Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции британской политической карикатуры

Работа №73569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Карикатура в политическом дискурсе британских СМИ 7
1.1. Понятие политической карикатуры и ее функции 7
1.2. Развитие британской политической карикатуры 24
Глава 2. Современная британская карикатура: сохранение и слом
традиции 38
2.1. Карикатура в журнале «The Economist» 38
2.2. On-line-карикатуристика в издании «Vive Charlie» 46
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения

Актуальность исследования. Политическая карикатура всегда была не только средством осмысления событий, но и орудием пропаганды, а также способом выражения собственного критического взгляда на происшедшее. Искусство карикатуры развивалось шире и активнее в годы войн и серьезных политических столкновений. Поэтому напряженность современной политической обстановки также дает обширную почву для работы художников-карикатуристов.
Нередко именно карикатура, помещенная на обложку издания, становится лицом номера, отражая как «злобу дня», так и редакционную позицию по отношению к событиям политической реальности. Кроме того, сегодня карикатуры и сами становятся событиями. Так, например, журнал «New Yorker» анонсировал обложку нового мартовского номера, на которой изображен российский президент в образе денди Юстаса Тилли (один из символов журнала, персонаж, созданный Ри Ирвином, образ которого регулярно обыгрывается в издании), разглядывающего в монокль бабочку, Дональда Трампа (см. рис. 1 в Приложении).
Карикатуры французского сатирического еженедельника «Charlie Hebdo» и вовсе породили трагедию: 7 января 2015 года вооруженные боевики устроили террористический акт в редакции газеты, в результате нападения погибли 17 человек. Трагедия разделила общество на две части: одни утверждали, что теракт был не чем иным, как нападением на одну из главных ценностей демократии - свободу слова; другие же, выражая соболезнования семьям погибшим, усматривали в рисунках карикатуристов «Charlie Hebdo» признаки нарушения журналистской этики, спровоцировавшие агрессию исламистов.
Однако ситуация с «Charlie Hebdo» не первый случай того, как карикатура стала причиной усиления политической напряженности и даже межкультурного конфликта. 30 сентября 2005 года датская газета «Jyllands- Posten» опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Изображения служили иллюстрацией к статье о самоцензуре и свободе слова. Публикация этих сатирических изображений вызвала гнев со стороны мусульманского мира, была воспринята как провокация и вылилась в целую карикатурную войну, охватившую почти все европейские и мусульманские страны. Одним из ответов мусульманских СМИ стали карикатуры с антисемитским содержанием. В 2006 году даже был объявлен конкурс карикатур на тему Холокоста.
Таким образом, вышеперечисленные события делают актуальной проблему изучения традиций, сложившихся в карикатуре, а особенно их современного преломления. В связи с тем, что современные карикатуры порождают серьезные скандалы и даже вооруженные нападения, возникает вопрос и о необходимости серьезного, взвешенного подхода к этому виду политических текстов, остро встает вопрос о рамках дозволенного в карикатуре и соотношении свободы слова и этики.
Данная работа посвящена изучению развития британской карикатуры. А.С. Пушкин называл Великобританию Георгианской эпохи «отечеством карикатуры и пародии». Действительно, в Британии XVIII-XIX вв. одним из самых сильных средств воздействия на сознание людей были карикатуры. Считается, что именно эта страна является родоначальницей жанра политической карикатуры. По этой причине Британия задает карикатурный тон и другим странам. Исследование истории развития британской политической карикатуры позволяет увидеть динамику изменений жанра в современных условиях политической напряженности.
Цель работы - рассмотреть традиции британской политической карикатуры и процессы их трансформации в современной практике бумажных и электронных СМИ.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие «карикатура», классифицировать типы и функции карикатур;
2. провести исторический анализ британской политической карикатуры;
3. выявить традиции, сложившиеся в жанре британской политической карикатуры;
4. рассмотреть примеры современной политической карикатуры в журнале «The Economist» и on-line журнале «Vive Charlie»;
5. установить, изменились ли традиции карикатурного творчества по сравнению с классической карикатурой.
Объект исследования: классическая и современная политическая карикатура в британских периодических изданиях.
Предмет исследования: следование авторов сатирических изобразительных публикаций традициям классической карикатуры.
В работе использованы следующие методы: исторический анализ, композиционный и семантический анализ, описательный метод, сравнительный анализ, наблюдение.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвященные специфике жанра политической карикатуры, а также исследования по истории британской карикатуры российский и зарубежных авторов, таких как А. С. Айнутдинов, Е. А. Артемова, Б. Е. Ефимов, Б. Я. Виппер, А. П. Кротков, Д. Готье и Р Г. Прайс.
Эмпирическую базу исследования составили карикатуры в журнале «The Economist», а также в сатирическом on-line издании «Vive Charlie».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе доминирующие черты британской карикатуры систематизируются и рассматриваются в развитии.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут найти применение в реальной практике СМИ, так как в работе затрагивается проблема этики карикатурной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определяется основная цель и задачи исследования. Первая глава посвящена явлению карикатуры как части политического дискурса, исследуются понятие и функции политической карикатуры, рассматривается развитие карикатуры в британской прессе. Во второй главе анализу подвергается современная политическая карикатура на страницах «The Economist» и «Vive Charlie». В заключении обобщается материал исследования, представлены основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы провели исследование британской политической карикатуры на предмет следования современных авторов сатирических иллюстраций традициям, сложившимся в британской карикатуристике.
Изучая понятие политической карикатуры, мы установили, что карикатура сопровождает наиболее острые, полемические материалы в СМИ, так как главное оружие карикатуры - сатира и юмор. Используя их средства, автор карикатурного изображения осмеивает и разоблачает отдельные социальные или политические явления, метафоричное, символическое изображение, апеллирующее прежде всего к эмоциональной составляющей личности, призвано подчеркнуть и углубить мысль автора газетной или журнальной публикации, расставить необходимые акценты, сформировать определенное мнение у аудитории. Карикатура публицистична, а значит, всегда окрашена авторским отношением к изображаемому. Все элементы карикатуры, как вербальные, так и паралингвистические, подчинены авторской концепции.
Политическая карикатура представляет собой один из жанров этого сатирического изобразительного искусства. Ее важнейшим отличием от других видов является сфера функционирования: такая карикатура является частью политического дискурса и политических коммуникаций. Политическая карикатура выражает общественную реакцию на события политической среды, является средством осмысления и последующей критики принимаемых значимыми политическими фигурами решений.
Рассмотрев историю политической карикатуры в Великобритании, мы установили, что мощное развитие этот жанр получил благодаря отсутствию цензуры. По этой причине британскую карикатуру отличает смелость сатиры, отсутствие боязни изображать политических лидеров, включая коронованных особ, в неприглядном виде, направленность на развенчание навязанных образов и срывание масок. Британская политическая карикатура на заре своего развития выступала в качестве метода общественного контроля власти и была направлена на защиту интересов демократического общества. Классическая политическая карикатура «туманного Альбиона» - это сложное единство множества деталей, до конца понятное лишь образованному, интеллектуальному зрителю.
Во второй части работы мы рассмотрели два издания, представляющие собой разные виды современной политической карикатуры. Журнал «The Economist» - качественную карикатуру, благодаря сложности структуры обладающую значительным воздействующим потенциалом. On-line издание «Vive Charlie» представляет скандальный, маргинальные полюс британской карикатуристики. В целом, первое издание следует традициям, выработанным за годы развития карикатурного искусства Британии, а второе направлено на срыв традиций и отказ от каких бы то ни было ограничений в свободе выражения мнений.
По нашему мнению, современная британская карикатуристика переживает процесс смещения функций. Независимая ранее карикатура принимает манипулятивный характер, в то время как радикальное направление карикатуристики выдвигает на первый план инвективность этого жанра. Оставаясь важным элементом британского политического дискурса, карикатура должна найти баланс между принципами журналистики и свободой слова.



1. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.
2. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
3. Виппер Б. Я. Введение в историческое изучение искусства. М., 2002.
4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013.
5. Ефимов Б. Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961.
6. Кожеурова Н. С. Публицистика и философия: коммуникативно-мировоззренческие аспекты. М., 1994.
7. Кротков А. П. Карикатура: непридуманная история. М., 2015.
8. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М., 2005.
9. Успенский В. Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века. М., 2016.
10. Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903.
11. Яковлева С. А., Хогарт и английская графическая школа XVIII века: проблемы развития авторской и репродукционной гравюры: монография. Красноярск, 2014.
На иностранных языках:
12. Ames, W. Caricature and cartoon // http s: // global.britannica.com/art/caricature-and-cartoon
13. Gillray Observed: The Early Account of his Caricatures in «London and Paris». Cambridge, 1999.
14. Mayer, R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2001.
15. McBride, K. Cartoon vs. Caricature // https://www.poynter.org/ 2006/cartoon-vs-caricature/74022/
16. Press Ch. The political cartoon. London - Toronto, 1981.
17. Price R. G. G. A history of "Punch". London, 1957.
Учебные пособия, лекции
18. Baker K. The History of British Cartoons and Caricature // https://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/the-history-of-british- cartoons-and-caricature.
Авторефераты, диссертации
19. Айнутдинов А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: диссертация ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2010.
20. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2002.
21. Мамдух Х. Карикатура в периодической печати: автореф. дис. ... кандидата филологических наук. Минск, 1993.
22. Мичурин Д.С. Прецедентный поликодовый текст в вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ: диссертация ... кандидата филологических наук. Тверь, 2014.
23. Пойманова, O. B. Cемантическое пространство видеовербального текста: диссертация. кандидата филологических наук. М., 1997
Научные статьи
24. Бодрунова С. С. Британский рынок прессы и политический процесс: символический и медиакратический смысл «таблоидных поворотов» // Вестник СПбГУ; Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. №1. С. 188 - 206.
25. Большиянова, Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М., 1987. С. 50-56.
26. Кройчик Л. Е. Принципы публицистического творчества // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2014. №5. С. 137-143.
27. Сидорова М. С. Карикатура XXI века - пародия на искусство (этические аспекты) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 1(17). С. 42 - 47.
28. Шестаков А. Английская политическая карикатура // Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре. М., 2002. С. 236-265.
29. Шестаков В. Карикатура: визуальный язык гротеска и пародии // Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре. М., 2002. С. 6 - 21.
30. Шумилина Т. В. Конфликт принципов журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 1, 2011. C. 155-167.
Статьи в периодических изданиях
31. Ла Пальм Р Сверхискусство // Апропо: юмор и сатира народов мира. 1983. № 1. С. 88 - 92.
Словари и энциклопедии
32. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.,
2010.
33. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М., 1998.
34. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М. М., 1986.
Электронные ресурсы
35. Автор карикатуры на няню-убийцу рассказал о целях публикации // https://lenta.ru/news/2016/03/04/avtor/.
36. Горький М. Кукрыниксы // http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/ articles/article-121.htm.
37. Гуляев А. Предлагается кодекс карикатуриста // https:// baj.by/be/content/predlagaetsya-kodeks-karikaturista.
38. http://www.punch.co.uk/about/
39. Карпов В. Утопленники, чешуя и кишки. Откуда взялся британский туалетный юмор // https://lenta.ru/articles/2016/06/12/ british_satire/
Эмпирические материалы
40. http://www.economist.com/
41. http://www.economistgroup.com/what_we_do/our_brands/ the_economist_brand_family/the_economist.html
42. http://www.vivecharliemag.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ