ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
1.1. История развития психологической службы в вузе 10
1.2. Цели и задачи Психологической службы вуза в современных условиях 16
1.3. Модели Психологических служб в вузах России 33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
2.1. Модель психологической службы НИУ «БелГУ»
2.2. Организация работы Психологической службы НИУ «БелГУ»
(классический университет»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Проект о «Создании Психологической службы НИУ «БелГУ» 90
Приложение 2. Приказ об открытии проекта «Создание психологической службы НИУ «БелГУ»
Приложение 3. Положение о Психологической службе НИУ «БелГУ» 120
Приложение 4. Положение о Студенческой психологической службе
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
1.1. История развития психологической службы в вузе 10
1.2. Цели и задачи Психологической службы вуза в современных условиях 16
1.3. Модели Психологических служб в вузах России 33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
2.1. Модель психологической службы НИУ «БелГУ»
2.2. Организация работы Психологической службы НИУ «БелГУ»
(классический университет»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Проект о «Создании Психологической службы НИУ «БелГУ» 90
Приложение 2. Приказ об открытии проекта «Создание психологической службы НИУ «БелГУ»
Приложение 3. Положение о Психологической службе НИУ «БелГУ» 120
Приложение 4. Положение о Студенческой психологической службе
Сегодня нельзя отрицать тот факт, что психология - одна из главных прикладных наук, которая даёт самое важное знание - знание о человеческой личности. Психология сегодня востребована в образовании, медицине, бизнесе, спорте, политике, правоохранительных органах, во всех сферах, где живёт и трудится человек.
Современное общество живёт во всё более высоком ритме, к личности предъявляются всё большие требования. Экономическая ситуация в стране создала рост конкурентоспособности, повышение требований к личности специалиста, необходимость получения дополнительного образования или переподготовки. В связи с этим выпускник вуза должен иметь не только базу знаний, умений и навыков, но и быть психологически подготовленным к будущей трудовой деятельности: работать в режиме многозадачности, быть стрессоустойчивым, коммуникабельным, эмпатийным, ориентированным на клиента, нести ответственность за принятые решения и др. Образовательная среда вуза должна развивать не только профессиональные компетенции студентов, но и их личностные особенности.
Психологическая служба оказывает необходимое психологическое сопровождение участникам образовательного процесса, а именно: решает задачи по созданию психологической безопасности образовательного процесса, поддержанию психического здоровья его участников, развитию личности в среде вуза.
В настоящее время Психологическая служба всё более активно развивается в качестве подразделения в различных организациях. В высших учебных заведениях Психологическая служба сегодня особенно необходима. В юношеском возрасте личность сталкивается с двумя важными и определяющими дальнейшее развитие личности задачами - профессиональное и личностное самоопределение. Решая эти задачи, личность может столкнуться с чувством одиночества, эмоциональными расстройствами (апатия, депрессивные расстройства, эмоциональная отчужденность), потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний. Последствия этого самые различные: нежелание осваивать профессию, разрыв дружеских связей, уход в себя, появление зависимостей (социальные сети, алкоголь, наркотики, компьютерные игры и др.) и даже суицид. Психологическое сопровождение личности на данном этапе развития является не менее важным и значимым ещё и потому, что современная система образования предъявляет высокие требования не только к уровню знаний ученика, но и к уровню развития его личности. Это умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, нести ответственность за свои действия, способность к саморегуляции поведения. В связи с этим нужно учитывать ещё и готовность преподавателей к решению этих задач, а также желание и возможности самих студентов.
В последнее время лишь 10-15 % студенческой популяции могут считаться полностью здоровыми [38]. Хронические соматические заболевания провоцируют возникновение психологического дискомфорта и декомпенсации, действуя как дезадаптирующий или психотравмирующий фактор, затрудняющий процесс обучения.
Всё это подчёркивает значимость психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов в вузе.
Практика психологической службы в вузах существует во всём мире. Ни один университет в Западной Европе, Японии и США не обходится без постоянно действующей разветвлённой системы поддержки студентов [11,13,14]. За рубежом они носят названия: «University Counseling Center» (Университетский консультативный центр), «Student Support Service» (Служба поддержки студентов), «Center for Counseling &Student Development» (Центр консультирования и развития студентов).
Изучением задач Психологической службы в вузе занимались за рубежом (Англия, Франция, Чехия, Словакия) со второй половины 20 века. У истоков её развития стояли Бинэ А., Валлон А., Шварц Й., Витцлаг Г. и другие [6].
В России фундамент развития Психологической службы был заложен с возникновением педологии (Басов М.Я., Бехтерев В.М., Выготский Л.С., Залкинд А.Б., Моложавый С.С., Нечаев А.П., Румянцев Н.П., Сикорский И.А., Шувалов А.В.). С выходом «Положения о психологической службе в системе народного образования» (1990) была чётко определена модель психологической службы, а также цели, задачи и основные направления работы психологов в образовании. Определение понятия «Психологическая служба вуза» пытались дать с точки зрения её структуры (Бодалёв А.А., Забродин Ю.М., Захарова А.А., Ермакова П.Н.), целей и задач её деятельности (Абульханова К.А., Дубровина И.В., Мартынова Т.Н., Соколова О.В.), ведущих направлений деятельности (Арсеньева Т.Н., Глухова Е.С., Жидкова В.В., Рубцова В.В., Кручинина В.А., Ткачёв В.Н.) [36].
По итогам Всероссийского Съезда практических психологов образования (3 апреля 2018 года) психологи пришли к выводу, что на сегодняшний день в России пока нет единой общепринятой модели Психологической службы, она не стала обязательным подразделением в вузах и создается по инициативе администрации, психологов вузов. Наиболее острыми на Съезде признали вопросы статуса психолога в системе современного образования, лицензирования отдельных видов деятельности, периодической аттестации специалистов, сертификации средств и методов психологической помощи в целях предупреждения негативных воздействий на психику человека [Сидорова М.А.].
Таким образом, психологическая служба в вузе - это, с одной стороны - отрасль психологии и не только, с другой стороны - подразделение в образовательном учреждении, которое занимается вопросами психологического сопровождения субъектов образовательного процесса, а именно: студентов, преподавателей, сотрудников, используя все направления деятельности практического психолога.
Проблема исследования: как организовать эффективную работу психологической службы в классическом университете?
Объект исследования: психологическая служба вуза;
Предмет исследования: организация работы психологической службы университета;
Цель исследования: создать теоретическую модель психологической службы НИУ «БелГУ» и организовать её работу;
Гипотеза: Организация работы психологической службы будет эффективна, если на основе изучения опыта создания психологических служб будет разработана теоретическая модель психологической службы, предложен и реализован алгоритм её практической реализации.
В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать историю развития психологических служб в системе высшего образовании (Для чего они создавались? С какими проблемами столкнулись в своём развитии? Кто внёс основной вклад в развитие?);
2) изучить и обобщить опыт работы психологических служб вузов страны и выделить приоритетные направления деятельности, особенности её структуры, цели и задачи;
3) разработать теоретическую модель Психологической службы;
4) подготовить банк психологических материалов для организации эффективной работы Психологической службы по отдельным направлениям деятельности (банк диагностических методик для психологической диагностики студентов, программы тренингов для студентов, брошюры для старост с рекомендациями, разработанные кураторские часы, психологические памятки для сотрудников университета).
Теоретической основой исследования явились идеи Дубровиной И.В., которая рассмотрела задачи психолога образования в сопровождении детей с дошкольного возраста до периода отрочества, разработала концепцию работы психолога в образовании, приоритетные направления работы психолога, описала требования к личности психолога и кабинетам, необходимые для психологической деятельности; Пейсахова Н.М., который был основоположником развития психологических служб в вузе и доказал необходимость создания психологических моделей специалистов, где развивались 4 иерархических уровня личности.
Методы исследования:
1) изучение нормативно-правовой документации;
2) экспертная оценка;
3) анализ продуктов деятельности;
4) контент анализ;
5) непараметрические методы: многофакторный дисперсионный анализ, корреляционый анализ, проверка на нормальность распределения (Колмагорова-Смирнова) - используются при обработке данных диагностических обследований студентов и сотрудников вуза.
База и выборка исследования: Психологическая служба НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 4057 студентов всех курсов вуза, 550 преподавателей и сотрудников, 200 старост студенческих групп, 120 студентов, обратившихся на консультацию, 83 студента с группой инвалидности, 20 заместителей по социально-воспитательной работе, более 200 кураторов. Всего: более 8000 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая служба является необходимым и обязательным структурным подразделением образовательной организации;
2. Работа психологических служб вуза должна осуществляться по следующим направлениям: психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность (проведение тренингов, развивающих занятий), психологическое консультирование (личные обращения, телефон доверия, оффлайн-запросы), психологическая экспертиза, курирование студенческой психологической службы, организация практики студентов-психологов, работа с иностранными студентами, психологическое сопровождение лиц с ОВЗ, сирот, методическая поддержка кураторов, оказание психологических услуг на коммерческой основе, сотрудничество;
3. Приоритетной целью Психологической службы НИУ «БелГУ» является оказание квалифицированной психологической помощи студентам, преподавателям и сотрудникам, создание психологической безопасности образовательной среды вуза, а также повышение психологической грамотности и культуры взаимодействия участников образовательного процесса;
4. За полтора года работы Психологическая служба НИУ «БелГУ» охватила услугами более 8000 человек, что подтверждает востребованность оказания психологических услуг в университете;
5. Для пользования Психологической службой НИУ «БелГУ» составлен «Комплект диагностических и коррекционно-развивающих материалов для работы сотрудников Психологической службы НИУ «БелГУ» (май, 2018).
Научная новизна заключается в создании модели Психологической службы в современном классическом университете на примере НИУ «БелГУ». Приводятся приоритетные направления работы психолога на основе результатов диагностики адаптационного потенциала студентов, уровня психологической безопасности образовательной среды, характера и статистики об-ращений студентов, удовлетворенности студентами качеством преподавания. Собран банк психологических ресурсов для оказания поддержки студентам и сотрудникам вуза.
Практическая значимость работы:
1) разработка теоретической модели Психологической службы НИУ «БелГУ» на основе анализа деятельности современных психологических служб в вузах России;
2) организация работы Психологической службы НИУ «БелГУ» на основе созданной модели её функционирования;
3) создание банка психологических ресурсов для работы психологов со студентами, кураторами, сотрудниками университета (методический материал, видеоматериал, презентационный материал).
Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными задачами; состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы проанализированы этапы становления и развития психологической службы в высшем образовании, определены социально-экономические и политические условия в стране, способствующие возникновению службы и препятствий в её развитии, а также указан индивидуальный вклад психологов в развитие истории отечественных психологических служб. Обобщен опыт создания Психологических служб в отечественных и зарубежных вузах.
Во второй главе представлена разработанная теоретическая модель Психологической службы НИУ «БелГУ», приведены результаты анализа частоты и характера обращений в Психологическую службу, описана структура и положение Психологической службы НИУ «БелГУ» в вузе, описан алгоритм выполнения психологической деятельности по всем направлениям деятельности согласно созданной модели.
Приложения включают в себя четыре документа, регламентирующих работу Психологической службы НИУ «БелГУ».
Список использованных источников включает в себя 66 позиций. Объём работы без приложений - 89 страниц.
Современное общество живёт во всё более высоком ритме, к личности предъявляются всё большие требования. Экономическая ситуация в стране создала рост конкурентоспособности, повышение требований к личности специалиста, необходимость получения дополнительного образования или переподготовки. В связи с этим выпускник вуза должен иметь не только базу знаний, умений и навыков, но и быть психологически подготовленным к будущей трудовой деятельности: работать в режиме многозадачности, быть стрессоустойчивым, коммуникабельным, эмпатийным, ориентированным на клиента, нести ответственность за принятые решения и др. Образовательная среда вуза должна развивать не только профессиональные компетенции студентов, но и их личностные особенности.
Психологическая служба оказывает необходимое психологическое сопровождение участникам образовательного процесса, а именно: решает задачи по созданию психологической безопасности образовательного процесса, поддержанию психического здоровья его участников, развитию личности в среде вуза.
В настоящее время Психологическая служба всё более активно развивается в качестве подразделения в различных организациях. В высших учебных заведениях Психологическая служба сегодня особенно необходима. В юношеском возрасте личность сталкивается с двумя важными и определяющими дальнейшее развитие личности задачами - профессиональное и личностное самоопределение. Решая эти задачи, личность может столкнуться с чувством одиночества, эмоциональными расстройствами (апатия, депрессивные расстройства, эмоциональная отчужденность), потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний. Последствия этого самые различные: нежелание осваивать профессию, разрыв дружеских связей, уход в себя, появление зависимостей (социальные сети, алкоголь, наркотики, компьютерные игры и др.) и даже суицид. Психологическое сопровождение личности на данном этапе развития является не менее важным и значимым ещё и потому, что современная система образования предъявляет высокие требования не только к уровню знаний ученика, но и к уровню развития его личности. Это умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, нести ответственность за свои действия, способность к саморегуляции поведения. В связи с этим нужно учитывать ещё и готовность преподавателей к решению этих задач, а также желание и возможности самих студентов.
В последнее время лишь 10-15 % студенческой популяции могут считаться полностью здоровыми [38]. Хронические соматические заболевания провоцируют возникновение психологического дискомфорта и декомпенсации, действуя как дезадаптирующий или психотравмирующий фактор, затрудняющий процесс обучения.
Всё это подчёркивает значимость психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов в вузе.
Практика психологической службы в вузах существует во всём мире. Ни один университет в Западной Европе, Японии и США не обходится без постоянно действующей разветвлённой системы поддержки студентов [11,13,14]. За рубежом они носят названия: «University Counseling Center» (Университетский консультативный центр), «Student Support Service» (Служба поддержки студентов), «Center for Counseling &Student Development» (Центр консультирования и развития студентов).
Изучением задач Психологической службы в вузе занимались за рубежом (Англия, Франция, Чехия, Словакия) со второй половины 20 века. У истоков её развития стояли Бинэ А., Валлон А., Шварц Й., Витцлаг Г. и другие [6].
В России фундамент развития Психологической службы был заложен с возникновением педологии (Басов М.Я., Бехтерев В.М., Выготский Л.С., Залкинд А.Б., Моложавый С.С., Нечаев А.П., Румянцев Н.П., Сикорский И.А., Шувалов А.В.). С выходом «Положения о психологической службе в системе народного образования» (1990) была чётко определена модель психологической службы, а также цели, задачи и основные направления работы психологов в образовании. Определение понятия «Психологическая служба вуза» пытались дать с точки зрения её структуры (Бодалёв А.А., Забродин Ю.М., Захарова А.А., Ермакова П.Н.), целей и задач её деятельности (Абульханова К.А., Дубровина И.В., Мартынова Т.Н., Соколова О.В.), ведущих направлений деятельности (Арсеньева Т.Н., Глухова Е.С., Жидкова В.В., Рубцова В.В., Кручинина В.А., Ткачёв В.Н.) [36].
По итогам Всероссийского Съезда практических психологов образования (3 апреля 2018 года) психологи пришли к выводу, что на сегодняшний день в России пока нет единой общепринятой модели Психологической службы, она не стала обязательным подразделением в вузах и создается по инициативе администрации, психологов вузов. Наиболее острыми на Съезде признали вопросы статуса психолога в системе современного образования, лицензирования отдельных видов деятельности, периодической аттестации специалистов, сертификации средств и методов психологической помощи в целях предупреждения негативных воздействий на психику человека [Сидорова М.А.].
Таким образом, психологическая служба в вузе - это, с одной стороны - отрасль психологии и не только, с другой стороны - подразделение в образовательном учреждении, которое занимается вопросами психологического сопровождения субъектов образовательного процесса, а именно: студентов, преподавателей, сотрудников, используя все направления деятельности практического психолога.
Проблема исследования: как организовать эффективную работу психологической службы в классическом университете?
Объект исследования: психологическая служба вуза;
Предмет исследования: организация работы психологической службы университета;
Цель исследования: создать теоретическую модель психологической службы НИУ «БелГУ» и организовать её работу;
Гипотеза: Организация работы психологической службы будет эффективна, если на основе изучения опыта создания психологических служб будет разработана теоретическая модель психологической службы, предложен и реализован алгоритм её практической реализации.
В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать историю развития психологических служб в системе высшего образовании (Для чего они создавались? С какими проблемами столкнулись в своём развитии? Кто внёс основной вклад в развитие?);
2) изучить и обобщить опыт работы психологических служб вузов страны и выделить приоритетные направления деятельности, особенности её структуры, цели и задачи;
3) разработать теоретическую модель Психологической службы;
4) подготовить банк психологических материалов для организации эффективной работы Психологической службы по отдельным направлениям деятельности (банк диагностических методик для психологической диагностики студентов, программы тренингов для студентов, брошюры для старост с рекомендациями, разработанные кураторские часы, психологические памятки для сотрудников университета).
Теоретической основой исследования явились идеи Дубровиной И.В., которая рассмотрела задачи психолога образования в сопровождении детей с дошкольного возраста до периода отрочества, разработала концепцию работы психолога в образовании, приоритетные направления работы психолога, описала требования к личности психолога и кабинетам, необходимые для психологической деятельности; Пейсахова Н.М., который был основоположником развития психологических служб в вузе и доказал необходимость создания психологических моделей специалистов, где развивались 4 иерархических уровня личности.
Методы исследования:
1) изучение нормативно-правовой документации;
2) экспертная оценка;
3) анализ продуктов деятельности;
4) контент анализ;
5) непараметрические методы: многофакторный дисперсионный анализ, корреляционый анализ, проверка на нормальность распределения (Колмагорова-Смирнова) - используются при обработке данных диагностических обследований студентов и сотрудников вуза.
База и выборка исследования: Психологическая служба НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 4057 студентов всех курсов вуза, 550 преподавателей и сотрудников, 200 старост студенческих групп, 120 студентов, обратившихся на консультацию, 83 студента с группой инвалидности, 20 заместителей по социально-воспитательной работе, более 200 кураторов. Всего: более 8000 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая служба является необходимым и обязательным структурным подразделением образовательной организации;
2. Работа психологических служб вуза должна осуществляться по следующим направлениям: психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность (проведение тренингов, развивающих занятий), психологическое консультирование (личные обращения, телефон доверия, оффлайн-запросы), психологическая экспертиза, курирование студенческой психологической службы, организация практики студентов-психологов, работа с иностранными студентами, психологическое сопровождение лиц с ОВЗ, сирот, методическая поддержка кураторов, оказание психологических услуг на коммерческой основе, сотрудничество;
3. Приоритетной целью Психологической службы НИУ «БелГУ» является оказание квалифицированной психологической помощи студентам, преподавателям и сотрудникам, создание психологической безопасности образовательной среды вуза, а также повышение психологической грамотности и культуры взаимодействия участников образовательного процесса;
4. За полтора года работы Психологическая служба НИУ «БелГУ» охватила услугами более 8000 человек, что подтверждает востребованность оказания психологических услуг в университете;
5. Для пользования Психологической службой НИУ «БелГУ» составлен «Комплект диагностических и коррекционно-развивающих материалов для работы сотрудников Психологической службы НИУ «БелГУ» (май, 2018).
Научная новизна заключается в создании модели Психологической службы в современном классическом университете на примере НИУ «БелГУ». Приводятся приоритетные направления работы психолога на основе результатов диагностики адаптационного потенциала студентов, уровня психологической безопасности образовательной среды, характера и статистики об-ращений студентов, удовлетворенности студентами качеством преподавания. Собран банк психологических ресурсов для оказания поддержки студентам и сотрудникам вуза.
Практическая значимость работы:
1) разработка теоретической модели Психологической службы НИУ «БелГУ» на основе анализа деятельности современных психологических служб в вузах России;
2) организация работы Психологической службы НИУ «БелГУ» на основе созданной модели её функционирования;
3) создание банка психологических ресурсов для работы психологов со студентами, кураторами, сотрудниками университета (методический материал, видеоматериал, презентационный материал).
Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными задачами; состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы проанализированы этапы становления и развития психологической службы в высшем образовании, определены социально-экономические и политические условия в стране, способствующие возникновению службы и препятствий в её развитии, а также указан индивидуальный вклад психологов в развитие истории отечественных психологических служб. Обобщен опыт создания Психологических служб в отечественных и зарубежных вузах.
Во второй главе представлена разработанная теоретическая модель Психологической службы НИУ «БелГУ», приведены результаты анализа частоты и характера обращений в Психологическую службу, описана структура и положение Психологической службы НИУ «БелГУ» в вузе, описан алгоритм выполнения психологической деятельности по всем направлениям деятельности согласно созданной модели.
Приложения включают в себя четыре документа, регламентирующих работу Психологической службы НИУ «БелГУ».
Список использованных источников включает в себя 66 позиций. Объём работы без приложений - 89 страниц.
Необходимость психологической службы в вузе доказана ещё отечественными психологами Пейсаховым (1981), Карандашевым (1993), Ляудисом (1998), Смирновым (1995). Первую психологическую службу организовали сотрудники лаборатории психологических проблем высшей школы в Казанском государственном университете (1977) при кафедре педагогики и психологии.
В 2018 году Психологическая служба в образовании является неотъемлемой частью образовательного процесса. Педагоги-психологи совместно с социальными работниками, медиками, логопедами и дефектологами оказывают всестороннюю поддержку субъектам образовательного процесса.
В настоящее время отсутствует единый подход в определении целей, задач, содержания, методах работы Службы, места и статуса психолога в системе образования, отсутствии стандартов оказания психологической помощи, использования диагностического материала, отсутствии единой системы повышения квалификации специалистов Службы, несформированности единой системы взаимодействия при оказании профессиональной помощи на разных уровнях образования.
В ходе анализа работы Психологических служб Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Северо-Восточного государственного университета (СВГУ), Удмуртского государственного университета, МГИМО, Центра практической психологии Новосибирского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Российской правовой академии (РПА Минюста России), Томского политехнического университета, выдвинуты новые перспективные цели:
1) создание психологической безопасности образовательной среды,
2) гуманизация образовательного процесса,
3) поддержание психического здоровья участников образовательной среды, 4) развитие психологической грамотности и культуры взаимодействия студентов и преподавателей,
5) развитие личностного потенциала студента,
6) психологическая поддержка всех нуждающихся студентов и преподавателей.
Для реализации поставленных целей и задач Психологической службе в образовании необходима чёткая организационная структура, нормативно - правовая база и необходимый инструментарий для оказания качественных психологических услуг.
Работа Психологической службы НИУ «БелГУ» организована по 12 направлениям: психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность (проведение тренингов, развивающих занятий), психологическое консультирование (личные обращения, телефон доверия, оффлайн-запросы), психологическая экспертиза, курирование студенческой психологической службы, организация практики студентов-психологов, работа с иностранными студентами, психологическое сопровождение лиц с ОВЗ, сирот, методическая поддержка кураторов, оказание психологических услуг на коммерческой основе, сотрудничество.
Деятельность выстраивается согласно Плану работы на год, полугодие, который составляют работники Психологической службы.
Кабинеты. Психологическая служба оснащена 8 кабинетами, необходимыми для организации и выполнения всех направлений деятельности: практического психолога образования, психологического консультирования, психологического тренинга, психологической разгрузки, психодиагностики, комната для посетителей, полиграфического обследования, офис Психологи-ческой службы НИУ «БелГУ». Они выполнены согласно всем стандартам, оснащены необходимым оборудованием и мебелью.
Документация. Положение о Психологической службе НИУ «БелГУ», должностные инструкции работников, «Положение об оказании платных услуг», Журнал ведения консультаций, Журнал коррекционно-развивающих занятий, электронная база диагностируемых.
Маркетинг. Разрабатывается сайт Психологической службы, создано 4 страницы в социальных сетях (https://vk.com/psyservis), (https: //vk.com/spsbsu),(https: //www.bsu.edu.ru/bsu/structure/detail .php?ID=2295) (Facebook).
Сотрудничество. Психологическая служба получила более 8 положи-тельных отзывов о сотрудничестве с разными организациями, 10 партнеров.
Объем проделанной работы: более 8000 человек (диагностика - более 5000, консультации - более 120 (очных), 13 - оффлайн, тренинги - более 60, мастер классы - 27, семинары - 20, круглые столы - 4, и др).
Кроме организации работы Психологической службы НИУ «БелГУ» был выпущен «Комплект материалов для работы психолога Психологической службы НИУ «БелГУ», где представлен диагностический материал (15 методик, 1 из них на 7 языках), программы психологических тренингов (10), доклады, семинары и памятки по психопрофилактике и просвещению (9).
Перспективные задачи Психологической службы: 1) развитие и продвижение коммерческих услуг; 2) разработка рекламных и информационных материалов для продвижения услуг службы; 3) открытие сайта; 4) внесение дохода в бюджет вуза; 5) соглашения о сотрудничестве с разными центрами (медицинский, психологические); 6) окончательная комплектация кабинетов;
7) расширение штата.
В 2018 году Психологическая служба в образовании является неотъемлемой частью образовательного процесса. Педагоги-психологи совместно с социальными работниками, медиками, логопедами и дефектологами оказывают всестороннюю поддержку субъектам образовательного процесса.
В настоящее время отсутствует единый подход в определении целей, задач, содержания, методах работы Службы, места и статуса психолога в системе образования, отсутствии стандартов оказания психологической помощи, использования диагностического материала, отсутствии единой системы повышения квалификации специалистов Службы, несформированности единой системы взаимодействия при оказании профессиональной помощи на разных уровнях образования.
В ходе анализа работы Психологических служб Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Северо-Восточного государственного университета (СВГУ), Удмуртского государственного университета, МГИМО, Центра практической психологии Новосибирского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Российской правовой академии (РПА Минюста России), Томского политехнического университета, выдвинуты новые перспективные цели:
1) создание психологической безопасности образовательной среды,
2) гуманизация образовательного процесса,
3) поддержание психического здоровья участников образовательной среды, 4) развитие психологической грамотности и культуры взаимодействия студентов и преподавателей,
5) развитие личностного потенциала студента,
6) психологическая поддержка всех нуждающихся студентов и преподавателей.
Для реализации поставленных целей и задач Психологической службе в образовании необходима чёткая организационная структура, нормативно - правовая база и необходимый инструментарий для оказания качественных психологических услуг.
Работа Психологической службы НИУ «БелГУ» организована по 12 направлениям: психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность (проведение тренингов, развивающих занятий), психологическое консультирование (личные обращения, телефон доверия, оффлайн-запросы), психологическая экспертиза, курирование студенческой психологической службы, организация практики студентов-психологов, работа с иностранными студентами, психологическое сопровождение лиц с ОВЗ, сирот, методическая поддержка кураторов, оказание психологических услуг на коммерческой основе, сотрудничество.
Деятельность выстраивается согласно Плану работы на год, полугодие, который составляют работники Психологической службы.
Кабинеты. Психологическая служба оснащена 8 кабинетами, необходимыми для организации и выполнения всех направлений деятельности: практического психолога образования, психологического консультирования, психологического тренинга, психологической разгрузки, психодиагностики, комната для посетителей, полиграфического обследования, офис Психологи-ческой службы НИУ «БелГУ». Они выполнены согласно всем стандартам, оснащены необходимым оборудованием и мебелью.
Документация. Положение о Психологической службе НИУ «БелГУ», должностные инструкции работников, «Положение об оказании платных услуг», Журнал ведения консультаций, Журнал коррекционно-развивающих занятий, электронная база диагностируемых.
Маркетинг. Разрабатывается сайт Психологической службы, создано 4 страницы в социальных сетях (https://vk.com/psyservis), (https: //vk.com/spsbsu),(https: //www.bsu.edu.ru/bsu/structure/detail .php?ID=2295) (Facebook).
Сотрудничество. Психологическая служба получила более 8 положи-тельных отзывов о сотрудничестве с разными организациями, 10 партнеров.
Объем проделанной работы: более 8000 человек (диагностика - более 5000, консультации - более 120 (очных), 13 - оффлайн, тренинги - более 60, мастер классы - 27, семинары - 20, круглые столы - 4, и др).
Кроме организации работы Психологической службы НИУ «БелГУ» был выпущен «Комплект материалов для работы психолога Психологической службы НИУ «БелГУ», где представлен диагностический материал (15 методик, 1 из них на 7 языках), программы психологических тренингов (10), доклады, семинары и памятки по психопрофилактике и просвещению (9).
Перспективные задачи Психологической службы: 1) развитие и продвижение коммерческих услуг; 2) разработка рекламных и информационных материалов для продвижения услуг службы; 3) открытие сайта; 4) внесение дохода в бюджет вуза; 5) соглашения о сотрудничестве с разными центрами (медицинский, психологические); 6) окончательная комплектация кабинетов;
7) расширение штата.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Психологические особенности детей, занимающихся в детской школе искусств
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Повышение уровня психологической грамотности родителей как условие первичной психопрофилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО АКТИВИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование кадрового менеджмента в системе муниципальной службы (на примере муниципальных образований Московского района г. Санкт-Петербурга)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Ценностно-смысловая сфера подростков: возможности дистанционного психологического консультирования
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



