Введение 8
Глава 1 Специфика разработки мобильного приложения для детей с РАС 13
1.1 Определение особенностей в социальном взаимодействии детей с РАС в
области эмоционального интеллекта 13
1.2 Методики помощи людям с расстройствами аутистического спектра 19
1.3 Специфические характеристики визуального восприятия лиц с РАС 21
1.4 Обзор аналогов мобильных приложений для развития эмоционального
интеллекта детей с РАС 24
Глава 2 Разработка мобильного приложения для развития эмоционального
интеллекта детей с РАС 32
2.1 Разработка концепции и структуры приложения 32
2.2 Разработка дизайна приложения 35
2.3 Ход работы над созданием приложения 39
2.4 Описание готового приложения и примеров взаимодействия с ним 45
Заключение 58
Список литературы
Данные современных исследований Всемирной организации здравоохранения указывают на проблему роста количества установленных диагнозов у детей расстройства аутистического спектра (РАС) [7]. По мнению ученых у данного явления существует несколько предположительных объяснений. Во-первых, возрастает информированность в данной сфере, а также совершенствуются способы диагностики. А во-вторых, факторы окружающей среды и генетики имеют вероятность быть причиной распространения РАС. Вместе с тем, точные причины расстройств аутистического спектра пока неизвестны.
Расстройство аутистического спектра—это название большой группы расстройств развития, при наличии которых человек может испытывать трудности в общении, поведении и социализации, они сопровождают его всю жизнь, зародившись еще в детстве. РАС характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений.
Полностью исключить трудности социального взаимодействия людей с аутизмом пока невозможно. Психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия, могут лишь ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.
Многие эксперты [48] считают ключевой проблемой при расстройствах аутического спектра неспособность вступать в обычное социальное взаимодействие. Людям с аутизмом часто сложно понять, что думают или чувствуют другие, им трудно интерпретировать выражения лица - то есть распознавать эмоции. Недавние исследования выявили закономерности, предполагающие, что людям с РАС нужно больше времени для восприятия и реакции на выражения эмоций на чужих лицах, например, счастья, злости, страха и так далее [47]. Это означает, что в повседневных социальных ситуациях, которые очень динамичны и изменчивы, люди с аутизмом испытывают трудности, так как они часто эмоционально «выпадают» или «не поспевают» за партнерами по социальному взаимодействию. Поэтому важно еще в детстве приложить все усилия, чтобы максимально облегчить в дальнейшем жизнь аутистов.
Таким образом, одной из сопутствующих проблем детей с РАС специалисты [23] указывают несформированный эмоциональный интеллект (ЭИ). ЭИ - это группа ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих людей [8]. При реабилитации детей с РАС в этой области возникают трудности понимания своих эмоций, выражения этих эмоций в доступном для окружающих виде, понимания чужих эмоций, соотношение абстрактного понятия эмоции с его действительным проявлением.
Актуальность тематики реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра подтверждается возрастающим исследовательским интересом со стороны университетов, институтов, фондов и общественных организаций, что находит отражение в увеличении количества публикаций. Существующие на сегодняшний день традиционные методы вмешательства, такие как психоэмоциональная коррекция, анималотерапия, эмоционально- окрашенное чтение и другие, ориентированы на минимальное ослабление затруднений в коммуникациях и социализации. Учитывая, что в последнее время компьютеризация охватывает почти все сферы нашей жизни, а также предпочтения детьми с РАС цифровой среды реальной, была определена необходимость в разработке поддерживающей технологии, которая позволяет ребенку работать совместно со взрослым.
Проектирование поддерживающей технологии в области эмоционального интеллекта включает информационные, обучающие и коррекционные функции. Кроме того, поддерживающая технология для родителей детей с РАС предполагается реализовывать через мобильное приложение, которое может быть доступно в любое время и бесплатно.
Объект исследования - эмоциональный интеллект детей с РАС.
Предмет исследования - мобильное приложение для развития эмоционального интеллекта детей с РАС младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: формирование и развитие эмоционального интеллекта у младшего школьника с РАС будет проходить эффективнее, если при вмешательстве будет использоваться поддерживающая технология, реализованная в мобильном приложении.
Целью исследования является разработка концепции и прототипа мобильного приложения для развития эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутического спектра младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• выявить специфику в социальном взаимодействии детей с РАС в области эмоционального интеллекта
• определить эффективность традиционных методов повышения эмоционального интеллекта
• идентифицировать преимущества и недостатки существующих мобильных приложений, направленных на развитие эмоционального интеллекта
• разработать концепцию, дизайн и прототип мобильного приложения.
Методологическую основу исследования составляют современные представления об эмоциональном интеллекте (Фатихова Л.Ф., Nuske H. J., Vivanti G., Dissanayake C.), РАС (Григоренко Е.Л., Либлинг М.М., Roth M.), поддерживающих технологиях (ABA Flash Cards & Games - Emotions, Autism Emotion, Autimo - Discover emotions — AMIKEO APPS, Proyect@ Emociones 2 - Autismo, Эмоции, чувства и выражения) и возможности использования приложений, как средств реабилитации для детей с особыми возможностями здоровья (Гернер Д., McClure K.S., Halpern J., Wolper P.A., Donahue J.J.).
Методы исследования. Теоретические: анализ технической,
педагогической и психологической литературы, проектирование, моделирование. Эмпирические: включенное наблюдение, опытно -поисковая работа.
Основные этапы исследования:
1 этап - поисково-ориентировочный: изучалось состояние проблемы в педагогической, медицинской, психологической и инженерной практике; анализировались отечественные и зарубежные приложения, которые могли быть применены в реабилитации детей с РАС; сформирован понятийный аппарат исследования.
2 этап - разработнический, представляет собой теоретическое обоснование психолого-педагогической модели вмешательства в процесс формирования эмоционального интеллекта у ребенка с РАС. Определена технологическая составляющая разрабатываемого приложения, выделены особенности поддерживающей технологии.
3 этап - заключительный, разработаны концепция и дизайн мобильного приложения, а также прототип мобильного приложения. Проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов исследования.
Научная новизна состоит в разработке концепции и прототипа мобильного приложения поддерживающей технологии по развитию эмоционального интеллекта у детей с РАС, не имеющего полного аналога на рынке.
Теоретическая значимость. Выполненное исследование содержит решение актуальной теоретической проблемы - обоснование использования мобильного приложения по развитию эмоционального интеллекта у детей с РАС в российской психолого-педагогической практике. Обогащена современная дидактика поддерживающих технологий в части последовательности и дизайна разрабатываемых мобильных приложений для детей с РАС.
Практическая значимость заключается в разработке прототипа мобильного приложения для развития эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутического спектра младшего школьного возраста. Разработана поддерживающая технология для развития эмоционального интеллекта, которая может быть востребована не только ребенком с РАС, но и взрослым, его сопровождающим, а также родителями.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены особенности в социальном взаимодействии детей с РАС в области эмоционального интеллекта, представлен проведенный анализ аналогов мобильных приложений для развития эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутического спектра.
Во второй главе представлен весь процесс разработки поддерживающей системы, этап продумывания концепции и дизайна, создания прототипа, а также приведено описание готового продукта и основные варианты взаимодействия.
В заключении кратко резюмированы основные результаты и выводы о проделанной работе.
Результаты исследовательской работы были представлены на XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и современные информационные технологии» (3-7 декабря 2018 г., Томск), Третьей зимней школе по гуманитарной информатике (5-7 декабря 2019 г., Калининград). Основные идеи и
результаты магистерской диссертации опубликованы в журнале «Гуманитарная информатика».
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы в рамках данного диссертационного исследования, можно говорить о выполнении следующих задач:
- на основе проведенного анализа литературы была выявлена специфика в социальном взаимодействии детей с РАС в области эмоционального интеллекта;
- в сравнительно-сопоставительном анализе литературных источников и опыта работы экспериментальных площадок, образовательных учреждений, определена эффективность традиционных методов повышения эмоционального интеллекта;
- обобщены результаты экспертной оценки различных приложений (используемых для развития эмоционального интеллекта у детей с РАС), на основании чего были выделены преимущества и недостатки существующих мобильных приложений, направленных на развитие эмоционального интеллекта;
- разработаны концепция и дизайн мобильного приложения;
- разработан прототип мобильного приложения.
Также при создании приложения для младших школьников с расстройствами аутического спектра было выявлено организационно-педагогическое условие эффективного использование приложения - для полноценного включения ребенка в социум необходима помощь родителей или других взрослых в процессе.
Таким образом, разработанное в результате работы приложение может быть эффективной поддерживающей технологией при формировании и развитии эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутического спектра в младшем школьном возрасте.
Перспективной можно считать работу по усовершенствованию приложения - добавление дублирование текста звуковым сопровождением,
чтобы ребенок мог самостоятельно работать при отсутствии навыков чтения, внедрение элемента диагностики, чтобы родители могли отследить прогресс развития эмоционального интеллекта и индивидуально планировать дальнейшую работу.
В результате диссертационного исследования достигнута поставленная цель: разработан прототип мобильного приложения для развития
эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутического спектра.
В перспективе исследования предполагается доработка прототипа мобильного приложения до полноценной экспериментальной версии, расширение функционала, проведение качественного юзабилити -
тестирования и апробация приложения.
1. Абакумова Н.А., Милованова А.Н. Проектирование поддерживающей технологии для родителей детей с расстройствами аутистического спектра в области эмоционального интеллекта // Третья зимняя школа по гуманитарной информатике: Сборник тезисов докладов. - Издательство: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград), 2019. - С. 172-178.
2. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 160 с. — (Сказки-подсказки).
3. Брайнис Л. От печали до радости: Что такое эмоции и зачем они
нам нужны // Wonderzine. Жизнь, 6 апреля 2017 [Электронный ресурс] URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/217897-emotions (дата
обращения: 09.06.2020).
4. Бруннер Е.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект- картирования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2.
5. Быстрова Т.Ю. Графический дизайн для лиц с расстройствами
аутистического спектра / Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Грозина В.А. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. №2 (29).
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-dizayn- dlya-lits-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-ras (дата обращения:
09.06.2020).
6. Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В. Проектирование образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра: к постановке вопроса // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). C. 168-174.
7. Всемирная Организация Здравоохранения. Центр СМИ. Расстройства аутистического спектра (РАС), 4 апреля 2017 г.
8. Гернер Д. Game out: Как видеоигры обучают детей-аутистов
держать равновесие и узнавать людей // Хайтек. Технологии, 29 июня 2018 [Электронный ресурс] URL: https://hightech.fm/2018/06/29/game (дата
обращения: 09.06.2020).
9. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. М., 2018.
10. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма/пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. М. : Центр лечебной педагогики, 1999. 228 с. (Особый ребенок).
11. Гусакова М.П. Характер трудностей при взаимодействии в группе ребенка с РАС // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 545-546.
12. Данилова Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта младших школьников в условиях образовательного учреждения. / Н.А. Данилова // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2015. - № 7 - С. 128-130.
13. Добрин А.В. Особенности взаимосвязи латеральных параметров с эмоциональным интеллектом младших школьников // Экспериментальные исследования, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, - 41 с.
14. Доронина М.И. особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2019. - № 6 (93). - С. 45-50.
15. Захарова С.А., Костромина С.Н. Личностные детерминанты распознавания эмоциональных интонаций старшими подростками // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2016. - Т. 4. - С. 81-87.
16. Иттен И., Искусство цвета / И. Иттен; пер. с немец. - 2-е изд.; предисловие Л. Монаховой - М.: Издатель Д. Аронов, 2001.
17. Коркуть Н.Л. Психология цвета. Влияние цвета на психику ребенка // Методическая рассылка № 11/2015. [Электронный ресурс] URL: https://sad5narovlia.schools.by/pages/psihologija-tsveta-vlijanie-tsveta-na-psihiku- rebenka (дата обращения: 09.06.2020).
18. Костин И.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей, страдающих аутизмом // Дефектология. М. : Институт коррекционной педагогики РАО, 1997. № 1. С. 27-36.
19. Кузьминова А.С. Методическая разработка на тему: «Коррекция эмоционального развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта» // муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом творчества Красноперекопского района», 2017.
20. Куцева Е.В., Лужбина Н.А. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2013. № 10. С. 366-368.
21. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Детский аутизм : хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. СПб. : Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. C. 77-91.
22. Ленкина В.О. Способы развития эмоционального интеллекта у
детей дошкольного возраста / В.О. Ленкина, А.А. Огир, О.В. Вартанян, Л.Ю. Борохович. — // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 569-571. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата
обращения: 09.06.2020).
23. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма // Альманах
№20 "Детский аутизм: пути понимания и помощи" - ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва [Электронный ресурс] URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/igra-v-
korrekcii-detskogo-autizma-page2 (дата обращения: 09.06.2020).
24. Механика аутизма. Почему они так реагируют? VR-история о том, как «изнутри» устроен мир человека с аутизмом // РИА Новости, 8 ноября 2018 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20181108/1532191512.html (дата обращения: 09.06.2020).
25. Милованова А.Н., Абакумова Н.Н. Развитие эмоционального интеллекта средствами информационно-образовательной среды // Молодежь и современные информационные технологии: сборник трудов XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 03-07 декабря 2018 г. - Томск: НИ ТПУ, 2019. - С. 409-410.
26. Морозова Т. И., Морозов С. А. Я и мой день. Книга для аутичных детей. М. : Изд-во МГОУ, 2003. 26 с.
27. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Эмоциональность на спектре // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 3. С. 58-68. doi:10.17759/autdd.2017150308.
28. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - Теревинф; Москва; 2007.
29. Первухина Е. Называем вещи своими именами. Эмоция — есть эмоция // Страна мам. Психология и отношения, 2017 [Электронный ресурс] URL: https://www.stranamam.ru/article/12250655/ (дата обращения: 09.06.2020).
30. Социальный и эмоциональный интеллект детей с интеллектуальными нарушениями: подходы к изучению и коррекции: монография / Л.Ф. Фатихова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. - 140 с.
31. Тихоненкова И.С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 235-238.
32. Токарева О.А. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста / Токарева О.А., Серый А.В., Федоров А.И. // Вестник КемГУ. 2018. №3 (75) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko- metodologicheskie-problemy-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.06.2020).
33. Точки контакта. Рабочая тетрадь / [сост. Н.А.Максименко] - Красноярск: ООО «Типография КАСС», 2018. - 44 стр.
34. Угрюмова Н.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте и эмоциональной креативности в психологии // Современная наука. 2013.
35. Черменская Г. Какими нас видят люди с аутизмом// Психология: личность. 2014. № 3. С. 3.
36. Что в душе аутиста, беседа с Ирис Йохансон [Электронный ресурс]. URL: https://logobaby.wordpress. сот/2015/02/26/что -в-душе-ау-тиста- беседа-с-ирис-йоханс/ (дата обращения: 09.06.2020).
37. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах : методические рекомендации. - Москва : Сфера, 2014. - 93 с.
38. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. - / Пер. с англ. - Спб. : Питер, 2010. - 334 с.
39. Экфорд А. Аутизм и эмоции // Нейроразнообразие, 2016
[Электронный ресурс] URL:
https://neurodiversityinrussia.com/2016/07/24/%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0 %B0%D0%BD-%D1 %8D%D0%BA%D 1 %84%D0%BE%D1%80%D0%B4 - %D0%B0%D1 %83 %D1 %82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8- %D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8/ (дата обращения: 09.06.2020).
40. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М. : Изд- во Моск. ун-та, 1990. 197 с.
41. Юрченко Ю.В. Особенности работы педагога - психолога по
развитию эмоционального интеллекта младшего школьника с расстройством аутистического спектра // Сборник материалов всероссийской очной научно¬практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования»: в 2 частях.