Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НИКОЛАЙ КОПЕЙКИН. ФЕНОМЕН ПОСТСОВЕТСКОГО ЕРНИЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Работа №73594

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ЕРНИЧЕСТВО КАК ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФОРМА ДРЕВНЕРУССКОГО СМЕХА
1.1 Феномен средневекового смеха 4
1.2 Улыбка в культуре постмодернизма 10
1.3 Феномен ерничества в культуре постсоветского постмодернизма 14
ГЛАВА 2. СМЕШНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ПОСТМОДЕРНУ
2.1 Карикатура 16
2.2 Китч 21
2.3 Чудачество и шутовство 25
2.4 Черный юмор и обсценная лексика 31
ГЛАВА 3. НИКОЛАЙ КОПЕЙКИН - БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ХУДОЖНИКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


Николай Копейкин - современный художник, большую часть своей творческой биографии живущий и работающий в Санкт-Петербурге. Художественный стиль Копейкина индивидуальный и узнаваемый, тем не менее является характерным для целого художественного течения современности. Яркими чертами стиля являются его карикатурность, китчевость, пародийность. Несомненны в то же время живописные достоинства произведений художника. Творчество художника концептуализировано и литературоцентрично: важным составляющим непосредственно художественной работы являются кураторские тексты, подготовленные в форме манифеста самим художником.
Художник предпочитает работать в художественных группах, он является одним из основателей группировки "Колдовские художники", совместно с петербургскими художниками Андреем Кагадеевым и Владимиром Медведевым в 2002 году. Помимо изобразительного искусства «Колдовские Художники» занимаются музыкой, играя в группе "НОМ", снимают фильмы под собственной продюсерской маркой НОМФИЛЬМ, пишут книги.
Несмотря на востребованность в сфере массовой культуры - тому свидетельствуют огромное количество публикаций в развлекательной прессе, интервью и вообще интерес к персонажу Копейкина в среде популярной культуры, академические круги не проявляют интереса к художнику, не имеют четкого понимания, как воспринимать балаганное творчество художника. Несерьезность собственного восприятия провоцирует и сам Копейкин, намеренно снижая свою художественную значимость, пряча эстетическое за сатирой манифестов, создавая вокруг себя миф о безыскусном пьянице и бабнике, скрывая свое имя в когорте общих выставок с коллегами-художниками.
Представляет особый интерес форма восприятия и отображения реальности в творчестве художника. С одной стороны - это явная принадлежность к постмодернистской эстетике с ее ироничным фильтром действительности, смелое использование китчевого языка, постоянное цитирование художественных форм классической карикатуры и советских агитационных плакатов, а с другой - явная комичность и сатиричность художественного высказывания.
Необычную форму художественного высказывания Копейкина отмечает и Александр Боровский - единственный из академических кругов специалист, взявшийся за анализ творчества художника. "Но как найти собственную форму визуализации нарратива, сохраняя и литературную составляющую, и пародийную интонацию, но отодвигаясь от анекдота и карикатуры? Копейкин, как мне представляется, вполне органично выходит на некую иронико-эпическую форму. Для неё необходимо сквозное эмоциональное развитие, вовсе не обязательно сюжетное, - некое нагнетание состояний, усиливающийся драйв". Эта самая иронико-эпическая форма представляется нам отображающей термин "постсоветское ерничество", которое мы вводим в свое исследования для облегчения понимания специфики художественного метода Копейкина. Это и не классический юмор, не интеллектуальная острота, не улыбка над какой-либо стороной жизни. Это - постмодернистский юмор, восходящий к средневековому карнавалу, где смешна не черта или деталь, а вся картина жизни.
Актуальность работы представляется в отсутствии подобных исследований нового художественного течения вообще и творчества Николая Копейкина в частности. Мифологизация образа привела к тому, что сколько-нибудь достоверных сведений о художнике не собрано. Данное исследование является первым прецедентом попытки систематизировать творческий путь художника и изучить его биографию. В процессе изучения важным представляется проанализировать внешние влияния на становление Копейкина как художника, поэтому особое внимание уделено детству художника, его первым эстетическим впечатлениям, школьным увлечениям.
Работа, исследующая и анализирующая творческий метод современного художественного течения и одного из крупнейших его художников - Николая Копейкина - может быть первой в череде работ, посвященных постсоветскому ерничеству, началом более глубокого изучения эстетического и культурного феномена.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для должного понимания специфического явления современной художественной жизни - постсоветского ерничества - в работе была проведено всестороннее исследование феномена средневекового и древнерусского смеха. Особое внимание уделено анализу характерной особенности средневекового мира и западной культуры - понятия карнавальной культуры. Сделаны выводы о том, что карнавал не является целиком и полностью художественной формой, а существует на границе искусства и самой жизни. Важным принципом средневекового карнавала представляется исследование его дуализма, в этом вопросе наблюдается конфронтация выводов Бахтина и современных исследователей, а также логика "обратности": здесь все наоборот, наизнанку, верх и низ, лицо и зад беспрестанно меняются местами, участники карнавала живут в мире пародий и травестий, живой и пластичный процесс карнавала наполнен шутовскими профанациями, снижениями, развенчаниями и наградами.
В комических проявлениях постмодернистской культуры мы наблюдаем новое перерождение средневекового смеха "вообще", в своем исследовании мы делаем вывод о том, что постмодернистская ирония, отрицая модернистский юмор и понятие остроты, наиболее близка понятию средневекового смеха и карнавала. "Усталая, "энтропийная" культура постмодернизма стала огромным котлом для эклектических смешений эстетик разных эпох и художественных языков. Отвергая яркие индивидуалистические нарративы модернизма, постмодернизм обращается к мировосприятию средневековому, где карнавальная культура тоже стирает личностные характеристики участников карнавала и не приемлет субъекта карнавального смеха, подчиняя ему всю существующую реальность. Значимым представляется и соответствие средневековья и постмодернизма в вопросе утраты значения авторства. Отрицание охватывает
все сферы восприятия, пародируется экзистенциальная проблематика. Культура, которая использует достижения прошлых эпох, принципиально не воспроизводя новых форм и объектов, отказываясь от "бессмысленного" преумножения художественного наследия, ставит под сомнения личность и ценность творца.
Определение феномена постсоветского ерничества как особого художественного переосмысления реальности, рожденного на стыке постмодернистской усталой иронии и безудержного карнавального веселья, видится нам чрезвычайно важным для понимания творческого метода Николая Копейкина. Этот феномен мы описываем как проявление юмора в изначально несерьезной, ироничной картине бытие, юмор в квадрате.
Во второй части работы мы анализируем проявления смешного в художественной культуре, изучаем философскую и психологическую концепцию феномена карикатуры и приходим к выводу, что время постмодернизма изменило отношение к жанру карикатуры. Искусство художника постмодерна, отрекаясь от идеализации мира, воспринимая действительность через призму иронии, само по себе становится карикатурой, пользуясь художественными приемами жанра как универсальным принципом изображения. Анализируя преломление во времени отношения к феномену китча, мы подчеркиваем двойственность трактовки китчевого искусства. Так в модернизме китч - имманентное явление, злокачественный момент, дурной вкус, художественная неразвитость массовой культуры. Модернистский китч не отрефлексирован авторами и наивными зрителями и определим только извне, зрителем искушенным. В постмодерне китч утрачивает маргинальность и становится фор-мой выражения и производства предметов искусства. Китч становится особым стилем, он признается равным другим "полноценным" художественным направлениям, теряет негативную коннотацию. Художники-постмодернисты играют с массовой культурой, используют ее штампы, симулируют и стилизуют свои произведения, пропуская отрефлексированные художественные образы через призму ироничного мироощущения. Этот статус заявляется в процессе выставочной и кураторской работы, постмодернизм переносит акцент творчества с текста на контекст. Подготовленные зрители, посетители выставок знают, что становятся свидетелями игры.
Анализируя феномен чудачества и шутовства, отмечаем, что им характеризуется воплощение художественных принципов некоторых творческих течений и группировок времен модернизма и постмодерна, наиболее яркие из них, сделавшие поведенческие проявления неотъемлемой характерной чертой художественной парадигмы: дада, футуристы, в России: обэриуты, митьки, КолХУи. Вспоминая средневековое шутовство, приходим к выводу о схожести концептуального поведения человека средневековья и постмодернизма, анализируем проявления в художественной культуре черного юмора и использование обсценной лексики. Несмотря на вольное обращение художника с литературной составляющей, обращение к табуированным темам, очевидно, что обсценная лексика для художника - всего лишь один из инструментов иронической трактовки действительности, недостаточно мощная, чтобы претендовать на первое место по сравнению с чисто художественными приемами.
Важным представляется анализ того, как отразились в творчестве Николая Копейкина эти творческие методы, как они отрефлексированы и поняты художником.
Исследовав биографию и творческий путь художника, мы можем проследить влияние на становление Николая Копейкина его детских лет: одиночество, подтолкнувшее к увлеченности книгами и иллюстрациями. Знаменательным представляется факт особой любви Копейкина к творчеству иллюстратора Сутеева, использующего в художественной работе навыки мультипликатора и художника-карикатуриста, в каком стиле и будет творить Копейкин в свои зрелые годы. Истоки литературоцентричности творчества Копейкина видятся уже в школьные годы будущего художника: увлеченность русской классикой, литературными опытами, приведено стихотворение-подражательство Копейкина, написанное им в средней школе. В исследовании творческого пути обращает внимание склонность Копейкина к работе в различных художественных союзах: Копейкин предпочитает выставлять работы в содружестве с другими художниками. Так его первая выставка прошла совместно с московской художницей, третья - с Виктором Козинцевым, несколько выставок совместно с группировкой "Паразит". Заметно влияние на художника его коллег, современный стиль Копейкина безусловно оформился под влиянием художественной группировки "Колдовские художники" с их четко пропагандируемым шутовством, несерьезностью, склонностью к мистификациям, розыгрышам, перфомансам.
Особо ценным представляется уникальность исследования биографии и творческого пути художника, первая попытка систематизировать данные о художнике, собрать сведения, претендующие на полноту информации о жизни и творчестве художника. Ценным представляются личные воспоминания Николая Копейкина, данные специально в процессе данного исследования, а также информация от его друзей, коллег и кураторов. Основная трудность сбора материала про художника - противодействие со стороны самого Копейкина. Художник полагает, что мистификация его биографии и творческого пути гораздо более соответствуют его художественному образу, чем действительный сухой биографический анализ. Таким образом, придерживаясь мнения, что действительность может разрушить тщательно создаваемый миф о Николае Копейкине. Отчасти причина такого поведения нам видится в постмодернистской позе - отрицание важности личности художника, этим же объясняется ироничное отношение к художественному признанию и профессиональным регалиям, которые сами по себе категорически не соответствуют идее художника-постмодерниста о вторичности всех изобразительных образов.
Творчество художника Николая Копейкина представляет особый интерес как пример специфического направления, названного нами "постсоветское ерничество" - формы особого взгляда на мир, продукта постмодернистской эпохи и средневекового карнавала, востребованного массовой культурой и недостаточно глубоко ею понятой.



1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: (Исследования разных лет). М.: Художественная литература, 1975.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965.
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: (Исследования разных лет). М.: Художественная литература, 1975. С. 238-407.
4. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992.
5. Бергсон А. О смехе и жизни на сцене. - М, 1900
6. Богорад В. Язык карикатуры // Российская карикатура. — 1994. — №9.
7. Болдина Л.И. Ирония как вид комического: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1981.
8. Борев Ю.Б. Комическое. Или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970.
9. Бутенко, И. Из истории «черного» юмора // Социологические исследования. 1994. -№ 11.
10. Варшавский Л. Наша политическая карикатура. - Москва, 1930
11. Гайдукова Т.Т. Принцип иронии в философии Кьеркегора // Вопросы философии. 1970. № 9.
12. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наука, 1993.
13. Дземидок Б. О комическом / Перевод с польск. С. Свяцкого. М.: Прогресс, 1974.
14. Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961
15. Живов В. Кощунственная поэзия в системе русской культуры конца XVIII — начала XIX в. / Анти-мир русской культуры. Язык. фольклор. Литера-тура: Сб. ст./ Под ред. Н. Богомолова. — М„1996
16.Зоркая Н.М. Фольклор.Лубок Экран. - М., 1994
17. Иванова И.Н. Ирония в художественно мире Георгия Иванова: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 1999.
18. Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия / И. Ильин. -М.: Интрада, 1998
19. Каган М.С. Эстетика как философская наука: (Университетский курс лек-ций). СПб.: Петрполис, 1997.
20. Кононеко Е.И. Ирония как эстетический феномен. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1987.
21. Копейкин Н. Николай Копейкин. СПб: Мир Кино, 2009.
22. Конрадова Н. Пародия в киче: проблема интерпретации М-во культуры РФ, Рос.ин-т культурологии. - М., 2002
23. Куликова, И. Философия и искусство модернизма / И. Куликова. -М., 1980
24. Кюнг, Ханс. Религия на переломе эпох // Иностранная литература . 1990
25. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс- М. : Прогресс, 1994.
26. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967.
27. Лихачев Д. Древнерусский смех // Проблемы поэтики и истории литера-туры: сб. ст. — Саранск, 1973
28. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984
29. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. М.: Искусство, 1963-1994.
30. Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли: Сб. ст. М.: Наука, 1966.
31. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2014
32. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М. : Искусство, 1970.
33. Маргинальное искусство. - М., 1999
34. Маньковская С. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000
35. Микушевич В. Ирония Фридриха Ницше // Логос. 1993. № 4.
36. Нанси Ж.-Л. Смех, присутствие//Комментарии - 1997. №11.
37.Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л.: Просвещение, 1973.
38. Осипов А.И. Элегический модус лирики первого послевоенного поколения: Середина 1960-х годов. Дисс. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2004.
39. Паси И.С. Ирония как эстетическая категория // Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. М.: Искусство, 1980.
40. Пивоев В.М. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2000.
41. Пигулевский В.О., Мирская Л.А. Символ и ирония. (Опыт характеристики романтического миросозерцания.) Кишинев: Штиинца, 1990.
42. Пигулевский В.О. Эстетический смысл иронии в искусстве (от романтизма к постмодернизму). Дисс. ... докт. филол. наук. М., 1992.
43. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму: Научное издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант», 2002
44. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.
45. Проблема смеха в современной культуре. - В кн.: Философия -культура - медицина: история и теория. М.,1999
46. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.: Алетейя, 1997.
47. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. — М., 1990
48. Синдаловский Н.А. Мифология Петербурга. СПб.. 2000
49. Славов И. Ирония, нигилизм и модернизм // Борьба идей в эстетике. М.: Искусство, 1974.
50. Тайна смеха или эстетика комического. М.1998
51.О маргинальное™ гротеска. - В кн,: Маргинальное искусство. М.,1999.
52.Зигмунд Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб: Азбука, 2015 г.
53. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997
54. Фрейд З. "Я" и "Оно". Кн. 2. - Тбилиси, 1991
55. Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной куль-туре: Сб.статей / М-во культуры РФ, Рос.ин-т культурологии. - М., 2002
56. Шестаков В.П. Ирония // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2.
57. Швыров А. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. - СПб, 1904
58. Эпштейн М. Постмодерн в России
59. Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI- начало ХХ вв.). СПб., 2003
60. Eagleton T. Walter Benjamin, or, Towards a revolutionary criticism / Terry Ea-gleton. - London : Verso Books, 1981.
61. Lyotard, Jean-Francois. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Transl. from French by Geoff Bennington and Brian Massumi. Manchester, 1984
62. Gombrich E.H. Meditation on a Hobby Horse. - L., 1963


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ