ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ 7
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и значение системы обучения персонала в современной 7
практике управления человеческими ресурсами
1.2 Технологии и методы обучения персонала 13
1.3 Основные положения и принципы обучения персонала 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 29
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ (БЕЛГОРОДСКИЙ ПОЧТАМТ
УФПС БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ФИЛИАЛ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 29
2.2 Анализ системы управления персоналом 33
2.3 Анализ актуального состояния системы обучения персонала в 43
организации
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 60
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ (БЕЛГОРОДСКИЙ ПОЧТАМТ УФПС БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ФИЛИАЛ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»)
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала 60 в организации
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
В современном обществе происходит ускоренное и углубленное осознание организациями своих интересов и целей, высокие темпы коммерциализации, информатизации, технологические прогрессы актуализируют проблему исследования новых, более совершенных форм и методов обучения персонала. Профессиональное обучение персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием для повышения конкурентоспособности и совершенствования управленческих механизмов организаций. Специфика российского рынка, особенностью которого являются быстрые и качественные изменения внешних и внутренних условий организации выявляет закономерность - профессиональный уровень системы организации обучения в учреждениях определяет не только успешность их развития, но и способствует повышению квалификации и компетентности руководителей и персонала.
Наработанные программы, штатные и приглашенные специалисты, тренеры, обучающие методики, обустроенные классы, поддержка правительства — все это должно являться гордостью государственных учреждений. Но изменившаяся финансовая ситуация внесла свои коррективы в систему обучения персонала.
Необходимость перехода к качественно новым системным направлениям работы в области обучения персонала отмечается и в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2016 год, где актуализируются новые методы инновационного обучения, значимость новых технологий обучения и информационной поддержки субъектов обучения.
Актуальность темы в решающей степени определяется тем, что в условиях кризиса кардинально меняются требования к обеспечению рациональной системы обучения. Финансовые ограничения требует пересмотра обучающих программ. Изменившиеся обстоятельства
предполагают оптимизацию производства и бизнес-процессов. Но обучение должно быть систематическим, точечным и отвечать актуальным потребностям.
Системный подход к обучению позволяет учесть как стратегические, так и текущие планы организаций, прогнозировать перспективы развития персонала и формировать кадровые резервы. В ситуации организации обучения персонала в учреждениях почтамта отражаются многие проблемы современного бизнеса, общества, и в первую очередь управленческие. Обучение не будет достаточно результативным до тех пор, пока является отдельной функцией. Оно должно стать частью общей системы управления человеческими ресурсами.
Аппарату управления необходимо осознать, что эффективная политика обучения и развития персонала выгодна ей с экономической, социальной, организационной и корпоративной точек зрения. Суть обучения связана не только с получением сотрудником новых знаний и навыков, но и с поступательным «выращиванием» необходимых ему компетенций, изменением его производственного поведения и повышения отдачи от его потенциала. Это значит, что должны быть актуализированы и приняты измеримые показатели эффективности различных методов обучения, на которые необходимо ориентироваться при составлении программ обучения.
Степень научной разработанности темы. В современной науке управления проблемы развития и обучения персонала занимают одно из ведущих мест. Данная тема детально представлена в отечественной и зарубежной научной литературе. Среди авторов, занимающихся проблемами обучения и развития персонала, можно выделить В.В. Адамчук, А.Р. Алавердов, И.А. Баткаева, И.В. Бизюкова, К.Н. Бурцев, Б.М. Генкин, Н.Н. Данилова, К. Дэвис, Л.В. Карташова, А.Я. Кибанов, Ю.Д. Красовский, В.А. Куклев, Е.В. Маслов, М.П. Сагиттдинов, О.А. Страхова, В.Д. Травин, В.А. Щербин и др.
В отечественной науке исследования проблемы управления организацией, и особенно развитие персонала, нашли выражение в работах В.В. Адамчука, М.Д. Аистовой, Т.Ю. Базарова, С. А. Баркова, В.Л. Верховина, О.С. Виханского, Б.Л. Еремина, И.Н. Желобановой, А.В. Игнатьевой, А.Я. Кибанова, Т.А. Комиссаровой, М.М. Максимцова и др.
Аспекты повышения квалификации с использованием современных технологий обучения нашли отражение в исследованиях В.М. Монахова, В.П. Беспалько и др. Проблемы становления личности и ее непрерывного развития рассматриваются К.А. Абдульхановой-Славской, Б.Г, Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Реаном, В.В. Сериковым и др.
Объект исследования - Белгородский Почтамт УФПС Белгородской области - филиал ФГУП «Почта России».
Предмет выпускной квалификационной работы - система обучения персонала и механизмы управления повышением квалификации сотрудников почтамта.
Цель - разработать ряд мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала в Белгородском почтамте УФПС Белгородской области- филиала ФГУП «Почта России».
Задачи исследования:
1) систематизировать и изучить теоретические основы и характеристики состояния проблемы обучения персонала;
2) проанализировать систему управления персоналом в Белгородском почтамте;
3) оценить особенности системы обучения персонала Белгородском почтамта;
4) разработать мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала в Белгородском почтамте и обосновать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявлены проблемы в области системы обучения персонала Белгородского почтамта;
2. Определены методы решения проблем в области системы обучения персонала на примере Белгородского почтамта;
3. Разработаны ряд мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала на примере Белгородского почтамта, представляющий практический интерес для организаций подобного профиля;
4. Результаты данного исследования могут использоваться
организациями при разработке специальных документов и рекомендаций, посвященных проблемам управления и развития персонала,
профессионального роста.
Информационная база исследования. Статистическая отчетность, аналитический материал, плановые и первичные документы (должностные инструкции, положения об отделах, положения об обучении персонала, приказы и распоряжения руководства, данные управленческого учета), годовые отчеты за 2014-2016 гг. Белгородского почтамта УФПС Белгородской области - филиала ФГУП «Почта России».
Методы исследования:
1) Организационные методы - комплексный, сравнительный;
2) Эмпирические методы: архивный метод (анализ документов), социологические методы (анкетирование, экспертное интервьюирование, наблюдение, контент-анализ), SWOT-анализ;
3) Методы обработки данных: качественные и количественные.
Комплексное исследование процессов организации и управления системой обучения персонала в Белгородском почтамте УФПС Белгородской области- филиала ФГУП «Почта России» и анализ теоретических аспектов обучения персонала позволяет сделать общие выводы.
Формирование системы обучения персонала - это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов,
руководителей и т.п. Обучение и развитие персонала - необходимое условие оперативного реагирования компании на изменения и запросы рынка. Современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Системный подход к обучению персонала - залог процветания компании.
Внутрикорпоративное обучение занимает одно из первых мест в управлении трудовыми ресурсами, поскольку без квалифицированных и профессионально подготовленных кадров организация будет не конкурентосопосбна на рынке. Отметим, что обучение квалифицированных кадров без отрыва от рабочего места актуально для предприятий почтамта и имеет преимущества: методика обучения осуществляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется.
Объектом нашего исследования выступил Белгородский почтамт Белгородской области - филиал ФГУП «Почта России», который является крупнейшим, динамичным предприятием почтовой связи в Белгородском районе. Руководство и контроль за деятельностью Почтамта осуществляет директор Филиала. Исполнительным органом, непосредственно управляющим Почтамтом, является начальник Почтамта, действующий на основании доверенности, выданной директором. На сегодняшний день Белгородский почтамт обслуживает районы с населением 38,7 тысяч человек. Организационная структура предприятия линейно-функциональная - оптимальна и соответствует качественному взаимодействию между всеми звеньями управления и элементами внешней среды.
Анализ системы управления персоналом показал, что в организации нет отдельного структурного подразделения, занимающегося управлением человеческими ресурсами, а всей кадровой работой занимается инженер по подготовке кадров (2 категории) и начальники подразделений. Все вопросы, связанные с системой обучения и развития персонала согласуются и находятся под контролем начальника почтамта. В целом, персонал можно охарактеризовать как опытный, зрелый. Заработная плата в организации невысокая, поэтому периодически происходит обновление личного состава.
Анализ состояния системы обучения персонала Белгородского почтамта позволил нам выявить основные недостатки данного направления кадровой политики:
- недостаточно эффективные методы выявления потребности в обучении;
- недостаточно используются современные формы и технологии обучения;
- отсутствуют механизмы системного контроля знаний работников;
- отсутствует грамотно выстроенная система адаптации персонала;
- недостаточно ресурсов и технологий для повышения мотивации (самостоятельной включенности) персонала в систему обучения, повышения квалификации.
Для создания эффективной системы обучения персонала, нами разработан ряд мероприятий по совершенствованию системы обучения в Белгородском почтамте УФПС Белгородской области-филиала ФГУП «Почта России», направленный на устранение выявленных недостатков.
Цель исследования - совершенствование системы обучения персонала.
Результат исследования - действующая система обучения персонала.
Исследование включает следующие основные мероприятия:
Разработка инструментов по выявлению потребности в обучении персонала и инструментов оценки эффективности процесса повышения квалификации.
Разработка элементов системы профессиональной и социально-психологической адаптации работников с небольшим стажем работы.
Разработка комплекса мер по оптимизации работы с составом кадрового резерва.
Нами предлагается внедрить методику социально-психологической и профессиональной диагностики персонала с использованием оболочки «Maintest», с применением корпоративной сети передачи данных (КСПД).
Действенными мероприятиями буду также укрепление коммуникационно - информационных каналов и развитие единого информационного пространства. Обучение персонала, непосредственно работающего с клиентами почтамта, правилам и методам вежливого и тактичного поведения, психологическим приемам при деловых контактах в процессе выполнения ими служебных обязанностей.
Отметим, что мероприятия рассчитаны на шесть месяцев и бюджет составляет довольно небольшую оптимальную сумму - 47435 рублей.
Оценка предложенных мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала требует определения экономических и социальных последствий его реализации.
На наш взгляд, именно социальные результаты от внедрения нашего исследования важны и актуальны сегодня в условиях организационных изменений почтамта, когда расширяется и организационная структура и виду предоставляемых услуг. К основным социальным результатам отнесем:
- Увеличение уровня квалификации персонала предприятия, с учетом требований существующего производства и перспектив его развития
- Повышение содержательности труда. Реализация и развитие
индивидуальных способностей сотрудников. Повышение
конкурентоспособности персонала.
- Обеспечение согласования целей работников и администрации при управлении карьерой.
-Укрепление корпоративной культуры организации.
- Повышение уровня приверженности работников к своей организации.
- Рост способности работать в команде.
- Возникновение и рост коммуникативных связей между работниками почтамта.
Отметим, что годовой экономический эффект от реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы обучения персонала составит 303690 рублей. Следовательно, организация в совокупности получит значительные выгоды от внедрения предложенных мероприятий.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия [Текст]: учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2006. - 256 с.
2. Авдеев, В.В. Управление персоналом [Текст]: технология
формирования команды. - М., 2012. - 544 с.
3. Алфтан, Т.С. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников [Текст] /Т.С. Ал фант // Человек и труд.
- 2011. - №3. - С. 106-120.
4. Арутюнов, В. В., Волковыский, И. В., Кадария, Ф. Д., Шепелев, Е.М. Управление персоналом [Текст] - М.: Феникс, 2008. - 596 с.
5. Барышева, А.В. Как сделать персонал ориентированным на клиента [Текст] // Управление персоналом / А.В. Барышева. - 2011. №8. - 24-33 с.
6. Беляцкий, Н.В. Системный подход в обучении [Текст] / Н.В. Беляцкий, Т.В. Лаврина, А.А. Тютин // Справочник по управлению персоналом.
- 2008. - №4. - С. 76-81.
7. Бутурина, Е., Нестеренок, Т. Алгоритмы построения системы обучения и развития [Текст] // Справочник по управлению персоналом. - 2014.- №3,-с. 42-47.
8. Бухалков, М.И.Управление персоналом [Текст]: учебник/ М.И. Бухалков,- М..ИНФРА-М, 2014. - 386 с.
9. Виды и методы профессионального обучения [Текст] // Экономика И учет труда. - 2007. - №4. - С. 85.
10. Ю.Гуртова, Е.С. Совершенствование организации труда и подготовки кадров [Текст] / Е.С. Гуртова // Социально-экономическая эффективность подготовки кадров. - Екатеринбург: Свет, 2009. - 87 с.
11. П.Дессер, Г. Управление персоналом [Текст] / Г. Дессер- М.: БИНОРМ. Лаборатория знаний, 2004. - 799 с.
12. Десслер, Г. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие для студентов вузов под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ, 2008.-555 с.
13. Дуракова, И.Б. Управление персоналом [Текст]: отбор и найм: Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 2012. - 336 с.
14. Дуракова, И.Б., Родин, О.А., Талтынов, С.М. Теория управления персоналом [Текст]: традиционные и новые подходы к планированию, обучению персонала и формированию кадровых служб: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. - 103 с.
15. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст] / Учебное пособие для студентов экономических вузов / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало; под редакцией А.Я. Кибанова. - М: Приор, 2008. - 525 с.
16. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов/А.П. Егоршин. - Н.Новгород: ЬЖМБ, 2007. - 110 с.
17. Журавлев, П. В., Карташов, С.В. и др. Технология управления персоналом [Текст]: настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 2012. - 576 с.
18. Журавлев, П. В., Кулапов, М. Н. Мировой опыт в управлении персоналом [Текст] Обзор зарубежных источников / Монография. - М.: Изд- во Российская Экономическая Академия, Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 232 с.
19. Журавлев, П.В., Одегов, Ю.Г., Волгин, Н.О. Управление человеческими ресурсами [Текст] - М.: Экзамен, 2010. - 443 с.
20. Зайцева, Т.В. Управление персоналом [Текст] / Т.В. Зайцева. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2006. - 335с.
21. Иванов-, В.А. Дополнительное профессиональное образование [Текст]: новые подходы / В.А. Иванов, Ф.П. Шагеева // Высшее образование в России. - 2015. - №2. - С. 103-106.
22. Иглин, В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики [Текст] / В.А. Иглин // Трудовое право. - 2009. - №12. - С. 66-74.
23. Ильин, А.И. Планирование на предприятии [Текст]: Учебник. - Мн.: Новое издание, 2009. - 272 с.
24. Кафидов, В. В. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 1-е издание, 2009. - 208 с.
25. Кельперис, И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом [Текст] / И. Кельперис // Управление персоналом. - 2007. - №7. - С. 56-58.
26. Кибанов, А.Я, Дуракова И.Б. Управление персоналом организации [Текст] : отбор и оценка при найме, аттестация. Уч. пос. - М., 2007. - 2-е изд. - 416с.
27. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст] : Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 247 с.
28. Кибанов, А.Я. Управления персоналом организации [Текст] : Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 548 с.
29. Кибанов, А.Я., Мамед - Заде, Г.А., Роднина, Т.А. Управление персоналом [Текст] : регламентация труда / Под ред. д.э.н., профессора А.Я. Кибанова. - М.: Экзамен, 2008. - 320 с.
30. Кобзева, В.В., Как повысить эффективность тренинга? [Текст] // журнал «Кадровое дело - 2011 г. - №8
31. З.Т.Лукичева, Л.И. Управление персоналом [Текст] /Л.И. Лукичева. - М.: ОМЕГ А-Л, 2006. - 264 с.
32. Магура, М.И. Поиск и отбор персонала [Текст] - М.: Интел - Синтез, 2009. - 220 с.
33. Магура, М.И. Современные персонал - технологии [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. М.: Интел - Синтез, 2009. - 288 с.
34. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст] / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА - М, 2013,- 312с.
35. Минервин, И.М. Внутрифирменное обучение рабочих [Текст] / И.М. Минервин // Экономист. - 2007. - №2. - С.81-84.
36. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации [Текст] / Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 475 с.
37. Плугина, М.А. Организация системы повышения квалификации [Текст] / М.А. Плугина // Высшее образование в России. - 2011. - №1. - С.126-129.
38. Подвербных, О.С. Опережающая переподготовка и непрерывное образование - залог эффективной занятости [Текст] / О.С. Подвербных // Человек и труд. - 2012. - №5. - С.36-38.
39. Попов, С. Г. Управление персоналом [Текст] / Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2011.-414 с.
40. Свергун, О., Пасс, Ю. и др. HR-практика. Управление персоналом [Текст]: как это есть на самом деле. - М., 2009. - 320 с.
41. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве [Текст] / Т.И. Сенченко. - М.: Педагогика, 2012. - 112 с.
42. Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции [Текст] / В.А. Сидоров. - М.: Высшая школа, 2015.¬271с.
43. Силюк, Н.А., Веселов, П.В., Галахов, В.В. Организация управленческого труда [Текст] - М.: Экономика. 2008. - 375 с.
44. Соколова, М.И., Дементьева, А.Г. Управление человеческими
ресурсами [Текст] / Учебник. - М.: «Проспект», 2009. - 240 с.
45. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление
персоналом [Текст] - Спб.: Издательство «Питер», 2013. - 184 с.
46. Торшина, К. Тестирование при приёме на работу [Текст] // Управление персоналом. - 2012. - № 12.
47. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст]: Учебно¬практическое пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2009. - 574 с.
48. Тюрина, И.О. Кадровый менеджмент [Текст]: процесс отбора персонала. // Социс. - 2007. - № 4.
49. Управление персоналом организации [Текст] / Учебник. Под ред. Кибанова А.Я. - 3-е изд. - М., 2009. - 638 с.
50. Управление персоналом предприятия [Текст]: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: Инфра - М., НГАЭиУ; Новосибирск, 2012. - 352 с.
51. Управление персоналом. Настольная книга менеджера [Текст] Стаут Л., пер. с анг. - М., 2009. - 536 с.
52. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. - М.: Приор, 2012. - 352 с.
53. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 448 с.
54. Усманова, Н.Р. Справочник по кадровой документации. Примеры должностных инструкций [Текст] / Н.Р. Усманова. - Приор, 2015 - 432 с.
55. Цыпкин, Ю. А. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие для вузов. - М.: «Юнити - Дана», 2008. - 544 с.
56. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации
[Текст]: Учебно-практическое пособие. Издание 4-е, переработанное и
дополненное. - М.: ООО ««Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. - 596 с.
57. Шкатулла, В. Подготовка и переподготовка кадров в организации [Текст] / В. Шкатулла // Кадровик. - 2013. - №1. - С. 40-45.