Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ PUBLIC ENGAGEMENT КАК СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (СКТ) И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В PR-КОММУНИКАЦИЯХ В СФЕРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И БИЗНЕСА

Работа №73610

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

реклама & PR

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Public Engagement как социально-коммуникативная технология (СКТ) 9
1.1 Полисемия понятия Public Engagement: проблема и решение 9
1.2 Теоретические основания осмысления Public Engagement как феномена и модуса
социально-коммуникативной технологии (СКТ) 20
Основные тезисы и выводы первой главы 29
Глава 2. Специфика и возможности использования Public Engagement как технологии настоящего и будущего PR-коммуникаций в сфере науки, культуры и бизнеса 32
2.1 Public Engagement как настоящее и будущее PR коммуникаций 32
2.2 Механизм реализации и форматы Public Engagement в PR-коммуникациях 36
2.2.1 Механизм реализации Public Engagement в PR-коммуникациях 36
2.2.2 Форматы PR-коммуникаций с применением Public Engagement 40
2.3 Специфика использования Public Engagement в PR-коммуникациях в сфере науки,
культуры и бизнеса 45
2.3.1 Public Engagement в научной сфере 46
2.3.2 Public Engagement в сфере культуры 52
2.3.3 Public Engagement в сфере бизнеса 56
Основные тезисы и выводы второй главы 60
Описание цифрового продукта 63
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 71
Приложения

Современный мир меняется стремительными темпами. Демократизирующая сила изменений, привнесённых цифровой эпохой, предъявила вызовы прежней коммуникационной парадигме. Согласно докладу Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) при поддержке Центра социального проектирования «Платформа» и Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, сделанному в 2017 году, новая модель коммуникаций должна строиться на персонализированном живом общении, направленном на оказание заботы и помощи с учётом эмоционального фактора. По мнению Роберта Филлипса, председателя правления консалтингового агентства по связям с общественностью и маркетинга «Edelman» в Великобритании, основанием коммуникационной парадигмы современного общества является «модель общественного участия, представляющая собой диалог, построенный на общих интересах коммуникатора и коммуниканта».
В силу происходящих изменений, претерпевает трансформацию и характер PR- коммуникаций как сферы профессиональных коммуникаций, который должен соответствовать коммуникационной парадигме нового общества. Ориентация на прежние принципы организации пространства социального субъекта и на ранее эффективные способы управления его коммуникативными потоками, в современных условиях становится недействительной. Реалии современной практики PR требует релевантные ей коммуникативно-управленческие технологии в рамках новой коммуникационной парадигмы.
Обращение к зарубежной и российской социальной практике PR, в отличие от теории, прогрессивно развивающейся, позволяет фиксировать появление нового коммуникативно¬управленческого феномена, релевантного контексту современного общества и его коммуникационной парадигме, который в англоязычном профессиональном дискурсе часто обозначают термином Public Engagement. Его используют для реализации собственных имиджевых задач субъекты в политической, образовательной, научной, бизнес-сфере и в сфере культуры. При этом предварительный анализ зарубежной научной литературы и практических пособий в данной области показал, что на сегодняшний день отсутствует системное теоретическое представление о данном феномене, а также комплексное описание механизма его применения, форм в практике социальных коммуникаций. Более того, авторы изученных нами исследований своей целью ставят только лишь терминологическое уточнение рассматриваемого нами феномена или обращение к удачным «случаям» его реализации на практике. При этом отечественные исследователи до сих пор не предпринимали попытки определения особенностей данного феномена. В русскоязычном дискурсе «Public Engagement» функционирует только в профессиональных переводных изданиях, что приводит к недооценке PR-специалистами потенциала Public Engagement как эффективной технологии, релевантной современной коммуникационной парадигме. В связи с этим актуальным становится решение проблемы малоизученности особенностей Public Engagement как социально-коммуникативной технологии и возможностей её использования в PR- коммуникациях.
Объектом данного исследования выступает Public Engagement как социально-коммуникативная технология (СКТ).
Предмет настоящей выпускной квалификационной работы — особенности социально-коммуникативной технологии (СКТ) Public Engagement и возможности её использования в PR-коммуникациях в сфере науки, культуры и бизнеса.
Решение обозначенной проблемы видится на двух уровнях — теоретическом и прикладном. На теоретическом уровне преодолению данной проблемы будет способствовать осмысление понятия Public Engagement и выявление его сущности как социально-коммуникативной технологии. На прикладном уровне решением проблемы станет описание механизма СКТ Public Engagement, форматов её использования, специфики и практики её применения в трёх наиболее распространённых областях PR-коммуникаций: в науке, в бизнес-сфере и в сфере культуры, а также разработка для практикующих специалистов методических пособий, содержащих ценные обобщения о возможностях применения СКТ Public Engagement.
Соответственно, цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей социально-коммуникативной технологии (СКТ) Public Engagement и возможностей её использования в PR-коммуникациях субъектов сферы науки, культуры и бизнеса.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Выявить семантическое «ядро» понятия Public Engagement в англоязычном дискурсе и сформулировать «рабочее» для ВКР определение;
2. Представить теоретические основания Public Engagement как социально-управленческого, коммуникативного феномена и охарактеризовать особенности Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ);
3. Определить характеристики Public Engagement в контексте PR-коммуникаций будущего;
4. Описать механизм реализации и форматы Public Engagement в PR-коммуникациях;
5. Выявить особенности использования социально-коммуникативной технологии Public Engagement в PR-коммуникациях в сфере науки, культуры и бизнес-сфере (с опорой на практические кейсы);
6. Разработать методические пособия для PR-специалистов о возможностях использования Public Engagement в сфере науки, культуры и бизнес-сфере.
Степень изученности проблемы
Проблема полисемичности понятия Public Engagement актуализирована в исследованиях Дж. Роу и Л. Дж. Фрюер «А Typology of Public Engagement Mechanisms» , Л. Ферлаццо, M. Деусса, М. Шарплса.
Что касается исследований, посвящённых проблеме определения Public Engagement, то подобных исследований в русскоязычном и англоязычном дискурсе нами обнаружено не было, однако, встретились и оказались полезными англоязычные определения, сформулированные образовательными организациями, учреждениями, представителями научного сообщества, среди которых «Национальный координационный центр по вовлечению общественности (NCCPE)» (Великобритания); «Городской университет Дублина»; «Фонд Карнеги»; «Викторианский университет»; «Брэдфордский университет»; «Американская Ассоциация Государственных колледжей и университетов» и др.
«Коммуникации» как одной из основных категорий Public Relations посвящено множество исследований, в рамках которых рассматривается её сущность, формы, средства, модели, роль в жизни общества, это исследования Д. П. Тавры, Дж. Грюнинга, М. В. Гундарина, И. В. Ерофеевой, М. С. Кагана, М. Кастельса, Н. Лумана, Г. М. Маклюэна, Г. И. Петровой, Ю. Хабермаса, Т. Ханта, М.Ф.Шаркова и т.д. Однако ни в одном из них не идёт речь о Public Engagement как коммуникативно-управленческой технологии.
Теоретическому описанию категории социально-коммуникативной технологии посвящена работа Д. П. Гавры.
Проблеме взаимосвязи Public Engagement и Public Relations посвящён доклад Р.Эдельмана, в рамках которого автор описывает механизм реализации Public Engagement в сфере PR.
Отдельным вопросам, связанным с сущностью, функциями, механизмами и другими аспектами PR посвящены работы И. Л. Викентьева, В. Г. Королько, А. Д. Кривоносова, М. Е. Кошелюка, И.П. Кужелевой-Саган, Э. Ф. Макаревича, Ю. А. Орловой, Н. Плотникова, Е.
А. Плешаковой, И. Е. Поверинова, И.М.Синяевой, А. Н. Чумикова, М. А. Шишкиной, П. Г. Щедровицкого и др.
Некоторые аспекты развития практики PR-коммуникаций в сфере науки, культуры, бизнес-сфере рассматриваются в исследованиях Т. Абанкиной, К. Болтитьюда, М. Букки, X. Навотны, Э. Ситции и др.
Анализ источников показал, что на сегодняшний день являются популярными исследования, посвящённые теоретическим и практическим вопросам, связанным с PR- коммуникациями, а также их технологиями. Однако работы, в рамках которых рассматриваются те или иные аспекты социально-управленческой технологии Public Engagemen, только начинают появляться в англоязычном дискурсе и носят фрагментарный характер, что нельзя сказать о рассмотрении данной технологии в контексте PR- коммуникаций, где подобным вопросом занимается лишь один найденный нами исследователь — Р.Эдельман. При этом его работы, в большей степени, представляют собой реализацию метода «case-study» без какого-либо теоретического обоснования. Комплексных же исследований, посвящённых составлению системных теоретических представлений о Public Engagement как социально-управленческой технологии, а также описанию особенностей её реализации в отдельных сферах социальной практики PR-коммуникаций, не существует ни в русскоязычном дискурсе, ни в англоязычном, несмотря на то, что в той или иной степени встречаются исследования, в которых так или иначе осмысляется необходимость применения подобной технологии, но неконкретно Public Engagement. Перечисленное выше подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования и её теоретической и практической значимости.
Методологическая основа исследования
В анализе существующих определений с целью выработки своей рабочей дефиниции термина Public Engagement мы опирались на исследовательскую логику (использование аналитического подхода, выявление ключевых кодов) Н.П. Кужелевой-Саган в работе «Научное знание о связях с общественностью (PR): философский анализ».
Раскрыть сущность Public Engagement как прогрессивного социально¬управленческого феномена, пояснить причины появления и развития данного феномена, объяснить факторы, обуславливающие эффективность Public Engagement как СКТ, раскрыть глубинные социально-психологические мотивы человека как субъекта, вовлечённого в практику Public Engagement, позволили следующие научные концепции'.
На фундаментальном уровне — диалектический материализм Ф. Энгельса.
На общенаучном уровне — теории представителей деятельностного подхода в психологии личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.У. Хараш); комплексный подход Б. Г. Ананьева; гуманистический подход (Г.Олпорт, А. Маслоу, Э.Фромм); теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда; идеи представителей символического интеракционизма (Дж.Г. Мид, Г. Блумер, Т. Шибутани). Среди социологических концепций — теории социального обмена (Дж. Хомане, П. Блау), теории аксиологического нормативизма (В. Дильтей, О. Шпенглер, М. Вебер, У.А. Томас, Т. Парсонс, Ф.В. Знанецкий).
На специально-научном уровне методологии исследования для осмысления актуальности Public Engagement в сфере городского управления оказалась полезна теория Д. Харви «Право на город»; теория «Z» У. Оучи позволяет понять необходимость применения Public Engagement в области организационного менеджмента; теория маркетинга партнёрских отношений Я. Гордона; идея комплицитности Ж. П. Бодуана, заключающаяся в необходимости приобщения общественности к созданию совместных ценностей, актуализирует использования Public Engagement в сфере PR-коммуникаций.
Охарактеризовать особенности Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ) позволил подход Д.П. Гавры.
Для описания новой коммуникационной парадигмы полезной оказалась концепция Р.Эдельмана, представленная в его докладе «Третий способ коммуникации».
Прикладной уровень методологии исследования представлен идеями Р. Эдельмана, который в своей работе «Public Engagement in the conversation age» описывает механизм реализации Public Engagement в PR-коммуникациях; для осмысления особенностей PR- коммуникаций в научной сфере полезна концепция К. Болтитьюда «Presenting Science»; особого внимания заслуживают модели научного PR, выделенные М. Букки и исследование «Socially distributed knowledge: five spaces for science to meet the public» X. Навотны, которые позволяют понять особенности современных научных коммуникаций; осмыслению специфики PR-коммуникаций в сфере культуры способствуют идеи Э. Ситции, представленные в работе «The Many Faces of Knowledge Production in Art Museums: an Exploration of Exhibition Strategies» и др. На прикладном уровне методологии особую исследовательскую ценность представляют сборники лучших практик в той или иной сфере PR-коммуникаций. Так, сборник лучших практик в области научных коммуникаций «Формула научного PR» позволяет понять современные тенденции в PR-практике, а сборник «Public Engagement in the arts» — в PR-практике в сфере культуры.
В работе были использованы следующие методы: компаративный метод, критический анализ научной литературы и электронных источников по рассматриваемой теме; метод классификации; обобщение результатов; анализ кейсов.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке составления комплексного представления о сущности Public Engagement, её особенностях как социально-коммуникативной технологии, описания механизма, форм её реализации, а также возможностей применения в отдельных сферах социальной практики PR-коммуникаций. Выводы и положения, сформулированные в рамках ВКР, благодаря переводу и анализу англоязычных источников позволят сформировать в русскоязычном дискурсе представления о Public Engagement на теоретическом уровне обобщения.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы состоит в том, что комплексное описание механизма реализация СКТ Public Engagement, её форм, специфики в разных сферах PR-коммуникаций, обобщённое в практических методических пособиях для субъектов в сфере науки, культуры, в бизнес-сфере, на наш взгляд, будет способствовать повышению информированности PR-специалистов о новой социально-коммуникативной технологии, релевантной современной коммуникационной парадигме.
Данная ВКР состоит из введения; основной части, представленной двумя главами; описания цифрового продукта, а также заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Первая глава основной части исследования посвящена преодолению проблемы полисемичности понятия Public Engagement в англоязычном дискурсе, анализу дефиниций понятия Public Engagement, формулировке собственного определение; выявлению теоретических оснований Public Engagement как социально-управленческого и коммуникативного феномена, рассмотрению особенностей Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ). Вторая глава представляет собой обращение к Public Engagement, выявление её потенциала для настоящего и будущего PR коммуникаций; описание механизма реализации и форматов Public Engagement в PR- коммуникациях; выявление специфики использования СКТ Public Engagement в PR- коммуникациях в сфере науки, культуры и бизнеса. Цифровой продукт настоящей работы — три методических пособия по реализации СКТ Public Engagement в трёх сферах PR- коммуникаций — в науке, культуре и в бизнесе. Основу пособий составляют ключевые положения данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Причиной проведения настоящего исследования стала проблема малоизученности особенностей Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ) и возможностей её использования в PR-коммуникациях. Public Engagement сегодня только начинают применять в PR-коммуникациях социальные субъекты в разных сферах, в частности, научные субъекты, субъекты в сфере культуры и бизнеса. У одних это является целенаправленным осознаваемым процессом, а у других — интуитивным шагом, несмотря на это данная социально-коммуникативная технология представляется релевантной контексту современного общества и новой коммуникационной парадигме. Однако эволюционирующую стремительными темпами PR-практику с использованием социально-коммуникативной технологии Public Engagement на данном этапе сложно назвать полностью осмысленной в силу отсутствия системного теоретическое представление о Public Engagement, а также комплексного описания механизма её применения, форм в практике социальных коммуникаций.
Выявление особенностей социально-коммуникативной технологии (СКТ) Public Engagement и возможностей её использования в PR-коммуникациях субъектами сферы науки, культуры и бизнес-сферы осложнялось, с одной стороны, тем, что в русскоязычном дискурсе «Public Engagement» функционирует только в профессиональных переводных изданиях; с другой стороны, заметно затруднило достижение цели терминологическая путаница в англоязычном дискурсе, а также узконаправленность существующих дефиниций Public Engagement, которые не отражают её суть. Поэтому первой задачей исследования стало выявление семантического «ядра» понятия Public Engagement в англоязычном дискурсе, анализ дефиниций понятия Public Engagement, выделение «ключевых кодов» и разработка операционального определения. Эта задача решалась посредством уточнения этимологии понятия «Public Engagement»; критического анализа научных публикаций; проведения семантического анализа понятия и его вариаций; анализа распространённых вариантов определений с выявлением ключевых слов как основы для разработки ключевых кодов; обращения к исследовательской логике И.П. Кужелевой-Саган в её работе «Научное знание о связях с общественностью: философский анализ». Результатом стали следующие выводы:
1) Обозначение феномена Public Engagement отличается терминологическим многообразием, вызванным разнообразием синонимичных терминов в английском языке. Социальную практику (феномен), именуемую Public Engagement, сегодня обозначают с помощью различных терминов (Public Engagement, Public Involvement, Public Participation,). В связи с этим сформировалось два подхода к
обозначению феномена: в рамках первого подхода — исследователи рассматривают данные термины как синонимичные, второй подход — предполагает наличие существенной разницы между ними. Проведённый нами критический анализ даёт право присоединиться к позиции исследователей, работающих в рамках второго подхода, и отделять Public Engagement от Public Involvement, Public Participation.
2) Семантический анализ словосочетания «Public Engagement» позволяет говорить о технологической природе феномена.
3) В русскоязычном дискурсе следует употреблять англоязычный термин Public Engagement для обозначения технологии вовлечения общественности.
4) Одним из вариантов разработки теоретического определения Public Engagement является нахождение нескольких ключевых «кодов» на основе анализа существующих дефиниций и ключевых понятий в них (применение подхода Н.П. Кужелевой-Саган). Такие ключевые слова как «взаимность», «взаимодействие», «сотрудничество», «партнёрство», «двустороннее взаимодействие», «решение социальных проблем», «удовлетворение потребностей общественности» указывают на прогрессивность этой управленческой технологии в контексте демократизации и развития гражданского общества, а также на активную позицию общественности, подкрепленную ее деятельностью; такие понятия как «общение», «диалог», «доверие» отсылают нас к коммуникативной природе данного феномена. Тогда ключевыми кодами Public Engagement являются: диалог, технология, вовлечение (формат управления), общественное благо.
5) Операциональным, универсальным, для данной ВКР явилось следующее определение: «Public Engagement — это управленческая технология, предполагающая вовлечение институциональным субъектом своей общественности посредством диалоговой коммуникации в совместную деятельность для взаимовыгодного сотрудничества, решения социально-значимой проблемы или поддержания актуальной общественной ценности», которое предоставляет право рассматривать Public Engagement в качестве частного случая социально-коммуникативной технологии (СКТ).
Второй задачей исследования явилось представление теоретических оснований Public Engagement как социально-управленческого, коммуникативного феномена и характеристика особенностей Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ). Представить теоретические основания Public Engagement как социально-управленческого, коммуникативного феномена позволили работы отечественных и зарубежных исследователей различных отраслей научного знания на разных уровнях: На фундаментальном уровне — диалектический материализм Ф. Энгельса. На общенаучном уровне — теории представителей деятельностного подхода в психологии личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.У. Хараш); комплексный подход Б. Г. Ананьева; гуманистический подход (Г.Олпорт, А. Маслоу, Э.Фромм); теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда; идеи представителей символического интеракционизма (Дж.Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани). Среди социологических концепций — теории социального обмена (Дж. Хомане, П. Блау), теории аксиологического нормативизма (В. Дильтей, О. Шпенглер, М. Вебер, У.А. Томас, Т. Парсонс, Ф.В. Знанецкий). На специально-научном уровне методологии для осмысления актуальности Public Engagement в сфере городского управления полезна теория Д. Харви «Право на город»; теория «Z» У. Оучи позволяет понять необходимость применения Public Engagement в области организационного менеджмента; теория маркетинга партнёрских отношений Я. Гордона; идея комплицитности Ж. П. Бодуана, заключающаяся в необходимости приобщения общественности к созданию совместных ценностей, актуализирует использования Public Engagement в сфере PR- коммуникаций.
Характеристике особенностей Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ) способствовал подход Д.П. Гавры, который определяет социально-коммуникативную технологию как: «опирающуюся на определенный план (программу действий) целенаправленную системно организованную деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленную на решение какой-либо социально значимой задачи». Результаты решения данной исследовательской задачи следующие:
1) Обращение к теоретико-методологическим основаниям Public Engagement позволяет осмыслять феномен через такие научные категории, как «взаимодействие» и «личность». Причины появления и развития Public Engagement как управленческой технологии в социальной практике объясняются тем, что в процессе её применения социальным субъектом происходит удовлетворение личностных потребностей его участников.
2) Соответствие Public Engagement условиям современного общества, в котором делается акцент на установлении сотрудничества в различных сферах: городском управлении, организационном менеджменте, маркетинге, PR и др., превращает Public Engagement в актуальный инструмент, позволяющий создать необходимые условия для взаимовыгодного сотрудничества социального субъекта и общественности, в результате которого будет найдено решение социально-значимой проблемы или поддержана актуальная общественная ценность.
3) Public Engagement представляет собой универсальную социально-коммуникативную технологию, следовательно, её могут применять субъекты различных уровней общественной иерархии из разных сфер с целью установления взаимовыгодного сотрудничества с общественностью, путём создания общественного блага, которое порождает частные блага, заключающиеся в материальных/нематериальных выгодах вовлекающей (социального субъекта) и вовлекаемой (общественности) стороны, при этом сама коммуникация строится вокруг решения социально-значимой проблемы или поддержания актуальной общественной ценности совместными усилиями вовлекаемой и вовлекающей стороной.
4) Технологически дополнить теоретический подход к определению понятия Public Engagement позволяет рассмотрение особенностей Public Engagement как СКТ, когда Public Engagement мыслится как социально-коммуникативная технология, реализуемая социальным субъектом в процессе диалоговой коммуникации с целью установления взаимовыгодного сотрудничества с общественностью путём совместного создания общественного блага, которое порождает частные блага, в результате решения социально-значимой проблемы или деятельности, актуализирующей разделяемую субъектами коммуникации ценность, сопровождающаяся эмоциональной вовлечённостью со стороны общественности.
5) Указание на «диалогово-деятельностную» природу СКТ Public Engagement и её нацеленность на создание общественного блага, позволяет судить о том, что данная СКТ соответствует «идеальной» двусторонней симметричной модели коммуникации, выделенной американскими исследователями Дж. Грюнингом и Т. Хантом, и является основой её технологической реализации в социальной практике PR-коммуникаций.
Третья задача — определить черты Public Engagement как социально-коммуникативной технологии (СКТ), позволяющие рассматривать её в контексте будущего PR-коммуникаций. В данном аспекте оказался полезным доклад РАСО при поддержке Центра социального проектирования «Платформа» и Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ о будущем коммуникаций, а также работа Р. Эдельмана «Третий способ коммуникаций». С характерными признаками новой коммуникационной парадигмы происходило сравнение сущностных особенностей самой СКТ Public Engagement. Отличительной характеристикой PR-коммуникации с применением СКТ Public Engagement является долгосрочный характер действия достигнутых результатов, а также релевантность коммуникационной парадигме общества будущего, по той причине, что Public Engagement предоставляет возможности для самореализации, порождает эмоциональную вовлечённость, устанавливает взаимоотношения сотрудничества с общественностью.
Четвёртой задачей исследования стало описание механизма реализации и форматов Public Engagement в PR-коммуникациях. Описанный механизм реализации Public Engagement в PR-коммуникациях представляет собой интегрированную модель, основу которой составили два подхода — Р. Эдельмана и К. Томпсона. Описать и типизировать возможные форматы применения Public Engagement в PR-коммуникациях позволил анализ практического опыта применения данной технологии в трёх сферах PR-коммуникаций: научной, культурной и в бизнес-сфере. Так, в результате решения обозначенной выше задачи были сделаны следующие выводы:
1) Комплексная реализация СКТ Public Engagement в сфере PR-коммуникаций состоит из шести взаимосвязанных этапов: «Define», «Research», «Strategy», «Ideate», «Execute» и «Evaluate», которые, в целом, схожи с общепризнанным механизмом построения PR-деятельности - формулой RACE, однако, имеют собственные особенности, связанные со спецификой СКТ Public Engagement, которую позволяют охарактеризовать четыре этапа, выделенные Кевином Томпсоном: «понимание», «воодушевление», «реализация», «удержание».
2) Механизм PR-коммуникаций, в основе которых лежит СКТ Public Engagement, отличает содержание двух этапов - «Strategy» и «Ideate». «Strategy» подразумевает разработку коммуникативной стратегии, в основе которой лежат общие интересы, ценности социального субъекта и общественности - они должны быть удовлетворены вследствие «деятельностного диалога», обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество между ними. «Ideate» - этап, направленный на разработку концепции, в рамках которой будет устанавливаться «деятельностный диалог» между социальным субъектом и общественностью, и определение кросс-каналов коммуникации.
3) СКТ Public Engagement сегодня реализуется в нескольких форматах PR- коммуникаций - оффлайн, онлайн и интегрированном. Онлайн-формат в силу своего интерактивного характера, соответствующего специфике социально-коммуникативной технологии Public Engagement, и отсутствия временных и территориальных ограничений на сегодняшний день является наиболее распространённым. СКТ Public Engagement в данном формате может быть реализована посредством различных интернет-приложений, краудсорсинговых платформ, как отдельных инструментов, так и комплекса инструментов, применение которых порождает синергетический эффект.
4) Описание всего комплекса инструментов, работающих на установление взаимовыгодное сотрудничества социального субъекта и общественности, представляется невозможным в силу прогрессивного развития технологий, а также проявления авторского подхода к выбору «набора» инструментов для достижения целей по вовлечению общественности. Ключевым при выборе форматов и инструментов является их соответствие той или иной сфере PR- коммуникаций и особенностям самой СКТ Public Engagement, а именно:
• Инструменты должны способствовать актуализации ценностей, значимых для самого субъекта и общественности;
• Позволять вовлечь общественность в процесс, воспринимаемый всеми (не только участниками мероприятий) как творение, создание общей ценности, выполнение социальной миссии;
• Их применение позволяет достичь социально-значимый результат, важный не только для социального субъекта и других участников коммуникации, но и для всего социума.
Пятая задача данной ВКР состояла в выявлении особенностей использования социально-коммуникативной технологии Public Engagement в PR-коммуникациях в сфере науки, культуры и бизнес-сфере. Для решения исследовательской задачи были проанализированы статьи в данных сферах, экспертные мнения специалистов в контексте совершенствования коммуникаций в сфере науки, культуры и бизнес-сфере, и подвергся анализу практический опыт применения СКТ Public Engagement. Результатом стали следующие выводы:
1) PR-коммуникация научных субъектов тесно связана с концептом популяризации науки. СКТ Public Engagement на практике является реализацией «модели участия» в научных коммуникациях, выделенной итальянским социологом М. Букки. Использование СКТ Public Engagement в науке позволяет достичь их большей эффективности за счёт одновременного решения нескольких задач. Во-первых, популяризируя науку подобным образом, субъекты решают собственные исследовательские задачи. Во-вторых, благодаря использованию Public Engagement разрушаются сложившиеся в обществе стереотипы о науке, формируется её ценностный имидж для общественного развития, тем самым научные субъекты исполняют свой «миссианский долг» перед обществом. В-третьих, субъекты решают собственные PR-задачи, ориентированные на наращивание репутационного капитала.
2) Эффективность решения духовно-нравственных проблем, просвещения общественности как главных задач учреждений в сфере культуры и искусства увеличивается за счёт использования СКТ Public Engagement, которая позволяет общественности не только «восхищаться», но и самим создавать что-то социально-значимое, приобретать новый опыт, а для человека, включённого в деятельность, ценности субъекта, организующего эту деятельность, становятся разделяемыми, он становится лояльным по отношению к нему и готовым активно транслировать своё позитивное отношение, тем самым, создавая положительный PR-эффект и формируя образ субъекта.
3) Применение СКТ Public Engagement в PR-коммуникациях в бизнес-сфере способствует объединению общественности и субъекта PR вокруг создания единой ценности, которой может быть благотворительность, создание инновационного продукта и т.д. Использование Public Engagement в коммуникационной политике коммерческого субъекта позволяет превращать общественность в лояльного коммуникатора, который сам распространяет сообщение субъекта PR, тем самым, формирует доверие и его положительный имидж, а это, в свою очередь, влияет на долгосрочный коммерческий успех.
Шестая задача — разработать методические пособия для PR-специалистов о возможностях использования Public Engagement в сфере науки, культуры и бизнес-сфере. Данный цифровой продукт ВКР представляет собой серию иллюстрированных пособий («Public Engagement. Новые подходы к PR. Наука»; «Public Engagement. Новые подходы к PR. Культура»; «Public Engagement. Новые подходы к PR. Бизнес»), объединённых общей визуальной концепцией, для PR-специалистов в сфере науки, культуры и бизнеса, основное содержание которых составили ключевые положения настоящего исследования. Пособия выполнены с помощью графических редакторов «CorelDRAW Х8» и «Adobe Photoshop».
Основным результатом проведённого исследования в рамках ВКР явилось системное теоретическое представление о СКТ Public Engagement, об её особенностях и возможностях использования в PR-коммуникациях субъектов сферы науки, культуры и бизнес-сферы. Основные положения, сформулированные в рамках ВКР, благодаря переводу и анализу англоязычных источников позволяют сформировать в русскоязычном дискурсе представления о Public Engagement на теоретическом уровне обобщения, а комплексное описание механизма реализация СКТ Public Engagement, её форм, специфики в разных сферах PR-коммуникаций, по мнению автора, будет способствовать повышению информированности PR-специалистов о новой социально-коммуникативной технологии, релевантной современной коммуникационной парадигме.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2013, —288 с.
2. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренькова. — М., 1994.
3. Блумер Г.Теория коллективного поведения / Г. Блумер // Американская социологическая мысль. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
4. Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Ж-П Бодуан. — М.: Инфра-М, 2001. - 240 с.
5. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
6. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. — СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 2005. - 360 с.
7. Винокурова Е.Н., Гужова И.В. Особенности Public Engagement как социально-коммуникативной технологии [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XXXVII студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». -2018. -№ 2(37). - С. 257- 268./.URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 07.03.2019).
8. Военно-историческая реконструкция «День Бородина-2016» [Электронный ресурс]. URL: https://kudamoscow.ru/event/voenno-istoricheskij-festival-den-borodina-2016// (дата обращения: 07.01.2019).
9. Гавра Д.П. Коммуникативные технологии: сущность, структура, функции // Петербургская школа PR: от теории к практике. - СПб., 2003. - 22 с.
10. Говард Рейнгольд о сотрудничестве [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ted. com/talks/howard_rheingold_on_collaboration?language=ru (дата
обращения: 23.03.2019).
11. Гордон Ян X. Маркетинг партнерских отношений. — СПб: Питер, 2009. — 379 с.
12. Гундарин М. В. Теоретико-методологические основания анализа роли массово- коммуни-кационных процессов в современном социокультурном развитии: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11.— Барнаул, 2000-177 с.
13. Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей. - СПб.: Алетейя, 1996. -160 с. fl- pa соц. наук: 22.00.08. — М., 1999. — 367 с.
14. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль.
— М.: 1996.
15. Каган М. С. О синергетическом подходе к построению современной онтологии// Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. —М., 2004. — С. 350-367.
16. Как подписчики носки разрисовывали. Интерактивный конкурс в Instagram [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/cases/226353/ (дата обращения: 04.04.2019).
17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. — М.: ТУВШЭ, 2000. — 832 с.
18. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. —М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2003. — 528 с.
19. Кошелюк М. Е. PR как деятельность по управлению социальными контекстами // PR- Универсум 2004: Сб. материалов I Межрегион, науч.-практ. конф. — Томск, 2004. — С. 30-37.
20. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — СПб.: Изд-во С,- Петерб. ун-та, 2001. — 254 с.
21. Кужелева-Саган И.П. Научное знание о связях с общественностью (PR): Философский анализ.— М.: Книжный дом «Либроком», 2011. — 464с.
22. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. / А. И. Леонтьев // — М Политиздат, 1975. — 375 с.
23. Луман И. Общество как социальная система. — М.: Логос, 2004. — 232 с.
24. Макаревич Э. Ф. Общественные связи как инструмент социальных изменений: Дне....
25. МакКлелланд Д. Мотивация человека / Д. МакКлелланд. — Спб.: Издательство «Питер», 2007. — 672 с.
26. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с анта. В. Г. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — Москва; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. — 464 с. — (Прил. к сер. «Публ. Центра фундаментальной социологии»)
27. Маслоу А. Мотивация и личность/ А. Маслоу. — СПб., 2002. — 480 с.
28. Мид Дж. Избранное. — М.: Изд-во: ИНИОН РАН, 2009.
29. Музей космонавтики в финале премии «Серебряный Лучник» [Электронный ресурс].
URL: http://www.kosmo-museum.ru/news/muzey-kosmonavtiki-v-finale-premii-
serebryanyy-luchnik (дата обращения: 04.04.2019).
30. На День города Лицейский театр поставил «Бременских музыкантов» с простыми омичами [Электронный ресурс]. URL: https://bk55.ru/news/article/132056/ (дата обращения: 06.01.2019).
31.0 будущем коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://2035.media/2018/04/04/communication-future/ (дата обращения: 24.03.2019).
32. Оксана Орачева: «Культура слишком важна, чтобы быть вне зоны полемики» [Электронный ресурс]. URL: http://artguide.com/posts/1157 (дата обращения: 15.03.2019).
33. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2012. —480 с.
34. От краудсорсинга к Public Engagement: технологии вовлечения в коммуникациях [Электронный ресурс]. URL: http://www.akospr.ru/7086 (дата обращения: 26.11.2018).
35. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: пер. с англ. — М.: Экономика, 1984.
36. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2002.
37. Пермские пенсионеры вместе с уличными художниками создают арт-объекты [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/07/14/penn-strit-art/ (дата обращения: 06.01.2019).
38. Петрова Г. И. Социальная коммуникация и коммуникативная онтология образования // PR-Универсум 2004: I Межрегион, науч.-практ. конф.: Сб. материалов. Томск, 2004. — С. 47-51.
39. Плотников Н. Письма из Германии. Власть аргумента и public relations: 70 лет Хабермасу [Электронный ресурс] // Полит.Ру: Информ, полит, интернет-портал. — М., 1999. —Режим доступа: http://www.polit.ru/news/1999/08/19/535247.html
40. Поверинов И. Е. Паблик рилейшнз как механизм гармонизации социальной среды: Автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. — Саранск. — 26 с.
41. Решетникова Е.В. Научные коммуникации: эволюция форм, принципов организации
[Электронный ресурс]. URL: https://sibsutis.ru/upload/
publications/9b3/uxofvwfphpyfwz%20nl-cieeuzqkvzohdcsxzhcvdi.pdf. (дата обращения: 10.03.2019).
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб., 2000. — 705 с.
43. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов/Генри Санофф; пер. с англ.; [ред. Н. Снигирева, Д. Смирнов]. — Вологда, Проектная группа 8, 2015. — 170 с.: ил.
44. Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью : учебник для бакалавров / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, Д. А. Жильцов ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : Юрайт, 2014 - 552 с.
45. Склязнева Д.В. — СПб.: Наука, 2001. — 380 с.
46. УлыбаюсьПомогаю [Электронный ресурс]. URL: https://bfkh.ru/projects/33880/ (дата обращения: 07.01.2019).
47. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
48. Формула научного PR / Агентство SPN Communications по заказу РВК. М., 2014. - 148 с.
49. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Прогресс-Универс, 1995. — 256 с.
50. Хабермас Ю. Модерн - незавершённый проект // Вопросы философии1992.-№4 С.40-52.
51. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем. / Под ред.
52. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне,- М., 2000- 414 с.
53. Хараш, А.У. Личность в общении /А.У. Хараш//Общение и оптимизация современной деятельности. - М., 2006.
54. Хау Джефф. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Джефф Хау; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.
55. Хомане Дж. Возвращение к человеку / Дж. Хомане // Американская социологическая мысль — М.: МГУ, 1994.
56. Центр прикладных исследований и разработок [Электронный ресурс]. URL: http://card.spb.hse.ru/ (дата обращения: 09.03.2019).
57. ЧищуЗубыПомогаю. Благотворительный флешмоб [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://чищузубыпомогаю.рф/ (дата обращения: 07.01.2019).
58. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб, пособие. - М.: Дело, 2003. - 496 с.
59. Шарков, Ф.И. Коммуникологня: основы теории коммуникации: Учебник / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 488 с.
60. Шваб К. Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. — М.: Издательство «Э», 2017. - 208 с.
61. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов н/Д., 2008. —544 с.
62. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления - СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. - 444 с.
63. Шолпан А. Повышение прозрачности местных бюджетов, вовлечение местного сообщества в бюджетный процесс/ сост.: Шолпан Айтенова, Асель Крыкбаевой, Айгуль Жарас. - Астана, 2015.
64. Шпенглер О. Закат Европы. — М.: «Наука», 1993. — 592 с.
65. Щедровицкий П. Г. Развитие общественных связей (РОС) — профессия мира [Электронный ресурс] // Сообщение. — 2004. — № 10. — Электрон, версия печат. публ. — Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/publications/72
66. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/1163603/1128925.html (дата обращения: 15.03.2019).
67. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2011.
68. APS A Public Engagement Program [Электронный ресурс]. URL:
http://www.apsanet.org/publicengagement (дата обращения: 26.11.2018).
69. Bucchi М. Of deficits, deviations and dialogues: Theories of public communication of science. — London.: Routledge, 2008.
70. Bultitude K. Presenting Science. — London.: Palgrave MacMillan, 2010.
71. Community Engagement [Электронный ресурс]. URL:
https://www.dcu.ie/ocoo/sustainability/community.shtml (дата обращения: 12.02.2019).
72. Community Engagement, Public Participation, Civic Engagement - Let’s define these terms
[Электронный ресурс]. URL: https://www.socialpinpoint.com/blog/community- engagement-public-participation-civic-engagement-lets-define-these-terms/ (дата
обращения: 16.02.2019).
73. Community-university engagement [Электронный ресурс]. URL: http://www.aplu.org/projects-and-initiatives/economic-development-and-community- engagement/Kellogg%20Commission%20on%20the%20Future%20of%20State%20and%2 0Land-Grant%20Universities/ (дата обращения: 12.02.2019).
74. Democratic Engagement [Электронный ресурс]. URL: https://www.aascu.org/Default.aspx (дата обращения: 12.02.2019).
75. Dictionary and Thesaurus | Merriam-Webster [Электронный ресурс]. URL:http://www.merriam-webster.com/ (дата обращения: 20.10.2018).
76. Don’t smile. COHESION pilot [Электронный ресурс]. URL: https://www.publicengagement.ac.uk/do-engagement/inspire-me/case-studies/dont-smile- cohesion-pilot (дата обращения: 04.04.2019).
77. Engagement [Электронный ресурс]. URL:
https://www.unipage.net/ru/397/university_of_minnesota_twin_cities (дата обращения: 12.02.2019).
78. Examples of successful public engagement: additional evidence submitted to the Science and Technology Committee (Science Communication) by the National Coordinating Centre for Public Engagement (NCCPE) [Электронный ресурс]. URL:https://www.publicengagement. ac.uk/sites/default/files/publication/nccpe_and_forum_ additional_evidence_of_successful_public_engagement.pdf (дата обращения: 04.03.2019).
79. Ferlazzo Larry, Hull-Sypnieski Katie. The ESL / ELL Teacher's Survival Guide: Ready-to- Use Strategies, Tools, and Activities for Teaching English Language Learners — Jossey- Bass. — 2012. — 287 p.
80. Grunig J., Hunt T. Managing Public Relations.— N.Y.:Hott, 1984. — 550 p.
81. Harvey D. Justice, Nature, and the Geography of Difference. — 1996. — 439 p.
82. Heart and Lung Shops [Электронный ресурс]. URL: https://www.piiblicengagement.ac.iik/d()-engagement/inspire-me/case-stiidies/heart-and- lung-shops (дата обращения: 04.01.2019).
83. Hunt T., Grunig J.E. Public Relations Techniques. — N.Y.: Harcourt Brace College Publishers. : 1994. -418 p.
84. Identify New York wildlife to create thriving forests [Электронный ресурс]. URL: https://www.zooniverse.org/projects/sylvilagus/canid-camera/ (дата обращения: 04.04.2019).
85. Institute for Public Relations [Электронный ресурс]. URL: https://instituteforpr.org/ (дата обращения: 05.05.2019).
86. International engagement [Электронный ресурс]. URL: https://www.vu.edu.au/about- vu/intemational-engagement (дата обращения: 12.02.2019).
87. My Oreo Creation Contest [Электронный ресурс]. URL: https://iisascholarships.com/my- oreo-creation-contest/ (дата обращения: 09.01.2019).
88. Nowotny H. Socially distributed knowledge: five spaces for science to шее! the public// Public Understanding of Science. —1993. — 2 (4).
89. Ogden M. Electronic power to the people: who is technology's keeper on the cyberspace frontier? // Technological Forecasting and Social Change. —1996. —52(2-3).
90. Policy engagement [Электронный ресурс]. URL: https://www.che.ac.za/ (дата обращения: 12.02.2019).
91. Public Engagement - reality and evolution of public relations [Электронный ресурс]. URL: https://docslide.net/documents/public-engagement-reality-and-evolution-of-public-relations- by-richard-edelman.html (дата обращения: 04.04.2019).
92. Public Engagement [Электронный ресурс]. URL: http://www.bristol.ac.uk/public- engagement/students/#_ga=2.255681288.1826996372.1511675029- 2084568085.1511675029/ (дата обращения: 26.12.2018).
93. Public Engagement [Электронный ресурс]. URL: https://www.camegiefoundation.org/ (дата обращения: 12.02.2019).
94. Public Engagement [Электронный ресурс]. URL: https://www.nku.edu/about.html (дата обращения: 12.02.2019).
95. Public Engagement [Электронный ресурс]. URL: https://www.osu.edu/ (дата обращения: 12.02.2019).
96. Public engagement in the conversation age [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/document/24077001/Edelman-Public-Engagement-Essays (дата обращения: 24.03.2019).
97. Re-Defining Science Communication: Emerging Best Practices that Empower the Public [Электронный ресурс]. URL: http://bigthink.com/age-of-engagement/re-defining-science- communication-emerging-best-practices-that-empower-the-public (дата обращения: 05.05.2019).
98. Rowe G., Frewer L. J. A Typology of Public Engagement Mechanisms. Science // Technology and Human Values. — 2005. — №30(2). — 255 p.
99. Science Communication: A Contemporary Definition [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/237778208_Science_Communication_A_Contem porary_Definition (дата обращения: 03.05.2018).
100. Sharpies, M. How we write. Writing as creative design. — London: Routledge.: 1999.
101. Sitzia E. The Many Faces of Knowledge Production in Art Museums: an Exploration of Exhibition Strategies // Musdologies.Les cahiers d'dtudes supdrieures. — 2018. — 8(2). P. 141-157.
102. Thomas William I. On Social Organization and Social Personality/Morris Janowitz (ed.). — Chicago, 1966.
103. Thomson K. The Employee Revolution: Rise of Corporate Internal Marketing // Hardcover Financial Times Prentice Hall. - 1990. - 256 p.
104. University of Bradford [Электронный ресурс]. URL: https://www.publicengagement.ac.uk/support-engagement/strategy-and-planning/manifesto-public-engagement/manifesto-signatories/university-bradford (дата обращения: 12.02.2019).
105. University of Brighton [Электронный ресурс]. URL: https://www.publicengagement.ac.uk/support-engagement/strategy-and-planning/manifesto- public-engagement/manifesto signatories/university-brighton (дата обращения: 12.02.2019).
106. What is public engagement? [Электронный pecypc].URL:
https://www.publicengagement.ac.uk/explore-it/what-public-engagement/ (дата
обращения: 15.11.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ