Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования

Работа №7356

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы199стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-16
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Н. Ф. ФЕДОРОВА, К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО, В. И. ВЕРНАДСКОГО В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУССКОГО КОСМИЗМА О МИРЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ВОСПИТАНИИ
1.1. Теоретико-мировоззренческие основы русского космизма
в трудах Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского...17-41
1.2. Связь научно-философских идей Н. Ф. Федорова,
К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и их педагогической деятельности 41-61
1.3. Идеалы, цели, содержание воспитания и обучения
в воззрениях представителей русского космизма Н. Ф. Федорова,
К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского 61-88
Выводы по первой главе 88-93
ГЛАВА II. ОСВОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РУССКОГО КОСМИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ ОСНОВАХ, НАПРАВЛЕНИЯХ И ФОРМАХ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Идеи русского космизма в разработке содержания
современного ноосферного образования, духовно-нравственного развития человека 94-115
2.2. Ноосферная направленность мировоззренческих основ
и ведущих целей современного экологического образования 115-130
2.3. Реализация идей ноосферного образования в современных учебно-воспитательных учреждениях разного типа..131-150
Выводы по второй главе 150-155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156-158
ЛИТЕРАТУРА 159-194
ПРИЛОЖЕНИЯ 195-199



Актуальность исследования. Техногенное развитие цивилизации, возросшая мощь экономики, негативные тенденции ее глобализации стали главными факторами изменения биосферных констант Земли. Обострилась борьба за ресурсы, произошло небывалое расслоение мира по доходам. Обозначился кризис духовности человека вследствие его отчуждения от природы. Человечество оказалось перед угрозой системного, общецивилизационного кризиса, достигло «пределов роста». Уже в середине ХХ1 века могут возникнуть условия, при которых дальнейшее развитие цивилизации станет невозможным. Ее выживание и сохранение биосферы возможно только при условии гармонизации взаимоотношений человека, социума и природы как единого целого на основе глобальности мышления и ответственности человека за жизнь на планете.
Проблемы будущего социоприродного цивилизационного развития впервые получили общемировое политическое признание на Конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992). В принятых ею документах («Декларация об устойчивом развитии», «Повестка дня на ХХ1 век») содержится вывод о необходимости перехода человечества на путь пропорционального, динамичного и устойчивого развития. Переход к нему должен обеспечить сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения окружающей среды, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работе Генеральной Ассамблеи ООН (г. Нью-Йорк, 1997) и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (г.Йоханнесбург, 2002). Данная концепция во многом базируется на идеях целостности мира и ноосферного характера развития цивилизации.
Образование играет ключевую роль в обеспечении динамического развития, способствует изменению системы ценностей, приоритетов, идеалов каждого человека ради коренного преобразования цивилизации. Роль образования в создании основы устойчивого социально-экономического и духовного развития подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 го- да»(3, с. 26). Идея о развитии мира как единого целого, представление о человеке как части природы, о его интеллектуально-духовной мощи становятся мировоззренческой основой образовательного процесса.
Разработка теоретико-мировоззренческих основ современного образования, ориентированного на устойчивое социально¬экономическое и духовное развитие цивилизации, связана, в частности, с освоением и творческим развитием трудов представителей русского космизма. Русский космизм, как особое течение философской мысли, сформировался в конце Х1Х - начале ХХ вв. Важное значение в контексте проблем устойчивого развития имеет наследие представителей ноосферного направления русского космизма Н. Ф. Федорова (1829-1903), К. Э. Циолковского (1857-1935), В. И. Вернадского (1863¬1945).
В основе философских идей этих мыслителей лежит представление о мире как едином целом и ноосферном, активно-творческом характере эволюции природы, общества, человеческой цивилизации.
Н.Ф. Федоров и К.Э. Циолковский в своих трудах предвосхитили идею ноосферы, развивая мысль об активном, деятельном начале человека, способном преобразовать мир на гуманистических основах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Историко-теоретическое исследование на тему: «Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования» проведено в связи с актуальностью проблемы дальнейшего развития цивилизации. Острая конфронтация человека и природы, угроза системного кризиса выдвигают на повестку дня вопросы выживания цивилизации и биосферы, организации целостной системы образования, ориентированной на ноосферное развитие. Результаты исследования, полученные на основе комплекса методов, среди которых преимущественное значение имел сравнительный метод, на материале многообразных источников с преобладанием историко-философской и социально-экологической литературы позволили сформулировать следующие общие выводы:
1. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский разработали ведущие теоретико-мировоззренческие основы русского космизма. Основа нового миропонимания, заложенная в их трудах, базируется на антропокосмических идеях единства мира, глобальной взаимозависимости человека и космоса, убежденности в духовно¬творческой, преобразующей роли человечества. Будущее человечества связывается ими с новой формой цивилизационного развития, которое В.И. Вернадский назвал ноосферой. Она способна стать важным фактором сознательной и нравственно-оправданной управляемой социоприродной эволюции на базе созидательного, творческого труда, общественного интеллекта и образовательного общества. Главное средство ее развития - превращение науки в «мощную геологическую силу», в глобальных масштабах изменяющую природу Земли. Формированию ноосферы будет способствовать утверждение в теории и на практике системности духовной жизни - единства научного, философского, художественного, религиозного и опытно-практического восприятия мира.
2. Антропокосмические идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского нашли отражение в разработке ими фундаментальных проблем воспитания и обучения, особенно в контексте космопланетарных процессов, значимости образования в эволюции природы и общества. На фоне разрушительных для духовного мира человека ориентаций, преимущественно на настоящее и прошлое, представители космизма утверждают приоритет категории будущего в воспитании и обучении. Представление о будущем цивилизации связано в русском космизме с убежденностью в космическом предназначении человечества, верой в безграничное развитие человека, сущности личности и ее способностей. Важнейшей задачей образования является формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер человека одновременно с развитием его практически волевых качеств. Внимание к отдельной личности неотделимо от космического представления о человеке; масштаб личности определяется степенью его причастности к всеобщему.



1. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 1992. - № 11.- С. 2-59.
2. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образо¬вания: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России.
- 1996. - № 7. - С. 3-57.
3. Концепция модернизации российского образования на пе¬риод до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 2002. - № 6. - С. 11-40.
4. Абрамова Т. В. Космизм в русской религиозной философии: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 1994. - 23 с.
5. Аксенов Г. П. Вернадский. - М.: Соратник, 1994. - 544 с.
6. Аксенов Г. П. «Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность»: В. И. Вернадский: ноосфера, творчество, нравственность: Из цикла «История этических учений». - М.: Знание, 1990. - 64 с.
7. Аксенов Г. П. Мир по Вернадскому //Природа. - 1992. - С. 91-96.
8. Баландин Р.К. Вернадский В.И. //Российская педагогичес¬кая энциклопедия: В 2 т. /Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т.
1. - С. 140-141.
9. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. - М.: Знание, 1988. - 208 с.

160
10. Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
11. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
12. Библер В. С. От науковедения к логике культур: Два фило-софских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
13. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по пед. антропологии и философии образования. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. - 112 с.
14. Боголюбова Н .Г., Тюрин Е. Л. Космизм как научная концепция развития человечества //Общее дело: Сб. докл. /Под ред. С. Г. Семеновой. - М.: МФТИ, 1990. - С. 67.
15. Брыханов В. Г. О философской основе научно-технического творчества К. Э. Циолковского: Автореф. дис. ... канд. философ. наук.
- Л., 1954. - 18 с.
16. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход //Высшее обра¬зование в России. - 1994. - № 4. - С. 16-21.
17. Букейханов Н.Р., Клапенко Т.П. Формирование «ноосфер¬ного» мышления у студентов педагогических институтов //Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О. Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. II. - С. 68-69.
18. Буковская Г. В. Воспитание экологической культуры в сис¬теме туристско-краеведческой деятельности //Педагогика. - 2002. - №
6. - С. 48-51.
19. Буровский А., Василевская М. Человек нового тысячелетия //Наука и религия. - 1997. - № 9. - С. 12-15.

161
20. Буровский А. В «ноосфере», которую построил Вернадский //Человек. - 1992. - № 4. - С. 178-180.
21. Буровский А.М. Возникновение и проблематика антропо-экологии: (Социально-философские аспекты): Дис. ... докт. философ. наук. - Красноярск, 1996. - 307 с.
22. Буровский А. М. Концепция ноосферной школы //Ноосфер¬ная школа: концепция и программы /Под ред. А.М. Буровского. - Красноярск: Изд-во НМЦ НЭО, 1995. - С. 6-21.
23. Буровский А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы //Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 13-17.
24. Буровский А. М. Ноосферное образование: рождение идеи и проблема внедрения //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.-метод. конф. /Под ред. Г. С. Смирнова. - Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. - С. 27-30.
25. Буровский А. М. Ноосферология //XXI век: будущее России в философском измерении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т ./Под ред. Н. В. Бряник. - Екатеринбург: УГУ, 1999. - Т. 4, ч. 2. - С. 64-65.
26. Буровский А. М. Почему экологическое образование должно быть ноосферным?//Экологическое образование /Под ред. Н. П. Саль- мон-Салиевой. - М.: Изд-во РАО, 1996. - С. 15-16.
27. Буровский А.М. Российская культурная традиция и пост¬роение ноосферной школы //Современная культура и изменения в содержании образования: Метод. мат. науч.-практ. конф. - Новоси¬бирск: НГУ, 1995. - С. 45-48.
28. Буровский А. М. Люди ли мы? (О соотношении «естествен¬ного» и «искусственного» в современном человеке) //Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С. 122-133.

162
29. Бых Н. Г. Религиозные основы учения Н. Ф. Федорова: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1996. - 200 с.
30. Ваняхро В. Г. Обоснование возможности управления процес¬сами самоорганизации биосферы //Стратегия опережающего развития для России XXI века: Сб. науч. тр.: В 4 т. /Под ред. А. Д. Урсула. - М.: МНЭПУ, 1999. - Т. 4, ч. 2. - С. 43-53.
31. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина - отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с.
32. Вентцель /Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 1999. - 214 с.
33. Вербитский А.А. Основы концепции развития непрерыв¬ного экологического образования //Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 31¬36.
34. Веркашинская В. С. Педагогическая деятельность Циолковс¬кого и его «космическая философия» //Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 49-53.
35. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера /Отв. ред. Б.С. Соколов, А. А. Ярошевский. - М.: Наука, 1989. - 261 с.
36. Вернадский В. И. Дневники 1917-1921. Октябрь 1917-январь 1920 / Сост. М. Ю. Сорокина и др. - Киев: Наукова думка, 1994. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ