Введение 4
Глава I. Независимое кино как сегмент киноиндустрии
§1.1. Зарубежные и отечественные подходы к дефиниции независимого кино 14 §1.2. Возникновение и эволюция независимого кинематографа 21
§1.3. Независимое кино в условиях развития цифровых технологий: трансформация моделей дистрибуции и потребления 32
Глава II. Зарубежные практики цифровой невещественной дистрибуции независимого кино
§2.1. Основные игроки на американском рынке онлайн-дистрибуции независимого кино 46
§2.2. Западноевропейский опыт регулирования и организации дистрибуции независимого кино 53
Глава III. Дистрибуция независимого кино России в условиях цифровизации
§3.1. Государственное регулирование кинодистрибуции в России 63
§3.2. Российские независимые фильмы в кинотеатральном прокате 70
§3.3. Телевидение как канал дистрибуции российских фильмов
независимого производства 80
§3.4. OTT-дистрибуция независимого кино в России
(кейс онлайн-кинотеатра Ivi)87
Заключение 95
Библиографический список 98
Приложение
За последнее 10-летие киноиндустрия, как и медиаиндустрия в целом, претерпела кардинальные изменения, вызванные переходом на «цифру». Цифровые технологии с каждым годом усиливают свое влияние на киноиндустрию, трансформируя каналы дистрибуции и практики потребления аудиовизуального контента. Цифровизация внесла коррективы во все этапы жизненного цикла кинофильма, в том числе и в дистрибуцию, или прокат. До недавнего времени каналы дистрибуции художественных фильмов были сосредоточены вокруг традиционной кинопрокатной системы. Однако сегодня кинопотребление демонстрирует динамический сдвиг в пользу «новых игроков» - цифровых онлайн-платформ и перестраивает привычные модели дистрибуции и монетизации кинопродукции.
Данная работа посвящена анализу моделей дистрибуции независимого кино России в условиях развития цифровых технологий. Анализируется возникновение, эволюция и особенности независимого кино как сегмента мировой и российской киноиндустрии; исследуется представленность независимого кино в традиционной кинотеатральной и новых цифровых системах кинопоказа (в США, Западной Европе и России), рассматриваются правовые аспекты регулирования кинодистрибуции в цифровой среде.
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе не представлены системные исследования, посвященные трансформациям дистрибуционных моделей российского независимого кино в условиях цифровизации. Слабая изученность и относительная новизна темы определяют ее актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением независимого кино в различных аспектах занимались зарубежные и
отечественные исследователи. Внимание независимому кино как
«интереснейшему феномену культуры XX века» уделяли прежде всего историки кино, искусствоведы и кинокритики. Поэтому в первую очередь отметим работы по истории кино, в которых анализируется возникновение и развитие кинематографа в различных регионах мира - США, Западной Европе, России. Первым фундаментальным исследованием по истории мирового кинематографа по праву считается многотомная историческая монография французского киноведа Жоржа Садуля «Всеобщая история кино» , в которой он рассматривает социально-экономические условия зарождения кино как нового вида искусства и индустрии, влияние экономических,
социокультурных факторов и технического прогресса на эволюцию кино. В этой многотомной монографии уделяется внимание, в том числе, и феномену независимого кино. Среди отечественных исследователей большой вклад в изучение истории мирового кинематографа внес доктор искусствоведения Кирилл Разлогов. Анализу основных тенденций и явлений мировой индустрии кино посвящена, в частности, его монография «Мировое кино: история искусства экрана» .
Существуют также отдельные исследования, посвященные истории американского независимого кинематографа. Среди них - работы Э. Леви, Дж. Льюиса, Вл. Рутмана и др. В частности, Эммануэль Леви в монографии «Кинематограф аутсайдеров: Подъём американского независимого кино» описывает зарождение и расцвет американского независимого кинематографа, анализирует творчество знаменитых независимых кинематографистов современности (Дэвид Линч, Джим Джармуш, братья Коэны и др.). Исследование Э. Леви дополняет книга Джона Льюиса «Новое американское кино» , в которой представлен обзор голливудских и независимых фильмов с середины 1960-х до конца XX века и дается широкий спектр теоретических, критических и исторических взглядов на эту ключевую эпоху в американском кино. Также можно отметить книгу американского журналиста Фила Холла «История независимого кинематографа» , хотя эта работа и не является научным исследованием. Холл рассказывает о независимом кино 1960-70-х годов как журналист - живым разговорным языком, выстраивая повествование не в строгой хронологии, но выделяя отдельные знаковые события и персоны, ставшие, по его мнению, определенными вехами в развитии американского независимого кинематографа.
Системное научное исследование феномена американского независимого кино «в историческом, культурологическом и эстетическом аспектах» предпринял российский искусствовед Владимир Рутман в своем диссертационном исследовании «Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ» .
Исследования другого отечественного исследователя - Игоря Кокарева - посвящены анализу экономики киноиндустрии. Монография Кокарева «Кино как бизнес. Современная американская киноиндустрия и российское кино» , впервые вышедшая в 1991 году, стала первой в России научной монографией, посвященной экономике кино, описанию принципов организации кинобизнеса, анализу американской киноиндустрии. В 2018 году вышло второе, дополненное издание с расширенным названием «Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России. Структура, функции, рынок и договорные отношения» , где автор проанализировал влияние информационных технологий, глобализации и политики на киноиндустрию, а также рассмотрел вопросы управления кинопроцессом с помощью государства и без него.
Влияние цифровизации на экономику кино проанализировали британские экономисты Кит Коэ и Джон Мэтиер . Их работа «Влияние цифровых технологий на модель цепочки ценности в контексте дистрибуции независимых художественных фильмов в Великобритании», вышедшая в 2015 году, посвящена изучению адаптации моделей кинодистрибуции к условиям цифровой среды, анализу мультиплатформенных стратегий проката кинофильмов в Великобритании. Исследования Саньюкты Дас , Тодда Берлинера , Доминика Папьеса и Мишель Клемент посвящены анализу различных аспектов дистрибуции кинофильмов в цифровой среде: исследованию дистрибуции фильмов на платформах онлайн-видеосервисов, вопросам нелегального распространения кинофильмов (пиратства), поиску оптимального времени «цифрового окна» и пр.
Объектом исследования является независимое кино как сегмент киноиндустрии. Предметом исследования - трансформация модели
дистрибуции независимого кино России в условиях развитиях цифровых платформ распространения и потребления аудиовизуального контента.
Цель исследования - проанализировать изменения в системе дистрибуции независимого кино России в связи с развитием платформ цифровой дистрибуции аудиовизуального контента.
Задачи исследования:
1. Проанализировав историю становления независимого кинематографа в США и Западной Европе, выделить и обосновать исторически сложившиеся критерии, границы и дефиниции «независимого кино» в американской и западноевропейской киноиндустрии;
2. Уточнить дефиницию «независимое кино» для российской киноиндустрии;
3. Рассмотреть основные правовые аспекты регулирования дистрибуции фильмов независимого производства на различных региональных рынках (США, Западная Европа, Россия);
4. Проанализировав деятельность OTT-видеосервисов в США и Западной Европе, их бизнес-модели, маркетинговые показатели и направления коммерческой активности, выявить их роль в развитии сегмента независимого кино и перспективы независимого кинопроизводства в цифровую эпоху;
5. Проанализировать представленность российских фильмов независимых производителей в традиционных (кинотеатры, телевидение) и новых системах кинодистрибуции (онлайн-кинотеатры), оценить перспективы цифровых платформ как каналов дистрибуции и монетизации независимого кино России.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные автором в результате проведения ряда оригинальных исследований, а также вторичного анализа данных статистики, социологических и маркетинговых исследований по теме.
Вторичный анализ данных был использован для сбора информации об объемах кинопроизводства, финансовых и других коммерческих показателях компаний (кассовых сборах, числе подписчиков и пр.), репертуарной и ценовой политики кинотеатров, программировании телеканалов и библиотеках онлайн-видеосервисов и пр.
В качестве источников данных для вторичного анализа были использованы следующие:
1. База данных порталов о кино «Бюллетень кинопрокатчика», «Кинопоиск», IMDb, Box Office of Mojo, Lumiere.
2. Архивные материалы каталога европейских аудиовизуальных сервисов Mavise.
3. Документы отдела репертуарного планирования сети ГБУК города Москвы «Московское кино».
4. Каталог платных неэфирных телеканалов, доступных на сайте интернет- издания «Кабельщик».
5. Архив расписаний передач телеканалов и радио (доступный на портале http:ZZtvp.netcollect.ru).
6. Статистические и аналитические отчеты Европейской аудиовизуальной ассоциации (European Audiovisual Observatory), ЕАИС, Фонда Кино, консалтинговой компании Nevafilm.Research.
7. База данных исследования «ТВ Индекс» исследовательской компании АО «Медиаскоп» (2018-2019 гг.)
Первичный сбор данных был осуществлен автором в нескольких оригинальных исследовательских кейсах, среди них:
1. Количественный контент-анализ библиотеки стримингового сервиса Net-flix, доступного на территории США (исследование проводилось в декабре
2018 года).
2. Контент-анализ репертуара российских кинотеатров (объем выборки составил 2018 год);
3. Контент-анализ кинотеатрального планирования фильмов, представленных в сети ГБУК города Москвы «Московское кино» (выборка составила один месяц - апрель 2019 года);
4. Количественный контент-анализ каталога фильмов российского онлайн- кинотеатра Ivi ( за период c 2016 по 2018 год);
5. Количественный контент-анализ сеток вещания каналов эфирного телевидения (объем выборки составил период с января 2018 по апрель 2019 года);
6. Количественный контент-анализ сеток вещания тематических киноканалов неэфирного (платного) телевидения («TV1000 Русское кино», «Наше любимое кино», «Дом кино», «Наше новое кино» и «Родное кино») за 2018¬2019 гг. (выборка составила 4 недели);
7. Экспертные интервью с представителями киноиндустрии: c Марией Мухиной (главным редактором портала «Бюллетень кинопрокатчика»), Ильей Радаевым (выпускающим редактором объединенной редакции «Индустрия кино/Фильм про»), Артуром Циленко (продюсером фильмов «Конец фильма», «Я худею»).
Временные рамки проведенных исследований и анализа
индустриальных отчетов и публикаций охватывают период с января 2016 года по май 2019 года.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определения независимого кино в разных регионах и странах остаются неэквивалентными. В современной отечественной киноиндустрии под независимым кино понимается «негосударственное» кино, снятое без привлечения бюджетных средств.
2. Дистрибуционные модели в российской киноиндустрии перенимают опыт зарубежных кинематографий. Следуя международному тренду сокращения «цифрового окна» (временной интервал между кинотеатральным и цифровым релизами), независимые продюсеры увеличивают свои доходы.
3. Общемировая тенденция привлечения мультиплатформенных подходов в дистрибуции независимых кинофильмов становится актуальной и для российского кинорынка. Российское независимое кино представлено во всех системах кинопроката - в кинотеатрах, на эфирном и неэфирном телевидении и онлайн-видеосервисах.
4. Кинотеатральный прокат остается первичным рынком реализации кинофильмов в России. Дистрибуция независимых фильмов на этой площадке по-прежнему играет важную роль, определяя дальнейшую публичную и прокатную судьбу картины. Успех в кинотеатральном прокате становится фактором продвижения картины и может оказать влияние на спрос на рынке вторичных прав.
5. Роль телевидения - традиционного канала вторичного проката независимого кино - сохраняется благодаря, в первую очередь, неэфирным нишевым телеканалам, которые показывают российских независимых фильмов больше, чем государственных.
6. Рынок вторичных прав трансформируется в связи с появлением и
активностью новых игроков - онлайн-видеосервисов, которые становятся важнейшим каналом дистрибуции для независимых фильмов. Новые цифровые платформы невещественной дистрибуции (ОТТ-сервисы)
обеспечивают независимому кино (часто немассовому авторскому художественному высказыванию) возможность коммуникации со своей, часто узкой, целевой аудиторией.
7. Следуя зарубежным трендам, российские онлайн-видеосервисы становятся не только платформами дистрибуции, но и производителями независимого кино (оригинального кинопродукта).
Научно-практическая значимость исследования состоит в систематизации обширного эмпирического материала по функционированию независимого кино России в условиях цифровизации, а также обогащении общедоступных данных новым знанием, полученным автором как ходе собственных эмпирических исследований, так и в результате обобщения обширной информации о сегменте независимого кино, имеющейся в научной литературе и индустриальной статистике и аналитике. Результаты этой работы представляют интерес для специалистов сферы кино, представителей медиабизнеса, государственных чиновников, связанных с управлением сферы кино. Собранные автором материалы также могут быть полезны научным сотрудникам, преподавателям и студентам, сфера исследовательских интересов которых связана с кинематографией и медиаиндустрией в целом.
Апробация результатов исследования. Материалы данного исследования были апробированы на двух научных конференциях: «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (18-я международная конференция студентов, магистрантов и аспирантов, СПбГУ), «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (международный молодежный научный форум «Ломоносов-2019», МГУ им. М. В. Ломоносова).
Сегодня мировая киноиндустрия стоит на пороге новой, четвертой промышленной революции, которая характеризуется цифровизацией всех звеньев кинопроцесса: съемки, обработки, дистрибуции, хранения, распространения и демонстрации кинофильмов (и аудиовизуального контента в целом). Предметом настоящего исследования стала трансформация модели дистрибуции независимого кино России в условиях развитиях цифровых платформ распространения и потребления аудиовизуального контента.
В первой главе данной работы, рассмотрев историю становления сегмента независимого кино, мы установили, что подходы к определению этого понятия различны в США, европейских государствах и России. Страноведческий подход играет важную роль в изучении независимого кинематографа каждой отдельной страны, позволяя оценивать сложную систему взаимосвязей исторической специфики развития кино, своеобразия политических, экономических условий и культурных традиций.
Развитие Интернета как мультимедийной среды распространения контента, появление мобильных устройств/экранов, подключаемых к Сети в любой точке пространства, способствовали появлению новых платформ и развитию новых услуг, связанных с цифровой невещественной дистрибуцией кино по «неуправляемой» сети (OTT - Over The Top) любому пользователю интернета и на любое пользовательское устройство. Новые технологические возможности изменили привычные модели дистрибуции, в том числе и независимого кинематографа.
Вторая глава магистерской диссертации—посвящена анализу зарубежных практик дистрибуции независимого кино в условиях цифровизации. На американском рынке проката фильмов независимого производства доминируют VOD-сервисы. Увеличивая долю оригинального независимого кинопродукта в своих каталогах, многие стриминговые платформы формируют эксклюзивное предложения и финансируют данный сегмент киноиндустрии.
В странах Западной Европы на законодательном уровне поддерживается дистрибуция фильмов независимого национального производства на цифровых платформах европейских стран. В связи с ростом количества подписчиков ЮЛ-сервисы стали заметными игроками на европейском аудиовизуальном рынке.
В третьей главе мы представили результаты нашего исследования российского рынка цифрового распространения независимого кино и рассмотрели основные правовые аспекты регулирования дистрибуции фильмов независимого производства. В ходе исследования мы выявили, что продюсеры в российской киноиндустрии перенимают опыт зарубежных кинематографий. Следуя общемировому тренду сокращения «цифрового окна», независимые продюсеры увеличивают свои доходы. Кроме того, телеканалы и онлайн-видеосервисы как дистрибуционные платформы активно инвестируют в производство независимых картин.
Мы установили, что неэфирные нишевые телеканалы играют ведущую роль на рынке телевизионной кинодистрибуции: показ российских независимых фильмов доминирует над демонстрацией государственного кино на платных киноканалах. При этом на рынке вторичных прав онлайн- кинотеатры занимают всю большую роль в распространении отечественного независимого кино, ежегодно увеличивая число подписчиков.
Несмотря на то, что кинотеатральный прокат в России сегодня продолжает оставаться первичным рынком дистрибуции независимого кино, можно предположить, что в будущем именно цифровые онлайн-платформы станут ведущими каналами распространения кинофильмов. Мы полагаем, что перспективы независимого кино во многом связаны с развитием онлайн- видеосервисов - не только как каналов дистрибуции, но и как независимых инвесторов и производителей.
1. 2018 Worldwide grosses. URL: https://www.boxof-
ficemojo.com/yearly/chart/?view2=worldwide&yr=2018&p=.htm
2. Average ticket price at North American movie theaters from 2001 to 2017 (in USA dollars). URL: https://www.statista.com/statistics/187091/average-ticket- price-at-north-american-movie-theaters-since-2001/
3. Berliner T. Legally Independent: The Exhibition of Independent Art Films. -
Historical Journal of Film, Radio and Television, № 38, 2018.
URL: https://doi.org/10.1080/01439685.2017.1285148
4. Burroughs B. House of Netflix: Streaming media and digital lore. The Inter¬national Journal of Media and Culture, №17, 2019. URL:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15405702.2017.1343948
5. Chang B., Lee S., Lee Y. Devising Video Distribution Strategies via the In¬
ternet: Focusing on Economic Properties of Video Products. International Journal on Media Management, 2004, №6. URL:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14241277.2004.9669380
6. Das S. Timing Movie Release on the Internet in the Context of Piracy. - Jour¬nal of Organizational Computing and Electronic Commerce, № 18, 2008.
URL: https: //www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10919390802421283
7. Directive 2010/13/EU of the European parlament and of the Council of 10
March 2010. URL: https://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriS-
erv.do?uri=OJ:L:2010:095:0001:0024:EN:PDF
8. Dramatic feature. URL: http: //www.ecufilmfestival .com/en/european-catego- ries/
9. Fiction film financing in Europe: A sample analysis of films released in 2018. European Audiovisual Observatory (Council of Europe), Strasbourg, 2018. URL: https://rm.coe.int/fiction-film-financing-in-europe-2018/1680902fd9
10. Gimpel G. The Future of Video Platforms: Key Questions Shaping the TV and Video Industry. International Journal on Media Management, №17, 2015. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14241277.2015.1014039
11. Holl P. The History of Independent Cinema. - Boalsburg: BearManor Media, 2009.
12. Homo Cinema. Esquire: Какое будущее ждет Голливуд и почему победа останется за Netflix. URL: http://cinemaplex.ru/2018/05/06/homo-cinema-esquire- o-tom-kak-izmenilsya-golivud.html?fbclid=IwAR2a203luc4jHTobJlliv-
kKovYcGAwfe2SZSl8ABh2rEgQqNQalsypdJwNQ
13. How Much Are Movie Tickets Around The World?. URL: https://www.worldatlas.com/articles/the-most-expensive-movie-ticket-prices- around-the-world.html
14. Jones H. J. Indie-film distribution: state of play. URL: http://www.aca- demia.edu/33727939/Indie film distribution in Europe state ofplay
15. Kanzler M. Fiction film financing in Europe: A sample analysis of films re¬leased in 2016. European Audiovisual Observatory, Strasbourg, 2018. URL: https://rm.coe.int/fiction-film-financing-in-europe-2018/1680902fd9
16. Kehoe K., Mateer J. The Impact of Digital Technology on the Distribution
Value Chain Model of Independent Feature Films in the UK. - Journal International Journal on Media Management, № 17, 2015. URL:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14241277.2015.1055533
17. Lang B. Netflix Isn’t Killing Movie Theaters, Study Shows. URL: https://va- riety.com/2018/film/news/streaming-netflix-movie-theaters-1203090899/
18. Lewis J. The New American Cinema. - Durham: Duke University Press Books, 1998. - 416 с.
19. Liesman S. Nearly 60% of Americans are streaming and most with Netflix: CNBC survey. URL: https://www.cnbc.com/2018/03/29/nearly-60-percent-of- americans-are-streaming-and-most-with-netflix-cnbc-survey.html
20. Netflix International: What movies and TV shows can I watch, and where can I watch them?. URL: https://www.finder.com/global-netflix-library-totals
21. Netflix, Hulu и Amazon утроят расходы на контент к 2022 году. URL: http://www.cableman.ru/node/34789
22. Papies D., Clement M. Adoption of New Movie Distribution Services on the
Internet. Journal of Media Economics, № 21, 2008.
URL: https://doi.org/10.1080/08997760802300530
23. Patricia F. Phalen, Richard V. Ducey Audience Behavior in the Multi-Screen “Video-Verse”. International Journal on Media Management, №14, 2012. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14241277.2012.657811
24. Sattelberger F. Optimising media marketing strategies in a multi-platform
world: an inter-relational approach to pre-release social media communication and online searching. Journal of Media Business Studies, №12, 2015. URL:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/16522354.2015.1027117
25. Stone N. Small Screen to Big Screen Made-for-TV Movies in American and International Cinemas. Historical Journal of Film, Radio and Television, № 37, 2017. URL: https://doi.org/10.1080/01439685.2016.1239968
26. The Future of Television: The Impact of OTT on Video Production Around the World. URL: https://www.bcg.com/publications/2016/media-entertainment- technology-digital-future-television-impact-ott-video-production.aspx
27. Video on demand in Europe. URL: https://www.sta-
tista.com/study/28245/video-on-demand-in-europe-statista-dossier/
28. What Makes an Independent Film "Independent"?. URL: https://www.hghtsfilmschool.com/blog/what-is-an-independent-film
29. Worldwide Consumer Spending on Movies Sees Accelerated Growth in 2012. URL: https://technology.ihs.com/419311/
30. Андерсон К. Длинный хвост. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 304 c.
31. Ассоциация владельцев кинотеатров: индустрия заслуживает
собственный профсоюз. URL: http://cinemaplex.ru/2019/03/12/avk.html
32. Афанасьева А. Очень премьерная цифра. Коммерсантъ №138 от 02.08.2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3053372
33. Березин О. Большие циклы и конъюнктура рынка кинотеатрального показа : монография - СПб. : «Реноме», 2014. - 240 с.
34. Березин О. Прокат как контекст фильма. Искусство кино, №3, 2015 г.. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2015/03/prokat-kak-kontekst-filma
35. Березин О. Российская киноиндустрия 4.0 - цифровые кинофабрики или прогнозирование за гранью понимания. «Мир техники кино», № 2017 - 3(11). URL: https://research.nevafilm.ru/research/biblioteka/oleg-berezin/russian-cinema- industry-4-0/
36. Березин О. Российский рынок кинопоказа: единство или борьба противоположностей? - СПб.: «Реноме», 2014. -240 с.
37. Глазкова Е. Новое кино в контексте влияния Интернета на киноискусство (к постановке вопроса). Меди@льманах, 2015, № 1. URL: http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/ea0/2015 1 glazkova.pdf
38. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64629/
39. Грайндхаус. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/877913
40. Дугин Е.Я., Куприянов О.А. Модели взаимодействия телевидения с аудиторией: между новыми и традиционными медиа. Вестник Московского университета, 2017, №5. URL: http: //vestnik.j ourn. msu.ru/books/2017/5/modeli- vzaimodeystviya-televideniya-s-auditoriey-mezhdu-novymi-i-traditsionnymi-me- dia/
41. Затраты стриминговых компаний на производство собственного контента (в млрд долларов) в 2016-2018 годах. URL: https://www.sta- tista.com/statistics/707302/netflix-video-content-budget/
42. Зыков В. Правообладатели стали меньше дискриминировать Рунет. URL: https://iz.ru/news/603874
43. Исследование «Экосистема онлайн-кинотеатров в России». URL: https://raec.ru/upload/files/171127-eok.pdf
44. Исследование J'son & Partners российского рынка легальных
видеосервисов по итогам 2018 года. URL: http://json.tv/ict telecom analyt¬ics view/kratkie-rezultaty-issledovaniya-rossiyskogo-rynka-legalnyh-videoservi- sov-po-itogam-2018-goda-20190325014526
45. Каталог телеканалов интернет-издания «Кабельщик». URL: https: //www.cableman.ru/channels/table
46. Кемарская И. Н. Аттракцион как элемент экранной драматургии.
Вестник Московского университета, 2018, №3. URL: http://vest-
nik.j ourn. msu.ru/books/2018/3/attraktsion-kak-element-ekrannoy-dramaturgii/
47. Кинг Г. Американский независимый кинотеатр. - Блумингтон: Indiana University Press, 2005. - 272 c.
48. Кинопрокат России. Итоги 2018 года. URL: http: //www. fond-
kino.ru/news/kinoprokat-rossii-itogi-2018-goda/
49. Ключевые тренды российского кино. Европейская аудиовизуальная обсерватория (Совет Европы), Страсбург, 2018. URL: https://search.coe.int/ob- servatory/Pages/result details.aspx?ObjectId=09000016808d7212
50. Кокарев И. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России. Структура, функции, рынок и договорные отношения. Второе, исправленное и дополненное издание. - М.: Аспект Пресс, 2009. URL: http://igorkokarev.com/wp-content/uploads/2017/03/KINO-KAK-BIZNES- 08.03.2008 02.pdf
51. Кокарев И. Кино как бизнес. Современная американская киноиндустрия и российское кино. - Минск: Ордена Трудового Красного Знамени типография издательства ЦК КП Белоруссии, 1991.
52. Колодкина А.Е. Трансформация корпоративного кино в России. Медиаскоп, 2018, вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/2440/
53. Косинова М. И. Дистрибуция и кинопоказ в России: история и современность: учебное издание / М.И. Косинова; Ред. В.И. Фомин. - Рязань: Ряз.обл.типогр., 2008. - 682 с.
54. Леви Э. Кино для аутсайдеров: рассвет американского независимого кино. - Нью-Йорк, 1999. С. 648.
55. Малькова Л.Ю. О противоречиях в осмыслении аудиовизуальных СМИ.
Вестник Московского университета, 2016, №1. URL: http://vest-
nik.j ourn. msu.ru/books/2016/1 /o-protivorechiyakh-v-osmyslenii-audiovizualnykh- smi/
56. Манахова А.В. Особенности потребления новостей о кино в Интернете.
Вестник Московского университета, 2016, №3. URL: http://vest-
nik.journ.msu.ru/books/2016/3/osobennosti-potrebleniya-novostey-o-kino-v-inter- nete/
57. Меррит Г. Кинопроизводство: полное руководство по независимому кинопроизводству без цензуры от Грега Мерритта. - Нью-Йорк: Lone Eagle, 1999. - 238 c.
58. Мураталиев Д. Как Netflix набрал 120 миллионов подписчиков и изменил наш мир. URL: https://informburo.kz/stati/kak-netflix-nabral-120-mil- lionov-podpischikov-i-izmenil-nash-mir.html
59. Огурчиков, П. К. Мастерство продюсера кино и телевидения. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 863 с.
60. Оксфордский словарь английского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/indie/
61. Официальные документы Фонда кино. URL: http://www.fond-
kino.ru/documents/official/
62. Официальный сайт Box Office Mojo. URL: http://boxofficemojo.com/
63. Официальный сайт Deadline. URL: http://deadline.com
64. Официальный сайт Eurovod. URL: https://www.eurovod.org
65. Официальный сайт Internet movies database (IMDb). URL: https: //www.imdb .com
66. Официальный сайт Ivi. URL: https://www.ivi.ru
67. Официальный сайт Lumiere. URL: http://lumiere.obs.coe.int/web/search/
68. Официальный сайт Mavise. URL: http://mavise.obs.coe.int
69. Официальный сайт Netflix. URL https://www.netflix.com
70. Официальный сайт Rotten Tomatoes. URL: http://rottentomatoes.com
71. Официальный сайт Screen Daily. [Электронный ресурс]. URL:
https: //www.screendaily.com
72. Официальный сайт Slated. URL: http://slated.com
73. Официальный сайт SSNInsider. URL: http://ssninsider.com
74. Официальный сайт The Hollywood Reporter. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.hollywoodreporter.com
75. Официальный сайт Variety. URL: https://variety.com
76. Официальный сайт архива расписаний передач телеканалов и радио. URL: http://tvp.netcollect.ru
77. Официальный сайт Ассоциации продюсеров кино и телевидения. URL: http://www.rusproducers.com/Page/13861
78. Официальный сайт Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). URL: http://ekinobilet.fond-kino.ru
79. Официальный сайт журнала «Бюллетень кинопрокатчика». URL: http: //www.kinometro .ru
80. Официальный сайт издания «Синемаплекс». URL: http://cinemaplex.ru
81. Официальный сайт портала «Кинопоиск». URL: https://www.kinopoisk.ru
82. Официальный сайт портала «Профисинема». URL:
http: //www.proficinema.ru
83. Официальный сайт портала «Фильм Про». URL: https: //www.filmpro .ru
84. Официальный сайт Фонда кино. URL: http: //www.fond-kino. ru/fund/
85. Пигалев Е. А. Независимый кинематограф США в условиях студийной
системы и ее кризиса. - Молодой ученый, 2015, №18. URL:
https://moluch.ru/archive/98/22080/
86. Плахов А. Западный экран. Разрушение личности. Персоналии и
концепции заданого экрана. - М.: Союз кинематографистов СССР,
Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985. - 64 c.
87. Плахов А. Кино на грани нервного срыва. - СПб.: Книжные мастерские, 2014. - 424 c.
88. Плахов А. Под знаком F. Кинофестивали. - М.: Столица-Принт, 2006. - 312 с.
89. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями). URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10001172/
90. Проекты кинокомпаний-лидеров, утвержденные к финансированию в производстве Советом Фонда кино в 2019 году. URL: http://www.fond- kino.ru/news/proekty-kinokompanij-liderov-utverzdennye-k-finansirovaniu-v-pro- izvodstve-sovetom-fonda-kino-v-2019-godu/
91. Разлогов К. Мировое кино: история искусства экрана. - М.: Эксмо, 2011.
- 688 c.
92. Разлогов К. Планета кино. - Москва : Эксмо, 2015. - 408 c.
93. Разлогов К. Э. Новые аудиовизуальные технологии. -М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 c.
94. Роднянский А. Выходит Продюсер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- 450 c.
95. Родригес Р. Кино без бюджета. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 348 c.
96. Российская киноиндустрия в 2017. Аналитическое исследование Фонда Кино. URL: http://ekinobilet.fond-kino.ru/issledovanie-kinoauditorii/
97. Рутман В. Американский независимый кинематограф: историко¬
тематический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, 2012. (Специальность 17.00.09 - Теория и
история искусства) URL: http: //cheloveknauka.com/amerikanskiy-nezavisimyy- kinematograf-istoriko-tematicheskiy-analiz/
98. Рынок сбыта кинопродукции в России. Nevafilm.Research, 2010. URL: https://research.nevafilm.ru/research/biblioteka/rynok-sbyta-kinoprodukcii-v-ros- sii/
99. Садуль Ж. Всеобщая история кино. URL: https://coollib.com/b/262457/
100. Самылкина Е. Кино как источник эстетических удовольствий становится доступным для зрителя только тогда, когда прокатчики видят в нем источник дохода. Искусство кино (№10, 2007). URL: https://www.webcita- tion.org/6JfRCIpUQ?url=http://kinoart.ru/en/archive/2007/10/n10-article20
101. Седых И. А. Киноиндустрия России в 2017 году. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/09/15/1173122290/Киноиндустрия%20России% 202017.pdf
102. Словарь портала «Бюллетень кинопрокатчика». URL:
http: //www.kinometro .ru/abc
103. Телевидение в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы
развития. Отраслевой доклад. URL:
http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2015.html
104. Телевидение в России в 2016 году. Состояние, тенденции и перспективы
развития. Отраслевой доклад. URL:
http: //www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/teleradio .html
105. Телевидение в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы
развития. Отраслевой доклад. URL:
http: //www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/teleradio .html
106. Ткачева Н. Модель государственной поддержки отечественной
кинематографии: этапы развития и современное состояние. Вестник
Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2015, № 6. URL:
http://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/model-gosudarstvennoy-podderzhki- otechestvennoy-kinematografii-etapy-razvitiya-i-sovremennoe-sostoya/
107. Ткачева Н. Тенденции развития отечественной кинодистрибуции: первичный рынок. Часть I. Меди@льманах, 2016, № 5. URL: http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/969/tkacheva-05-16.pdf
108. Ткачева Н. Тенденции развития отечественной кинодистрибуции. Часть
II. Меди@льманах, 2016, № 6. URL:
http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/2ea/64-74-6.16.pdf
109. Трищенко А. Влияют ли стриминговые сервисы на отношение к
традиционным кинотеатрам. URL:
https://www.qled.com.ua/story/стриминговые-сервисы-и-кинотеатры/
110. УК РФ Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов. URL: http://www.consult- ant.ru/docu-
ment/cons doc LAW 10699/ad5d9196ef8584bf342b4c10c1eb39fed4ae8745/
111. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 03.08.2018 N 335-ФЗ (последняя редакция). URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 304064/
112. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2017 N 87- ФЗ (последняя редакция). URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216069/
113. Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22.08.1996 N 126-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 11454/
114. Шапрон Ж. Принципы и механизмы финансирования французского кино. - М.: КоЛибри, 2013. - 127 с.
115. Шапрон Ж., Жессати П. Французский кинотеатр - аншлаг длиною в век. - М.: КоЛибри, 2006. - 223 с.
116. Шорохова Т. Главное за неделю: Кому нужен «Щелкунчик» и зачем Netflix идет в кинотеатры. URL: https://www.kinopoisk.ru/news/3287198/
117. Элберс А. Стратегия блокбастера. Уроки маркетинга от лидеров индустрии развлечений. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 245 c.