, что-то необычное и непохожее на прошлые поколения. Именно поэтому классические направления отходят на второй план, а молодежь стремится к самовыражению, созданию чего-то принципиально нового и соответствующего их личному духу времени.



