Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АВТОПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ФОТОГРАФОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ

Работа №73587

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 7
Глава 1. Теоретические предпосылки осмысления феномена автопортрета в искусстве женщин-художников 15
1.1 Типология автопортрета в контекстах «я есть», «я - я»,
«я чувствую» 15
1.2 Феминистический дискурс искусства женщин 22
Глава 2. Женские фотографические автопортреты в искусстве второй половине ХХ века 30
2.1 Автопортреты по типологиям: Фото-Факт, Нарцисс, Icona Vera
2.2 Классическая традиция в женском фотографическом автопортрете
2.3 Интерпретация жанра автопортрета в творчестве женщин-фотографов 39
Глава 3. Эстетический код самопрезентации в автопортретах Синди Шерман, Вивьен Майер, Франчески Вудман 44
3.1 Эстетический код гендерной самопрезентации в автопортретах Шерман, Майер и Вудман 46
3.2 Принцип я-холст и я-вкрапление в работах женщин-фотографов
3.3 Интерпретации личностных сюжетов в автопортретах Синди Шерман, Вивьен Майер, Франчески Вудман 65
Заключение 71
Приложение 74
Список использованной литературы 75
Список иллюстраций 79
Иллюстрации

Представленная работа посвящена исследованию фотографического автопортрета женщины в искусстве фотографии второй половины XX века. Актуальность такого феномена, как автопортрет в современном обществе, предопределила сравнительный и теоретический характер исследования. В работе речь идет не только о художественной практике женщин-фотографов в автопортретном жанре во второй половине XX века, но и о том, что послужило предшествию этих автопопортретов и какую роль данная практика несет в современной культуре.
Цель исследования заключена в определении особенностей интерпретации образа женщины в авторской фотографии второй половины ХХ века, в том числе выявлении специфических эстетических кодов, сформулированных как с позиций принятия, так и с позиций отрицания феминистического начала в искусстве. Исходя из цели работы, определены задачи:
- Сформулировать понятие автопортрета в художественной фотографии, определить его характерные признаки и черты;
- Определить характер заимствования приемов классического изобразительного искусства в создании фотографического автопортрета;
- Выявить эстетические коды и теоретические основы, в контексте которых происходит развитие женской фотографии;
- Выявить, конкретизировать и охарактеризовать основные иконографические типы, связанные с женским началом в искусстве фотографии исследуемого периода;
- Рассмотреть психологические аспекты художественной коммуникации «женщина-автор - реципиент» при восприятии автопортрета;
- Проследить и конкретизировать нарративы, связанные с проблемой серийности в женском автопортрете.
Объектом изучения в настоящем исследовании являются художественные процессы, авторские интерпретации и эстетические коды в контексте поиска, идентификации, принятия или отрицания женщинами-фотографами femina- сущности. Предметом, в свою очередь, выступают авторские женские автопортреты в современной фотографической практике второй половины ХХ века, где особое внимание уделено таким авторам как Синди Шерман, Франческа Вудман и Вивьен Майер.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что автопортрет становится популярным феноменом не только в художественной, но в повседневной практике. Изучение первоистоков прототипов современных автопортретов в искусстве второй половины XX имеет важное культурно-историческое и эстетическое значение для развития современного гуманитарного знания в его междисциплинарном срезе. Представленное исследование обращено к верификации тех социальных и культурных контекстов, которые находя проявление в искусстве фотографии, оказывают непосредственное влияние на развитие представлений о парадигме “Homo Ludens”, в том числе определенной в искусстве ХХ столетия феминным началом.
В настоящий момент мы можем говорить об уникальном месте автопортретного жанра в процессе личностной самоидентификации как творца, так и обыденного человека. Популяризация автопортрета в фотографической практике любителя в XXI обусловлена технической доступностью возможности мгновенно поделиться своей эмоцией при помощь изображения, заключающего собственное лицо с ситуативной мимикой, а также необходимостью загрузки фотографического изображения, иллюстрирующего внешность пользователя в интерфейсах практически всех социальных сетей. Основатель сервиса для обмена автопортретными изображениями М. Стефанер говорит о том, что «селфи - куда более сложное явление, чем было принято считать. Оно не только отражает культурные матрицы, но и проявляет тренд движения нового поколения, которое уже сейчас диктует правила игры в мире» . Разделяя это мнение, кажется важным проследить культурные и эстетические коды автопортретного жанра, эпохи, предшествующей современной популяризации автопортрета. Именно фотография становится тем видом искусства и технического прогресса, который оказывается в состоянии проявить и проиллюстрировать всё многообразие личностных переживаний и ситуационных происшествий, охватывающих современного человека в будничном жизненном цикле.
Определяя границы исследования, следует указать, что временной период второй половины XX века характерен моментом, когда фотография находится на пике своей популярности и уже обозначила своё особое место наравне с другими видами искусств. Именно в этот период создают свои произведения выдающиеся женщины-фотографов, главной темой фотографических работ которых становится работа с собственным образом материальным и духовным.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной искусствоведческой практике уделяется внимание исследованию фотографического автопортрета в творчестве женщины- фотографа в рамках теоретического рассмотрения темы. В данной работе предпринята одна из первых попыток описать основные характерные типы исследуемых автопортретов, а также предложена новая типология автопортретов, выработанная на основе подробного анализа творческой практики таких мастеров как Синди Шерман, Франческа Вудман и Вивьен Майер.
Особую роль в изучении заявленной темы играет определение методологических основ и теоретической базы, ставшими основополагающими в данном исследовании. Раскрытие понятия кода, применяемого в отношении инициарной практики современного искусства, происходит через теорию Чарльза Пирса о знаках и теорию Розалинд Краус об индексе и иконе, переводящий метод Пирса в плоскость фотографических практик.
Эстетические коды в рамках данного исследования становятся интересны как на уровне иконологического анализа изображения, так и на семантическом уровне прочтения содержания автопортрета. Представляется возможным применить теории феминизма в эстетике женского образа второй половины XX века ко всей женской фотографии. При сужении темы по гендерному признаку нельзя обойти вниманием феминистическую теорию. Одним из ключевых предметов в рамках исследования стал вопрос о существовании "особенного женского стиля" в художественном фотографическом автопортрете, и как следствие теоретическое обоснование идентификации новых женских кодов в эстетике постмодернизма. (Отрицание себя, отрицание женского начала, борьба с женской сущностью, андрогинность и т.д.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе данной работы были рассмотрены художественные фотографические автопортреты женщин-фотографов второй половины XX века. На основании созданной выборки фотографические автопортреты были предложены по трем типам: Фото-Факт, Нарцисс и Icona Vera. Также была предложена типология: «я есть», «я - я», «я чувствую». Обе эти типологии являются универсальными для фотографического и художественного автопортрета и в настоящее время находят отражение в современном виртуальном жанре автопортрета, который выходит за рамки художественного пространства.
Также были проведены аналогии между классическим (живописным) и фотографическим художественным автопортретом в женской фотографической практике. В ходе чего был сделан вывод о том, что классическая традиция в специфике к фотографического автопортрета сводится к обращению к автопортрету при необходимости и главенствующими являются те функции, которые можно назвать документальными. Отсутствие живописной манеры и художественной интерпретации оголяет функцию, оставляя за фотографией только функцию маркера «я - я».
Автопортреты женщин-фотографов второй половины XX века не несут в себе четырех классических образов женщин в искусстве (блудницы, богини, матери, девственницы), тем самым просмотр их изображений не вызывает у реципиента личностных воспоминаний об образе матери/сестры/возлюбленной, не представляют стереотипное иллюстрирование классических образов женского облика, заявленного периода и не несут в себе четко заявленного на иконологическом уровне метода прочтения изображения.
На основании этого вывода был выявлен эстетический код, свойственный женским фотографическим автопортретам, несущий в себе маркет «я чувствую» и заключающий в себе функцию не только самоопределения через фотографическое пространство, но и несущий в себе сложную систему кодирования, при котором прочтение изображения зависит от личностного самоопределения и культурологического познания реципиента.
Также был выявлен принцип отсутствия самоакцентирования внимания женщинами-фотографами на первичной гендерно-стереотипной роли женщины, классической репрезентативной роли женщины-матери и профессиональной роли женщины-творца, что привело к выводу существующего отстранения от свойственного собственного Я в процессе работы над художественным образом в угоду точной диктовке желаемого считывания информации с изображения, то есть полнейшей искусственной постановки фотографического изображения.
В ходе рассмотрения подхода к работе с собственным фотографическим изображением были выявлены два эстетических принципа:
- «я - холст», характерными принципами которого является использование собственного тела в качестве поля для игры, отстранение от собственного тела и внешнего облика и заимствование иконографических образов прошлого и их личностное прочтение;
- «я - вкрапление», характерными подходами для кода которого являются невозможность отделить модель от фона без потери семантического смысла изображения, отсутствие четкого делания на передний и задний план в кадре, включение модели в единую композицию с неодушевленными предметами.
В ходе работы были рассмотрены психологические аспекты художественной коммуникации женщина-автор - реципиент при восприятии автопортрета на основании интервьюирования респондентов. Также были конкретизированы нарративы, связанные с проблемой серийности в женском автопортрете.
Подводя итог работы, также стоит отметить, что плеяда сильных и самодостаточных женщин-фотографов появляется на фоне факторов развития творчества, как появление авангардистского течения в искусстве, признание фотографии самостоятельным видом искусства и вторая волна феминистических движений. Несмотря на то, что их творчество опирается и/или отталкивается от эстетических рамок собственного окружения и эпохи, оно является символичным и ярким, что делает работы женщин-фотографов достойными отдельного рассмотрения.



1. Андреева Е.Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины
XX века. Издательство Ивана Лимбаха, 2011
2. Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М.: 1980
3. Барт Р. Camera lucida. Комментарии"к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011
4. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972
5. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы / Э. Бейтс // Психолингвистика, М., 1984
6. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. А. Гараджи. М., 2000. С. 140
7. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. - СПб, 2006
8. Бурдье П. Общедоступное искусство. Опыт о социальном использовании
фотографии. Практис, 2014
9. Виноградова П.В. «Переодевания» как часть искусства постмодерна, Труды Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусств, том 189, 2010
10. Вульф В. Малое собрание сочинений. Азбука, 2003
11. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах:
Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
12. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особености, структура.
Мордовский университет, 1996
13. Ершевская Г. Портрет. АСТ-Пресс, 2002
14. Зингер JI.C. Автопортрет в советской живописи.М.: Знание, 1986
15. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. Л., 1986.
16. Кандауров О. Автопортрет как исповедальный жанр // Красная книга культуры? М.,
1999
17. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003
18. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство,
1999
19. Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений / Пер. с англ. и фр. А.
Шестаков. М.: Ад Маргинем, 2014
20. Краусс Р. Холостяки. М.: Прогресс-Традиция, 2004
21. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2005.
22. Сарабьянов Д. Заметки об автопортрете. // Искусство. 1986
23. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем, 2013
24. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. М.: Ад Маргинем, 2014
25. Петровская Е. Антифотография. М.: Три квадрата, 2003
26. Петровская Е. Теория образа. М.: Издательство РГГУ, 2010
27. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: «Наука», 1994
28. Попов А.П. Из истории фотографии. М.: Издательство МГУ, 2010
29. Томкинс К. Жизнеописания художников. Москва: V-A-C press, 2013
30. Турчин В.С. Феминистский дискурс. Российское эхо / В.С. Турчин // Амазонки
авангарда (Искусство авангарда 1910-1920-х гг.). - М.: Наука, 2004
31. Усманова А. «Женщины и искусство: Политики репрезентации» //Гендерные
исследования. Уч. пособие. ХЦГИ - СПб: Алетейя, 2001
32. Флюссер В. За философию фотографии. Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2008
33. Фуко М. Археология знания. Ника-Центр, 1996
34. Эррера Х. Фрида Кало. Viva la vida!. — М., 2004
35. Чудновская Е.Л. Трансформация образа женственности в художественной культуре
второй половины XX века // Культурогенез и культурное наследие, Центр Гуманитарных Инициатив, 2014
36. De mulieribus claris
37. Foster H. The Return of the Real, The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, London,
England, 1996
38. Friedewald В. Women Photographers: From Julia Margaret Cameron to Cindy Sherman.
Prestel, 2014
39. Kettenmann A., Frida Kahlo. Frida Kahlo, 1907—1954: pain and passion
40. Maier V.: A Photographer Found, Harper Design.2014
41. Maier V.: Street Photographer, Powerhouse Books, 2011
42. Maier V.: Self-Portraits, 2013
43. Mulvey L. Visual Pleasure and Narrative Cinema // Art after Modernism
44. Mondzain M.-J. Image, Icone, Economic: Les sources Byzantines de 1'imaginaire
contemporain. P.: Editions du Seuil, 1996
45. Newhall B. The History of Photography from 1839 to the Present. N.Y.: The Museum
of Modern Art, 1982
46. Owens C. The Allegorical Impulse: Toward a Theory of Postmodernism, 1980
47. Sherman C.: Untitled Horrors. Hatje Cantz, 2001
48. Sherman C.: Retrospective, 1997
49. Woodman F. On being an angel. Moderna Museet, Sweeden, 2015
50. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы
искусствознания. 1997. № 11
51. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.:
Художественный" журнал, 2000
52. Малвей Л. Фантасмагория женского тела // Художественный журнал. 1995. № 6
53. Эпштейн М. Законы свободного жанра // Вопросы литературы 1987. №7
54. Васильева-Шляпина Г.Л. Автопортретный жанр в мировом изобразительном
искусстве. // Вестник КрасГУ серия «Гуманитарные науки», № 6, 2005
55. Ляшко А.В. Автопортрет как феномен самосознания культуры // Диссертация
кандидата культурол. наук
56. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? [электронный ресурс]http://www.a-
z.ru/women/texts/abubikr.htm(дата обращение 22.04.16)
57. Бубич О. Её (моими) глазами: женский автопортрет в фотографии [Электронный
ресурс]. Режим доступа:http://www.znyata.com/o-foto/self-portrait.html(дата обращения 29.04.16)
58. Высков А. Синди Шерман (Cindy Sherman) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
/buy-books.ru/photographers/cindy sherman/(дата обращения 20.04.16)
59. Гант О. Как сделать фотографию селфи, чтобы тебя полюбили. Исследование //
Теплица социальных технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://te-st.ru/2014/02/25/how-to-make-selfie(дата обращения 05.05.16)
60. Годованная М. В попытке «распилить лошадь» Вивиан Майер [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://seance.ru/blog/portrait/vivian maier/(дата обращения 22.04.16)
61. Каплан Ф. Зигзаги Франчески [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.photographer.ru/events/review/6450.htm(дата обращения 20.04.16)
62. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации [Электоронный ресурс]
http://www.owl.ru/win/books/articles/kirilina.htm(дата обращения 22.04.16)
63. Кончаловский А. Надо разобраться с культурным геномом [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://www.politekonomika.ru/may-june2012/nado-razobratsya-s-kulturnym-genomom/(дата обращения 18.04.16)
64. Красилин М.М. Автопортрет в творчестве русских и советских художников.
Несброшюр. альбом. Вып. 1. — М.: «Советский художник», 1985.
[Электронный ресурс]http://izoselfportrait.narod.ru/(дата обращения 20.03.16)
65. Лемхин Н. Откровения Дианы Арбус [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.chayka.org/node/430(дата обращения 20.04.16)
66. Монтень М. Опыты [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.philosophy.ru(дата
обращения 1.05.16)
67. Новоселова Ю. «Камера хранения» Вивьен Майер [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://tuizm.ru/persona/vivian-maier.html(дата обращения 24.04.16)
68. Нохлин Л. Почему не было великих художниц? [Электронный ресурс] Режим
доступа:http://artaktivist.org/pochemu-ne-bylo-velikix-xudozhnic-chast-1/(дата обращения 16.04.16)
69. Синди Шерман - мастер постановочной фотографии [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.fotokomok.ru/sindi-sherman-master-postanovochnoj-
fotografii/(дата обращения 20.04.16)
70. Микаэла. Вивиан Майер: женские стратегии творчества [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://archives.colta.ru/docs/31551(дата обращения 20.04.16)
71. Фризо М. Новая история фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.machina.su/edition/9785901410660/fragments/drawned/ (дата
обращения 21.04.16)
72. Berne B. Studio: Cindy Sherman [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.tate.org.uk/context-comment/articles/studio-cindy-sherman (дата
обращения 20.04.16)
73. Gallen L. Cindy Sherman on the Films in Carte Blanche: Cindy Sherman [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.moma.org/explore/inside out/2012/03/30/cindy-sherman-on-the-films-in-carte-blanche-cindy-sherman/(дата обращения 20.04.16)
74. Maloof J. Unfolding the Vivian Maier mystery. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vivianmaier.blogspot.ru/2009/10/unfolding-vivian-maier-mystery.html (дата
обращения 20.04.16)
75. Загадка Франчески Вудмен (Francesca Woodman) [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://photopoint.com.ua/066260-zagadka-francheski-vudmen-francesca-
woodman/(дата обращения 20.04.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ