СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ НА ДОРОГЕ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Роль социально-психологических факторов в поведении водителей
1.1 Проблема психологического фактора в системе «водитель - автомобиль - дорога - среда» в контексте безопасности дорожного движения
1.2 Влияние ценностных ориентаций на поведение человека 17
1.3 Стилевые характеристики поведения водителей 21
1.4 Особенности проявления агрессии на дороге 29
ВЫВОДЫ ПО АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЗОРУ 35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Процедура исследования 37
2.3 Методы исследования 38
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 50
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Проверка гипотезы 1: Мужчины и женщины различаются по стилевым
характеристикам вождения 51
3.2 Проверка гипотезы 2: Стилевые характеристики вождения связаны с ведущими ценностями водителей 54
3.3 Проверка гипотезы 3: Водители с разным уровнем агрессивности различаются по стилевым характеристикам вождения 56
3.4 Проверка гипотезы 4: Между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия 61
3.5 Проверка гипотезы 5: Большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных
3.6 Обсуждение результатов 68
ВЫВОДЫ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ A 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 108
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Роль социально-психологических факторов в поведении водителей
1.1 Проблема психологического фактора в системе «водитель - автомобиль - дорога - среда» в контексте безопасности дорожного движения
1.2 Влияние ценностных ориентаций на поведение человека 17
1.3 Стилевые характеристики поведения водителей 21
1.4 Особенности проявления агрессии на дороге 29
ВЫВОДЫ ПО АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЗОРУ 35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Процедура исследования 37
2.3 Методы исследования 38
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 50
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Проверка гипотезы 1: Мужчины и женщины различаются по стилевым
характеристикам вождения 51
3.2 Проверка гипотезы 2: Стилевые характеристики вождения связаны с ведущими ценностями водителей 54
3.3 Проверка гипотезы 3: Водители с разным уровнем агрессивности различаются по стилевым характеристикам вождения 56
3.4 Проверка гипотезы 4: Между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия 61
3.5 Проверка гипотезы 5: Большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных
3.6 Обсуждение результатов 68
ВЫВОДЫ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ A 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 108
Безопасность дорожного движения - первоочередная задача, которую решают специалисты разных областей, в том числе и психологи. Решение этой задачи должно происходить комплексно, учитывая все звенья системы: водитель - автомобиль - дорога - среда. Большая доля дорожно-транспортных происшествий приходится на роль «человеческого фактора». По статистическим данным, 70-80% ДТП происходит из-за ошибок водителя [40].
Водитель является связующим звеном всех элементов системы, и именно от него зависит, насколько безопасным будет дорожное движение. Цена ошибки в данных обстоятельствах слишком высока. Именно поэтому проблема надежности водителя - наиболее актуальная в транспортной сфере и повышение надежности - первоочередная задача специалистов из разных отраслей, и не в последнюю очередь - актуальная задача социальной психологии.
Проблема безопасности дорожного движения актуальна для всего мира, особенно учитывая страны с высоким показателем автомобилизации, который увеличивается с каждым днем. Статистика продаж автомобилей и получения прав показывает, насколько стремительно происходит этот рост.
Согласно данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", на 1 января 2016 года в российском парке насчитывалось почти 41 миллион легковых автомобилей. По данным сайта http://www.gibdd.ru, количество лиц, получивших право на управление транспортным средством в 2015 году (учитывая все категории) составляет 1871928, из них - 1457677 - категория В.
Уровень аварийности в мире является достаточно высоким. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тысячи человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы. Ежегодно в ДТП от 20 до 50 миллионов человек получают различного рода травмы, а жертвами становятся более 1,25 миллиона человек (186 тысяч из них дети). Этот показатель остается практически неизменным с 2007 г.
Роль автомобиля в нашей жизни сложно переоценить. С его помощью поддерживаются различные системы жизнеобеспечения, удовлетворяются социально-экономические потребности населения. Личный автомобиль стал необходимым атрибутом большинства людей, а в некоторых семьях имеется больше одного автомобиля. Особенно это касается высокого ритма больших городов, где экономия времени является важным фактором. Автомобиль упрощает передвижение и добавляет комфорта поездке.
Как в любой сфере человеческой жизни, на безопасность дорожного движения влияет множество факторов, в том числе и психологических. Изучением взаимодействия оператора и техники начали заниматься специалисты инженерной психологии. Исследованиями в данной сфере занимались такие крупные советские ученые, как Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Г.М. Зараковский, В.Ф. Бенда, Д.Ю. Панов, В.П. Мунипов, В.Ф. Рубахин, В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян и другие. Главным принципом их работы являлось описание машины через призму человеческой деятельности [40, 34].
Таким образом, исследования в сфере автотранспортной психологии велись в аспекте взаимодействия водителя и автомобиля, и процесс вождения рассматривался как деятельность. Современные исследователи предлагают расширить зону исследования и изучать процесс вождения как более сложную систему, в которую также входит процесс общения между водителями и является частью дорожного поведения [19,21].
На данном этапе имеется направление исследований, посвященных социально-психологическим факторам поведения водителей. Также имеются предпосылки создания системы отбора кандидатов в водители и прогнозирования аварийности, основанного на комплексной диагностике психофизиологических факторов и индивидуального стиля вождения [1, 25].
Несмотря на то, что данная тема активно разрабатывается, все ещё остаются сферы, требующие исследований. На данный момент активно ведутся поиски способов, которые будут предупреждать опасное поведение, а также критериев, на основании которых можно будет привлекать к ответственности недобросовестных водителей. Изучение социально-психологических факторов является одним из направлений решения данной проблемы.
Цель исследования: установить связь между личностными особенностями водителей и стилем вождения.
Объект: жители Санкт-Петербурга разного пола и возраста, являющиеся водителями автомобилей.
Предмет: личностные особенности водителей, стиль вождения автомобиля.
Выборка: 76 человек (45 мужчин, 31 женщина) в возрасте от 19 до 53 лет
Гипотезы исследования:
1. Мужчины и женщины различаются по стилевым характеристикам вождения.
2. Стилевые характеристики вождения связаны с ведущими ценностями водителей.
3. Водители с разным уровнем агрессивности различаются по стилевым характеристикам вождения.
4. Между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия.
5. Большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию социально-психологических факторов поведения водителей на дороге.
2. Создать схему эксперимента, соответствующую стилевым характеристикам вождения.
3. Создать систему наблюдений во время эксперимента, разработать критерии оценки поведения в дорожных ситуациях.
4. Исследовать уровень агрессивности у водителей.
5. Выявить стилевые характеристики водителей.
6. Исследовать связь между теоретически предполагаемым и реально проявляемым в эксперименте поведением.
7. Исследовать связь между ведущими ценностями водителей и стилевыми характеристиками вождения.
8. Проанализировать стремления водителей в совершенствовании индивидуального стиля вождения.
Методы исследования:
1. Эксперимент, в котором респонденту предлагалось действовать, управляя моделью автомобиля, в смоделированных дорожных ситуациях
2. Ценностный опросник Ш.Шварца
3. Тест руки в адаптации Т.Н. Курбатовой.
4. Опросник «Стиль вождения» Ю.И. Лобановой
5. Метод самооценки и постановки индивидуальных целей в совершенствовании своего стиля вождения «Автомобиль» Е.В. Сидоренко
Водитель является связующим звеном всех элементов системы, и именно от него зависит, насколько безопасным будет дорожное движение. Цена ошибки в данных обстоятельствах слишком высока. Именно поэтому проблема надежности водителя - наиболее актуальная в транспортной сфере и повышение надежности - первоочередная задача специалистов из разных отраслей, и не в последнюю очередь - актуальная задача социальной психологии.
Проблема безопасности дорожного движения актуальна для всего мира, особенно учитывая страны с высоким показателем автомобилизации, который увеличивается с каждым днем. Статистика продаж автомобилей и получения прав показывает, насколько стремительно происходит этот рост.
Согласно данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", на 1 января 2016 года в российском парке насчитывалось почти 41 миллион легковых автомобилей. По данным сайта http://www.gibdd.ru, количество лиц, получивших право на управление транспортным средством в 2015 году (учитывая все категории) составляет 1871928, из них - 1457677 - категория В.
Уровень аварийности в мире является достаточно высоким. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тысячи человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы. Ежегодно в ДТП от 20 до 50 миллионов человек получают различного рода травмы, а жертвами становятся более 1,25 миллиона человек (186 тысяч из них дети). Этот показатель остается практически неизменным с 2007 г.
Роль автомобиля в нашей жизни сложно переоценить. С его помощью поддерживаются различные системы жизнеобеспечения, удовлетворяются социально-экономические потребности населения. Личный автомобиль стал необходимым атрибутом большинства людей, а в некоторых семьях имеется больше одного автомобиля. Особенно это касается высокого ритма больших городов, где экономия времени является важным фактором. Автомобиль упрощает передвижение и добавляет комфорта поездке.
Как в любой сфере человеческой жизни, на безопасность дорожного движения влияет множество факторов, в том числе и психологических. Изучением взаимодействия оператора и техники начали заниматься специалисты инженерной психологии. Исследованиями в данной сфере занимались такие крупные советские ученые, как Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Г.М. Зараковский, В.Ф. Бенда, Д.Ю. Панов, В.П. Мунипов, В.Ф. Рубахин, В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян и другие. Главным принципом их работы являлось описание машины через призму человеческой деятельности [40, 34].
Таким образом, исследования в сфере автотранспортной психологии велись в аспекте взаимодействия водителя и автомобиля, и процесс вождения рассматривался как деятельность. Современные исследователи предлагают расширить зону исследования и изучать процесс вождения как более сложную систему, в которую также входит процесс общения между водителями и является частью дорожного поведения [19,21].
На данном этапе имеется направление исследований, посвященных социально-психологическим факторам поведения водителей. Также имеются предпосылки создания системы отбора кандидатов в водители и прогнозирования аварийности, основанного на комплексной диагностике психофизиологических факторов и индивидуального стиля вождения [1, 25].
Несмотря на то, что данная тема активно разрабатывается, все ещё остаются сферы, требующие исследований. На данный момент активно ведутся поиски способов, которые будут предупреждать опасное поведение, а также критериев, на основании которых можно будет привлекать к ответственности недобросовестных водителей. Изучение социально-психологических факторов является одним из направлений решения данной проблемы.
Цель исследования: установить связь между личностными особенностями водителей и стилем вождения.
Объект: жители Санкт-Петербурга разного пола и возраста, являющиеся водителями автомобилей.
Предмет: личностные особенности водителей, стиль вождения автомобиля.
Выборка: 76 человек (45 мужчин, 31 женщина) в возрасте от 19 до 53 лет
Гипотезы исследования:
1. Мужчины и женщины различаются по стилевым характеристикам вождения.
2. Стилевые характеристики вождения связаны с ведущими ценностями водителей.
3. Водители с разным уровнем агрессивности различаются по стилевым характеристикам вождения.
4. Между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия.
5. Большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию социально-психологических факторов поведения водителей на дороге.
2. Создать схему эксперимента, соответствующую стилевым характеристикам вождения.
3. Создать систему наблюдений во время эксперимента, разработать критерии оценки поведения в дорожных ситуациях.
4. Исследовать уровень агрессивности у водителей.
5. Выявить стилевые характеристики водителей.
6. Исследовать связь между теоретически предполагаемым и реально проявляемым в эксперименте поведением.
7. Исследовать связь между ведущими ценностями водителей и стилевыми характеристиками вождения.
8. Проанализировать стремления водителей в совершенствовании индивидуального стиля вождения.
Методы исследования:
1. Эксперимент, в котором респонденту предлагалось действовать, управляя моделью автомобиля, в смоделированных дорожных ситуациях
2. Ценностный опросник Ш.Шварца
3. Тест руки в адаптации Т.Н. Курбатовой.
4. Опросник «Стиль вождения» Ю.И. Лобановой
5. Метод самооценки и постановки индивидуальных целей в совершенствовании своего стиля вождения «Автомобиль» Е.В. Сидоренко
Как видно из аналитического обзора, психологами недостаточно исследованы детерминанты поведения водителей на дороге, а также нет единого представления о способах повышения безопасности дорожного движения. Дорожное движение - это сложная и динамическая система, с множеством переменных, которые требуют изучения. Вместе с тем, анализ литературы по данной проблематике показал, что, несомненно, требуется более глубокое изучение психологических аспектов поведения водителей на дороге, так как человеческий фактор играет первостепенную роль.
Анализ данных экспериментального исследования позволил выявить ряд достоверных различий и взаимосвязей, частично подтверждающих гипотезы, выдвинутые в начале исследования.
Проведенное исследование в полной мере позволило выполнить поставленные задачи, а также наметить план дальнейшей работы по изучению социально - психологических факторов поведения водителей. Требуется более глубокий анализ особенностей дорожного поведения водителей с высоким уровнем агрессивности, изучение внешних факторов, влияющих на проявление агрессии и способов ее предотвращения. Также мы видим необходимость усовершенствовать эксперимент путем увеличения предъявляемых дорожных ситуаций и увеличить объем выборки для обеспечения высокой достоверности результатов.
Полученные результаты можно использовать для диагностики кандидатов в водители и разработки и внедрения программ информационного и воспитательного характера, с целью коррекции стиля вождения и повышения культуры дорожного движения.
Анализ данных экспериментального исследования позволил выявить ряд достоверных различий и взаимосвязей, частично подтверждающих гипотезы, выдвинутые в начале исследования.
Проведенное исследование в полной мере позволило выполнить поставленные задачи, а также наметить план дальнейшей работы по изучению социально - психологических факторов поведения водителей. Требуется более глубокий анализ особенностей дорожного поведения водителей с высоким уровнем агрессивности, изучение внешних факторов, влияющих на проявление агрессии и способов ее предотвращения. Также мы видим необходимость усовершенствовать эксперимент путем увеличения предъявляемых дорожных ситуаций и увеличить объем выборки для обеспечения высокой достоверности результатов.
Полученные результаты можно использовать для диагностики кандидатов в водители и разработки и внедрения программ информационного и воспитательного характера, с целью коррекции стиля вождения и повышения культуры дорожного движения.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ НА ДОРОГЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ-ПОЛИЦЕЙСКИХ СОТРУДНИКОВ МВД
РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4470 р. Год сдачи: 2023 - ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕТОДАМИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОВЕДЕНИЕМ ВОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ НА УЧАСТКАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВОДИТЕЛЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Магистерская диссертация, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - Феномен надежности групповой деятельности в условиях с разной степенью неопределенности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ ВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



