ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности требований к профессиональной деятельности педагога частного и муниципального ДОУ 7
1.1. Специфика профессиональных требований к педагогу дошкольного образования 7
1.2. Частные дошкольные образовательные учреждения: тенденции развития в России 20
1.3. Анализ профессиональных услуг, оказываемых частными формами дошкольного образования (на примере г. Белгорода
и Белгородского района) 36
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию особенностей профессиональной деятельности педагога в условиях вариативного дошкольного образования 50
2.1. Диагностика исследования особенностей профессиональной деятельности педагога в условиях вариативного дошкольного образования 50
2.2. Методические рекомендации по совершенствованию работы педагогов в условиях вариативного дошкольного образования. 65
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 85
Глава 1. Особенности требований к профессиональной деятельности педагога частного и муниципального ДОУ 7
1.1. Специфика профессиональных требований к педагогу дошкольного образования 7
1.2. Частные дошкольные образовательные учреждения: тенденции развития в России 20
1.3. Анализ профессиональных услуг, оказываемых частными формами дошкольного образования (на примере г. Белгорода
и Белгородского района) 36
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию особенностей профессиональной деятельности педагога в условиях вариативного дошкольного образования 50
2.1. Диагностика исследования особенностей профессиональной деятельности педагога в условиях вариативного дошкольного образования 50
2.2. Методические рекомендации по совершенствованию работы педагогов в условиях вариативного дошкольного образования. 65
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 85
Актуальность исследования. Сфера образования как одна из наиболее инновационных отраслей, можно назвать определяющей
конкурентоспособность экономики в целом. Параллельно с этим, происходят изменения требований к уровню качества подготовки воспитателей со стороны работодателей, трансформируется вся система образования в целом. К тому же, новые нормативные требования, в частности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, определяет структуру, условия реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, которые непосредственно влияют на работу с педагогическими кадрами, реализацию воспитательно-образовательного процесса в современных условиях. В этой связи, первостепенная задача учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования - обеспечение потребностей общества в высококвалифицированных специалистах - воспитателях на основе фундаментального практико-ориентированного образования, которое позволит выпускникам гибко адаптироваться к меняющимся потребностям внешней среды. Период дошкольного развития, имеющий особую ценность для всей последующей жизнедеятельности человека, накладывает особую ответственность на педагогов дошкольной образовательной организации и в свою очередь, предъявляет к ним соответствующие требования.
Степень разработанности проблемы. В общем контексте, профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения является предметом изучения психологов и педагогов. Сюда можно отнести научные исследования Е.А. Панько (42), Р.С. Буре, Л.Ф. Островской (38), Н.А. Воробьевой (50), С.А. Козловой (21) и др. На сегодняшний день уделяется внимание формированию и развитию педагога - профессионала, а именно разрабатываются новые подходы, определяются цели, задачи и принципы образования, пересматривается содержание образования с позиций компетентностного подхода (34), к определению «компетенция» педагога (44).
Становится очевидным, что в отечественной педагогике и психологии образования характерны широкие трактовки понятий «компетенция» и «компетентность». Однако актуальность проблемы исследования на научно - теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевых для данного исследования определений - «профессиональные требования к педагогам частной и государственной образовательных организаций. К примеру, в авторских исследованиях о частных образовательных организациях, такие авторы, как К. Василенкова (49), Э. Агачева (11) и др. в своих работах отмечают преимущества и недостатки, перспективы развития частных садов, но в не полной мере дают характеристику профессиональной компетентности и трудовой деятельности персонала детского сада.
Таким образом, область вышеуказанных исследований, зачастую затрагивает общие условия развития профессиональной компетентности и трудовой деятельности педагога, и что не менее важно, в этом отношении воспитатели детских садов частного типа, практически не изучены.
Это свидетельствует об актуальности проблемы данного исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы требования к профессиональной деятельности педагога, учитывая
индивидуальные особенности частной и муниципальной дошкольной общеобразовательной организации. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - содержание профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения
Предмет исследования - особенности требований к профессиональной деятельности педагога в детском саду частного и муниципального типа.
Гипотеза исследования - различия в требованиях к профессиональной деятельности педагога частной и муниципальной дошкольной образовательной организации заключается в мотивации педагогической деятельности, удовлетворенности трудом, в родительском запросе к работе воспитателя и требованиях руководителя к профессиональным компетенциям педагога.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
изучить специфику профессиональных требований к педагогу дошкольного образования;
дать характеристику частным дошкольным образовательным учреждениям;
провести анализ профессиональных услуг, оказываемых частными формами дошкольного образования (на примере г. Белгорода и Белгородского района).
Методы исследования. В исследовании используются методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающие методы подготовки и организации исследования.
Теоретические: анализ, изучение, обобщение и систематизация
научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.
Опытно - экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе двух образовательных учреждений:
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - № 57 г.
Белгорода, Частное Учреждение Дошкольного Образования «Волшебная страна» г. Белгорода
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2015 по 2016 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (апрель - сентябрь 2015 г.) проведен анализ
нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить особенности профессиональной деятельности к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.
На втором этапе (февраль - март 2016 гг.) разработаны анкеты для родителей, изучены отзывы родителей о детских садах, проведен их сравнительный анализ.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) проведена опытно - экспериментальная работа по выявлению особенностей профессиональной деятельности педагога частного и муниципального ДОО.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
конкурентоспособность экономики в целом. Параллельно с этим, происходят изменения требований к уровню качества подготовки воспитателей со стороны работодателей, трансформируется вся система образования в целом. К тому же, новые нормативные требования, в частности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, определяет структуру, условия реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, которые непосредственно влияют на работу с педагогическими кадрами, реализацию воспитательно-образовательного процесса в современных условиях. В этой связи, первостепенная задача учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования - обеспечение потребностей общества в высококвалифицированных специалистах - воспитателях на основе фундаментального практико-ориентированного образования, которое позволит выпускникам гибко адаптироваться к меняющимся потребностям внешней среды. Период дошкольного развития, имеющий особую ценность для всей последующей жизнедеятельности человека, накладывает особую ответственность на педагогов дошкольной образовательной организации и в свою очередь, предъявляет к ним соответствующие требования.
Степень разработанности проблемы. В общем контексте, профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения является предметом изучения психологов и педагогов. Сюда можно отнести научные исследования Е.А. Панько (42), Р.С. Буре, Л.Ф. Островской (38), Н.А. Воробьевой (50), С.А. Козловой (21) и др. На сегодняшний день уделяется внимание формированию и развитию педагога - профессионала, а именно разрабатываются новые подходы, определяются цели, задачи и принципы образования, пересматривается содержание образования с позиций компетентностного подхода (34), к определению «компетенция» педагога (44).
Становится очевидным, что в отечественной педагогике и психологии образования характерны широкие трактовки понятий «компетенция» и «компетентность». Однако актуальность проблемы исследования на научно - теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевых для данного исследования определений - «профессиональные требования к педагогам частной и государственной образовательных организаций. К примеру, в авторских исследованиях о частных образовательных организациях, такие авторы, как К. Василенкова (49), Э. Агачева (11) и др. в своих работах отмечают преимущества и недостатки, перспективы развития частных садов, но в не полной мере дают характеристику профессиональной компетентности и трудовой деятельности персонала детского сада.
Таким образом, область вышеуказанных исследований, зачастую затрагивает общие условия развития профессиональной компетентности и трудовой деятельности педагога, и что не менее важно, в этом отношении воспитатели детских садов частного типа, практически не изучены.
Это свидетельствует об актуальности проблемы данного исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы требования к профессиональной деятельности педагога, учитывая
индивидуальные особенности частной и муниципальной дошкольной общеобразовательной организации. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - содержание профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения
Предмет исследования - особенности требований к профессиональной деятельности педагога в детском саду частного и муниципального типа.
Гипотеза исследования - различия в требованиях к профессиональной деятельности педагога частной и муниципальной дошкольной образовательной организации заключается в мотивации педагогической деятельности, удовлетворенности трудом, в родительском запросе к работе воспитателя и требованиях руководителя к профессиональным компетенциям педагога.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
изучить специфику профессиональных требований к педагогу дошкольного образования;
дать характеристику частным дошкольным образовательным учреждениям;
провести анализ профессиональных услуг, оказываемых частными формами дошкольного образования (на примере г. Белгорода и Белгородского района).
Методы исследования. В исследовании используются методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающие методы подготовки и организации исследования.
Теоретические: анализ, изучение, обобщение и систематизация
научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.
Опытно - экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе двух образовательных учреждений:
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - № 57 г.
Белгорода, Частное Учреждение Дошкольного Образования «Волшебная страна» г. Белгорода
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2015 по 2016 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (апрель - сентябрь 2015 г.) проведен анализ
нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить особенности профессиональной деятельности к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.
На втором этапе (февраль - март 2016 гг.) разработаны анкеты для родителей, изучены отзывы родителей о детских садах, проведен их сравнительный анализ.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) проведена опытно - экспериментальная работа по выявлению особенностей профессиональной деятельности педагога частного и муниципального ДОО.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Современный воспитатель в условиях вариативного дошкольного образования занимается интеллектуальным поиском, эмоционально переживает и практически действует в рамках процесса саморазвития личности ребенка. Способствует развитию его самостоятельности, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению, созидательных способностей в детях. Нами выяснено, что главные ориентиры, которые определяют качество современного дошкольного образования это: соответствие запросам семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения, будь то частный или муниципальный детский сад; комфортное пребывание ребенка в детском саду; сохранение и укрепление его здоровья; высокий уровень образовательных услуг, предоставляемых ДОУ.
Мы подробно проанализировали деятельность ДОУ частного типа и выясняли, что их появление и функционирование внесли определенные изменения в сферу дошкольного образования нашей страны. Для нее стали характерны емкость, многогранность, гибкость и максимальная приспособленность к постоянным корректировкам и новациям .
Что касается частных форм образования в г. Белгороде и Белгородском районе, то они развиваются в достаточной степени, доступны для многих родителей, присутствует конкуренция между ними. В этой связи, вопрос предоставления услуг родителям, является для руководителей данных ДОУ очень актуальным. Особое внимание уделяется качественному питанию, безопасности детской площадки, мебельному оснащению, учебным пособиям и образовательным программам, но в большей степени, педагогам.
В рамках диагностической модели исследования особенностей профессиональной деятельности педагога в условиях вариативного дошкольного образования проведенные диагностики показали специфику деятельности современного воспитателя: существующие проблемы, акценты, недостатки и достоинства в работе. Профессия воспитателя, безусловно, сложна и ответственна. В этой связи, требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей и руководителей, что продемонстрировали вышеназванные диагностики. На этом основании у воспитателя, в рамках сферы педагогической деятельности, возникает естественная потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков. Для педагогов муниципального ДОУ необходимо:
• в большей степени практиковать индивидуальный подход к каждому ребенку;
• активно включаться в процесс планирования ДОУ;
• занимать активную позицию в мероприятиях по формированию благоприятного социально-психологического климата в ДОУ;
• повышать уровень научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, которые соответствуют особенностям образовательного процесса ДОУ и условиям социума;
• целенаправленно вести работу с родителями ДОУ по вопросам развития их детей;
• создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группах ДОУ;
• стремиться к эффективной деятельности, высокому уровню культуры профессионального общения, профессионально-коммуникативных умений;
• быть направленным на профессиональное обновление,
изменение своих способов деятельности;
• добросовестно относится к постановке и решению педагогических, психологических, организационных, предметных задач.
Для педагогов частного ДОУ необходимо:
• строить доброжелательные отношения с руководством детского сада;
• занимать активную позицию в поиске путей решения
существующих в ДОУ актуальных проблем;
• на системном и качественном уровне вести физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ;
• создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группах ДОУ;
• проводить эффективные мероприятия по профилактике травматизма в ДОУ;
• целенаправленно вести работу с родителями по вопросам развития их детей;
• создавать благоприятную и комфортную образовательную среду для дошкольников, правильно организовывать ведущие виды деятельности детей;
• повышать уровень культуры профессионального общения, профессионально-коммуникативных умений;
• компетентно общаться в сложных педагогических ситуациях.
Мы подробно проанализировали деятельность ДОУ частного типа и выясняли, что их появление и функционирование внесли определенные изменения в сферу дошкольного образования нашей страны. Для нее стали характерны емкость, многогранность, гибкость и максимальная приспособленность к постоянным корректировкам и новациям .
Что касается частных форм образования в г. Белгороде и Белгородском районе, то они развиваются в достаточной степени, доступны для многих родителей, присутствует конкуренция между ними. В этой связи, вопрос предоставления услуг родителям, является для руководителей данных ДОУ очень актуальным. Особое внимание уделяется качественному питанию, безопасности детской площадки, мебельному оснащению, учебным пособиям и образовательным программам, но в большей степени, педагогам.
В рамках диагностической модели исследования особенностей профессиональной деятельности педагога в условиях вариативного дошкольного образования проведенные диагностики показали специфику деятельности современного воспитателя: существующие проблемы, акценты, недостатки и достоинства в работе. Профессия воспитателя, безусловно, сложна и ответственна. В этой связи, требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей и руководителей, что продемонстрировали вышеназванные диагностики. На этом основании у воспитателя, в рамках сферы педагогической деятельности, возникает естественная потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков. Для педагогов муниципального ДОУ необходимо:
• в большей степени практиковать индивидуальный подход к каждому ребенку;
• активно включаться в процесс планирования ДОУ;
• занимать активную позицию в мероприятиях по формированию благоприятного социально-психологического климата в ДОУ;
• повышать уровень научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, которые соответствуют особенностям образовательного процесса ДОУ и условиям социума;
• целенаправленно вести работу с родителями ДОУ по вопросам развития их детей;
• создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группах ДОУ;
• стремиться к эффективной деятельности, высокому уровню культуры профессионального общения, профессионально-коммуникативных умений;
• быть направленным на профессиональное обновление,
изменение своих способов деятельности;
• добросовестно относится к постановке и решению педагогических, психологических, организационных, предметных задач.
Для педагогов частного ДОУ необходимо:
• строить доброжелательные отношения с руководством детского сада;
• занимать активную позицию в поиске путей решения
существующих в ДОУ актуальных проблем;
• на системном и качественном уровне вести физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ;
• создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группах ДОУ;
• проводить эффективные мероприятия по профилактике травматизма в ДОУ;
• целенаправленно вести работу с родителями по вопросам развития их детей;
• создавать благоприятную и комфортную образовательную среду для дошкольников, правильно организовывать ведущие виды деятельности детей;
• повышать уровень культуры профессионального общения, профессионально-коммуникативных умений;
• компетентно общаться в сложных педагогических ситуациях.
Подобные работы
- Методическое сопровождение профессиональной деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - Компьютерная графика как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



