Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ: МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Работа №73599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Особенности организационных конфликтов: межкультурный аспект 7
1.1 Конфликты в организации: понятие, причины возникновения, последствия
организационных конфликтов 7
1.2 Классификация организационных конфликтов 13
1.3 Методы профилактики и предупреждения конфликтов в организации 16
1.4 Межкультурный аспект в организационных конфликтах 19
2 Эмпирическое исследование влияния межкультурного аспекта в
организационных конфликтах (на примере организации Ассоциации российских и иностранных студентов ДВФУ) 23
2.1 Описание и ход исследования 23
2.2 Описание методов и методик исследования 25
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 32
2.3.1 Анализ результатов анкетирования 32
2.3.2 Анализ результатов тестирования с помощью методики «Личностная
агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) 38
2.3.3 Анализ результатов тестирования с помощью методики
«Коммуникативная установка» (В.В. Бойко) 40
2.3.4 Анализ результатов тестирования с помощью методики «Диагностика возможных стилей поведения в конфликте» (К. Томас, Р. Киллмен) 43
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение


Являясь неотъемлемой частью общества, организация объединяет и координирует действия людей, занимающихся разными видами деятельности, включает их в общий, единый рабочий процесс, решает не только производственные задачи, но и формирует условия для роста и развития своих сотрудников. В условиях непосредственного общения у работников закладываются первоначальные представления об организационном процессе, формируются мнения, привычки, устанавливается общественная репутация.
Поскольку всякая организация это объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что любая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней.
В каждой организации существует своя структура, которая характеризует её разнородность, многофункциональность, различность целей и задач, а также взаимодействие структурных единиц, их характер, нормы взаимоотношений, количество и прочность связей.
Сложность организационной структуры заключается в том, что неправильная работа одного или нескольких структурных элементов, может привести к нарушению функционирования всей организации. В таких условиях между работниками, группами, подразделениями повышается уровень внутренней напряженности, возрастает количество противоречий.
В последнее время, наиболее частым явлением в организации становятся организационные конфликты на фоне культурных, национальных, религиозных различий. При этом источником проблем в организациях в большинстве случаев является не культурные различия, то есть собственно сама культура, а межкультурное взаимодействие между сотрудниками, которое приводит к конфликтным ситуациям.
В основу данной работы легли труды по конфликтологии, авторами которых выступили Е. В. Буртовая , И. Е. Ворожейкин , Г. И. Козырев , Ю. Ф. Лукин . Изучением организационных конфликтов также занимались Л. В. Бершова , С. П. Лоскутов и др.
Тема межкультурного аспекта в организационных конфликтах в настоящий момент времени недостаточно освещена отечественными исследователями. Среди авторов, в работах которых раскрывается проблема межкультурных коммуникаций в организации, выделяют таких как С. Н. Зачиняев , анализирующий специфику управления организационным конфликтом в поликультурной организации. Е. Ю. Горохова , также, как и предыдущий автор, исследует специфику управления многонациональным персоналом в организации. Д. В. Цуканова, С. А. Шаронова анализируют подходы в изучении межкультурной профессиональной коммуникации.
В связи с недостаточной разработкой теоретической и эмпирической базы исследований, тема «Организационные конфликты: межкультурный аспект», на наш взгляд, является актуальной.
Объектом исследования является организационный конфликт.
Предметом исследования - межкультурный аспект в организационных конфликтах.
Цель работы - выявить роль межкультурного аспекта в организационных конфликтах.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме
исследования межкультурного аспекта в организационных конфликтах.
2. Рассмотреть особенности организационных конфликтов, выявить
причины и последствия конфликтов в организации.
3. Изучить виды организационных конфликтов, методы их профилактики и предупреждения.
4. Рассмотреть особенности межкультурного аспекта в организационных конфликтах.
5. Провести эмпирическое исследование в Ассоциации российских и иностранных студентов, обработать полученные результаты, сделать выводы.
Гипотеза исследования: в организационных конфликтах представители различных культур демонстрируют различные коммуникативные установки, разный уровень конфликтности и агрессивности, используют различные способы поведения в конфликте.
В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как изучение и теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по конфликтологии, психологии и социологии, методы логических обобщений (анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение). В качестве практических методов выступают беседа, опрос (анкетирование), психодиагностическое тестирование. В качестве математических методов исследования используются методы установления количественных зависимостей (метод регистрации), метод вычисления элементарных статистик и методы статистического выявления связей (метод сравнения элементарных статистик).
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина и П. А. Ковалева), опросник «Коммуникативная установка» (В. В. Бойко), методика «Диагностика возможных стилей поведения в конфликтных ситуациях» (К. Томаса и Р. Киллмена).
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования полученных данных руководителями организаций,
конфликтологами, организационными психологами с целью предотвращения и более эффективного разрешения межкультурных организационных конфликтов.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, а также приложения с методиками и результатами исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе изучалась проблема межкультурных коммуникаций в организационных конфликтах. Межкультурный аспект в организационном конфликте играет сложную роль. Представители различных культур имеют разные традиции, нормы, ценности, правила поведения. Поэтому межкультурное взаимодействие в организациях затруднено из-за существующих стереотипов, языкового и психологического барьеров, различий в ценностях, целях, взглядах, поведении, что приводит к напряжению, противоречиям и возникновению конфликтов в организации.
В теоретической части работы был проведен анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования. Рассмотрены особенности организационных конфликтов, выявлены причины и последствия конфликтов в организации. Анализ отечественной и зарубежной литературы помог выделить основные причины организационных конфликтов: несовместимость членов организации в силу личностных качеств сотрудника, негативные коммуникативные установки в межличностных отношениях, различные стили поведения в конфликтных ситуациях.
Также в ходе работы были изучены виды организационных конфликтов и методы их профилактики и предупреждения.
Результаты эмпирического исследования показали, что наиболее часто организационные конфликты происходят в трудовых коллективах, где работают китайские респонденты.
Наиболее частой причиной возникновения конфликтов в трудовых коллективах китайских респондентов являются неэффективные коммуникативные установки (негативный опыт общения, завуалированная жестокость).
В трудовых коллективах русских респондентов частой причиной возникновения конфликтов являются негативные личностные качества членов коллектива (вспыльчивость, нетерпимость к мнению других).
В результате проведенного тестирования получена оценка степени выраженности у респондентов экспериментальной и контрольной групп: уровня вспыльчивости, неуступчивости, нетерпимости к мнению других (методика «Лич¬ностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева); деструктивных коммуникативных установок: «брюзжание», «негативизм»,
«негативный опыт общения», «завуалированная жестокость», «открытая жестокость» (методика «Коммуникативная установка» В. В. Бойко); склонности к различным способам поведения в конфликте (методика «Диагностика возможных стилей поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса, Р. Киллмена).
В ходе сравнительного анализа результатов тестирования респондентов экспериментальной (китайцев) и контрольной (русских) групп было установлено:
- китайские респонденты имеют более низкий уровень вспыльчивости по сравнению с русскими респондентами;
- у китайских респондентов более низкий уровень выраженности нетерпимости к мнению других, чем у русских;
- китайские респонденты имеют более высокий уровень выраженности по шкале «негативный опыт общения», в отличие от русских респондентов;
- у китайских респондентов более низкий уровень выраженности брюзжания и негативизма;
- у китайских респондентов более высокая склонность к выбору стилей поведения в конфликте - «соперничество» и «приспособление».
Таким образом, выдвинутая гипотеза «в организационных конфликтах представители различных культур демонстрируют различные коммуникативные установки, разный уровень конфликтности и агрессивности, используют различные способы поведения в конфликте», подтвердилась.



1. Акулова, Л. В. Культурология. Тезисы лекций для гуманитарных факультетов: учебно-методическая разработка / Л. В. Акулова; Владим. гос. ун-т.
- Владимир: Аркаим, 2015. - 78 с.
2. Бершова, Л. В. Конфликты в организации и методы их профилактики / Л. В. Бершова // Справочник кадровика. - 2006. - № 9. - С. 27 - 28.
3. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 267 с.
4. Буртовая, Е. В. Конфликтология: учебное пособие / Е. В. Буртовая. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 242 с.
5. Ваулина, Л. Н. Вопросы межкультурного взаимодействия // Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы: материалы международной науч. - практ. конф. - Кострома: КГУ им., 2006. - С. 46-47.
6. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
7. Горохова, Е. Ю. Специфика управления многонациональным персоналом организации // Государственное управление. Электронный вестник. - 2010. - № 24. - С. 1-8.
8. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.
9. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: Учебное пособие / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 124 с.
10. Дедов, Н. П. Социальная конфликтология: учебное пособие / Н. П. Дедов.
- М.: Академия, 2002. - С. - 168.
11. Драч, Г. В. Культурология: учебное пособие / Г. В. Драч. - М.: Альфа-М, 2003. - 321 с.
12. Дуракова, И. Б. Управление персоналом: учебник / И. Б Дуракова. - М.: ИНФ-РАМ, 2009. - 340 с.
13. Зачиняев, С. Н. Управление организационным конфликтом в поликультурной организации : диссертация ... канд. эконом. наук / Зачиняев С. Н.
- Тамбов, 2014. - 188 с.
14. Зборовский, Г. Е. Эмпирическая социология: учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина; бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина». - Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 244 с.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебник / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 324 с.
16. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебное пособие для вузов / Т. Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 289 с.
17. Козлов, А. С. Конфликтология социальных групп и организаций / А. С. Козлов, Е. В. Левина, П. А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 с.
18. Козырев, Г. И. Основы конфликтологии: учебное пособие / Г. И. Козырев.
- М.: Инфра-М, 2011. - 304 с.
19. Король, О. Ф. Межкультурные коммуникации в системе управления организацией / О. Ф. Король. - Симферополь: Изд-во ИП Хотеева Л. В, - 2016. - 172 с.
20. Ларионов, В. Г., Мельников, О. Н. Типы трудовых конфликтов // МГТУ имени Н. Э. Баумана. - М.: Креативная экономика, 2009. - №. 3. - С. 51 - 54.
21. Леонов, Н. И. Конфликтология: учебное пособие / Н. И. Леонов. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 367 с.
22. Липчиу, Н. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Н. В. Липчиу, К. И. Липчиу. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 187 с.
23. Локутов, С. П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация / С. П. Локутов. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 276 с.
24. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин. - М.: Гаудеамус, 2007. - 799 с.
25. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2004. - 432 с.
26. Микитюк, А. О. Конфликты в организации // Сибирский государственный университет им. М. Ф. Решетнева. - 2010. - №. 6. - С. 261.
27. Пригожин, А. И. Социология организаций / А. И. Пригожин. - М.: Наука, 1980. - 317 с.
28. Просекова, В. М. Конфликтология: Учебное пособие / В. М. Просекова. - Тюмень.: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. - 168 с.
29. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 664 с.
30. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник. / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2004. - 336 с.
31. Светлов, В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: учеб. пособие / В. А. Светлов. - СПб: Питер, 2005. - 540 с.
32. Сидоров, С. В. Математические методы [Электронный ресурс] / С. В.
Сидоров. - Режим доступа: http://si-sv.com/SIM/Metodi-
SIM/matematicheskie metody.pdf
33. Стеклова, О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 84 с.
34. Сулимова, Т. С. Технологии урегулирования конфликтов / Т. С. Сулимова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 9.-С. 24-32.
35. Тонков, Е. Е. Управление конфликтом / Е. Е. Тонков. - М.: «Наука», 2004.
- 154 с.
36. Тощенко, Ж. Т., Цветкова Г. А. Социология труда: учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. - 2012. - 464 с.
37. Фалькова, Е. Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях: Методическое пособие / Е. Г. Фалькова. - СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 77 с.
38. Хохлов, А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 312 с.
39. Цуканова, Д. В. Подходы в изучении проблем межкультурной профессиональной коммуникации иностранных кадров и в формировании межкультурных компетенций / Д. В. Цуканова, С. А. Шаронова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №2. - С. 91-101.
40. Черняк, Т. В. Конфликтология: курс лекций / Т. В. Черняк. - Новосибирск: Издз-во СибИУ РАНХиГС, 2016. - 316 с.
41. Чумиков, А. Н. Управление конфликтами / А. Н. Чумиков. - М.: «АСТ», 2005. - 89 с.
42. Шарков, Ф. И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков, В. И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 с.
43. Шейнов, В. П. Управление конфликтами / В. П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.
44. Щербаков, И. Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и
способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL:
http: //ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ