ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГОЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие словаря. Развитие словаря в онтогенезе 6
1.2 Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Анализ эффективных методов работы по обогащению словарного запаса
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.4 Возможности обогащения словарного запаса у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
2.1 Исследование уровня развития словаря старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 32
2.2 Методические рекомендации по обогащению словарного запаса у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе
формирования знаний и представлений об окружающем мире 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие словаря. Развитие словаря в онтогенезе 6
1.2 Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Анализ эффективных методов работы по обогащению словарного запаса
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.4 Возможности обогащения словарного запаса у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
2.1 Исследование уровня развития словаря старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 32
2.2 Методические рекомендации по обогащению словарного запаса у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе
формирования знаний и представлений об окружающем мире 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 - 60 годах XX века.
Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л. Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Также, важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина). Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь - залог успеха во многих и многих областях знания (Е.Ф.Архипова).
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Н. В. Серебрякова в своих работах подчеркивает, что для овладения грамотой необходимо сформировать у детей ориентировку как элемент языковой (речевой) действительности.
Знакомство с окружающим миром - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. И это время нельзя упустить, что и обуславливает актуальность нашей темы. Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной дипломной работы.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Объект исследования: процесс обогащения словарного запаса у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Цель исследования: определить направление и содержание работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении условий:
• Организация систематической работы по обогащению словарного запаса, в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире, с учетом речевых и когнитивных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
• Привлечение родителей детей с общим недоразвитием речи к работе по обогащению словарного запаса.
Задачи исследования:
1 .На основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать исследование уровня развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-системный подход к изучению peчи и пcиxoлoгичecкoгo paзвития peбeнкa, комплексный подход к изучению речи и психики (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.P. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
-положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
-комплексный подход к анализу нарушения речевой деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия в процессе знакомства с окружающим миром P.E. Левиной;
- исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №72» г. Белгород.
Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л. Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Также, важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина). Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь - залог успеха во многих и многих областях знания (Е.Ф.Архипова).
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Н. В. Серебрякова в своих работах подчеркивает, что для овладения грамотой необходимо сформировать у детей ориентировку как элемент языковой (речевой) действительности.
Знакомство с окружающим миром - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. И это время нельзя упустить, что и обуславливает актуальность нашей темы. Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной дипломной работы.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Объект исследования: процесс обогащения словарного запаса у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Цель исследования: определить направление и содержание работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении условий:
• Организация систематической работы по обогащению словарного запаса, в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире, с учетом речевых и когнитивных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
• Привлечение родителей детей с общим недоразвитием речи к работе по обогащению словарного запаса.
Задачи исследования:
1 .На основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать исследование уровня развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-системный подход к изучению peчи и пcиxoлoгичecкoгo paзвития peбeнкa, комплексный подход к изучению речи и психики (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.P. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
-положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
-комплексный подход к анализу нарушения речевой деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия в процессе знакомства с окружающим миром P.E. Левиной;
- исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №72» г. Белгород.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования словарного запаса остаётся актуальной и изучена недостаточно. Исследование словарного запаса имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии и тех или иных ошибок, которые допускали дети в заданиях. А с позиции практики - их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному воздействию.
Анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы:
Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем. Изменение и совершенствование лексики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека. Словарный запас регулярно пополняется новыми словами, значениями и оттенками значений, в результате чего язык постепенно усовершенствуется. Уточнение значения слова происходит в период формирования лексики. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения.
Одной из главных характерностей речи детей с ОНР выступает различие в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение большого количества слов; объем их пассивного словаря доходит до нормы. Для детей с ОНР характерно не знание многих действий предметов, не разбираются в оттенках цветов, плохо различают форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий. Дети крайне редко употребляют антонимы, в их речи отсутствуют синонимы.
Обогащение словаря происходит в ходе знакомства с окружающим миром, в игровой деятельности, в образовательной деятельности, в общении с окружающими его людьми. Эффективность логопедической работы по преодолению лексико-семантических нарушений у дошкольников не слишком высока. Словарная работа предполагает поэтапное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире.
Нами был проведен констатирующий эксперимент. На основе анализа методической литературы и объяснения теоретических основ исследования мы выделили направления констатирующего эксперимента по изучению словаря дошкольников с ОНР:
- исследование пассивного словаря, сюда мы включили номинативный, атрибутивный и предикативный словарь;
- исследование активного словаря - номинативный, атрибутивный и предикативный словарь;
- исследование словаря антонимов и синонимов;
- исследование словаря обобщающих слов.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: усвоение лексики у детей с ОНР является таким же процессом с прохождением определенных этапов со строгой взаимосвязью в развитии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии речи. Словарь детей с ОНР характеризовался в основном низким уровнем.
Наше исследование подтвердило известное положение о том, что у детей с ОНР активный словарь развит ниже возрастной нормы. Особенность ответов заключалось в том, что дети с ОНР, иногда вместо нужного слова называли другое слово.
Мы выявили нарушение функционально-операционной области мышления - обобщения, анализа, сравнения, синтеза и классификации, что в полной мере выразилось в задании на классификацию слов.
У многих детей с ОНР оказались несформированными синонимические ряды: возникало много лексических трудностей выполняя задания на подбор синонимов.
У дошкольников с ОНР страдает атрибутивный словарь. Дети в своей речи пользуются только прилагательными, обозначающие воспринимаемые свойства предметов.
У детей с ОНР нарушен словарь антонимов это заметно в незнании многих слов, в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря, согласно теории антонимических связей и отношений, антонимические противопоставления представляют собой единство родового и видового понятий.
Мы выяснили, что предикативный словарь у детей с ОНР находиться на низком уровне развития, это связано с ограниченными представлениями об окружающем мире.
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия:
1. Логопедическая работа по обогащению словаря синонимов;
2. Логопедическая работа по развитию активного словаря прилагательных;
3. Логопедическая работа по развитию активного словаря существительных;
1. Логопедическая работа по обогащению словаря антонимов;
2. Логопедическая работа по развитию словаря глаголов;
3. Логопедическая работа по развитию словаря обобщающих слов.
Все направления должны осуществляться в два этапа, сначала обогащение пассивного словаря детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
Логопедического воздействия должно проходить с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала).
Наше экспериментальное исследования подтвердило гипотезу констатирующего эксперимента о том, что у дошкольников с ОНР нарушено состояние всех компонентов речевой функциональной системы, и что нарушения лексики носит особый специфический характер. Работа по обогащению словаря должна быть выстроена по этапам. В логопедической работе учитывать структуру речевого нарушения.
Наша система рекомендаций позволит: создать коррекционно¬
развивающую среду; включить разработанный комплекс упражнений в занятия педагогов, или в индивидуальную работу с детьми; привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей, так, успех коррекционной работы во многом определяется в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Таким образом, гипотеза нашла свое отражение. Цель и задачи были достигнуты.
Анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы:
Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем. Изменение и совершенствование лексики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека. Словарный запас регулярно пополняется новыми словами, значениями и оттенками значений, в результате чего язык постепенно усовершенствуется. Уточнение значения слова происходит в период формирования лексики. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения.
Одной из главных характерностей речи детей с ОНР выступает различие в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение большого количества слов; объем их пассивного словаря доходит до нормы. Для детей с ОНР характерно не знание многих действий предметов, не разбираются в оттенках цветов, плохо различают форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий. Дети крайне редко употребляют антонимы, в их речи отсутствуют синонимы.
Обогащение словаря происходит в ходе знакомства с окружающим миром, в игровой деятельности, в образовательной деятельности, в общении с окружающими его людьми. Эффективность логопедической работы по преодолению лексико-семантических нарушений у дошкольников не слишком высока. Словарная работа предполагает поэтапное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире.
Нами был проведен констатирующий эксперимент. На основе анализа методической литературы и объяснения теоретических основ исследования мы выделили направления констатирующего эксперимента по изучению словаря дошкольников с ОНР:
- исследование пассивного словаря, сюда мы включили номинативный, атрибутивный и предикативный словарь;
- исследование активного словаря - номинативный, атрибутивный и предикативный словарь;
- исследование словаря антонимов и синонимов;
- исследование словаря обобщающих слов.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: усвоение лексики у детей с ОНР является таким же процессом с прохождением определенных этапов со строгой взаимосвязью в развитии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии речи. Словарь детей с ОНР характеризовался в основном низким уровнем.
Наше исследование подтвердило известное положение о том, что у детей с ОНР активный словарь развит ниже возрастной нормы. Особенность ответов заключалось в том, что дети с ОНР, иногда вместо нужного слова называли другое слово.
Мы выявили нарушение функционально-операционной области мышления - обобщения, анализа, сравнения, синтеза и классификации, что в полной мере выразилось в задании на классификацию слов.
У многих детей с ОНР оказались несформированными синонимические ряды: возникало много лексических трудностей выполняя задания на подбор синонимов.
У дошкольников с ОНР страдает атрибутивный словарь. Дети в своей речи пользуются только прилагательными, обозначающие воспринимаемые свойства предметов.
У детей с ОНР нарушен словарь антонимов это заметно в незнании многих слов, в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря, согласно теории антонимических связей и отношений, антонимические противопоставления представляют собой единство родового и видового понятий.
Мы выяснили, что предикативный словарь у детей с ОНР находиться на низком уровне развития, это связано с ограниченными представлениями об окружающем мире.
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия:
1. Логопедическая работа по обогащению словаря синонимов;
2. Логопедическая работа по развитию активного словаря прилагательных;
3. Логопедическая работа по развитию активного словаря существительных;
1. Логопедическая работа по обогащению словаря антонимов;
2. Логопедическая работа по развитию словаря глаголов;
3. Логопедическая работа по развитию словаря обобщающих слов.
Все направления должны осуществляться в два этапа, сначала обогащение пассивного словаря детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
Логопедического воздействия должно проходить с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала).
Наше экспериментальное исследования подтвердило гипотезу констатирующего эксперимента о том, что у дошкольников с ОНР нарушено состояние всех компонентов речевой функциональной системы, и что нарушения лексики носит особый специфический характер. Работа по обогащению словаря должна быть выстроена по этапам. В логопедической работе учитывать структуру речевого нарушения.
Наша система рекомендаций позволит: создать коррекционно¬
развивающую среду; включить разработанный комплекс упражнений в занятия педагогов, или в индивидуальную работу с детьми; привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей, так, успех коррекционной работы во многом определяется в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Таким образом, гипотеза нашла свое отражение. Цель и задачи были достигнуты.



