ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. В период обострения глобальной геополитической, экономической, культурной конкуренции вопрос обеспечения российской экономики, и, прежде всего, её производственного сектора высококвалифицированными кадрами становится как никогда актуален.
Существующая на сегодняшний день в России система среднего профессионального образования по своей структуре и сущности остаётся полной копией советской системы. Несмотря на то, что в прежние годы данная система на высоком уровне продемонстрировала свою эффективность, в условиях рыночной экономики требуется пересмотр ряда заложенных в систему принципов для её адаптации к существующим экономическим реалиям. Так, одним из трудно решаемых в нынешних условиях вопросов является вопрос о соответствии объёма и структуры подготовки кадров структуре спроса на рынке труда. Также крайне важен вопрос о проведении полноценной практической подготовки обучающихся, получения ими возможности обучаться работе на современном оборудовании и в условиях реального производства.
Решить эти и другие вопросы призвана система дуального обучения, представляющая собой государственно-частное партнёрство в области подготовки квалифицированных рабочих кадров. В рамках данной системы крупные и мелкие производственные предприятия заключают партнёрские соглашения с профессиональными образовательными организациями и предоставляют места для прохождения студентами производственной практики, вкладывают средства в обновление материальной базы учебного заведения, а взамен получают более качественно подготовленные кадры, причём, зачастую подготовленные именно для работы на конкретном предприятии. Данная система во многом способна решить указанную выше проблему.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обоснована необходимостью поиска способов эффективного внедрения и совершенствования дуальной системы, которая призвана обеспечить существенное повышение уровня подготовки рабочих кадров для экономики региона.
Научная разработанность данной темы определяется как трудами, охватывающими вопросы развития системы среднего профессионального образования в целом (к ним относятся работы В. А. Ермоленко, А. П. Лиферова, Г. В. Мухаметзяновой, В. Д. Пурина, А. Н. Джуринского, А. Д. Жукова, Н. Е. Кузьменко ), так и работами, посвящёнными непосредственно теме дуального обучения, которая на сегодняшний день наиболее полно проработана за рубежом. Так, из зарубежных авторов, рассматривавших данный вопрос, можно выделить таких как Г. Пютц, С. Кроне, Ф. Рюдигер, Г. Дорнмайр, Й. Райсманн . В России известны работы Л. В. Овсиенко, Е. Ю. Есениной, В. А. Тешева, В. В. Землянского, О. А. Шилиной . По мере внедрения дуального обучения в российскую систему образования появляется всё большее количество материалов по данной проблеме, в которых достаточно детально исследованы вопросы, касающихся базовых элементов дуальной системы среднего профессионального образования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью внедрения системы дуального обучения в регионе и недостаточной проработанностью в существующей практике управления механизмов и подходов осуществления данной деятельности.
Основная гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что проблемы, возникающие при внедрении организационных инноваций в систему среднего профессионального образования, связаны со стремлением к применению органами управления системой среднего профессионального образования унифицированных подходов к системе как к целому, неудовлетворительной настройкой отдельных элементов системы, вызванной недостаточной гибкостью в принятии управленческих решений.
Объект исследования - процессы модернизация системы профессионального образования в регионе.
Предмет исследования - развитие системы дуального обучения в сред-нем профессиональном образовании Белгородской области.
Цель исследования - разработка проекта по оптимизации системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Белгородской области.
Задачи работы
1) Рассмотреть теоретические аспекты системы дуального обучения в учреждениях среднего профессионального образования.
2) Изучить практику внедрения дуальной системы в профессиональных образовательных организациях Белгородской области.
3) Предложить проект по оптимизации модели дуального обучения в си¬стеме среднего профессионального образования Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования выступают ос-новные методы и принципы проектного менеджмента (И. Г. Лукманова, А. В. Цветков, В. Д. Шапиро и др .), управления образовательными системами и менеджмента в образовании (Г. Г. Корзникова, Т. И. Шамова, И. К. Зайцева ).
В ходе исследования были использованы методы сравнительного анализа, аналогии, структурно-функциональный метод, метод системного анализа.
Эмпирическая база исследования включает в себя:
- нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование системы среднего профессионального образования ;
- отчётные и статистические материалы региональных органов власти и методических центров, курирующих деятельность профессиональных образовательных организаций области;
- результаты собственного социологического исследования «Направления совершенствования системы дуального обучения в Белгородской области» (n=34) и экспертные мнения работников системы среднего профессионального образования Белгородской области.
Научная новизна данного исследования заключается в разработке эффективных инструментов и методов реализации принципов дуального обучения в системе среднего профессионального образования Белгородской области, позволяющих сделать шаг вперёд в развитии системы и открыть новое направление её дальнейшего развития.
Положения, выносимые на защиту:
1) Российская система среднего профессионального образования, наследующая принципы эффективной в советское время образовательной системы, в новых постсоветских реалиях требует совершенствования. Дуальная система - наиболее целесообразное направление развития среднего профессионального образования. Только данная система позволит устранить дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда по различным профессиям и специальностям, а также приблизить процесс подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена к условиям реального производства и профессиональной деятельности.
2) Модернизация системы среднего профессионального образования Бел¬городской области на основе внедрения принципов дуального обучения принесла целый ряд положительных результатов, однако присутствует и целый ряд проблем, решить которые можно, только принципиально изменив подход к вы¬бору инструментов и методов модернизации системы. Результаты собственного исследования показали, что главной проблемой дуального обучения в регионе являются унифицированные подходы, которые применяются к системе в целом без учёта специфики её отдельных элементов.
3) Решение основных проблем дуальной системы в регионе возможно путём корректировки направления деятельности органов власти области, занимающихся вопросами развития среднего профессионального образования. Для этого необходима реализация организационного проекта, в рамках которого в течение одного года и без привлечения дополнительных финансовых ресурсов возможно провести оптимизацию учебного процесса в профессиональных образовательных организациях с целью устранения ключевых проблем, препятствующих дальнейшему развитию дуальной системы.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть полезны при разработке проектов по внедрению и управлению дуальной системой в среднем профессиональном образовании, а также для решения проблем, связанных с интеграцией дуальной системы в существующую систему образования.
Апробация исследования: ряд положений диссертационного исследования представлен автором в статье «Особенности проектного подхода к управлению образовательной сферой» (г. Белгород, 2015) и статье «Повышение уровня мотивации обучающихся в профессиональных образовательных организациях как одна из задач государственного управления сферой среднего профессионального образования Белгородской области» (г. Белгород, 2015).
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников литературы, приложений.
В ходе проведённого исследования мы рассмотрели основные проблемы внедрения модели дуального обучения в систему среднего профессионального образования Белгородской области и обозначили основные пути их решения. Актуальность решения данных проблем обусловлена острой необходимостью реформирования системы среднего профессионального образования региона при недостаточной проработанности механизмов адаптации зарубежных инновационных моделей в области образования. В ходе проведения данной работы необходимо было исследовать как общие принципы реализации дуальной модели, так и конкретные результаты её применения за рубежом (прежде всего, в Германии), в России в целом и в Белгородской области в частности. Для исследования данного вопросы мы проанализировали информацию из различных источников, а также провели собственное социологическое исследование. На основании полученных результатов нами были сделаны выводы и предложены способы решения выявленных проблем. Данный подход представляется нам достаточно эффективным, поскольку позволяет сформировать более-менее полную и детальную картину происходящего и выявить наиболее проблемные точки. Были выявлены как системные проблемы, обусловленные неверно из¬бранным направлением внедрения системы, так и небольшие частные проблемы, которые могут решаться как в комплексе мер по реорганизации системы в целом, так и обособленно.
Выдвинутая нами гипотеза, согласно которой большая часть проблем, возникающих при внедрении организационных инноваций в систему среднего профессионального образования, связана со стремлением к применению унифицированных подходов к системе образования как к целому, неудовлетворительной настройкой отдельных элементов системы, вызванной недостаточной гибкостью в принятии управленческих решений - подтвердилась. Подтверждение данной гипотезы как по результатам анализа источников, так и по результатам собственного исследования, позволило предложить проект, в рамках которого решается как вышеуказанная, так и иные проблемы.
В ходе проведения исследования мы пришли к выводу о том, что при внедрении принципов дуального обучения в российскую систему среднего профессионального образования ключевым фактором становится дифференцированный подход к различным элементам системы и их ручная настройка в соответствии с имеющимся потенциалом этих элементов. Крайне неэффективной представляется попытка разработать и применить универсальные рецепты ко всей системе в целом с последующей её адаптацией к применённым подходам. Говоря иными словами, не следует создавать для всех элементов системы стандартную общую рамку, а затем пытаться каждый элемент в эту рамку уместить. Залогом успеха является создание подходящей рамки для каждого конкретного элемента.
Согласно разработанному нами проекту, предлагается проведение углубленного анализа нормативной базы на предмет выявления положений, не отвечающих оптимального способу реализации дуальной системы, всесторонний анализ ситуации во всех профессиональных образовательных организациях в части текущего состояния дуальной системы и перспектив её развития, а также реорганизация учебного процесса во всех профессиональных образовательных организациях с учётом их специфики с последующим контролем результатов и решением целого ряда сопутствующих вопросов.
По нашему мнению, при проведении дальнейших исследований по внедрению и отладке модели дуального обучения в системе среднего профессионального образования Белгородской области необходимо сосредоточить вни¬мание на поиске механизмов повышения качества взаимодействия предприятий с профессиональными образовательными организациями, повышении мотивации работодателей к сотрудничеству с системой среднего профессионального образования, на анализе результатов реорганизации модели дуального обучения на основе дифференцированных подходов к элементам системы среднего профессионального образования, а также на совершенствовании принципов качественной оценки уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций области, обучавшихся в рамках дуальной системы. Для полноценного и эффективного раскрытия потенциала дуальной модели необходимо проведение новых системных исследований, которые помогут выявить и описать механизмы общего повышения качества среднего профессионального образования на основе описанных в данном исследовании организационных инноваций.
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
2. О народном образовании [Текст] : закон РСФСР от 2 августа 1974 г. // Свод законов РСФСР. - 1988. - Т. 3. - С. 245.
3. О федеральных инновационных площадках [Текст] : Приказ Минобр¬науки России от 23 июля 2014 г. № 780 // Вестник образования России. - 2014. - № 20. - C. 27-32.
4. О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 85-пп // Белгородские известия. - 2013. - № 67. - 17 апреля.
5. Об образовательном займе для обучающихся учреждений профессио¬нального образования, расположенных на территории Белгородской области [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 87-пп // Белгородские известия. - 2013. - № 76. - 30 апреля.
6. О порядке проведения независимой оценки квалификаций в Белгород¬
ской области [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от 11 ноября 2013 года № 463-пп // Белгородские известия. - 2013. - № 225. -
28 ноября.
7. Акинфеева, Н. В. Государственно-общественное управление образова¬тельными системами [Текст] / Н. В. Акинфеева, А. П. Владимирова. - Саратов : Амирит, 2010. - 321 с.
8. Алешин, А. В. Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов по управле¬нию проектами [Текст] / А. В. Алешин, В. И. Воропаев, С. М. Любкин. - М. : СОВНЕТ - КУБС, 2010. - 550 с.
9. Андерсен, Э. Сфокусированное управление проектом: Пер. с англ. [Текст] / Э. Андерсен, К. Груде, Т. Хауг. - М. : Гранд-Фаир, 2011. - 540 с.
10. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М. : Аспект-пресс, 2010. - 261 с.
11. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. М. Бабосов. - 3-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2012. - 637 с.
12. Болотин, И. Проблемы качества образования в условиях инновацион¬ной экономики [Текст] / И. Болотин, Н. Сорокин // СГЗ. - 2011. - №5. - С. 172-181.
13. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2013. - 48 с.
14. Варнавский, В. Г. Партнёрство государства и частного сектора: фор¬мы, проекты, риски [Текст] / В. Г. Варнавский. - М. : Наука, 2011. - 173 с.
15. Ватрак, В. И. Ключевые показатели эффективности участников про-ектной деятельности [Текст] / В. И. Ватрак // Управление человеческим потен-циалом. - 2014. - № 2. - С. 138-143.
16. Гвишиани, Д.М. Краткий словарь по социологии [Текст] / Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапин. - М. : АСТ, 2010. - 480 с.
17. Городнов, А. Г. Построение системы управления проектными рисками [Текст] / А.Г. Городнов, В. В. Воронцов, Ю. И. Ефимычев // Финансы и кредит. - 2011. - № 9. - С.64-67.
18. Государство и бизнес: институциональные аспекты. [Текст] - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 274 с.
19. Грей, К.Ф. Управление проектами [Текст] : Практ. рук-во: Пер. с англ. / К. Ф. Грей, Э.У. Ларсон. - М. : Дело и сервис, 2013. - 460 с.
20. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст] : учебное пособие для вузов / И. Ф. Девятко. - 6-е изд. - М. : КДУ, 2012. - 295 с.
21. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире [Текст] / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 240 с.
22. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования [Текст] : Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 768 с.
23. Дорохина, Е. Ю. Управление рисками как элемент управления проек¬том [Текст] / Е. Ю. Дорохина // Соврем. аспекты экономики. - 2012. - № 11. - С. 84-99.
24. Дорохина, Е. Ю. Риски проектов: теория и практика управления [Текст] / Е. Ю. Дорохина // Вестн. Рос. экон. акад. - 2010. - № 6. - С. 86-93.
25. Дружинин, В. И. Координация инновационной деятельности в област¬ном образовательном пространстве [Текст] / В. И. Дружинин // Методист. - 2015. -№4. - С. 4-11.
26. Дорофеев, А. Н. Профессиональная компетентность как показатель качества образования [Текст] / А. Н. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2012. - №4. - С. 30-34.
27. Дудников, В. В. Менеджмент сферы образования [Текст] : Т. 1 / В. В. Дудников. - М. : Наука, 2013. - 113 с.
28. Ермоленко, В. А. Основные тенденции развития базового профессио¬нального образования [Текст] / В. А. Ермоленко. - М. : Педагогика, 2011. - 186 с.
29. Жуков, А. Д. Образование в России: Проблемы и решения [Текст] / А. Д. Жуков. - М. : ЭКМОС, 2011. - 154 с.
30. Зайцева, И. К. Управление образовательными системами [Текст] : учебное пособие / И. К. Зайцева, В. С. Кукушин, Т. В. Миронова. - М. : ИКЦ «МарТ», 2015. - 464 с.
31. Землянский, В. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подго-товки специалистов [Текст] / В. В. Землянский, Я. В. Канакин // Вопросы со-временной науки и практики. - 2012. № 1. - С. 104-110.
32. Иванов, Д. А. Качество образования и управление качеством [Текст] / Д. А. Иванов // Директор школы (приложение). - 2011. - №6. - С. 26.
33. Кабанина, Л. А. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. - Балашов: Изд-во «Нико-лаев», 2011. - 60 с.
34. Кален, Р. Комплексное управление проектным циклом [Текст] / Р. Каллен, С. Панова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С. 18-28.
35. Казанцев, А. К. Основы инновационного менеджмента [Текст] / А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Экономика,
2014. - 518 с.
36. Козодаев, М.А. Практика построения проектных офисов [Текст] / М. Козодаев // Управление проектами и программами. - 2012. - № 3. - С. 202-223.
37. Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании [Текст] : практический курс: учебное пособие для вузов / Г. Г. Корзникова. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
38. Королев, Д. Эффективное управление проектами [Текст] / Д. Королев. - М. : ОЛМА пресс, ИНЭС, 2013. - 128 с.
39. Кольчугина, М. Б. Нацпроект «Образование»: инноватизация подго¬товки кадров [Текст] / М. Б. Кольчугина // Мировая экономика и международ¬ные отношения. - 2012. - № 9. - С. 64-72.
40. Кузьменко, Н. Е. О модернизации образования в России [Текст] / Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, О. Н. Рыжова // Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 107-116.
41. Кузнецова, Н. В. Оценка потребности в персонале [Текст] / Н. В. Куз¬нецова // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - №4. - С. 45-54.
42. Лапыгин, Ю. Н. Оценка эффективности проектного управления [Текст] / Ю. Н. Лапыгин // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 15. - С. 50-53.
43. Лиферов, А. П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании [Текст] / А. П. Лиферов. - М. : Научные технологии, 2013. - 63 с.
44. Лукманова, И.Г. Управление проектами [Текст] / И.Г. Лукманова, А.Г. Королев, Е.В. Нежникова. - М.: ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т», 2013. - 172 с.
45. Мухаметзянова, Г. В. Инновации в области среднего профессиональ¬ного образования: региональный подход [Текст] / Г. В. Мухаметзянова, Н. Ю. Посталюк // Магистрант. - 2012. - №4. - С. 13-17.
46. Никсон Д. Кризис проекта. Анализ ошибок и варианты выхода с минимальными потерями. [Текст] - М.: Эксмо, 2011. - 256 с.
47. Пигалов, В. С. Секреты успешного управления проектной командой [Текст] / В. С. Пигалов // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. - 2011. - № 7. - С. 64-65.
48. Пискунов, А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики) [Текст] / А.И. Пискунов. - М. : АПН, 2011. - 359 с.
49. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования [Текст] / В. Д. Пурин. - М. : Феникс, 2012. - 256 с.
50. Ревзина, О.В. Государственно-частные партнерства в России - право¬вое регулирование [Текст] / О. В. Резина, М. Г. Минскова. - М.: АСТ, 2011. - 124 с.
51. Руководство к своду знаний по управлению проектами (руководство PMBOK) [Текст] - Pensyllvania: Project Management Institute, 2011. - 463 c.
52. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития [Текст] / Б. Санто. - М. : Прогресс, 2011. - 296 с.
53. Свадковский, И. Ф. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] / И. Ф. Свадковский. - М. : АСТ, 2012. - 352 с.
54. Сергачёв, В. А. Проектное управление в Белгородской области [Текст] / В.А. Сергачёв // Бюджет. - 2012. - № 7. - С. 14-16.
55. Сластенин, В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №1. - С. 4-11.
56. Стоюшко, Н. Ю. Управление образовательными системами: поиск оснований [Текст] / Н. Ю. Стоюшко // Психология, социология и педагогика. -
2015. - № 2. - С. 8-10.
57. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования [Текст] / Е. П. Тавокин. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 238 с.
58. Тешев, В. А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятии [Текст] / В. А. Тешев // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 35-37.
59. Титаренко, Б. П. Управление рисками в инновационных проектах [Текст] / Б. П. Титаренко. - Москва : МГСУ, 2011. - 142 с.
60. Товб, А.С. Управление проектами. Стандарты, методы, опыт [Текст] /
A. С. Товб, Г.Л. Ципес. - М. : «Олимп-Бизнс», 2013. - 240 с.
61. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.В. Травин,
B. А. Дятлов. - М. : «Дело», 2015. - 783 с.
62. Управление проектами: Справ. для профессионалов. [Текст] / А. В. Цветков, В. Д. Шапиро [и др.]. - М.: Омега-Л, 2010. - 1200 с.
63. Туккель И.Л. Управление инновационными проектами. [Текст] - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 416 с.
64. Уткин, Э.А. Проект-менеджмент [Текст] / Э. А. Уткин, В.П Кравчен-ко. - М. : Изд-во ТЕИС, 2012. - 208 с.
65. Уэбстер, Г. Планирование и управление проектами для менеджеров [Текст] / Г. Уэбстер. -М. : Дело и Сервис, 2010. - 272 с.
66. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы разви¬тия в России [Текст] : Аналитический доклад. - М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2012. - 118 с.
67. Чепурных, Е.Е. Правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере российского образования [Текст] / Е.Е. Чепурных // Инновации в образо¬вании. - 2012. - №1. - С. 4-10.
68. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 320 с.
69. Шарингер, Л. О. Новая модель инвестиционного партнерства государ¬ства и частного сектора [Текст] / Л. О. Шарингер // Мир перемен. - 2011. - № 2. - С. 13-14.
70. Шилина, О.А. Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Герма¬нии [Текст] / О.А. Шилина // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2012. - № 12. - С.243-248.
71. В России возрождается среднее профессиональное образование: ос-новные тенденции [Электронный ресурс] : журнал «Бюджет» [сайт] / ИД «Бюджет». - М., 2015. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/276970.php
72. Есенина, Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? [Электронный
ресурс] / Е. Ю. Есенина // Федеральный институт развития образования [сайт] / ФГАУ «ФИРО». - М, 2014. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Esenina.pdf
73. Материалы рабочего совещания руководителей и специалистов реги¬ональных центров оценки и сертификации квалификаций [Электронный ре¬сурс] // «Региональное агентство развития квалификаций». - Режим доступа: http://rark31 .ru/wp-content/uploads/2014/09/Vystuplenie-2-Kozlova-O.V. -Savina- N.M.docx.
74. Овсиенко, Л. Дуальное обучения как важный фактор повышения ин-вестиционной привлекательности региона [Электронный ресурс] / Л. Овсиенко, И. Зимина, Е. Есенина // Федеральный институт развития образования [сайт] /
ФГАУ «ФИРО». - М, 2014. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Ovsienko_Zimina_Esenina.pdf
75. Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе ду-ального образования» [Электронный ресурс] : Презентация Агентства стратеги¬ческих инициатив // Официальный сайт ОАУ "ИРКП". - Режим доступа: http://irkp31.ru/dual/xp__йиа1/й1е/гиз/АСИ презентация - ДО в России. pdf.
76. Стенограмма совместного заседания Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны [Электрон-ный ресурс] : Стенограмма заседания Госсовета Российской Федерации от 23 декабря 2013 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.krem1in.ru/events/president/news/19882.
77. Федеральные инновационные площадки [Электронный ресурс] // Фе¬деральные инновационные площадки [сайт] / Институт образовательной поли¬тики «Эврика» - М., 2010. - Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/project/view.
78. Bosch, G. Facharbeit, Berufe und berufliche Arbeitsmarkte [Текст] / G. Bosch // WSI-Mitteilungen: Monatszeitschrift des Wirtschafts- und Sozialwissen- schaftlichen Instituts in der Hans-Bockler-Stiftung. - 2014. - №67 (2014). - S. 5-13.
79. Dornmayr, H. Lehrlingsausbildung im Uberblick 2015 : Strukturdaten, Trends und Perspektiven [Текст] / H. Dornmayr, S. Nowak. - Wien : IBW, 2015. - 168 S.
80. Fahle, K. Duale Ausbildung - ein Modell fur Europa? [Текст] / K. Fahle // Duale Ausbildung 2020. - 2015. - №2. - S. 78-80.
81. Graf, L. Duales Studium [Текст] / Lukas Graf // Berufsbildung in Wissen- schaft und Praxis. - 2015. - № 44. - S. 59-67.
82. Haasler, S. Still a perfect model? : The gender impact of vocational training in Germany [Текст] / S. Haasler, K. Gottschall // Journal of Vocational Education and Training. - 2015. - №67. - P. 78-92.
83. Krone, S. Dual Studieren im Blick: Entstehungsbedingungen, Interessenla-
gen und Umsetzungserfahrungen in dualen Studiengangen [Текст] / S. Krone. -
Wiesbaden : Springer Fachmedien, 2015. - 264 S.
84. Meyer-Guckel, V. Qualitatsentwicklung im dualen Studium: ein Handbuch fur die Praxis [Текст] / V. Meyer-Guckel, S. Nickel, V. Puttmann, A.-K. Schroder- Kralemann. - Essen : Ed. Stifterverband, 2015. - 140 S.
85. Milde, B. Duale Berufsausbildung - noch attraktiv fur Studienberechtigte? [Текст] / B. Milde, S. Kroll // Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis. - 2015. - №44. - S. 4-6.
86. Putz, H. Aktuelle Entwicklungen in der Dualen Ausbildung in Deutschland [Текст] / H. Putz // Beruf und Beruflichkeit : Diskussionsbeitrage aus der deutsch- sprachigen Berufsbildungsforschung. - 2015. - №1. - S. 20-23.
87. ReiBmann, J. Brucke in die duale Ausbildung [Текст] / J. ReiBmann. - An- naberg-Buchholz : FKZ, 2014. - 25 S.
88. Rudiger, F. Qualifizierung durch duale Studiengange [Текст] / F. Rudiger, R. Zedler // Jahrbuch Personalentwicklung 2008: Ausbildung, Weiterbildung, Ma¬nagement Development. - 2014. - №3. - S. 38-51.
89. Schreier, C. Erfolge und Grenzen bei der Erprobung dualer Ausbildungs- formen in Europa [Текст] / C. Schreier // Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis. - 2015. - №44. - S. 48-52.